Что такое налоговый учет в бухгалтерии. Налоговый учет в рф


Начинающие предприниматели, юридические и физические лица часто путают такие понятия как налоговый и бухгалтерский учет. Эти виды контроля во многом перекликаются, но имеют разные функции и задачи. Бизнесмену необходимо понимать эту разницу и организовать работу предприятия так, чтобы и налоговый, и бухгалтерский учет отражали реальное положение дел компании.

Понятие «Налоговый учет» подразумевает сбор информации, а также ее обобщение с целью вычисления налоговой базы. Процесс основывается на анализе первичной документации, которая собрана и предоставлена согласно требованиям НК РФ – ст. 313. Саму систему налогообложения предприниматели, юридические или физические лица разрабатывают самостоятельно. Налоговый учет имеет ряд определенных целей и задач.

Цели

Цель сбора и обобщения информации определяется, прежде всего, интересами тех, кто этой информацией пользуется. Заинтересованных принято подразделять на две категории:

  • внешние пользователи информацией;
  • внутренние пользователи.

Первая категория – это непосредственно налоговые службы, консультанты по вопросам, касающимся налогообложения. Внешние пользователи осуществляют контроль над правильностью формирования налоговой базы, расчетов, а также поступлений налогов в бюджет. Консультанты помогают предпринимателям определиться с системой налогообложения, налоговой политикой в целом. Также проводятся консультации в отношении минимизации налоговой нагрузки предприятия.

Вторая категория – это сами бизнесмены, администрация компании. В этом случае налоговый учет нужен для анализа дел компании в целом. Руководителю может потребоваться анализ непроизводственных расходов, то есть тех, что не подлежат налогообложению. Это позволяет оптимизировать налогооблагаемую прибыль путем сокращения конкретных расходов.

Исходя из интересов тех и других пользователей, можно выделить несколько основных целей налогового учета:

  • Сбор информации о суммах доходов и расходов предприятий. Собирается достоверная и прозрачная информация, на основании которой определяется налоговая база.
  • Сбор и анализ информации для всех пользователей учета с целью контроля правильного исчисления налогов, их поступления в бюджет.
  • Сбор информации для администрации компаний с целью оптимизации налогооблагаемой прибыли.

ВАЖНО: Налоговый учет – это обобщение собранных данных. Процесс их сбора, регистрации и документирования подлежит бухгалтерскому учету. Эту разницу нужно четко понимать.

Учет отражает такие данные как порядок определения расходов и доходов, долей расходов, суммы создаваемых резервов, а также суммы задолженностей, если таковые имеются. Обращайте внимание на то, что информация налогового учета не отражается в бухгалтерском. Она формируется и подтверждается первичными документами, справкой бухгалтера, регистрами и расчетами налоговой базы.

В итоге, целью налогового учета считается обеспечение прозрачной и достоверной информации о расчетах между организациями и государством.

Функции

Налоговый учет осуществляет определенные функции, которые подразделяются на три основные категории:

  • фискальная функция;
  • контрольная;
  • информационная функция.

С помощью первой решается такая государственная задача как наполнение бюджета страны. Правила, а также принципы расчета поступлений основываются на интересах государства. Расчет сумм всегда отличается от данных, сформированных бухгалтерским учетом. Расходы и доходы, подлежащие налогообложению, отличаются.

С помощью второй функции налоговые органы контролируют выполнение предприятиями своих обязательств в отношении выплаты налогов. Контроль осуществляется посредством специально разработанных учетных документов, форм – декларации, счета-фактуры и другие.

С помощью информационной функции ведется учет налогооблагаемых показателей. Осуществляется сбор информации о своевременности выплат налогов, а также сроках погашения задолженностей. Информационная и фискальная функции во многом перекликаются, так как, по сути, предоставляют информацию о поступлениях в бюджет.

Постановка на учет в РФ

За постановку на учет несут ответственность налоговые органы. Регистрация происходит с момента поступления информации в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП или на основании заявления. Вставать на учет необходимо по месту жительства или месту нахождения организации, ее имущества, филиалов. Процедура постановки занимает 5 дней независимо от того, какой статус имеет налогоплательщик – физическое это лицо или юридическое. На учет встают:

  • физ. лица, регистрирующие ИП;
  • физ. лица, ведущие нотариальную или адвокатскую частную практику;
  • лица, имеющие в собственности транспортное/недвижимое имущество;
  • организации, создающие обособленные учреждения;
  • организации, имеющие статус «крупнейший налогоплательщик»;
  • иностранные граждане и организации.

В случае расширения компании и открытии филиалов, налогоплательщик обязан поставить на учет обособленную структуру там, где она фактически находится. Процедура постановки организации на учет в целом одинаковая. Но имеется ряд отличий в документации для регистрации и после нее.

Физические лица

Граждане ставятся на учет автоматически с момента поступления сведений от соответствующих органов:

  • От служб, регистрирующих граждан по месту жительства или временного пребывания , а также от консульских учреждений, дипломатических представительств.
  • От органов, ставящих на государственный учет недвижимое имущество .
  • От органов, занимающихся выдачей паспортов и сменой документов .

Для того чтобы постановка на учет прошла быстрей, можно самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением.

Граждане (не имеющие статус ИП), занимающиеся оказанием услуг, обязаны оповестить о своей деятельности налоговую службу и зарегистрироваться. Самозанятые физические лица работают по специальному режиму, часто патентному. После регистрации они не получают документ или уведомление о регистрации в налоговой. Во всех остальных случаях отправляется уведомление по почте.

После регистрации выдается специальный документ – ИНН, который по желанию налогоплательщика можно внести в паспорт. Учетная запись вносится в ЕГРН. Если физическое лицо регистрируется в качестве ИП, ему выдается свидетельство о регистрации, подтверждающее получение ИНН, данные вносятся в ЕГРИП. Регистрация ИП занимает пять дней. Если ИП прекращает свою деятельность, то налоговая служба снимает его с учета, делается выписка из ЕГРИП.

Юридические лица

Регистрация организаций в налоговом учете происходит по месту нахождения. То же правило касается и филиалов, и представительств, и имущества компании. Как только в ЕГРЮЛ делается запись о создании компании, НС в течение пяти дней ставит эту организацию на учет.

Если у предприятия работают обособленные структуры (например, филиалы), заниматься их регистрацией следует самостоятельно. То есть в этом случае нужно подать заявление в ту налоговую, где находится филиал или иная обособленная структура. Сделать это можно в течение месяца после открытия. Для постановки на учет потребуются:

  • Свидетельство о постановке на учет самой организации.
  • Необходимо предоставить выписку из ЮГРЮЛ, в которой предоставлены данные об обособленной структуре.
  • Документация, подтверждающая создание филиала или иной обособленной организации.

ВАЖНО: Филиалы могут находиться в пределах одного региона. В этом случае их можно зарегистрировать только в одной налоговой службе. Причем ее выбор остается на усмотрение организации.

Постановка учет обязательна в следующих случаях – создание компании, реорганизация уже существующей структуры, ликвидация компании или ее «переезд» в другое место. Все эти операции подлежат регистрации в НС в течение 10 дней. Для этого собирается определенный пакет документов:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • учредительные документы;
  • документация, подтверждающая создание предприятия.

Перед тем, как подавать заявление, сходите в местную налоговую службу и узнайте, какие именно понадобятся документы. Набор документации может варьироваться, в каждом регионе действуют свои, дополнительные требования. Если организация прекратила деятельность, налогоплательщик оповещает об этом НС, подает заявление. Процедура снятия состоит из выписки из ЕГРЮЛ и непосредственно снятия с учета.

Регистрация транспортного средства, а также недвижимости происходит автоматически. Соответствующие органы, ГИБДД или Федеральная регистрационная служба, отправляют сведения в налоговую. На их основании и происходит постановка на учет. Налоговая служба отправляет налогоплательщику соответствующий документ о регистрации.

Налоговый и бухгалтерский учет


Для многих начинающих предпринимателей понятия налогового и бухгалтерского учета мало чем отличаются. Они не понимают, в каких случаях нужен бухгалтерский отчет, а в каких налоговый. Разобраться в тонкостях отчетности сможет специалист. Однако предпринимателю следует все-таки понимать базовую разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.

Целью бухгалтерского учета является сбор и документирование информации по всем хозяйственным операциям предприятия. То есть бухучет нужен для формирования отчетов, которые отражают реальное положение дел организации. Бухгалтерская отчетность нужна как внутренним, так и внешним пользователям – руководителям, инвесторам, банкам, налоговым органам и т. д.

Целью налогового учета является обобщение информации по доходам и расходам предприятий для корректного вычисления налоговой базы. То есть этот вид учета интересен, прежде всего, налоговым органам, которые контролируют исполнение налогоплательщиком обязательств по уплате налогов. Данные формируются на базе первичных документов, включая бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерский и налоговый учет тесно взаимосвязаны, но имеют разные цели и методы формирования. Так, бухучет ведется только юридическими лицами, налоговый же ведется любыми предприятиями и всеми гражданами РФ. В налоговом учете предусмотрено разделение расходов на косвенные и прямые, в бухучете его нет. В связи с этим и возникает путаница, особенно, у начинающих бизнесменов. Если хозяину организации нужен отчет о реальном положении дел, следует сформировать бухгалтерский отчет, а не налоговый. Именно он отражает реальную картину.

Налоговые регистры

Регистр представляет собой сводную таблицу, куда вносятся данные обо всех хозяйственных операциях организации. Наибольший интерес представляют бухгалтерские и налоговые регистры. Первые призваны собирать и документировать сведения о проведении финансовых операций. Они формируются на основании первичных документов, которые приносят бухгалтеру. Налоговый регистр – это, по сути, тот же бух. отчет. Разница лишь в том, что в налоговом регистре могут отсутствовать определенные строки или наоборот, дополнять бухгалтерскую отчетность. В НК не прописан тот факт, что налоговые регистры должны вестись по строго определенной форме. Это остается на усмотрение бухгалтера. Поэтому многие специалисты просто дополняют уже готовые бухгалтерские регистры теми, что необходимы для исчисления налоговой базы. Законом это не запрещено.

Налоговые регистры ведут в случае отчислений по налогу на прибыль – ст. 313, 314 НК РФ. В остальных случаях ведение налоговых регистров не предусмотрено. Существует 4 общих правила по ведению налоговой отчетности. Они касаются обязательного отражения следующей информации:



В налоговый регистр также входят:

  • наименование;
  • дата;
  • период;
  • название хозяйственной операции;
  • измерители операции в денежном или натуральном эквиваленте;
  • подпись человека, ответственного за документ.

Все эти информационные блоки отражены в НК РФ и должны быть внесены в регистры в обязательном порядке. Как показывает практика, бухгалтеры предпочитают дополнять бухгалтерскую отчетность дополнительными регистрами для отчетности перед налоговыми органами. Закон этого не запрещает.

Изменения в учете за прошедший год

За прошедший год произошло довольно много изменений как положительных, так и не очень. Все они, так или иначе, касаются налогового учета и налогов в целом. Краткое содержание основных значительных изменений:

  • Изменился лимит по стоимости основных средств. Сейчас он составляет 100 000 рублей.
  • Авансовые платежи по налогу на прибыль теперь можно выплачивать ежеквартально, в случае если сумма выручки не превышает 15 млн. рублей за квартал.
  • Введена новая форма по отчетности НДФЛ – 6-НДФЛ, форма 2-НДФЛ, а также отчетность по ней остается.
  • Теперь предусмотрен штраф за несвоевременное предоставление отчета за квартал по форме НДФЛ. Его размер варьируется – это от 500 до 1000 рублей в зависимости от ситуации.
  • Если в компании доход получили менее 25 человек, отчет по форме 2-НДФЛ можно сдавать на бумажном носителе.
  • Сейчас соц. вычеты по НДФЛ (обучение/лечение) представляются работодателем по заявлению сотрудника.
  • Начисление НДФЛ на материальную выгоду производится ежемесячно.
  • Расчеты НДФЛ, НДС для филиалов/представительств и других обособленных учреждений компании сдаются по месту нахождения филиала или иной обособленной структуры.
  • Введена передача данных по кассовым чекам в налоговую службу посредством электронной кассы.

Это основные новые положения в налоговом учете за прошедший год. Организациям и предпринимателям, а также физическим лицам необходимо постоянно следить за изменениями в налоговом учете. Они могут произойти в течение года, нововведения упраздняются и наоборот. Для успешного ведения бизнеса постоянно интересуйтесь последними и актуальными положениями не только в налоговом законодательстве, но и в отношении бухгалтерского учета.

Актуальность темы исследования определяется следующими положениями. Налогообложение - это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов - сразу же сказываются на «самочувствии» государства. А через это - на «самочувствии» общества и населения.

С налогами связаны практически все: и организации, и предприниматели, и просто рядовые граждане, являющиеся налогоплательщиками. Причем, связаны они с налогами весьма жестким и чувствительным образом - налоги опустошают их карманы.

Изъятие посредством налогов доходов предпринимателей лишает их стимулов к продолжению деятельности, подрывает финансовую базу производства и сокращает его инвестиционные возможности, повышает себестоимость товаров и в конечном счете их цену. Это, создавая трудности с реализацией, отрицательно сказывается на конкурентоспособности товаров на рынке, заставляя предпринимателей либо уходить в теневую экономику, либо вообще уходить из бизнеса.

Обложение налогом физических лиц, не говоря уже о том, что это снижает их жизненный уровень, приводит к сокращению покупательной способности населения. А это ухудшает общую экономическую ситуацию в стране - товары не находят спроса, заставляя производителей сворачивать производство. Экономика впадает в состояние стагнации.

В итоге налоги, по крайней мере в том случае, когда они превысят определенный размер, обеспечивая государство необходимыми денежными средствами, одновременно выступают причиной, приводящей экономику страны к краху, а ее население к обнищанию. В этой ситуации государство, вместо того, чтобы быть субъектом, обслуживающим общество и оказывающим ему помощь в его существовании и развитии, превращается в силу, враждебную обществу и приносящую ему вред.

Вред, причиненный экономике и обществу непродуманной налоговой политикой государства, может быть несравним с вредом, причиненным войной или вражеским нашествием.

Налогообложение всегда представляет собой тесное переплетение и взаимодействие экономических и юридических начал, неотделимых друг от друга. Исследования теоретических проблем, проводимые с позиций лишь одной науки (экономической или юридической), что имеет место по большей части, всегда однобоки и поэтому всегда неточны.

Налоги - весьма острый и социально опасный инструментарий, которым государству следует пользоваться весьма осторожно и продуманно и конечно же, на научной основе.

Задачи исследования:

– рассмотреть особенности организации налогового учета в организациях, выполняющих работы и оказывающих услуги;

– охарактеризовать порядок ведения налогового учета в организациях, выполняющих работы и оказывающих услуги;

Теоретической базой являются работы таких авторов как Воронин А.В., Грисимова Е.Н., Грузина Д.К., Дуканич Л.В., Ивченов Л.С., Евстигнеева Е.Н., Калинина Е.М., Медведев А.Н., Мошков Ю.Л., Осетрова Н.И., Пархачева М.А., перминова Е., Сомоев Р.Г. и др.

Согласно ст.313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации. Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный статьями главы 25 НК РФ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленному правилами бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета можно использовать в качестве налоговых регистров.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Каждое предприятие должно самостоятельно организовать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения. Система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, отнесения этих фактов к соответствующим доходам или расходам и формирования показателей налоговой декларации. При организации системы налогового учета должна быть обеспечена возможность осуществления контроля за правильностью формирования показателей, учитываемых при расчете налоговой базы, то есть «прозрачность» формирования показателей от первичного документа до налоговой декларации. Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы (ст.313 НК РФ).

На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к ведению налогового учета.

1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета. Данный подход используют в основном крупные организации, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет. При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.

2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета. Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — бухгалтерский План счетов), но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Кредитов в банках они не берут, инвесторов у них нет, поэтому бухгалтерская отчетность представляется только в налоговые органы и органы государственной статистики. Они мотивируют свою позицию тем, что налоговые органы интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который как бы становится ненужным.

Однако согласно ст.13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности. Следует также заметить, что среднегодовая стоимость имущества, которая является базой для расчета налога на имущество, рассчитывается на основании остатков по счетам бухгалтерского учета. Если вместо бухгалтерского ведется налоговый учет, эти остатки будут искажены, и налог на имущество будет рассчитан неправильно со всеми вытекающими последствиями для налогоплательщика.

3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета. Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном Плане счетов и бухгалтерского, и налогового учета. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете считается, что совместить два учета в одном не представляется возможным.

4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется для целей налогообложения. Сторонники этого подхода предлагают исчислять прибыль для целей налогообложения так же, как и до 2002 года. Свою позицию они мотивируют следующим. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст.313 НК РФ), формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст.314 НК РФ). Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра — регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения. Такой порядок не нарушает требований Налогового кодекса. Регистр корректировки — это не что иное, как справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 расчета по налогу на прибыль (разумеется, переработанная с учетом требований главы 25 НК РФ). Иначе говоря, в регистре корректировки должна отражаться разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех случаях, когда такая разница возникает.

Такой способ может применяться только небольшими организациями, в которых различия между бухгалтерским и налоговым учетом минимальны. Применение этого способа более крупными организациями весьма проблематично: в первом квартале они, возможно, смогут успешно применять этот способ, но во втором, третьем и четвертом кварталах это будет делать все сложнее. Необходимо учитывать корректировки всевозможных показателей не только в течение квартала, но и по входящим остаткам, то есть поправлять корректировки, сделанные ранее. При таком объеме корректировочной работы можно легко запутаться и допустить ошибки, выявить которые будет очень трудно, в отличие от бухгалтерского баланса, в котором актив должен равняться пассиву.

5. Налоговый учет ведется в обособленном налоговом Плане счетов. Этот подход является компромиссом между первым и третьим способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся «налоговые» счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ. Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов. Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период, если они будут содержать реквизиты, перечисленные в ст.313 НК РФ. Это удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны добавить в схемы бухгалтерских проводок к хозяйственным операциям дополнительные проводки по налоговым счетам и составить новые алгоритмы хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному. По тому же пути пошли разработчики большинства бухгалтерских компьютерных программ.

Такой способ является оптимальным для небольших и средних предприятий, на которых и бухгалтерский, и налоговый учет ведется силами бухгалтерии без привлечения дополнительных специалистов.

2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ РАБОТЫ И УСЛУГИ

2.1. Формирование расходов

Налоговый учет доходов фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги ведут в обычном порядке. Доходы от продажи готовой продукции они учитывают в составе выручки от реализации.

Расходы производственных фирм делят:

— на прямые;

— на косвенные.

К прямым относят расходы (п. 1 ст. 318 НК РФ):

— на приобретение сырья и материалов, которые используют в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);

— на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);

— на оплату труда основного производственного персонала, ЕСН и платежи по обязательному пенсионному страхованию, начисленные с их заработной платы;

— связанные с начислением амортизации по основным средствам производственного назначения.

Остальные расходы (кроме внереализационных) считают косвенными.

Облагаемую прибыль фирмы уменьшают только те прямые расходы, которые относят к реализованной продукции. Косвенные и внереализационные расходы учитывают при налогообложении полностью. Относятся они к проданной продукции или нет — неважно.

С 1 января 2006 г. Налоговый кодекс разрешает воспользоваться фирмам правом на амортизационную премию в налоговом учете. То есть единовременно учесть в расходах затраты на капитальные вложения в размере не более десяти процентов от первоначальной стоимости основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).

Амортизационную премию включают в расходы того периода, в котором начали амортизировать основное средство (п. 3 ст. 272 НК РФ). Использование этой льготы — право, а не обязанность.

Поэтому применение амортизационной премии нужно закрепить в учетной политике фирмы.

Так вот, амортизационная премия в полном объеме подлежит учету в составе косвенных расходов. Распределять ее на остатки незавершенного производства не нужно, так как организация имеет право включить сумму премии в состав расходов отчетного (налогового) периода (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Именно так считают в Минфине России (Письмо от 28 сентября 2006 г. № 03-03- 02/230).

Расходы на прямые и косвенные распределяют только организации, использующие метод начисления. Фирмы, работающие по кассовому методу, такого деления не производят. Ведь у них налогооблагаемую прибыль уменьшают все оплаченные расходы.

Фирма имеет право самостоятельно определять состав прямых расходов, связанных с производством (ст. 318 НК РФ). Это значит, что организация вправе расширить или сократить перечень прямых расходов, установленных НК РФ. Данная норма ст. 318 Налогового кодекса направлена на сближение бухгалтерского и налогового учета фирмы. Поэтому определять состав прямых расходов в налоговом учете следует по аналогии с порядком, применяемым организацией в целях бухучета (Письмо Минфина России от 2 марта 2006 г. N 03-03-04/1/176). В том же Письме сказано, что организациям с длительным производственным циклом (например, в области строительства) при определении состава прямых расходов нужно руководствоваться перечнем, приведенным в п. 1 ст. 318 Налогового кодекса.

Расширение перечня дает возможность сделать списки прямых расходов одинаковыми как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. И, как следствие, избежать разниц между учетами.

Однако расходы, переквалифицированные из косвенных в прямые, уже не уменьшат налогооблагаемую прибыль сразу. Их нужно будет списывать частями.

Обычно организации расширяют перечень прямых расходов за счет затрат:

— на услуги сторонних организаций, непосредственно связанные с производством продукции (например, расходы на переработку сырья на давальческой основе, на субподрядные работы и т.д.);

— на аренду и коммунальные платежи по производственным помещениям;

— на страхование производственного оборудования и помещений;

— на тару и упаковку готовой продукции и др.

Сокращение перечня прямых расходов поможет сэкономить на налоге на прибыль, так как косвенные расходы, в отличие от прямых, можно сразу списывать в уменьшение облагаемой прибыли. В этом случае разниц между учетами, скорее всего, избежать не удастся.

При любом варианте необходимо учитывать, что налоговый учет должен быть достоверным (ст. 313 НК РФ). Поэтому менять перечень прямых расходов необоснованно нельзя. При принятии решения нужно оценить, насколько эти расходы влияют на хозяйственную деятельность. И в первую очередь опираться на отраслевую принадлежность организации.

Конкретный перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Многие предприятия (как производственные, так и выполняющие работы и оказывающие услуги) могут без особых усилий превратить прямые расходы в косвенные. Сделать это позволяет пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса. Он относит к косвенным материальные расходы на выполнение работ и оказание услуг производственного характера для фирмы ее структурными подразделениями. При этом речь идет о любых подразделениях (цехах, отделах и т.п.), а не только об обособленных.

Любой производственный процесс, точно так же как и процесс выполнения работ, при необходимости можно разбить на отдельные операции, работы и услуги. При этом каждую из них можно поручить конкретному подразделению (отделу, цеху и т.п.) фирмы. Например, когда фирма получает заказ на выполнение каких-то работ, она направляет его в свое первое подразделение. Оно выполняет первый этап работ и передает полученный результат второму подразделению. Второе выполняет свою часть работ и результат передает третьему.

Третье подразделение, если оно последнее в цепочке, работы заканчивает и сдает готовый результат.

У каждого из подразделений есть расходы, которые ст. 318 Налогового кодекса относит к прямым. Это суммы амортизации оборудования, использованные материалы, зарплата участвующих в выполнении работ сотрудников, начисленные на нее ЕСН и пенсионные взносы.

Однако в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса каждое подразделение выполнило для фирмы работы либо услуги производственного характера. А значит, все его затраты на выполнение своей части работы можно отнести еще и к косвенным расходам.

В таких случаях п. 4 ст. 252 Налогового кодекса оставляет выбор группы расходов за фирмой. Это значит, что вполне возможно включить эти затраты в состав косвенных расходов.

Главное — закрепить свой выбор в учетной политике. И не забывать оформлять выполнение работ и оказание услуг производственного характера внутренними актами приема-передачи. Ведь именно момент подписания такого акта п. 2 ст. 272 Налогового кодекса называет датой списания данных расходов.

Однако здесь есть одно ограничение. Этот способ неприменим для подразделений, создающих полуфабрикаты, которые другие отделы потом используют для производства готовой продукции, так как произведенный одним из отделов (цехов) полуфабрикат нельзя считать результатом выполненных им для другого отдела работ, так как в этом случае между отделами передается результат производства. А в пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса говорится об отдельных операциях по производству.

Очевидно, что этот способ не подходит и фирмам с подразделениями, каждое из которых производит уже законченный продукт, продаваемый потом на сторону.

Фирмы, которые оказывают услуги, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов. Относятся эти расходы к оказанным услугам или нет, значения не имеет (п. 2 ст. 318 НК РФ). У фирм, которые выполняют работы, такой льготы нет. Они должны рассчитывать стоимость «незавершенки» на конец каждого месяца.

Обратите внимание: поступать так или распределять прямые расходы наравне с организациями, занимающимися производством (выполняющими работы), — решать самим фирмам, которые оказывают услуги. Уменьшать облагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов — это право, а не обязанность таких компаний.

В то же время, те фирмам, оказывающим услуги, можно все свои расходы списывать сразу и нужно их вообще делить на прямые и косвенные. Ведь если, к примеру, у такой организации в каком-либо периоде не будет доходов от реализации, то списать в этом периоде она сможет лишь сумму своих косвенных расходов. Поэтому учет прямых расходов все равно необходим фирмам, оказывающим услуги.

Состав таких расходов нужно прописать в учетной политике для целей налогообложения.

В состав затрат, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, фирмы, выполняющие работы и услуги, включают только прямые расходы, которые относятся к выполненным работам. Прямые расходы, которые относятся к незавершенному производству (то есть работам, которые начаты, но не выполнены), налогооблагаемую прибыль не уменьшают.

Фирмы самостоятельно определяют порядок распределения прямых расходов на «незавершенку» и на выполненные работы. Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной политике фирмы. Применять его следует не менее двух налоговых периодов.

Для расчета стоимости «незавершенки» используют тот или иной экономически обоснованный показатель. Фирмы, занимающиеся выполнением работ, стоимость «незавершенки» на конец месяца обычно определяют на основании данных о договорной стоимости работ.

Рассмотрим следующий пример. ООО «Пассив» выполняет монтажные работы. На конец прошлого года не были выполнены работы по одному договору (заказчик не подписал акт выполненных работ). По данным налогового учета, стоимость «незавершенки» на 1 января отчетного года составила 150 000 руб. В январе отчетного года было заключено 12 договоров. Работы начали выполнять только по 9 из них.

Стоимость работ по всем договорам, которые выполняли в январе (в том числе по договору, заключенному в прошлом году), — 1 300 000 руб. (без НДС).

В январе были выполнены монтажные работы по 7 договорам. Работы по 3 договорам на конец января реализованы не были. Стоимость работ по договорам, не завершенным на конец января, — 600 000 руб. (без НДС).

Сумма прямых расходов за январь — 800 000 руб.

Стоимость «незавершенки» на конец января будет равна:

(150 000 руб. + 800 000 руб.) x (600 000 руб. : 1 300 000 руб.) = 438 425 руб.

Сумма прямых расходов, которая уменьшает прибыль, составит:

800 000 + 150 000 — 438 425 = 511 575 руб.

2.2. Оценка незавершенного производства для организаций, оказывающих услуги

Если организация работает по методу начисления, то расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, необходимо распределять, ведь часть этих расходов будет уменьшать прибыль текущего периода, а часть уменьшит прибыль в будущем.

Внереализационные и косвенные расходы относятся в состав расходов и уменьшают налог на прибыль в том месяце, в котором они были произведены.

Прямые расходы же требуют распределения, так как налог на прибыль текущего месяца можно уменьшить только на часть таких расходов, нераспределенная часть прямых расходов остается в составе незавершенного производства (НЗП).

Незавершенное производство переходящий остаток затрат основного производства, определяемый как остаток по дебету счета 20 «Основное производство».

Порядок оценки НЗП в налоговом учете установлен пунктом 1 статьи 319 НК РФ: «1. Под незавершенным производством (далее — НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей статьей».

Таким образом, в соответствии со статьей 319 НК РФ, независимо от вида осуществляемой деятельности организация может выбрать любой метод расчета НЗП, и закрепить указанный порядок в учетной политике. А это означает, что при желании организации смогут оценивать остатки НЗП на конец месяца по тем же правилам, что и в бухгалтерском учете.

Абзацем четвертым пункта 1 статьи 319 НК РФ определено, что порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов. Заметим, что из текста статьи совершенно неясно, откуда следует отсчитывать эти два налоговых периода (примеры периодов: 2004-2005, 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008), соответственно применяйте то множество налоговых периодов подряд, которое необходимо.

В случае, когда невозможно отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции, налогоплательщик в своей учетной политике самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Организации, оказывающие услуги, имеют право относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от оказания услуг данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки НЗП.

Если организация не использует это право, то распределять сумму прямых затрат на НЗП организация может пропорционально доле незавершенных заказов. Отметим, что этот метод оценки НЗП используется и налогоплательщиками, основным видом деятельности которых является выполнение работ. Для того чтобы показать, как это сделать на практике, необходимо воспользоваться следующими показателями:

НЗП КОН = (ПР + НЗП НАЧ) Х ЗАК НЗП: ЗАК МЕС

НЗП НАЧ – сумма входящего остатка НЗП;

ПР – общая сумма прямых расходов расчетного месяца;

ЗАК НЗП – незавершенные (или завершенные, но не принятые) на конец расчетного месяца заказы на выполнение работ, оказание услуг;

ЗАК НЗП – общий объем выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг);

НЗП КОН – оценка остатка НЗП на конец расчетного месяца.

Сумма НЗП на конец текущего месяца начало месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков НЗП на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода.

Прямые расходы и НЗП НАЧ учитываются в рублях, а единица измерения незавершенных (или завершенных, но не принятых) на конец расчетного месяца заказов на оказание услуг (выполнение работ) (ЗАК НЗП) и общего объема выполняемых в течение месяца заказов на оказание услуг (выполнение работ) (ЗАК МЕС) может быть различной. Организации в качестве единицы измерения заказа могут использовать как стоимостные (по продажным ценам, либо по нормативной себестоимости), так и натуральные показатели (количество заказов и тому подобное).

При применении данного метода оценки НЗП организация самостоятельно устанавливает в своей налоговой учетной политике, что они будут считать заказом для конкретного вида услуг (работ), и в чем они эти заказы будут измерять.

Например, организациям, которые оказывают транспортные услуги по перевозке различных грузов на различные расстояния, для расчета можно использовать договорную оценку перевозок. Если перевозки однотипные (одно расстояние, один тоннаж и так далее), то можно измерять их в штуках.

Рассмотрим в качестве примера расчет суммы НЗП у организации, оказывающей транспортные услуги:

Организация оказывает услуги по перевозке грузов на дальние расстояния.

В соответствии с учетной налоговой политикой организации под заказом понимается договорная стоимость одного рейса.

ЗАК МЕС (январь) – 1 800 000 рублей (общая договорная стоимость перевозок в январе 2006 года, включая те перевозки, которые числились как НЗП на начало января).

ЗАК НЗП – 400 000 рублей (сумма неподписанных актов приемки транспортных услуг на договорную стоимость на конец января).

ПР – 1 000 000 рублей (прямые расходы за январь).

НЗП КОН = (ПР + НЗП НАЧ) Х ЗАК НЗП / ЗАК МЕС = (1 000 000 рублей + 200 000 рублей) х (400 000 рублей / 1 800 000 рублей) = 264 000 рублей.

Теперь рассчитаем прямые расходы, учитываемые в январе при расчете налогообложения прибыли:

ПР + НЗП НАЧ на 1 января 2008 года – НЗП КОН = 1 000 000 рублей + 200 000 рублей – 264 000 рублей = 936 000 рублей.

В заключение раздела, отметим, что, наиболее выгодный для организаций критерий оценки заказов – это договорная стоимость каждого заказа. Выбор остается за организациями, но его необходимо предусмотреть в приказе по учетной политике. Не стоит забывать, что все сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ).

3. РЕГИСТРЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для дальнейшего отражения в расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В аналитических регистрах налогового учета данные налогового учета из первичных учетных документов накапливаются и обобщаются по группам доходов и расходов. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде на любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Однако на основании ст. 313 НК РФ к формам аналитических регистров налогового учета существует ряд требований. Так, формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

– наименование регистра;

– период (дату) составления;

– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

– наименование хозяйственных операций;

– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Во всем остальном налогоплательщики полностью самостоятельны при установлении форм аналитических регистров налогового учета.

Данные налогового учета - это показатели, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Практика применения налогового законодательства выработала различные системы аналитических регистров налогового учета. Рассмотрим наиболее интересные с практической точки зрения системы аналитических регистров налогового учета.

Налоговые органы разработали и предложили свою систему аналитических регистров налогового учета, которые группируются следующим образом:

1) группа регистров промежуточных расчетов, которые предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой НК РФ. При этом под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете. К ним относятся:

– регистр-расчет формирования стоимости объекта учета;

– регистр-расчет учета амортизации нематериальных активов;

– регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО);

– регистр-расчет стоимости сырья и материалов, списанных в отчетном периоде;

– регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

– регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода;

– регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

– регистр учета расходов по добровольному страхованию работников;

– регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах;

– регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам;

2) группа регистров учета состояния единицы налогового учета. Эти регистры являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение этих регистров должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде. К ним относятся:

– регистр информации об объекте основных средств;

– регистр информации об объекте нематериальных активов;

– регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО);

– регистр учета расходов будущих периодов;

– регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности;

– регистр учета операций по движению кредиторской; задолженности;

– регистр учета расчетов с бюджетом;

– регистр учета расчетов по штрафным санкциям;

– другие аналитические регистры налогового учета;

3) группа регистров учета хозяйственных операций. Эти регистры являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Перечень регистров включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. Сюда включаются:

– регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав);

– регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав);

– регистр учета поступлений денежных средств;

– регистр учета расхода денежных средств;

– регистр учета сумм начисленных штрафных санкций;

– регистр учета расходов на оплату труда;

– регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов;

4) группа регистров формирования отчетных данных. Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации. Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов. К ним относятся:

– регистр-расчет учета амортизации основных средств;

– регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде;

– регистр учета прочих расходов текущего периода;

– регистр-расчет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества;

– регистр-расчет учета остатка транспортных расходов;

– регистр учета внереализационных расходов;

– регистр учета доходов текущего периода;

– другие аналитические регистры налогового учета;

5) группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями. Эти регистры используются только некоммерческими организациями для отражения операций по поступлению и использованию целевых средств. Они состоят из:

– регистра учета поступлений целевых средств;

– регистра учета использования целевых поступлений;

– регистра учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Проанализировав содержание системы аналитических регистров налогового учета, предложенных МНС РФ, можно сделать вывод о том, что эта система предназначена только для предприятий, использующих метод начисления для определения доходов и расходов. Кроме того, она не лишена ряда других недостатков и слишком громоздка для практической организации налогового учета на средних и небольших предприятиях.

Реальный практический интерес представляет следующая система аналитических налоговых регистров. Она избавлена от двух главных недостатков ранее рассмотренной системы: громоздкости и сложности определения доходов и расходов по кассовому методу. Данная система предусматривает только два аналитических регистра - регистр доходов и регистр расходов:

1. Регистр доходов включает в себя следующие показатели:

– дата операции;

– хозяйственная операция;

– вид дохода;

– дата оплаты;

– документ оплаты;

– дата передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

– документ передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

– сумма (без НДС).

1. Регистр расходов включает в себя следующие показатели:

– дата операции;

– хозяйственная операция;

– вид расходов;

– дата оплаты;

– документ оплаты;

– дата начисления расхода: для сырья, материалов - дата списания в производство; для прочих расходов (материальных, на оплату труда, процентов, услуг, на уплату налогов и сборов) - дата погашения задолженности; для амортизации - дата начисления;

– документ начисления расхода: для сырья, материалов - акт списания в производство, для расходов на оплату труда - расчетная ведомость и т. д.;

–сумма.

В практической работе по исчислению налога на прибыль нужны также документы расчета учитываемых для налогообложения процентов, расходов на рекламу, представительских расходов, расходов на оплату услуг нотариусов, расчеты амортизации, расчеты налогов и прочие расчеты. Однако это должны быть именно документы, а не аналитические регистры налогового учета. Так, например, расчет налога на прибыль при такой системе налогового учета гораздо сложнее, чем предусмотрено в регистре, предложенном налоговыми органами. В этой точке зрения прослеживается аналогия с бухгалтерским учетом, где расчеты проводятся в бухгалтерских справках, а уже проводки с готовыми суммами заносятся в регистры учета. Практическая ценность такого решения проблем для ведения налогового учета достаточно высока, что доказано нормальной работой такой системы налогового учета на предприятиях машиностроения, медицинской иммунобиологической промышленности, торговли и предприятиях, оказывающих рекламные услуги.

Таким образом, налог на прибыль организаций исчисляется на основе данных аналитических налоговых регистров, составляющих второй уровень системы налогового учета. На этом уровне происходит накопление, обобщение и систематизация данных налогового учета по объектам налогообложения налогом на прибыль организаций, полученных из первичных учетных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.

    Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗПринцип организации налогового учета Учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета: назначение, формирование и изменение

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

КонсультантПлюс: примечание.

Итак, расходы, идущие на производство и реализацию, при исчислении налога на прибыль по ст 313 НК РФ должны быть подтверждены первичной документаций фирмы. Эти документы могут доказывать расходы как прямо (платёжные документы, акты выполненных работ), так и косвенно (таможенная декларация, проездные документы при командировке).

Отсутствие печати фирмы на первичных документах может повлечь отказ Налоговой службы признавать расходы при налогообложении?

Расходы, вычитаемые из налоговой базы при уплате налога, должны быть подтверждены документально. Документы оформляются согласно законодательству РФ.

Ст 313 НК РФ называет подтверждающими бумагами первичные учётные документы, в том числе справку бухгалтера. Более никак требований к документам НК РФ не перечисляет.

Однако о форме первичных документов учёта есть упоминание в .

ФЗ о бухгалтерском учёте указывает на то, что форма первичного документа должна содержать реквизиты этого документа. Список реквизитов состоит из 7-ми позиций. Например, обязательно указывается дата составления бумаги, название документа, и ставятся подписи ответственных лиц (п 2 ст 9 ФЗ №402-ФЗ). Наличия печати в этом перечне нет. Значит печать на документе - не обязательный его реквизит.

Поэтому, если остальные реквизиты указаны правильно и полностью, то налоговая служба не имеет права отказаться признавать расходы налогоплательщика, которые он подтверждает этими документами, из-за отсутствия печати.

Заплатит ли организация штраф за непредставление регистров налогового учёта?

Для начала определим, что такое регистр налогового учёта. Регистр призван помочь налогоплательщику проанализировать все данные за период. Это совокупность показателей, превращающая данные в систему.

Такие регистры утверждаются фирмой самостоятельно, для собственного удобства. Требований к составлению регистров налогового учёта в законе нет, как нет и утвержденных Налоговой службой форм их заполнения.

Тем не менее регистр налогового учёта можно отнести к первичной документации (ст 313 НК РФ). Документы, запрашиваемые Налоговой службой, налогоплательщики предоставляют туда под угрозой штрафа.

Если документ не является обязательным, то логично отсутствие ответственности за его непредставление.

Однако в судебной практике (хоть она и не обширна) к этому вопросу иной подход.

ФАС Северо-Западного округа по делу N А42-7611/04-15 постановил, что если налогоплательщик не вёл регистры учёта, то предоставлять их он не обязан. Но, если запрашиваемые документы у него есть, а он намеренно не передаёт их Налоговой инспекции, то это повод для взыскания штрафа.

Так, при наличии регистров, и не передаче бумаг в Налоговую инспекцию, плательщик заплатит 200 рублей штрафа за каждый документ по . Однако не понятно, каким образом инспекция сможет доказать наличие у организации налоговых регистров. Поэтому, при возникновении спора, такие вопросы будут решаться судом в индивидуальном порядке.

1 июня 2016

Наличие у руководителей, менеджеров и иных работников корпоративного смартфона - распространенное явление. А чтобы полностью использовать все его возможности, нужны программы. И нередко они бывают платными. Можно ли подобные траты учесть в "прибыльных" расходах?

Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...