Акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона. Образцы актов прокурорского реагирования


На выявленные нарушения закона прокурор реагирует соответствующими актами.

Протест – акт прокурора, в котором он требует от органа или должностного лица привести акты, принятые ими в соответствие с законом или отменить их, а равно прекратить незаконное действие должностного лица и восстановить нарушенные права. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов — на очередных сессиях. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания заранее сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору.

В случае не рассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.

Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении приносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок.

Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется Законом “О прокуратуре Республике Беларусь” и соответствующим процессуальным законодательством.

Представление – акт прокурора об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

Постановление – акт прокурора, которым он возбуждает уголовное дело, дело об административном правонарушении, дело о дисциплинарном производстве. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований. Постановления прокурора рассматриваются в установленные законом или им сроки.

Предписание – письменный акт прокурора об устранении нарушений закона. Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение.

Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина.

В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.

При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

Официальное предупреждение – письменный акт прокурора, выносимый им в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях. Официальное предупреждение объявляется должностному лицу или гражданину о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.

Перечень актов прокурорского надзора приведен в ст. 18 Закона РК «О Прокуратуре». К ним относятся: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъ­яснение закона. Акты прокурорского реагирования представляют собой предусмотренные Законом «О Прокуратуре» формы реализации полномочии прокурора по устранению нарушении закона, пресечению правонарушений, восстановлению законности, ликви­дации вызванных нарушениями Закона негативных последствий.

Как известно, применение того или иного акта прокурорского надзора зависит от характера нарушений законов, их причин, от распространенности нарушений, вредных последствий, степени вины правонарушителей.

Реагирование прокурора на нарушения законности, бесспорно, должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упре­ждающим, комплексным, адекватным и законченным. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результа­тивными.

Нередко в прокурорской практике мы сталкивались с фактами, когда внесенные по результатам проверки акты прокурорского реагирования оставались без надлежащего исполнения. Это ска­зывалось на эффективности работы, серьезно подрывало не только авторитет прокурора, но и в целом отражалось на темпах обеспе­чения и укрепления законности. С внесением новых изменений и дополнений в Закон «О Прокуратуре» полномочия прокуроров значительно усилены, предусмотрены гарантии и меры принуди­тельного исполнения некоторых правовых актов прокурора.

Протест прокурора - это документ прокурорского реагиро­вания на противоречащие Конституции, законам и актам Прези­дента РК нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц.

Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный акт. Прокурор вправе принести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностно­му лицу. Прокурор определяет это в зависимости от конкретных обстоятельств. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанавливает предельный (не более 10 дней) срок его рассмотрения.

В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с Конституцией и законами РК, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Он вправе также приостано­вить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанав­ливает их действия.

Прокурор вправе в апелляционном или надзорном порядке опро­тестовать приговор, решение или иное постановление суда. Если опротестование выходит за пределы его компетенции, соответ­ствующий прокурор обращается с представлением о принесении протеста к вышестоящему прокурору. Сроки рассмотрения проте­ста в суде определяются процессуальным законодательством.

Другим актом прокурорского надзора является постановление . Оно выносится о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонаруше­нии, о производстве проверки применения закона, выемки, досмо­тра, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия неза­конного правового акта о принудительном исполнении требований прокурора, о доставлении (приводе), а также в иных случаях, пред­усмотренных законом.

В связи с внесенными изменениями в Закон «О Прокуратуре» постановление прокурора в вопросах исполнения приобрело обязательную силу. Оно должно исполняться в установленный законом либо прокурором срок и его неисполнение влечет предусмотренную законами ответственность.

Здесь надо быть особенно внимательными и очень взвешенно подходить к вопросу о вынесении постановлений о принудительном исполнении требований прокурора, а также об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера. Постановления об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, наложенные государственными органами и их должностными лицами, необходимо выносить при обнаружении явных и грубых нарушений законности.

Другие постановления прокурора,- такие, как о производстве выемки, досмотра, наложении ареста - исполняются с учетом требований, предусмотренных специальным законодательством. Ныне усилены гарантии исполнения требований прокурора. Законом пополнен перечень обязанностей должностных лиц и граждан в связи с требованиями прокуроров, а также ответственность за их умышленное неисполнение, имеющих существенное значение для нашей деятельности.

Обязательному исполнению должностными лицами и гражданами подлежат и требования прокурора о явке в прокуратуру в установленное им время для дачи объяснений по проводимым проверкам. В случае неявки к указанному сроку прокурор вправе своим постановлением обеспечить принудительный привод, осуществляемый органами внутренних дел в течение 24-х часов. Вызов оформляется письменным уведомлением-повесткой и вручается под расписку. Уведомление может быть также направлено в форме телефонограммы, телеграммы или с помощью других средств связи, обеспечивающих его надлежащую доставку.

За невыполнение требований прокурора и уклонения от явки по вызову прокурора в соответствии со ст. 521 и 522 Кодекса РК об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.

Очень важным является дополнение, позволяющее эффективно влиять на пресечение нарушений закона в социально-экономической сфере - это право прокурора назначать экспертизу, а в целях выявления скрытых преступлений - требовать от компетентных органов осуществления оперативно-розыскных мероприятий с последующим уведомлением об их результатах.

Предписание об устранении нарушения закона как акт проку­рорского надзора вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нару­шение. В нем должны содержаться указания на нормы Конститу­ции, законов и актов Президента Республики Казахстан, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по их устранению.

Предписание по новому закону - это иной акт надзора. Оно может вноситься только при совокупности основных признаков, когда:

нарушение закона носит явный характер, т.е. нет никаких со­мнений по поводу нарушения закона;

нарушением создана угроза причинения существенного вре­да правам и свободам человека и гражданина, охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства, если оно не будет устранено незамедлительно.

При выборе необходимого по ситуации акта надзора и принятии решения в пользу предписания прокурорам необходимо строго руководствоваться данными требованиями. Предписание подлежит обязательному исполнению в срок, установленный прокурором. Об исполнении предписания незамедлительно сообщается проку­рору.

Обжалование предписания вышестоящему прокурору либо в суд не приостанавливает его исполнения, если только оно не будет приостановлено вышестоящим прокурором либо судом. Следует иметь в виду, что предписание не может вноситься на норматив­ные правовые акты.

Заявление - иск прокурора в суд может быть направлен для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государ­ства, физических и юридических лиц, а также в связи с отклоне­нием или оставлением без рассмотрения актов прокурорского над­зора. Прокурор вправе своим постановлением приостановить дей­ствие опротестованного акта до рассмотрения заявления судом.

Санкцию прокурор дает на обыск и выемку в случаях, пред­усмотренных уголовно-процессуальным законодательством; от­странение обвиняемого от должности, помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для производства экспертизы; проведение оперативно-розыскных мероприятий и след­ственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкос­новенность жилища; задержание иностранцев для выдворения в административном порядке и в иных случаях, прямо предусмо­тренных законом.

Важным шагом в защите прав человека и гражданина является введение законом новых оснований санкционирования, в т. ч. не­гласное прослушивание и запись разговоров с использованием ви­део- и аудиотехники или иных специальных технических средств, а также прослушивание и запись переговоров, ведущихся с теле­фонов и других переговорных устройств; доступ государственных органов и их должностных лиц (за исключением сотрудников На­ционального банка) к документам, содержащим банковскую тай­ну; арест на деньги и другое имущество физических и юридиче­ских лиц, находящихся в банках, и приостановление расходных операций на банковских (за исключением корреспондентских) счетах физических и юридических лиц; объявление международ­ного розыска в отношении лица, совершившего преступление на территории республики и скрывшегося от следствия. Санкция на совершение указанных действий дается либо в ней отказывается в течение 24-х часов.

Важно, чтобы в этих вопросах по республике соблюдалась единая практика, особенно в вопросах порядка и условий санкционирования распоряжений налоговых органов о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков.

Указание прокурор дает: органам дознания и следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел; органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; в других случаях, установленных законодательством.

Представление прокурора - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. Оно подлежит рассмотрению должностным лицом или органом в месячный срок с обязательным принятием мер по устранению нарушений законности, а также причин и условий, способствующих им. Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах должно быть сообщено прокурору.

При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях сообщает и о предусмотренной ответственности за нарушение закона. В случаях несоответствия закону проекта правового акта прокурор разъясняет требования закона органу или должностному лицу, принимающему акт.

Законом предусматривается возможность принудительного исполнения некоторых актов надзора. К ним относятся предписания и постановления прокурора. В случае их неисполнения в добровольном порядке прокурор в соответствии со ст. 26-1 Закона «О Прокуратуре» вправе в пределах своей компетенции обратить их к принудительному исполнению. Статья 520 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответ­ственность должностных лиц за оставление без рассмотрения представления прокурора или несвоевременный ответ на него. Обязанность по исполнению предписаний и постановлений прокурора возлагается на судебных исполнителей. Однако следует иметь в виду, что нельзя обращать к принудительному исполнению требования, предусматривающие принудительное лишение имущества, так как такое оно может быть произведено не иначе как по решению суда. Необходимость принудительного исполнения постановлений и предписаний прокурора обусловлена наличием таких жизненных ситуаций, когда только незамедлительное устранение нарушений закона может предотвратить тяжкие последствия.

К примеру, несмотря на запрет отключения от электроэнергии объектов, имеющих стратегическое значение, энергетики нередко за долги прекращают подачу электричества на военные объекты или в больницы в тот момент, когда на операционном столе находятся люди. В последнем случае администрация больницы, конечно, может обратиться в суд, однако судебная процедура занимает недели и месяцы, тогда как создавшаяся ситуация грозит смертью людей.

Другой пример. Коммерческими структурами за пределы Казахстана порой за бесценок вывозится стратегическое сырье. Предписание прокурора о приостановлении такого экспорта не всегда исполняется своевременно. И хотя впоследствии судом действие коммерческих структур признается незаконным, однако стратегическое сырье вернуть в Казахстан уже становится невозможным. В таких ситуациях только прокурор может оперативно вмешаться и устранить нарушение закона.

Не менее важным явилось и такое нововведение, усиливающее полномочия прокурора, как ответственность государственного органа за не уведомление или несвоевременное уведомление прокурора о действиях требующих такого уведомления. Введение обязательного уведомления прокурора контролирующими и надзорными органами при принятии ими мер запретительно-ограничительного характера, затрагивающих права предпринимателей (приостановление или запрещение эксплуатации отдельных производственных объектов, видов работ, производства и т.д.) - это новые нормы в нашем законодательстве. Такие уведомления должны направлять.

Раздел 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В УГОЛОВНОЙ СФЕРЕ

Глава1. Акты прокурорского надзора

Акт прокурорского надзора - широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означает закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные, вследствие применения правовых средств надзора, или готовящиеся правонарушения. Так же акт прокурорского надзора можно трактовать как предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Несмотря на множество определений, данных различными авторами, акта прокурорского надзора, совершенно точно можно выделить ряд признаков, которыми обладает настоящий акт:

1. Всегда выражается в письменной форме. По сути являясь документальным выражением установленных законом правовых средств реагирования прокурора на нарушения законности.

2. Вынесение акта – единоличное решение должностных лиц прокуратуры уполномоченных законом на использование правовых средств реагирования. Даже в тех случаях, когда принятию акта предшествовало его коллективное обсуждение.

3. Акт прокурорского надзора носит обязательный характер, поскольку обязывает другой орган или должностное лицо реагировать на него установленным законом образом. В случае несоблюдения законных требований прокурора лицо, которому вынесен данный акт, привлекается к административной ответственности. Прокурор - представитель государства, от имени которого он осуществляет надзор за точным исполнением законов, т.е. обладает особым статусом. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права, т.е. в каждом акте прокурора выражается государственно-властная воля.

4. Акты прокурорского надзора на нарушения законности - индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами права (нарушениями законов). Иными словами имеют конкретного адресата.

5. Акт прокурорского надзора служит юридическим фактом, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его.

6. Они всегда направлены на реализацию юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенной ситуации и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функцию индивидуального регулирования.

7. Правовой акт прокурора - одно из проявлений его деятельности по охране законности, поэтому сам этот акт должен быть принят строго на основании и во исполнение закона. Таким образом, акты прокурорского надзора, являясь документом применения права .

8. Они должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

9. Это - документы юрисдикционного характера и должны иметь структуру, состоящую из четырех частей. Вводная часть содержит наименование акта (протест, иск, постановление, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решения, по какому делу. В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируются, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и каким способами совершены действия, т.е. фактические характеристики выявленного нарушения. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и их обоснование, указание на официальное разъяснение применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался прокурор (юридический анализ выявленного нарушения). В результативной (заключительной) части формулируется решение по делу, приводиться требование или решение прокурора.

Законодательством предусмотрено достаточно много разновидностей актов реагирования. Акты прокурорского реагирования можно классифицировать по различным основаниям.

Выделяют следующие виды актов прокурорского реагирования:

1) по сфере применения: общие и специальные;

2) по характеру: предупредительные, пресекательные и карательные;

3) по функциональному назначению: надзорные и ненадзорные;

1. Общие акты применяются в качестве мер прокурорского реагирования во всех отраслях надзора и при осуществлении всех направлений деятельности. К числу общих актов относится, например, протест прокурора, внесение представления об устранении нарушений законов. Специальные акты прокурорского реагирования характерны для отдельных отраслей надзора и направлений деятельности.

2. Предупредительные акты прокурорского реагирования основным назначением имеют предупреждение возможного нарушения закона (характерный при мерах предупредительного акта - предостережение прокурора).

Пресекательные акты используются прокурором как средство пресечения пролонгированных нарушений (например, состояние длящегося нарушения ввиду принятия незаконного акта) или нарушений постоянно совершаемых (например, нарушения, постоянно допускаемые администрацией при даче согласия на продажу квартир лицам имеющим несовершеннолетних детей). В качестве примеров пресекательных актов можно принести протест, представление прокурора.

К карательными актам относятся оформленные надлежащим образом действия прокурора, направленные на привлечение виновных в нарушении законов лиц к установленной законом ответственности. Ярким примером карательного акта является постановление о возбуждении о возбуждении производства об административно правонарушении. Карательным актом также может быть представление, когда с его помощью прокурор использует такое правовое средство как требование привлечения лиц к материальной или дисциплинарной ответственности .

3. Акты прокурорского надзора, являясь правовыми средствами прокурора по выполнению возложенных на него функций, так же разделяются на надзорные и не надзорные акты прокурора. К надзорным следует отнести акты, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции. Речь идет о протесте, представлении, предостережении и постановлении прокурора. К не надзорным актам прокурорского реагирования относятся - представления прокурора, принесенные на незаконные судебные акты.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» все акты прокурора, направляемые государственным органам, общественным организациям, должностным лицам, должны быть написаны на бланке прокуратуры, в котором заполняются все необходимые данные. Акты прокурорского надзора должны быть относительно краткими и в то же время должны содержать все необходимые реквизиты.

Исходя из выше изложенного, совершенно точно можно утверждать, что акты прокурорского надзора должны быть своевременным и по возможности оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адекватным и законченным. Только при этом меры прокурорского реагирования будут наиболее результативными.

Анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе использовать следующие акты прокурорского реагирования:

1.2.1 Протест:

Протест на противоречащий закону правовой акт, в том числе и на акт, нарушающий права человека и гражданина (ст. 23, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

Протест на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения несудебных органов (п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10.КоАП РФ).

1.2.2 Представление:

Представление об устранении нарушений закона, прав человека и гражданина (ст. 24, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

1.2.3 Постановление:

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 1 ч. 1 ст. 25.11., ст. 28.4.КоАП РФ);

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7.КоАП РФ);

Письменное заключение прокурора, которое дается в случае участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях несудебными органами (п. 2 ч. 1 ст. 25.11., ч. 2 ст. 29.7.КоАП РФ);

Постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (п. 2 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

Постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

1.2.4 Требование об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», Федеральный законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»).

1.2.5 Решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 10.Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

1.2.6 Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

1.2.7 Заявление в суд .

На основании выше изложенного рассмотрим более подробно акты прокурорского надзора:

Согласно ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.23 ФЗ «О прокуратуре РФ» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Под протестом понимается регламентированное законом и совершаемое в установленном порядке официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к определенным законом субъектам, по поводу принятия ими незаконных правовых актов, направленное на их отмену или изменение. .

Протест прокурора в порядке, предусмотренном КоАП РФ, представляет собой специфическое для надзора за исполнением административного законодательства правовое средство реагирования прокурора. В данном случае предметом опротестования является не любой незаконный правовой акт, а именно не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения вышестоящих несудебных инстанций по протестам или жалобам. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать следующие постановления по делу об административном правонарушении:

Постановление о назначении административного наказания;

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 30.1. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать во внесудебном порядке не вступившие в законную силу вышеуказанные постановления и решения по предыдущим протестам, которые вынесены только должностным лицом. В других случаях протест приносится в суд. Данный протест уже не является актом прокурорского реагирования. В делах об административных правонарушениях протест прокурора имеет особенность. Так для принесения протеста в порядке, предусмотренном КоАП РФ, установлены специальные сроки. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении несудебных органов и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам (протестам) независимо от его участия в деле. При этом прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении в случаях, когда:

а) имеется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении;

б) существенно нарушены предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, которое влечет за собой назначение более строгого административного наказания;

в) постановление вынесено неправомочным органом или должностным лицом.

В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Понятие представления прокурора можно трактовать как акта
прокурорского надзора на нарушения закона. Под ним понимается акт
прокурорского надзора, вносимый указанным в законе должностным
лицом органов прокуратуры субъекту, уполномоченному на устранение
нарушений закона, их причин и способствующих им условий, на уголовное,
гражданское и арбитражное судопроизводство, содержащий
соответствующие требования прокурора, имеющий пресекательный, превентивный и во многих случаях карательный
характер, направленный на защиту прав и свобод человека и гражданина,
охраняемых законом интересов общества и государства .

Среди правовых средств, с помощью которых прокуроры реагируют на выявленные нарушения закона, устраняют и предупреждают совершение правонарушений, видное место занимает предостережение о недопустимости нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона - важнейшая мера предупреждения коррупционных правонарушений.

На практике предостережение не применяется, если уже имеются основания для привлечения нарушителей закона к уголовной, административной, материальной или дисциплинарной ответственности .

Предостережение прокурора может быть объявлено должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений.

Предостережение может быть вынесено Генеральным прокурором РФ, его заместителем либо подчиненным ему прокурором или его заместителем, другими словами, прокуроры и их заместители от Генерального прокурора до городских и районных прокуроров (прокуроров других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур). Как указано в п. 1.1 указании Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7, применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают .

Важнейшим средством пресечения и устранения нарушений закона служит предъявление прокурором исков и заявлений в суд общей юрисдикции. Реализация этих полномочий во многих случаях является единственным реальным способом защиты прав и законных интересов граждан .

В п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 20.01.2003г. « О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» четко говорится о том, что на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Перечень оснований по которым прокурор может обратиться в суд в интересах гражданина не исчерпывается ст. 45 ГПК РФ. Помимо указания состояния здоровья, возраста, недееспособности закон предусматривает и другие уважительные причины по которым гражданин не может сам обратиться в суд. Это может быть тяжелое материальное положение, в связи с чем гражданин не может обратиться за квалифицированной юридической помощью. Также уважительными причинами могут являться отдаленность места проживания от места нахождения суда, наличие на иждивении несовершеннолетних детей. С учетом конкретных обстоятельств могут быть указаны и другие причины.

Одной из наиболее действенных мер защиты, нарушенных прав граждан, является подача прокурором заявления в суд об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также на действия (бездействия) органами государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Важнейшим направлением в деятельности прокуратуры является обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд. Это иски о лишении, ограничении родительских прав, в защиту жилищных и трудовых прав несовершеннолетних, о взыскании пособий.

Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора может не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дел .

Исковое заявление прокурора должно отвечать всем требованиям ст. 131 ГПК РФ, а именно:

1) Исковое заявление подается в суд в письменном форме.

2) В исковом заявлении должны быть указаны:

Наименование суда, в который подается заявление;

Наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

Наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;

В чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; ..

  • 6. Организация работы в органах прокуратуры.
  • 7. Предметный и зональный принципы организации работы в органах прокуратуры
  • 8. Понятие и основные задачи контроля и управления в органах прокуратуры.
  • 9. Планирование в органах прокуратуры, виды и содержание планов.
  • 10. Формы взаимодействия прокуратуры с правоохранительными органами и органами контроля.
  • 11. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
  • 12. Организация приема посетителей в органах прокуратуры.
  • 13. Организация работы прокуратуры с жалобами и обращениями граждан.
  • 14. Понятие и содержание правотворческой деятельности прокуратуры.
  • 15. Порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и прокуроров субъектов Российской Федерации, их компетенция.
  • 16. Задачи и направления деятельности коллегий, создаваемых в органах прокуратуры.
  • 17. Методика и тактика прокурорского надзора
  • 18. Задачи прокурорского надзора за соблюдением Конституции рф и исполнением законов.
  • 19. Предмет и задачи надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
  • 20. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.
  • 21. Полномочия прокурора по выявлению и устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
  • 22. Основания и методика проведения прокурорских проверок на предприятиях.
  • 23.Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним.
  • 24.Возбуждение прокурором производства об административном правонарушении.
  • 25. Принятие прокурором мер по возмещению ущерба, причиненного правонарушениями.
  • 26.Прокурорский надзор за законностью правовых актов: понятие и задачи.
  • 27.Предмет и задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • 28.Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • 29.Сущность и задачи надзора за исполнением законов органами дознания.
  • 30.Сущность и задачи надзора за исполнением законов органами предварительного следствия.
  • 31. Надзор прокурора за соблюдением установленного порядка разрешений сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
  • 32. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания.
  • 33. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия.
  • 34. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
  • 35. Надзор прокурора за исполнением законов при производстве следственных действий.
  • 36. Надзор прокурора за исполнением законов при привлечении в качестве обвиняемого, применении мер пресечения и иных мер процессуального принуждения.
  • 37. Действия прокурора по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением.
  • 38. Методы выявления, устранения и предупреждения нарушений законов в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  • 39. Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 40. Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов при содержании граждан в местах предварительного заключения.
  • 41. Надзор за законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание.
  • 42. Полномочия прокурора, формы реагирования на допущенные нарушения законности.
  • 43. Методика проведения проверок законности содержания лиц, арестованных в административном порядке.
  • 44. Надзор за соблюдением требований режима и условий содержания задержанных и осужденных.
  • 45. Прокурорский надзор за рассмотрением и разрешением жалоб и заявлений осужденных и задержанных.
  • 46. Прокурорский надзор за исполнением законов при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
  • 47. Прокурорский надзор за условно-досрочным освобождением осужденных.
  • 48. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.
  • 49. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами.
  • 50. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, полномочия прокурора при рассмотрении в суде уголовных дел.
  • 51. Поддержание прокурором государственного обвинения в суде, структура обвинительной речи прокурора.
  • 52. Особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом присяжных.
  • 53. Принесение прокурором апелляционных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по уголовным делам.
  • 54. Принесение прокурором кассационных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по уголовным делам.
  • 55. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел.
  • 56. Процессуальное положение прокурора при рассмотрении судами гражданских дел.
  • 57. Принесение прокурором апелляционных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.??
  • 58. Процессуальное положение и полномочия прокурора в арбитражном процессе.
  • 59. Основания и порядок направления прокурором апелляционных и кассационных жалоб на незаконные и необоснованные решения арбитражных судов.
  • 60. Основные направления повышения эффективности деятельности прокуратуры в современный период.
  • 23.Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним.

    Актам прокурорского надзора посвящены статьи 23, 24, 25, 25.1 «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона.

    Протест (статья 23, 28)

    1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

    2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

    3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

    4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

    Право принесения протеста принадлежит прокурору или его заместителю сообразно уровню прокуратуры в системе прокуратуры Российской Федерации (ст. 11 Закона о прокуратуре).

    Закон не определяет содержания и структуры протеста, оставляя эти вопросы на усмотрение прокурора. прокурорская практика выработала определенные требования, которые стали традиционными.

    обязательными реквизитами протеста являются: наименование документа «Протест»; указание на орган или должностное лицо, издавшее правовой акт; наименование акта, по пово­ду которого приносится протест; исходящие данные (номер и дата). Содержательная часть протеста, обозначаемая как «описательно-мотивировочная часть», включает в себя: цитирование положений, противоречащих закону; юридическое обоснование протеста, раскрывающее суть допущенного нарушения. Неотъемлемой частью протеста служат: его заключительная часть, содержащая требование прокурора об отмене акта полностью или только в части, противоречащей закону; указание на необходимость рассмотрения протеста не позднее 10 дней с момента поступления и письменного уведомления прокурора о результатах рассмотрения акта проку­рорского реагирования.

    Протест подписывается прокурором или его заместителем.

    При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурор должен быть заранее оповещен о дне его рассмотрения.

    Прокурор или его заместитель вправе самостоятельно решить вопрос о выборе формы реагирования на противоречащий закону нормативный акт: принести протест или, как указано в п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре, обратиться в суд в порядке, предусмотрен­ном процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Представление (статья 24, 28)

    1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

    В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

    2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

    3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

    это обращение прокурора к органу или должностному лицу в связи с допущенными нарушениями законов.

    В представлении в отличие от протеста на первое место выдвигается превентивная роль прокурорского акта, требование об устранении причин и условий, способствующих правонарушающему поведению. Поэтому основой для внесения представления служит обобщение материалов о нарушениях законов, выявленных на объектах надзора.

    В случае, когда отмене подлежит незаконный правовой акт, недопустима подмена протеста представлением.

    Представление в порядке общего надзора вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранить правонарушения.

    Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель. Закон обязывает рассмотреть представление прокурора безотлагательно и в течение месяца принять меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих.

    Представление как акт прокурорского надзора имеет собственную структуру, выработанную многолетней практикой.

    В заголовке - существо допущенных нарушений. Указываются адресат представления, орган или должностное лицо.

    описательная часть: раскрываются характер выявленных нарушений, обстоятельства, способствующие этому; юридический анализ противоправного действия, расцениваемого как правонарушение, ссылка на законодательные акты, отступление от которых обнаружено прокурором. Указываются лица, виновные в противоправных деяниях. излагается позиция прокурора относительно тех фактов бездействия должностных лиц, которые в совокупности создали обстановку терпимости к творящимся беззакониям, причинили вред общезначимым интересам, привели к ущемлению прав социально уязвимых кате­горий граждан и пр. Представление заканчивается требованием прокурора принять конкретные меры по устранению правонарушений, причин и усло­вий, способствующих им.

    Прокурор обязательно уведомляется о рассмотрении представления в письменном виде.

    Постановление (статья 25)

    1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

    2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом . О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

    Оно выносится при необходимости возбуждения производства об административном правонарушении.

    Часто в ходе прокурорских проверок, особенно в органах вневедомственного контроля, прокурор сталкивается с фактами, когда вопреки требованиям закона лицо, виновное в совершении административного проступка, не привлекается к ответственности. В результате попустительства должностных лиц, не выполняющих прямых обязанностей по службе, складывается противозаконная практика, подрывается престиж закона. Вмешательство прокурора в данном случае преследует цель ввести поведение участников правоотношения в надлежащее правовое русло и поставить вопрос об ответственности виновного должностного лица. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в орган, правомочный привлекать к администра­тивной ответственности (в земельный комитет, налоговую инспек­цию, суд, административную комиссию и т.д.).

    Предостережение о недопустимости нарушения закона (статья 25.1)

    В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

    В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке .

    Предостережение представляет собой специально предупредительное средство прокурорского надзора.

    Необходимость применения названного правового акта обусловлена самим характером деятельности прокуратуры, направленной как на пресечение нарушения закона, так и на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, строгого следования велениям законодателя.

    Закон по сравнению с ранее действующим законодательством сузил круг лиц, которым может быть внесено предостережение, ограничившись должностными лицами.

    Должностными лицами признаются лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской федерации, других войсках и воинских формированиях Российской федерации.

    Как правило, необходимость вынесения предостережения возникает на стадии принятия должностными лицами решения, выходящего за пределы предоставленных полномочий, либо явно ущемляющего права и законные интересы граждан.

    Поводами и основаниями к применению предостережения могут быть только достоверные сведения о реальной угрозе совершения не представляющих большой общественной опасности деяний. Если речь идет о сведениях, содержащих признаки состава преступления, то прокурор обязан провести соответствующую проверку и решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

    Закон обязывает прокурора объявить предостережение о недопустимости нарушения закона в письменной форме. Как акт прокурорского надзора предостережение включает в себя заголовок, т.е. название, фамилию, имя и отчество предостерегаемого лица, указание источников, из которых получены сведения, послужившие основанием для вынесения предостережения, изложение существа выявленного нарушения, ссылку на нарушенный закон, указание на порядок обжалования предостережения, отметку об объявлении предостережения, указание должности, классного чина, фамилии и инициалов прокурора или его заместителя, объявившего предостережение.

    Средства реагирования прокурора на нарушение законов реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает едино­го письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например, для протестов, вносимых в порядке уго­ловного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких, как заключения, даваемые прокурором в суде, - устная и письмен­ная формы .

    Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специ­фику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений за­кона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них.

    По своему правовому содержанию протест прокурора означает тре­бование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противо­речащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законо­дательством либо его отмене. Правом принесения протеста наделены толь­ко прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отде­лов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.

    Протест прокурора в порядке общего надзора - это документ про­курорского реагирования на издание противоречащего закону правового акта. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанав­ливает предельный (не более 10 дней) срок рассмотрения протеста, делая исключение лишь для представительных (законодательных) органов или органов местного самоуправления, которые должны рассмотреть протест на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного ус­транения нарушения, прокурор вправе установить и сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест должен быть принесен в определенной форме. Ответ в любом случае должен быть направлен прокурору в письмен­ной форме [Приложение Б].

    Представление - акт прокурорского надзора, содержащий требова­ние об устранении нарушений законодательства, причин и условий, спо­собствующих этим нарушениям.

    Представление прокурора, как правило, вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщение и анализ имеющихся материалов, устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных должностных лиц, организаций и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом или должностным лицом. Куда направить представление, решает прокурор в зависимости от имеющихся материалов, характера на­рушений. В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкрет­ных правовых актов, а также о привлечении определенных лиц к дисцип­линарной, материальной или административной ответственности.



    При подготовке представления могут быть использованы материалы общенадзорных проверок, а также данные, полученные в ходе прокурор­ской деятельности по другим отраслям надзора [ 3, c. 215].

    Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлении, должны быть тщательно проверены.

    Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть при­няты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требо­ваний. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сооб­щено в письменной форме о мерах, принятых по представлению.

    Представление составляется в установленной форме, с указанием тех же положений, которые необходимо учитывать при принесении протеста. Оно может быть направлено и параллельно внесению протеста на конкрет­ный акт.[Приложение В]

    Постановление - акт прокурорского надзора, содержащий в зависи­мости от характера нарушения закона мотивированное решение прокуро­ра или его заместителя о возбуждении уголовного дела, производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного про­изводства либо о привлечении лица к материальной ответственности.

    Постановление содержит следующие реквизиты: наименование акта (Постановление), дату и место его вынесения, должность и фамилию про­курора, описание обстоятельств нарушения со ссылкой на закон, который нарушен, указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон, предложение прокурора о наложении административного взыскания, наименование органа, куда направляется постановление для исполнения, разъяснение о праве обжа­лования постановления вышестоящему прокурору, указание на сроки рас­смотрения постановления и сообщения о его рассмотрении прокурору, должность, классный чин, фамилию прокурора, его подпись.

    Постановление прокурора или его заместителя до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или вышестоящим про­курором [Приложение Г].

    Предписание -акт прокурорского над­зора об устранении нарушений законодательства, который выносится про­курором или его заместителем в случаях нарушения законодательства, но­сящего явный характер и могущего причинить существенный вред правам и законным интересам граждан и юридических лиц, общественным и госу­дарственным интересам, если оно не будет немедленно устранено .

    Предписание направляется органу или должностному лицу, допустив­шему нарушение законодательства, либо вышестоящему в порядке подчи­ненности органу или должностному лицу, правомочному устранить такое нарушение. Предписание должно содержать указание на акт законода­тельства, который нарушен, характер правонарушения и конкретное пред­ложение о мерах по его устранению. Предписание подлежит немедленно­му исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его за­местителю.

    Орган или должностное лицо могут обжаловать предписание выше­стоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десяти­дневный срок со дня поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение Д].

    Официальное предупреждение - акт прокурорского надзора о недопус­тимости повторного совершения лицом правонарушений, влекущих от­ветственность, установленную законодательством, либо совершения гото­вящихся им противоправных действий, объявляемый такому лицу в целях предупреждения совершения им правонарушений .

    Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его за­местителем, направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, либо объявляется ему лично под расписку. При несогласии с официальным пре­дупреждением лицо, в отношении которого оно вынесено, вправе обжа­ловать его вышестоящему прокурору, решение которого по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение Е].

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства.

    Прокурорский надзор - один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура - единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и Законом Республики Беларусь «О прокуратуре». В прокурорском надзоре выделяют направления: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства.

    Получив навыки составления различных форм документов, мы смогли без дополнительной помощи, самостоятельно составлять такие документы как Постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела и возобновлении производства по делу и Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки по заявлению (сообщению) о преступлении [Приложение К, Л].

    По итогам прохождения практики цели и задачи были достигнуты, а именно изучены:

    1. основы деятельности органов прокуратуры;

    2. цели, основные направления и принципы деятельности органов прокуратуры; порядок разрешения поступающих от граждан и организаций заявлений и жалоб, содержащих сведения о нарушении законов, а также жалоб на вступившие в законную силу судебные решения;

    3. предмет общего надзора и полномочия прокурора при осуществлении общего надзора; полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений;

    4. полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

    5. полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью и обоснованностью судебных решений;

    6. полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдение законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний; в какой форме прокурор реагирует на нарушения законодательства государственными органами, иными организациями и физическими лицами.

    А также сформированы навыки:

    1. составления проектов представления, постановления, письменного предписания и официального предупреждения;

    2. составления проектов кассационных протестов;

    3. составления проектов заявлений о возбуждении гражданских и уголовных дел.

    На мой взгляд, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, а должность прокурора является почетной и трудной работой, привлекательной для любого юриста.

    Считаю, что условия, созданные мне руководством прокуратуры Барановичского района полностью соответствуют требованиям программы по прохождению хозяйственно-правовой практики, что позволило мне ближе узнать структуру и задачи органов прокуратуры, изучить законодательство в данной отрасли, что нашло отражение в настоящем отчете.

    Выбор редакции
    30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

    В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

    Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

    Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
    В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
    Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
    После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
    Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
    1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....