Обоснование выводов и предложений. Тема достоверность и практическая значимость научных результатов


Традиционно научное знание определялось как знание достоверное. Такое знание должно иметь незыблемое обоснование. Но каково подобное обоснование? Данная проблема тем более важна, что научное исследование как таковое есть процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Необходимым компонентом исследования является анализ и обобщение полученных результатов. Правильные интерпретации, обоснование результатов исследования позволяют правильно сформулировать новые факты и законы, проверить правильность исходных гипотез и т. д.

В развитии научного исследования можно выделить два взаимосвязанных процесса : с одной стороны, поиск и открытие новых истин в науке, с другой - их обоснование. Противопоставление данных контекстов возникло после того, как наука перешла от накопления, систематизации и обобщения фактического материала к теоретическому его анализу и объяснению. Раньше естествознание ограничивалось установлением простейших закономерностей в природе и открытием эмпирических законов, в дальнейшем для их объяснения необходимо было перейти к раскрытию более существенных и универсальных теоретических законов. Эмпирические законы можно открывать посредством наблюдений и экспериментов, используя методы индукции. Однако с помощью таких процедур нельзя открывать теоретические законы, ибо они являются законами о ненаблюдаемых объектах и потому не содержат эмпирических понятий. Практика научных исследований убедительно свидетельствовала о верности этого тезиса. В связи с этим происходит коренной пересмотр прежних представлений о процессе научного исследования и начинается критикавозможности существования особой логики открытия и пролетаризируется вопрос о способах и методах обоснования научного знания.

Обоснование представляет собой процедуру приведения тех или иных убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять какое-либо утверждение или концепцию в качестве истинных. Обоснование обычно включает целую серию мыслительных действий, касающихся не только рассматриваемого положения, но и той системы утверждений, той теории, составным элементом которой оно является.

Выделяют общее и сравнительное обоснование .

Общая схема или структура , абсолютного обоснования выглядит следующим образом: «А должно быть принято в силу С» , где А - обосновываемое положение и С - обоснование. Структура сравнительного обоснования: «Лучше принять А, чем В, в силу С». так, например, высказывание «Следует принять, что небо в обычных условиях голубое, поскольку в пользу этого говорит непосредственное наблюдение - является абсолютным обоснованием. Выражение же «Лучше принять, что небо синее, чем принять, что оно красное, основываясь на положениях физики атмосферы» - это сравнительное обоснование того же утверждения «Небо голубое». Сравнительное обоснование иногда называют также рационализацией: в условиях, когда абсолютное обоснование недостижимо, сравнительное обоснование представляет собой существенный шаг вперед в совершенствовании знания, в приближении его к стандартам рациональности. Очевидно, что сравнительное обоснование несводимо к абсолютному.

В целом выделяют две основные и наиболее общие стратегии обоснования знания. В отличие от фаллибизизма , который обосновывает знание путем опровержения, конвенционализм (лат. conventio - соглашение) полагает, что в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции) и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее - критериями, не связанными с понятиями самой теории. Основоположник конвенционализма - Ж.А. Пуанкаре - охарактеризовал системы аксиом различных математических теорий как соглашения, которые находятся вне поля истины или ложности. Предпочтение одной системы аксиом другой обусловлено принципом удобства. Постулаты геометрии Пуанкаре рассматривал как полезные соглашения, подчеркивая, что, наряду с такими соглашениями, существуют и соглашения бесполезные.

Рассмотрим более подробно важнейшие из методов, используемые при обосновании полученных знаний – доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, оправдание.

Доказательство – логическая процедура, при которой выражение с неизвестными значениями выводится из высказываний, истинность которых уже установлена. Структура доказательства: тезис (это выражение, истинность которого устанавливается), доводы (высказывания, с помощью которых устанавливается истинность тезиса), добавочные допущения (доп. выражения, кот. используются в ходе доказательств), демонстрация. Пример: доказательство теоремы. Доказательство бывает: прямое (тезис вытекает из найденных доводов), косвенное (идут окольным путем, используя ложные высказывания), апагогическое (доказательство от противного), рзделительное (истинность устанавливается путем исключения всех противоречий).

Опровержение – устанавливает ложность тезиса. Существует две разновидности:

Путем доказательства антитезиса (сначала формулируется антитезис, т.е. высказывание, противоположное тезису, а затем устанавливается истинность антитезиса).

- установление ложности следствий , вытекающих из тезиса (допущение об истинности тезиса, из чего вывод следствия, а затем доказывается ложность следствия) – это носит название сведение к абсурду.

С помощью опровержения достигается отрицательный результат. Но это носит положительный характер: сужает круг поиска истинного положения.

Подтверждение – это еще одна разновидность обоснования. Играет особую роль при наличии гипотез (положений, истинность которых нужно доказать). Подтверждение и доказательство отличаются тем, что при доказательстве устанавливается полная истинность доказываемого выражения, а при подтверждении теоретических положений– только частичная. Еще важно, чтобы подтверждаемое и подтверждающее находились на одном уровне познания. Этот метод не подходит, в случае подтверждения теоретических положений эмпирическими данными, т.к. разные уровни познания.

Если подтверждение служит усилению некоторого тезиса, в плане его истинности, то возражение направлено на его ослабление. Возражения подразделяют на прямые (недостатки тезиса выявляют посредством его рассмотрения) и косвенные (направлено не против самого тезиса, а против приводимых в его обоснование аргументов).

Объяснение – еще один из методов обоснования результатов исследования. Объяснения подразделяют на объектные (т.е. раскрытие сущностной характеристики явления; например, объяснением будет являться ответ на вопрос, почему вокруг проводника формируется магнитное поле) и субъектные (учитывается активность субъекта). Субъектное объяснение учитывает, что один и тот же факт может получить разное объяснение в зависимости от исторического контекста, деятельности, условий и т. д.

Интерпретация – приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам и формулам формальной системы. В результате формальная система превращается в язык, описывающий ту или иную предметную область. Классическим примером интерпретации может служить нахождение модели (фрагмента действительности), свойства которой описывались геометрией Лобачевского. Понадобилось много времени, чтобы найти сферу деятельности, в торой возможно применение данной теории (поверхности отрицательной кривизны).

Оправдание – термин применяется по отношению к некоторому практическому действию (практическому или умственному). Оправдать действие – это значит привести в его пользу некоторое ценностное соображение, т.е. утверждение о том, к чему мы должны стремиться, что является для нас долгом, предпочтением, идеалом. Оправдание, как правило, а точнее доводы сопровождаются словами «хорошо», «плохо», «равноценно», «обязательно». Отсутствие обоснования делает всякое утверждение голословным и, как правило представляет собой пустую, декларативную попытку создать впечатление осмысленности, содержательности и научности предлагаемой концепции.


ТЕМА 4. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. Директивные документы о достоверности научных результатов

Достоверность является вторым «китом», на котором зиждется научный результат. Выделим в Положении ВАК те места, которые содержат требования достоверности. В пункте 32 записано: «Предложенные автором новые пути решения проблем должны быть строго аргументированы и практически оценены по сравнению с известными решениями …» . В пункте 66, где речь идет о публичной защите, указано, что «При этом обстоятельному анализу подвергается достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации» (выделено авторами). Еще 20 лет назад указывалось на необходимость «в ходе экспертизы диссертаций особое внимание обращать на достоверность выводов, результатов и рекомендаций соискателя, содержащихся в его работе» .

В «Положении ВАК Украины» термин «достоверность» не используется. Вместо него говорится о «научной обоснованности результатов…» (п.13). Зато в «Положении о специализированном совете» официального оппонента обязывают (п.3.6) в своем отзыве установить «степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, их достоверность и новизну…» . Таким образом, достоверность не есть степень научной обоснованности результата. Как же разделить эти понятия?

Достоверность , т. е. достаточная верность, это – доказательство того, что названный результат (закон, закономерность, совокупность фактов, возможность и т. д.) выполняется всегда для названного класса объектов при названных условиях.

Обоснованность научного результата – это наличие убедительного доказательства его достоверности.

^ 4.2. Методы доказательства достоверности

Для примера посмотрим, отвечают ли требованию достоверности некоторые положения, приведенные в лекции 3. Возьмем закон Ома. Из жизненного опыта нам известно, что для однородной электрической цепи всегда I = U / R, в то время как принцип 20 / 80 вызывает сомнение. Мы не уверены в его достоверности.

Чем подтверждается достоверность? Верификацией! Верификация (от лат. erus – истинный и facio – делаю) – это повторяемость результата при одних и тех же условиях при множестве проверок на множестве объектов. Во многих случаях приходится делать проверку на контрольных примерах, т. е. при ограниченных условиях. Хотя практика - действительно лучший критерий истины, но не всегда можно проверить научный результат на достоверность методом верификации. В основном этот метод годится для физических и химических явлений. Например, почему до сих пор ученые не признают явления телепатии, ясновидения, телекинеза как объективно существующее? Потому что, как отмечает в своей книге «Парапсихология» проф. Ч. Хэнзел, ни один из описанных в литературе парапсихологических феноменов не отвечает требованию воспроизводимости, т. е. повторяемости результата в одних и тех же условиях.

Каковы методы доказательства достоверности? Их можно объединить в три группы:


  • аналитические;

  • экспериментальные;

  • подтверждения практикой.
Аналитические методы самые «мощные». Их суть – доказательство результата (теоремы, формулы, закона) путем математических преобразований. Методы используются тогда, когда соискателю удается построить математическую модель исследуемого явления, например, описать течение жидкости, нагрев тела, изменение прочности, рыночный ме­ханизм, конфликт в группе и т. д. Приведем любопытный пример аналитического доказательства достоверности умозрительного заключения. В 1968 г. доктор Бенджамин Спок, один из организаторов движения против войны во Вьетнаме, был вызван в районный суд Бостона, где ему предъявили обвинение в проведении незаконной деятельности, препятствующей осуществлению на практике закона о воинской повинности. Адвокаты Спока подвергли сомнению объективность процедуры, использованной при определении состава присяжных, поскольку среди присяжных не оказалось ни одной женщины. Последнее имело немаловажное значение, так как всемирно известная книга Спока об уходе за младенцами является на­стольной для миллионов матерей. Вопрос состоял в том, случайно ли получилось, что в состав присяжных попали одни мужчины, или причина кры­лась в преднамеренной дискриминации женщин.

Познакомимся вначале с процедурой отбора присяжных. Данная процедура состоит из трех этапов. На первом этапе секретарь суда случайным образом отбирает имена 300 потенциальных присяжных. На втором этапе снова наугад из этих 300 выбирается около 30 человек, на имя которых выписываются повестки. Перед началом суда из них отбирают 12 человек, которые и выполняют соответствующие функции. Возник вопрос, достоверна ли случайность всем 12 человекам быть мужчинами? Для доказательства недостоверности были статистически обработаны выборки состава присяжных в случае со Споком и в других случаях. При этом любопытно, что доля женщин в населении Бостона несколько выше доли мужчин. Поэтому мы вправе уже на первом этапе ожидать наличие не менее 150 женщин. Расчеты показали, что шансы получить выборку 12 присяжных на третьем этапе только из мужчин при случайном отборе из населения Бостона астрономически малы – 1 на 10 18 (для сравнения: на Земле проживает 510 9 человек).

Суть экспериментальных методов проверки достоверности состоит в воспроизводстве на физической, цифровой или аналоговой модели исследуемого явления и сравнении теоретических и экспериментальных результатов. При этом всегда возникает вопрос погрешностей, учета реальных условий и числа опытов.

При подтверждении научного результата практикой необходимо совпадение выведенных в теории положений с явлениями, наблюдаемыми в практических ситуациях. Например, если из модели активного оператора следует, что при подготовке машинных носителей число ошибок и время обработки заданного объема информации коррелированны и совместно распределены по нормальному закону, то в практике работы ВЦ для операторов подготовки данных указанные параметры (число ошибок и время обработки) должны быть всегда совместно распределены по нормальному закону.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследований обеспечиваются:


  • учетом представительного количества факторов, влияющих на решение научной задачи;

  • использованием исходных данных, полученных из практики, а также на полунатурных моделях и апробированных математических (или физических) моделях;

  • обоснованным выбором основных допущений и ограничений, принятых в качестве исходных при формулировании постановок научных задач;

  • использованием современного, апробированного научно-методического (математического) аппарата, корректным выбором используемых общих и частных показателей и критериев, а также применяемых и разрабатываемых математических моделей;

  • сочетанием теоретических исследований с большим объемом экспериментальных исследований.
Достоверность и обоснованность подтверждаются:

  • результатами математического и (или) физического моделирования, данными лабораторных экспериментов, натурных (полунатурных) испытаний;

  • высокой сходимостью теоретически (аналитически) полученных результатов с экспериментальными данными, а также с результа­тами натурных испытаний и (или) практического внедрения;

  • сходимостью результатов моделирования с имеющимися экспериментальными данными;

  • получением из вновь разработанных общих научных положений (выводов, рекомендаций, моделей, зависимостей и т. п.) широко известных частных научных результатов;

  • результатами опытно-конструкторских разработок, опытом практического внедрения предложений;

  • результатами испытаний (войсковых, полигонных, государственных и др.) предлагаемых технических и организационных решений;

  • тем, что полученные результаты имеют ясную физическую трактовку и не противоречат известным (опубликованным) данным.
^ 4.4. Что можно внедрять?

Внедрять можно все теоретические и практические результаты, кото­рые могут иметь самостоятельное значение. Предметом внедрения могут быть модель, метод, способ, технология, алгоритм, программа, методика, деловая игра и т. д. Это, как говорится, в общем случае. А для каждой спе­циальности желательно заранее продумать возможные формы использо­вания результатов диссертации. Например, результаты диссертации по специальности 05.13.06 "Автоматизированные системы управления и про­грессивные информационные технологии» могут использоваться в каче­стве:


  • инструмента исследования действующей системы управления производ­ством;

  • метода (методики) проектирования функциональной или обеспечиваю­щей частей АСУ;

  • блока (элемента) функциональной части АСУ;

  • функционального блока обеспечивающей части АСУ;

  • фрагмента САПР АСУ;

  • элемента нормативно-методического обеспечения любого уровня (стан­дарт предприятия, РТМ, ОСТ и т. д.);

  • основы лекционных курсов вузов и ИПК;

  • материала для практических занятий, лабораторных работ, учебных де­ловых игр, курсового и дипломного проектирования.
Приведу другие примеры внедрения результатов диссертаций по спе­циальности 05.01.04 «Эргономика».

С. М. Андреев по результатам кандидатской диссертации на тему «Оценка уровня профессиональной подготовки летного состава при перво­начальном обучении» (Харьков, 1999 г.) внедрил:


  • математическую модель обучения курсанта, которая отображает посте­пенные качественные изменения и взаимное влияние в совокуп­ности знаний, навыков и умений летчика, с одной стороны, и обучаю­щих средств, с другой стороны;

  • регрессионную модель параметра, характеризующего способность кур­санта к обучению в зависимости от ряда факторов;

  • диаграмму принятия решения о целесообразности обучения курсанта по летным профилям подготовки.
Ящун Т. В. по результатам кандидатской диссертации на тему «Оценка качества учебно-познавательной деятельности в системе «сту­дент – компьютер» (Харьков, 2000 г.) внедрила:

  • квалиметрическую многофакторную регрессионную самоорганизую­щуюся модель взаимодействия студента с обучающей средой на ос­нове метода группового учета аргументов;

  • технологию психической саморегуляции студентом своей учебно-позна­вательной деятельности при изучении основ информатики.
Мигаль Г. В. по результатам кандидатской диссертации на тему «Раз­работка метода идентификации состояния утомления оператора системы «человек – техника – среда» (Харьков, 2000 г.) внедрила:

  • дифференциальные измерительные щупы – электроды и многофункцио­нальные датчики для точного определения местополо­жения биологически активных точек кожи и измерения их новых пара­метров;

  • эволюционно-энтропийную модель информационно-энергетического об­мена в организме человека;

  • способ экспресс-диагностики состояния утомления оператора, не тре­бующий отрыва оператора от работы.
Эти разнообразные примеры здесь приведены с целью показать со­искателю поистине безграничные возможности внедрения результатов диссертаций.

^ 4.5. Признаки практической значимости кандидатской диссертации

В ВАК СССР много лет обсуждался вопрос о формальных признаках практической значимости кандидатских диссертаций. Общепринятый пере­чень таких признаков ни тогда, ни сейчас ёще не разработан, но для от­дельных групп специальностей экспертные советы выработали требова­ния. Так, для агропромышленных специальностей признаками практиче­ской значимости кандидатских диссертаций в СССР считались:

А) практическое использование результатов исследований по крайней мере на одном предприятии (в хозяйстве, на заводе, фабрике), под­твержденное соответствующим документом с указанием достигнутой эффективности;

Б) решение компетентного органа (главка министерства, областного агро­промышленного объединения) о законченности исследований и даль­нейшем практическом использовании его результатов;

В) включение материалов исследования в государственные и отраслевые стандарты, в план ОКР, использование их в конструкторских и проект­ных работах, подтвержденные соответствующими документами;

Г) утвержденная в установленном порядке нормативно-техническая доку­ментация, в разработке которой соискатель принимал участие либо как исполнитель, либо как ответственный исполнитель;

Д) метод инженерного расчета, утвержденный головной проектной либо научно-исследовательской организацией;

Е) методическая разработка, выполненная по результатам исследований и утвержденная ученым советом данного института;

Ж) решение НТС министерства (госкомитета, отделений академий наук) о значимости результатов исследований для науки, техники, производ­ства и о путях практического использования выполненной работы, о дальнейшем развитии исследований в этом направлении;

З) аргументированное заключение специализированного совета о том, что опубликованные работы и авторские свидетельства на изобретения и открытия считать внедрением результатов исследований с оценкой их значимости для науки и техники.

^ 4.7. Внедрение результатов исследований. Акты внедрения

4.7.1. Признаки внедрения . Одним из сложных вопросов является вопрос, что считать внедрением НИР. Признаки внедрения в некоторой степени близки к признакам практической значимости диссертаций, но следует постоянно помнить: внедрение первично, а практическая значи­мость - вторична. В п.4.4 говорилось о многообразии предметов внедре­ния диссертационных результатов. Но эти предметы - как бы промежу­точной продукт, а народное хозяйство интересует конечный продукт: новые техника, технология, материалы. Применительно к новой технике в одном из нормативных документов четко указано, что НИР считается реализован­ной, если ее результаты использованы при разработке:


  • образцов новой техники, перспектив их развития, рекомендаций на про­ектирование;

  • ТЗ на создание новых и модернизацию существующих образцов;

  • ТЗ на проведение новых НИОКР, а также новых перспективных фунда­ментальных и поисковых НИР;

  • методик испытаний и критериев оценки образцов и комплексов новой техники, документации для изготовления приборов и аппаратуры;

  • информационных выпусков, пособий, справочников, наставлений, руко­водств, инструкций и других документов для новой техники.

^ 4.7.2. Организационные формы внедрения . В пункте 33 Положения ВАК было сказано : «В диссертации (или приложе­ниях к ней) должны приводиться сведения, подтверждающие внедрение или практическое использование в народном хозяйстве полученных ав­тором научных результатов, или соображения по конкретной реализа­ции и использованию научных выводов ».

В разделе «Практическое значение полученных результатов» доку­мента «Основные требования к диссертациям и авторефератам» ска­зано:

«Необходимо дать краткую справку о внедрении результатов ис­следования с указанием названий организаций, в которых осуществлена реализация, форм реализации и реквизитов отчетных документов» .

Внедрение результатов исследований – обязательное требование для всех диссертаций, и результаты внедрения должны найти самое пол­ное отражение в текстах диссертации и автореферата. Для того, чтобы это можно было сделать, внедрение нужно осуществлять в рамках общеприня­тых организационных форм. Опыт говорит, что используются две схемы внедрения научных результатов. Традиционный путь – через министер­ства, ведомства и их головные предприятия и более короткий и эффектив­ный путь, при котором непосредственный выход на заинтересованные предприятия осуществляется еще в ходе теоретического поиска. После­дующая работа ведется с данными предприятиями.

Наиболее совершенная форма организации работ по внедрению – за­ключение договора на передачу научно-технических достижений и оказа­ние помощи в использовании заимствованного передового опыта.

Более простым и достаточно эффективным методом внедрения явля­ется заключение договора о творческом содружестве: в этом случае аспи­рант выступает в качестве основного, а иногда даже единственного испол­нителя работ. Обычно стандартные формы договоров о творческом содру­жестве содержат специальные пункты с сроках внедрения передаваемых результатов исследований, что определяет последующее получение доку­ментов о внедрении. В Украинском заочном политехническом институте долгие годы действовал стандарт вуза СТВ – 001 – 82 «Порядок заключе­ния, оформления и выполнения договора о научно-техническом сотрудни­честве», который и теперь можно использовать как руководящий документ.

Качественный характер зависимости времени, стоимости и сложности внедрения показан на.


  • ^ Качественный характер зависимости времени, стоимости и сложности внедрения
Можно указать и другие многократно апробированные формы органи­зации работ по внедрению. Если аспирант участвует в выполнении хозрас­четной и госбюджетной НИР на предприятии, то всегда можно выделить часть работы, выполняемую непосредственно данным аспирантом. По за­вершении диссертации на нее могут быть оформлены акты внедрения. При этом нужно учитывать, что в диссертацию нельзя включать материалы не­законченных НИР. Если без них обойтись нельзя, то необходимо в начале работы оговорить допустимость публикации этих материалов. Это должно найти отражение в договоре НИР.

Обычно внедрение оформляется актом, подписываемым представи­телями организаций – передающей и использующей внедряемые мате­риалы. Он утверждается руководством внедряющего предприятия. В акте должны быть указаны конкретные результаты диссертационной работы, использованные в опытно-конструкторских или других по характеру рабо­тах внедряющей организации, а также эффект внедрения, причем не только технический эффект (сокращение сроков разработки или снижение ве­роятности проектных ошибок и др.), но и сумма годового экономического эффекта.

Для отражения личного вклада соискателя во внедренные работы ав­тор многократно пользовался следующей формой: в той части акта вне­дрения, где описывалась суть нововведения, указывались авторы разра­ботки по каждой части общего результата. Например, внедрялся автомати­зированный комплекс задач контроля выполнения договорных обяза­тельств. В акте был указан авторский коллектив из 5 человек. В решении вопросов обеспечения достоверности принимал участие аспирант. Он раз­работал организационно-программный комплекс управления качеством подготовки первичных документов. В акте был отражен этот факт с указа­нием его фамилии.

4.7.3. Виды эффекта, учитываемые при оценке НИР и ОКР и от­ражаемые в актах внедрения. Различают следующие виды эффекта, учи­тываемые при оценке НИР и ОКР:

научно-технический , под которым понимается расширение знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующееся выявлением новых фактов, связей, закономерностей, законов, разработкой принципиально новых способов, устройств и веществ,

экономический эффект , под которым понимается экономия всех про­изводственных ресурсов (живого труда, материалов, капитальных вложений), получаемая народным хозяйством, выражающаяся в конечном счете в повышении производительности общественного труда и росте национального дохода;

социальный эффект , под которым понимается усиление социальной однородности общества – стирание классовых различий, сущест­венных различий между городом и деревней, умственным и физи­ческим трудом, всестороннее развитие и сближение всех нацио­нальностей, улучшение характера и условий труда, его охраны, техники безопасности, повышение степени его механизации и ав­томатизации, повышение жизненного уровня населения, улучшение бытовых условий, рост и улучшение использования свободного времени, совершенствование здравоохранения и народного обра­зования, расширение возможностей всестороннего духовного раз­вития личности, охрана и улучшение природной среды;

педагогический эффект , под которым понимается повышение каче­ства учебно-познавательной деятельности (в частности, успевае­мости), сокращение сроков формирования умений, закрепление навыков, усиление мотивации обучения и т. п.

^ 4.7.4. Где в диссертации описать результаты внедре­ния . Автор рекомендует в последней главе сделать специальный пара­граф «Характеристика внедрения полученных результатов», в котором привести следующие сведения:


  • объекты внедрения (где внедрялось);

  • содержание внедрения (что внедрялось);

  • формы внедрения (в каком виде внедрялось);

  • достигнутый эффект (что изменилось);

  • чем подтверждается внедрение (акты внедрения).
Параграф завершить сводной таблицей. Такую же таблицу включить в презентацию.

определяется принятой методологией и методикой исследования, всесторонним анализом результатов функционирования УИС в условиях ее реформирования. В целом исследование основывается на трудах ученых в области права, управления,

социологии, психологии и экономики, что определило его комплексный характер. В процессе диссертационного исследования опрошено более 450 сотрудников УИС но специально разработанной анкете с учетом репрезентативной выборки (их отношению к проводимой реформе), изучены основные показатели, характеризующие кадровый потенциал системы. Сформулированные выводы и предложения основываются на всестороннем анализе правовых актов, регламентирующих деятельность УИС, международно-правовых стандартов, историческом опыте реформирования пенитенциарной системы. При подготовке работы использован и личный профессиональный опыт автора, длительное время проходившего службу в территориальных учреждениях и органах исполнения наказаний, а последние пять лет в качестве руководителя Главного управления исполнения наказаний Минюста России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были использованы и внедрены при подготовке Концепции реформирования УИС на период до 2005 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 за № 636 «О Федеральной целевой программе реформирования уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы».

Отдельные положения диссертации использовались при подготовке концепций и программ реформирования конкретных направлений деятельности УИС (воспитательной работы с осужденными, правового обеспечения, организации работы с кадрами, развития предприятий исправительных учреждений, образовательной и научной дея-

тельности УИС). Многие идеи автора реализованы при подготовке законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование порядка и условий применения мер уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, гуманизацию порядка и условий отбывания наказаний в виде лишения свободы, введение в действие новых видов наказаний.

Одной из форм апробации и внедрения результатов проведенного исследования явились выступления автора на между народ! плх и российских научных и научно-практических конференциях, а также публикации по теме исследования. Материалы диссертации используются в учебном процессе в образовательных учреждениях УИС Минюста России, Академии управления МВД России при подготовке руководящих кадров но курсу «Теоретические основы управления в правоохранительной сфере» и учебным дисциплинам: «Организация управления в УИС», «Оперативно-розыскная деятельность».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Еще по теме Обоснованность и достоверность результатов исследовани:

  1. Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования, 2009
  2. Горбунова Е.М., Ларионова М.В.. АНАЛИЗ РИСКОВ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙРОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯВ УСЛОВИЯХПРИСОЕДИНЕНИЯК ВТО, 2007
  3. Суриков И. Е.. Очерки об историописании в классической Греции, 2011
  4. Андрей Николаевич Сахаров. Исторические портреты. 1762–1917. Екатерина II – Николай II, 1997

Отзыв официального оппонента на диссертацию

___________________________________
Фамилия, имя, отчество
_________________________________________________________________________
наименование диссертации
на соискание ученой степени кандидата (доктора) технических наук по специальности (ям) ________________________________________________________________
шифр и наименование специальности в соответствии с номенклатурой научных специальностей

Актуальность темы

Актуальность избранной диссертантом темы не вызывает сомнений. Предметом исследования диссертационной работы, на мой взгляд, является... Вопросы... остаются сложными для исследования, поскольку... В настоящее время сложилось известное противоречие между... Это дает основание утверждать, что научная проблема, сформулированная в диссертации, ... является актуальной. Решение указанной проблемы позволит (значение для отрасли(ей) науки) ...

Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций

(оценка обоснованности в диссертации результатов автором с точки зрения оппонента)

Автор достаточно корректно использует известные научные методы обоснования полученных результатов, выводов и рекомендаций. Автором изучены и критически анализируются известные достижения и теоретические положения других авторов... ... по вопросам... Список использованной литературы содержит... наименований.
Для анализа... автором создается методика (модель) ... , позволяющая выявить закономерности...
Автор находит объяснение факту... , с которым можно согласиться, однако, известно из работ..., что...
Для подтверждения теоретических положений автором проводятся экспериментальные исследования, целью которых является установление связи между...
Близкие результаты были получены экспериментально в работах... , но условия их получения не учитывали влияния факторов... Учет этих факторов объясняет имеющие место расхождения в значениях...
Обоснованность результатов, выдвинутых соискателем, основывается на согласованности данных эксперимента и научных выводов. Так, опытным путем установлено, что... Близкий результат был получен и при расчете значений...
Достоверность экспериментальных данных обеспечивается использованием современных средств и методик проведения исследований. Положения теории основываются на известных достижениях фундаментальных и прикладных научных дисциплин... математике и математической статистике, ... В работе диссертант грамотно использует математический аппарат..., корректно вводит новые понятия...

Оценка новизны и достоверности

(оценка оппонентом новизны и достоверности результатов)

В качестве новых научных результатов диссертантом выдвинуты положения... :
В целом, результаты, полученные автором, являются новыми научными знаниями... отрасли (стыке отраслей) знаний. Однако, на мой взгляд, требует более убедительных доказательств вывод соискателя о... Об этом, в частности, свидетельствует следующий факт...
Также, преждевременно говорить о достаточной обоснованности положения, указывающего на... Близкие результаты были получены в исследованиях... , однако они показали, что...
Результаты, представленные на защиту согласуются (не согласуются) с данными, полученными... Известная модель, полученная..., позволяет получить результаты..., но без учета...
Достоверность теоретических результатов работы подтверждается экспериментальными данными, представленными в известных работах...
Основные результаты диссертации опубликованы в... печатных работах, они неоднократно обсуждались на различных конференциях и симпозиумах и получили одобрение ведущих специалистов.
О достоверности..., в частности, говорит экспертиза данных, проведенных...

Замечания по диссертационной работе в целом

1. В исследованиях не нашел отражение вопрос... .
2. Вызывает сомнение вывод о... .
3. Имеется неточное изложение следующих моментов... .
4. Некоторые результаты носят описательный характер (п. ...) и без особого ущерба могут быть сокращены.
Отмеченные недостатки снижают качество исследований, но они не влияют на главные теоретические и практические результаты диссертации.

Заключение

Диссертация является законченным научно-исследовательским трудом, выполненным автором самостоятельно на высоком научном уровне. В работе приведены научные результаты, позволяющие их квалифицировать как... (один из пунктов признака, определяющего характер результатов диссертации). Полученные автором результаты достоверны, выводы и заключения обоснованы.
Работа базируется на достаточном числе исходных данных, примеров и расчетов. Она написана доходчиво, грамотно и аккуратно оформлена. По каждой главе и работе в целом сделаны четкие выводы.
Автореферат соответствует основному содержанию диссертации.
Диссертационная работа отвечает требованиям Положения присуждения ученых степеней", а ее автор (Фамилия Имя Отчество) заслуживает присуждения ученой степени кандидата (доктора) ... наук по специальности(ям)...

Официальный оппонент _______________________
Подпись официального оппонента заверяю:
Ученый секретарь университета ___________
Гербовая печать
Дата

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...