Отличие административной ответственности. Отличия административных правонарушений от сходных правовых явлений



Совершая проступки, которые нарушают правила поведения в сфере государственного управления, виновное лицо несет административную. Результатом применения административной, является предупреждение в будущем совершение новых правонарушений, воспитание гражданина в духе соблюдения законности.

В литературе под административной ответственностью принято понимать применение мер государственного принуждения за виновное нарушение норм административного права, лицами, вступающими в управленческие общественные отношения.

Вопрос 53

1. Административная ответственность представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (дол жностным лицом) административного наказания к лицу, совершивше му административное правонарушение.

Для ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах.

Основание уголовной ответственности

Согласно ст.8 УК РФ «основанием уголовной является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».

Вопрос об основании уголовной ответственности до сих пор является одним из наиболее дискуссионных в науке уголовного права. В отличие от понятия “уголовная ответственность”, понятие его основания получило законодательную формулировку как в УК РСФСР 1960 г.

Ответственность директора и учредителей ООО

Любой предприятие, независимо от его формы собственности, будь то ИП или ООО, несет ответственность перед потребителями, перед сотрудниками, а также обязательства перед законодательством.

В зависимости от типа предприятия бывает разной, и одно и то же взыскание не может применяться к индивидуальному предпринимателю, и руководителю общества с ограниченной.

Любое физическое или юридическое лицо, согласно Гражданскому Кодексу, несет уголовную, налоговую и ответственность.

Отличие уголовной ответственности от других видов юридической ответственности

Отличие уголовной от других видов юридической — раздел Право, Уголовная и ее основание Отличие Уголовной От Других Видов Юридической Ответственности.

Отличие уголовной ответственности от других видов юридической. Уголовная, являясь содержанием уголовно-правовых отношений, обладает рядом признаков, отличающих от любого другого вида.

Эти признаки можно классифицировать по следующим основаниям (по Б.В.Здравосмыслову): 1.

Отличия между административной и уголовной ответственностью

Уголовное наказание сочетает в себе карательное и исправительно-воспитательное воздействия. Кара — сущность наказания. Выражается она в претерпевании виновным лицом лишений морального, физического, имущественного характера. Административное наказание схоже в этом признаке с уголовным наказанием, но кара административного наказания в сравнении с уголовным незначительна по суровости воздействия.

Уголовное наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений (см.

Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

1.Любое общество устанавливает для граждан определенные запреты, нарушение которых предполагает ответственность. Одним из видов юридической ответственности является административная. Она устанавливается, деликатным законом. За совершение общественно-вредного (опасного) деяния, именуемого административным правонарушением. Совершение административного правонарушения предполагает не только, но и моральное его осуждение со стороны общества (появление в общественном месте в пьяном виде оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность).

Уголовное и административное право

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия. По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное. Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

Так, уголовное и административное право пересекаются, например, в таких составах, как нарушение правил дорожного движения.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а)административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права;

б)основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

в)субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной – физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

в)за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

г)административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;



д)административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

е)применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

ж)меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков:

· перечень мер административной ответственности установлен КоАП и является исчерпывающим;

· назначенные и исполненные меры административной ответственности (административное наказание) влекут для право нарушителя истечение срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);

· меры административной ответственности (административные наказания) не применяются в момент совершения административного правонарушения. Они применяются всегда после совершения административного правонарушения;

· меры административной ответственности (административные наказания) назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсировать такой вред;

· меры административной ответственности (административные наказания) назначаются уполномоченным органом (должностным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности. Общими отличительными осо­бенностями являются: нормативная база, основа; характер, содержание; основание; привлечение к административной ответственности значи­тельным количеством органов государственного управления, их должностными лицами; субъектами административной ответственности являются на­равне с физическими и юридические лица.

Нормативной основой административной ответственности является КоАП. Это единственный законодательный акт, опреде­ляющий, какие деяния являются административными правонару­шениями, закрепляющий основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершив­шим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административ­ной ответственности.

Нормативную основу уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс, дисциплинарной - Трудовой кодекс и многие другие нормативные правовые акты - уставы и положения о дисциплинарной ответственности, принимаемые, утверждаемые различными государственными органами.

Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности своим характером, т.е. содержани­ем. Содержание ее образуют административные взыскания, являющиеся мерами административной ответственности. Некоторые из них в определенной мере схожи с уголовными наказаниями, например, штраф, исправительные работы, административный арест. Между тем, эти меры как административные взыскания ме­нее суровы по сравнению с уголовными.

Административный арест как мера административной ответ­ственности выражается в лишении свободы, существует лишение свободы и как мера уголовного наказания. Вместе с тем, админист­ративный арест не может превышать пятнадцати суток, а лишение свободы по уголовному праву может устанавливаться на срок от шести месяцев до десяти лет, за особо тяжкие преступления до пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека,- до двадцати пяти лет.

По содержанию административная ответственность сущес­твенно отличается от дисциплинарной. Административная ответ­ственность преимущественно носит материальный (денежный), дисциплинарная - моральный характер. По существу, каждое административное правонарушение обеспечено такой мерой, как штраф. Нет ни одной меры административной ответственности, схожей с дисциплинарной.

Немаловажным отличительным критерием является и то, что административная ответственность налагается особым континген­том органов или лиц. Одни из них специально предназначены для этих целей, другие-выполняют такие полномочия как дополни­тельные к основным. К первому виду относятся судьи по адми­нистративным делам и исполнительным производствам и адми­нистративные комиссии, ко второму виду - многочисленные органы государственного управления и их работники, например, сельский (поселковый) исполнительный комитет, районная (го­родская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолет­них, орган внутренних дел в лице его начальника, заместителей начальника и других работников милиции,

От уголовной административная ответственность отличается упрощенным порядком разрешения дела об административном правонарушении, сокращенными сроками их разрешения. Например, в целом ряде случаев привлечение к административной ответ­ственности возможно на месте совершения административного правонарушения и без оформления соответствующих документов об административном правонарушении. Отдельные категории лиц за совершение административных правонарушений вообще не могут быть привлечены к админис­тративной ответственности, т.е. к ним не применяются санкции нарушенных административно-деликтных норм. Это в первую очередь лица, пользующиеся дипломатической неприкосновен­ностью.

52. Принципы административной ответственности. Цели административной ответственности.

Административная ответственность основывается на опреде­ленных принципах. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответ­ственности. Принципы - это признанные и доказанные истины. По КоАП Республики Беларусь (ст. 4.2) к принципам адми­нистративной ответственности относятся: законность; равенство перед законом; неотвратимость ответственности; виновная ответственность; справедливость; гуманизм.

В научной литературе названы и некоторые другие принципы: личная ответственность; целесообразность ответственности; гласность; оперативность ответственности.

Принцип законности - сущ­ность этого принципа выражается в неукоснительном соблюдении, норм административно-деликтного права. Во-первых, администра­тивная ответственность должна применяться за совершенное административное правонарушение; во-вторых, применение ее до­пустимо только к виновному лицу; в-третьих, меры воздействия могут быть применены только в размерах и видах, предусмотрен­ных санкцией соответствующей нарушенной административно-де­ликтной нормы; в-четвертых, должны быть соблюдены сроки, уста­новленные для привлечения к административной ответствен­ности.

Принцип равенства перед законом-означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям. Юридические лица, привлекаемые к административной ответ­ственности, также равны перед законом и подлежат администра­тивной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчинен­ности, а также других обстоятельств.

Принцип неотвратимости ответственности предполагает, что: ни одно правонарушение не останется без определенной ре­акции уполномоченных органов (должностных лиц), не останется ими незамеченным; по результатам правонарушения могут быть приняты пре­дусмотренные санкции.

Принцип виновной ответственности - это принцип субъек­тивного вменения, он означает, что административное взыскание может быть наложено только на лицо, виновное в совершении административного правонарушения.

Принцип справедливости административной ответственности состоит в ее разумности, привлечении к ответственности без вся­кой предвзятости, с учетом всех обстоятельств дела, в соответ­ствии с установленными правилами, неотступности от них. Гуманизм ответственности-проявляется в самих мерах ответ­ственности, являющихся не столь суровыми, жестокими, соразмер­ными характеру административного правонарушения и возможнос­тям правонарушителя претерпеть их. Целесообразность ответственности-установлено, что физическому лицу, совершившему администра­тивное правонарушение, должно быть назначено административ­ное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Принцип индивидуальной ответственности предполагает от­ветственность конкретного лица лишь за совершенное им конк­ретное правонарушение. Это персональная, а не коллективная ответственность. Она не должна затрагивать интересы других лиц, вины которых в совершенном правонарушении нет. Принцип целесообразности ответственности выражается в ее целях, разумности и практической необходимости (полезности) привлечения к административной ответственности. При решении вопроса об ответственности лица должно быть избрано взыскание, необходимое и достаточное для достижения указанных целей. Оперативность административной ответственности сводится к быстрому, «по горячим следам» привлечению к ответственности и исполнению наложенного взыскания. Гласность ответственности - один из важнейших ее принци­пов. Суть его состоит не только в открытости административного процесса, гласность административной ответствен­ности проявляется во многих других формах. Например, в информировании людей посредством телевидения, радио, перио­дической печати в пределах республики, области, города, сельского, поселкового Советов депутатов.

Административная ответственность имеет свои цели. Цели административной ответственности - это то, чего следует ожи­дать, достичь, каков должен быть результат при ее применении. В самом общем виде административная ответственность пресле­дует социальную цель: свести до минимума совершение админис­тративных правонарушений. В КоАП называются цели административных взы­сканий. Ими являются: воспитание лица (физического лица), совершившего адми­нистративное правонарушение; предупреждение совершения новых правонарушений физи­ческим и юридическим лицом; предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами. Воспитать - это привить, внушить, воздействуя на волю и сознание лица, побудить его соблюдать правила, установленные государством, показать, что нарушение их является негативным явлением, отрицательно сказывающимся на общественном поряд­ке.

По общему убеждению ученых, административная ответствен­ность, как и уголовная, является штрафной, наказательной, кара­тельной. Государство, устанавливая административную ответственность и применяя административ­ное взыскание, преследует цель наказать, покарать правонаруши­теля за совершенное правонарушение. В этом выражается главная суть административной ответственности и ее мер. Административные взыскания воспитывают правона­рушителя наказанием и предупреждают совершение новых право­нарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

53. Основание административной ответственности

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с законодательством.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т. д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

54. Объективные признаки административного правонарушения. Объект и объективна сторона административного правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения. Субъект административного правонарушения.

Такие признаки админист­ративного правонарушения, как противоправность и виновность деяния, не дают полного представления о конкретном админист­ративном правонарушении как основании административной от­ветственности. В определении административного правонаруше­ния указано, что правонарушение характеризуется и ины­ми признаками, предусмотренными в КоАП. К иным признакам относятся объективные и субъективные признаки правонарушения, характеризующие его как основание админ и с тративной ответственности. Эти признаки и образуют состав административного правонарушения. Под составом административного правонарушения понимает­ся совокупность объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное деяние как административное пра­вонарушение.

В поня­тие объективных признаков включаются объект и объективная сторона, субъективных - субъект, субъективная сторона.

Объект административного правонарушения - это то, что защищается административно-деликтным законом и на что посягает административное правонарушение. КоАП охраняет от посягательств общественные отношения. Ими являются отношения, обеспечивающие защиту человека, его прав и свобод, законных интересов, права юридических лиц, общественный порядок и в целом установленный правопорядок.

Посягательство осуществляется на широкий круг обществен­ных отношений. В теории административно-деликтного права раз­личают непосредственный, родовой (специальный) и общий объект правонарушения. Подобно объекту выступают потерпев­ший и предмет посягательства.

Объективная сторона состава административного правонару­шения представляет собой акт внешнего поведения - деяния, вы­раженного в активной форме (действии) или в пассивной форме (бездействии). Оно, являясь общественно вредным, посягает на охраняемые КоАП общественные отношения и влечет определен­ные последствия. В некоторых диспозициях в объективную сторону включаются также время, место, способ и другие детализирующие признаки. ПО объ ективной стороне в первую очередь отличается одно административное правонарушение от другого, а нередко и от иных видов правонарушений. Объективная сторона придает пра­вонарушению индивидуальный характер. Ее можно назвать главным отличительным элементом административного правона­рушения.

Субъект правонарушения - это тот, кто его совершил в деяниикоторого имеются признаки правонарушения, описанные в КоАП. Им может быть физическое лицо, или индивидуальный предприниматель. Все они должны отвечать установленным в за­коне признакам. Например, физическое лицо (гражданин) должно достичь определенного возраста, быть вменяемым, т.е. способным отдавать отчет в своих поступках.

Субъективная сторона характеризует психическое отношение физического лица к совершаемому противоправному деянию или его последствиям, осознанность своих поступков, поведения. Она может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Признаки состава правонарушения многочисленны и по своему значению могут быть разными. В юридической науке их делят на обязательные и специальные. Обязательные - это такие, без которых не может быть ни одного состава правонарушения, их еще на­зывают общими, основными, конструктивными. Такими призна­ками являются: вина в форме умысла или неосторожности, достижение определенного возраста субъектом правонарушения и его вменяемость. Специальными признаками являются те, которые несвойственны всем, а присущи лишь определенным составам пра­вонарушений наравне с обязательными. Специальные признаки используются законодателем при кон­струировании конкретных составов правонарушений, дополняя обязательные. Их называют еще факультативными.

55. Специальные и отдельные субъекты административных правонарушений.

Специальные и отдельные субъекты правонарушений являют­ся обособленными группами физических лиц как вида субъектов правонарушений. В свою очередь одним из видов специальных субъектов выступают должностные лица.

Определение должностного лица, данное в КоАП, состоит из двух частей. В первой части определяется собственно должностное лицо, во второй - представители административ­ной власти. Общим для них является то, что первые и вторые виды субъектов обладают властными полномочиями. У должностных лиц эти полномочия относятся к подчиненным ра­ботникам, представителей административной власти - к неподчи­ненным лицам. Первая группа получила обобщенное название - должност­ные лица - для того, чтобы выделить из иных служащих лиц, на­деленных властными полномочиями по отношению к своим подчиненным. В эту группу включены также лица, могущие и не быть служащими, но по отдельному поручению выполняющие специальные управленческие функции организационно-распоря­дительного или распорядительно-хозяйственного характера.

Собственно должностные лица по порядку выполнения функ­ций делятся на следующие: постоянные; временные; по специальному полномочию.

По видам выполняемых функций они классифицируются на два вида: выполняющие организационно-распорядительные функции; выполняющие административно-хозяйственные функции.

Постоянное выполнение функций состоит в том, что должност­ное лицо находится на постоянной работе. Это основная и самая распространенная форма выполнения управленческих функций.

Признаки правонарушений, которые могут быть совершены должностными лицами, описаны не однозначно. В КоАП из 395 статей Особенной части примерно 259 предусматривают в качес­тве субъекта должностное лицо. Из них в 51 статье прямо называ­ется должностное лицо. Только должностным лицом могут быть совершены 27 правонарушений, которые можно назвать должност­ными. Они находятся в разных главах Особенной части. В боль­шинстве случаев должностное лицо в диспозиции нормы не назы­вается. Оно подразумевается в связи с тем, что в санкции этой же нормы субъектом ответственности выступает юридическое лицо или подобное правонарушение может быть совершено только должностным лицом. Например, нарушение законодательства об обращениях граждан (ст. 9.13), прием на работу без документов, подлежащих предъявлению при заключении трудового договора (ст. 23.15), либо работа с обращениями граждан осуществляются только руководящим (начальствующим) составом организации, т.е. должностными лицами; подобные же лица наделены правом приема на работу.

В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совер­шены и другими физическими лицами: работниками юридическо­го лица, предпринимателями или даже общими субъектами. Под работником юридического лица понимается физическое лицо (кроме должностного лица), состоящее в трудовых отноше­ниях с юридическим лицом на основании заключенного трудового договора. В статьях Особенной части они специально, как правило, не называются, а выступают в общей, объединенной группе с должностными лицами и, возможно, иными физически­ми лицами. Водители транспортных средств - физические лица, управ­ляющие транспортными средствами за исключением лиц, обучае­мых вождению. К водителям приравниваются лица, обучающие вождению транспортного средства и при этом находящиеся в нем, а также всадники, извозчики, погонщики животных. Чтобы стать водителем транспортного средства, необходи­мо достичь установленного возраста (в зависимости от вида транспортного средства - 16, 18 лет и 21 года) и получить права на управление транспортным средством.

Водители транспортных средств являются субъектами отдель­ных правонарушений, предусмотренных лишь в главе 18 «Адми­нистративные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

Несовершеннолетние - физические лица, которые на день со­вершения административного правонарушения не достигли возраста 18 лет. Несовершеннолетние от 14 до 16 лет мо­гут быть субъектами лишь некоторых видов правонарушений, пе­речень которых дан в части 2 статьи 4.3. Лица в возрасте до 14 лет рассматриваются как малолетние, которые по понятным причи­нам не являются субъектами ни одного административного право­нарушения. Подобные лица могут совершить лишь противоправ­ное деяние. Для наличия правонарушения требуется присутствие всех признаков состава правонарушения, среди которых - субъ­ект, достигший 16 лет как общее правило и 14 лет - для отдель­ных видов правонарушений. Некоторые составы правонарушений описаны в КоАП таким образом, что субъектами их совершения могут быть лица, выполняющие определенный вид работы или имеющие определенную профессию. Так, нарушение порядка ве­дения кассовых операций может быть совершено кассиром , ненадле­жащее осуществление функций технического надзора за строи­тельством жилого дома по договору с организацией граждан-застройщиков, повлекшее завышение объемов или стоимости вы­полненных строительно-монтажных работ и произведенных за- трат, может сделать инженер (инженерная организация) (ст. 21.8).

В качестве отдельного субъекта КоАП предусматривает пешеходов, велосипедистов, всадников, извозчиков, погонщиков животных (ч. 1 ст. 18.23), пассажиров (ст. 18.30), проводников ст. 18.32).

Признаки специального и отдельного субъекта относятся только к исполнителям правонарушения. Соучастниками правонарушений, совер­шаемых специальными и отдельными субъектами, могут быть и общие субъекты.

56. Субъективная сторона административного правонарушения.

Субъективная сторона является одним из важных элементов состава правонарушения. Она характеризует отношения субъекта к совершаемому им правонарушению и его последствиям. Субъектом правонарушения может быть лицо, которое не просто совершило противоправное деяние, но совершило его осознанно и проявило при этом свою волю. Психическое отношение лица к деянию должно соответствовать предусмотренным в норме права формам вины, т.е. быть умышленным или неосторожным. Вина составляет содержание субъективной стороны. Она является элементом любого состава административного правонарушения и одним из важнейших принципов административно-деликтного права. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии субъективной стороны правонару­шения, а значит, и самого его состава.

Не может быть сомнений в наличии вины юридического лица и в том случае, когда правонарушение совершается его работни­ком сугубо по своей воле, т.е. вне связи с пользой или интересами юридического лица, ведома или разрешения органа этого юриди­ческого лица. Вина юридического лица присутствует, так как пра­вонарушение совершается работником юридического лица незави­симо от того, при исполнении служебных (трудовых) обязаннос­тей или не при их исполнении, но с использованием средств, оборудования и т.п. юридического лица.

КоАП 2003 г. установил единое правило: если в деянии лица вина отсутствует, она не установлена, если причиненный вред явился результатом случайного стечения обстоятельств, то нет вины, субъективной стороны правонарушения и самого правонарушения.

Вина в форме умысла или неосторожности является важнейшим и обязательным признаком субъективной стороны. Вина и ее формы определяются в главе 3 КоАП. Формы вины как конструктивные признаки правонарушения в КоАП использу­ются редко. Признак умысла предусмотрен всего лишь в двенад­цати видах правонарушений, а неосторожности - в одном. Значит, форма вины для наличия состава большин­ства административных правонарушений не играет никакой роли. Тем более, законодатель не придает значения формам умысла (прямой, косвенный) или неосторожности (легкомыслие, небреж­ность). Они даже не указаны в качестве обстоятельств, смягчаю­щих или отягчающих ответственность. Некоторые же администра­тивные правонарушения могут быть совершены только умышлен­но. Например, мелкое хулиганство, присвоение найденного заведомо чужого имущества. Правонарушения, которые безразличны к формам вины, сле­дует назвать правонарушениями с альтернативной, или двойной, формой вины.

57. Множественность административных правонарушений.

Под множественностью административных, правонарушений следует понимать совершение одним лицом двух и более правона­рушений до или после привлечения его к ответственности за первое, которые не потеряли административно-деликтной значимости.

Важность рассматриваемого института определяется рядом обстоятельств. Во-первых, отличием множественности правона­рушений от единичных, а значит, и привлечением к ответствен­ности при множественности. Во-вторых, расширением практики совершения одним лицом нескольких административных правонарушений. В-третьих, совершение одним лицом нескольких правонарушений подчеркивает его устойчивую антисоциальную направленность. В-четвертых, множественностью правонарушений причиняется больше вреда, чем единичным правонаруше­нием.

Из определения множественности вытекает три ее признака: 1) необходимость присутствия двух и более самостоятельных соста­вов административных правонарушений. При множественности не может быть иных составов, кроме административных правона­рушений; 2) наличие одного для их всех субъекта. Одно лицо совершает несколько подобных правонарушений. Они могут быть выполне­ны одновременно или разновременно; 3) каж­дое образующее деяние множественности не потеряло еще юридической значимости на момент рассмотрения дела о нескольких административных правонарушениях или о последнем правонарушении. Поэто­му совершение одним лицом двух и более правонарушений не всегда образует множественность. Не охватывается понятием мно­жественности совершение нового правонарушения, если за предшествующее правонарушение: истекли сроки давности привлечения к административной ответственности; лицо было освобождено от административной ответствен­ности; истек срок, в течение которого лицо считается не подвер­гавшимся административному взысканию.

Разновидностями множественности административных правонарушений является: совокупность и повторность.

58. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением.

К рассматриваемым обстоятельствам относятся:

необходимая оборона;

причинение вреда при задержании физического лица, со­вершившего преступление или административное правонаруше­ние;

крайняя необходимость;

обоснованный риск.

Каждое обстоятельство имеет свои условия право­мерности. Если они соблюдаются, то отсутствует противоправ­ность деяния и лицо, его совершившее, не может быть привлечено к административной ответственности. При нарушении одного из них лицо подлежит ответственности.

Необходимая оборона- это правомерная защита от неправомерного посягательства, свя­занная с причинением вреда посягающему. Первым условием правомерности необходимой обороны - недопустима необходимая оборона против правомерных действий, таких, например, как доставление правонарушителя, администра­тивное задержание, досмотр, осмотр, требование об остановке транспортного средства и т.д. Вторым немаловажным условием

  • Административная ответственность юридических лиц. Впервые данный вид ответственности применительно к юридическим лицам был закреплен в начале 90-х годов в различных актах
  • Административная ответственность. 1. Признаки юридической ответственности (средство охраны правопорядка, демократии, осуществление государственно-властных полномочий

  • Чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения? На этот вопрос каждый должен знать ответ.

    Любое деяние, которое запрещается на законодательном уровне, является нарушением. Нарушение разделяются на два вида: преступление и правонарушение. Преступления относятся к ведению Уголовной области права, а значит, перечислены в соответствующем кодексе.

    Правонарушения, регулируются Кодексом об административных правонарушениях. Чаще всего они, представляют собой мелкие или небольшие проступки, которые законодательно запрещены, но либо не влекут за собой опасных для общества последствий, либо они могли быть, но не наступили. Яркий пример, это Дорожно-транспортное происшествие.

    Если оно не повлекло за собой серьёзных последствий, как летальный исход или тяжкие телесные повреждения, то виновное лицо будет рассматриваться как административный правонарушитель, а значит отвечать перед законом согласно статьям КоАП РФ. Если при ДТП погиб хотя бы один человек, действия виновного лица уже будут рассматриваться как преступление, то есть квалифицироваться по нормам уголовного законодательства.

    Основной критерий, который проходит как разделительная черта между преступлением и нарушением права — это тяжесть проступка вместе со степенью тяжести последствий от нарушения установленной нормы права, а вот уже эти два критерия выводятся из главного, первичного принципа всего правового регулирования – опасность для общества (окружающих людей).

    После того как из совершённого человеком деяния, игнорирующего установленный законом запрет, выводится степень опасности для общества, происходит дальнейшее определение, конкретной нормы закона, которую он нарушил. Это осуществляется путём установления дополнительных критериев, которыми обладает проступок гражданина: сфера права, область правоотношений, уровень его участия (прямое или посредственное), наличие умысла (совершено специально или случайно) и многое другое.

    Общественная опасность, которая является основной точкой для определения, какое деяние совершил человек, законодателем была разделена на два уровня:

    • Высокая опасность – это преступления из уголовно-правовой области.
    • Низкая опасность – это нарушение законодательной нормы из административно-правового регулирования.

    Уголовный кодекс России, в части 1 статьи 14 содержит исчерпывающий список действий и бездействий человека, которые относятся к области наказания этой сферы права. За их совершение грядёт ответственность, предусмотренная нормами этого же кодекса.

    Люди, не вникающие в тонкости такой науки, как юриспруденция, могут не осознавать, что есть существенная разница между такими словами, как преступление и правонарушение. Однако разница есть, и она очень весомая. Так, чем отличается административная ответственность от уголовной?

    Нарушение нормы административного права, подразумевает под собой определённый поступок, который имеет такие последствия, как беспокойство общественного порядка. Эта меньшая из проблем современного общества. К таким неправомерным действиям обычно относят: нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, управление ТС (транспортным средством) без водительского удостоверения или страхового полиса, превышение скоростного режима на автомобильной дороге, управление транспортом без пристёгнутого ремня безопасности.

    Если говорить об общих характеристиках, то они включают в себя:

    • пренебрежительное отношение к предписаниям или запретам государства;
    • причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в незначительных или средних размерах;
    • игнорирование юридических запретов полностью или частично.

    Законодателем разработана определённая нормативная база, которая относится к разделу административного права. Когда гражданин совершает поступок, который противоречит установленной норме, его действия, расцениваются как правонарушение.

    Вред, который причиняется такими поступками, может быть направлен как на отдельных граждан, так и на все общество. При таких случаях, нарушитель представляет минимальную опасность для окружающих или общества.

    Все проступки, действия и бездействия, которые относятся к такому виду нарушений, перечислены в Кодексе об Административной ответственности РФ. Здесь же закреплены меры воздействия, которые могут быть применены к виновному лицу.

    Стоит заметить, что меры государственного наказания, указанные в этом кодексе сравнительно мягкие. Они включают:

    1. Денежные штрафы (материальное взыскание).
    2. Общественные работы.
    3. Административный арест на небольшой промежуток времени.

    Особенное внимание, следует обратить на то, что административный арест не влечёт за собой последующее наличие судимости и погашается за сравнительно короткий срок. Тут, привлечение к ответственности допускается с того момента, как лицо достигло возраста 14 лет.

    Сущность самого понятия преступления заключена в том, что человек, преступает норму закона.

    Здесь, речь идёт конкретно об уголовном законе. Совсем не зря, на законодательном уровне, эти проступки выделены как отдельная сфера взаимоотношений общества и имеют очень серьёзное наказание, предлагаемое для применения.

    Любое преступление, можно назвать тяжёлым нарушением, которое посягает на такие сферы жизни, как:

    1. Личные права и свободы человек.
    2. Собственность физического лица, организаций или государства.
    3. Конституционный строй страны.
    4. Сфера государственного управления.
    5. Установленные правоотношения в обществе.

    Преступность имеет большое количество классификаций, по многим параметрам, основным из которых является степень общественной опасности.

    К примеру, отчего в большей опасности находится общество: от того ли, что человек украл на рынке мешок картошки? Или всё-таки гражданин представляет большую опасность, если убил продавца магазина? Ответ однозначен.


    Естественно, что в любой системе, любого государства нашего мира, за убийство, будет назначено более суровое наказание, чем за кражу. Опять же, даже воровство может происходить разными способами: тайное воровство – это кража, она менее опасна, так как распространяется только на материальный, а, возможно, моральный вред, без контакта с владельцем имущества.

    Другое дело, когда совершено открытое хищение имущества. Это уже грабёж, который неразрывно связан с хищением имущества, а также угрозой причинения вреда здоровью и жизни человека. Даже при этой ситуации предлагаемые государством меры наказания будут разные, хотя квалификация у преступления одна — хищение, но разные способы исполнения, что приводит к разной степени опасности для общества.

    Ещё один принципиальный критерий, который отличает уголовную отрасль – возраст, при достижении которого, лицо можно привлечь к ответственности за преступление. В уголовном праве, перед судом может предстать только тот человек, который достиг возраста 16 лет, но никак не раньше.

    Следующий разделительный барьер между этими понятиями это: мотив и цель виновного лица. Возьмём наиболее яркий пример, из истории Российской юриспруденции – самогоноварение. Если, к примеру, самогон изготавливался человеком с целью его последующего сбыта – такие действия квалифицировались, как преступление, потому что мотивом, побудившим нарушить закон, равно как целью самого поступка – было увеличение собственного капитала (попросту говоря – «нажива»).


    Если лицо преступило норму закона исключительно для собственного употребления – это уже рассматривалось как административное правонарушение. Ведь здесь отсутствовала цель как таковая, а присутствовал только мотив. На этом же примере хорошо просматривается ещё один принцип разделения — масштаб последствий: для сбыта – изготовление крупных объёмов запрещённой продукции, для собственных нужд – изготовление небольших объёмов.

    Помимо того, что между этими двумя понятиями есть различия, стоит назвать их общие черты:

    • Они подразумевают под собой нарушение норм, установленных государством.
    • За каждое такое действие предусмотрено наступление ответственности.
    • Каждое из игнорирований закона, необходимо зафиксировать, а также доказать.
    • Такие поступки влекут за собой опасные последствия либо для человека, либо для общества в целом.

    Уголовная сфера, также наряду с целью наказать виновного, выполняет и охранительную функцию: лицо, совершившее преступление изолируется от общества. Таким образом, другие люди защищены от опасной личности и предотвращено дальнейшее совершение возможных наказуемых деяний.

    Каждое из понятий таких нарушений, имеет под собой основополагающую функцию:


    Доказанность совершения такого проступка, уже достаточное основание для применения к лицу наказания предусмотренного нормами права.

    Если говорить о функции охраны, то первым «постом» является именно Административный кодекс. В силу того, что он содержит наказание только за мелкие нарушения, правоохранительные органы, используя его на практике, предотвращают возможное совершение более серьёзных преступлений неблагонадежными личностями общества: алкоголики, лица без определённого места жительства, нарушители ПДД, индивидуальные предприниматели и объекты среднего бизнеса.

    Данный кодекс содержит описания для нарушений из очень разных сфер юриспруденции: гражданское, трудовое, налоговое, управление и регулирование органами ГИБДД, судебная система.

    Любое из нарушений, которые чётко устанавливаются законом, является общественно опасным. Ведь если только представить, что каждый человек будет делать то, что ему хочется? Естественно, что начнётся хаос. Такие виды ответственности, перед государством, преследуют цель устрашения, потому, что каждый человек знает — за нарушение правил поведения, прописанных в форме закона, установлено суровое наказание, избежать которое не удастся. Ведь даже если посмотреть судебную практику, процент административных дел, когда правонарушитель оправдывается, очень мал, что уж говорить о преступлениях.

    Сфера государственных наказаний предполагает равные условия и принципы для всех, но здесь есть несколько исключений из общих правил.

    Первое исключение касается юридических лиц (организаций). При разной тяжести совершённого проступка, организация может быть привлечена как к административной, так и к уголовной ответственности.

    Исключением здесь является тот факт, что первый вид наказания может быть наложен на саму организацию или её должностных лиц. Для уголовного права это правило не действует. К этому виду ответственности можно привлечь только должное лицо, а не саму фирму.

    Однотипные нарушения с разным составом или, если говорить точнее, степенью тяжести. К таким видам проступков относят: хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок. В первых двух случаях играет роль масштаба совершённого деяния: мелкое хулиганство – административное наказание, а средних или крупных размеров – уголовное наказание; мелкое хищение даже не станет поводом для возбуждения дела, зато при крупных размерах оно будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, а особенно, каким способом.

    Есть еще такое нарушение, как дисциплинарный проступок. Он относится к нормам трудового права, а значит, лицо будет нести наказание в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Опять же, если речь идёт о должностных лицах или серьёзных последствиях такого действия, он уже может рассматриваться, как административный состав.

    На данный момент, между экспертами имеется спор – является ли повторное нарушение норм административной сферы основанием для его квалификации как преступление или же только частью характеристики личности виновника. Законодатель занял позицию, что при такой ситуации, повторный поступок уже необходимо рассматривать как преступление и подвергать наказанию из области уголовного права. Яркий пример: управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.


    Если изначально лицо только лишали права управления на несколько лет, то теперь уже предусматривается и другое наказание — лишение свободы. Хотя ранее, до внесения таких изменений, судебная практика знала абсурдные примеры, когда одно и то же лицо, при многократном наказании по данной статье в общей сложности имело срок на 8-10 лет без права управлять ТС.

    Таким образом, можно сказать, что исключениями из стандартных положений являются:

    1. Юридические лица и совершённые ими нарушения (могут квалифицироваться разными областями права).
    2. Такие поступки, как хулиганство (зависят от тяжести последствий, будут рассматриваться той или иной областью права).
    3. Действия водителя, приведшие к ДТП (в зависимости от тяжести причинённого в итоге вреда здоровью, квалификация этого деяния также может рассматриваться по-разному).

    При этом стоит помнить, что юриспруденция не проработана досконально. Постоянно какие-то акты дополняются, меняются или вовсе прекращают своё действие в связи с происходящими судебными прецедентами и практикой.

    Для того чтобы разделить правонарушение и преступления, не нужно быть специалистом в юридической области, достаточно просто знать о существующей разнице и сознавать степень тяжести последствий. Ведь отличие административной ответственности от уголовной, заключено в суровости наказания, которое предусматривает государство, за те или иные нарушения установленных им норм поведения в обществе.

    Совершая проступки, которые нарушают правила поведения в сфере государственного управления, виновное лицо несет административную ответственность.

    Результатом применения административной ответственности, является предупреждение в будущем совершение новых правонарушений, воспитание гражданина в духе соблюдения законности.

    В этой статье:

    Применение административной ответственности

    Административная ответственность применяется к гражданам и юридическим лицам, которые не соблюдают предписания, установленные в законе.

    В литературе под административной ответственностью принято понимать применение мер государственного принуждения за виновное нарушение норм административного права, лицами, вступающими в управленческие общественные отношения. Выражается в виде административных санкций.

    Административная ответственность является ответной мерой на нарушение лицом правил поведения, установленных в обществе, и выражается в наступлении неблагоприятных последствий для правонарушителя.

    Основные признаки административной ответственности

    Чтобы понять сущность административной ответственности необходимо выделить, присущие ей признаки:

    • Это мера государственного принуждения, выражающаяся в наложении на виновного отдельных видов наказаний, установленных КоАП РФ
    • Административная ответственность применяется в сфере государственного управления, например, образования¸ здравоохранения, в области внутренних дел, юстиции и т. д.
    • В результате применения административных санкций, у правонарушителя не возникает судимости
    • Административная ответственность не связывается с соподчиненностью субъектов административно-правовых отношений
    • Применяется в том случае, если есть прямое указание на это в федеральном или региональном законе

    Основания освобождения от административной ответственности

    В законодательстве предусмотрены случаи, когда совершая отдельные противоправные действия, виновный освобождается от административной ответственности.

    К таковым относятся следующие ситуации:

    1. Крайняя необходимость, представляющая собой действия лица направленные на устранение опасности, которая может угрожать личности, обществу, государству, имуществу, если эта опасность не могла быть устранима иным образом. Деяние будет иметь признаки крайней необходимости, если будет причинен меньший вред, чем предотвращенный.
    2. Малозначительность правонарушения. Означает, что вред причиненный правонарушителем не несет в себе той опасности, о которой говорится в диспозиции статьи. Например, мелкое хищение на сумму менее ста рублей.
    3. Невменяемость лица, совершившего административный проступок. Это ситуация когда, лицо не могло осознавать происходящее и отдавать отчет своим действиям в результате психического заболевания.

    Отличие административной от уголовной ответственности

    Безусловно, административная ответственность является более мягким наказанием, так как совершаемое правонарушение влечет меньшую общественную опасность, нежели преступление.

    В административном кодексе содержится ряд составов, которые имеют схожесть с уголовным законом, например, порча земли, нарушение правил охоты. В этом случае квалификация состава правонарушения или преступления возлагается на правоприменительные органы, которые учитывают характер совершенного деяния, его последствия, квалифицирующие признаки, закрепленные диспозицией статьи.

    Разница в ответственности можно заметить на примере санкций, например, суммы штрафа, условия отбывания ареста и его сроки.

    Также совершая правонарушение впервые, к лицу может быть применено предупреждение, чего нет в уголовном законе.

    После отбывания уголовных наказаний, для лица в дальнейшем возникают трудности с реализацией некоторых прав, например, невозможности поступить на отдельные должности государственной службы, в правоохранительные органы.

    Выбор редакции
    Макрурус объединяет целый род глубоководных морских рыб, промысел которых играет большую роль в пищевой промышленности. На сегодняшний...

    Рецепт «Дамские пальчики» пирожное можно легко приготовить самостоятельно в домашних условиях, достаточно в точности соблюдать...

    Гуляш является традиционным венгерским блюдом и готовится из различных видов мяса с овощами. Так как он считается густым супом, то по...

    Плоды клюквы – ценный лечебный и пищевой продукт. Полезные свойства красной ягоды изучаются уже много лет. На Руси о пользе кислого плода...
    Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую греховную природу. Источник телесных болезней, согласно христианскому...
    Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь В таинстве соборования или елеосвящения нуждаются православные, одолеваемые...
    Трудно найти человека, который бы ни разу не слышал об Иисусе Христе. Дети и взрослые обсуждают его личность, ученые спорят о том, как он...
    Нимб вокруг головы святого - весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании...
    Молитва - это разговор человека с Господом, ниточка, которая связывает верующего с Богом. В чем-то моление сродни посещению кабинета...