Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения.


Вопрос: ООО направляет своих работников в длительную командировку за пределы РФ на неопределенный срок для выполнения своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Организация заведомо понимает, что по итогам налогового периода данные работники изменят статус налогового резидента РФ.

Верно ли ООО понимает, что в соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ такие работники по результатам налогового периода не будут признаваться плательщиками НДФЛ по доходам в виде заработной платы, полученным во время нахождения в длительной служебной командировке за пределами РФ?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам организации в период их нахождения за пределами Российской Федерации, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Как указывается в рассматриваемом письме, российская организация направляет своих сотрудников за пределы Российской Федерации на длительный период времени для выполнения своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

При направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такие лица, в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса, не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Итого: Если в течение налогового периода физлицо приобретает статус нерезидента РФ и сохраняет его до конца периода, то указанное лицо не уплачивает НДФЛ с доходов, полученных в этом периоде от источников за пределами России.

Вопрос задан в 2012 году.

Это нужно знать наизусть!

Регистрация ИП

Регистрация ИП производится только по месту постоянной прописки (регистрации).

Работать ИП может где угодно на территории РФ.

ИП может сам себя оформить на работу но это совершенно не зачем. ИП может свободно распоряжаться доходом.

УСН

В декларации УСН указываются только НАЧИСЛЕННЫЕ суммы налога. Платежи и штрафы не указываются

При УСН используется кассовый метод признания доходов. Таким образом доход это то, что фактически поступило в кассу и на р/с.

Можно уменьшить налог УСН социальными платежами, но не более чем на 50%(до 2012).

Пример: налогооблагаемая база - 100 000 р., налог - 6 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем всего на 3 000. Итоговый налог 3 000 р.

Пример: налогооблагаемая база - 1 000 000 р., налог - 60 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем на все 20 000. Итоговый налог 40 000 р.

Пример для ИП без НР с 2012: налогооблагаемая база - 100 000 р., налог - 6 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем всего на 6 000. Итоговый налог 0 р.

ЕНВД

ЕНВД подается и платится в налоговую по месту деятельности

На ЕНВД становятся в течение пяти дней ПОСЛЕ начала деятельности

Можно уменьшить налог ЕНВД, также как УСН(см. выше) социальными платежами, но не более чем на 50%. Платежи тогда лучше платить поквартально.

Возможно совмещение ЕНВД и УСН.

ПФР

За себя ИП платит страховые взносы как хочет(каждый месяц, квартал, раз в год). Подает расчет РСВ-2 раз в год до 1 марта.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 01.01.2001г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями по предъявлению исков в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В 2011 году в порядке ст. 46 ГПК РФ в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц Управлением Роспотребнадзора было направлено 12 исковых заявлений, из них

Исковое заявление о признании незаконным действий администраций МО по организации на территории поселения водоснабжения с нарушениями действующего федерального законодательства по эксплуатации артезианских скважин, не имеющих огороженной территории зоны строго режима первого пояса скважин и обязании администрации организовать водоснабжение в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Одно исковое заявление к Администрации МО о запрещении размещения бытовых отходов и мусора на несанкционированной городской свалке ТБО и обязании администрации принять меры по недопущению размещения бытовых отходов и мусора на несанкционированной свалке ТБО, ликвидировать несанкционированную городскую свалку ТБО. Исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Одно исковое заявление к администрации МО об обязании по ликвидации несанкционированной свалки ТБО. Исковые требования удовлетворены.

Иск к администрации о понуждении к совершению действий (чистка, дезинфекция, промывка объектов нецентрализованного водоснабжения; восстановление отмостков по периметру колодцев и ограждение шахтных колодцев; организация и осуществление производственного контроля за качеством питьевой воды из общественных, шахтных колодцев). Исковые требования удовлетворены в полном объеме.

3 иска к муниципальным образовательным учреждениям об обязании в совершении определенных действий (организация централизованной стирки спецодежды; обеспечение персонала школы санитарной одеждой в количестве не менее трех комплектов на одного работника; оборудование места сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории образовательной школы). Требования удовлетворены частично, а именно в части обязания централизованной стирки санитарной одежды для персонала; не оборудования мест сбора твердых бытовых и пищевых отходов и иски об обязании в совершении определенных действий (приобретение достаточного количества посуды из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место; организация централизованной стирки спецодежды; обеспечение персонала школы санитарной одеждой к количестве не менее трех комплектов на одного работника; оборудование места сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории образовательной школы путем установления на площадках с твердым покрытием раздельных контейнеров с крышками). Исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Исковое заявление о возложении обязанности к гр. по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и приведении территории в надлежащее состояние. Предметом обращения в суд явилось установления нарушения в части касающейся размещение отстойника на территории общего пользования в зоне зоны санитарной охраны, а именно в непосредственной близости от городского водопровода . Для обращения в суд были проведены экспертизы самого отстойника, питьевой воды из городского водопровода, были взяты результаты социально-гигиенического мониторинга. В ходе судебного разбирательства были со стороны ответчика заявлены ходатайства о рассмотрении вопроса о сокращении зоны санитарной охраны, однако это был повод для ответчика протянуть время. Управление Роспотребнадзора просило суд обязать в месячный срок со дня вступления в силу решения суда присудить гражданину исполнить обязанность: по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства путем сноса отстойника размещенного на пешеходной части улицы.

Исковое заявление о присуждении к исполнению обязанности по выполнению мероприятий и приостановлении деятельности, представляющую собой повышенную опасность и исковое заявление о присуждении к исполнению обязанности по выполнению мероприятий и запрещении деятельности, представляющую собой повышенную опасность. Оба иска были удовлетворены с отсрочкой исполнения предъявленных требований. Но до сих пор суды общей юрисдикции с осторожностью принимают дела в свое производство считая что в данном случае даже если иск предъявлен в порядке ст. 46 ГПК спор между двумя хозяйствующими субъектами.

В арбитражный суд в порядке ст. 125, 1065 ГПК РФ было подано исковое заявление о запрещении деятельности по продаже ритуальных принадлежностей в многоквартирном жилом доме. Дело было прекращено в связи с устранением нарушения, а именно индивидуальный предприниматель прекратил самостоятельно осуществление деятельности в нежилом помещении расположенном в жилом доме. Доказательствами в суде послужили фотографии с изображением ритуальных принадлежностей с указанием цены, прейскуранты и даже то что деятельность именно по продаже в данном помещении осуществляется. Предприниматель старался в суде всех убедить что в данном помещении находится выставочный зал ритуальных принадлежностей.

В порядке ст. 53 Арбитражно-процессуального кодекса РФ «обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц» было направлено 2 иска к администрации муниципального образования – о признании недействительным и несоответствующим закону (а именно ст. 4, 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.74 ч.1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности ») пункта 1.1 договоров на вывоз ТБО в части оказания услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов 4 класса опасности. До рассмотрения спора по существу между сторонами достигнуто соглашение о расторжении договоров на вывоз ТБО. Производства по делам были прекращены.

Здравствуйте.

К сожалению, Вы не правы.

Работодатель должен предлагать только вакантные должности. Анализируя законодательство и судебную практику можно определить вакантную должность как предусмотренную штатным расписанием организации должность, которая свободна, т.е. не замещена (не занята) каким-либо конкретным работником (в том числе совместителем), состоящим с организацией в трудовом правоотношении.

Должности которые вводились позже - не были предусмотрены штатным расписанием, а должность декретницы не является вакантной.

ТОЛКОВАНИЕ СУДАМИ ПОНЯТИЯ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ИЛИ ШТАТА РАБОТНИКОВО.В. МОЦНАЯПроцедура увольнения работников по сокращению численности или штата, предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации, довольно сложна. К числу гарантий трудовых прав работников, направленных против возможного произвольного увольнения граждан с работы в связи с сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка увольнения. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации о предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья, причем перевод на эту работу возможен лишь с его согласия (ч. 3 ст. 81, ч. ч. 1 и 2 ст. 180 ТК РФ).Одна из проблем, с которой сталкивается работодатель при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, - проблема определения «вакантных должностей», имеющихся у работодателя, которые он должен предложить работнику, чья должность подлежит сокращению. В тексте Трудового кодекса Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов отсутствует понятие вакантной должности. Работодатели толкуют это понятие по собственному усмотрению, что нередко становится причиной последующих судебных разбирательств.Обратимся к судебной практике.Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе истца К.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 1 апреля 2010 г., которым отказано в удовлетворении иска К.В. к Открытому акционерному обществу «Особые экономические зоны» (далее - ОАО «ОЭЗ») <1>.- <1> См.: Определение Московского городского суда от 15 июля 2010 г. по делу N 33-21255 // СПС «КонсультантПлюс».Согласно материалам дела К.В. работал в ОАО «ОЭЗ» в должности заместителя начальника Управления подрядных работ по производству и экономике.Приказом ОАО «ОЭЗ» от 27 октября 2009 г. N 109 К.В. уволен 3 ноября 2009 г. по п. 2 ст. 81 ТК РФ. Данное увольнение истец считает незаконным, поскольку ему не были предложены имеющиеся вакантные должности, нарушен срок ответа на его заявление, ответчик необоснованно отказал ему в предоставлении документов, связанных с работой, процедура замещения вакантной должности заместителя начальника Управления подрядных работ по производству и экономике была незаконной, при его увольнении ответчиком были нарушены требования ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве оставления на работе, в день увольнения ему не были выплачены (или выплачены не в полном объеме) причитающиеся денежные средства (премии).К.В. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «ОЭЗ», в котором просил отменить как незаконные приказы генерального директора ОАО «ОЭЗ», в том числе приказ о назначении другого сотрудника - К.А. на вакантную должность заместителя начальника Управления подрядных работ по производству и экономике.Суд постановил отказать в удовлетворении иска. Истец К.В. обратился в Московский городской суд с кассационной жалобой об отмене указанного решения. Проверив материалы дела, судебная коллегия Московского городского суда нашла решение подлежащим оставлению без изменения.Вывод суда о наличии у ответчика оснований для расторжения с истцом трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата основан на материалах дела и не противоречит закону.
Довод истца о том, что в порядке трудоустройства ответчиком ему не была предложена должность главного сметчика-экономиста в планово-сметно-договорном отделе Управления подрядных работ, которую занимает Ц., которой 2 ноября 2009 г. на основании листка нетрудоспособности был предоставлен отпуск по беременности и родам, суд правомерно отклонил. Разрешая спор, суд правильно истолковал положения ст. 180 ТК РФ и ч. 3 ст. 81 ТК РФ в их взаимосвязи и не согласился с доводом истца, поскольку должности временно отсутствующих на работе сотрудников не являются вакантными, так как за указанными работниками сохраняется место работы. Таким образом, по всем доводам жалобы судебная коллегия определила решение районного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.Позиция суда относительно определения вакантной должности представляется оправданной. В научной литературе сформирован подход, в соответствии с которым вакантной является свободная, не замещенная никем должность. Как отмечают исследователи, применительно к трудовым отношениям вакантная должность - это предусмотренная штатным расписанием организации должность, которая свободна, т.е. не замещена (не занята) каким-либо конкретным работником (в том числе совместителем), состоящим с организацией в трудовом правоотношении <1>.- <1> См.: Чиканова Л.А. Некоторые спорные вопросы применения законодательства, регулирующего увольнение по сокращению численности или штата работников // Хозяйство и право. 2011. N 3. С. 44; Забрамная Е.Ю. «Трудный» кризис // ЭЖ-Юрист. 2010. N 6. С. 15.Если учесть изложенное, должность, замещаемая временно отсутствующим работником (находящимся в командировке, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком), является вакантной, следовательно, у работодателя не было оснований предлагать истцу в рассмотренном выше судебном деле должность, занимаемую работником, который находится в отпуске по беременности и родам. Следовательно, претензии истца суд отклонил обоснованно. Должность главного сметчика-экономиста планово-сметно-договорного отдела в рассматриваемом деле не вакантна, ее можно характеризовать как временно свободную, замещение которой возможно по срочному трудовому договору. Как следует из материалов дела, истец трудился по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, а трудовое законодательство не предусматривает возможности изменения такого договора на договор с определенным сроком действия. Этот тезис подтверждается следующим делом.Верховным Судом Российской Федерации была удовлетворена надзорная жалобагражданки Ч. в связи с тем, что судами первой и кассационной инстанций была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права, регулирующих порядок и условия прекращения трудовых отношений, выразившаяся в следующем: в ходе рассмотрения спора судом было установлено, что согласно трудовому договору от 5 ноября 2004 г., заключенному на неопределенный срок, Ч. работала в Военном комиссариате г. Нерюнгри в должности инструктора по учету и бронированию <1>. Уведомлением от 3 июля 2008 г. истица предупреждена о сокращении ее должности, также Ч. предложена должность инспектора по учету и бронированию по 4-му тарифному разряду. В связи с указанным предупреждением 4 июля 2008 г. Ч. подано заявление, в котором она выражала согласие занять предложенную должность. 25 августа 2008 г. истица повторно предупреждена о сокращении занимаемой ею должности. 22 сентября 2008 г. Ч. обратилась с заявлением, в котором в очередной раз выразила согласие на замещение должности инспектора по воинскому учету и бронированию с 26 октября 2008 г. При этом Приказом военного комиссара г. Нерюнгри от 24 октября 2008 г. N 125 истица с 25 октября 2008 г. уволена с должности инструктора по учету и бронированию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и принята на должность инспектора по учету и бронированию по 4-му тарифному разряду с заключением срочного трудового договора с 27 октября 2008 г.- <1> См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2009 г. N 74-В09-6 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. N 6.Между тем судом было установлено, что уведомление о наличии названной вакантной должности не содержало указания возможности заключения с истицей срочного трудового договора в случае ее согласия продолжить трудовые отношения в этой должности, в связи с чем вывод суда о том, что действия ответчика в данном случае законны, нельзя признать правильным.Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2008 г. и Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2009 г. отменила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.В соответствии со ст. 81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата допускается, если его невозможно перевести с письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.Как было установлено выше, работодатель не вправе предлагать работнику временно свободные должности, поскольку работа на указанных должностях влечет за собой заключение срочных трудовых договоров.Как отмечает Ю.П. Орловский, «заключение такого договора элемент правосубъектности работодателя, которая включает в себя обязанности по предоставлению временно свободной должности. В ТК РФ везде подчеркивается, что работнику, уволенному по сокращению штата, должна предоставляться вакантная должность, а не временно свободная должность (выделено нами. - О.М.).Если предположить, что работодатель обязан предлагать работнику не только вакантные, но и временно свободные должности, то возникает труднообъяснимая ситуация: трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, трансформируется в срочный трудовой договор. Однако ТК РФ такую трансформацию не предусматривает» <1>.- <1> Орловский Ю.П. Некоторые вопросы применения законодательства о расторжении трудового договора с работниками // Журнал российского права. 2010. N 6.Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации правомерно направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В рассмотренном деле трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, был прекращен, а с работником заключили срочный трудовой договор. Между тем предложение работнику вакантной должности при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников предполагает, что трудовое правоотношение с работником продолжается в том случае, если он принимает предложенные работодателем вакантные должности. Кроме того, прекращение трудового договора и увольнение работника по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, должно сопровождаться предоставлением ему соответствующих гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Очевидно, что факт заключения с работником нового трудового договора на определенный срок не освобождает работодателя от указанной обязанности.

ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Одним из основных нормативных актов РФ, устанавливающих правовой статус иностранных граждан в России, является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Это означает, что иностранный гражданин может быть принят на работу в России, если он въехал на территорию государства и находится в нем на законных основаниях, т.е. имеет действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, дающие ему право на временное пребывание в РФ, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России.

Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных граждан.

Правовой статус работников-иностранцев при осуществлении трудовой деятельности в значительной степени зависит от режима и основания пребывания в РФ.

Иностранных работников можно разделить на тех, кто проживает на территории России постоянно или временно, и тех, кто пребывает временно на основании визы или в безвизовом режиме.

1. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации
Документом, подтверждающим право иностранного гражданина постоянно проживать на территории РФ, а также право на свободный выезд и въезд, является вид на жительство. Помимо этого, он является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина. Вид на жительство выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия он может быть продлен также на пять лет. Данный срок можно продлевать неограниченное количество раз. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Он вправе осуществлять такую деятельность на всей территории РФ. При этом работодатель не обязан уведомлять о приеме на работу государственные органы (территориальный орган ФМС России и службу занятости населения).

Оформлять на работу таких граждан следует в том же порядке, что и граждан РФ.
См. также:

Консультация эксперта : Есть ли ограничения в приеме работников, имеющих вид на жительство в РФ?

2. Граждане Республики Беларусь
Для приема на работу граждан Республики Беларусь не требуется соответствующего разрешения. В силу п. п. 1 , 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" граждане Беларуси имеют равные с российскими гражданами социально-трудовые права. Согласно данному решению в отношении граждан Беларуси не действует режим регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Данные гарантии подтверждены также Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

Граждане Белоруссии свободны в выборе субъекта РФ для осуществления трудовой деятельности. В отношении их не нужно уведомлять государственные органы о заключении (расторжении) трудового договора.

С гражданами Белоруссии наравне с российскими гражданами заключаются трудовые договоры. При приеме на работу они должны предоставить те же документы, что и россияне. Подробнее об этом см. п. 1 настоящего материала.

3. Граждане Республики Казахстан
С 2012 года, в соответствии с Соглашением "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей" от 19.11.2010 (далее - Соглашение), упростились правила приема на работу граждан Казахстана. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

Во-первых, для того чтобы трудиться в России, гражданам Казахстана не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения).

Во-вторых, российские работодатели, заключая (расторгая) с ними трудовой договор, не должны уведомлять об этом ФМС России и службу занятости. Этот вывод сделан на основании следующего.

Обязанность извещать указанные органы установлена п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). Формы и порядок представления сведений утверждены Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 N 147 (Приложения N 5 , N 6 , N 10 ). Одно из требований - соблюдение одновременно двух условий: иностранный гражданин должен прибыть в Россию в порядке, допускающем отсутствие визы, и иметь разрешение на работу.

Однако граждане Казахстана привлекаются к работе в России без учета ограничений по защите национального рынка труда (ст. 3 Соглашения). На них, в частности, не распространяется квота на выдачу разрешений на работу.

Впрочем, несмотря на упрощенный режим приема на работу, иные требования закона в отношении указанных граждан работодатель должен соблюдать. Например, направить в соответствующих случаях работника на предварительный медицинский осмотр, запросить у него необходимые документы о квалификации (ст. 213 , абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

При заключении трудового договора гражданин Казахстана должен представить работодателю определенные документы (ст. 65 ТК РФ).

Также гражданин обязан подтвердить законность нахождения на территории России (ст. 4 Соглашения). Это можно сделать с помощью следующих документов (ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

Вид на жительство;

Разрешение на временное проживание;

Виза и (или) миграционная карта;

Иной предусмотренный федеральным законом или международным договором документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Отметим, что граждане Казахстана, как и другие иностранцы, подлежат миграционному учету. Подробнее об этом см. п. 5.2 настоящего материала.

4. Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации
Временно проживающий в России иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, которое представляет собой отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо документ установленной формы, выдаваемый в России лицу без гражданства, не имеющему удостоверяющего его личность документа (абз. 7 п. 1 ст. 2 , п. 7 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
Важно! Временно проживающему в России иностранному гражданину, так же как и постоянно проживающему, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Следует помнить, что иностранные граждане, временно проживающие в России, могут трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Однако существуют исключения из этого правила, установленные Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н. Так, согласно п. 2 данного Приказа временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, в следующих случаях:

а) при направлении в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) если постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

При этом иностранные граждане должны осуществлять трудовую деятельность по определенным профессиям (должностям). Перечень таких профессий (должностей) установлен также данным Приказом . Обращаем внимание, что с 27.11.2011 в указанный перечень профессий (должностей) включены должности "геолог" и "главный геолог" (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2011 N 1195н).

5. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на основании визы
Виза - разрешение на въезд в Россию, на пребывание в стране и транзитный проезд через нее иностранного гражданина в течение срока действия данного разрешения. Это определение содержится в п. 4 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 (далее - Положение о порядке выдачи визы).

В зависимости от цели въезда в Россию и пребывания на ее территории иностранным гражданам выдаются визы следующих категорий (п. 18

а) дипломатическая (ДП);

б) служебная (СЛ);

в) обыкновенная (О);

г) транзитная (ТР1 или ТР2);

д) виза временно проживающего лица (ВП).

Обыкновенная виза имеет несколько разновидностей в зависимости от цели въезда иностранного гражданина на территорию РФ и цели его пребывания в стране (п. 27 Положения о порядке выдачи визы):

а) частная (Ч);

б) деловая (Д);

в) туристическая (Т), в том числе групповая (ТГ);

г) учебная (У);

д) рабочая (Р);

е) гуманитарная (Г);

ж) виза на въезд в РФ в целях получения убежища (А).
5.1. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию

5.1.1. Для чего нужно приглашение на въезд в Российскую Федерацию?
Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в России только при наличии обыкновенной рабочей визы, которая оформляется на срок до трех месяцев (п. 35 Положения о порядке выдачи визы). Указанный срок впоследствии может быть продлен.

Виза выдается на основании приглашения на въезд в РФ (абз. 4 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ, ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

Форма такого приглашения утверждена Приказом ФМС России от 06.06.2008 N 142.

5.1.2. Как оформить приглашение на въезд в Российскую Федерацию?
Приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности выдаются в пределах квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством РФ. В 2013 г. такая квота составляет 410 126 приглашений на въезд в РФ в целях работы (Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 N 1137).
Важно! Если иностранец - высококвалифицированный специалист, то квота на выдачу приглашений на него не распространяется (п. 2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, абз. 2 п. 48 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденный Приказом ФМС России от 06.06.2008 N 142; далее - Регламент по оформлению приглашений).
Выдает приглашение на въезд в РФ ФМС России или ее территориальный орган (п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, абз. 8 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, п. п. 1 , 7.13.16 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711).

Обратиться за оформлением приглашения вправе российские работодатели и иностранные юридические лица, которые ведут деятельность в России (п. 8

Ходатайствовать о приглашении высококвалифицированных специалистов могут (пп. 1 п. 5 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, п. 46

Российские коммерческие организации;

Российские научные, образовательные и иные учреждения, которые развивают науку в определенных перспективных направлениях;

Филиалы иностранных юридических лиц.
Важно! Приглашение не выдается организации, которая не имеет разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (п. 2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Подробнее об этом см. раздел "Привлечение и использование иностранной рабочей силы".
Для получения приглашения ключевыми являются следующие этапы:

Подготовка необходимых документов и представление их в ФМС России или ее территориальный орган (п. п. 10 , 33

Уплата госпошлины (п. 6 Регламента по оформлению приглашений);

Получение оформленного приглашения или уведомления об отказе (п. 39 Регламента по оформлению приглашений).

1. Подготовить документы для постановки на учет в ФМС России.

Постановка на учет осуществляется один раз - при первичной подаче ходатайства об оформлении приглашения (п. 32 Регламента по оформлению приглашений).

Для этого работодатель должен подготовить следующие документы (п. п. 33.1 - 33.4 Регламента по оформлению приглашений):

Заявление о постановке юридического лица на учет (Приложение N 4 к указанному Регламенту);

Копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;

Копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе РФ;

Копию разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для работодателя - юридического лица, которое ведет свою деятельность в России, но зарегистрировано за ее пределами). Такая копия не нужна, если приглашается высококвалифицированный специалист.

Форма разрешения на привлечение и использование иностранных работников утверждена Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 369.

Если работодатель ранее обращался за оформлением приглашения на въезд (состоит на учете), то повторно собирать указанные документы не нужно.
Важно! Если сведения, указанные в заявлении о постановке на учет (приложение N 4 к Регламенту по оформлению приглашений), изменились, то работодатель должен подать новое заявление (абз. 2 п. 34 указанного Регламента).
2. Подготовить документы для оформления приглашения на въезд.

Для оформления приглашения на въезд работодатель должен подготовить следующие документы (п. п. 10.1 - 10.4 Регламента по оформлению приглашений):

Ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ (Приложение N 1 к указанному Регламенту);

См. образец заполнения ходатайства.
Важно! Если данные, указанные в ходатайстве (например, реквизиты паспорта иностранца), изменились, то работодатель может подготовить новое ходатайство. Однако срок оформления приглашения будет исчисляться со дня приема последнего ходатайства (абз. 4 п. 12 Регламента по оформлению приглашений).
- копию паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) иностранного гражданина;

Гарантийные письма об обязательствах по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого работника. Эти гарантии будут действовать в период пребывания указанного лица в России (п. 5 ст. 16 Закона N 115-ФЗ). Минимальный объем гарантий установлен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167. В частности, зарплата иностранца не может быть ниже МРОТ, определенного федеральным законом;

Копию разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

Копию разрешения на работу или заявления, подтверждающего прием от работодателя документов на оформление разрешения на работу для каждого иностранного работника.

В отдельных случаях нужно также представить разрешение (иной документ, согласованный с ФСБ России) на въезд иностранного гражданина на территорию со специальным режимом (п. 11 Регламента по оформлению приглашений).
Важно! Для оформления приглашения высококвалифицированного специалиста работодатель подает иной комплект документов (п. 10.5 Регламента по оформлению приглашений): копии трудового договора и ходатайства о привлечении специалиста (форма ходатайства утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487). Это предусмотрено п. 47 Регламента по оформлению приглашений.

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...