Отрасль законодательства понятие и виды. Основные отрасли российского права


Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

## #### #### #### ##
### ## ## ## ## ## ## ###
## ## ## ## ## ## ###
## ## ## ## #### # ##
## ## ##### ## ## # ##
## ## ## ## ## ######
## ## ## ## ## ##
## ###### ### #### ####

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Определение отрасли права и критерии выделения отраслей. Основные отрасли современного российского права. Правовая система как философское понятие. Правовой институт. Предмет и методы регулирования. Профилирующие, специальные, комплексные отрасли.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2008

    Понятие и структурные элементы системы права, различные классификации права. Предмет и методы правового регулирования как основания деления права на отрасли. Международное право и его взаимодействие с системой и нормами права Республики Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2011

    Система права: понятие, структурные элементы, соотношение и взаимосвязь с системой законодательства; развитие и способ организации. Предмет и методы правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты; частное и публичное право.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2011

    Понятие отрасли права как наиболее крупного подразделения системы права, регулирующего определенный род (сферу) общественных отношений. Основные отрасли в системе российского права. Основные функции, методы и принципы гражданско-правового регулирования.

    доклад , добавлен 11.05.2014

    Совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений как отрасль права. Анализ системы права Российской Федерации. Предметы и методы правового регулирования. Классификация основных отраслей права Российской Федерации.

    реферат , добавлен 27.05.2012

    Сущность и структура системы права. Отрасли права, критерии их обособления. Соотношение системы права с правовой системой общества. Основные отрасли современного российского права. Международное и внутригосударственное право: аспекты взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Понятие системы права, единство и согласованность составляющих его норм и дифференциация на отрасли и институты. Основные виды институтов права. Формирование и развитие новых отраслей права. Разделение права на частное и публичное в римской юриспруденции.

    презентация , добавлен 09.02.2014

Классифицируются по различным основаниям.

Классификация отраслей права (рис. 13)

Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности -материальные и процессуальные.

Рис. 13. Виды отраслей права

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли делятся:

  • на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, яапяются изначальными и восходят к древности;
  • вторичные - они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права;
  • с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования.

Примером комплексной отрасли права является хозяйственное право. Его концепция была предметом длительных дискуссий в 60-80-е годы XX в. Участники дискуссий стремились доказать или опровергнуть тезисы о существовании такой самостоятельной отрасли права. Противники концепции хозяйственного нрава считали, что его нельзя представить как какой-то целостный правовой комплекс, поскольку в его состав входят обширные блоки различных отраслей права. Помимо хозяйственного права к комплексным отраслям права относят иногда сельскохозяйственное право, право природо 11 ол ьзо ван и я.

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в липе его компетентных органов.

Рис. 14. Состав публичного права

Представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. Состав частного права представлен на рис. 15.

Различия публичного и частного права представлены на рис. 16.

Рис. 15. Состав частного права

Рис. 16. Различия между публичным и частным правом

Деление права на публичное и частное восходит к античной древности. Авторы деления права на публичное и частное — римские юристы. Они сами отмечали условность этого деления, ибо государство так или иначе может принимать или принимает участие и в частном праве. В современных условиях государство все активнее вторгается в регулирование экономических отношений. Это является свидетельством того, что «частная жизнь» потеряла свой сугубо автономный характер.

Отметим, что в Советском государстве концепция частного права вообще не признавалась. Все отрасли права считались публичными.

Краткая характеристика некоторых отраслей права

Среди всех отраслей системы российского права ведущее положение занимает . Это объясняется спецификой общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли. правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Преобладающим методом является императивный. Главный нормативный акт этой отрасли — Конституция (Основной закон) Российской Федерации, которая является актом прямого действия. Другие источники — федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов Федерации и др.

. Предметом отрасли являются общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц. Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т. д. Основной метод — императивный. Основные нормативные акты — Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

. Предметом его регулирования являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная отрасль права, регулирующая отношения хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т. д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники пользуются автономией в выборе вариантов поведения, т. е преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный. В силу большого нормативного объема гражданское право дифференцировалось. Отдельные комплексы норм гражданского права обособились сначала в правовые институты, а затем и в отдельные отрасли:

  • земельное право;
  • авторское право;
  • предпринимательское право;
  • изобретательское право;
  • патентное право и др.

К относятся: Конституция РФ, ГК РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, законы о собственности, о предприятиях и т. д.

. Предмет — общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой деятельности. Нормы дайной отрасли регулируют отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (вопросы организации труда и его оплаты; рабочее время и время отдыха; прием на работу и увольнение; заключение трудовых соглашений; заключение коллективных договоров и др.).

Основной метод - диспозитивный. Основными источниками трудового права являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, другие законы и подзаконные акты.

. Предмет данной отрасли составляют общественные отношения в сфере денежного обращения, банковских операций, формирования бюджета, взимания налогов и т. д. Субъектами указанных отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом. Основной метод - императивный. Основные источники — Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. законы о государственном бюджете, законы о банковской деятельности и др.

Земельное право. Предмет - общественные отношения в сфере землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной метод - диспозитивный. Источники — Конституция РФ, Земельный кодекс РФ и другие нормативные акты.

Уголовное право. Предмет - общественные отношения, охраняемые уголовным законом, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступления. Уголовное право объединяет юридические нормы, обеспечивающие охрану общественного и государственного строя, различных форм собственности, личности и прав граждан, поддержание правопорядка в стране. Данные нормы формируют понятие преступления, цели наказания и порядок его применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Система норм уголовного права образуется из двух частей: Обшей и Особенной. Метод- императивный. Основной нормативный акт — УК РФ.

Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследование преступления, отправление правосудия). Уголовно- процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношений с гражданами при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права устанавливают цели и задачи уголовного судопроизводства, права и обязанности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяют круг и правовое положение участников уголовного процесса.

Метод - императивный. Основным нормативным актом в этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданское процессуальное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении дел судами в сфере гражданского судопроизводства. В гражданском судопроизводстве разрешаются дела по спорам, возникающих из гражданских, семейных, и трудовых правоотношений.

Нормы гражданского процессуального права формируют цели, задачи, права и обязанности суда при отправлении правосудия по гражданским делам; определяют подведомственность и подсудность рассматриваемых споров, правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства. Метод - императивно-диспозитивный. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального.

  • - конституционное (государственное) право;
  • - административное право;
  • - гражданское право;
  • - предпринимательское право
  • - трудовое право;
  • - финансовое право;
  • - уголовное право;
  • - экологическое право;
  • - семейное право
  • - коммерческое
  • - жилищное и др.

Конституционное право -- ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет -- правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы -- дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).

Административное право -- совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.

Финансовое право -- отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли -- бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению.

Уголовное право -- совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания. Уголовное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей содержатся положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и т.д. В Особенной части предусматриваются конкретные виды преступлений и определяются наказания, применяемые за их совершение.

Экологическое (природоохранное) право -- молодая отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, юридических лиц и государства в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нормами этой отрасли закрепляются стандарты здоровой окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что экологическое право -- это комплексная отрасль современного российского права, сходная с аграрным или хозяйственным правом.

Гражданское право -- ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.

Подотраслями гражданского права являются авторское, изобретательское, наследственное право и другие, которые, впрочем, не тяготеют к обособлению. В качестве подотрасли гражданского права, тяготеющей к обособлению, можно выделить предпринимательское право.

Семейное право -- отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения Они устанавливают, в частности, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, определяют порядок и формы опеки и попечительства.

Трудовое право -- отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.

Земельное право -- отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли. Предмет регулирования: отношения между лицами, а также государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее обработке, эксплуатации, повышению плодородия, охране и т.д.

Исправительно-трудовое право -- отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д.

Международное публичное право -- не является составной частью национальной системы права. Это совокупность норм, а также принципов, содержащихся в международных конвенциях, договорах, актах, уставах международных организаций, регулирующих отношения между государствами и иными лицами, наделенными международно-правовой субъектноетью.

Международное частное право -- совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет -- отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер.

Конституционное право - ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет - правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы - дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).
Административное право - совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления.
Финансовое право - отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли - бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению.
Уголовное право - совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера.

Гражданское право - ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.
Подотраслями гражданского права являются авторское, изобретательское, наследственное право и другие, которые, впрочем, не тяготеют к обособлению. В качестве подотрасли гражданского права, тяготеющей к обособлению, можно выделить предпринимательское право.
Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения.
Трудовое право - отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.
Земельное право - отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли.

Уголовное процессуальное право - отрасль права, определяющая порядок производства по уголовным делам в период дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом.
Гражданское процессуальное право - отрасль публичного права, регламентирующая гражданское судопроизводство - рассмотрение судебных дел, вытекающих из споров по гражданским, семейным, трудовым, земельным, экологическим и некоторым видам административных правоотношений. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Арбитражное процессуальное право - сравнительно молодая отрасль права, которая определяет порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из хозяйственных споров между субъектами предпринимательской деятельности или между ними и государственными органами, а также вытекающих из некоторых видов административных правоотношений.
Международное публичное право - не является составной частью национальной системы права. Это совокупность норм, а также принципов, содержащихся в международных конвенциях, договорах, актах, уставах международных организаций, регулирующих отношения между государствами и иными лицами, наделенными международно-правовой субъектноетью.
Международное частное право - совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет - отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер.

Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов. Данная система является внешним выражением системы права.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

Федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);

Законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

Законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Принципы права - руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание.

Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, …».

Содержаниепринципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименованиеправовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.

Билет 32: Конституционное право как отрасль российского права: предмет, метод, система законодательства отрасли, основы конституционного строя, внутр структура к.права как отрасли, базисная роль в системе права РФ.

Конституционное право РФ - одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.


Похожая информация.


Система законодательства - это группировка правовых норм, принятых законодателем, т. е. законов и других актов парламента. К этим нормам примыкают подзаконные акты органов управления и судебная практика. Таким образом, система законодательства в целом - это система всех правовых норм.

Систему законодательства можно строить по горизонтали и по вертикали. По горизонтали - это разделение всего комплекса аконодательства на отдельные отрасли, регулирующие определенные области общественных отношений. Иными словами, это система его отраслей. По вертикали система законодательства строится по иерархии правовых норм. Вертикальный разрез связан, во-первых, с устройством государства: является оно простым (унитарным) или сложным (федеративным); и, во-вторых, с правовой силой самих норм (конституция, законы, другие законодательные акты, подзаконные акты). Ниже речь пойдет о горизонтальной структуре, о системе отраслей законодательства. О федеративной структуре законодательства мы будем говорить в следующем параграфе (об иерархии правовых норм рассказывалось в 3 предыдущей главы).

Разделение законодательства на отдельные отрасли, казалось бы, не должно вызывать серьезных трудностей. Нужно просто выделить отрасли по предмету регулирования, по той группе общественных отношений, которые составляют реальную жизнь правовых норм. Однако в нашей правовой теории проблема эта оказалась излишне усложненной.

В 1938 г. в докладе об основных задачах науки советского социалистического права А. Я. Вышинский (который занимал тогда пост Генерального прокурора страны и одновременно считался главным ученым-юристом) в директивном порядке определил отрасли советского права: государственное, административное, гражданское, трудовое, земельное, колхозное, уголовное, процессуальное и международное. Список был исчерпывающим, никаких других отраслей не предусматривалось. Отрасли, названные Вышинским, составили альфу и омегу системы советского законодательства (или системы социалистического права, как тогда говорили).

Однако в 50-е гг., особенно после XX съезда партии, когда дышать стало свободнее и появилась первая возможность с чем-то в официозе не соглашаться, выяснилось, что этот исчерпывающий перечень отраслей явно не достаточен. Потребности развития законодательства, обусловленные усложнением общественных отношений требовали расширения круга признанных ранее отраслей. Особенно остро этот вопрос встал во время дискуссии о хозяйственном праве, проходившей в конце 50-х - начале 60-х гг. В то время велась подготовка Основ гражданского законодательства и в связи с этим возникла проблема: должно ли гражданское законодательство регулировать имущественные отношения между всеми субъектами - и гражданами, и предприятиями - или только отношения с участием граждан, а отношения между предприятиями и другими юридическими лицами (хозяйственные отношения) нужно выделить в специальную отрасль и разрабатывать для нее специальные законы. В том, что хозяйственные отношения имеют серьезные отличия от отношений с участием граждан, никто не сомневался. Но достаточны ли эти отличия для формирования новой отрасли?

Для ответа на вопрос (а речь велась не только о хозяйственном праве, но и о других молодых отраслях) была создана теоретическая конструкция, основывающаяся на отличии отрасли нрава от отрасли законодательства. Отрасль права, по этой конструкции, должна была обладать своим собственным предметом регулирования (по принципу один предмет - одна отрасль права) и особым методом регулирования.

Если оба эти признака наличествовали, мы имели дело с отраслью права. Если же предмет <делился> с другой отраслью или метод оказывался несамостоятельным, то речь шла об отрасли законодательства.

По этой конструкции, отрасли права всегда выглядят образованиями первосортными, полноценными, а отрасли законодательства - подчас второсортными, не вполне полноценными. Чтобы признать отрасль законодательства отраслью права, нужно было признать за ней двойной мандат - свой предмет и свой метод. Отрасли, названные Вышинским, получили статус отраслей права, в отношении же молодых, нарождающихся отраслей вопрос решался каждый раз в длительных дискуссиях, увы, не всегда плодотворных. Был выдвинут и формальный признак отличия отрасли права от отрасли законодательства: первая (отрасль права) имела в качестве первичного основания конкретную правовую норму, а вторая (отрасль законодательства) - нормативный акт.

Так в теории права родилась дихотомия: отрасль права - отрасль законодательства. Нетрудно заметить, что такой подход был объясним нормативистским пониманием права. Если право - система норм и законодательство - также система норм, то дуализм самого понимания системы очевиден. Если отойти от нормативистской трактовки права, то проблема отпадает сама собой: система права - это идеи, нормы, отношения, а система законодательства - это составляющие его отрасли. С этой точки зрения можно и нужно говорить о системе отраслей законодательства, а категория <отрасль права> утрачивает свое содержание. Но такой упрощенный прием, решение проблемы с помощью простых силлогизмов вряд ли достаточны, дихотомию <система права - система законодательства> нужно рассматривать и по существу.

Можно констатировать, что теоретические доводы об отличии отрасли права от отрасли законодательства оказались несостоятельными, не получили практического подтверждения. Так, оказалось, что невозможно провести различие, границу между нормой права и нормативным актом. Может быть, норма - одно правило, а нормативный акт - несколько? Вряд ли, потому что и в норме может быть несколько правил, и в нормативном акте - только одно из них. Примеров тому немало. Но главное не в этом. Если на стадии первичного элемента чисто количественный признак еще может быть относительным критерием различия, то на стадии отрасли это его значение утрачивается полностью. Ведь отрасль - это всегда совокупность, а в совокупности норм или нормативных актов значение исходного элемента теряется. Как совокупности, и отрасли права, и отрасли законодательства оказывались тождественными по содержанию.

Не удалось доказать и тезиса о том, что определенной группе отношений соответствует одна и только одна отрасль права. Практика правового регулирования постоянно опровергала этот тезис, хотя он служил основой для конструкции системы отраслей права. Нельзя было найти ни одной группы отношений, регулируемых признанными отраслями права, которые не регулировались бы и другими отраслями. Наиболее ярко это было видно на примере таких фундаментальных отраслей, как гражданское и административное право. В регулировании имущественных отношений (предмет гражданского права) и управленческих отношений (предмет административного права) участвуют многие другие отрасли права - трудовое, земельное, природоохранительное, финансовое и др. Это очевидное несоответствие исследователи попытались разрешить с помощью идей о разных уровнях системы права, о наличии профилирующих и специальных, основных и комплексных отраслей. Неподобные попытки лишь усложнили вопрос, перевели его в очередное терминологическое противоречие, но не внесли ясности. Какие бы термины ни использовать, основной вопрос остается: есть соответствие определенной группы общественных отношений определенной отрасли права (и только ей) или нет? Практика свидетельствует, что подобной односторонней связи нет, что для всех известных отраслей права и групп общественных отношений характерна многосторонняя связь. Значит, предмет не может служить однозначным признаком отрасли права. Таков однозначный вывод практики правового регулирования.

Но допустим, что практика ошибается, идет в неверном направлении. Можно ли теоретически обосновать конструкцию <один предмет - одна отрасль>? Чтобы ответить на этот вопрос положительно, нужно было бы найти такую группировку, такую структуру общественных отношений, которая совпадала бы со структурой отраслей права. Сделать это, как неоднократно доказывалось в литературе (выше мы об этом говорили), невозможно. Все известные критерии деления общественных отношений непригодны для правовой классификации. Правовое регулирование, напомним, осуществляется через три слоя, три <сквозных жилы> в общественных отношениях: имущественные отношения, управленческие отношения и отношения по обеспечению общественного порядка. Если допустить, что каждому слою соответствует своя отрасль права, то мы получаем искомую систему, построенную по предметному критерию. Возможно, на ранних этапах развития права так оно и было. Об этом свидетельствует историческое деление права на частное и публичное. Но затем правовое регулирование все более и более усложнялось, далеко перешагнуло рамки частного и публичного права, как бы растеклось по множеству отраслей. Процесс этот продолжается и сейчас во всех развитых странах. О прошлом напоминает только положение государственного, административного, гражданского и уголовного права в общей системе права. Рецепцией конструкции публичного и частного права в современных условиях явилась идея профилирующих отраслей права, к которым прежде всего было отнесено государственное, административное, гражданское и уголовное право. Но в современных условиях, когда и сами общественные отношения, и их правовое регулирование значительно усложнились, выделить в чистом виде имущественные, управленческие и охранительные отношения как объекты правового регулирования невозможно. Эти отношения регулируются не сами по себе, а в определенных сферах, которым подчинено отраслевое регулирование: в хозяйстве, в труде, в семье, в экологии и др. Регулирование фактически осуществляется в пределах каждой сферы, а они не разделены стенками и сплошь и рядом <наползают> друг на друга, пересекаются. И вот здесь-то и кроется неустранимое теоретическое противоречие конструкции <один предмет - одна отрасль>. Если исходить из того, что имущественные отношения составляют предмет гражданского права, управленческие - государственного и административного, а охранительные - уголовного, то предмета для других отраслей не остается. А если исходить из того, что каждая из специальных отраслей (хозяйственное, трудовое, семейное, природоохранительное и др.) <отрезает по куску> предмета у исторически исходных отраслей, то предмет последних приобретает остаточный характер и постепенно исчезает. Для конструкции системы отраслей права это убийственно.

Следовательно, конструкция <один предмет - одна отрасль права> не находит подтверждения.

Точно так же не подтверждается конструкция <один метод - одна отрасль>. Выше, в изложении вопроса о характере правового регулирования (2 предыдущей главы) было показано, что правовому регулированию присущи, в принципе, всего два метода - диспозитивный и императивный. В каждой отрасли в большей или меньшей степени используются оба метода. Сочетание методов, преобладание императивных или диспозитивных начал, обусловленное природой регулируемых отношений, имеет свои особенности в той или иной отрасли. Но ни одна отрасль не обладает единственным, неповторимым методом.

При характеристике метода правового регулирования, помимо начал диспозитивности и императивности, используется и такой признак, как правовое положение субъектов (сторон) регулируемых отношений. По правовому положению стороны могут быть либо равноправны, либо находиться в отношениях власти - подчинения. Равноправие сторон отличает диспозитивный характер регулирования. Эти особенности метода и характера регулирования свойственны в основном имущественным отношениям, они охватывают главным образом гражданское законодательство и тесно связанные с ним отрасли. Отношения власти - подчинения относятся к императивному регулированию.

Эти черты свойственны управленческим отношениям, они охватывают главным образом конституционное и административное законодательство и связанные с ними отрасли. Статус равенства субъектов и статус власти - подчинения не свойственны только той или иной отрасли. Оба статуса используются во всех отраслях, поскольку каждая из них регулирует имущественные и управленческие отношения в определенной сфере. Следовательно, и с позиций правового положения субъектов отношений ни одна отрасль не обладает единственным, неповторимым методом.

Полагаем, что сказанного достаточно, чтобы даже с позиций нормативистского правопонимания убедиться в некорректности различия отраслей права и законодательства. Тем более очевидна эта истина с позиций ненормативистского понимания, когда право рассматривается не только как система правовых норм. Как система правовых норм понимается законодательство, именно в нем нужно проводить группировку по отраслям. Система законодательства в горизонтальном разрезе - это система его отраслей. В терминологии сохраняется и, повидимому, еще долго будет сохраняться термин <отрасль права>. Нужно только иметь в виду, что между этим термином (когда речь идет о системе норм) и термином <отрасль законодательства> нет различий. В обоих случаях речь идет о системе норм, регулирующих определенную область общественных отношений. С позиции различия права и закона корректнее, говоря об отрасли, употреблять термин <отрасль законодательства>. Однако речь шла вовсе не о терминологических несовпадениях. Сама конструкция отраслей права оказалась окостенелой, застывшей, не учитывающей динамику правового регулирования и неизбежное появление новых отраслей. Вот почему эта конструкция должна уступить место идее отраслей законодательства, идее более подвижной, динамичной.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...