Обоснование выводов и предложений. Тема достоверность и практическая значимость научных результатов
Традиционно научное знание определялось как знание достоверное. Такое знание должно иметь незыблемое обоснование. Но каково подобное обоснование? Данная проблема тем более важна, что научное исследование как таковое есть процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Необходимым компонентом исследования является анализ и обобщение полученных результатов. Правильные интерпретации, обоснование результатов исследования позволяют правильно сформулировать новые факты и законы, проверить правильность исходных гипотез и т. д.
В развитии научного исследования можно выделить два взаимосвязанных процесса : с одной стороны, поиск и открытие новых истин в науке, с другой - их обоснование. Противопоставление данных контекстов возникло после того, как наука перешла от накопления, систематизации и обобщения фактического материала к теоретическому его анализу и объяснению. Раньше естествознание ограничивалось установлением простейших закономерностей в природе и открытием эмпирических законов, в дальнейшем для их объяснения необходимо было перейти к раскрытию более существенных и универсальных теоретических законов. Эмпирические законы можно открывать посредством наблюдений и экспериментов, используя методы индукции. Однако с помощью таких процедур нельзя открывать теоретические законы, ибо они являются законами о ненаблюдаемых объектах и потому не содержат эмпирических понятий. Практика научных исследований убедительно свидетельствовала о верности этого тезиса. В связи с этим происходит коренной пересмотр прежних представлений о процессе научного исследования и начинается критикавозможности существования особой логики открытия и пролетаризируется вопрос о способах и методах обоснования научного знания.
Обоснование представляет собой процедуру приведения тех или иных убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять какое-либо утверждение или концепцию в качестве истинных. Обоснование обычно включает целую серию мыслительных действий, касающихся не только рассматриваемого положения, но и той системы утверждений, той теории, составным элементом которой оно является.
Выделяют общее и сравнительное обоснование .
Общая схема или структура , абсолютного обоснования выглядит следующим образом: «А должно быть принято в силу С» , где А - обосновываемое положение и С - обоснование. Структура сравнительного обоснования: «Лучше принять А, чем В, в силу С». так, например, высказывание «Следует принять, что небо в обычных условиях голубое, поскольку в пользу этого говорит непосредственное наблюдение - является абсолютным обоснованием. Выражение же «Лучше принять, что небо синее, чем принять, что оно красное, основываясь на положениях физики атмосферы» - это сравнительное обоснование того же утверждения «Небо голубое». Сравнительное обоснование иногда называют также рационализацией: в условиях, когда абсолютное обоснование недостижимо, сравнительное обоснование представляет собой существенный шаг вперед в совершенствовании знания, в приближении его к стандартам рациональности. Очевидно, что сравнительное обоснование несводимо к абсолютному.
В целом выделяют две основные и наиболее общие стратегии обоснования знания. В отличие от фаллибизизма , который обосновывает знание путем опровержения, конвенционализм (лат. conventio - соглашение) полагает, что в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции) и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее - критериями, не связанными с понятиями самой теории. Основоположник конвенционализма - Ж.А. Пуанкаре - охарактеризовал системы аксиом различных математических теорий как соглашения, которые находятся вне поля истины или ложности. Предпочтение одной системы аксиом другой обусловлено принципом удобства. Постулаты геометрии Пуанкаре рассматривал как полезные соглашения, подчеркивая, что, наряду с такими соглашениями, существуют и соглашения бесполезные.
Рассмотрим более подробно важнейшие из методов, используемые при обосновании полученных знаний – доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, оправдание.
Доказательство – логическая процедура, при которой выражение с неизвестными значениями выводится из высказываний, истинность которых уже установлена. Структура доказательства: тезис (это выражение, истинность которого устанавливается), доводы (высказывания, с помощью которых устанавливается истинность тезиса), добавочные допущения (доп. выражения, кот. используются в ходе доказательств), демонстрация. Пример: доказательство теоремы. Доказательство бывает: прямое (тезис вытекает из найденных доводов), косвенное (идут окольным путем, используя ложные высказывания), апагогическое (доказательство от противного), рзделительное (истинность устанавливается путем исключения всех противоречий).
Опровержение – устанавливает ложность тезиса. Существует две разновидности:
Путем доказательства антитезиса (сначала формулируется антитезис, т.е. высказывание, противоположное тезису, а затем устанавливается истинность антитезиса).
- установление ложности следствий , вытекающих из тезиса (допущение об истинности тезиса, из чего вывод следствия, а затем доказывается ложность следствия) – это носит название сведение к абсурду.
С помощью опровержения достигается отрицательный результат. Но это носит положительный характер: сужает круг поиска истинного положения.
Подтверждение – это еще одна разновидность обоснования. Играет особую роль при наличии гипотез (положений, истинность которых нужно доказать). Подтверждение и доказательство отличаются тем, что при доказательстве устанавливается полная истинность доказываемого выражения, а при подтверждении теоретических положений– только частичная. Еще важно, чтобы подтверждаемое и подтверждающее находились на одном уровне познания. Этот метод не подходит, в случае подтверждения теоретических положений эмпирическими данными, т.к. разные уровни познания.
Если подтверждение служит усилению некоторого тезиса, в плане его истинности, то возражение направлено на его ослабление. Возражения подразделяют на прямые (недостатки тезиса выявляют посредством его рассмотрения) и косвенные (направлено не против самого тезиса, а против приводимых в его обоснование аргументов).
Объяснение – еще один из методов обоснования результатов исследования. Объяснения подразделяют на объектные (т.е. раскрытие сущностной характеристики явления; например, объяснением будет являться ответ на вопрос, почему вокруг проводника формируется магнитное поле) и субъектные (учитывается активность субъекта). Субъектное объяснение учитывает, что один и тот же факт может получить разное объяснение в зависимости от исторического контекста, деятельности, условий и т. д.
Интерпретация – приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам и формулам формальной системы. В результате формальная система превращается в язык, описывающий ту или иную предметную область. Классическим примером интерпретации может служить нахождение модели (фрагмента действительности), свойства которой описывались геометрией Лобачевского. Понадобилось много времени, чтобы найти сферу деятельности, в торой возможно применение данной теории (поверхности отрицательной кривизны).
Оправдание – термин применяется по отношению к некоторому практическому действию (практическому или умственному). Оправдать действие – это значит привести в его пользу некоторое ценностное соображение, т.е. утверждение о том, к чему мы должны стремиться, что является для нас долгом, предпочтением, идеалом. Оправдание, как правило, а точнее доводы сопровождаются словами «хорошо», «плохо», «равноценно», «обязательно». Отсутствие обоснования делает всякое утверждение голословным и, как правило представляет собой пустую, декларативную попытку создать впечатление осмысленности, содержательности и научности предлагаемой концепции.
ТЕМА 4. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Директивные документы о достоверности научных результатов
Достоверность является вторым «китом», на котором зиждется научный результат. Выделим в Положении ВАК те места, которые содержат требования достоверности. В пункте 32 записано: «Предложенные автором новые пути решения проблем должны быть строго аргументированы и практически оценены по сравнению с известными решениями …» . В пункте 66, где речь идет о публичной защите, указано, что «При этом обстоятельному анализу подвергается достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации» (выделено авторами). Еще 20 лет назад указывалось на необходимость «в ходе экспертизы диссертаций особое внимание обращать на достоверность выводов, результатов и рекомендаций соискателя, содержащихся в его работе» .
В «Положении ВАК Украины» термин «достоверность» не используется. Вместо него говорится о «научной обоснованности результатов…» (п.13). Зато в «Положении о специализированном совете» официального оппонента обязывают (п.3.6) в своем отзыве установить «степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, их достоверность и новизну…» . Таким образом, достоверность не есть степень научной обоснованности результата. Как же разделить эти понятия?
Достоверность , т. е. достаточная верность, это – доказательство того, что названный результат (закон, закономерность, совокупность фактов, возможность и т. д.) выполняется всегда для названного класса объектов при названных условиях.
Обоснованность научного результата – это наличие убедительного доказательства его достоверности.
^ 4.2. Методы доказательства достоверности
Для примера посмотрим, отвечают ли требованию достоверности некоторые положения, приведенные в лекции 3. Возьмем закон Ома. Из жизненного опыта нам известно, что для однородной электрической цепи всегда I = U / R, в то время как принцип 20 / 80 вызывает сомнение. Мы не уверены в его достоверности.
Чем подтверждается достоверность? Верификацией! Верификация (от лат. erus – истинный и facio – делаю) – это повторяемость результата при одних и тех же условиях при множестве проверок на множестве объектов. Во многих случаях приходится делать проверку на контрольных примерах, т. е. при ограниченных условиях. Хотя практика - действительно лучший критерий истины, но не всегда можно проверить научный результат на достоверность методом верификации. В основном этот метод годится для физических и химических явлений. Например, почему до сих пор ученые не признают явления телепатии, ясновидения, телекинеза как объективно существующее? Потому что, как отмечает в своей книге «Парапсихология» проф. Ч. Хэнзел, ни один из описанных в литературе парапсихологических феноменов не отвечает требованию воспроизводимости, т. е. повторяемости результата в одних и тех же условиях.
Каковы методы доказательства достоверности? Их можно объединить в три группы:
аналитические;
экспериментальные;
подтверждения практикой.
Познакомимся вначале с процедурой отбора присяжных. Данная процедура состоит из трех этапов. На первом этапе секретарь суда случайным образом отбирает имена 300 потенциальных присяжных. На втором этапе снова наугад из этих 300 выбирается около 30 человек, на имя которых выписываются повестки. Перед началом суда из них отбирают 12 человек, которые и выполняют соответствующие функции. Возник вопрос, достоверна ли случайность всем 12 человекам быть мужчинами? Для доказательства недостоверности были статистически обработаны выборки состава присяжных в случае со Споком и в других случаях. При этом любопытно, что доля женщин в населении Бостона несколько выше доли мужчин. Поэтому мы вправе уже на первом этапе ожидать наличие не менее 150 женщин. Расчеты показали, что шансы получить выборку 12 присяжных на третьем этапе только из мужчин при случайном отборе из населения Бостона астрономически малы – 1 на 10 18 (для сравнения: на Земле проживает 510 9 человек).
Суть экспериментальных методов проверки достоверности состоит в воспроизводстве на физической, цифровой или аналоговой модели исследуемого явления и сравнении теоретических и экспериментальных результатов. При этом всегда возникает вопрос погрешностей, учета реальных условий и числа опытов.
При подтверждении научного результата практикой необходимо совпадение выведенных в теории положений с явлениями, наблюдаемыми в практических ситуациях. Например, если из модели активного оператора следует, что при подготовке машинных носителей число ошибок и время обработки заданного объема информации коррелированны и совместно распределены по нормальному закону, то в практике работы ВЦ для операторов подготовки данных указанные параметры (число ошибок и время обработки) должны быть всегда совместно распределены по нормальному закону.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследований обеспечиваются:
учетом представительного количества факторов, влияющих на решение научной задачи;
использованием исходных данных, полученных из практики, а также на полунатурных моделях и апробированных математических (или физических) моделях;
обоснованным выбором основных допущений и ограничений, принятых в качестве исходных при формулировании постановок научных задач;
использованием современного, апробированного научно-методического (математического) аппарата, корректным выбором используемых общих и частных показателей и критериев, а также применяемых и разрабатываемых математических моделей;
сочетанием теоретических исследований с большим объемом экспериментальных исследований.
результатами математического и (или) физического моделирования, данными лабораторных экспериментов, натурных (полунатурных) испытаний;
высокой сходимостью теоретически (аналитически) полученных результатов с экспериментальными данными, а также с результатами натурных испытаний и (или) практического внедрения;
сходимостью результатов моделирования с имеющимися экспериментальными данными;
получением из вновь разработанных общих научных положений (выводов, рекомендаций, моделей, зависимостей и т. п.) широко известных частных научных результатов;
результатами опытно-конструкторских разработок, опытом практического внедрения предложений;
результатами испытаний (войсковых, полигонных, государственных и др.) предлагаемых технических и организационных решений;
тем, что полученные результаты имеют ясную физическую трактовку и не противоречат известным (опубликованным) данным.
Внедрять можно все теоретические и практические результаты, которые могут иметь самостоятельное значение. Предметом внедрения могут быть модель, метод, способ, технология, алгоритм, программа, методика, деловая игра и т. д. Это, как говорится, в общем случае. А для каждой специальности желательно заранее продумать возможные формы использования результатов диссертации. Например, результаты диссертации по специальности 05.13.06 "Автоматизированные системы управления и прогрессивные информационные технологии» могут использоваться в качестве:
инструмента исследования действующей системы управления производством;
метода (методики) проектирования функциональной или обеспечивающей частей АСУ;
блока (элемента) функциональной части АСУ;
функционального блока обеспечивающей части АСУ;
фрагмента САПР АСУ;
элемента нормативно-методического обеспечения любого уровня (стандарт предприятия, РТМ, ОСТ и т. д.);
основы лекционных курсов вузов и ИПК;
материала для практических занятий, лабораторных работ, учебных деловых игр, курсового и дипломного проектирования.
С. М. Андреев по результатам кандидатской диссертации на тему «Оценка уровня профессиональной подготовки летного состава при первоначальном обучении» (Харьков, 1999 г.) внедрил:
математическую модель обучения курсанта, которая отображает постепенные качественные изменения и взаимное влияние в совокупности знаний, навыков и умений летчика, с одной стороны, и обучающих средств, с другой стороны;
регрессионную модель параметра, характеризующего способность курсанта к обучению в зависимости от ряда факторов;
диаграмму принятия решения о целесообразности обучения курсанта по летным профилям подготовки.
квалиметрическую многофакторную регрессионную самоорганизующуюся модель взаимодействия студента с обучающей средой на основе метода группового учета аргументов;
технологию психической саморегуляции студентом своей учебно-познавательной деятельности при изучении основ информатики.
дифференциальные измерительные щупы – электроды и многофункциональные датчики для точного определения местоположения биологически активных точек кожи и измерения их новых параметров;
эволюционно-энтропийную модель информационно-энергетического обмена в организме человека;
способ экспресс-диагностики состояния утомления оператора, не требующий отрыва оператора от работы.
^ 4.5. Признаки практической значимости кандидатской диссертации
В ВАК СССР много лет обсуждался вопрос о формальных признаках практической значимости кандидатских диссертаций. Общепринятый перечень таких признаков ни тогда, ни сейчас ёще не разработан, но для отдельных групп специальностей экспертные советы выработали требования. Так, для агропромышленных специальностей признаками практической значимости кандидатских диссертаций в СССР считались:
А) практическое использование результатов исследований по крайней мере на одном предприятии (в хозяйстве, на заводе, фабрике), подтвержденное соответствующим документом с указанием достигнутой эффективности;
Б) решение компетентного органа (главка министерства, областного агропромышленного объединения) о законченности исследований и дальнейшем практическом использовании его результатов;
В) включение материалов исследования в государственные и отраслевые стандарты, в план ОКР, использование их в конструкторских и проектных работах, подтвержденные соответствующими документами;
Г) утвержденная в установленном порядке нормативно-техническая документация, в разработке которой соискатель принимал участие либо как исполнитель, либо как ответственный исполнитель;
Д) метод инженерного расчета, утвержденный головной проектной либо научно-исследовательской организацией;
Е) методическая разработка, выполненная по результатам исследований и утвержденная ученым советом данного института;
Ж) решение НТС министерства (госкомитета, отделений академий наук) о значимости результатов исследований для науки, техники, производства и о путях практического использования выполненной работы, о дальнейшем развитии исследований в этом направлении;
З) аргументированное заключение специализированного совета о том, что опубликованные работы и авторские свидетельства на изобретения и открытия считать внедрением результатов исследований с оценкой их значимости для науки и техники.
^ 4.7. Внедрение результатов исследований. Акты внедрения
4.7.1. Признаки внедрения . Одним из сложных вопросов является вопрос, что считать внедрением НИР. Признаки внедрения в некоторой степени близки к признакам практической значимости диссертаций, но следует постоянно помнить: внедрение первично, а практическая значимость - вторична. В п.4.4 говорилось о многообразии предметов внедрения диссертационных результатов. Но эти предметы - как бы промежуточной продукт, а народное хозяйство интересует конечный продукт: новые техника, технология, материалы. Применительно к новой технике в одном из нормативных документов четко указано, что НИР считается реализованной, если ее результаты использованы при разработке:
образцов новой техники, перспектив их развития, рекомендаций на проектирование;
ТЗ на создание новых и модернизацию существующих образцов;
ТЗ на проведение новых НИОКР, а также новых перспективных фундаментальных и поисковых НИР;
методик испытаний и критериев оценки образцов и комплексов новой техники, документации для изготовления приборов и аппаратуры;
информационных выпусков, пособий, справочников, наставлений, руководств, инструкций и других документов для новой техники.
^ 4.7.2. Организационные формы внедрения . В пункте 33 Положения ВАК было сказано : «В диссертации (или приложениях к ней) должны приводиться сведения, подтверждающие внедрение или практическое использование в народном хозяйстве полученных автором научных результатов, или соображения по конкретной реализации и использованию научных выводов ».
В разделе «Практическое значение полученных результатов» документа «Основные требования к диссертациям и авторефератам» сказано:
«Необходимо дать краткую справку о внедрении результатов исследования с указанием названий организаций, в которых осуществлена реализация, форм реализации и реквизитов отчетных документов» .
Внедрение результатов исследований – обязательное требование для всех диссертаций, и результаты внедрения должны найти самое полное отражение в текстах диссертации и автореферата. Для того, чтобы это можно было сделать, внедрение нужно осуществлять в рамках общепринятых организационных форм. Опыт говорит, что используются две схемы внедрения научных результатов. Традиционный путь – через министерства, ведомства и их головные предприятия и более короткий и эффективный путь, при котором непосредственный выход на заинтересованные предприятия осуществляется еще в ходе теоретического поиска. Последующая работа ведется с данными предприятиями.
Наиболее совершенная форма организации работ по внедрению – заключение договора на передачу научно-технических достижений и оказание помощи в использовании заимствованного передового опыта.
Более простым и достаточно эффективным методом внедрения является заключение договора о творческом содружестве: в этом случае аспирант выступает в качестве основного, а иногда даже единственного исполнителя работ. Обычно стандартные формы договоров о творческом содружестве содержат специальные пункты с сроках внедрения передаваемых результатов исследований, что определяет последующее получение документов о внедрении. В Украинском заочном политехническом институте долгие годы действовал стандарт вуза СТВ – 001 – 82 «Порядок заключения, оформления и выполнения договора о научно-техническом сотрудничестве», который и теперь можно использовать как руководящий документ.
Качественный характер зависимости времени, стоимости и сложности внедрения показан на.
^ Качественный характер зависимости времени, стоимости и сложности внедрения
Обычно внедрение оформляется актом, подписываемым представителями организаций – передающей и использующей внедряемые материалы. Он утверждается руководством внедряющего предприятия. В акте должны быть указаны конкретные результаты диссертационной работы, использованные в опытно-конструкторских или других по характеру работах внедряющей организации, а также эффект внедрения, причем не только технический эффект (сокращение сроков разработки или снижение вероятности проектных ошибок и др.), но и сумма годового экономического эффекта.
Для отражения личного вклада соискателя во внедренные работы автор многократно пользовался следующей формой: в той части акта внедрения, где описывалась суть нововведения, указывались авторы разработки по каждой части общего результата. Например, внедрялся автоматизированный комплекс задач контроля выполнения договорных обязательств. В акте был указан авторский коллектив из 5 человек. В решении вопросов обеспечения достоверности принимал участие аспирант. Он разработал организационно-программный комплекс управления качеством подготовки первичных документов. В акте был отражен этот факт с указанием его фамилии.
4.7.3. Виды эффекта, учитываемые при оценке НИР и ОКР и отражаемые в актах внедрения. Различают следующие виды эффекта, учитываемые при оценке НИР и ОКР:
научно-технический , под которым понимается расширение знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующееся выявлением новых фактов, связей, закономерностей, законов, разработкой принципиально новых способов, устройств и веществ,
экономический эффект , под которым понимается экономия всех производственных ресурсов (живого труда, материалов, капитальных вложений), получаемая народным хозяйством, выражающаяся в конечном счете в повышении производительности общественного труда и росте национального дохода;
социальный эффект , под которым понимается усиление социальной однородности общества – стирание классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннее развитие и сближение всех национальностей, улучшение характера и условий труда, его охраны, техники безопасности, повышение степени его механизации и автоматизации, повышение жизненного уровня населения, улучшение бытовых условий, рост и улучшение использования свободного времени, совершенствование здравоохранения и народного образования, расширение возможностей всестороннего духовного развития личности, охрана и улучшение природной среды;
педагогический эффект , под которым понимается повышение качества учебно-познавательной деятельности (в частности, успеваемости), сокращение сроков формирования умений, закрепление навыков, усиление мотивации обучения и т. п.
^ 4.7.4. Где в диссертации описать результаты внедрения . Автор рекомендует в последней главе сделать специальный параграф «Характеристика внедрения полученных результатов», в котором привести следующие сведения:
объекты внедрения (где внедрялось);
содержание внедрения (что внедрялось);
формы внедрения (в каком виде внедрялось);
достигнутый эффект (что изменилось);
чем подтверждается внедрение (акты внедрения).
определяется принятой методологией и методикой исследования, всесторонним анализом результатов функционирования УИС в условиях ее реформирования. В целом исследование основывается на трудах ученых в области права, управления,
социологии, психологии и экономики, что определило его комплексный характер. В процессе диссертационного исследования опрошено более 450 сотрудников УИС но специально разработанной анкете с учетом репрезентативной выборки (их отношению к проводимой реформе), изучены основные показатели, характеризующие кадровый потенциал системы. Сформулированные выводы и предложения основываются на всестороннем анализе правовых актов, регламентирующих деятельность УИС, международно-правовых стандартов, историческом опыте реформирования пенитенциарной системы. При подготовке работы использован и личный профессиональный опыт автора, длительное время проходившего службу в территориальных учреждениях и органах исполнения наказаний, а последние пять лет в качестве руководителя Главного управления исполнения наказаний Минюста России.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были использованы и внедрены при подготовке Концепции реформирования УИС на период до 2005 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 за № 636 «О Федеральной целевой программе реформирования уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы».
Отдельные положения диссертации использовались при подготовке концепций и программ реформирования конкретных направлений деятельности УИС (воспитательной работы с осужденными, правового обеспечения, организации работы с кадрами, развития предприятий исправительных учреждений, образовательной и научной дея-
тельности УИС). Многие идеи автора реализованы при подготовке законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование порядка и условий применения мер уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, гуманизацию порядка и условий отбывания наказаний в виде лишения свободы, введение в действие новых видов наказаний.
Одной из форм апробации и внедрения результатов проведенного исследования явились выступления автора на между народ! плх и российских научных и научно-практических конференциях, а также публикации по теме исследования. Материалы диссертации используются в учебном процессе в образовательных учреждениях УИС Минюста России, Академии управления МВД России при подготовке руководящих кадров но курсу «Теоретические основы управления в правоохранительной сфере» и учебным дисциплинам: «Организация управления в УИС», «Оперативно-розыскная деятельность».
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Еще по теме Обоснованность и достоверность результатов исследовани:
- Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования, 2009
- Горбунова Е.М., Ларионова М.В.. АНАЛИЗ РИСКОВ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙРОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯВ УСЛОВИЯХПРИСОЕДИНЕНИЯК ВТО, 2007
- Суриков И. Е.. Очерки об историописании в классической Греции, 2011
- Андрей Николаевич Сахаров. Исторические портреты. 1762–1917. Екатерина II – Николай II, 1997
Отзыв официального оппонента на диссертацию
___________________________________
Фамилия, имя, отчество
_________________________________________________________________________
наименование диссертации
на соискание ученой степени кандидата (доктора) технических наук по специальности (ям) ________________________________________________________________
шифр и наименование специальности в соответствии с номенклатурой научных специальностей
Актуальность темы
Актуальность избранной диссертантом темы не вызывает сомнений. Предметом исследования диссертационной работы, на мой взгляд, является... Вопросы... остаются сложными для исследования, поскольку... В настоящее время сложилось известное противоречие между... Это дает основание утверждать, что научная проблема, сформулированная в диссертации, ... является актуальной. Решение указанной проблемы позволит (значение для отрасли(ей) науки) ...
Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций
(оценка обоснованности в диссертации результатов автором с точки зрения оппонента)
Автор достаточно корректно использует известные научные методы обоснования полученных результатов, выводов и рекомендаций. Автором изучены и критически анализируются известные достижения и теоретические положения других авторов... ... по вопросам... Список использованной литературы содержит... наименований.
Для анализа... автором создается методика (модель) ... , позволяющая выявить закономерности...
Автор находит объяснение факту... , с которым можно согласиться, однако, известно из работ..., что...
Для подтверждения теоретических положений автором проводятся экспериментальные исследования, целью которых является установление связи между...
Близкие результаты были получены экспериментально в работах... , но условия их получения не учитывали влияния факторов... Учет этих факторов объясняет имеющие место расхождения в значениях...
Обоснованность результатов, выдвинутых соискателем, основывается на согласованности данных эксперимента и научных выводов. Так, опытным путем установлено, что... Близкий результат был получен и при расчете значений...
Достоверность экспериментальных данных обеспечивается использованием современных средств и методик проведения исследований. Положения теории основываются на известных достижениях фундаментальных и прикладных научных дисциплин... математике и математической статистике, ... В работе диссертант грамотно использует математический аппарат..., корректно вводит новые понятия...
Оценка новизны и достоверности
(оценка оппонентом новизны и достоверности результатов)
В качестве новых научных результатов диссертантом выдвинуты положения... :
В целом, результаты, полученные автором, являются новыми научными знаниями... отрасли (стыке отраслей) знаний. Однако, на мой взгляд, требует более убедительных доказательств вывод соискателя о... Об этом, в частности, свидетельствует следующий факт...
Также, преждевременно говорить о достаточной обоснованности положения, указывающего на... Близкие результаты были получены в исследованиях... , однако они показали, что...
Результаты, представленные на защиту согласуются (не согласуются) с данными, полученными... Известная модель, полученная..., позволяет получить результаты..., но без учета...
Достоверность теоретических результатов работы подтверждается экспериментальными данными, представленными в известных работах...
Основные результаты диссертации опубликованы в... печатных работах, они неоднократно обсуждались на различных конференциях и симпозиумах и получили одобрение ведущих специалистов.
О достоверности..., в частности, говорит экспертиза данных, проведенных...
Замечания по диссертационной работе в целом
1. В исследованиях не нашел отражение вопрос... .
2. Вызывает сомнение вывод о... .
3. Имеется неточное изложение следующих моментов... .
4. Некоторые результаты носят описательный характер (п. ...) и без особого ущерба могут быть сокращены.
Отмеченные недостатки снижают качество исследований, но они не влияют на главные теоретические и практические результаты диссертации.
Заключение
Диссертация является законченным научно-исследовательским трудом, выполненным автором самостоятельно на высоком научном уровне. В работе приведены научные результаты, позволяющие их квалифицировать как... (один из пунктов признака, определяющего характер результатов диссертации). Полученные автором результаты достоверны, выводы и заключения обоснованы.
Работа базируется на достаточном числе исходных данных, примеров и расчетов. Она написана доходчиво, грамотно и аккуратно оформлена. По каждой главе и работе в целом сделаны четкие выводы.
Автореферат соответствует основному содержанию диссертации.
Диссертационная работа отвечает требованиям Положения присуждения ученых степеней", а ее автор (Фамилия Имя Отчество) заслуживает присуждения ученой степени кандидата (доктора) ... наук по специальности(ям)...
Официальный оппонент _______________________
Подпись официального оппонента заверяю:
Ученый секретарь университета ___________
Гербовая печать
Дата
- К чему снится ива по соннику
- Биография, интересные факты
- К железам какой секреции относится поджелудочная железа
- Где находится кашмир. Кашмир — другая Индия. Территориальная структура Кашмира
- Родился александр александрович алябьев Сообщение о алябьев александр александрович
- Шпаргалка: Образование древнерусского государства
- Формирование древнерусского государства
- Заговоры от врагов и недоброжелателей Магия заставить замолчать завязать язык
- алоэ – амулет от всех бед на подоконнике
- Заговоры на красоту и привлекательность Заговор для красоты на мед и алой
- Цыганские приметы что человек мало будет жить
- Каша из топора кратко. Сказка Каша из топора. Русская народная сказка. Хитрая наука — русская народная сказка
- Яблоко от яблони недалеко падает
- Михаил Зощенко. Самое главное. Самое главное, зощенко для детей Михаил зощенко самое главное
- Великая дивеевская тайна
- Последняя тайна царицы тамары Грузинская царица тамара
- Владыка петр. Петр Воронежский, сщмч. «Что это вы так трудитесь, владыко святый?»
- Апостол иуда искариот - святые - история - каталог статей - любовь безусловная Критика неканонического восприятия Иуды Искариота
- Когнитивно-поведенческая психотерапия Бек когнитивная терапия и эмоциональные расстройства
- Сонник: книги, книги на полках, старые книги, писать книгу