Правовой статус мигрантов в российской федерации и за рубежом. Миграционное право в РФ


Проблема определения правового статуса мигрантов в настоящее время активно обсуждается как учеными, так и практиками. Споры ведутся, прежде всего, о конкретном содержании правового статуса той или иной категории мигрантов. К сожалению, отсутствует до сих пор единое мнение о том, каковы особенности правового статуса мигрантов по отношению к иным категориям населения, позволяющие говорить о необходимости выделения специального правового статуса.

Исходя из деления правового статуса личности на общий, родовой и видовой, по отношению к мигрантам должно использоваться понятие родового правового статуса. "Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан... Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством".

В рамках родового правового статуса можно выделить видовые правовые статусы: беженца, вынужденного переселенца, иностранного работника (трудящегося-мигранта) и др. К подобному выводу пришел и Экономический Суд СНГ в Решении N С-1/14-96 "О толковании понятий "беженец", "мигрант", "вынужденный переселенец" применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключенному 24 сентября 1993 г.: в соответствии с общим значением понятия "мигрант" за ним необходимо признать статус родового понятия, включающего в себя все категории лиц, осуществляющих пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ.

Родовой правовой статус мигранта в российском законодательстве не определен, федеральным законодателем не используется даже понятие "мигрант". В то же время в литературе нередко высказывается мнение о необходимости разработки "общего правового статуса мигранта". Однако следует признать практическую и методологическую сложность решения подобной задачи, в том числе из-за чрезвычайно широкого предмета регулирования подобного нормативного правового акта.

На теоретическом уровне можно выделить несколько особенностей, позволяющих говорить о наличии родового правового статуса, объединяющего видовые категории мигрантов.

Первая особенность состоит в том, что мигранты являются категорией населения, специфика статуса которой связывается с осуществляемыми ими пространственными перемещениями через государственные или административные границы. Следствием миграции является появление значительных по численности групп населения, большей частью не адаптированных к новым условиям проживания и не ассимилированных среди коренного населения. Поскольку наличие мигрантов влияет на экономическую, демографическую, политическую, криминологическую ситуацию в принимающем государстве или административно-территориальной единице, очевидна необходимость специального регулирования правового статуса данной категории населения.

Практически всегда миграционное перемещение влечет изменение правового статуса - это вторая особенность. "Особый правовой статус мигранта будет зависеть от видового различия мигрантов (беженец, вынужденный переселенец, иностранный работник и т.д.) и заключаться в дополнительных правах и обязанностях".

Международные мигранты, находясь вне территории страны, гражданами которой являются, с одной стороны, как правило, сохраняют права и обязанности по отношению к государству гражданской принадлежности, а с другой - дополнительно приобретают определенные права и обязанности государства пребывания, становясь "трудящимися-мигрантами", "беженцами", "нелегальными мигрантами" и т.д. Статус внутренних мигрантов также может изменяться в зависимости от субъекта Федерации - места пребывания или проживания.

1. права, свободы и обязанности, закрепленные нормами международного права и международными соглашениями;

2. права, свободы и обязанности, установленные нормами национального законодательства:

· права и обязанности, предоставленные в государстве гражданской принадлежности (преимущественного проживания) либо в административной единице, откуда была осуществлена миграция;

· права и обязанности, предоставленные мигрантам в государстве или административной единице, в которое лицо осуществило миграцию.

3. права, предоставляемые мигрантам органами местного самоуправления (потенциальные меры социальной поддержки и социальной помощи).

Третья особенность - временный, переходный характер статуса. По общему правилу статус мигранта возникает после соответствующего обращения в государственные органы, в том числе дипломатические и консульские учреждения, либо вследствие фактического пересечения государственных или административных границ, а утрачивается после выезда из государства пребывания или после получения его гражданства. Как подчеркивает Т.Н. Юдина, мигранты, которые въезжают в развитую страну впервые, обычно не имеют намерения обосноваться там постоянно. Например, согласно результатам социологических исследований средняя продолжительность проживания за рубежом украинских трудящихся-мигрантов составляет около 12,5 месяцев. В свою очередь принимающее государство предоставляет соответствующий правовой статус тоже на определенное время.

Так, по российскому законодательству лицо признается беженцем на срок до трех лет с возможным последующим ежегодным продлением, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет также с возможным ежегодным продлением; иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность на срок действия трудового договора либо на время выполнения работ при заключении гражданско-правового договора, при этом время пребывания с момента въезда на территорию Российской Федерации не может превышать одного года. В случае если целью миграции является изменение постоянного места жительства и изменение гражданства, статус мигранта может быть переходным по отношению к статусу гражданина государства пребывания. В данной ситуации можно вести речь о постоянной миграции.

Несмотря на указанные особенности, говорить о целесообразности нормативного определения общего правового статуса мигранта как такового не стоит, достаточно будет просто определить понятие "мигрант" в действующем законодательстве. Возможно, на сегодняшний день следует урегулировать более узкий по объему статус международных мигрантов (в частности, иммигрантов). Анализ зарубежного опыта показывает, что многие государства идут именно по этому пути: иммиграционные законы приняты в Германии, Канаде, Великобритании, ряде государств СНГ (Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и др.). В основу такого акта могли бы быть положены нормы действующего Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Кроме предложенного деления правового статуса на общий, родовой и видовой, можно также предложить иную классификацию. Так, Скачкова Г.С. выделяет следующие пять видов правового статуса: международно-правовой, конституционный, отраслевой, специальный и индивидуальный. Содержание международно-правового статуса будут составлять права, свободы и обязанности, закрепленные нормами международного права; конституционно-правового статуса - закрепленные в конституции государства; права, свободы и обязанности, которые характерны для отдельных социальных слоев, социальных групп общества в силу специфики их социального, политического и даже географического положения, составляют специальный правовой статус.

Тем не менее говорить о конституционно-правовом статусе мигранта представляется не совсем корректно, поскольку ни в Конституции, ни в федеральных законах, относящихся к отрасли конституционного права, общий статус мигранта не раскрывается. На сегодняшний день можно выделить лишь конституционно-правовой статус отдельных категорий мигрантов, в частности, беженцев, вынужденных переселенцев. В отношении мигрантов в целом, на наш взгляд, более правильно говорить о конституционно-правовых основах статуса.

Статус беженца был разработан одним из первых по отношению к другим видам мигрантов, причем как на международном уровне, так и в Российской Федерации. Специфика заключается, прежде всего, в том, что беженцы, с одной стороны, обладают основными правами человека, которые применимы ко всем категориям лиц и носят универсальный характер, а с другой стороны, пользуются правами и привилегиями, присущими только им и которыми они обладают на основе универсальных и региональных международных актов, касающихся правового статуса беженцев..

Беженцы, действительно, имеют ряд специфических прав и привилегий, однако выделение в качестве обособляющего признака обладание основными правами человека представляется спорным. Основные права распространяются на любого человека, а не только на беженцев, в этом состоит смысл их универсального характера. Например, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. сказано, что договаривающиеся стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, указанные в данной Конвенции. Права и свободы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г, также распространяются на любого человека, без каких-либо ограничений.

Говоря об особенностях правового статуса беженцев, необходимо отметить следующее. Правовой статус гражданина (постоянного проживающего для лица без гражданства), предоставленный беженцу в государстве гражданской принадлежности, из которого он был вынужден уехать, носит формальный характер: он практически не может реализовать свои права и свободы в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Более того, беженец в отличие от большинства других категорий мигрантов не может или не желает в силу указанных опасений воспользоваться защитой "своего" государства, связь с ним фактически утрачена.

В соответствии со ст. 12 Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. При этом "ранее приобретенные беженцами права, связанные с его личным статусом, и, в частности, права, вытекающие из брака, должны соблюдаться по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем". Таким образом, в итоге правовой статус беженца регулируется преимущественно нормами международного права, а также нормами законодательства страны пребывания.

Правовой статус вынужденных переселенцев - иностранных граждан и лиц без гражданства также будет относительно широким, поскольку они уже обладали в установленном порядке правом постоянного проживания на территории данного государства и, соответственно, пользовались рядом дополнительных прав и обязанностей как постоянно проживающие.

Существует точка зрения, согласно которой приобретение статуса беженца или вынужденного переселенца влечет прекращение правоотношений миграции, а в основе новых правоотношений лежит фактор оседлости. Однако здесь следует учесть концепцию трех стадийности миграционного процесса. Как отмечает Л.Л. Рыбаковский, любой завершенный миграционный процесс состоит из трех стадий: исходной, или подготовительной стадии, представляющей процесс формирования территориальной подвижности населения; основной стадии, или собственно переселения населения, миграционных потоков; заключительной, или завершающей стадии, выступающей как приживаемость мигрантов на новом месте. Стадия приживаемости мигрантов как последняя стадия миграционного процесса не является одномоментной, она проходит в течение определенного периода времени. В этом смысле по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам стадия приживаемости (адаптации) формально будет длиться до момента получения статуса гражданина государства пребывания, статуса постоянно проживающего в нем лица и т.д.

Правовой статус трудящегося-мигранта формально в законодательстве Российской Федерации не закреплен. Ввиду сказанного можно говорить лишь о международно-правовом статусе трудящихся-мигрантов (Россия является участником Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., а также ряда двусторонних соглашений о социальной защите трудящихся-мигрантов). При этом правовой статус трудящегося-мигранта распространяется только на иммигрантов - иностранных граждан и лиц без гражданства, граждане Российской Федерации трудовыми мигрантами не являются.

Говоря об особенностях правового статуса отдельных категорий мигрантов, необходимо упомянуть проблему определения правового статуса так называемых "незаконных" или "нелегальных" мигрантов, т. е. лиц, прибывших или находящихся на территории Российской Федерации с нарушением правил въезда или пребывания. В некоторых источниках их называют лицами с неурегулированным правовым статусом.

Можно выделить два основных подхода к определению правового статуса данной категории мигрантов. Согласно первому из них лица, прибывшие или находящиеся на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка, находятся вне правового поля. Исходя из второго подхода, они все же обладают правами и обязанностями за определенными исключениями.

Лица, прибывшие или пребывающие на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка, обладают комплексом универсальных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами международного права, а также правами и свободами, содержащимися в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах и распространяющимися на каждого человека.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Поэтому тезис о нахождении незаконных мигрантов вне правового поля представляется весьма спорным. Проблема состоит в том, что без получения соответствующего правового статуса мигранты не смогут реализовать дополнительные права и свободы, принадлежащие им в соответствии с нормами международного права и национального законодательства как трудящимся-мигрантам, беженцам, вынужденным переселенцам и т.д. Кроме того, в случае подтверждения факта нарушения порядка въезда или пребывания на территории государства лицо может быть выслано за его пределы.

Таким образом, в содержание правового статуса мигрантов входят права, свободы и обязанности, предоставленные им в соответствии с нормами международного права, а также национального законодательства государства выезда и государства въезда (если речь идет о внутренних мигрантах - административно-территориальной единице выезда и, соответственно, въезда).

В 1977 г. в Страсбурге была подписана "Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов".

Государства - члены Совета Европы посчитали необходимым урегулировать правовое положение трудящихся-мигрантов, граждан государств-членов Совета Европы, с тем, чтобы обеспечить им, насколько это возможно, режим не менее благоприятный, чем тот, которым пользуются национальные трудящиеся принимающего государства, во всем, что связано с условиями жизни и работы. В категорию трудящихся-мигрантов не попали моряки, артисты, обучающиеся лица, сезонные и приграничные рабочие.

Конвенция заложила в процесс найма такие институты, как профессиональный экзамен и медицинское обследование, впоследствии получившие широкое распространение и в других странах как инструменты эффективного отбора наиболее подходящих для приема на работу иностранных граждан.

Договаривающиеся стороны обязались обмениваться между собой и снабжать кандидатов на эмиграцию соответствующей информацией о проживании, условиях и возможностях воссоединения с семьей, характере работы, возможностях заключения нового трудового договора после истечения первого, требуемой квалификации, условиях труда и жизни (включая ее стоимость), вознаграждении, социальном обеспечении, жилье, питании, переводе сбережений, проезде и отчислениях, производимых из заработной платы на социальную защиту и обеспечение, налогах и других отчислениях. Также мигранту обеспечивалось предоставление информации о культурных и религиозных условиях в принимающем государстве.

В случае, когда это требуется национальным законодательством, каждая договаривающаяся сторона должна была выдавать вид на жительство трудящимся-мигрантам, которым было разрешено заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью на ее территории. Вид на жительство мог быть отозван в случае нарушения трудящимся закона или невозможности продления в связи с медицинскими предписаниями.

Серьезные последствия имела реализация ст. 12 Конвенции, в которой устанавливалось, что супругу(е) трудящегося-мигранта, на законных основаниях работающего на территории договаривающейся стороны, и его не состоящим в браке детям, которые рассматриваются как несовершеннолетние на основании соответствующего законодательства принимающего государства и находятся на содержании трудящегося-мигранта, разрешается на условиях, аналогичных тем, которые предусмотрены настоящей Конвенцией в отношении допуска в страну трудящихся-мигрантов и в соответствии с процедурой такого допуска по законодательству или международным соглашениям, воссоединиться с трудящимся-мигрантом на территории Договаривающейся Стороны при условии, что последний располагает для своей семьи жильем, рассматриваемым как нормальное для национальных трудящихся в регионе, где он работает. Каждая договаривающаяся сторона может поставить использование такого разрешения в зависимость от периода ожидания, который не может превышать 12 месяцев.

Также устанавливалось, что любое государство может (но не обязано) в любой момент путем заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы, которое вступает в силу по истечении месяца со дня его получения, поставить, кроме того, воссоединение семьи в зависимость от наличия у трудящегося-мигранта стабильных средств, достаточных для удовлетворения потребностей его семьи. Таким образом, государство фактически сняло с плеч мигранта обязательства по обеспечению своей семьи, т.к. сама формулировка предписания носила диспозитивный характер. Кроме того, необходимость персонального обращения по частному вопросу к высокой инстанции автоматически делала процедуру формалистской, длительной и неэффективной.

Кроме того, в статье содержалась нечеткая формулировка о том, что "такое заявление (об отказе) как правило, не затрагивает просьб трудящихся-мигрантов, уже обустроившихся на части соответствующей территории, о воссоединении с семьей, представленных в компетентные органы власти до направления этого заявления Генеральному секретарю". Неоднозначным в данном случае был термин "обустроившийся", и отсутствие толкования в документе привело к более чем широкому пониманию данного термина, а обязательство в соответствии со ст. 18 предоставлять равное по сравнению с гражданами принимающей стороны социальное обеспечение способствовало увеличению потока мигрантов. Серьезным фактором явился также рост числа локальных конфликтов во 2-й половине ХХ в., породивший волну вынужденной миграции.

Масштабы вынужденной миграции в Европу в 1970-е гг. составляли около 30 тыс. беженцев в год. К середине 1980-х гг. число ищущих убежище несколько выросло - до 100 тыс. человек в год . Около 70% из них прибывали из Восточной Европы, быстро получали убежище и легко интегрировались в новой стране пребывания. Если отдельные страны не справлялись с этими потоками, то другие европейские страны, а также США, Канада, Австралия, ЮАР, Аргентина охотно предоставляли значительному числу беженцев разрешение на постоянное место жительства. Это была, как удачно называет ее Дж.Кьюмин, "ранняя форма распределения бремени, превратившаяся в столь спорную для стран Европы проблему" в настоящее время .

С середины 1980-х гг. этнические конфликты, военные противостояния и природные бедствия в различных регионах мира увеличили число беженцев . В 1986 г. оно возросло до 200 тыс. человек. В 1989 г. их стало уже примерно 317 тыс. .

В 1990-е гг. возникли новые этнические конфликты и гражданские войны в бывшей Югославии, странах СНГ, Африки и Азии. Они резко увеличили потоки мигрантов, искавших убежище в государствах Западной Европы. В 1992 г. на континенте было зарегистрировано около 700 тыс. вынужденных мигрантов , что стало максимальным показателем для послевоенной Европы. В это время многие страны Европы перешли к политике "нулевой иммиграции", основной целью которой стало оказание покровительства ограниченному количеству беженцев.

В 1997 г. количество ищущих убежище в Европе сократилось в 2 раза по сравнению с началом 1990-х гг. - до 333 тыс. человек. По оценке УВКБ ООН, в 1998 г. вынужденных мигрантов насчитывалось более 336 тыс. человек. В 1999 г. "этнические чистки" в Косово, военные действия НАТО в Югославии, продолжающиеся гражданские войны и вооруженные конфликты в некоторых странах Азии и Африки увеличили количество беженцев почти на 20% по сравнению с предыдущим годом - до 440 тыс. человек. Значительную долю их составляли албанцы из Косово, курды из Турции и Ирака, афганцы, сомалийцы и другие. В 2000 г. в Европе насчитывалось 435 тыс. беженцев.

В конце 1980-х гг. максимальное число беженцев в странах Европы мигрировало из Азии - Турции, Ирана, Ирака и Шри-Ланки. Меньшие цифры показали страны Восточной Европы - Польша, бывшая Югославия, Румыния и территория СССР. Лишь третье место занимали потоки беженцев из политически нестабильных стран Африки - Заира, Ганы, Анголы и Эритреи.

В начале 1990-х гг., после распада социалистического лагеря, продолжался по инерции поток иммигрантов из некоторых стран. К примеру, 1 / 3 всех претендовавших на статус беженца в Западной Европе происходила из Болгарии, Албании и Румынии. Обращение с просьбой об убежище обеспечивало им кратковременное пребывание на Западе, хотя не всегда сопровождалось угрозой преследования. По мере утверждения в этих государствах принципов свободы передвижения и демократии число заявлений о предоставлении убежища от граждан этих стран существенно сократилось.

На протяжении 1990-х гг. продолжался распад Югославии. Здесь этнические противостояния и гражданские войны сдвинули колоссальные массы населения с привычных мест проживания. Подобных вынужденных передвижений Европа не знала со времен Второй мировой войны. Поток людей, бежавших из различных частей этого балканского государства, резко увеличил количество прошений об убежище от жителей бывшей Югославии. Основное бремя миграционной нагрузки выпало на Германию, которая приняла примерно 350 тыс. боснийцев, 100 тыс. хорватов и представителей других этнических групп . Некоторые из них вернулись позже на родину, но многие остались в Германии.

В 1990 г. ООН приняла "Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей", в соответствии с которой государства-участники обязались уважать и обеспечивать права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые находятся на их территории или под их юрисдикцией без какого бы то ни было различия, как то: в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения.

С данного момента трудящиеся-мигранты и члены их семей могли свободно покидать любое государство, включая государство своего происхождения. Это право не подлежало каким-либо ограничениям, за исключением тех, которые предусматривались законом, необходимым для охраны национальной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Трудящиеся-мигранты и члены их семей приобрели право в любое время въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.

В 1992 г. число беженцев из стран Восточной Европы достигло небывалого уровня - около 420 тыс. человек. Только с территории Югославии (Сербия и Черногория) в Европу прибыли около 220 тыс. беженцев, примерно 14 тыс. дал вооруженный конфликт в Боснии и Герцеговине. Миграция из Румынии и Болгарии достигла также максимального уровня - 116 тыс. и 34 тыс. человек соответственно. Из Албании в 1991 г. просили политического убежища в Европе 26,3 тыс. человек, из которых 21,3 тыс. прибыли в Италию в марте и были распределены по различным регионам страны . Второй поток беженцев из Албании прибыл в Италию в августе 1991 г. и состоял из 17 тыс. человек, однако они были задержаны и впоследствии депортированы. В 1991 г. своего максимума достигла и вынужденная миграция из стран бывшего СССР - 10,2 тыс. человек.

На протяжении последнего десятилетия Россия неоднократно проявляла себя как страна, готовая принять и разместить беженцев из сопредельных регионов. В период с 1995 по 2006 г. официальный статус беженца или вынужденного переселенца в органах Федеральной миграционной службы получили 118 116 человек (из них 405 - статус беженца).

Таким образом, в настоящий момент миграция является глобальным фактором, влияющим на государственно-политическое и социально-экономическое развитие стран, участвующих в миграционных процессах. Правовое регулирование в данной сфере носит как международно-правовой, так и локальный государственно-правовой характер. Нормы этих документов направлены на урегулирование вопросов въезда, трудоустройства, оплаты работы и зачета трудового стажа мигранта, его социального обеспечения и выезда по окончанию действия трудового договора (либо его последующее продление).

По мнению зарубежных специалистов, около 80 млн. человек живет сейчас в чужих странах (не считая бывшего Советского Союза и Югославии) и их число постоянно растет. Каждый год эмигрируют около 1 млн. человек, кроме того, еще 1 млн. ищут политического убежища в разных странах. К этому следует прибавить еще18 млн. беженцев, которые покинули свои дома из-за природных катастроф или преследования по политическим мотивам.

Трудящиеся-мигранты -- это лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

Основными задачами государственной миграционной политики являются: зашита прав и интересов мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий, совершенствование системы иммиграционного контроля; регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов с учетом климатических особенностей мест расселения; создание условий приема и размещения, стимулирующих активное участие мигрантов в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграция -- это совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя и внутренняя), виду (возвратная и безвозвратная). Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежища, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные лица, вынужденные переселенцы и др.), возвратной и безвозвратной. Незаконная миграция может быть внешней и внутренней (в том числе вынужденной и добровольной).Внешняя трудовая миграция относится к добровольной возвратной, может быть незаконной. Переселение рассматривается как безвозвратный вид миграции.

Субъектами внешней миграции являются: а) эмигранты, в том числе граждане КР, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического характера, а также по личным мотивам (воссоединение семей, вступление в брак); лица ранее прибывшие на территорию КР и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с ее территории; б) эмигранты транзитные--граждане бывшего Союза ССР, не являющиеся гражданами КР, постоянно проживающие в государствах -- бывших республиках Союза ССР и прибывающие в Кыргызстан; в) иммигранты-иностранцы (иностранные граждане и лица без гражданства), прибывшие в КР (находящиеся на территории КР) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца; г) иммигранты транзитные--иностранцы, прибывающие в КР с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны.

Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории КР, в том числе: а) граждане бывшего Союза ССР; б) граждане государств -- бывших республик Союза ССР, в том числе граждане КР; в) граждане других государств; г) лица без гражданства (апатриды); д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Субъектами незаконной миграции являются: а) эмигранты неконтролируемые--граждане КР, выезжающие с территории государств -- бывших республик Союза ССР в другие иностранные государства; б) эмигранты нелегальные -- граждане КР, нелегальным способом выезжающие за рубеж или пересекающие государственную границу КР с иностранными государствами; в) иммигранты незаконные: иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их намерениям; иностранцы, въезжающие по поддельным документам; иностранцы, прибывающие в Кыргызстан нелегально.

Временные иммигранты -- это лица, имеющие визу и разрешение на работу на определенный период. Некоторые из них совершают ежедневные поездки через границу. Другие являются сезонными рабочими и приезжают на несколько недель или месяцев.

Временные работники обычно имеют очень низкий уровень социальной защиты, поскольку они не живут в стране достаточно длительный период, чтобы внести свою долю в систему социального страхования. В США временные работники не могут получить пособие по инвалидности, поскольку они не платили налогов. Они также не получают пособия по безработице. Большинство стран Персидского залива, которые ввели бесплатное медицинское обслуживание для своих граждан, не распространяют его на временных иммигрантов.

Нелегальные иммигранты обычно находятся в наиболее ненадежном положении, поскольку в любое время могут быть депортированы. Однако это не означает, что они полностью лишены каких-либо прав. Например, в 1982 г. Верховный суд США постановил, что дети нелегальных иммигрантов могут иметь свободный доступ к системе образования, поскольку Конституция США провозглашает равную защиту законом всех людей, вне зависимости от того, являются ли они гражданами Америки или иностранцами. «Нелегалам» может быть также предоставлена медицинская помощь. В Японии нелегальные рабочие получают компенсацию за несчастные случаи на работе.

Иммигрантами могут быть граждане конкретного государства, имеющие статус «постоянно проживающего». Им открыт доступ к большинству общественных институтов, включая социальное страхование, образование, жилье и здравоохранение. Обычно их нельзя вынудить покинуть страну, если они вдруг окажутся безработными. В ряде стран мигранты имеют право голоса, хотя в этом отношении часто устанавливаются ограничения. Например, в Нидерландах иностранцы, прожившие в этой стране минимум пять лет, имеют право голоса, но только на выборах в местные органы. В некоторых случаях они также могут сами быть избранными: в Швеции в 1988 г. 100 иностранцев были избраны в муниципальные советы. Наиболее часто встречающимся ограничением для постоянно проживающих является то, что они не имеют права занимать государственные должности. Например, в Австралии они не могут стать государственными служащими.

Согласно Закону о правовом положении иностранцев в Литовской Республике 1991 г. иностранцы, находящиеся на постоянном жительстве в Литовской Республике, могут заниматься любой трудовой или хозяйственной деятельностью, если она не запрещена законами Литвы и если для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие -- иметь гражданство Литовской Республики.

Закон Украины о правовом статусе иностранцев 1994 г. признает за иностранцами право на трудовую деятельность.

Согласно ст. 8 Закона Украины о правовом статусе иностранцев, иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины. Иностранцы, постоянно проживающие в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью. Иностранцы, иммигрировавшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью в соответствии с полученным в установленном порядке разрешением на трудоустройство. Однако они не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в КР, если они имеют на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Они вправе работать по трудовому договору на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью.

В Кыргызской Республике иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с законом «О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике» работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный на территории КР в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, иностранный гражданин может вступить в трудовые правоотношения двумя способами: а) по приглашению; б) в результате заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Для приглашения иностранного гражданина на работу работодатель или заказчик работ (услуг) обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; предоставить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в КР Работодатель или заказчик должны содействовать выезду иностранного работника из КР по истечении срока заключенного с ним договора.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников (кроме моряков и рыбаков) и приглашение на въезд в КР иностранного работника выдаются органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству работодателя или заказчика работ. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в соответствующий орган разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Вместе с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Изложенный выше порядок найма иностранного гражданина не распространяется на иностранных граждан: постоянно проживающих в КР;

временно проживающих в КР; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в КР, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющихся работниками иностранных юридических лиц(производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, являющихся журналистами, аккредитованными в КР; обучающихся в КР в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; обучающихся в КР в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; приглашенных в КР в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, временно проживающий в КР иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта КР, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется органом, выдавшим разрешение на работу. В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), его разрешение изымается.

Согласно закону Кыргызской Республики «О беженцах». беженец - это лицо, которое не является гражданином Кыргызской Республики и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие этих опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В Кыргызской Республике лицо, признанное беженцем, имеет право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами КР, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами КР. Такие лица также имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, на равнее с гражданами КР (Закон КР «О беженцах»).

Программа "На языке сердца" - Алмаз: служба спасения представлена в youtube. 28 декабря 2013 года в ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интерна т № 1» города Нижнего Новгорода состоялось межнациональное новогоднее мероприятие для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мероприятие прошло в рамках программы «Молодежный клуб», который осуществляется Нижегородской региональной благотворительной общественной организацией «Центр помощи мигрантам» по проекту «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество». (фото прилагается); 2 марта 2014 года в г. Бор Нижегородской области на базе Нижегородской общественной организации «Таджикский культурный центр «Дусти-Дружба» в рамках проекта «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество» состоялся Информационно-обучающий семинар «Межнациональное согласие – залог единства российского общества». (фото прилагается) При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант № 622-13) в соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп. Цель семинара – обучение общественных консультантов и формирование рабочей группы из состава активистов молодёжи таджикской общины, компактно проживающей и осуществляющей трудовую деятельность на территории города Бор. 10 июня 2014 года в соответствие с п. 14 Календарного плана реализации социально значимого проекта «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество», на базе клуба «Дружба молодежи», были проведены соревнования по настольному теннису с участием мигрантов, представителей национальных общин и местной молодежи. В турнире, который состоялся в спортивном зале ДЮСШОР № 13 г. Нижнего Новгорода приняли участие 18 человек из восьми национальных диаспор. Соревнования проводились по круговой системе, с фиксацией результатов в турнирной таблице. За победу начислялось 2 очка, за поражение 1 очко (фото прилагается) Ссылки на видео по настольному теннису в youtube. 12 и 30 июня 2014 года в соответствие с п. 14 Календарного плана реализации социально значимого проекта «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество», на базе клуба «Дружба молодежи», были проведены соревнования по футболу с участием мигрантов, представителей национальных общин и местной молодежи. В турнире, который состоялся на спортплощадке школы №48 г. Нижнего Новгорода приняли участие 40 человек из шести национальных диаспор. Соревнования проводились по круговой системе, с фиксацией результатов в турнирной таблице. За победу начислялось 3 очка, ничью 1 очко, за поражение 0 очков (финальная турнирная таблица и фото-видеосъемка прилагаются). Ссылки на видео по футболу в youtube. 11 сентября 2014 года Межрегиональная благотворительная общественная организация «Приволжский миграционный центр» провела круглый стол «Современные технологии правового просвещения. Принципы правовой самозащиты» в рамках проекта «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество». При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп). (фото прилагается); Заседание круглого стола состоялось по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Суетинская дом 1 «А», зал заседаний Администрации г. Нижнего Новгорода с 14.00 до 16.30 ч. Планируется проведение информационно обучающего семинара: «Особенности миграционного законодательства РФ» в г. Нижний Новгород Планируется организация клуба дружба молодежи В Саранске и Чебоксарах в представителями национальных общин и местной молодежи. Планируется проведение научно практической конференции на тему: «Миграционная ситуация в ПФО: плюсы и минусы трудовой миграции» в г. Нижний Новгород

Права мигрантов. У иностранных граждан, находящихся на территории РФ имеются личные, социальные и трудовые права. У иностранных граждан, находящихся на территории РФ имеются личные, социальные и трудовые права. В настоящее время Россия является государством, где миграционный поток за последние годы сильно увеличен. Приток мигрантов положительно влияет на сложившуюся экономическую ситуацию в нашей стране. Прибывшие мигранты обладают правами, закрепленными в Конституции РФ, а их защитой занимается главное управление МВД по вопросам миграции. У лиц с таким статусом нет только политических прав, так как данные права имеют только граждане России.

Мигранты, как категория населения

Под эту категорию жителей попадают люди с различными статусами. Как временно прибывшие (сроком на три месяца), так и постоянно проживающие на территории государства и осуществляющие трудовую деятельность.

Защита Социальных прав

Для того чтобы все было законно был создан регулирующий орган, который следит за соблюдением прав и свобод таких граждан. Органы ФМС принимают активное участие в жизни мигрантов, чтобы упростить их проживание в чужой стране. Сюда входит оказание помощи в освоении языка и изучении истории и права. Это делается для того, чтобы человек смог сдать экзамен, чего требует законодательство РФ. И именно это несет в себе главную мысль того, чтобы снизить уровень непонимания между нациями. Очень многие прибывшие не то, что не умеют разговаривать на Русском языке, но и не понимают его. Из-за такой ситуации несколько лет назад отношения были на уровне конфликтов. Сейчас же изучение языка помогает быстрее человеку адаптироваться. Также не последнюю роль играет в адаптации помощь и работа психологов. Это относится не только ко взрослым, но и к маленьким детям, школьникам и студентам. Оказывается всяческая помощь, чтобы проживание было комфортным.

Трудовые права мигрантов

Законы РФ о праве принятия иностранных граждан на работу непосредственно зависят от профессии и уровня квалификации специалиста. Все прибывшие на территорию государства для осуществления трудовой деятельности по установленным законам обязаны оформить патентное разрешение на работу. Патент — это документ, подтверждающий право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Существуют установленные сроки для его оформления. Прибывший обязан подать все необходимые документы в течение 30 дней со дня пересечения границы. Главным условием является то, что в миграционной карте при пересечении границы и въезде на территорию РФ должно быть указано целью приезда трудоустройство. Оформление данного разрешения подразумевает под собой то, что оно действует только на территории его получения и только на установленный в нем срок. То есть человек, оформивший патент в Московской области имеет право работать только в этом регионе. В случае переезда и смены работы необходимо получить новый. Также государство требует определенную единовременные платы и ежемесячные взносы за данное разрешение. Но и здесь есть свои исключения. Прибывшим, если же они являются гражданами стран, входящих в Таможенный союз, оформлять никакие разрешения на осуществление трудовой деятельности ненужно. Сюда относятся жители Казахстана и Беларусь.

Исключением является право на вождение автомобилей
Все мигранты, даже включая граждан Таможенного союза, не имеют права управления автомобилями без получения Российских водительских прав. Для этого им необходимо пройти обучение, сдать экзамен и предоставить медицинскую справку о состоянии своего здоровья в соответствующие органы.

Защита прав и свобод мигрантов в России непосредственно направлена на то, чтобы они могли беспрепятственно пересекать границу РФ, получать вид на жительство и осуществлять необходимую для жизни трудовую деятельность.

Но говоря о правах необходимо также помнить об обязанностях. Находясь на территории другого государства необходимо уважать и подчиняться его законам, нарушая которые, нужно знать, что за это предусмотрена ответственность. Это может быть и нанесение запрета на нахождении мигранта на территории страны, наказания за нелегальную трудовую деятельность, вплоть до принудительной депортации с последующим запретом въезда на 5 и более лет. В связи с этим прибывшим необходимо соблюдать все условия нахождения на территории другого государства.

В этой статье вы узнали, о правах мигрантов. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

В 2015 году начали действовать новые правила для всех прибывающих в РФ граждан. Миграционные законы ужесточились, но среди «сюрпризов» для въезжающих в Россию граждан СНГ есть и приятные моменты.

Какие новации в отечественной миграционной сфере ждут гостей страны в 2016 году?

Правила въезда в Россию мигрантов в 2016 году – кому въезд в страну запрещен?

С 1-го января 2015 начали действовать следующие правила въезда для всех граждан СНГ. Они же действуют и в 2016 году:

  1. Запрещен въезд по внутреннему паспорту для граждан тех государств СНГ, что не состоят в Таможенном союзе. То есть, граждане из Таджикистана и Узбекистана, из Молдовы и Туркменистана, из Азербайджана могут теперь въехать в РФ исключительно по загранпаспорту. Виза не требуется.
  2. Въезд по внутреннему паспорту остался сохраненным для граждан тех государств, что входят в ЕАЭС. То есть, для жителей из Белоруссии, из Армении и Казахстана, а также из вступающей в ЕАЭС Киргизии.
  3. Для мигрантов с Украины также меняются правила въезда. Теперь въехать в РФ жители соседней страны смогут только по загранпаспорту. Что касается беженцев, для них могут быть сделаны послабления, в связи с политической ситуацией.

Сроки нахождения в РФ для мигрантов ограничены определенными временными рамками.

При отсутствии особого разрешения, граждане, прибывающие в РФ из стран СНГ, имеют право оставаться в стране без постановки на учет в ФМС 90 дней в течение 6 месяцев (суммарно – 180 дней в течение 1 года). Для всех мигрантов является обязательным заполнение (правильное) миграционной карты (и ее сохранение) при въезде.

В 2016 году российское правительство постепенно отказывается от масового предоставления временного убежища и продлении статуса для жителей ЛНР\ДНР.

С 1 января 2016 года работодателям запретили принимать на работу граждан Турции. Отныне работодатели, заказчики работ или услуг, желающие пригласить работников-граждан Турецкой Республики, должны быть включены в перечень, разработанный МинТруда РФ. Миграционная служба будет осуществлять строгий контроль этого правила. Если же трудовой договор или контракт был заключен до 31 декабря 2015 года, работодатель вправе продлить его.

В 2016 году гражданам Белоруссии больше не придется сдавать экзамены на знание русского языка, истории и основ законодательства для оформления вида на жительство или гражданства РФ.

Для граждан Узбекистана с 1 января 2016 завершается действие паспортов небиометрического образца, паспорта нужно обязательно поменять, иначе его обладателю грозит депортация и запрещение въезда в Россию.

Гражданам Таджикистана необходимо иметь в виду, что в 2016 году в России не планируется миграционная амнистия для них, а также не планируется вступление РТ в ЕАЭС и отмена патентов для его граждан.

Граждане Грузии с 23 декабря 2015 года могут оформлять деловые, рабочие, учебные и гуманитарные визы любой кратности. Приятная новость - теперь въезжающим в России гражданам Грузии не придется доказывать родство с лицом, оформившим для него частное приглашение

Следует помнить:

При нарушении правил пребывания в РФ (при превышении положенного законом срока пребывания в стране без уважительных причин и соответствующих документов) применяются штрафные санкции.

Повторный въезд в РФ, согласно закону, будет запрещен:

  1. На 5 лет – при нелегальном нахождении в России более 180 дней.
  2. На 10 лет – при превышении лимита на 280 суток.

Начало отсчета – дата, что отмечается на границе при выезде из России.

Срок в 90 разрешенных для пребывания суток может увеличиться при следующих условиях:


Для 2-х последних случаев срок пребывания соответствует тому времени, которое оговорено военным контрактом либо требуется на обучение. В остальных случаях срок пребывания будет ограничиваться периодом действия имеющегося документа. И в любом случае в миграционной карте должна стоять специальная печать ФМС «о продлении срока пребывания».

Все аспекты (правовые и пр.) пересечения российской границы - в ФЗ-114 от 15.08.1996 (с поправками от 20.04.2014).

Поправки в трудовом законодательстве для мигрантов в 2016 году в России

Среди нововведений для граждан СНГ, касающихся трудового законодательства (и прочих сфер), можно выделить следующие:

  1. Разрешение на работу . Его гражданин СНГ сможет получить при наличии трудового договора с заказчиком (о выполнении конкретных работ) либо с предприятием РФ. Срок действия разрешения исчисляется сроком договора (максимум 1 год после въезда в страну).
  2. Отменены квоты на мигрантов (безвизовые страны). С этого года обязанность иностранцев – получение патента, который является разрешением на работу.
  3. Из плюсов: работа по патенту для мигрантов разрешена , как у частных лиц, так и у юридических.
  4. В определенных случаях мигранты будут иметь право на оплату больничного. Каждый работодатель будет обязан отчислять взносы за мигрантов в фонд социального страхования – из этих средств и планируется выплачивать больничные. Правда, при условии, что мигрант отработал более 6 мес. Все взносы и выплаты будут меньших размеров, чем для граждан РФ. Пособия по беременности и уходу за ребенком для прибывающих в РФ мигрантов не предусмотрены.
  5. Экзамен по русскому языку, по истории России и на знание азов законодательства РФ теперь также обязателен для всех мигрантов при трудоустройстве. После сдачи экзамена выдается специальный сертификат.
  6. Работа для водителей с водительским удостоверением, выданным иностранным государством, теперь запрещена. Данный запрет распространяется исключительно на водителей коммерческого транспорта.
  7. Медстраховка. Обязательный для всех иностранцев пункт. При отсутствии полиса ДМС у мигранта его будет обязан приобрести работодатель. Все договора заключаются только на оказание первой помощи.

Помимо оформленного патента, в 2016 году трудовые мигранты должны предоставить документ об отсутствии судимости, полис медицинского страхования, документ, подтверждающий наличие места проживания и квитанцию об оплате налога на доход физических лиц.

При этом региональные власти имеют право самостоятельно определять список медицинских организаций, которые могут выдавать справки от здоровья трудовым мигрантам. Кроме того, региональные власти могут вынести решение указывать в патенте, помимо основной информации, данные о профессии, должность и специальность мигранта.

Пошлины для мигрантов в 2016 году в России

В 2016 году размеры миграционных госпошлин установлены такие:

  1. На получение РВП – с 1000 до 1600 рублей.
  2. На ВНЖ - с 2000 до 3500 р.

В 2016 году средняя стоимость оформления патента на работу мигрантов в России будет 1568 рублей. Но необходимо иметь в виду, что каждый регион имеет право прибавлять к этой стоимости региональный коэффициент.

Окончательная стоимость патента будет зависеть от востребованнорсти труда мигрантов в том или ином регионе. Например, цена оформления патента в Москве в 2016 году составит около 4000 рублей .

Обязательная дактилоскопия мигрантов с 1 января 2016 года

К законам и положениям о въезде мигрантов в Россию в 2016 году прибавился ещё один существенный пункт – с 1 января все въезжающие в страну иностранцы обязаны проходить процедуру дактилоскопии .
Это необходимо для того, чтобы выявлять лиц, пытающихся проникать по чужим документам, или ранее были уличены в тех или иных правонарушениях в отношении России.

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....