Защита прав свобод граждан рф. Юридическая защита прав и свобод граждан


  • 1.3. Конституционное право России как учебная дисциплина
  • Заключение
  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан

    В части 1 ст. 45 Конституции определено, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

    Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защи­ты обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности государства состо­ит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства, создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

    Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и сво­бод.

    Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выпол­нять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

    За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.

    Органы законодательной власти призваны создать полную и чет­кую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие кон­ституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума - одна из палат парламента стра­ны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина при­надлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Прези­дента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.

    Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собствен­ности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

    Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры. Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется абсо­лютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные. Эти и другие конституцион­ные обязанности государства закреплены не только в Конститу­ции, но и в ином конституционном законодательстве. Так, За­кон РФ «О милиции» гласит, что «милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посяга­тельств и наделенных правом применения мер принуждения» (ст. 1) 21 . Кроме того, уважение прав человека определяется как принцип деятельности милиции (ст. 3).

    Федеральным законом «О прокуратуре РФ» 22 на органы прокурату­ры возлагается координация деятельности всех правоохрани­тельных органов по борьбе с преступностью, защите прав и сво­бод граждан (ст. 1).

    Целесообразно признать ряд других обязанностей государст­ва, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. фиксирует обязанность государства создавать «эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений прав чело­века» 23 , что может быть тоже признано конституционной обязанностью государства.

    Одним из главных направлений деятельности депутатов предста­вительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая феде­ральными, является защита нарушенных прав.

    Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причи­нением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нару­шенное право и обеспечить его реализацию, но и в возме­щении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконны­ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

    Возмещение причиненного вреда регулируется граждан­ско-правовым законодательством и является гарантией, рас­пространяющейся на любые нарушения прав и свобод. От­дельные виды ответственности за причиненный вред зак­реплены в специальных законах - например, в Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Фе­дерации и др.

    По действующему законо­дательству, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным зак­лючением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную от­ветственность в этих случаях несут не непосредственно ви­новные должностные лица, а соответствующие органы го­сударственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причи­ненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мораль­ного вреда 24 , причиненного человеку.

    Защищенность государством как самой мощной социальной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.

    Помимо предоставления государством своим жителям определенного перечня прав и свобод, оно обязано предоставить им возможность защищать данные права от нарушений. Ведь нереальной является ситуация, когда права и свободы предоставляются всегда и всем без исключения в полном объеме. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда ложно понятые притязания одного индивида приходят в столкновение с притязаниями другого, а также органы власти не всегда ответственно подходят к осуществлению своих полномочий в сфере обеспечения прав человека. Их деятельность не всегда является открытой, а обоснованность принятия тех или иных решений, затрагивающих права граждан, иногда непонятна. К причинам нарушений прав и свобод человека также можно отнести нечеткость формулировок законов, их внутренние противоречия или несоответствие Конституции страны. Не способствует эффективной защите прав и низкий уровень правовой грамотности самих граждан, которые слабо осведомлены о своих правах и возможностях их защиты.

    Российское федеративное государство не только имеет право, но и обязано использовать любые законные средства для защиты интересов своих граждан, ведь защита прав человека осуществляется на различных уровнях власти. Пункт «б» ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов относит защиту прав и свобод человека и гражданина. Изучение данного пункта позволяет отметить его совпадение с п. «в» ст. 71 Конституции РФ, который говорит о том, что «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина» относится к ведению самой Российской Федерации. Как отмечает Б. С. Эбзеев: «Этим предопределяется и доминирующая роль Российской Федерации в установлении правовых механизмов защиты прав и свобод и материально-правового содержания и процессуальных правил осуществления обязанности государства защищать прав и свободы человека и гражданина» .

    Это означает, что Конституция Российской Федерации закрепляет базовый, основной статус человека, распространяющийся на всех без исключения жителей страны, в том числе и применительно к защите их прав. Исходные начала правозащитной деятельности органов государственной власти субъектов РФ определяются федеральным законом, в развитие которого может издаваться закон субъекта РФ. При этом предоставление дополнительных благ, льгот, преимуществ, способов защиты жителям того или иного субъекта Федерации за счет бюджета данного субъекта является вполне допустимым, не противоречащим конституционным нормам. Это согласуется и с позицией Конституционного Суда РФ, который неоднократно подтверждал право субъектов Федерации закреплять дополнительные, по сравнению с федеральными, гарантии прав и свобод, не нарушая при этом принцип равенства, соблюдая общефедеральный стандарт и не допуская ограничения федеральных гарантий прав и свобод.

    Прежде чем говорить о способах защиты прав человека, необходимо определиться с понятиями.

    Защита прав человека - это действия лица, органа власти или общественной организации, направленные на восстановление положения, существовавшего до нарушения права или свободы конкретного человека. Ведь закрепление правовыми нормами возможностей человека будет являться декларативным до тех пор, пока не будет зафиксирован механизм их обеспечения, а также их защиты. Целью деятельности по защите права является восстановление нарушенного (оспоренного) права, а избранный способ защиты предстает как конкретизация этой цели и одновременно как желаемый результат защиты права .

    Способы защиты прав личности - это совокупность тех действий, которые может совершить или потребовать от других лицо для восстановления своих нарушенных прав. Здесь, однако, следует иметь в виду, что «способы защиты следует понимать не как фактические, совершаемые субъектом защиты действия (действие), процесс защиты, а как модель (идеал) возможного будущего поведения (действия) правообладателя, предлагаемую законодателем» . Конституция РФ в ст. 45 (ч. 2) предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Способами защиты прав граждан в России являются: во-первых, защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления; во-вторых, защита прав граждан общественными объединениями; в-третьих, самозащита прав человеком.

    При этом защита прав человека органами государственной власти и местного самоуправления выступает в качестве центрального, важного способа во всем российском правозащитном механизме. Ведь с помощью государственных и муниципальных органов создается система не только устранения возможных нарушений прав и свобод человека, но и их предотвращения, а также последующего восстановления. Именно с помощью принудительной силы государства лица, виновные в нарушении прав человека, привлекаются к различным видам ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной.

    Существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам, выступает еще одним важным способом защиты. Общественные объединения - это добровольные, самостоятельные, независимые от государства объединения граждан, преследующих общие цели. К данным общественным объединениям можно отнести как специально созданные для этой цели (общество защиты прав потребителей), так и те общественные объединения, для которых данная деятельность является одной из приоритетных (профсоюзы, созданные в том числе и для защиты прав работников). Они могут иметь разнообразные формы (фонд, движение), но их деятельность должна соответствовать требованиям закона и собственного устава, в котором практически всегда присутствует положение об их правозащитной деятельности.

    Самозащита прав человеком, как одна из важнейших форм, включает в себя:

    • обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления;
    • обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
    • обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
    • публичные выступления граждан в защиту своих прав;
    • обращения в международные органы по защите прав человека.

    Обращения граждан в государственные и муниципальные органы

    традиционно остаются самой востребованной формой самозащиты прав граждан. Причем в настоящее время используются различные возможности обращения граждан, как письменно, так и устно, а также посредством электронной связи. Так, например, в 2015 г. в адрес Президента Российской Федерации поступило 1 103605 обращений, причем 67,11% обращений в форме электронного документа, 25,72% обращений в письменной форме и 7,17% обращений в устной форме . Однако не всегда обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления приводят к восстановлению нарушенных прав, поэтому они вынуждены обращаться в судебные органы, решения которых являются обязательными для всех должностных лиц и органов власти.

    Обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан, - эта форма защиты прав граждан в настоящее время получила новый импульс, поскольку с 15 сентября 2015 г. в России вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. В его положениях говорится об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено «лицами, действовавшими в официальном качестве», т. е. государственными и муниципальными органами, их должностными лицами и служащими, а также об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций. Право на обращение в суд как одна из форм самозащиты прав граждан означает возможность для каждого в установленном законом порядке требовать от суда как от органа правосудия обеспечения и защиты своих субъективных прав посредством справедливого и беспристрастного рассмотрения и разрешения дела.

    Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения являются проявлением свободы массовой информации, которая связана с тем, что «запретных тем» для СМИ нет, в том числе и тем, связанных с нарушением прав граждан. В настоящее время зарегистрировано более 83 тыс. печатных средств массовой информации, хотя более 90% из них принадлежат частным лицам, тем не менее они зачастую используют свой ресурс для помощи гражданам, чьи права нарушены путем освещения таких нарушений. В России действует более 350 тыс. общественных объединений, многие из которых достаточно эффективно защищают права не только своих членов, но и всех обратившихся к ним граждан.

    Публичные выступления граждан в защиту своих прав - это крайняя мера рассмотрения тех проблем граждан, которые длительное время не находили своего разрешения. Митинги, собрания, шествия, демонстрации, пикетирования призваны привлечь внимание органов власти, общественности к нарушениям прав и свобод, заставить обратить на них внимание и принять меры к их устранению. Однако применение данной формы защиты прав граждан требует от самих граждан четкого соблюдения закона о порядке проведения публичных мероприятий, соблюдения прав граждан и организаций при их проведении.

    Обращения в международные органы по защите прав человека используются в том случае, когда в своем государстве гражданин не смог получить адекватную защиту своих прав. В настоящее время существует достаточно большое количество международных органов, которые так или иначе связаны с защитой прав человека. Наибольшей популярностью у россиян пользуется обращение в Европейский суд по правам человека. Так, на 30 сентября 2015 г. в Европейском суде по правам человека ожидали своего рассмотрения 9250 жалоб россиян. Всего за период с 1998 по 2014 г. в этот международный правозащитный орган гражданами России было подано около 130 тыс. жалоб, из которых более 117 тыс. жалоб было признано неприемлемыми. Однако существование международных органов по защите прав человека заставляет государства более внимательно относиться к нарушениям прав граждан на своей территории, принимать меры по недопущению впредь подобных нарушений.

    Формы защиты прав человека - это порядок осуществления деятельности по восстановлению нарушенного права человека. Такой порядок может носить как юрисдикционный, так и внеюрисдикционный характер. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных прав личности. Внеюрисдикционная форма - это самостоятельные действия граждан по защите своих нарушенных прав без обращения в данные органы.

    Юрисдикционная форма предполагает прежде всего деятельность государства и его органов по защите прав граждан. Это могут быть как органы общей компетенции, так и специальные правозащитные органы. Особая роль здесь отводится судебным органам, значение которых в защите прав человека приоритетно.

    Внеюрисдикционная форма предполагает возможные действия граждан по охране и защите своих прав: права на жизнь (необходимая оборона), права на здоровье (профилактика заболеваний), права собственности (принятие мер по защите своего жилища) и др.

    В реальной жизни все вышеперечисленные способы и формы защиты прав человека тесно связаны и могут использоваться как одновременно, так и последовательно. Только сам человек решает, каким именно способом ему воспользоваться при нарушении его прав, в какие именно органы ему обратиться, какую форму защиты предпочесть.

    Способы защиты можно рассматривать еще и применительно к субъектам, чьи права нарушаются. В зависимости от того, может ли такой субъект защищать свои права в полной мере, используя все формы и способы защиты, можно выделить обычных субъектов и субъектов с особым статусом.

    К обычным субъектам можно отнести совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации, который получает постоянный доход и не имеет особых проблем со здоровьем. Такое лицо, независимо от пола, национальности, места жительства и других обстоятельств, вправе и может воспользоваться всем арсеналом способов и форм защиты своих прав. Это лицо имеет представление о своих правах, свободах и обязанностях, механизмах их реализации и возможностях защиты в случае нарушений.

    В том случае, если есть отклонения от данного статуса, то включаются компенсаторные механизмы, повышающие ответственность именно государства и его органов за защиту прав тех людей, которые по каким-то причинам не могут в полной мере защитить себя сами. К субъектам защиты прав человека с особым статусом можно отнести: несовершеннолетних; лиц с ограниченными возможностями здоровья; лиц, находящихся в местах лишения свободы; мигрантов и др. По отношению к данным субъектам применяются особые, повышенные меры защиты их нарушенных прав, призванные обеспечить им государственную поддержку в сложной жизненной ситуации.

    Проведя анализ способов и форм защиты прав человека, следует отметить, что нарушения прав человека могут исходить как от других лиц, крайней формой здесь выступает совершение преступления, так и от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, которые посягают на возможность реализации предоставленных государством прав. Однако обязанностью именно государства выступает создание таких способов и форм защиты прав граждан, которые помогут в максимальной степени предотвратить их нарушение, обеспечить безопасность человека, его достойную жизнь и свободное развитие.

    • 4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 2 мая 2015 г.) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485, 2015; № 18. Ст. 2617.
    • 5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. (ред. от 3 ноября 2015 г.) № 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060; 2015. № 45. Ст. 6206.
    • 6. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Литанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Серия 60: Бакалавр. Прикладной курс. М.: Юрайт, 2015.
    • 7. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О. И. Тиунова. М.: Норма, 2005.
    • Андреев Ю. Н. Механизм гражданско-правовой зашиты. М.: Норма; ИНФРА-М,2010.С. 117. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключенав г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // СЗ РФ. 2001.№ 2. Ст. 163.
    • Кодекс административного судопроизводства: Федеральный законот 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2015.№ 10. Ст. 1391; 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 45.

    1Г.Ю. Курскова

    СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В данной статье рассматривается система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Обращается особое внимание на несудебные институты государственной защиты, в первую очередь институт уполномоченного по правам человека. Рассматриваются деятельность неправительственных правозащитных организаций, международные механизмы защиты прав человека. Автор анализирует деятельность Европейского суда по правам человека, комитетов и комиссий, созданных в рамках ООН и на основе региональных соглашений. Подчеркивается, что созданная в России система защиты прав и свобод человека -показатель развития демократического политического режима.

    Ключевые слова: права человека, юридические гарантии, система защиты прав человека, международные механизмы, стандарты в области прав человека, международные документы, конституционное правосудие, неправительственные правозащитные организации, институт уполномоченного по правам человека.

    В современных условиях защита прав человека становится «одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес и приоритет общечеловеческих ценностей»1.

    В Конституции РФ 1993 г. закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Конституцией РФ гарантируется гражданам государственная защита прав и свобод, закрепляется за гражданами право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

    Совокупность благоприятных условий и средств, обеспечивающих выполнимость прав человека и гражданина, именуется гаран-

    © Курскова Г.Ю., 2009

    тиями. В зависимости от сферы распространения существуют международные и внутригосударственные гарантии прав человека.

    Большую роль играет группа юридических гарантий, разделяющихся на гарантии охраны прав и гарантии защиты. Структура юридического механизма гарантий прав человека включает закрепление прав человека в позитивных нормах, определение границ и способов осуществления субъективных прав, утверждение правил ограничения прав, дифференциацию режимов реализации прав, фиксацию процедур охраны и защиты прав, установление ответственности и других мер принуждения за нарушение прав, указание на формы и размеры восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного вреда, меры профилактики и предупреждения возможных нарушений прав2.

    Закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина соответствуют общепринятым стандартам, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах.

    Защита прав и свобод человека и гражданина, являясь конституционно-правовой и международно-правовой обязанностью современного государства, осуществляется с помощью системы принципов, предназначенных для этих целей.

    К принципам, утвердившимся в послевоенный период в системе национального, регионального и международного права, прежде всего относится признание прав и свобод человека в качестве естественных, неотъемлемых ценностей, их приоритетного значения в системе внутригосударственного и международного права; далее -закрепление на уровне конституции и международных пактов непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей власти; признание индивида субъектом международно-правовых отношений. В системе защиты прав и свобод человека в России можно выделить государственные институты несудебной защиты, органы местного самоуправления, судебную систему, неправительственные правозащитные организации. Кроме того, существует международная система защиты прав человека (система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство).

    Рассмотрим основные из них.

    Общая направленность деятельности органов государственной власти определяется конституционным положением о том,

    что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). В соответствии с законодательством РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны систематически проверять состояние работы по рассмотрению жалоб граждан.

    Президент Российской Федерации как гарант Конституции призван быть гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). Это осуществляется прежде всего через участие в законотворческой деятельности. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, образованная Указом Президента в сентябре 1993 г., является совещательным и консультативным органом при Президенте и содействует реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. Основные задачи, стоящие перед комиссией: совершенствование механизма обеспечения прав и свобод личности, содействие координации деятельности органов государственной власти по реализации государственной политики в области обеспечения и защиты прав человека и гражданина. (В настоящее время данная комиссия переименована в Совет по содействию развитию гражданского общества и прав человека.)

    Одной из несудебных инстанций рассмотрения жалоб на нарушения прав является Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, рассматривающее жалобы, адресованные Президенту и Администрации Президента.

    Наряду с законотворческой деятельностью Федеральное собрание осуществляет и правозащитную функцию: депутаты рассматривают обращения, ведут прием граждан. По наиболее значимым проблемам проводятся парламентские слушания, создаются комиссии, занимающиеся решением конкретной проблемы, связанной в том числе с защитой прав человека.

    Деятельность правительства по обеспечению и защите прав человека не ограничивается правоохранительными функциями: в министерствах и ведомствах существуют структуры, занимающиеся жалобами и заявлениями граждан.

    Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. Основными направлениями надзорной деятельности являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

    Важную роль в защите прав и свобод человека играет институт Уполномоченного по правам человека. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., впервые говорится о необходимости создания данного института. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 г., а деятельность Уполномоченного регулируется в соответствии с Федеральным конституционным законом.

    Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» определил статус, компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, отмечает ст. 2.1 Федерального конституционного закона, учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих восстановление нарушенных прав и свобод. В ст. 4-й закона особо подчеркивается, что «введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции».

    Ежегодные государственные доклады Уполномоченного по правам человека позволяют судить о роли этого института в защите прав и свобод человека в Российской Федерации. Количество жалоб и обращений граждан: 1998 г. (с 22.05.98) - 6979; 1999 г. -22 815; 2000 г. - 24 985; 2001 г. - 30 056; 2002 г. - 33 455; 2003 г. -31047; 2004 г. - 30 392; 2005 г. - 33 425 (из них принято к рассмотрению 27 329 обращений граждан, что на 7,8% больше, чем в 2004 г. (25 384); 2006 г. - 29 933. Тематика обращений существенно не изменилась: преобладают жалобы на нарушения гражданских прав - 46,7%, социальных прав - 34,3% и экономических прав - 15,5%; количество жалоб на нарушение политических и культурных прав составило 3,2% и 0,3%); 2007 г. - 28 617 (подавляющее большинство жалоб (98,2%) поступило от заявителей с территории Российской Федерации, остальные - из стран СНГ и Балтии, а также из дальнего зарубежья)3.

    Кроме того, большое место в деятельности Уполномоченного занимают специальные доклады по наиболее актуальным проблемам

    защиты прав человека, в которых обобщены типичные и носящие массовый характер нарушения прав человека.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом, с Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации.

    Судебная защита прав человека - это совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий по признакам национальной, расовой, половой, социальной, языковой или политической принадлежности, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды4.

    Согласно ч. 1 и 2 ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом, как носителем судебной власти, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Под правозащитной функцией суда понимается воздействие суда на общественные отношения, имеющее своей целью принудительное осуществление или восстановление нарушенных либо оспариваемых прав и свобод человека и гражданина.

    Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции, в установлении гарантии их самостоятельности, независимости, в определении видов компетенции и принципов судопроизводства, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой прав и свобод, обжаловании судебных решений.

    Судебная защита осуществляется всеми судами, создание и функционирование которых предусмотрено конституционным законом от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации». В соответствии с данным законом судебную систему составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов федерации.

    В деятельности Конституционного суда в соответствии с федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1) значительное место занимает защита конституционных прав и свобод. Конституционное судопроизводство в российской правовой системе является новым инструментом, посредством которого возможна конституционная защита прав человека. Особенностью защиты прав в этом виде судо-

    производства является то, что здесь объектом обжалования является не действие (бездействие) должностного лица или какого-либо государственного органа, а действие закона, принятого государством, в отношении конкретного человека. Именно в конституционном судопроизводстве гражданин выступает против государства, его позиции, выраженной в определенном нормативном акте. В данном судопроизводстве могут быть поставлены вопросы об ограничении государства правом; в таком случае любой гражданин может «заставить» государство соблюдать его конституционные права. Следовательно, конституционное судопроизводство позволяет защититься от государства, восстановить нарушенное право, воздействовать на государство. Немаловажна и превентивная роль судебного конституционного контроля: законодатель должен учитывать возможность его обжалования в дальнейшем. Также в случае принятия решения Конституционным судом по жалобе гражданина законодатель обязан руководствоваться данным решением в регулировании сходных правоотношений.

    Отметим процедуры, посредством которых чаще всего осуществляется защита прав человека в конституционном производстве: непосредственные обращения граждан и их объединений (конституционные жалобы) и обращения судов, направляемые в процессе осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным подведомственным им делам (запросы о проверке закона примененного или подлежащего к применению в конкретном деле). Оба обращения могут направляться в связи с конкретным делом, т. е. применением на практике или возможностью такого применения, не соответствующего Конституции (процедура конкретного нормоконтроля), но жалобы граждан могут касаться только законов, нарушающих конституционные права граждан; в отношении запросов судов такого ограничения нет.

    Важное место занимает институт индивидуальной жалобы, открывающий человеку и гражданину прямой доступ в органы конституционного контроля. Правом на обращение в Конституционный суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан, общие суды любой инстанции (по жалобам и запросам о нарушении законом конституционных прав и свобод граждан). Письменное обращение в Конституционный суд может иметь форму запроса, ходатайства или жалобы5.

    Специфика обращений граждан и их объединений заключается в том, что они отстаивают одновременно со своим частным

    интересом защиты своего конституционного права еще и публичный интерес, заключающийся в «очищении» нормативной базы от неконституционных актов. Поэтому особое значение приобретают правовые последствия решений, принятых в результате осуществления конституционного правосудия Конституционным судом Российской Федерации.

    Индивидуальная жалоба расценивается доктриной и практикой как средство обеспечения и развития конституционно-правовых начал демократии, основу которой составляют права и свободы человека. Поэтому правомерно считать, что конституционная жалоба не только защищает индивида и его субъективные права, но способствует реализации принципа правового государства о связанности всех ветвей власти Конституцией и законом, гарантирующим права и свободы человека. В этом смысле индивидуальная жалоба выступает как специфическая гарантия конституционного права. Более того, предоставляя гражданину возможность вступать в спор с государством и его органами, даже с самим законодателем, институт индивидуальной жалобы содействует интеграции граждан в процесс управления государством и обществом.

    Правовые позиции Конституционного суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех властных органов (ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации»), а также и для самого Конституционного суда.

    Итак, в системе указанных форм конституционного контроля права человека становятся доминирующим критерием, в соответствии с которым органы конституционного правосудия выносят свой вердикт.

    Система судов общей юрисдикции установлена Конституцией РФ (ст. 126), федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 4, 19-22, 28), «О военных судах Российской Федерации», федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Система судов общей юрисдикции состоит из федеральных судов общей юрисдикции и из судей общей юрисдикции субъектов Федерации (судами общей юрисдикции субъектов Федерации являются мировые судьи).

    Согласно Конституции Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд может изъять любое гражданское дело из нижестоящего суда и принять его к своему

    производству в качестве суда первой инстанции. Это гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента, Правительства, Федерального собрания РФ, нормативных актов федеральных министерств и ведомств и иных органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан. Верховному суду подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе или по инициативе Генерального прокурора при наличии ходатайства обвиняемого. Жалобы от граждан принимаются с приложением надлежаще оформленных (заверенных соответствующими судами) судебных материалов. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

    Особое место в судебной защите играет защита избирательных прав граждан, поскольку ограничение (нарушение) избирательных прав характеризует политический режим.

    Свою лепту в защиту избирательных прав (а защита избирательных прав граждан относится к гражданскому судопроизводству) вносит и деятельность Верховного суда Российской Федерации6.

    Таким образом, выполняя стоящие перед ними задачи, суды общей юрисдикции осуществляют полномочия посредством гражданского, военного, административного, уголовного судо-производств.

    В системе органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенных прав, особое место занимают арбитражные суды, под которыми понимаются органы судебной власти, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По Конституции РФ (ст. 127), Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Исходя из цели деятельности арбитражных судов, определяются задачи судопроизводства, среди которых в качестве приоритетных является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность (ст. 2 АПК).

    Важную роль в системе защиты прав и свобод человека играют неправительственные правозащитные организации, деятельность

    которых основана на Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. Так, ч. 2. ст. 45 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Это положение в совокупности с ч. 1 ст. 30 являются конституционной основой деятельности НПО. Основными законами, регулирующими деятельность НПО, являются федеральные законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях». Неправительственные правозащитные организации специализируются на защите прав определенных категорий населения (детей, беженцев, инвалидов, заключенных), по отдельным видам нарушений прав человека (на жизнь, на свободу передвижения, избирательных прав и т. д.), занимаются комплексными проблемами, относящимися к правам человека (образованием и просвещением в области прав человека, мониторингом прав человека, международным сотрудничеством).

    Действующие международные нормы в сфере защиты прав человека представляют собой такую систему его международной защиты, которую можно определить как всестороннюю. «Международно-правовые стандарты - разновидность международных норм, имеющих юридический характер, т. е. являющихся частью системы норм международного права»7. Международные стандарты гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина и их защиту независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Законодательство демократических государств, включая Российскую Федерацию, на конституционном уровне закрепило эти стандарты.

    Международные документы (договоры, декларации, рекомендации, резолюции), содержащие нормы (стандарты) по правам человека, принятые международными организациями, называются инструментами8. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г., содержит фундаментальные права и свободы: гражданские права (ст. 3-19), политические права (ст. 20-21), экономические, социальные и культурные права (ст. 22-28), не устанавливая иерархии среди них. Было принято свыше 90 документов в области прав человека.

    Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (международные суды по правам человека, международные организации, комитеты, комиссии, рабочие

    группы), специальные докладчики. На основании ст. 68 Устава ООН в 1946 г. была создана Комиссия по правам человека в качестве фундаментальной. СССР и РФ входят в состав комиссии с 1947 г. Подкомиссия по поощрению и защите прав человека (до 1999 г. - Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств) была учреждена Комиссией по правам человека для проведения исследований в области прав человека. Кроме того, задачей подкомиссии является подготовка для Комиссии рекомендаций о предотвращении любого рода дискриминации, связанной с правами человека. Она рассматривает нарушения прав человека посредством рабочих групп, специальных докладчиков и исследований.

    Комитет по ликвидации расовой дискриминации контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1965 г. и вступившей в силу в 1969 г. РФ как правопреемница СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции. В структуре ООН существуют организации, призванные стоять на защите прав и свобод человека, - ЮНЕСКО, МОТ. Так, Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 г. (с 1946 г. - специализированное учреждение системы ООН), рассматривает специальные обзоры ситуации (доклады государств-членов МОТ) с точки зрения дискриминации в сфере занятости.

    Наиболее распространенный способ обеспечения прав человека - международные процедуры. Международные процедуры в области защиты прав человека представляют собой порядок, правила рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятия решений по сообщениям, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека. В рамках ООН разработано большое число процедур контроля за соблюдением прав человека: рассмотрение докладов участников комитетами; рассмотрение Комиссией по правам человека индивидуальных жалоб по поводу нарушений прав человека; изучение Комиссией по правам человека и Генеральной Ассамблеей ситуации с правами человека в отдельных государствах.

    Защита прав человека международными должностными лицами представлена деятельностью Верховного комиссара ООН по правам человека, в обязанности которого входят: проведение в жизнь и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав; активная помощь в устранении препятствий на пути к полной реализации прав человека; предотвращение нарушений прав человека; расширение международного

    сотрудничества в поощрении и защите прав человека; координация действий по поощрению и защите прав человека посредством системы ООН. Кроме него, в рамках ООН действует Верховный комиссар по делам беженцев на основе Устава Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В рамках государств -членов Совета Европы введена должность Комиссара Совета Европы по правам человека.

    Международная судебная защита представлена Международным уголовным судом и Европейским судом по правам человека. Международный уголовный суд, учрежденный в качестве независимого органа, действует в случае совершения преступлений, попадающих под его юрисдикцию и в отношении преступлений, совершенных после вступления в июле 2002 г. в силу Римского статута Международного уголовного суда. Суд наделен мандатом на осуществление процессуальных действий в отношении физических лиц и привлечения их к ответственности за преступления геноцида; преступления против человечности; военные преступления; преступления агрессии.

    Одним из важнейших шагов на пути выполнения обязательств, взятых на себя при вступлении в Совет Европы, стала ратификация Российской Федерацией 5 мая 1998 г. Европейской конвенции и протоколов к ней, впервые предоставившей российским гражданам право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека.

    Европейский суд по правам человека, созданный на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней, принял 4 ноября 1998 г. Правила (регламент) процедуры Суда, основании которого Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушений прав, признанных настоящей Конвенцией или протоколов к ней (ст. 34 данной конвенции). Обеспечение и защита конвенционных прав и свобод является задачей внутригосударственных судебных органов. В подавляющем большинстве государств-участников суды уже применяют Конвенцию с учетом решений Европейского суда и тем самым придают этим решениям прямое действие во внутреннем праве.

    Российская Федерация, подписав и ратифицировав международные договоры в области прав человека, признала международные стандарты и, обязуясь их исполнять, заявила о том, что человек - цель и высшая ценность государства Российского, а защита прав и свобод человека - обязанность государства.

    Примечания

    Лесняк В.В. Защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском законодательстве России // Юрист. 1999. № 1. С. 52.

    Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: социально-философские основы и государственно-правовое регулирование. М.: Юристъ, 2003. С. 278279.

    Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за последние девять лет.

    Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека: Международные и российские механизмы защиты. М., 2003. С. 303.

    Статья 37 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает общие требования к обращению, а ст. 97 определяет условия допустимости жалобы.

    Определение Верховного суда РФ от 21 февраля 2000 г. по делу № 34-ГОО-1 по жалобе Уткина Е.Г. на неправомерные действия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Мурманской областной думы по Мурманскому трехмандатному избирательному округу № 2 и избирательной комиссии Мурманской области на решения Мурманского областного суда от 16 декабря 1999 г., которым жалоба удовлетворена // Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного суда Российской Федерации (1995-2000): В 2 т. / Отв. ред. О.Ю. Вельяшев. М., 2001. Т. 2. С. 667-669.

    Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Тиунова. М.: Норма, 2005. С. 535. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Указ. соч. С. 28.

    Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

    Защита прав и свобод человека и гражданина

    Государственную защиту прав и свобод человека и гражданина гарантирует Конституция РФ (ч. 1 ст. 45). Это означает, что в обязанность государства входит различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).

    Гарантом прав и свобод выступает Президент России (ст. 80). Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

    Самозащита прав и свобод. Ни общество, ни законодатель не выработали такого эффективного механизма защиты от правонарушений, который бы позволил обеспечивать оперативную и адекватную охрану прав и законных интересов лица во всех случаях. Поэтому нарушенные права и свободы может защищать не только государство в лице его компетентных органов (суд, прокуратура и т.д.), но и сам человек может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными.

    Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.

    Способы самозащиты можно условно разделить на правовые и неправовые. Правовые способы самозащиты - это действия, урегулированные нормами права; неправовые способы самозащиты - это действия, прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия и др. К неправовым способам самозащиты прав можно отнести, например, голодовку и др.

    Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определённых видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны, крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооружённого или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определёнными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

    За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости.

    Международная защита прав и свобод. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

    Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

    Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

    Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации. Каждое государство-участника Конвенции представляет судья, избираемый сроком на шесть лет.

    Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяется издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

    а) законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

    б) административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

    в) специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России над законностью и целесообразностью действий и актов Правительства, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

    г) прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

    Судебная защита. В ряду прав и свобод человека и гражданина, закрепленных гл. 2 Конституции РФ, можно выделить группу прав, обеспечивающих гражданам судебную защиту. Эти права составляют часть общего правового статуса человека и гражданина и в то же время служат гарантиями этого статуса.

    В ряде случаев судебная защита является единственным средством правовой зашиты человека (например, реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим). Судебная защита выступает наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Уровень судебной защиты прав граждан рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества.

    Среди основных характеристик судебной защиты можно выделить следующие:

    · Всеобщность судебной защиты. Судебная защита является универсальной, поскольку основной чертой ее является всеобщность. Она распространяется на неограниченный круг лиц, поскольку правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения, а также иностранцы и лица без гражданства. Возможность защищать свои права через представителя получают и недееспособные физические лица.

    · Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.

    · Гарантированность судебной защиты установлением системы судов. Обеспечение судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, образованных в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», в четком определении их компетенции по защите прав и свобод граждан и других лиц, в установлении гарантий их самостоятельности, независимости, в определении видов и принципов судопроизводства, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений и т. п..

    · Невозможность ограничения права на судебную защиту.

    · Непосредственность действия права на судебную защиту. Судебной защите подлежат и те права и свободы, которые принадлежат индивиду в силу прямого указания Конституции РФ (основные, конституционные) и иных законов, нормативных актов, индивидуальных правовых актов или договоров, и те, которые не имеют нормативного закрепления в соответствующих законах, но не противоречат Конституции РФ.

    · Возможность обжалования любых решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: учебник для вузов [Текст] / под ред. О.И. Тиунова. -М.: Норма, 2005. - С. 324-334..

    Таким образом, судебная защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

    Возмещение вреда

    право свобода человек гражданин

    Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

    Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.

    Неотменяемость прав и свобод

    Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

    В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

    Основными из них являются:

    • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
    • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
    • равенство мужчины и женщины;
    • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
    • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
    • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

    Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

    Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

    • принудительный труд запрещается;
    • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
    • утверждается право на защиту от безработицы;
    • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

    Социальные права человека

    С экономическими правами тесно связаны социальные права.

    Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

    Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

    Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

    Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

    Культурные права человека

    Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

    В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

    Выбор редакции
    Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

    Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

    Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

    Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
    Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
    Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
    Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
    Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
    12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...