Публично правовые отрасли. Основные отрасли частного права


Публичное право – отрасль, нормы которой способны защитить общественное благосостояние. Все нормы напрямую связаны с тем, как действует государство, как выполняются общественные задачи и цели.

Что регулирует публичное право

  1. Отношения органов государства с гражданами страны.
  2. Государственные отношения с общественными объединениями.
  3. Отношения государства с хозяйствующими структурами.
  4. Взаимоотношения между органами внутри государства.

Государства контролирует и обеспечивает все возможные интересы как общества в целом, так и отдельно какой-либо группы или категории.

Публичное право является полномочным органом, который может диктовать и указывать на поведение каких-то определенных слоев населения или отдельных граждан. Если правила не будут соблюдаться, то нарушителя настигнет наказание в виде юридической ответственности.

Регулирование публичного права происходит при помощи категорических норм. Эти нормы не поддаются изменению при помощи участников правовых отношений. При публичных отношениях рассматривается неравноправие сторон. С одной стороны находится государство, также его можно заменить любым органом или должностным лицом.

Какие отрасли входят в состав:

  • конституционное;
  • финансовое;
  • административное;
  • уголовное;
  • уголовно-исполнительное;
  • международное публичное;
  • процессуальное.

Право поделилось на публичное и частное еще в Древнем Риме. Раньше публичное относили к римскому государству, а именно к его положению. Частное относилось к пользе отдельных лиц. Но сейчас такое разделение встретить можно достаточно редко.

На видео-основные отрасли частного права:

Система частного права включает в себя:

  • гражданское;
  • семейное;
  • трудовое;
  • земельное;
  • международное частное.

Гражданское

Что представляет собой эта отрасль права? Это комплекс отраслей, которые способны распространить свое воздействие на регулирующие лица и частные. Гражданское право способно регулировать имущественные отношения, а также неимущественные, но связанные с имуществом.

Право может регулировать и семейные отношения. Гражданское регулирует отношения собственников и каких-либо объединений в их совместной деятельности.

Гражданское право выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная . Эта функция помогает создать определенные нормальные условия, которые смогут направить развитие экономики в правильное русло. При этом экономика будет хорошо развиваться и функционировать.
  2. Охранительная функция . Она помогает защитить от возможных правонарушений. Обычно эту функцию рассматривают в виде восстановительного элемента.

Перечисленные функции могут в полной мере охарактеризовать гражданское. Также признаки гражданского права в полной мере могут раскрыть гражданское право.

Принципы права:

  1. Все участники юридически равны.
  2. Собственность является неприкосновенной. Исключением является то, когда в судебном порядке происходит принудительное отчуждение собственности.
  3. Вмешательство произвольного характера недопустимо.
  4. При заключении договора между сторонами соблюдается свобода.
  5. Чтобы реализовать свои права, нужно проявлять самостоятельность и инициативность.
  6. Злоупотреблять гражданским правом нельзя. Если злоупотребление ведет к причинению вреда, то это наказуемо.

Примером гражданского права является заключение сделки между двумя сторонами с участием третьей стороны или посредника. При заключении того или иного вида сделки каждая сторона сохраняет свои права. Посредник же контролирует проведение процесса.

Семейное

Семейный кодекс РФ – главный и основной источник семейного права. Между членами семьи возникают гражданские отношения, которые часто используются на практике . Брак считается действительным, если он был заключен в органах ЗАГС, а также записан в актах гражданского состояния.

На видео-семейное право отрасль частного права:

Семейное способно регулировать условия вступления граждан в брак, прекращение брачных уз и признание брака недействительным. Кроме того, регулируются отношения внутри семьи. Чтобы заключить брак, достаточно прийти в ЗАГС и подать заявление, которое будет служить основанием. Брак регистрируется через 1 месяц после подачи заявления. Но иногда случаются обстоятельства, в связи с которыми брак можно заключить раньше или позже. Если нужно это сделать позже, то не более чем через 2 месяца после подачи письменного заявления.

Вступить в брак могут лица, достигшие 18-летнего возраста. Особые обстоятельства учитываются, если нужно заключить брак в возрасте 16 и 14 лет.

Есть и ряд условий, которые противоречат заключению брака. Брак не может быть заключен между родственниками. Если один из заявителей уже состоит в браке, то повторно вступить в брак он не может. Иногда требуется медицинское освидетельствование, которое подтверждает психическое и физическое здоровье человека. Но делают это только с разрешения брачующихся.

Семейное право предусматривает и случаи, в результате которых брак прекращает существовать.

Это может быть смерть одного из супругов, расторжение брака при помощи заявления, поданного в ЗАГС. Расторгнуть брак может любой из супругов. С другой стороны рассматривается закон, который говорит о том, что расторгнуть брак в одностороннем порядке нельзя при наличии соответствующих условий. Если жена беременна, то расторгнуть брак без ее согласия нельзя. И в течение года после родов тоже этого сделать нельзя. Если претензий у супругов нет, то в суде они могут расторгнуть брак без всяких проблем.

Еще один пункт предусматривает семейное право:признание брака недействительным. В каких случаях это происходит?

Если были нарушены условия, когда брак заключался. Например, к браку принудили, возраст супругов не достиг совершеннолетия. Если кто-либо из супругов скрыл факт наличия ВИЧ-инфекции или венерической болезни, то брак считается недействительным. Фиктивный брак – он тоже считается недействительным.

Трудовое

Эта отрасль права регулирует отношения, которые возникают на предприятиях частного и государственного характера. Все участники трудовых отношений должны быть заинтересованы в этом. Любой человек имеет право на труд. Труд может быть самостоятельным и наемным. Часто на практике можно встретит и смешанную форму.

Из предложенных вариантов человек сам может выбрать подходящий. Но самым распространенным является наемный труд. В результате человек вступает в отношения, которые возникают между наемником и работодателем. Отношения, которые возникают, являются предметом регулирования. Стороны или субъекты – это работодатели, весь коллектив, предприятие в любой форме.

Самая важная роль трудового права – урегулировать отношения, которые возникают в процессе трудовой деятельности людей. При этом условия должны охраняться, улучшаться, в любой мере поддерживать работника. Социальное партнерство внутри коллектива должно укрепляться.

Что можно отнести к примерам проявления трудового права:

  1. Подготовка работников на производстве, улучшение профессиональных качеств.
  2. Переговоры, ведущиеся внутри коллектива.
  3. Охрана труда работника.

В случае, если по каким-либо причинам трудовые права гражданина были нарушены, он имеет парво обратиться в суд. Судебное разбирательство будет запущено в случае, если истец предъявит доказательства наличия .

Земельное

Земельное способно регулировать отношения, которые возникают в результате пользования землей, как недвижимым имуществом, так и любым природным объектом. Земля находится в неразрывной взаимосвязи с другими объектами природного происхождения. Это могут быть воды, леса, растительный и животный мир. В итоге все земельные правоотношения связываются с другими природными объектами.

Участок земли – это верхний плодородный слой почвы, которым может пользоваться человек для изъятия благ для себя. Этот участок земли имеет строго описанные границы. Человек может пользоваться землей, не выходя за рамки этих границ.

Любой участок может быть делимым и неделимым. Делимым участок является, когда после раздела каждый из участков представляет собой самостоятельный участок земли.

Предмет земельного права: отношения, возникающие в результате пользования земли и ее охраны. В итоге земля выступает основой для жизни граждан, пользующихся этим наделом. В качестве источника земельного права выступают правовые и нормативные акты, которые принимались в компетентных органах.

В качестве примера земельного права можно рассмотреть раздел земли или пользование только своим участком земли. Если затрагивается чужая территория, то это может повлечь за собой ответственность.

Международное частое право

Это право представляет собой совокупность норм, которые регулируют гражданские отношения, трудовые, семейные и брачные отношения. Все эти отношения должны иметь международный характер.

На видео-примеры отраслей частного права:

Если расшифровывать понятие международного частного права, то можно сказать, что отношения просто усложняются участием в них иностранных субъектов наряду с участниками граждан РФ. Или отношения должны возникать на территории РФ с участием иностранных сторон. В результате они принимают форму международного характера.

Что собой представляет понятие, предмет и метод отрасли гражданского права, подробно указано в данной

В международном частном праве могут участвовать иностранные юридические лица или просто иностранные лица. Объектом может выступать имущество, права на имущество, вещи, которые находятся за границей.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда международная компания подписывает определенный договор с компанией из России.

Публичное право - совокупность отраслей права , регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса . В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть . Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами. Однако и государство по принципу верховенства права обязано подчиняться собственным законам и не допускать произвола в принятии решений.

Понятие публичного права

Отношения в области государственного управления, охраны общественного порядка, властного разрешения споров, обороны и обеспечения общественной безопасности, обеспечения имущественной основы указанных сфер строить на основе свободного усмотрения сторон недопустимо. Данная область исключает как добровольность (по меньшей мере для одной из сторон правоотношения) вступления в отношение, так и возможность свободного определения его содержания; такие правоотношения предполагают одностороннее властное воздействие одного из участников отношения на другого, что обусловливает возможность злоупотребления со стороны управомоченного лица и, как следствие, необходимость скрупулезной законодательной регламентации всех мыслимых нюансов развития отношений с исчерпывающим определением прав и обязанностей обеих сторон, ибо в публичных отношениях реализуется (в отдельных случаях - наряду с индивидуальными интересами одного или нескольких его участников) публичный интерес, определенный Ю. А. Тихомировым как «признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит гарантией её существования и развития» . К. Ю. Тотьев счел необходимым в дефиниции публичного интереса раскрыть обе составляющие рассматриваемого понятия, определяя последнее как «жизненно необходимое состояние больших социальных групп (включая общество в целом), обязанность по реализации (достижению, сохранению и развитию) которого лежит на государстве» , и не связывая при этом публичный интерес с правом.

Критерий разграничения частного и публичного права следует искать в плоскости предмета правового регулирования, то есть общественных отношений, подвергающихся регулирующему воздействию со стороны права; таким критерием является характер интереса, преимущественно реализуемого участниками в соответствующем правоотношении (изложенный подход следует отличать от попытки разграничить частное и публичное право по линии интереса, защищаемого той или иной подсистемой права, ибо право как социальный институт призвано выражать коренные интересы всего общества в целом). При любом характере правового регулирования в обществе можно выявить частные отношения, с одной стороны, и публичные - с другой, объективно требующие воздействия соответствующими им правовыми методами, однако далеко не в любом обществе этому разграничению в теории и (или) на практике придается должное значение. Степень соответствия методов, используемых для правового регулирования тех или иных отношений, их существу, позволяет оценивать рассматриваемый правопорядок в целом с точки зрения адекватности воздействия на общественные отношения.

Вместе с тем отсутствуют «частноправовой» и «публично-правовой» методы правового регулирования. Корректно говорить лишь о преимущественном использовании диспозитивного регулирования частных отношений и императивного воздействия на отношения публичные, что не исключает в отдельных случаях вполне оправданного применения императивных норм для регулирования частных отношений (ибо в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы могут быть ограничены законом в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях) и диспозитивных - для публичных; однако в таком случае не имеет место «публицизация» ч. п. или «приватизация» публичного, что часто можно встретить в научной и учебной литературе. «Публицизация» или «приватизация» могут иметь место лишь в рамках системы права в целом, выражаясь не в переводе тех или иных отношений из частных в публичные (что вряд ли возможно) или наоборот, а в создании дополнительных императивных норм и - в целях контроля за их реализацией - дополнительных публичных институтов и процедур («публицизация»), либо их упразднении («приватизация»).

Институционализация обеих подсистем права заключается также в дифференциации процессуальных форм разрешения споров, возникающих в рамках отношений, регулируемых различными подсистемами права.

Развитие государственного управления в XX в. показало, что процессы усиления и расширения непосредственного государственного воздействия на частные отношения, несмотря на периодические колебания, имеют стойкую тенденцию ко все большему усложнению, что и является причиной развития и усложнения публичного права, ибо постоянно усложняется сама жизнь.

Отрасли публичного права

Отраслям публичного права свойственно обеспечение баланса интересов в правоотношениях, хотя бы одним из субъектов в которых выступает лицо, обладающее властными полномочиями . Все такие отрасли права имеют схожую нормативную структуру и применяют схожий метод регулирования. Метод этот включает составление общерегулирующих актов, содержащих обязательные предписания, обеспеченные использованием специальных правоохранительных процедур. Хотя, как уже говорилось выше, императивность далеко не единственный признак норм публичного права.

Согласно указанным критериям к отраслям публичного права, как правило, относят:

Приведённый перечень, однако, не является окончательным, оставаясь предметом научного обсуждения. Учёные юристы склонны дополнять его или сокращать как в зависимости от своих представлений о состоянии того или иного элемента сложившейся правовой системы , так и в зависимости от своего понимания границ публичного права. В перечень вполне могут быть включены «теория государства и права» или «информационное право » или, наоборот, исключены какие-то отрасли как подчинённые более крупным отраслям .

Источники публичного права

Источниками публичного права служат прежде всего общенормативные акты широкого действия - конституции, законы, указы, постановления. От имени субъектов, обладающих властными полномочиями, в них изложены наиболее стабильные нормы правоотношений. Эти нормы выступают как бы фундаментом, на основе которого развиваются остальные нормы и правила в государстве.

Источниками публичного права являются также нормативно-правовые акты, имеющие «программное» значение. К ним относятся, в частности, декларации , в которых провозглашаются, к примеру, цели государства, партии, массового движения или некие принципы политических и экономических отношений или долгосрочного курса реформ.

Источником публичного права необходимо считать также и нормативные публично-правовые договоры , заключаемые обычно между официальными представителями государства или общественной организации и носителями каких-нибудь властно-регулирующих полномочий - к примеру, представителем государственной корпорации или организованной общественности (ассоциации, профессионального союза и т. п.).

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Червонюк В. И., Калинский И. В., Иванец Г. И. Публичное право // Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. - М. : Право и закон, 2003. - 544 с.
  • Васильев О. Д. Проблема разделения права на публичное и частное в русской позитивистской теории права в конце XIX - начале XX вв.: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Саратов, 1999. - 39 с.
  • Васильев С. В. Частное и публичное право в России: историко-теоретический анализ: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - СПб., 2002. - 35 с.
  • Громов С. А. Соотношение частного и публичного права в российской системе права: тенденции дифференциации и интеграции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - СПб., 2004. - 24 с.
  • Дорохин С. В. Деление права на публичное и частное: Конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.
  • Курбатов А. Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2001. - 212 с.
  • Мальцев Г. В. Частные и публичные начала в общественной и правовой жизни: научная доктрина и практика // Гражданское и торговое право зарубежных стран. - М.: МЦФЭР, 2004. - С. 718-759.
  • Маштаков К. М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Волгоград, 2001. - 25 с.
  • Нестерова Э. Э. Историко-теоретические основания учения о разделении права на публичное и частное в западноевропейской и российской правовой науке: Автореф. дис. … к.ю.н. Н. Новгород, 2002. - 23 с.
  • Попондопуло В. Ф. Частное и публичное право как отрасли права // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. - М.: Статут; Екатеринбург: Ин-т част. права, 2002. - С. 17-40.
  • Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23-24 апреля 1998 года) / Отв. ред. проф. В. Д. Перевалов. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. - 336 с.
  • Тихомиров Ю. А. Публичное право: Учебник для юридических факультетов и вузов . - М. : БЕК, 1995. - С. 34-46; 331-339. - 496 с. - ISBN 5-85639-099-7 .
  • Тотьев К. Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9. С. 25
  • Черепахин Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве // Труды по гражданскому праву. - М.: Статут, 2001. - С. 93-120.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО (лат. jus publicum)

та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права (лат. jus privatum), которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. П.п. регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере П.п. властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для П.п. характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

Существование публичного и частного права как элемента гражданского общества - необходимая предпосылка ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов: установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур: предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

П.п. включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнитель-ное. международное публичное, процессуальные отрасли.

Деление права на П.п. и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Уль-пиана, что П.п. относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц. Не все ныне существующие системы права строятся на таком разделении. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной правовой системы его не знает. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности. Следствием этого стали широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрет проявления частной инициативы,что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Высказанное в начале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики.

Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в законодательной и правоприменительной деятельности.

Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях П.п. часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты. как порядок расторжения брака, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе администрации. наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника)элементы.

В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм П.п. и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения. Рост социальной деятельности государства по охране прав личности, социальному обеспечению, регулированию цен побуждает использовать административно-правовые средства в тех сферах отношений, которые традиционно относились к частному праву. Создан институт обязательного договора, заключаемого по предписанию государственного органа. Расширяется административное регулирование предпринимательской и торговой деятельности. С другой стороны, возрастание роли государства в ор-

ганизации работы промышленных, торговых, строительных и иных предприятий, в первую очередь тех, которые находятся в собственности государства, расширяет использование частноправовых институтов и средств в хозяйственной деятельности такого рода предприятий.

Пиголкин А.С.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО" в других словарях:

    Совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право,… … Юридический словарь

    Публичное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда… … Элементарные начала общей теории права

    Публичное право - (лат. jus publicum; англ. public law) в объективном смысле совокупность отраслей права (отраслей законодательства), нормы которых определяют организацию, функции и деятельность государства, его отношение к отдельным лицам (физическим и… … Энциклопедия права

    ПУБЛИЧНОЕ право, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Современная энциклопедия

    Публичное право - ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). П.п. служит интересам государства,… … Юридическая энциклопедия

    Отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства. Деление права на публичное право и частное право заимствовано из римского права.… … Политология. Словарь.

    Касающееся интересов общества, а не отдельн. лица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО совокупность норм, установленных в интересах целого общества или больших общественных групп, право… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. Право публичное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    публичное право - Набор юридических принципов, определяющих использование полномочий публичными властями. Средствами защиты публичного права являются те процедуры, которые граждане могут использовать, чтобы оспорить справедливость или легальность решений властей… … Справочник технического переводчика

    Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

Книги

  • Публичное право и управление: перспективы развития. Материалы I Всероссийской студенческой конференции , . В ходе проведения I Всероссийской студенческой конференции`Публичное право и управление: перспективы развития`были рассмотрены актуальные проблемы в теории государства и права,…

§ 1. Отрасли публичного права

Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия открывает возможность дать характеристику прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. Соответствующие отрасли права изучаются в юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.

Теория государства и теория права

Длительное время в учебных заведениях преподавалась учебная дисциплина «Теория государства и права», а в юридической науке развивалась теория государства и права. Их слитность, «соединенность» объяснялись концепцией того времени, когда эти явления рассматривались в строгой зависимости друг от друга. В настоящее время предпринимаются попытки разделить – в научном и учебном планах – исследование и изучение государства и права. И в этом есть свой резон, поскольку названные явления предстают перед нами как более самостоятельные явления в широком контексте развития общества. Сказанное не означает нигилистического отношения к традиционной «парной» концепции и учебной программе.

В любом случае для публичного права развитие теории государства, изучающей общие понятия государства, его институты и закономерности развития, и развитие теории права, исследующей понятие и признаки права, его систему и отрасли, тенденции развития, механизм правотворчества и правоприменения, служат исходной теоретико-методологической основой.

Конституционное право

Эта отрасль права предназначена для регулирования общественных отношений, которые лежат в основе стабильности об-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 331

В сжатом виде можно выделить следующие институты конституционного права, составляющие его содержание.

1. Конституционное право – отрасль права

Предмет, метод, конституционные нормы, конституционные отношения, источники конституционного права, конституционные понятия и термины.

2. Теория конституции.

Природа конституции, ее принятие, изменение и отмена, структура конституции, действие конституции и ее охрана

3. Конституция в правовой системе.

Высшая юридическая сила конституции, прямое действие конституции, правообразующее значение конституции, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, толкование конституции, конституционные основы соотношения национального и международного права

4. Конституционный строй.

Конституционные принципы организации общества и государства, статус гражданина, гарантии стабильности конституционного строя, факторы, влияющие на изменения конституционного строя.

5. Конституционный статус человека и гражданина.

Конституционный приоритет прав человека и гражданина, гражданство, классификация прав, свобод и обязанностей, конституционное обеспечение статуса гражданина

6. Конституционное закрепление суверенитета народа.

Принципы выражения народного волеизъявления и самоуправления, гарантирование свободной и легальной самоорганизации социальных, национальных и иных общностей, недопустимость узурпации власти народа. Первичность института народовластия

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 332

7. Конституционное регулирование федеративного устройства.

Устройство Российской Федерации, статус субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, согласительные и коллизионные процедуры, режимы территории, территориальное деление.

8. Конституционный статус государственных и общественных институтов.

Конституционные характеристики государства (демократического федеративного правового с республиканской формой правления), статуса политических партий, объединений граждан, средств массовой информации, политического многообразия.

9. Конституционное регулирование государственной власти.

Конституционные основы государственной целостности и взаимодействия органов государственной власти, разделения властей, конституционный статус законодательных, исполнительных и судебных органов, президента, выборы органов государства и должностных лиц.

10. Конституционные основы местного самоуправления .

Конституционная самоорганизация населения, порядок образования местного самоуправления, компетенция местного самоуправления, гарантии самостоятельности и охраны прав местного самоуправления.

11. Избирательная система.

12. Конституционные основы развития сфер общественной жизни.

Конституционная ориентация на «общее благо», регулирование собственности, предпринимательства, труда, социальных отношений, экологии, обороны, международных отношений.

Административное право

Эта отрасль права – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 333

Административно-властные полномочия используются здесь в наиболее широких масштабах. В то же время по-новому предстоит осмыслить содержание и соотношение общей и особенной частей, поскольку рассматривать названные выше сферы государственной и общественной жизни только через призму государственного управления нельзя. В них усиливаются начала самоорганизации и саморегулирования.

Ниже рассматриваются основные проблемы административного права .

1. Административное право – отрасль российского права. Предмет, метод, система, административно-правовые отношения, источники, нормы административного права.

2. Исполнительная власть.

Признаки исполнительной власти, понятие органа исполнительной власти, классификация органов исполнительной власти, задачи, функции, полномочия, взаимоотношения органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, исполнительных органов местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений и организаций.

3. Государственная служба.

Понятие службы, принципы государственной службы, прохождение службы, классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение служащих.

4. Правовые акты управления.

Понятие и признаки акта органа исполнительной власти, классификация актов, подзаконный характер актов управления, процесс подготовки и принятия осуществления актов управления.

5. Управленческие договоры.

Особенности договоров в сфере управления, виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора, ответственность сторон.

6. Обеспечение законности в управлении.

7. Административная ответственность.

Понятие и признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, основания приме-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 334

нения мер ответственности, виды ответственности, процедуры применения мер ответственности.

8. Методы управления.

Понятие и виды методов управления, убеждения, организация, регистрация и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор, принуждение.

9. Административный процесс.

Административно-процессуальные отношения и нормы, регламенты и процедуры, стадии административного процесса.

10. Государственное управление в сфере экономики.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления, полномочия органов исполнительной власти в сфере экономики, их взаимоотношения, программы, государственный заказ, управление федеральной собственностью, методы регистрации, разрешений, регулирования, статус предприятий и иных хозяйствующих субъектов законодательства в сфере управления экономикой.

11. Государственное управление в социально-культурной сфере.

Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, система органов исполнительной власти в социально-культурной сфере, их полномочия и взаимоотношения, виды управленческих действий, государственная поддержка, стимулирование, правовое положение социально-культурных учреждений, отраслевое законодательство,

12. Государственное управление в политической сфере.

Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в политической сфере, компетенция федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений, обороны, охраны государственных и таможенных границ, компетенция органов субъектов Федерации в области охраны правопорядка, статус специальных структур и должностных лиц, отраслевое законодательство.

13. Таможенное регулирование.

Финансовое право

Это отрасль права, регулирующая отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов. Денежные средства необходимы для обеспечения важнейших сторон деятельности государства (пенсий, расходов на оборону, охраны природной среды и др.), финансирования его программ, для самообеспечения хозяйственной,

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 335

торговой и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Субъектами финансовых отношений являются Российское государство и его органы, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица – хозяйствующие субъекты и др. Всегда одной из сторон финансовых отношений является орган, обладающий властными полномочиями .

Рассмотрим кратко некоторые институты финансового права.

Бюджетное законодательство

Установление бюджетной системы, правовое регулирование государственных доходов и расходов федерации и ее субъектов, местного самоуправления, нормативы формирования бюджета, бюджетный процесс, права и обязанности субъектов бюджетно-правовых отношений, ответственность за невыполнение бюджетных обязательств, гарантии бюджетного самообеспечения, дотации, механизм регулирования бюджетного дефицита, субвенции и бюджетные кредиты.

Налоговое законодательство

Одна из важнейших отраслей законодательства, пока еще слабо развитых в России. Способствует финансовому обеспечению и постоянному пополнению государственного и местных бюджетов, стимулированию инвестиционной, производственной, торговой и иной деятельности.

Долгие годы налоговые нормы содержались в подзаконных актах – постановлениях Правительства, инструкциях Министерства финансов, иных органов. Теперь формируется налоговое законодательство, включающее общие и специальные законодательные акты . Базовым является Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», готовятся Налоговый кодекс и пакет новых законов в данной сфере. Меняются методы правового регулирования, когда стимулирование налогоплательщиков сочетается с усилением их ответственности. В перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 336

Можно выделить следующие составные элементы налогового законодательства и права. Это прежде всего понятие и виды налогов, распределение налогов по уровням – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги, принципы налогообложения.

Требуется установить права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, права, обязанности и ответственность налоговых органов, порядок взимания налогов, производство по делам о налоговых правонарушениях, налоговые взыскания, судебный порядок рассмотрения налоговых дел.

Бесспорным путеводителем здесь может быть «Базовый мировой налоговый кодекс и Комментарии», подготовленный в 1992 г. специалистами Гарвардского университета в рамках международной налоговой программы. В нем особенно привлекают типовые дефиниции и процедуры налогообложения.

Порядок платежей и денежных расчетов в государстве признан обеспечить устойчивый порядок взаимных расчетов, денежного обращения, внесения обязательных платежей и использования их в публичных интересах. С этим связаны эмиссия денег, выпуск и погашение займов, долговых обязательств, механизм регулирования инфляции, столь же важным являются валютное регулирование и валютный контроль государства.

Важное значение имеют принципы и процедуры кредитования, сберегательного дела.

К финансовому праву можно отнести, те части страхового законодательства и таможенного законодательства, которые определяют финансовые обязанности одной из сторон и возможности обеспечения их принудительной реализации другой стороной.

Уголовное право

Уголовное право является такой отраслью публичного Права, для которой характерны нормы запретительно-наказательного характера. Оно регулирует деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, а также поведение граждан в той части, которая из неправомерной должна становиться правомерной. Охранительные функции уголовного права определяют содержание уголовного ко-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 337

декса и других законов в данной сфере и способствуют борьбе с преступлениями. Действующий долгие годы Уголовной кодекс дополнен множеством поправок и изменений . Подготовлен новый Уголовный кодекс Российской Федерации .

Для уголовного права первостепенное значение имеет определение задач и принципов уголовного законодательства, пределов действия Уголовного кодекса, понятия и видов преступлений как запрещенного уголовным законом деяния (действия или бездействия), причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Устанавливаются категории преступлений. Подробно регулируются виды наказаний, которые меняются в новых условиях. Обеспечение эффективности наказаний как кары за совершенное преступление, как меры государственного принуждения, заключающейся в ограничении или лишении прав и свобод виновного лица, способствует успешной борьбе с преступностью.

Среди преступлений, караемых по закону, назовем государственные, хозяйственные, должностные преступления, преступления против правосудия, порядка управления, а также против политических и иных прав и свобод граждан, против собственности, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Строгая и неумолимая реакция государства на них означает твердую защиту публичных интересов.

Судоустройство

Публичное право охватывает и такую область государственной деятельности, как правосудие и судоустройство. Речь идет о законах двух видов. Первая группа охватывает законы об устройстве судебной системы в целом и ее ветвей – Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их звеньев. Собственно федеральные суды действуют вместе с судами субъектов федерации и мировыми судьями. Введение суда присяжных расширяет гарантии демократического судопроизводства. Регулируются также вопросы деятельности прокуратуры и судебного управления.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 338

Другая группа законов посвящена статусу судей, гарантиям их деятельности, неприкосновенности, а также порядку их назначения на должность и освобождения от должности.

Процессуальное право

Как известно, наряду с материальными, содержательными нормами права есть процессуальные нормы. Их назначение заключается в создании процедур реализации материальных норм. Включение процессуальных норм в тексты статутных и тематических законов не исключает необходимости постепенного формирования общей отрасли – процессуального права, которой присущи свой объект и методы регулирования, специфические нормы, «стадийные» правоотношения, возникающие на последовательно сменяющих друг друга фазах процесса.

В рамках процессуального права можно выделить четыре разновидности процессуального законодательства: конституционное, административное, уголовное и гражданское. Преимущественно эти отрасли служат осуществлению судебной власти в соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации , но они могут включать и процедуры, свойственные деятельности других органов. Не все названные отрасли развиты равномерно, особенно это касается административно-процессуального законодательства. Сейчас управленческие коллизии и споры попадают в орбиту и конституционных, и арбитражных судов, хотя формирование системы административной юстиции могло бы изменить разграничительные линии.

Международное публичное право

Среди комплекса отраслей международного права можно особо выделить международное публичное право. Его субъектами являются государство, нации, борющиеся за свою независимость, международные организации, неправительственные организации, межгосударственные объединения. К предмету регулирования относятся те базовые международно-правовые отношения, которые делают мировое сообщество устойчивым, оберегают его ценности, и прежде всего мир, права и свободы человека, и позволяют развивать связи и сотрудничество во многих сферах жизни. Международное частное право, морское, воздушное, космическое право служат достижению этих целей .

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 339

Изучающим международное публичное право следует иметь в виду три основных нормативных блока, которые его составляют. Первый – вопросы, связанные с определением предмета, источников и методов регулирования в системе международного публичного права, его соотношения с национальным (внутригосударственным) правом. Второй блок охватывает такие общие институты, как субъекты, основные принципы международного права, право международных договоров, международные организации и конференции, ответственность.

К третьему блоку относятся вопросы международно-правовой защиты прав и свобод человека, международной безопасности, территории, дипломатических и консульских отношений, процедур предотвращения и разрешения международных конфликтов. Упомянем и о механизмах сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры и др.

Информационное право

Бурное развитие информационных отношений и процессов обусловливает становление такой отрасли права, как информационное. Законодательные и иные правовые акты в данной сфере только появляются, но уже сейчас можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли. Имеются в виду информационные отношения как предмет правового регулирования, субъекты информационно-правовых отношений, правовой механизм получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правонарушения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики.

Таковы в общих чертах наиболее типичные и устойчивые отрасли права, относящиеся к большому роду публичного права. Их перечень не является закрытым, напротив, прогресс общества будет открывать новые правовые горизонты.

75.Общности права.

Правовые общности: публичное и частное право, материальное и процессуальное.

Правовые общности - самые крупные комплексы правовых норм, какие можно выделить в системе права, вместе с тем не существует какого-то единого критерия для выделения тех или иных правовых общностей, в связи с чем их можно выделять по различным основаниям.

В настоящее время обычно выделяются такие правовые общности: публичное и частное право, материальное и процессуальное право, международное и национальное право.

Публичное и частное право выделяют в системе права , исходя из того, чьи интересы - общие (публичные) или частные - защищают нормы позитивного права.

1.Публичное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие публичные интересы, т.е. интересы государства и общества.

Публичное право связано с осуществлением государственной власти и регулирует так называемые вертикальные отношения - отношения между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами и иными субъектами права, с другой.

В структуре публичного права принято выделять нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности государственных органов, осуществления правосудия, обеспечения и охраны интересов государства и общества.

К отраслям публичного права относиться:

1.конституционное право,

2.административное право,

3.финансовое право,

4.уголовное право,

5.экологическое право,

6.уголовно-процессуальное право,

7.гражданско-процессуальное право

2. Частное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие интересы частных лиц и их объединений.

Частное право формирование: обусловлено появлением частной собственности и теми отношениями, которые возникают на её основе, поэтому частное право не связано с осуществлением властных полномочий и регулирует горизонтальные отношения - отношения между частными лицами, выступающими как равноправные партнеры.

Основу частного права составляют нормы гражданского права, регулирующие главным образом имущественные отношения, к частному праву относятся также нормы трудового и семейного права.

Деление права на публичное и частное идет от древнеримских юристов, которые публичным правом считали всё, что относится к положению государства, а частным - всё, что относится к пользе отдельных лиц.

В современной отечественной науке признается деление на публичное и частное и ныне действующего российского права, вместе с тем многие российские исследователи отмечают некоторую условность деления права на публичное и частное, поскольку частное право опирается на публичное и не может существовать без него, а публичное право, обеспечивая общие интересы, так или иначе, защищает и частные интересы.

Кроме того, в современном праве, как считают отдельные авторы, наблюдается так называемая публицизация частного права, связанная с вторжением в сферу частного права элементов публично-правового регулирования, например, ограничение права частной собственности, свободы договоров, и, наоборот, в отдельных странах, например, в России, имеет место «приватизация» публичного права, вызванная переходом к рыночной экономике.

По иным критериям выделяются материальное и процессуальное право.

В частности, они определяют правовое положение различных субъектов права, закрепляют отношения собственности и неимущественные отношения, определяют структуру, компетенцию и порядок деятельности различных государственных органов и организаций, устанавливают основания и меры юридической ответственности за правонарушения.

В отечественной теории государства и права к материальному праву принято относить конституционное, административное, гражданское, уголовное и многие другие отрасли права, а к процессуальному праву - уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право.

4.Нормы процессуального права - это нормы, обслуживающие нормы материального права, обеспечивающие их реализацию, они определяют порядок и процедуры применения норм материального права.

Основу процессуального права составляют нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения по существу уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел в соответствующих юридических процессах.

Вследствие этого две последние отрасли называют процессуальным правом, остальные - материальным правом, такое деление, однако, представляется не вполне корректным, так как в составе целого ряда отраслей, традиционно называемых отраслями материального права, содержится довольно много процессуальных норм, например, в конституционном, административном, трудовом праве и именно поэтому к материальному и процессуальному праву точнее относить не отрасли, а нормы права.

5.Система права может включать в свой состав и такие правовые общности, как международное и национальное (внутригосударственное) право.

Это связано с интеграцией международного права в структуру национальных правовых систем.

Вообще международное право - это самостоятельная система права, в состав которой входят нормы, регулирующие отношения между государствами.

Данная система имеет свои институты и отрасли права, свои правовые общности, например, международное публичное и международное частное право.

В то же время международное право оказывает серьезное влияние на право конкретных государств, на национальные правовые системы, внедряясь в их структуру.

Это обусловлено все возрастающим сотрудничеством различных государств мира друг с другом, заключением между ними договоров, пактов, конвенций, соглашений, вступлением государств в международные организации, сообщества.В этой связи государства, как правило, включают в состав своего национального права определенные принципы и нормы международного права.Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

Это значит, что в состав российского права, его системы входят , во-первых, общепризнанные принципы международного права, во-вторых, общепризнанные нормы международного права и, в-третьих, нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации.

Вследствие этого данная часть норм международного права (но не всё международное право в целом) выступает в системе российского права как соответствующая правовая общность - международное право.

6 .Другую общность - национальное право - составляют нормы собственно российского права, занимающие в какой-то мере подчиненное по сравнению с нормами международного права положение.

Это вытекает из содержания той же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, провозглашающей приоритет международных договоров России перед её внутренними законами.

Включение Конституцией РФ в состав российской правовой системы общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации приводит некоторых исследователей к выводу о необходимости выделения в системе российского права особой отрасли права - международного права.

Однако правы, на наш взгляд, те, кто считает, что нормы международного права входят в систему российского права не в качестве особой его отрасли, а как составные части соответствующих отраслей права - конституционного, административного, гражданского, уголовного и т. д.

То есть в составе тех или иных отраслей права мы можем обнаружить нормы и собственно российского, и международного права - это дает основание утверждать, что в системе российского права международное право следует выделять не в качестве отрасли права, а в качестве соответствующей правовой общности, нормы которой входят в состав различных отраслей российского права.

В отдельных системах права могут быть выделены и некоторые другие правовые общности.

Например, в праве англосаксонской правовой семьи (право Англии, США, Канады и других государств) могут быть выделены такие правовые общности, как общее право и право справедливости, которые, как принято считать, соответствуют публичному и частному праву, имеющим место в правовых системах романо-германской правовой семьи.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...