Юридические основания оказания правовой помощи. Оказание бесплатной юридической помощи гражданам


Вопрос 28. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. Гарантии предоставления юридической помощи малоимущим. Эксперимент по созданию государственных юридических бюро. Юридическая консультация.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Во исполнение данного положения Конституции в ст. 26 Закона об адвокатуре предусмотрены основания и порядок предоставления бесплатной юридической помощи. В частности, адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».Оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Ранее в целях реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Правительством РФ в постановлении от 22.08.2005 № 534 «О проведении эксперимента но созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (в редакции постановления Правительства РФ от 13.11.2006 № 676)было принято решение провести эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей. Были созданы государственные юридические бюро, которые оказывали различные виды юридической помощи гражданам, например, устные и письменные консультации по правовым вопросам, устные консультации для инвалидов I и II групп, ветеранов Великой Отечественной войны, неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости, независимо от уровня их дохода, а также составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и пр.

Юридические консультации.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Число юридических консультаций регламентировано определёнными нормативами. Так, если на территории одного судебного района общее число адвокатов, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию.

Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты (ст. 24 Закона об адвокатуре).

Из книги Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" автора России Законодательство

Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 326-ФЗ)1. Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической

Из книги Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" автора России Законодательство

Статья 44. Обеспечение оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также юридической помощи по назначению 1. Все адвокатские палаты в 20-дневный срок со дня их регистрации обязаны принять решения, связанные с порядком оказания гражданам

Из книги Экзамен на адвоката автора

Федеральный закон О бесплатной юридической помощи в Российской федерации ПринятГосударственной Думой2 ноября 2011 годаОдобренСоветом Федерации9 ноября 2011

Из книги Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) автора Коллектив авторов

Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления

Из книги автора

Статья 17. Оказание бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро 1. Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами

Из книги автора

Статья 18. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами 1. Адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и

Из книги автора

Статья 19. Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами Нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий

Из книги автора

Статья 20. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи 1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей

Из книги автора

Статья 21. Оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи 1. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной

Из книги автора

Статья 23. Оказание бесплатной юридической помощи юридическими клиниками 1. Образовательные учреждения высшего профессионального образования для реализации целей, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, правового просвещения населения и

Из книги автора

Глава 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ГРАЖДАНАМ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения 1. В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы

Из книги автора

Статья 29. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации 1. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

Из книги автора

Вопрос 25. Правовая природа соглашения об оказании юридической помощи. Понятие, существенные условия, форма соглашения. Отказ от оказания юридической помощи. Расторжение соглашения об оказании юридической помощи. Соглашение об оказании юридической помощи по своему

Из книги автора

Вопрос 27. Оплата труда адвоката. «Гонорар успеха». Возмещение расходов за оказание юридической помощи бесплатно или по назначению. Одним из существенных условий соглашения об оказании юридической помощи является выплата доверителем вознаграждения за оказываемую

Из книги автора

Вопрос 45. Консультирование как вид юридической помощи. Подпункт 1 п. 2 ст. 1 Закона об адвокатуре в качестве одного из видов юридической помощи, оказываемой адвокатом, предусматривает дачу консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме.

Из книги автора

§ 2. Основные принципы предоставления юридической помощи Указанные документы формулируют ряд общих принципов организации доступа к юридической помощи: равенство и недискриминация при предоставлении юридической помощи; право лица, нуждающегося в юридической помощи,

Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ и Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ устанавливает перечень документов и порядок их предоставления для оказания адвокатами гражданам Российской Федерации (далее - граждане) бесплатной юридической помощи в городе Москве, а также порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь. Статья 1. Оказание бесплатной юридической помощи гражданам 1. Под юридической помощью в настоящем Законе понимается адвокатская деятельность, предусмотренная пунктами 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ. 2. Бесплатную юридическую помощь гражданам в городе Москве оказывают адвокаты, сведения о которых внесены в Реестр адвокатов города Москвы. 3. Юридическая помощь гражданам, среднедушевой доход семей которых на дату обращения в территориальное подразделение уполномоченного органа исполнительной в области социальной защиты населения ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в городе Москве, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях: 1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; 2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; 3) инвалидам I группы или имеющим ограничения способности к трудовой деятельности III степени - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; 4) гражданам - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; 5) гражданам, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией. 4. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории города Москвы. Статья 2. Перечень документов, необходимых для получения гражданами бесплатной юридической помощи 1. Юридическая помощь гражданам, указанным в части 3 статьи 1 настоящего Закона, оказывается бесплатно при предоставлении ими следующих документов: 1) письменного заявления об оказании бесплатной юридической помощи по форме, утвержденной по согласованию с Адвокатской палатой города Москвы; 2) паспорта гражданина или иного основного документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации; 3) справки о среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина за три месяца, предшествующих месяцу обращения, с указанием величины прожиточного минимума на дату обращения. Указанная справка выдается в установленном порядке территориальными подразделениями уполномоченного органа исполнительной в области социальной защиты населения. 2. Кроме документов, указанных в части 1 настоящей статьи, дополнительно предоставляются: 1) по делам о взыскании алиментов - копии документов, подтверждающих алиментные обязательства; 2) по делам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, связанной с трудовой деятельностью, - свидетельство о смерти гражданина, акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании, заключение учреждения медико-социальной экспертизы о связи смерти пострадавшего с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, справки жилищно-эксплуатационного органа о составе семьи и о нетрудоспособных членах семьи умершего; 3) по делам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, - акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании, заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности; 4) по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, ветеранами Великой Отечественной войны - удостоверение ветерана Великой Отечественной войны; 5) по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, инвалидами I группы или имеющими ограничения способности к трудовой деятельности III степени - справка об инвалидности; 6) по вопросам, связанным с реабилитацией, пострадавшими от политических репрессий - документ о реабилитации или о признании гражданина пострадавшим от политических репрессий, а равно документы, подтверждающие факт применения политических репрессий. 3. Несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории города Москвы, бесплатная юридическая помощь оказывается на основании их заявления или заявления их законных представителей об оказании бесплатной юридической помощи и справки администрации указанных учреждений, подтверждающей факт содержания в них несовершеннолетних. 4. В случае невозможности предоставления указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи документов по согласованию с адвокатским образованием гражданин предоставляет иные документы, подтверждающие его право на получение бесплатной юридической помощи. 5. Одновременно с предоставлением оригиналов указанных в настоящей статье документов гражданин предоставляет их копии. 6. Для принятия решения об оказании бесплатной юридической помощи не допускается истребование у гражданина иных документов, кроме указанных в настоящей статье. Статья 3. Порядок предоставления документов, необходимых для получения гражданами бесплатной юридической помощи 1. Документы, указанные в статье 2 настоящего Закона, предоставляются непосредственно гражданином в адвокатское образование, осуществляющее деятельность в городе Москве и соответствующее требованиям части 2 статьи 1 настоящего Закона. 2. Документы, указанные в статье 2 настоящего Закона, могут быть предоставлены по просьбе гражданина другим лицом в случаях, если гражданин находится на стационарном лечении, содержится в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, отбывает уголовное наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо по иным причинам не имеет возможности лично обратиться за получением бесплатной юридической помощи. Полномочия представителя в указанных случаях удостоверяются в установленном законом порядке. 3. Адвокатское образование обеспечивает проверку предоставленных документов, хранение и предоставление их для отчета и получения компенсации за оказание бесплатной юридической помощи. 4. Адвокатское образование в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, указанных в статье 2 настоящего Закона, в письменной форме сообщает гражданину о принятом решении по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи с указанием мотивов принятия данного решения. 5. В случае принятия положительного решения по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи адвокат адвокатского образования, указанного в части 1 настоящей статьи, заключает с гражданином соглашение об оказании бесплатной юридической помощи. Примерная форма такого соглашения утверждается по согласованию с Адвокатской палатой города Москвы. Статья 4. Основания отказа в оказании гражданам бесплатной юридической помощи 1. В оказании гражданам бесплатной юридической помощи отказывается, если: 1) документы, необходимые для получения гражданами бесплатной юридической помощи, предоставлены в неполном объеме и (или) с нарушением порядка их предоставления; 2) предоставленные документы содержат недостоверные сведения; 3) гражданин ходатайствует об оказании бесплатной юридической помощи, не предусмотренной настоящим Законом. 2. Отказ в оказании гражданину бесплатной юридической помощи может быть обжалован в Адвокатскую палату города Москвы или в суд. Статья 5. Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь 1. Компенсация расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь в случаях, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется в пределах средств, предусмотренных соответствующими статьями расходов бюджета города Москвы на очередной финансовый год. 2. Размер и порядок выплаты компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, определяются в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона. Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 4 октября 2006 года № 49

Гарантированное ст. 48 Конституции право каждого на получение квалифицированной юридической помощи является неотъемлемым правом любого субъекта и должно обеспечиваться государством в равной мере для всех, независимо от политического и социального статуса, финансового положения субъекта и других факторов.

Вместе с тем защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц посредством оказания им услуг адвоката, как и любая иная квалифицированная профессиональная деятельность, должна достойно оплачиваться. Причем, провозгласив адвокатуру независимым самоуправляемым институтом, государство не может вводить фиксированные ставки оплаты услуг адвокатов, законодательно устанавливать границы, за которые адвокаты не вправе выходить, определяя по соглашению с обратившимися к ним лицами размеры оплаты оказываемой юридической помощи.

Известно, что сегодня совокупный душевой доход значительной части населения России не достигает прожиточного минимума. Кроме того, наблюдается большая дифференциация по уровню дохода жителей центральных и отдаленных от центра районов страны, крупных промышленно развитых городов и небольших населенных пунктов, сел, деревень. В этих условиях квалифицированная юридическая помощь становится фактически недоступной для малообеспеченных граждан.

Необходимость обеспечения равного для всех физических и юридических лиц доступа к получению квалифицированной юридической помощи не вызывает сомнения. Наиболее эффективный способ достижения этой цели - закрепление института оказания адвокатами бесплатной юридической помощи.

Правовым основанием получения некоторыми категориями граждан бесплатной юридической помощи адвоката выступает прежде всего российская Конституция, п. 1 ст. 48 которой устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Конституционные нормы раскрываются в Федеральном законе об адвокатской деятельности и адвокатуре, Уголовно-процессуальным кодексе РФ, иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Государство закрепляет систему гарантий права па бесплатную юридическую помощь. Ее элементами выступают правовые, организационные, материальные гарантии, призванные обеспечить реальное действие принципа доступности юридической помощи для всех категорий граждан.

Правовые гарантии в данном случае - это законодательное закрепление права на бесплатную юридическую помощь и наличие правовых норм, конкретизирующих данное право. Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре устанавливает правила о доступе к получению квалифицированной юридической помощи малоимущих и иных социально незащищенных слоев населения. Каждый адвокат обязан исполнять требования закона об обязательном участии в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодательством.


Статья 51 Уголовно-процессуального кодекса закрепляет случаи обязательного участия защитника. В соответствии с указанной статьей участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:

1) подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном ст. 52 УПК РФ;

2) подозреваемый, обвиняемый - несовершеннолетний;

3) подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

4) подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

5) лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы па срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

6) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

7) обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном гл. 40 УПК РФ, предусматривающей особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

В первых четырех случаях участие защитника обеспечивается в порядке, установленном ч. 3 ст. 49 УПК РФ, т.е. защитник участвует в уголовном деле с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, за исключением следующих случаев: с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица; с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления; с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы; с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. В остальных случаях защитник участвует в уголовном деле с момента заявления хотя бы одним из обвиняемых ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей либо ходатайства о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном гл. 40 УПК РФ.

Если во всех перечисленных случаях защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами но поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь, прокурор или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве. Оказание защитником юридической помощи для подозреваемого, обвиняемого бесплатное.

Статья 26 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре предусматривает и иные случаи оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. В соответствии с п. 1 указанной статьи это граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Бесплатно помощь оказывается:

1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Для получения в перечисленных случаях бесплатной юридической помощи гражданин должен подтвердить принадлежность к указанной в Законе категории граждан, предъявив соответствующие документы. Перечень этих документов и порядок их предоставления определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона об адвокатской деятельности юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Чтобы составить представление об объеме бесплатной юридической помощи, приведем данные статистики адвокатуры, публикуемые Минюстом РФ. В 2001 г. адвокаты дали 9,6 млн. устных советов и консультаций, из них две трети бесплатно (цифры нами округлены); составлено 3,3 млн. документов, из них примерно одна треть - бесплатно; по назначению органов следствия, дознания и суда выполнено свыше 1 млн. поручений, как правило, бесплатно либо с символической оплатой.

Материальными гарантиями права на бесплатную юридическую помощь служат финансирование органами государственной власти, в соответствии с п. 3 ст. 3 этого Закона, деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам России бесплатно в случаях, предусмотренных российским законодательством, а также при необходимости выделение этими органами адвокатским образованием служебных помещений и средств связи. Кроме того, п. 8 ст. 25 этого Закона устанавливает, что труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете па очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Размер вознаграждения адвоката в таких случаях и порядок компенсации за оказание юридической помощи гражданам России бесплатно устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, юридическая помощь, бесплатная для лиц, обращающихся за ее получением к адвокату, не бесплатна для самих адвокатов, что закономерно. Объем предоставляемо бесплатной помощи, от которой отказаться адвокат не вправе, в общем объеме его работы достаточно велик, и оказание ее па безвозмездной основе лишало бы адвоката средств к существованию.

К моменту принятия Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре проблема оплаты труда адвокатов по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда значительно обострилась. Связано это с тем, что решением Верховного Суда РФ от 14 ноября 2000 г. было по ряду формальных признаков признано незаконным и не подлежащим применению Положение о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства, утвержденное Минюстом РФ 27 января 1994 г., единственной правовой основой для разрешения данного вопроса стала ч. 2 ст. 427 У ПК РСФСР, в соответствии с которой размер оплаты труда за один день участия адвоката в рассмотрении дела но назначению суда или следственных органов, т.е. в обязательном порядке, определялся из расчета не менее одной четверти минимального размера оплаты труда, причем из этих сумм половина отчислялась па общеколлегиальные расходы и па оплату подоходного налога. В итоге вознаграждение адвоката за период судебного разбирательства было значительно меньше, чем народного заседателя. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 2 января 2000 г. «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия суд выплачивает ему не облагаемое подоходным налогом компенсационное вознаграждение в размере одной четверти должностного оклада судьи. Кроме того, за народными заседателями в этот период сохраняются средний заработок по основному месту работы и льготы, предусмотренные законом. Адвокаты же не имеют даже налоговых льгот.

Несколько смягчали ситуацию усилия самих адвокатских образований. Адвокатские коллегии сами оказывали адвокатам помощь из своих коллективных фондов. Например, Межреспубликанская коллегия адвокатов из своего специального фонда перечисляла тем, кто выполнял требования ст. 49 УПК РСФСР, суммы, в четыре раза превышавшие полагающиеся по закону. Однако это была практика вынужденная, поскольку коллегии не могли, да и не обязаны были бесконечно финансировать данный вид юридической помощи. Поскольку государство возлагает на адвокатов обязанность ее предоставлять по назначению правоохранительных органов, именно оно и должно компенсировать расходы, с ней связанные.

Количество бесплатных защит по назначению постоянно растет и составляет в среднем половину, а в ряде регионов - 80% всех уголовных дел. Например, Межреспубликанская коллегия адвокатов много лет, помимо прочего, осуществляла по распоряжению Правительства юридическую помощь военнослужащим. Как правило, эти дела затрагивали рядовых солдат, не располагающих средствами на оплату услуг адвокатов. Таким образом, примерно 80% дел о воинских преступлениях и правонарушениях адвокаты этой коллегии вели совершенно бесплатно.

С принятием Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре рассматриваемая проблема не снята, поскольку Закон не установил принципов определения размера оплаты труда адвоката по оказанию бесплатной юридической помощи, а отнес этот вопрос к компетенции Правительства РФ.

В скорейшем принятии Правительством такого акта заинтересованы не только адвокаты, но и государство, и граждане, поскольку речь идет о защите именно их прав и свобод, а от достойной оплаты напрямую зависит эффективность труда адвокатов.

При установлении размера оплаты юридической помощи по назначению следует исходить из примерного равенства размеров оплаты труда всех участников расследования, рассмотрения и разрешения дел представителями органов государства - судей, прокуроров, адвокатов. Это станет еще одной гранью принципа равноправия сторон в процессе, уравновесит возможности обвинения и защиты.

Кроме того, исследователями уже давно выдвигается предложение о введении контроля органов юстиции за расходованием адвокатскими образованиями денежных средств, выделенных государством для выплаты вознаграждения адвокатам, участвующим в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению. Но такой контроль предполагает, что эти средства действительно выделяются. По данным статистики, в 2001 г. по назначению органов следствия и суда адвокатами выполнено 1 118 520 поручений (в 2000 г. - 1 132 476) - 63,6% общего объема работы но уголовным делам. В 2000 г. это соотношение составляло 50,3%. Сумма, подлежащая выплате за участие в делах по назначению на основании постановлений (определений), вынесенных в 2001 г., составила 175 428 964 руб., сумма, полученная за участие в делах по назначению, составила 101 205 076 руб.

Необходимы кардинальные изменения в самом порядке выделения денег па оплату юридической помощи по назначению. В литературе высказывается мнение, что основные условия и размер оплаты должны определяться не в одностороннем порядке - государством, а вырабатываться совместно с адвокатурой и закрепляться генеральным тарифным соглашением между Правительством РФ и федеральным профессиональным объединением адвокатов. При невыполнении государством условий соглашения адвокатам следует предоставлять отсрочку уплаты обязательных платежей во внебюджетные фонды до погашения задолженности.

Неразрешенность рассмотренной проблемы зачастую влечет неадекватные меры со стороны адвокатских образований. Так, постановлением от 30 октября 1995 г. президиум Ленинградской областной коллегии адвокатов отказался от выполнения требований судов Ленинградской области и следственных подразделений прокуратуры области о выделении адвокатов в порядке ст. 47-49 УПК РСФСР (за исключением ряда дел обязательной категории), мотивируя отказ отсутствием средств на счете президиума из-за задолженности управления юстиции и прокуратуры. Постановлением от 27 ноября 1995 г. президиум Ленинградской областной коллегии адвокатов (ЛОКА) возобновил выполнение требований следственных подразделений прокуратуры об участии адвокатов па предварительном следствии в порядке ст. 47 УПК. 28 ноября 1995 г. было возобновлено выполнение аналогичных требований судов но ограниченному кругу дел. Прокурор Ленинградской области принес протест в президиум ЛОКА об отмене названных постановлений как незаконных по следующим основаниям: в соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право па получение квалифицированной юридической помощи, а согласно со ст. 19 Конституции запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. Указанные постановления ограничили право граждан на получение квалифицированной юридической помощи в зависимости от их материального положения, т.е. по социальному признаку. Постановлениями было нарушено также положение ч. 7 ст. 47 действовавшего тогда УПК РСФСР, согласно которой заведующий юридической консультацией или президиум коллегии адвокатов обязаны выделить адвоката для осуществления защиты подозреваемого или обвиняемого в течение 24 часов с момента получения соответствующего уведомления.

Кроме того, возобновив 28 ноября 1995 г. выполнение требований судов по отдельным категориям дел, президиум ЛОКА в нарушение ст. 49 УПК отказался от обеспечения защитой подсудимых, не содержащихся под стражей; по делам, в которых участвует государственный или общественный обвинитель; лиц, не владеющих языком судопроизводства; лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и лиц, между интересами которых имеются противоречия и если хотя бы одно из них имеет защитника, т.е. по делам, где участие защитника обязательно.

Протест прокурора был совершенно справедливо удовлетворен. Однако в дальнейшем ситуаций противостояния между адвокатскими образованиями и государственными органами допускать не следует, поскольку в конечном итоге это пагубно отражается па правах граждан, не получивших вовремя необходимую юридическую помощь.

По огромной территории Российской Федерации адвокатские образования распределяются очень неравномерно, сосредоточиваясь в основном в крупных городах. В отдаленных же районах, где спрос па юридические услуги невелик, организовывать адвокатские образования крайне невыгодно. В связи с этим па практике может сложиться ситуация, при которой бесплатную юридическую помощь оказывать будет просто некому. Для разрешения такой проблемы ст. 24 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре вводит особую форму адвокатского образования - юридическую консультацию.

В случае, если па территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух па одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию. Возможность создания юридических консультаций служит важной организационной гарантией обеспечения права на получение бесплатной юридической помощи.

Поскольку адвокатура - самоуправляемый институт, самостоятельно решающий вопросы собственной деятельности, адвокатское сообщество устанавливает свои корпоративные гарантии получения бесплатной юридической помощи. За счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого, а также порядок выплаты вознаграждения за оказание юридической помощи бесплатно устанавливаются ежегодно собранием (конференцией) адвокатов. Кроме того, собрание (конференция) адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридической консультации, а также смету расходов на содержание юридической консультации.

Принцип равного доступа граждан и организаций к получению квалифицированной юридической помощи представляет собой реализованный в нормах законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре конституционный принцип всеобщего равенства перед законом и судом, является необходимым условием эффективной защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц и обеспечения равного доступа к правосудию.

Юридические услуги гражданам гарантированы государством, что устанавливается ст.48 Конституции РФ. Население имеет право на всестороннее обслуживание и квалифицированную помощь в решении правовых вопросов, в некоторых случаях бесплатно. Бесплатная юридическая помощь гражданам оказывается согласно ФЗ №324 от 2011 г., закон регламентирует порядок оказания услуг, льготные категории лиц, виды предоставляемой поддержки.

Бесплатное оказание юридической помощи гражданам

Юридические услуги предоставляются государственными и негосударственными правовыми структурами. В состав специалистов, обслуживающих население входят адвокаты, нотариусы, юрисконсульты, организованные в объединения или частно практикующие. Для получения права на деятельность требуется разрешение региональных исполнительных властей. Специалисты проходят строгий отбор и квалификационную проверку, юристы должны иметь высшее специальное образование и стаж практической работы не менее трех лет.

Юридическая помощь гражданам разделяется на три основных вида деятельности специалистов:

Правовое консультирование по всем нормам законодательства;
составление процессуальных документов в суды и заявлений в государственные органы;
и в органах исполнительной власти.

Консультации являются первоначальным этапом работы юристов, на собеседовании клиент представляет на рассмотрение фактические материалы дела, задает интересующие его вопросы и получает законные рекомендации по дальнейшим шагам. Порой первичной консультации бывает достаточно, чтобы человек понял свои права, на что он может рассчитывать и стоит ли вести дальнейшую борьбу по защите своих интересов.

Консультации снимают остроту вопроса, помогают успокоиться и не совершать необдуманных поступков, повышающих риски проигрыша и отрицательных результатов. В иных ситуациях адвокат рекомендует продолжить ведение дела, представляет соответствующие указания на законность претензий обратившегося. В таком случае, человек должен решить, будет ли он в дальнейшем самостоятельно отстаивать свои интересы или доверит ведение дела специалисту.

В бесплатное оказание юридической помощи гражданам входит ведение правовой переписки, составление исков, претензий, ходатайств и заявлений. От грамотности и обоснованности обращения порой зависит весь исход рассмотрения вопроса. Адвокат соблюдет требуемый регламент, аргументирует требования клиента, направит созданный документ по подчиненности. Участие специалиста в ведении переписки и обращений приносит неоценимую пользу, значительно ускоряет рассмотрение дела и дает положительные результаты.

Согласно закону, существует перечень физических лиц, имеющих право на бесплатную поддержку специалистов:

Семьи и одинокие граждане, имеющие совокупный доход ниже прожиточного минимума;
инвалиды 1 и 2 групп;
пенсионеры по возрасту;
заслуженные граждане, имеющие определенные звания и награды;
дети с инвалидностью, сироты в лице их представителей;
дети, воспитывающиеся в социальных и исправительных учреждениях;
представители недееспособных лиц или имеющих психиатрический диагноз.

В каждом отдельном регионе список может быт расширен по решению местного правительства. Например, довольно часто к льготным категориям относятся многодетные и одинокие матери, лица, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, военные пенсионеры. Оказание юридической помощи гражданам на безвозмездной основе производится при предоставлении устанавливающего право документа или справке о совокупном доходе и направлении из органов социальной защиты.

Бесплатная правовая поддержка по интернету

Онлайн консультации по интернету являются самым оперативным способом получения правовых услуг. Оказание юридической помощи гражданам бесплатно проводится круглосуточно, не требует представления и позволяет конфиденциально рассмотреть любую проблему. Задать вопрос можно по или написав его в специально отведенной форме на странице сайта.

Время отклика составляет несколько минут, после чего пользователь получает квалифицированный ответ на поставленный вопрос. Юридический сотрудник сайта предоставляет самую последнюю информацию, согласно внесенных изменений в законодательство и своего практического опыта. Воспользоваться полученными сведениями можно для всесторонней защиты своих интересов.

При необходимости юрист продолжит работу над поставленной задачей, приложит профессиональные усилия по поиску оптимального решения возникших правовых проблем и спорных ситуаций. Юридические услуги по интернету помогли многим гражданам отстоять свои права, стали достойным способом решения правовых проблем.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...