Какими документами регламентируется бухгалтерский учет. Обзор основных нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление отчетности в секторе государственного управления


Дата публикации: 23.04.2014

Дата изменения: 23.04.2014

Прикрепленный файл: doc, 89.5 кБ

«Утверждаю»5 Обзор (перечень) нормативно-правовых актов (инструкций) регулирующих применение бюджетной классификации, ведение учета, формирование отчетности сектора государственного управления согласно нормам? оссийского законодательства Область регулированияДокументПримечаниеНормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет в секторе государственного управленияФедеральные законы? ? ? ? ? ? Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства? оссийской Федерации, правовой статус участников бюджетного процесса. Определяет группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации.Устанавливает бюджетные полномочия Министерства финансов? оссийской федерации.Определяет основы бюджетного учета.Определяет бюджетные полномочия получателя бюджетных средств по ведению (обеспечению ведения) бюджетного учета, возможность передачи полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета казенными учреждениями централизованным бухгалтериям. Бюджетный кодекс? оссийской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (Глава 1 статьи 6,7 Глава 4,Глава 5 статья 28,29Глава 18 статья 152, 161,162,165,166Глава 25.1 статья 264.1).Действует на всей территории? оссийской ФедерацииУстанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.Кроме того устанавливает особенности регулирования бухгалтерского учета в организациях государственного сектора.Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ«О бухгалтерском учете»Действует на всей территории? оссийской ФедерацииНормативные правовые акты Министерства финансов? оссийской Федерации,регулирующие бухгалтерский учет в секторе государственного управленияУстанавливает Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план счетов), единый порядок его применения и обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук (далее, в целях настоящей Инструкции - бухгалтерский учет) путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами. Приказ Минфина? оссийской Федерации? ? ? ? от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» ? аспространяется на организации государственного сектора, органы государственной власти (государственные органы), органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации, финансовые органы.Приказ Минфина? оссийской Федерации? ? ? от 12.10.2012 № 134н «О внесении изменений изменений в приказ Министерства финансов? оссийской Федерации от 01.12.2010 № 157н»Устанавливает план счетов бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству? оссийской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, порядок его применения.Приказ Минфина? оссийской Федерации от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» ? аспространяется на казенные учреждения (учреждения, осуществляющие функции получателя бюджетных средств),? органы? государственной власти (государственные органы) (главные распорядители бюджетных средств), органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации, финансовые органы.Приказ Минфина? оссийской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 174н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов? оссийской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н»? ? ? ? Устанавливает план счетов бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, порядок его применения. Приказ Минфина? оссийской Федерации от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» ? аспространяется на бюджетные учреждения, с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы? оссийской Федерации..? ? ? ? Устанавливает план счетов бухгалтерского учета государственными (муниципальными) автономными учреждениями, порядок его применения.Приказ Минфина? оссийской Федерации от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» ? аспространяется на автономные? учреждения, с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы? оссийской Федерации.Устанавливает формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений. Приказ Минфина? оссийской Федерации от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» В настоящее время подготовлены изменения в приказ № 173н(проект приказа на внесение изменений в приказ Минфина? оссийской Федерации № 173н размещен на официальном сайте Министерства финансов? оссийской Федерации с использованием сети Интернет (http://www.сайт) в разделе «Бюджет/ Бухгалтерский учет государственного сектора»)? аспространяется на организации государственного сектора, органы? государственной власти (государственные органы), органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации, финансовые органы.Устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации (включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета) и оформления ее результатов. Приказ Минфина? оссийской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»Приказ применяется в части не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ«О бухгалтерском учете».Определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка? оссии? на территории? оссийской Федерации в целях организации на территории? оссийской Федерации наличного денежного обращения. Указание Банка? оссии от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» Вступили в силу с 01.06.2014Определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка? оссии Положение Центрального Банка? оссии от 12.10.2011 № 373-П«О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка? оссии на территории? оссийской Федерации» утратило силу с 01.06.2014 Нормативные правовые акты, регулирующие составление бухгалтерской отчетности в секторе государственного управленияФедеральные законыОбщие требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учетаФедеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» общие положения ст.13-18особенности применения ст.14 п.4, ст. 16 п. 8, ст.18 п. 1, ст.30 п.3Общие требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.? ? ? ? ? ? ? ? ? Устанавливает? общие требования к бюджетной отчетности, утверждению и представлению бюджетной отчетности? оссийской Федерации, отчетности о кассовом исполнении бюджета Бюджетный кодекс? оссийской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ст. 264.1- 264.7, ст.154, ст.160.1, ст.160.2, ст.162, ст.166, ст.175? егулирует общие требования к составлению отчетности, полномочия в части формирования отчетности участниками бюджетного процесса, порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом.Нормативные правовые акты Министерства финансов? оссийской Федерации,регулирующие составление бухгалтерской отчетности в секторе государственного управления? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Установление единого порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы? оссийской ФедерацииПриказ Минфина? оссии от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации» ? егулирует составление отчетности: - учреждениями получателями бюджетных средств; - главными распорядителями бюджетных средств; - финансовыми органами? оссийской Федерации; -финансовыми органами субъектов? оссийской Федерации, муниципальных образований;- органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы;органами, осуществляющими кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений; - порядок составления сводной и консолидированной отчетности; - порядок составления учредителями консолидированной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (получателей субсидии), находящихся в их ведении. Приказ Минфина? Ф от 29.12.2011 № 191н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов? оссийской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н»Приказ Минфина? оссии от 26.10.2012 № 138н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов? оссийской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н»Установление единого порядка составления, представления государственными (муниципальными) автономными учреждениями и государственными (муниципальными) бюджетными учреждениямиПриказ Минфина? оссии от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» ? егулирует порядок составления бухгалтерской отчетности государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, получающими из бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания и на иные цели. Приказ Минфина? оссии от 26.10.2012 ? ? ? ? ? ? ? ? ? № 139н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов? оссийской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н»Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы применения бюджетной классификации Федеральные законыУстанавливает основы бюджетной классификации? оссийской Федерации, в том числе:состав бюджетной классификации? оссийской Федерации и сферу её применения;полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в части установления кодов бюджетной классификации? оссийской Федерации и порядка их применения.Бюджетный кодекс? оссийской Федерации(Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ):1) основы бюджетной классификации? оссийской Федерации - глава 4 «Бюджетная классификация? оссийской Федерации», статьи 7, 8, 9, 14, 15, 29, 36, 165;2) применение бюджетной классификации? оссийской Федерации при составлении проектов законов (решений) о бюджетах, их исполнении, в том числе формировании бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, бюджетных смет, ведении учета, составлении отчетности – статьи 6, 40, 145, 168.6, 174, 184.1, 184.2, 217, 219.1, 221, 241.1, 242.4, 242.5, 264.1, 264.6, 269.1. Нормативные правовые акты Министерства финансов? оссийской Федерации, регулирующие вопросы применениябюджетной классификацииУстанавливает принципы назначения, структуру, порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации? оссийской Федерации (в части показателей, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации и (или) относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов? оссийской Федерации).Применяются для составления проектов законов (решений) о бюджетах бюджетной системы? оссийской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов)Приказ Минфина? оссии от 01.07.2013 г. ? ? ? ? ? ? № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации? оссийской Федерации» (далее – Указания)Указания вводятся в действие приказом Минфина? оссии.Электронные версии Указаний, а также актов Минфина? оссии, вносящих в них изменения, размещаются на официальном сайте Минфина? оссии в сети Internet в рубрике «Бюджетная классификация? оссийской Федерации».Применяется с 1.07.2013 г.Электронная версия Приказа № 65н, а также актов Минфина? оссии, вносящих в него изменения, размещена на официальном сайте Минфина? оссии в сети Internet в рубрике «Бюджетная классификация? оссийской Федерации». Приказ Минфина? оссии от 16.12.2013 г.? ? ? ? ? ? ? № 121н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации? оссийской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов? оссийской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н»Применяется с 16.12.2013 г.Электронная версия Приказа № 121н, размещена на официальном сайте Минфина? оссии в сети Internet в рубрике «Бюджетная классификация? оссийской Федерации». Приказ Минфина? оссии от 20.02.2013 г.? ? ? ? ? ? ? № 11н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации? оссийской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов? оссийской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н»Применяется с 20.02.2013 г.Электронная версия Приказа № 11н размещена на официальном сайте Минфина? оссии в сети Internet в рубрике «Бюджетная классификация? оссийской Федерации».

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском уче­те» от 21.11.96 № 129-ФЗ, общее методологическое руковод­ство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуще­ствляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право ре­гулирования бухгалтерского учета, в пределах своей компе­тенции разрабатывают и утверждают обязательные для ис­полнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
положения (стандарты) по бухгалтерскому учету уста­навливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, состав­ления и представления бухгалтерской отчетности;
другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для та­моженных целей.
Нормативные акты и методические указания по бухгал­терскому учету, издаваемые органами, которым предоставле­но право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указа­ниям Министерства финансов РФ.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из 4 уровней:
1) законы РФ, указы Президента РФ, поста­новления Правительства РФ;
2) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ);
3) методические указания, инструкции, реко­мендации, учитывающие отраслевую специ­фику;
4) учетная политика и внутренние рабочие до­кументы предприятия.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 12. Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета: Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете».:

  1. 13. Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета: Федеральный закон РФ «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ».
  2. 49. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Федеральный Закон от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
  3. Организация бухгалтерского учета в РФ, ее правовое и методическое обеспечение. Закон «О бухгалтерском учете».
  4. Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета в кредитных организациях. Законодательные и нормативные документы, определяющие порядок бухгалтерского учета в кредитных организациях и их уровни.
  5. Б9. В1. Формы организации бухгалтерского учета на предприятиях. Особенности организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
  6. 2.Нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета в Российской Федерации. Принципы бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика для бухгалтерского учета и целей налогообложения.
  7. 50. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и положения по бухгалтерскому учету.
  8. Основные задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях. Сущность и содержание метода бухгалтерского учета в банках, его элементы.
  9. Организация бухгалтерского учета экономических субъектов. Статус бухгалтерской службы. Права и обязанности бухгалтера

В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Среди юридических лиц выделяют коммерческие и некоммерческие организации. Мы рассматриваем организацию бухгалтерского учета в коммерческих фирмах, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ (обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Государственная регистрация юридических лиц производится в органах юстиции с указанием наименования организации в едином государственном реестре.

Независимо от организационно-правовой формы каждая коммерческая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с ее уставом. Управление организацией также осуществляется в соответствии с ее уставом или учредительным договором. При этом высшим органом управления являются общее собрание акционеров АО или общее собрание участников ООО и избираемый ими совет (правление), а в унитарных предприятиях - руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом, и ему подотчетен.

Любая организация самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую им продукцию, работы и услуги. Основа планов -это договоры (с покупателями и поставщиками), по которым выполняют работы и поставки для покупателей и заказчиков, государственных нужд и прочих заказчиков. Организация реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а иногда - по государственным, регулируемым ценам (для государственных нужд).

Основным обобщающим финансовым показателем хозяйственной деятельности организации является прибыль, т.е. сумма превышения выручки, полученной за реализованную продукцию, работы и услуги, над суммой затрат на их выполнение. Прибыль, остающаяся у организации после удержания налогов и прочих платежей в бюджет, поступает в ее распоряжение. Сумма прибыли должна быть достаточной для выплаты дивидендов собственникам, обеспечения производственного, научно-технического и социального развития организации.

Совет директоров или общее собрание акционеров (участников) может принимать решение о выпуске ценных бумаг (акций, облигаций) в случае недостаточности собственных источников для возмещения затрат по приобретению основных средств и научно-технических разработок.

Кроме деятельности внутри России каждая организация может осуществлять и внешнеэкономическую деятельность.

Как известно, хозяйственная деятельность любой организации складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используются труд работников, основные средства и материальные производственные запасы. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета в организации - это ее имущество и обязательства в их движении, особенно расчетно-кредитные отношения, выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг, затраты на их выполнение, себестоимость продукции в целом и по отдельным видам, результаты хозяйственной деятельности.

Роль и значение указанной информации возросли с переходом экономики на рыночные отношения, образованием хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и необходимостью более четкого управления, тщательного контроля и анализа хозяйственной деятельности субъекта.

Добиться того, чтобы бухгалтерская информация стала в организации объективной, достоверной, понятной и защищенной как для внутренних, так и внешних пользователей, можно лишь при творческом подходе и знании основных нормативных документов.

Отметим, что организационно-методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации регламентируются такими основополагающими документами, как:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 г.

№ 34н;

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н;

положения по бухгалтерскому учету:

"Учетная политика организации"(ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н;

"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н;

"Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96), утвержденное приказом Минфина РФ от 08.02.96 г. № 10;

"Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н;

"Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н;

"События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 56н;

"Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н;

"Информация об аффилированных лицах" (ПБУ 11/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 5н;

"Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11н;

"Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н;

"Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н;

"Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/2001), утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н;

"Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 02.07.02 г. № 66н;

"Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н;

"Учет расходов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н;

"Учет финансовых вложений" (ПБУ 19/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н.

Указания об отражении в бухгалтерском учете организации операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.11.01 г. №97н;

Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, утвержденные приказом Минфином РФ от 24.11.98 г. № 68н.

Эти документы универсальны, так как определяют общие правила организации и ведения бухгалтерского учета и распространяются на все организации, поэтому их следует рассматривать как нормативы.

29. Нормативные документы, регламентирующие и регулирующие организацию бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета - систему условий и элементов учетного процесса, включающую в себя первичный учет и документирование операций, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, инвентаризацию и содержание отчетности. Цель организации бухгалтерского учета - обеспечение формирования полной и достоверной информации о, финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях организации.

Действуют: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет особенности организации бухгалтерского учета, основные требования к его ведению и первичными документами, права и обязанности главного бухгалтера. Этот закон устанавливает нормы оценки имущества и обязательств предприятий, регламентирует состав и содержание бухгалтерской отчетности, а также ответственность за нарушения законодательства о бухгалтерском учете.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ содержит единые, более конкретные нормативы по основам бухгалтерского учета и отчетности. Оно дополняет и конкретизирует правила оценки бухгалтерской отчетности по следующим статьям: незаверенные капитальные и финансовые вложения; основные средства и нематериальные активы; сырье, материалы, готовая продукция и товары; незавершенное производство и расходы будущих периодов; капитал и резервы; расчеты с дебиторами и кредиторами.

В сфере правового регулирования бухгалтерской деятельности можно выделить 4 уровня нормативных документов: 1. Законодательный (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», др. федеральные законы, указы Президента РФ, постановления. Правительства РФ) нормативный уровень. 2. Нормативный уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учёту: «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (с изменениями от 30 декабря 1999 года); «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94; «Учет активов и обязательств, стоимость иностранной валюте» ПБУ 3/2000 и др. 3. Методический: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии 4. Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации (документ об учетной политике предприятия).

Функции МинФина: 1) утверждение планов счетов; 2) типовых форм бухгалтерского учета и отчетности; 3) инструкций по их применению и порядку составления отчетности; 4) устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета; 5) разрабатывает положения по бухгалтерскому учету и др.

30. Организация бухучета на предприятии.

Бухгалтерский учет на предприятии организуется самим предприятием, исходя из особенностей его деятельности. Возможны три варианта построения бухгалтерской службы : 1) бухгалтерский учет осуществляется централизованной бухгалтерией, возглавляемой гл. бухгалтером; 2) на предприятии предусмотрена бухгалтерская служба, ведущая первичный учет, а составление бухгалтерской отчетности осуществляется специализированной организацией или специалистом на договорных началах; 3) на предприятии не предусмотрена бухгалтерская служба, а бухгалтерский учет осуществляется специалистом со стороны.

Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета является: 1) изучение положений, указаний и др. регламентирующих документов по учету и отчетности; 2) изучение организационных и производственных особенностей предприятия; 3) установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными подразделениями предприятия.

Структура учета м/б централизованной и децентрализованной. При централизации у чета учетный аппарат организации сосредотачивается в главной бухгалтерии, где осуществляется синтетический и аналитический учет на основании первичных и сводных документов, поступающих из ее отдельных подразделений. При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточивается по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, составляются балансы и отчетность организации.

Централизация учета обеспечивает более высокий контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет рациональнее распределить труд между работниками бухгалтерии.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета

большое значение имеет разработка плана его организации.

Он состоит из следующих элементов :

1) плана документации и документооборота; 2) плана отчетности; 3) плана инвентаризации; 4) плана организации труда работников бухгалтерии; 5) рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

31. Учетная политика предприятия.

Под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки факсов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При формировании организацией учетной политики следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/2008). При этом утверждаются: план счетов бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета; порядок проведения инвентаризации; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями. Учетная политика организации во всех случаях должна отвечать требованиям : 1) своевременности 2) непротиворечивости 3) полноты 4) осмотрительности 5) приоритета содержания перед Формой 6) рациональности . При формировании учетной политики организацияисходит из следующих допущений: имущественной обособленности; непрерывности деятельности; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: Изменения законодательства РФ или норм. актов по бух. Учету; Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; Существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственности, изменение видов деятельности) и т.д.

32. понятие финансового и управленческого учёта.их отличительные особенности:

В зарубежных странах обычно бухгалтерский учет подразделяют на составные части: финансовый и управленческий учет. Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям). Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самой фирмы. Основной частью управленческого учета является производственный учет, по которым обычно понимают учет издержек производства и анализ экономии или перерасхода по сравнению с предыдущими периодами (прогнозами) и стандартами. Основная цель управленческого учета – обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от того, что используется в финансовом учете.

Сравнение финансового и управленческого учета: Область сравнения: Финансовый учет;Управленческий учет |Основные потребители: Сторонние, Различные уровни информации организации и лица внутрифирменного управления |Виды систем:Система двойной;Используется любая ||бухгалтерского учета |записи |система ||Свобода выбора |Обязательное |Нет норм и ограничений|| |следование | || |общепринятым | || |принципам | || |бухгалтерского учета| ||Используемые измерители |Денежная единица, по|Любая подходящая || |курсу, |денежная или || |действовавшему в |натуральная единица || |момент совершения |измерения || |хозяйственной | || |операции | ||Группировка затрат |По элементам затрат |По статьям калькуляции||Основной объект учета |Организация в целом |Структурные || | |подразделения | | |организации ||Периодичность |Периодически на |По мере надобности, не||составления отчетности |регулярной основе |обязательно на || | |регулярной основе ||Степень надежности |Требуется |Зависит от того, для ||информации |объективность |какой цели она || | |предназначена. При || | |необходимости | |используются точные ||данные. ||Степень надежности |Требуется |Зависит от того, для ||информации |объективность |какой цели она | |предназначена. При необходимости используются точные данные. Обязательность ведения |Строго обязателен |Не обязателен. Рассмотрение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что его назначение сводится к следующему: -представление необходимой информации администрации для управления и принятия решений; -исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет, предвидений; -определение финансовых результатов по реализованным изделиям или их группам, новым техническим решениям, центрам ответственности и другим позициям.

33. реформирование бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами:

Каждая страна разрабатывала свои правила (стандарты) ведения бухгалтерского учета. Всего к концу 60-х годов в мире сформировались 100 национальных учетных систем. По признаку однотипности методологических подходов к построению систем бухгалтерского учета сформировалась трехмодельная классификация учетных систем: Англо-американская модель , объединившая в основном англоязычные страны (США, Великобритания, Австралия, ....) Организация бухгалтерского учета в законодательном плане менее регламентируется и в значительной степени ориентирована на стандарты, разрабатываемые профессиональными организациями бухгалтеров. Гибкость в принятии и функционировании учетной политики на уровне как отдельного предприятия, так и всей учетной системы - отличительная черта данной модели. Континентальная модель объединяет европейские страны с развитой рыночной экономикой (Франции, Германии, Австрии, ...). Для нее характерным является высокий уровень законодательного регулирования бухгалтерского учета, а поэтому большой консерватизм учетной политики. Южноамериканская модель (Аргентина, Бразилия, Боливия,) , ориентированная на высокий уровень инфляционных процессов в экономике. Международные стандарты разрабатываются с 1973 года, когда был создан Комитет по международным стандартам, объединивший профессиональные организации бухгалтеров из 9 стран: США, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Нидерланды, Япония, Австралия, Мексика. В настоящее время Комитет | объединяет более 100 членов (организаций). Им разработано свыше 30 Стандартов финансовой отчетности. Международные стандарты носят рекомендательный характер. Они в первую очередь целесообразны для международных компаний, которые обязаны консолидировать финансовую отчетность дочерних предприятий, работающих в разных странах. Стандарты также необходимы для фирм, намеривающихся привлечь средства иностранных инвесторов. Различия отечественного бухгалтерского учета с международными стандартами: По МСБУ финансовый год может не совпадать с календарным. В рф год совпадает с календарным; В рос.сист.бух.уч. (РСБУ) используется национальная валюта - рубль и ее составляющая - копейка. Отчетность международных компаний подготавливается в валюте страны, но чаще всего - в долларах США; В плане счетов англо-американской модели нумерация счетов отсутствует, а расположение их построено по степени ликвидности - от наиболее ликвидных видов имущества и обязательств к менее ликвидным. В российском плане счета размещены в обратной зависимости; различия в написании цифр - в отчетности указывается цифра в виде 1,384,868.98; а у нас - 1384868,98; По МСБУ исправление ошибок допускается только методом «черного сторно», то есть предыдущая ошибочная запись корректируется только в сторону увеличения. В рф допускается использование метода «красное сторно»; В МСБУ общепринята практика одновременного отражения хозяйственных операций в учете по Дт нескольких счетов и Кт нескольких счетов. Основная цель реформирования системы бухгалтерского учета - заключается в обеспечении совмещения национальной системы бухгалтерского учета с-требованиями рыночной экономики и МСФО

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...