Как налоговики проверяют ндс. Готовим документы для камеральной проверки по НДС. Ждем результаты камеральной проверки по НДС


Камеральная проверка по НДС к возмещению, как и любая проверка, является некоторым испытанием для тех, кого проверяют. О том, как с честью пройти ее и получить законное возмещение, мы расскажем в данной статье.

Почему налоговые декларации по НДС проверяют по-разному?

Камеральная проверка по НДС к возмещению отличается от простой камералки по этому налогу. Когда в декларации налог показан к уплате, а не к возмещению, контролеры запрашивают меньше документов и исследуют их не так пристально. Причина здесь проста: возмещение НДС производится из бюджета, где каждая копейка на особом счету. Поэтому и ответственность у контролеров при проведении камеральной проверки по НДС к возмещению значительно возрастает.

При этом усложняется и сама процедура проверки — она может включать, кроме анализа документов, допросы свидетелей, специальные экспертизы и иные контрольные мероприятия. И хотя законом на нее отводятся те же 3 месяца, что и при обычной камералке (п. 2 ст. 88 НК РФ), как показывает практика, процесс может затянуться на более длительный срок.

Подробнее о процедуре камеральной проверки декларации по НДС читайте в статье .

Для того чтобы проверка прошла успешно и возмещение было получено, необходимо заранее к ней подготовиться. Как это сделать, расскажем на конкретном примере.

Компания отразила в декларации НДС к возмещению: чего ожидать?

Рассмотрим пример: ООО «Эллада» подало налоговую декларацию за 1 квартал 2017 года, в которой указало НДС к возмещению.

Подавая декларацию с суммой налога к возмещению, компания была готова к тому, что к ее отчету со стороны налоговиков будет пристальное внимание, поэтому заранее подготовила необходимые документы (счета-фактуры, первичные документы, книги покупок и продаж).

Позиция федеральных налоговиков в отношении состава запрашиваемых при камеральной проверке НДС документов раскрыта в материале .

Однако, получив от налоговиков требование о представлении документов, фирма с удивлением обнаружила, что помимо первички и счетов-фактур контролеры запросили еще и целый ряд других документов (учетную политику, анализ счетов, пояснения относительно источников финансирования и др.). Что с этим запросом делать, рассмотрим далее.

Что делать, если контролеры запрашивают лишние документы?

Первый вопрос после получения требования: как собрать документы в установленные Налоговым кодексом сроки и избежать ответственности за неисполнение его норм?

Важно! За каждый непредставленный или поданный с опозданием документ по налоговому требованию возможен штраф 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сразу бросать все дела и собирать весь запрашиваемый перечень не нужно. Важно удостовериться, все ли перечисленные в требовании документы относятся к проверяемой декларации и подтверждают информацию, отраженную в ее строках.

Важно! В ходе камеральной проверки налоговики могут затребовать только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки (ст. 88 НК РФ).

Если запрашиваемые сведения к проверяемой декларации не относятся, контролеры не имеют права их требовать (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Наказать компанию за непредставление таких документов налоговикам будет затруднительно — судебная практика в основном на стороне налогоплательщика. К примеру, в постановлении ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243 указано, что к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС, не относятся оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухучета.

Тем не менее иногда можно встретить иную судебную позицию, когда судьи поддерживают право налогового органа самостоятельно определять перечень запрашиваемых документов (постановление ФАС Московского округа от 04.10.2006 № КА-А40/9438-06). Неоднозначность ситуации объясняется тем, что в НК РФ критерии отбора документов для проверки не определены.

Выяснив, что часть документов запрошена неправомерно, рискованно просто сократить их объем — лучше направить налоговикам письмо с пояснением причины непредставления тех или иных документов. В тексте письма можно сделать ссылку на п. 2.8 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, в котором сами налоговики указали, что право инспектора запрашивать документы при камеральных проверках ограничено.

Готовим документы для камеральной проверки по НДС

Когда проходит камеральная проверка по НДС, контролерами особо тщательно изучаются первичные документы и счета-фактуры. Если в них будут выявлены недочеты, на возмещение НДС можно не рассчитывать.

Счет-фактура — один из главных документов, дающих право на вычет НДС. Недопустимо указание в нём неверной ставки налога или допущение ошибки в наименовании продавца (покупателя), мешающей правильно его идентифицировать (письмо Минфина от 07.05.2015 № 03-01-11/26312).

Хотя ошибка в реквизитах счета-фактуры и не всегда приводит к невозможности вычета. К примеру, вычету не препятствует неполная информация о номере таможенной декларации в графе 11 (письмо Минфина от 18.02.2011 № 03-07-09/06) или отсутствие кода единицы измерения товара в графе 2 (письмо ФНС от 18.07.2012 № ЕД-4-3/11915@).

Подробнее об ошибках в счетах-фактурах, которые не препятствуют вычету, читайте в статье .

Даже если счет-фактура идеален, вычета всё равно можно лишиться, если ошибки найдены в первичке.

Важно! Обязательные реквизиты первичного документа приведены в ст. 9 закона № 402-ФЗ.

Подробнее о требованиях к первичке читайте в материале .

Представляем документы контролерам

В процессе общения компании с налоговиками в рамках проверки важна каждая деталь. К примеру, копии предоставляемых документов должны оформляться особым образом — иначе их просто не примут к проверке. Рассмотрим это подробнее.

Продолжим пример: ООО «Эллада» в установленный срок собрало необходимые документы по высланному инспекторами требованию.

Важно! Запрошенные в рамках камеральной проверки документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней с даты вручения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Работники компании подготовили копии запрашиваемых документов и заверили их надлежащим образом.

Важно! С апреля 2015 года компании могут не использовать круглую печать в документах, оформленных на бумаге (закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ).

О том, можно ли сдавать в налоговую инспекцию документы без печати, читайте в статье .

ООО «Эллада» печати на копиях поставило. Компания исходила из следующего: термин «заверенные копии» в Налоговом кодексе не расшифровывается, а потому нужно ли сейчас на копии ставить печать компании, до конца не понятно. Чиновники Минфина по этому вопросу ссылаются на ГОСТ Р 6.30-2003 (п. 3.26), согласно которому на копии документа следует ставить печать. Чтобы избежать ненужных придирок контролеров, компания решила подстраховаться и печать все-таки поставить.

Ждем результаты камеральной проверки по НДС

После отправки контролерам надлежаще оформленных (сшитых, пронумерованных, заверенных) копий документов вместе с описью и сопроводительным письмом остается дождаться результата проверки.

При этом не стоит расслабляться — в рамках камеральной проверки контролеры могут на законных основаниях появиться в компании (для осмотра места нахождения товара или иного имущества, проведения дополнительных мероприятий контроля). Ст. 90 НК РФ позволяет им допрашивать свидетелей, а ст. 95 НК РФ — назначать экспертизу.

Подробнее о правах инспекторов проводить допрос свидетелей читайте в материале .

Если инспекторы не выявили в документах недочетов, можно вздохнуть свободно. В течение 7 дней после окончания проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС (подп. 2, 7 ст. 176 НК РФ). Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании (п. 8 ст. 176 НК РФ).

Но такие случаи в практике встречаются нечасто. И в документах ООО «Эллада» контролеры нашли недостатки, которые снижают сумму заявленного возмещения. Об этом они сообщили компании в акте.

Важно! Акт камеральной проверки составляется в течение 10 дней после ее окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Получив акт проверки, руководство ООО «Эллада» не согласилось с выводами контролеров. О последующих шагах компании расскажем далее.

«Отбиваем» у контролеров каждый рубль возмещения НДС

Если в акте описано много нарушений, не нужно отчаиваться, а тем более бездействовать. Сначала его требуется тщательно изучить — обычно не все выявленные нарушения бывают обоснованными, и у компании остается шанс отстоять если не всё, то значительную часть вычетов. Главное — вовремя представить свои возражения, подкрепив их соответствующими обоснованиями.

Важно! На письменные возражения по акту проверки компании отводится 1 месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Налоговики из нашего примера, рассмотрев доводы компании, сняли часть своих замечаний, и сумма возмещения НДС значительно возросла. Однако и сейчас не время расслабляться — на счет компании может попасть не вся сумма, которую удастся отстоять в нелегком поединке с контролерами.

Это может произойти, если у компании есть недоимка по НДС или федеральным налогам (включая долги по пеням и штрафам) — по п. 4 ст. 176 НК РФ налоговики вправе самостоятельно произвести зачет суммы налога, подлежащего возмещению, в счет погашения указанных задолженностей.

Поэтому налогоплательщику заранее следует провести сверку с инспекторами, чтобы к моменту перечисления возмещения вся сумма оказалась в его распоряжении.

Как облегчить процедуру камеральной проверки НДС к возмещению в 2017 году?

Если вы не готовы проходить процедуру возмещения НДС, стоит подумать о переносе вычетов на более поздние периоды.

Важно! Вычеты НДС можно заявить в течение 3 лет после принятия на учет товаров, работ, услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

В нашем примере ООО «Эллада» могло бы отложить часть вычетов и избежать углубленной проверки. При этом нужно учесть следующее:

  • опасно «дробить» вычеты по одному счету-фактуре — официальную позицию налоговики по этому вопросу не высказывают, хотя Минфин не возражает (письмо от 09.04.2015 № 03-07-11/20293);
  • рискованно заявлять частичные вычеты по счету-фактуре на основные средства и НМА (письмо Минфина № 03-07-11/20293), хотя суды поддерживают компании (постановление ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 по делу № А55-26765/2010);
  • срок переноса вычетов не может превышать 1 года при возврате товаров (п. 4 ст. 172 НК РФ), а также при вычете авансового НДС у поставщика (письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Подробнее о том, как правильно принять к вычету авансовый НДС, читайте в статье .

Нельзя также откладывать вычеты «агентского» НДС (письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Подробнее о позиции Минфина о переносе вычетов читайте в материале .

Камеральные проверки налоговой по НДС к возмещению: чего ждать в дальнейшем?

Рассмотренный порядок камеральной проверки по НДС к возмещению действует в настоящее время. Но работа налоговых органов постоянно совершенствуется, и возможно, в ближайшем будущем процедура проведения камеральных проверок изменится — это связано с появлением Межрегиональной инспекции ФНС по камеральному контролю (положение о Межрегиональной инспекции по камеральному контролю утверждено приказом Минфина от 17.07.2014 № 61н).

Станет ли компаниям проще возмещать НДС, когда межрегиональная инспекция заработает, покажет время. А пока эти новшества не вошли в жизнь налогоплательщиков, информация о рассмотренных нами особенностях камеральной проверки НДС к возмещению поможет справиться с возникающими в ее ходе трудностями.

Итоги

Камеральная проверка по НДС к возмещению — более глубокая и детальная по сравнению с обычной камералкой. Контролеры могут посетить компанию для проверки имущества, провести опросы свидетелей и иные дополнительные мероприятия. Налогоплательщику нужно быть готовым в короткий срок представить инспекторам значительный объем документации, заверенной соответствующим образом, а при выявлении недостатков — суметь вовремя оформить возражения на акт камеральной проверки. Знание особенностей проведения такого вида налоговых проверок поможет получить заявленный в декларации НДС к возмещению.

Камеральную проверку налоговый орган проводит по своему месту нахождения на основе налоговой декларации по НДС, документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика.
Проверку декларации налоговый орган должен осуществить в трехмесячный срок со дня представления налогоплательщиком декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Заметим, что указанный срок в настоящее время отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от даты представления последнего из документов, которые должны быть приложены к декларации в соответствии с требованиями НК РФ.
Для проведения проверки не требуется какого-либо решения со стороны налогового органа.

В каких случаях налоговый орган вправе истребовать дополнительные документы

Наиболее болезненным вопросом при проведении проверки был и остается вопрос об объеме документов, который может истребовать налоговый орган, в частности, декларации по НДС.
Согласно п. 7 ст. 88 НК РФ (в редакции от 01.01.2007 г.) при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, кроме случаев, которые перечислены в этой статье, либо если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) предусмотрено НК РФ.
В пп. 3, 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ к случаям, когда налоговый орган вправе истребовать дополнительные пояснения и документы, отнесены следующие:
1) камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученных им в ходе налогового контроля;
2) налогоплательщик использует налоговые льготы. Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы;
3) налогоплательщиком подана декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. В таком случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ);
4) камеральная проверка проводится по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Заметим, что новая редакция ст. 88 НК РФ фактически закрепила уже сложившуюся до внесения в нее поправок судебную практику по вопросу об истребовании дополнительных документов при проведении камеральных проверок, в соответствии с которой истребовать дополнительные документы можно лишь в том случае, если налоговый орган обнаружил ошибки, неясности, противоречия в документах, обязанность представления которых предусмотрена налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете.
Суды отмечали, что цель камеральной проверки – проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.2005 г. N Ф04-1852/2005/10181-А27-37, ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2005 г. N А29-6147/2004а). При этом запрашиваемые документы должны иметь отношение к выявленным ошибкам и противоречиям.
В Определении от 12.07.2006 г. N 266-О КС РФ указал на отсутствие обязанности у налогоплательщика представлять вместе с декларацией по НДС документы, подтверждающие право на вычет.
В то же время КС РФ подтвердил право налогового органа при проведении камеральных проверок требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов в случае, если налогоплательщик заявляет право на возмещение НДС в соответствии со ст. 176 НК РФ.
Таким образом, при проведении камеральной проверки декларации по НДС проверяющие вправе истребовать документы, подтверждающие вычеты в тех случаях, если в декларации заявлена сумма налога к возмещению.
Анализ ст. 88 НК РФ позволяет сделать вывод, что если в декларации по НДС вычеты не превышают исчисленную сумму налога, налоговые органы не могут запрашивать дополнительные документы, в том числе подтверждающие право на вычет, поскольку часть вторая НК РФ не обязывает налогоплательщика представлять вместе с декларацией документы, подтверждающие право на вычет.
Не возражает против такого подхода и Минфин (Письмо от 27.12.2007 г. N 03-02-07/2-209), и арбитражные суды (Решение арбитражного суда г. Москвы от 17.06.2008 г. по делу N А40-12044/08-118-50 оставлено в силе Постановлением ФАС Московского округа от 29.12.2008 г. N КА-А40/11134-08; Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2008 г. N КА-А40/3059-08).
Однако по данному вопросу существует альтернативная точка зрения. Так, некоторые специалисты рассматривают абзац 2 п. 8 ст. 88 НК РФ, предоставляющий налоговому органу право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие вычеты, как самостоятельную норму. Сторонники данного подхода считают, что налоговый орган имеет право в любом случае запросить документы, подтверждающие право на вычет, независимо от того, заявлена налогоплательщиком сумма НДС к возмещению или нет.
Такое толкование достаточно спорно. Если допустить, что абзац 2 п. 8 ст. 88 НК РФ имеет самостоятельное значение, следует признать, что в данном случае не имеет смысла абзац 1 данного пункта, в котором четко обозначено, что при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Особенности как раз и установлены в следующем абзаце. Ссылка на Определение КС РФ N 267-О также не корректна, поскольку КС РФ рассматривал ситуацию, когда в декларации было заявлено право на возмещение НДС. Кроме того, ст. 88 НК РФ рассматривалась в старой редакции.
Несмотря на то, что большой судебной практики в пользу второго толкования нет, тем не менее, известно решение суда не в пользу налогоплательщика, вынесенное ФАС Восточно-Сибирского округа (Постановление от 25.10.2007 г. N А78-2319/07-С3-8/119-Ф02-7984/07). Суд не принял довод налогоплательщика о том, что в соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ право на истребование дополнительных документов возникает у налоговой инспекции только при подаче налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение налога. Несмотря на то что аргументы суда выглядят достаточно неубедительно, Определением ВАС РФ от 15.02.2008 г. N 1465/08 было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ.
Таким образом, говорить о том, что у налогоплательщика не возникнет проблем в том случае, если он не представит по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на вычет, заявленный в декларации, по которой не осуществляется возмещение НДС, пока не приходится.

Какие документы может истребовать налоговый орган для подтверждения вычетов

Что касается ситуации, когда в декларации заявлено право на возмещение НДС, то надо сказать, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (НК РФ прямо на это указывает).
В данном случае возникает вопрос: какие именно документы подтверждают правомерность применения вычетов: относятся к таким документам только счета-фактуры или же налоговый орган вправе потребовать и иные документы, например книгу продаж, книгу покупок?
Практика по данному вопросу далеко не единообразна. Есть решения судов, согласно которым налоговый орган может истребовать для подтверждения правомерности вычетов только первичные документы и счета-фактуры. Например, ФАС Московского округа (Постановление от 28.08.2008 г. N КА-А40/7946-08) считает, что книга покупок и продаж не относится к первичным документам, которые, в соответствии со ст. 172 НК РФ подтверждают право на налоговый вычет по НДС. Следовательно, у налогового органа нет права на истребование, а у заявителя – обязанности представить ее налоговому органу. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении ФАС Московского округа от 26.02.2008 г. N КА-А40/602-08 (позиция суда поддержана Определением ВАС РФ от 30.05.2008 г. N 7057/08).
В то же время суд того же округа в Постановлении от 29.07.2008 г. N КА-А40/6370-08 указал, что книги покупок и книги продаж, регистры налогового учета, подтверждающие ведение раздельного учета реализации продукции на внешний и внутренний рынок, а также журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур не перечислены в ст. 172 НК РФ в качестве документов, на основании которых производятся налоговые вычеты по НДС. По мнению суда, согласно п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, а не документы, перечисленные в ст. 172 НК РФ. Эту позицию поддержал и ВАС РФ (Определение от 26.11.2008 N 14943/08).
Таким образом, можно говорить о том, что на данный момент у судов нет единой позиции относительно того, какие документы могут быть истребованы проверяющими для подтверждения правомерности применения вычетов помимо счетов-фактур и первичных документов.
Учитывая, что непредставление таких документов налоговому органу по его требованию может вызвать сложности в представлении их впоследствии в суд (Определения ВАС РФ от 13.08.2008 г. N 10252/08, N 10357/08), налогоплательщикам целесообразнее представлять налоговому органу в подтверждение правомерности вычетов запрашиваемые им документы.

Срок, в течение которого представляются истребованные документы

Документы и пояснения, которые запрашиваются в случае выявления ошибок в налоговой декларации, противоречий и (или) несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налогоплательщик должен представить в течение пяти рабочих дней с момента получения сообщения от налогового органа о выявленных противоречиях (в соответствии с п. 6 ст. 6.1. НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях).
Срок для представления истребованных документов в иных случаях, указанных в ст. 88 НК РФ, не установлен. Как правило, документы должны быть представлены в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования, то есть срока, установленного п. 3 ст. 93 НК РФ (Постановления ФАС Московского округа от 04.03.2008 г. N КА-А40/1018-08, ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2008 г. N А56-35525/2007).

Срок, в течение которого налоговый орган вправе истребовать документы

Срок на проведение камеральной проверки установлен в три месяца. НК РФ не предусмотрено продление срока камеральной налоговой проверки. По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 18.02.2009 г. N 03-02-07/1-75, налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения (максимальный срок – три месяца).
Однако в решениях некоторых судов указано (например, Постановление ФАС Московского округа от 18.09.2007 г. N КА-А40/9481-07), что из закона не вытекает, что по истечении трехмесячного срока налоговый орган утрачивает право на проведение проверки и совершение связанных с ее проведением действий.
Таким образом, не исключено, что суд поддержит налоговый орган даже в том случае, если требование о представлении документов будет направлено по истечении трехмесячного срока проверки.
В то же время указанное выше Письмо Минфина следует рассматривать как официальное разъяснение по вопросам применения налогового законодательства, следование которому должно освобождать налогоплательщика от ответственности за непредставление документов в силу п. 1 ст. 111 НК РФ. Кроме того, на наш взгляд, впоследствии следование данному Письму можно рассматривать как уважительную причину, по которой документы представляются непосредственно в суд, минуя налоговый орган.
По итогам камеральной проверки может быть составлен акт, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. Акт составляется в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
В дальнейшем производство осуществляется в порядке, аналогичном при проведении выездных проверок, то есть налогоплательщик вправе представить возражения к акту, а налоговый орган вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При проведении таких мероприятий может проводиться истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
По мнению Минфина, изложенному в вышеназванном Письме, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе истребовать дополнительные документы. Тем не менее, на данном этапе могут быть истребованы только документы, относящиеся к уже выявленным нарушениям, которые отражены в акте проверки. Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся для уточнения фактов, обнаруженных в ходе налоговой проверки (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.2008 г. N Ф08-1091/08-397А, ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2007 г. N А11-6559/2006-К2-19/519) и не могут быть направлены на выявление новых нарушений.
Таким образом, если проверяющие не успели запросить документы, подтверждающие право на вычет, в течение срока, отведенного на проведение камеральной проверки, запросить документы, подтверждающие вычеты, при проведении мероприятий дополнительного контроля, они также не вправе.

Основные причины отказа в вычетах

Среди основных причин, по которым налогоплательщику отказывают в вычетах, можно выделить следующие:
счетов-фактуры не соответствуют требованиям, установленным в ст. 169 НК РФ (то есть отсутствуют необходимые реквизиты, установленные ст. 169 НК РФ);
счета-фактуры недостоверны по причине подписания их неуполномоченными лицами;
поставщик является компанией-однодневкой, которая не уплатила налог в бюджет.
Следует учитывать, что в том случае, если счета-фактуры не соответствуют предъявляемым требованиям, налоговый орган обязан уведомить об этом налогоплательщика и потребовать внесения исправлений. Наличие такой обязанности у налогового органа подтвердил и КС РФ в Определении от 12.07.2006 г. N 267-О.
Если налоговый орган не уведомит налогоплательщика о дефектах в счете-фактуре, налогоплательщик вправе представить исправленный счет-фактуру непосредственно в суд.
Отметим, что в настоящее время разрешен вопрос относительно периода, в котором может быть предъявлен к вычету НДС по исправленному счету-фактуре. Так, в соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 04.03.2008 г. N 14227/07, вычеты по исправленному счету-фактуре отражаются в периоде, в котором выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты, а не в периоде внесения исправлений. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 г. N 615/08.
При этом изменения в счета-фактуры целесообразно вносить путем исправления первоначального счета-фактуры, а не путем перевыставления нового (Письмо Минфина России от 08.12.2004 г. N 03-04-11/217, Определение ВАС РФ от 26.06.2008 г. N 8039/08).
Неправомерен отказ налогового органа в праве на вычет по причине того, что контрагент налогоплательщика не исполнил свою обязанность по уплате налога в бюджет, если не доказано, что налогоплательщик должен был знать о недобросовестности контрагента (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53).
Что касается подписания счетов-фактур неуполномоченным лицом, то обычно в обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на показания учредителей и руководителей контрагентов, которые отрицают свою причастность к деятельности контрагентов. Однако практика показывает, что вывод о недостоверности документов не может быть основан лишь на не подкрепленных совокупностью иных доказательств показаниях учредителей, которые являются заинтересованными в уклонении от ответственности (Определение ВАС РФ от 29.08.2008 г. N 9299/08).

Привлечение налогоплательщика к ответственности по итогам камеральной проверки

Если налоговый орган выявил нарушения законодательства о налогах и сборах при проверке декларации по НДС, он составляет акт и вручает его налогоплательщику или его представителю под расписку или передает иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом в течение пяти дней с даты этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Налогоплательщик вправе представить свои возражения в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Следует отметить, что если налогоплательщик не представил документы по требованию налогового органа, но представил их вместе с возражениями к акту, такие документы должны быть приняты во внимание инспекторами при вынесении решения (Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2009 г. N КА-А41/1694-09).
Заметим также, что налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки. В связи с этим налогоплательщик обязательно должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ). Если он не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, впоследствии вынесенное решение должно быть признано недействительным (Определение ВАС РФ от 17.04.2008 г. N 5108/08).
По итогам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В настоящий момент указанные решения не могут быть обжалованы налогоплательщиком в суд сразу. Решение, вынесенное по итогам камеральной проверки, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Подача уточненной декларации

С 1 января с.г. регламентирован порядок действий налогового органа в том случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию. В таком случае налоговый орган прекращает все действия в отношении ранее поданной налоговой декларации и начинает проверку уточненной декларации.
Следует учитывать, что налоговый орган вправе использовать при проверке уточненной декларации документы и сведения, полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки (п. 9.1. ст. 88 НК РФ).
Обязанность прекратить действия в отношении первоначальной декларации у инспекторов возникает в том случае, если уточненная декларация представлена до окончания камеральной проверки. НК РФ не определяет, что является сроком окончания налоговой проверки.
В отличие от выездной при камеральной проверке не составляется справка о проведенной проверке. Но учитывая, что акт составляется после окончания проверки, можно говорить о том, что если проверяющими был составлен акт проверки, а налогоплательщик представил уточненную декларацию, у налогового органа отсутствует обязанность прекратить проверку предыдущей декларации, а соответственно, он вправе вынести решение о привлечении к ответственности и взыскивать недоимку, в том числе в бесспорном порядке.
Несмотря на то что внесенные поправки в порядок проведения камеральных проверок сняли некоторые вопросы, возникавшие ранее, тем не менее, как показывает практика, еще требуются доработки и уточнения, в частности, относительно того, вправе ли налоговый орган запрашивать документы, подтверждающие вычет, если в декларации не заявлена сумма налога к возмещению, а также в части определения перечня документов, которые могут быть истребованы для подтверждения права налогоплательщика на применение вычетов по НДС.

Камеральная проверка декларации по налогу на добавленную стоимость производится в те же сроки, что и камеральная проверка по другим налогам: в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Однако налоговые инспекторы зачастую не соблюдают этот срок и затягивают принятие решение по результатам проверки. Такая задержка может вызвать у вас беспокойство, но у нее есть и положительные стороны.

Речь идет не только о возмещении НДС и об обязанности инспекции уплатить проценты за несвоевременный возврат налога. Хотя это действительно так: при нарушении сроков возврата налога инспекция обязана будет уплатить проценты по ставке рефинансирования за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после того, как камеральная проверка должна была быть окончена. Причем проценты подлежат начислению даже тогда, когда затягивание камеральной проверки связно с несвоевременным получением документов в рамках встречных проверок.

Несоблюдение сроков проведения проверки также может являться основанием для отказа в исполнении требований налогового органа о представлении документов. Так, налогоплательщик вправе не предоставлять запрошенные инспекцией документы, если на этот момент срок проведения камеральной проверки истек.

Кроме того, нарушение сроков проведения камеральной проверки может являться самостоятельным основанием для отмены принятого по результатам налоговой проверки решения . Если при рассмотрении спора будет установлено избыточное или неограниченное по продолжительности применение мер налогового контроля, то может быть признано недействительным даже правильное по существу решение инспекции.

И, наконец, нарушение срока проведения камеральной проверки по НДС не приостанавливает сроков взыскания налоговых платежей. Потому затягивая принятия решения по результатам проверки, налоговый орган может лишить себя возможности взыскать доначисленные суммы.

Возможно ли увеличение срока проведения проверки?

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два законных основания для увеличения инспекцией срока проведения проверки. Первая возможность связана с действиями самого налогоплательщика: представлением уточненной налоговой декларации. В этом случае налоговый орган должен прекратить проведение камеральной проверки ранее полученной декларации и начать проверять уточненную декларацию. При этом инспекторы вправе использовать документы и сведения, полученные в рамках первой проверки, однако трехмесячный срок проведения проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вторая возможность не связана с действиями налогоплательщика, скорее наоборот. Если руководитель или заместитель руководителя налогового органа, рассматривая материалы налоговой проверки, установит, что собранных доказательств недостаточно для принятия решения по результатам проверки, он вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом срок проведения таких мероприятий не может превышать один месяц (или два месяца, если проверяется консолидированная группа налогоплательщиков).

Евгений Нафтаев, директор Юридической компании Нафтаев и партнеры

С 2015 года при камеральных проверках декларации по НДС инспекторы могут запрашивать у компании документы. Также налоговики вправе провести осмотр помещений компании.

Раньше на камералках по НДС налоговики инспекторы могли требовать пояснения. И только в некоторых случаях, например, если в декларации указана сумма НДС к возмещению или компания использует льготы, инспекторы вправе были запросить счета-фактуры, договоры, первичку.

Теперь же эти документы инспекторы могут затребовать и при проверке отчетности с суммой НДС к уплате (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Объяснить свой запрос проверяющие могут двумя причинами. Первая — внутри декларации выявлены противоречия. Вторая — сведения в декларации компании не соответствуют отчетности контрагента или журналу учета счетов-фактур посредника Например, когда покупатель заявил вычет НДС, но в декларации поставщика сумма налога по этому счету-фактуре не отражена. Но запрашивать бумаги инспекторы могут, только если такие нестыковки показывают, что НДС к уплате занижен или сумма к возмещению завышена. Запрошенные документы компания должна представить в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Добавим, что налоговики по-прежнему могут затребовать документы, если компания заявляет возмещение налога или использует льготы. Причем инспекторы часто запрашивают документы по любым необлагаемым операциям. Однако судьи считают, что это неверно.

Согласно законодательству, инспекторы могут затребовать документы, которые подтверждают право компании на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ). Льготы — это преимущества для конкретных категорий (п. 1 ст. 56 НК РФ). Например, для образовательных организаций. Если же налогом не облагается какая-либо сделка, которую могут проводить разные категории компаний, это не является льготой. Поэтому инспекторы не вправе запрашивать у компании подтверждающие документы (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33).

Так, необязательно передавать налоговикам документы по займам. Например, договоры займов. Ведь такие сделки не облагаются налогом независимо от вида деятельности компании и других условий (п. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Теперь инспекторы также могут при камеральных проверках декларации по НДС осматривать помещения компании, например производственные, складские, торговые (п. 1 ст. 92 НК РФ). Раньше такое право у налоговиков было только при выездных ревизиях (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Новые полномочия налоговиков действуют, если они выявили противоречия в отчетности либо в декларации заявлен НДС к возмещению. Осмотр помещений инспекторы обычно проводят, чтобы убедиться, ведет ли компания деятельность, которую отражает в отчетности. Например, инспекторы проверяют наличие товаров, по которым компания заявляет вычет. Поэтому, если инспекторы требуют показать товары, которые содержатся в упаковках, безопаснее пойти им навстречу. Иначе налоговики могут посчитать, что компания не приобретала товары в количестве, указанном в документах, и отказать в вычете.

Но проверьте, есть ли у налоговиков постановление, утвержденное инспекции или его замом. Также налоговики должны предъявить служебные удостоверения (п. 1 ст. 91 НК РФ).

По итогам осмотра налоговики должны составить протокол с участием не менее двух понятых, которые не заинтересованы в результатах проверки (п. 5 ст. 92, п. 2 ст. 98 НК РФ). Иначе инспекторы не вправе использовать протокол в качестве доказательства налоговых нарушений (п. 4 ст. 101 НК РФ). Например, если на этом документе нет подписи понятых. Либо понятыми выступили сами проверяющие.

Как изменился порядок камеральной проверки

Новую декларацию по НДС налоговики проверяют несколько иначе. Но на первом этапе инспекторыпо-прежнему сверяют контрольные соотношения между разными строками декларации. Контроль этих соотношений обычно закладывают разработчики бухгалтерских программ и спецоператоры. Поэтому возможные ошибки будут исправлены, скорее всего, еще до отправки декларации. Если налоговики все же выявят, что соотношения не выполняются, компании направят требование представить пояснения.

На втором этапе специальная программа сопоставляет показатели деклараций разных налогоплательщиков. А именно, сумму вычета НДС, которую заявляет покупатель по конкретному счету-фактуре, программа будет сравнивать с налогом, который начислил продавец по этому документу (см. схему на странице 78).

К чему приводят ошибки в декларации по ндс

Налоговики начнут проверку именно с покупателя. Если вычет налога у покупателя меньше или равен начисленному НДС у поставщика, проблем не будет. Если же вычет больше начисленного налога, покупателю направят уведомление с реестром ошибок. По одному счету-фактуре допустимо расхождение в пределах 1 руб.

Однако в книге продаж и книге покупок контрагентов возможны расхождения из-за технических ошибок. Например, если покупатель при вводе данных в бухгалтерскую программу указал неверные реквизиты счета-фактуры.

Поэтому программа может использовать алгоритм как точного сопоставления по данным книги продаж и книги покупок, так и неполного сравнения. Это означает, что, возможно, программа сопоставит счета-фактуры в отчетности поставщика и покупателя, даже если в отдельных реквизитах есть ошибки. При условии, что все остальные данные совпадают. Кроме того, налоговики обещают, что программа не будет учитывать нули, которые могут стоять перед другими цифрами в номере счета-фактуры. А также сможет решить проблему с латинскими буквами.

Например, номер счета-фактуры — 505А. Если продавец указал в этом номере латинскую букву, а покупатель кириллицу, возможно, программа успешно сравнит эти записи и инспекторы не будут запрашивать пояснения. Возможные риски для компаний при различных ошибках в декларации приведены в таблице ниже.

К чему приводят ошибки в декларации по НДС

Ошибка в декларации

Что сделают инспекторы

Технические расхождения в записях книги продаж и книги покупок. Например, ошибки в номере счета-фактуры

Возможно, программа все же сможет сопоставить счета-фактуры. Если нет, то налоговики запросят пояснения у покупателя

Расхождения в суммах у поставщика и покупателя превышают 1 руб. по одномусчету-фактуре

Инспекторы запросят пояснения у покупателя. Если с покупателем ситуация не прояснится, обратятся к поставщику

В декларации поставщик не отразил счет-фактуру, по которому покупатель заявил вычет

Инспекторы потребуют пояснения у покупателя. Не исключено, что покупатель подтвердит правильность данных в декларации, но инспекторы так и не смогут найти этот счет-фактуру у поставщика. Тогда возможны претензии к поставщику, который не начислил налог. А если реальность сделки не подтверждена, то могут отказать в вычете НДС покупателю

Данные отчетности по НДС обрабатываются в централизованном порядке. Но все запросы направляются через инспекцию по месту учета компании.

По отчетности за I квартал примерно в 670 тыс. деклараций налоговики выявили расхождения между данными поставщиков и покупателей. Всего сдано порядка 1,5 млн деклараций. Примерно 100 тыс. компаний могут получить требования пояснить причины расхождений. Эти цифры пока приблизительные.

В требовании налоговиков содержится таблица с записью по книге покупок, которую программа не смогла сопоставить. Подробнее об этом можно прочитать в подразделе 10.4.

Организация должна в течение шести рабочих дней с даты отправки запроса выслать налоговикам квитанцию о приеме документа (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если компания не подтвердит получение требования, инспекторы вправе заблокировать счет (п. 3 ст. 76 НК РФ). Подробнее об этом рассказано в подразделе 10.3.

Затем нужно проверить данные в книге покупок и составить на запрос инспекторов. В нем компания подтверждает, что данные в декларации указаны правильно. Либо если в отчетности ошибочно указаны какие-то показатели, например ИНН поставщика, нужно направить в инспекцию верные данные. Уточненная декларация обязательна, только если необходимо исправить стоимость товаров, работ, услуг или сумму налога.

Если покупатель подтвердит, что вычеты налога заявил правильно, тогда инспекторы запросят у поставщика пояснения. В требовании налоговиков будет приведены показатели счетов-фактур из книги продаж, в которых выявлены ошибки.

Пояснения можно составить в виде таблицы с правильными показателями книги продаж. Компания должна направить пояснения в инспекцию в течение пяти рабочих дней после получения запроса налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ). Однако штраф за нарушение этого срока не

Возможно, в результате проверки выяснится, что покупатель заявил вычеты, а поставщик налог не начислил. Тогда инспекторы могут запросить счета-фактуры, первичку, договоры и другие документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Если реальность сделки подтверждена, то отказа в вычете быть не должно. Но возможны претензии к поставщику. Конечно, детали проверки будут зависеть также от конкретной ситуации, например от суммы вычетов налога.

Кроме того, налоговики планируют иногда сразу направлять запрос поставщику, а не покупателю. Речь идет о ситуации, когда в декларации поставщика выявлено много ошибок по счетам-фактурам, выданным разным покупателям.

Также инспекторы вправе, как и раньше, тщательно проверять декларации, в которых указана сумма налога к возмещению, и отчетность компаний, которые используют льготы. В этом случае налоговики тоже могут запросить счета-фактуры, первичку и другие документы (п. 6, 8 ст. 88 НК РФ).

В какие сроки направить налоговикам квитанцию о приеме требования

С 1 января 2015 года компании, которые обязаны отчитываться в ИФНС электронно, должны обеспечить получение от налоговиков электронных документов. Это требование распространяется на все компании, которые платят НДС, поскольку декларацию по этому налогу нужно сдавать только в электронном формате.

Таким образом, если инспекторы выявят ошибки в декларации, то требование о сдаче пояснений направят компании в электронном формате. Тогда компания должна отправлять налоговикам электронную квитанцию, подтверждающую, что документ получен.

Срок, в течение которого компания обязана отправить налоговикам квитанцию о приеме документов, — шесть рабочих дней со дня отправки этих документов инспекцией (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Обратите внимание: именно со дня, когда инспекторы отправили документ, а не когда его получила компания. Поэтому мы рекомендуем назначить ответственного сотрудника, чтобы ежедневно проверять, поступили ли электронные документы от ИФНС.

Если не отправить в срок квитанцию, инспекторы могут заблокировать счет. Они вправе это сделать в течение 10 рабочих дней после того, как компания обязана была отправить квитанцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Если инспекторы заблокируют счет позже, компания может обжаловать их решение и потребовать, чтобы ИФНС уплатила проценты с заблокированных сумм (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Пример

Инспекторы отправили компании требование о представлении пояснений по декларации 8 июня. Значит, компания должна выслать квитанцию о приеме этого документа не позднее 17 июня (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если этого не сделать в срок, то с 18 июня по 1 июля инспекторы смогут заблокировать счета компании.

Кроме того, при камеральной проверке декларации по НДС инспекторы могут запросить также счета-фактуры, первичку или другие документы. Подробнее об этом можно прочитать в подразделе 10.1. В этом случае компания тоже должна направить инспекторам квитанцию. Иначе налоговики могут заблокировать расчетный счет.

Если счет заблокирован, то разблокируют его только после того, как требование будет выполнено. То есть компания представит запрошенные документы или пояснения. Либо если организация направит налоговикам квитанцию о приеме документов. В этом случае инспекторы также должны отменить блокировку счета, даже если компания не выполнит их требование. Ведь за то, что организация не сдала инспекторам документы или пояснения, блокировка счета не предусмотрена.

После этого не позднее следующего рабочего дня налоговики обязаны принять решение об отмене блокировки счета. И в течение следующего рабочего дня после этого инспекторы должны отправить свое решение в

Камеральная проверка по НДС – это форма налогового контроля, проводимая налоговыми органами путем проверки представленных налоговых деклараций. Рассмотрим подробнее основные особенности камеральной проверки по НДС , а также новшества в ее проведении, появившиеся в 2015 году.

Что такое камеральная проверка декларации по НДС

Одной из форм контроля, которыми наделены фискальные органы, является камеральная проверка. Цель ее проведения – контроль соблюдения налогового законодательства, выявление различного рода ошибок в представляемых налоговых декларациях, а также предупреждение противоправных действий налогоплательщиков. Кроме этого, камеральная проверка по НДС позволяет подобрать всю необходимую информацию и документы, позволяющие включить проверяемый субъект в план выездных проверок.
Согласно положениям НК РФ (ст. 88), камеральный контроль осуществляется по месту нахождения налоговой инспекции, т. е. такая форма контроля не предполагает проведение проверки на территории налогоплательщика. Но в то же время налоговые органы наделены правом проводить осмотр помещений проверяемого субъекта. Такое новшество в камеральном контроле появилось с 01.01.2015.

Порядок сдачи декларации и срок камеральной проверки по НДС

С начала 2015 года все налогоплательщики НДС обязаны представлять декларации исключительно по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Это, по мнению законодателей, позволит улучшить качество администрирования НДС. Нововведение касается и тех, кто представляет нулевую декларацию, в связи с чем, соблюдая перечень необходимых условий, налогоплательщикам проще подать единую (упрощенную) декларацию на бумаге.
Декларацию необходимо представить не позднее 25 числа месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. Напоминаем, что в соответствии со ст. 163 НК РФ налоговым периодом по НДС признается квартал. Таким образом, срок сдачи декларации увеличился на 5 дней.
Период, в течение которого налоговый орган проводит камеральную проверку декларации по НДС, не изменился и по-прежнему составляет 3 месяца. Такое правило закреплено в ст. 88 НК РФ. Причем начать камеральную проверку инспектор может в любой день после подачи декларации, а вот закончить – строго после истечения 3 месяцев с даты поступления декларации в налоговый орган.
Стоит отметить, что действующим законодательством не предусмотрено продление сроков камеральной проверки. Поэтому все требования контролеров за рамками 3-месячного срока неправомерны. Исключение составляет подача уточненной декларации, так как в этом случае срок камеральной проверки начинает исчисляться заново.

Уточненная декларация по НДС при камеральной проверке

Как было отмечено выше, при подаче уточненной декларации срок проверки изменится. Инспектор должен будет открыть новый комплекс мероприятий в автоматизированной программе и продолжить проверку, выяснив причину предоставления уточненки.
Если изменения незначительны и касаются, к примеру, данных, отраженных в разделе 8 или 9, то в таком случае сдача уточненной декларации необязательна. И, напротив, если выявлены ошибки, которые повлияют на сумму уплачиваемого налога, то обязательно необходимо внести соответствующие корректировки и предоставить их в налоговый орган. Причем если сумма к доплате изменилась в большую сторону, то перед сдачей уточненной декларации необходимо уплатить налог и пени. Кроме этого, целесообразно подготовить письмо с указанием причин сдачи уточненки. Способ подачи новой декларации остается прежним – через ТКС.
Обратите внимание: если ошибки выявлены налоговым органом в процессе проверки, то в дальнейшем подавать уточненную декларацию не надо, достаточно лишь уплатить сумму налога и прочие платежи, указанные в документах, составленных по итогам проверки.

Изменения в форме налоговой декларации по НДС

Ряд масштабных изменений налоговой отрасли не обошел стороной и форму налоговой декларации. Так, приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ была утверждена новая форма декларации, а также порядок ее заполнения.
Использовать новую форму необходимо с первого налогового периода 2015 года. Главное же ее отличие от старой формы состоит в том, что теперь в соответствующих разделах налоговой декларации необходимо указывать сведения как из книги покупок/продаж, так и из журнала выставленных/полученных счетов-фактур.
Таким образом, контролеры предприняли попытку ужесточить применение налоговых вычетов по НДС, так как теперь они могут с легкостью узнать, по каким именно счетам-фактурам приняты вычеты, а также в ходе встречной проверки сопоставить данные, отраженные в декларации проверяемого налогоплательщика, с данными его контрагента. Такой шаг направлен на борьбу с недобросовестными плательщиками НДС и необоснованным применением налоговых вычетов.

Ответственность за представление декларации по НДС на бумажном носителе

Все налогоплательщики НДС обязаны представлять декларации по НДС исключительно по электронке. Но что же будет, если декларацию все же представить на бумаге?
До нововведений налогоплательщика в случае представления декларации по другой форме ожидал штраф, предусмотренный ст. 119.1 НК РФ, а декларация считалась принятой.
В настоящее время декларация не будет принята до тех пор, пока не будет представлена в электронном виде. И, соответственно, за это налогоплательщик будет привлечен к ответственности, только уже к более строгой (от 5 до 30% от неуплаченной суммы налога, но не менее 1 000 руб.). Кроме этого, уполномоченное должностное лицо ожидает административная ответственность, предусмотренная ст. 15.5 КоАП РФ.
Однако, как показывает практика, такие виды ответственности не всегда являются действенными, и поэтому законодатели пошли еще дальше: теперь за нарушение формы подачи декларации по НДС налоговый орган может заблокировать расчетные счета организации-налогоплательщика (п. 3 ст.76 НК РФ).

Электронный документооборот: уведомление о получении запросов от налогового органа

Обмен документами по ТКС набирает оборот и выходит на новый уровень. Теперь каждый налогоплательщик, сдающий декларацию по НДС в электронном виде, обязан обеспечить получение запросов от налогового органа, присылаемых по электронке.
В частности, речь идет о таких документах, как:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ);
  • документы по сданной декларации (ст. 93, 93.1 НК РФ).

Данный перечень документов не является исчерпывающим и может быть дополнен иными документами, необходимость в наличии которых может появиться у налогового инспектора в период проведения камеральной проверки.
После получения вышеуказанных документов налогоплательщик обязан представить в налоговый орган квитанцию, которая будет являться подтверждением того, что запрос получен. Причем сделать это необходимо в течение 6 дней с даты получения запроса от контролеров.
За неисполнение этой обязанности налоговики имеют право заморозить все счета организации-налогоплательщика. Такое право предусмотрено ст. 76 НК РФ, и именно ее положениями производится открытие раннее заблокированных счетов. Счета будут открыты в течение одного дня, но только после того, как налогоплательщик предоставит квитанцию о приеме или запрошенные документы.

Выявлено несоответствие в декларации по НДС – представьте дополнительные документы

Новая редакция п. 8.1 НК РФ предоставила налоговым органам с 2015 года запрашивать дополнительные документы при проведении камеральной проверки по НДС . К ним относятся первичка, регистры налогового учета и иные документы, связанные с данными, которые нашли отражение в декларации по НДС.
Однако просто так запросить указанные документы фискалы не вправе, у них должны быть четкие основания своих действий, к которым относятся следующие:

  • наличие ошибок в налоговой декларации;
  • несоответствие данных, отраженных в декларации, сведениям, имеющимся в распоряжении налоговых органов;
  • расхождение между данными проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

Еще раз обращаем внимание на то, что требование представить дополнительные документы должно иметь основание, в противном случае налогоплательщик имеет право не выполнять запрос налогового органа.

Камеральная проверка при сдаче декларации по НДС к возмещению

Сдача налоговой декларации, в которой заявлено возмещение НДС, будет являться основанием для запроса дополнительных документов. Помимо этого, камеральная проверка НДС будет проходить гораздо интенсивнее, так как контролеры наделены правом не только запрашивать всю информацию, связанную с возмещаемой суммой налога, но и проводить допросы, экспертизы и осуществлять иные контрольные мероприятия.
Все дело в том, что возмещается НДС из бюджета, а в нынешних условиях экономической нестабильности отдавать бюджетные деньги не очень просто. Кроме того, многие инспекторы заочно предполагают, что декларация к возмещению свидетельствует о финансовых махинациях в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
Поэтому, прежде чем сдавать такую декларацию, необходимо тщательно подготовиться к возможным вопросам со стороны контролеров.

Как облегчить проверку при возмещении НДС

Положениями НК РФ (п. 1.1 ст. 172) установлено, что налогоплательщик имеет право воспользоваться вычетом по НДС в течение 3 лет. Поэтому, для того чтобы избежать пристального внимая налоговиков, можно задуматься о переносе вычетов на другие налоговые периоды.

Но и в этом случае можно попасть в зону риска, если:
1. Заявлять вычеты по одному счету-фактуре частями.
2. Заявлять часть вычетов по приобретенным основным средствам и материальным запасам.
3. Переносить срок вычета более чем на 1 год по возвращенным товарам.

Учитывая эти нюансы, налогоплательщик с легкостью может разбить вычеты на налоговые периоды и тем самым избежать подачи декларации по НДС к возмещению.
Следует отметить, что в настоящее время начала осуществлять свою работу Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю, и поэтому, возможно, в будущем процедура камеральной налоговой проверки по НДС , в том числе деклараций, поданных на возмещение, будет упрощена.

Осмотр территории при камеральной проверке НДС

Главным изменением в порядке проведения камеральной проверки НДС стала возможность проведения налоговыми органами осмотра помещений и имущества проверяемых налогоплательщиков (ст. 92 НК РФ).
Кроме того, ведомство допускает проведение подобного осмотра у контрагентов, но для этого необходимо веское основание полагать, что сумма налога, исчисленная к уплате, занижена. Хотя суды придерживаются иной точки зрения. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 08.12.2011 № А55-3314/2011 указал на то, что осмотр может быть проведен только у проверяемого субъекта.

Но ФНС придерживается позиции, что осмотр возможен, и указывает на основания его проведения:

  • наличие сведений, позволяющих сделать вывод, что занижена сумма НДС к уплате либо завышена сумма к возмещению;
  • подача декларации по НДС к возмещению.

В случае наличия указанных оснований налоговый инспектор выносит постановление о проведении осмотра. Необходимо обратить внимание, что в таком постановлении обязательно должна быть мотивирующая причина осмотра и наличие подписи руководства налогового органа. Если документ составлен верно, то отказать в доступе на территорию невозможно. В таком случае остается только проверить наличие служебного удостоверения у работника налоговой инспекции.
Таким образом, данное новшество расширило пределы полномочий при проведении камеральной проверки НДС и позволило осуществлять контрольные мероприятия за пределами рабочих мест инспекторов.

Налоговый мониторинг как альтернатива камеральной проверке

Начало 2015 года ознаменовалось новой формой контроля – налоговым мониторингом. Он представляет собой альтернативу камеральной и выездной проверкам. Смысл его заключается в том, что налогоплательщик представляет налоговикам доступ ко всем документам и порядку ведения учета, а налоговый орган проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в том числе и НДС.
Налоговый мониторинг проводится исключительно на добровольных началах. Налогоплательщику необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган не позднее 1 июля года, предшествующем году проведения налогового мониторинга.
Пример:
Если вы желаете перейти на налоговый мониторинг в 2017 году, то последний день подачи соответствующего заявления в налоговый орган – 1 июля 2016 года.
Кроме этого, существует ряд условий, которым должен соответствовать налогоплательщик, чтобы перейти на новую форму контроля. Эти условия касаются активов налогоплательщика, его доходов и налогов, которые необходимо заплатить в бюджет.
Обратите внимание: хотя мониторинг и заменяет другие формы контроля, если фискалы выявят нарушения в периоде, за который он был проведен, то они вправе открыть камеральную или выездную проверку. Также такое возможно при подаче декларации на возмещение и сдаче уточненки с уменьшенной суммой НДС к уплате.

Итоги

В заключение стоит отметить самые важные моменты, которые касаются камеральной проверки налоговой декларации по НДС:

  • срок подачи декларации с 1 января 2015 года продлен, и теперь ее необходимо представить не позднее 25 числа;
  • представление уточненной декларации осталось прежним;
  • декларацию с 1 января 2015 года необходимо представлять по новой форме и по ТКС;
  • при получении запросов от налогового органа необходимо направить квитанцию-подтверждение;
  • ситуаций, в которых налоговики имеют право запрашивать документы, стало больше;
  • сдачу декларации с возмещением можно избежать;
  • инспектор камерального контроля получил право проводить осмотр помещений и имущества;
  • появилась новая форма контроля – налоговый мониторинг.
Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....