Выделяют следующие виды норм международного права административные. Кодификация норм международного права и их прогрессивное развитие


Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения субъектов международных отношений. Вместе с тем, норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Из содержания международно-правовой нормы, субъект международного права может судить о своем возможном и должном поведении, о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Поэтому в международно-правовой доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой положение, изложенное в виде постановления, международного договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

В международно-правовой доктрине и практики используется термин «мягкое право» для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом – о неправовых международных нормах.

В первом случае имеются в виду такие нормы, которые в отличие от «твердого права», не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры» и так далее.

Ко второму виду норм «мягкого права» относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

В международно-правовой доктрине делалось немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм:

· по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные;

· по юридической силе – императивные, диспозитивные;

· по функциям в системе – материальные, процессуальные;

· по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Некоторые нормы международного права в доктрине называют нормами-принципами . Это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.

Из ряда принципов выделяются основные принципы (jus cogens) международного права , составляющие фундамент международного правопорядка. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Такие нормы должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. Например, к основным относят принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и другие.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права». В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права». Главными отличительными признаками универсальных норм является их глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом – это действительно всеобщие международные нормы.

Партикулярными нормами в международно-правовой доктрине принято называть региональные или локальные нормы. Установлена иерархия между универсальными и партикулярными нормами, касающимися одних и тех же вопросов – партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.

В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз. Поэтому региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов в конкретном регионе.

Локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев – на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Императивные нормы – нормы обязательного предписания. Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Диспозитивные нормы – это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Материальная норма представляет собой правило по поводу участия субъектов международного права при использовании международных объектов, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Основная особенность материальных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования.

Процессуальные нормы – это нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором – только последний. Потребность в повышении эффективности международного права побудила государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах или актах, и др.

Предыдущая

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Суворова, В. Я.
Локальные нормы международного права /В. Я.
Суворова.
//Правоведение. -1973. - № 6. - С. 93 - 98
  • Статья находится в издании «Правоведение. »
  • Материал(ы):
    • Локальные нормы международного права.
      Суворова В. Я

      Суворова В. Я.

      Локальные нормы международного права

      Характерная черта современного международного права-тенденция к расширению пространственной и предметной сферы действия его норм. Данная тенденция обусловлена бурным развитием межгосудар-ственных связей, их интенсификацией, ибо жизненно важные всеобщие интересы могут быть защищены только коллективными усилиями госу-дарств. Растет число и значение универсальных международных дого-воров и организаций, повышается роль универсального международно-правового регулирования. Тем не менее, по-прежнему, важное место принадлежит локальному регулированию.

      Локальное и универсальное регулирование - это два способа пра-вового воздействия на межгосударственные отношения. Они взаимо-связаны, взаимопереплетаются, хотя локальное регулирование и зани-мает подчиненное положение (по сравнению с универсальным).

      В большинстве работ, посвященных общетеоретическим проблемам международного права, авторы признают целесообразность локального регулирования. Однако анализу природы и специфики этого способа регулирования международных отношений не уделяется достаточного внимания.

      Принято считать, что локальные нормы международного права отличаются от универсальных по числу участников отношений, на регу-лирование которых направлена норма. Между тем это скорее внешний признак, отражающий действительную сущность данных норм, но не раскрывающий их юридическую природу. Локальное регулирование имеет свои особенности, обусловленные содержанием и целями ука-занных норм.

      Прежде чем характеризовать специфику локального регулирова-ния, выясним значение таких терминов, как «локальные», «партику-лярные», «региональные» нормы, так как они чаще всего употребляют-ся авторами в связи с рассмотрением вопроса о классификации источ-ников международного права и содержащихся в них норм по сфере действия.

      В советской международно-правовой литературе для норм, связы-вающих два или несколько государств, преимущественно применяется

      термин «локальные нормы», а иногда - «партикулярные нормы», «Исключительно широкое место принадлежит в современных междуна-родных правоотношениях локальным (партикулярным) нормам, т. е., таким нормам, которые в рамках общего международного права регу-лируют конкретные отношения двух или нескольких государств».

      Нет необходимости пользоваться этим архаическим термином в международно-правовых исследованиях, ибо термин «локальный» до-статочно полно отражает суть явления.

      В международном праве термины «локальный договор», «локаль-ный обычай» или «локальная норма» означают соответственно договор, обычай или норму, действующие на определенной, ограниченной части пространства.

      Понятием «локальные нормы» охватываются нормы как двусто-ронние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности, Последние делятся на многосторонние нормы регионального характера (они связывают несколько государств, расположенных в одном геогра-фическом районе) и нерегионального (такие нормы регулируют отно-шения между несколькими государствами, не связанными географиче-ским расположением).

      Не вполне прав В. М. Шуршалов, относящий к разряду региональ-ных все двусторонние и многосторонние соглашения, заключаемые с целью установления определенных правоотношений между конкретными государствами,-«все международные договоры, не носящие характера всеобщности». Договоры, «не носящие характера всеобщности»,- локальные договоры. Понятия «локальный договор» и «региональный договор» не совпадают; первое гораздо шире второго. Соотношение данных понятий следует рассматривать как соотношение рода и вида.

      Локальное регулирование позволяет регламентировать отношения между государствами более детально и полно, т. е. учитывать местные условия, возможность специализации производства, специфические взаимные интересы государств.

      Локальные нормы, как правило, более конкретны. Они могут развивать и детализировать универсальные нормы и оказывать эффек-тивное воздействие на международные отношения.

      В одних случаях уточнение, конкретизация и детализация универ-сальной нормы может быть юридической обязанностью государств, вы-текающей из норм универсального действия. «Вообще в тех случаях, когда тот или иной принцип международного права требует для своей реализации конкретизирующих его норм, создание таковых составляет правовую обязанность, уклонение от которой есть нарушение этого принципа». Например, принцип запрещения силы и угрозы силой, за-крепленный в Уставе ООН, общепризнанный. Согласно этому принци-пу «каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против терри-ториальной неприкосновенности или политической независимости лю-бого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций». Каждое государство за-интересовано в том, чтобы данный принцип был закреплен в виде чет-ких взаимных обязательств в конкретных соглашениях.

      Благодаря активным и целенаправленным действиям советской ди-пломатии универсальная норма о неприменении силы и угрозы силой воплотилась в конкретные двусторонние обязательства. Таковы, напри-мер, Договор между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., Договор между ПНР и ФРГ об основах нормализации их взаимных отношений от 7 декабря 1970 г., «Основы взаимоотношений между СССР и США» от 29 мая 1972 г., Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны от 22 июня 1973 г. В частности, в ст. 2 Соглашения между СССР и США о предотвращении ядерной войны прямо указы-вается на то, что «каждая сторона будет воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны, против союзников другой стороны и против других стран в обстоятельствах, которые мо-гут поставить под угрозу международный мир и безопасность». По договору между СССР и ФРГ стороны приняли на себя обязательство во всех вопросах, затрагивающих европейскую безопасность, и в своих взаимоотношениях воздерживаться от угрозы силой или ее применения.

      В других случаях заключение локальных соглашений - это право государств, вытекающее из универсальной нормы. Так, в ст. 52 Устава ООН говорится, что Устав ни в коей мере не препятствует существова-нию региональных соглашений или органов, если «такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Ор-ганизации». Члены ООН, участники региональных соглашений, долж-ны приложить все усилия для достижения мирного урегулирования местных споров с помощью таких соглашений до передачи этих споров в Совет Безопасности. Совет Безопасности обязан поощрять мирное ре-шение споров при помощи региональных соглашений. Он имеет право использовать их для принудительных действий против агрессора. Госу-дарства, участвующие в региональных соглашениях, находятся в одном географическом районе. Региональные нормы - специальное средство правового воздействия на межгосударственные отношения, которые имеют специфические особенности в данном районе. Географическая

      близость государств - основа для более развитых форм международ-ного сотрудничества и взаимной помощи в сохранении мира.

      Локальные кормы развивают и конкретизируют правовые нормы общего действия, регламентируют отношения, еще не урегулированные международным правом, хотя в этом и есть необходимость. Так, цель соглашения между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 23 мая 1972 г. - решение некоторых аспектов проблемы окружающей среды и разработка мер по предотвращению загрязнений, изучение загрязнений и их воздействия на окружающую среду и разработка основ регулирования влияния человеческой дея-тельности на природу.

      В международном праве нет заранее установленного объема ло-кального регулирования, который существует во внутригосударствен-ном праве. Государство вправе решать любые проблемы междуна-родной жизни как на многосторонней основе, так и на двусторонней. Однако следует иметь в виду, что только те локальные нормы будут иметь юридическую силу, которые не противоречат универсальным нормам, имеющим характер jus cogens. Данное положение - общепри-знанное в советской международно-правовой литературе, об этом же говорят некоторые зарубежные авторы.

      Круг межгосударственных отношений, которые могут быть урегу-лированы локальными нормами, шире, чем круг отношений, подлежа-щих и «поддающихся» универсальной регламентации. С помощью локальных норм возможно воздействовать на все международные отношения, в том числе и на особо важные для государств мирового сообщества. Хотя такая проблема не может быть решена полностью двумя, тремя или несколькими государствами, тем не менее государ-ства стремятся сделать это хотя бы частично. Так, проблема обеспече-ния мира и безопасности - предмет заботы всех государств мира. Наи-более радикальный способ обеспечения мира и безопасности - всеоб-щее и полное разоружение. Естественно, указанная проблема не может быть решена двумя-тремя государствами. В условиях современной гон-ки вооружений интересы борьбы за мир требуют использования всех имеющихся ныне возможностей практического ее разрешения. Зна-чительный вклад в дело разрядки международной напряженности - подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в ат-мосфере, в космическом пространстве и под водой; Договора о прин-ципах деятельности государств в космическом пространстве, включая

      Луну и другие небесные тела, запрещающего размещение в космиче-ском пространстве и на небесных телах ядерного оружия; Договора о неразмещении ядерного оружия; Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других ви-дов массового уничтожения; Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологиче-ского) и токсинного оружия и об их уничтожении и др.

      Те же цели преследуют советско-американские двусторонние со-глашения об ограничении стратегических вооружений и предотвраще-нии ядерной войны. В частности, Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглаше-ние о некоторых мерах в области ограничения стратегических насту-пательных вооружений устанавливают для двух крупнейших держав количественные ограничения на наиболее разрушительные виды ору-жия, способствуют сдерживанию гонки вооружений и открывают пер-спективы для дальнейшего продвижения к всеобщему и полному разо-ружению. Особое значение в деле упрочения мира имеет соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны. Задача этого соглашения - создание таких условий, при которых опасность возник-новения ядерной войны в любой точке земного шара была бы умень-шена и в конечном итоге устранена.

      Хотя указанные соглашения заключены между двумя державами, их значение выходит далеко за пределы двусторонней договоренности. Они имеют, если можно так выразиться, универсальный эффект, по-скольку обеспечивают интересы укрепления мира и безопасности. Влия-ние в мире стран, подписавших эти соглашения, настолько велико, что отношения между ними во многом определяют состояние международ-ных отношений вообще. Л. И. Брежнев в выступлении по американ-скому телевидению подчеркнул, что «от климата, преобладающего в отношениях между нашими двумя странами, в немалой степени зависит и общая атмосфера в мире. Ни экономическая, ни военная мощь, ни международный вес не дают нашим странам никаких дополнительных прав, но налагают на них особую ответственность за судьбы всеобщего мира, за предотвращение войны». Интересы всеобщего мира, интере-сы государств настоятельно требуют наращивания усилий на пути, проложенном советско-американскими соглашениями в области разо-ружения и предотвращения войны.

      Истории международных отношений известны и другие примеры, когда решение глобальных проблем начиналось именно на уровне дву-стороннего или многостороннего локального сотрудничества и только позднее приобретало всеобщий характер (принцип мирного сосущество-вания, запрещение агрессивной войны и др.).

      А нельзя ли провести грань между универсальными и локальными нормами в зависимости от объекта? Эта грань весьма подвижна, а объект - только один из признаков, который в сочетании с другими позволяет различать указанные виды норм. Причины направленности локальных норм не на «свой» объект в том, что еще не всегда возмож-но оперативно решать проблемы, представляющие всеобщий интерес, совместными усилиями с привлечением всех без исключения или хотя бы абсолютного большинства государств. Данные нормы скорее уни-версальные, чем «чисто» локальные. Они лишь временно носят локаль-ный характер. Нормы же «чисто» локального действия регулируют от-ношения, объект которых представляет интерес лишь для нескольких государств (соглашения об установлении границ континентального

      шельфа; соглашения между государствами об использовании пересе-кающих их территории рек, включая вопросы судоходства, рыболов-ства, использования вод для промышленных и других нужд; договоры по экономическим вопросам; соглашения о научно-техническом сотруд-ничестве; региональные соглашения по обеспечению мира и безопас-ности и др.). Иногда взаимная заинтересованность государств прямо фиксируется в международно-правовых документах. Например, в пре-амбуле договора между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., говорится, что стороны желают в договорной форме выразить свою решимость к улучшению и расширению сотрудничества между ними, включая об-ласть экономических отношений, а также научно-технических и куль-турных связей, в интересах обоих государств.

      Такого рода локальная заинтересованность государств обусловле-на различными факторами: отсутствием сырьевых ресурсов, уровнем развития науки, техники, культуры, спецификой производства и т. д.

      Нередко локальные многосторонние и двусторонние соглашения со-держат лишь общие, принципиальные положения. Государства, заклю-чая такие соглашения, не всегда подробно регламентируют весь комплекс их прав и обязанностей во всех областях международного сотрудничества, а устанавливают лишь общие принципы, служащие юридическим основанием для заключения специальных договоров, в которых права и обязанности участников соглашения получают наи-большую конкретизацию и детализацию. Так в ст. 7 Договора об осно-вах отношений между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германии говорится: «Германская Демо-кратическая Республика и Федеративная Республика Германии заяв-ляют о своей готовности урегулировать в ходе нормализации отноше-ний вопросы практического и гуманного характера. Они заключают соглашения с тем, чтобы на основе настоящего Договора и ко взаим-ной выгоде развивать и поощрять сотрудничество в области экономи-ки, науки и техники, транспорта, правовых отношений, почтово-телеграфной и телефонной связи, здравоохранения, культуры, спорта, охраны окружающей среды и в других областях».

      Таким образом, сущность локальных норм в том, что они регули-руют отношения, объект которых представляет интерес лишь для неко-торых государств, а вследствие этого они распространяют свое дей-ствие не на всю пространственную сферу, а только на часть ее.

      Локальная норма международного права - это правило поведе-ния, установленное путем согласования воль двух или нескольких госу-дарств, направленное на регулирование отношений, представляющих для них взаимный интерес.

      Характер объекта отношений, регулируемых нормой, субъектно-пространственная сфера ее действия - это элементы юридической при-роды локальной международно-правовой нормы в отличие от ее поли-тического и социально-экономического содержания.

      С точки зрения классовой сущности локальные нормы могут быть социально однородными (регулируют отношения однотипных госу-дарств - социалистических или капиталистических), а также социальна разнородными (регулируют отношения государств с различным об-щественным строем).

      Локальное регулирование - это один из способов регулирования межгосударственных отношений, который вместе с другими составляет целостный механизм международно-правового регулирования.

      См.: Курс международного права, т.1. М., Изд. «Наука», 1967, стр.25; П.И. Лукин. Источники международного права. М., Изд. АН СССР, 1960, стр.68; И.И. Лукашук. О наимено-ваниях международных договоров. В сб.: «Вопросы теории и практики современного международного права». М., Изд. ИМО, I960, стр.70. - Значение локального регулирования признается также большинством зарубежных ученых-международников. Так, Г. Лаутерпахт пишет, что международ-ное право является, в принципе, общим и универсальным. Однако в пределах его об-щего и универсального действия остается место для особого (particular) междуна-родного права (см.: Н. Lauterpacht. International Law. Cambridge, p.112.).

      Курс международного права, т.1, стр.25; см. также: П.И. Лукин, ук. соч., стр. 64,83-84; А.Н. Талалаев. Юридическая природа международного договора. М., Изд. ИМО, 1963, стр.129.-Термин «партику-лярный» для обозначения норм ограниченной сферы действия используется также учеными зарубежных социалистических стран (см.: A. Klafkowski. Prawo miedzynarodowe publiczne. Warszawa, 1966, str.25).

      Слово «партикулярный» признается устаревшим; оно латинского происхожде-ния - от «particular-ris», что значит частный, неофициальный, не служебный, штатский (см.: Толковый словарь русского языка. М., 1939, стр.54; Словарь современного русского литературного языка. М.-Л., Изд. АН СССР, 1959, стр.231; С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1972, стр.452). Таково же значение слова «partykula-rny» в польском языке.

      «Локальный» - ограниченный местом, не выходящий за известные пределы (см.: Словарь современного русского литературного языка. М.-Л., Изд. АН СССР, 1957, стр.336).

      В рамках локального регулирования значительное место занимают двусторон-ние договоры. Не совсем точно в этом смысле высказывание И. Деттер, которая считает, что сейчас отмечается постепенный отход от двусторонних договоров к кол-лективным конвенциям, которые, по ее мнению, представляют наиболее часто встречающийся тип договора (см.: Т. Detter. Essays on the law of treaties. London, 1967, p.25).

      См.: Ф.И. Кожевников. Общепризнанные принципы и нормы международного права. «Советское государство и право», 1959, № 12, стр.19. - «Отсутствие определенных международно-правовых норм,-справедливо отмечает Р.Л. Бобров,- практически ограничивает действие тех уже существующих норм, конкретизацией которых призваны стать все еще отсутствующие, необходимые человечеству нормы» (Р.Л. Бобров. О понятии современного международного права. «Правоведение», 1965, № 3, стр.167).

      Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. «Международная жизнь», 1970, № 12.

      Для локального регулирования во внутригосударственном праве характерно так называемое предварительное санкционирование, т. е. локальные нормы могут приниматься только на основе и в пределах действия соответствующих правовых норм общего действия (см.: Р.И. Кондратьев. Общее и особенное в трудовых отношениях и вопросы локального нормотворчества. «Правоведение», 1971, №5, стр.43; Его же: Разграничение локальных и экспериментальных норм трудового права. «Советское государство и право», 1972, №7, стр.64-68; С.С. Каринский. Соотношение центрального и локального регулирования. «Правоведение», 1971, №5, стр.53; Л.Б. Гальперин. О специфике локального нормативного регулирования. Там же, стр.38-39).

    JV7Conn.JokerV7Connection

    error "8000ffff"

    ExecCmd failed: GetMarc008 Joker server V7 error: Îáðàáîò÷èê êîìàíäû GetMarc008 íå íàéäåí.

    /inc/joker.inc , line 19

    Виды норм международного права

    Международно-правовые нормы неоднородны по содержа­нию и форме. Их можно классифицировать по различным ос­нованиям.

    По форме нормы международного права делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

    Документально закрепленные нормы представляют собой ус­тановленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нор­мы и нормы, содержащиеся в актах международных конферен­ций и международных организаций. Различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми норматив­ными актами, их фиксирующими.

    1 Так, Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (дата выражения согласия с правилами поведения, за­фиксированными в Конвенции) вступила в силу 27 января 1980 г. (для СССР - в 1986 г.), Договор между СССР и США об ограничении под­земных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г. вступил в силу 11 декабря 1990 г., Конвенция ООН по морскому праву, открытая для подписания 10 декабря 1982 г. (в тот же день подписанная от имени СССР), вступила в силу 16 ноября 1994 г. (для Российской Федера­ции - 11 апреля 1997 г.).

    Договор-акт, исходящий от государств-участников, распро­страняет свое действие на каждое участвующее в нем государст­во. Права и обязанности по договору адресуются как бы от од­ного государства другому.

    Акты международной конференции или организации и за­крепленные в них права и обязанности исходят от коллектив­ного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности. Воля государств, воплощенная в нормах этих актов, в большей мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицирован-ность.

    И переговорно-договорная процедура создания норм, и са­ми правовые акты (документы) наилучшим образом отвечают современному характеру развития международных отношений.

    К нормам, документально не закрепленным, относятся обыч­ные международно-правовые нормы. Они формируются и под­тверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах - решениях судебных, арбит­ражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.

    Они могут стать договорными в результате кодификации. Однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для не-участвующих государств сохраняют силу обычных норм).

    Возможна и иная ситуация: правило поведения, докумен­тально зафиксированное, признается в качестве обязательного не в форме явно выраженного на то согласия, а посредством практических действий, т. е. обычным путем (например, при­знание положений договора обязательными не участвующими в нем государствами или действие в соответствии с положениями актов международных организаций или конференций, которые принимались как акты-рекомендации).

    В зависимости от предмета регулирования различаются: нор­мы относительно порядка заключения, реализации и исполне­ния международных договоров - право международных дого­воров; нормы, определяющие правовое положение космическо-

    го пространства, Луны и других небесных тел, - космическое право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению меж­дународного мира и безопасности, - право международной безопасности и т. д.

    По субъектно-территориальной сфере действия нормы меж­дународного права можно разделить на универсальные и ло­кальные.

    Универсальные нормы - это нормы, регулирующие отноше­ния, объект которых представляет всеобщий интерес, и при­знанные подавляющим большинством или всеми государства­ми. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большин­ством или всеми государствами потому, что в объекте регули­руемых ими отношений заинтересованы все государства.

    Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отно­шений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких до­говорах, как Устав ООН, Венская конвенция о дипломатиче­ских сношениях, Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.

    Среди универсальных норм особое место занимают импера­тивные нормы jus cogens, что можно перевести как «неоспори­мое право». Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве между­народных договоров jus cogens - это норма общего международ­ного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от ко­торой недопустимо и которая может быть изменена только по­следующей нормой общего международного права, носящей та­кой же характер.

    Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействую­щих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

    При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействитель­ными, их действие прекращается.

    § 3. Виды норм международного права

    К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-прин­ципы международного права: неприменения силы и угрозы си­лой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутрен­ние дела, добросовестного выполнения международных обяза­тельств и др.

    Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков.

    1. Это наиболее важные, коренные нормы международного пра­ва, являющиеся нормативной основой всей международно-пра­вовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.



    2. Принципы международного права являются наиболее об­щими нормами. Их содержание многогранно; оно раскрывается посредством конкретизирующего нормотворчества. Закреплен­ные в общем виде в Уставе ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества меж­ду государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., За­ключительным актом СБСЕ 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

    В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что прогрессивное развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффек­тивного применения в рамках международного сообщества.

    3. Принципы являются общепризнанными нормами, обяза­тельными для всех государств и иных субъектов международного права. Устав ООН провозглашает в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для государств - членов Организации, оговаривая в п. 6 этой статьи, что Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действова­ли в соответствии с этими принципами.

    4. Принципы - это императивные нормы jus cogens, обладаю­щие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспе­чить стабильность международного правопорядка и междуна­родную законность.

    5. Принципы имеют универсальную сферу действия, опреде­ляют содержание и методы сотрудничества государств как в

    Глава 4. Нормы международного права

    традиционных, так и в новых областях межгосударственных от­ношений (например, в исследовании и использовании косми­ческого пространства, в применении ядерной энергии в мир­ных целях).

    6. Принципы международного права взаимообусловлены, име­ют комплексный характер. В Декларации о принципах между­народного «права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

    Локальные нормы - это нормы, регулирующие отношения между двумя или несколькими государствами. Объект отноше­ний, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи ко­торых эти нормы и распространяют свое действие.

    Понятием «локальные нормы» охватываются как двусторон­ние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщ­ности нормы, которые в свою очередь подразделяются на регио­нальные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют от­ношения между несколькими государствами, находящимися в разных районах).

    Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации со­держания более общих норм и обеспечения эффективности дей­ствия последних. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения договоров между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, о сокращении и ограничении стратегиче­ских наступательных вооружений и др.).

    В зависимости от функционального назначения нормы между­народного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

    Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обя­занности субъектов (например, обязанность прибрежного госу­дарства надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море и право прибрежного государства принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения не являющегося

    § 4. Иерархия норм международного права

    мирным прохода судов, предусмотренные Конвенцией ООН по, морскому праву 1982 г.). Охранительные (обеспечительные) нор­мы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, при­меняемых по решению Совета Безопасности ООН).

    По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие - предписывающие воздерживаться от соверше­ния определенных действий (например, не производить бакте­риологическое оружие), управомочивающие - предусматриваю­щие возможность совершения указанных действий (например, право каждого государства на исследование и использование космического пространства).

    Как и в общей теории права, принято разграничивать импе­ративные нормы, содержащие категорические предписания (та­ковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия), и диспозитивные, пред­ставляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву об использовании срединной линии при де­лимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином).

    Наконец, применяется деление норм на материальные, уста­навливающие права и обязанности участников правоотноше­ний, и процессуальные, регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (напри­мер, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).

    В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

    По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выде­лять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

    Нормы-принципы устанавливают основы международного пра­вопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответ­ствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обя­зательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, дру­гих источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы сущест­вуют отраслевые нормы-принципы.

    Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных поня­тий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содейст­вии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

    Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Между­народному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каж­дый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

    Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или со­циального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

    Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

    «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и полити­ческих правах 1966 г.).

    По своей роли в механизме международно-правового регулирова­ния различают регулятивные и охранительные нормы.

    Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совер­шение предусмотренных в них положительных действий.

    Охранительные нормы выполняют функцию защиты междуна­родного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответст­венности и санкции по отношению к нарушителям.

    Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъек­тов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражда­нам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

    Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации ма­териальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

    По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

    Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нерас­пространении ядерного оружия и др. Региональные нормы дейст­вуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимо­отношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

    В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

    По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

    Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка , международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права . Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.

    Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве . Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

    Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека .

    Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений . На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

    Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

    «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

    По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

    Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

    Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

    Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

    Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

    По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

    Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

    Выбор редакции
    Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

    Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

    В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

    ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
    30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
    В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
    Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
    Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
    В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...