Кто заплатит за музыку.


Значительное число предприятий сферы торговли и услуг, от самых крупных до совсем небольших, для привлечения клиентов и создания благоприятной атмосферы проигрывают в зале обслуживания различные звуковые записи (фонограммы). Это могут быть записи конкретных исполнителей, звуки для релаксации (шум воды, леса), передачи музыкальных радиостанций. Но часто ли предприниматели задумываются, насколько правомерно использование музыки и не нарушают ли они при этом права исполнителей и изготовителей фонограмм? Анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что бездоговорное и бесплатное использование фонограмм предпринимателями приводит к нарушению прав указанных лиц. К сожалению, не многие знают, что за звучание музыки в своем кафе или магазине предприниматель должен заплатить.

Р ассмотрим более подробно, какие нормы действующего законодательства являются основанием для того, чтобы предприниматель «платил за музыку», каков размер таких выплат и что ждет того, кто все же решит не платить.

Кому принадлежит право на фонограмму?

До 1 января 2008 г. нормы, обязывающие производить выплаты за фонограммы, устанавливал Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об автор­ском праве и смежных правах». После введения в действие IV части ГК РФ, включившей весь массив законодательства в сфере интеллектуальной собственности, следует руководствоваться положениями главы 71 части IV ГК РФ «Права, смежные с авторскими», где праву на фонограммы посвящен отдельный параграф.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограмма - это любая звуковая запись исполнения или иных звуков либо их отображения (отображение - это не что иное, как цифровая форма записи). Объектами записи могут быть любые звуки, их сочетания и комбинации (пение птиц, шум водопада, сигнал автомобиля), а не только конкретные музыкальные произведения. Технология записи, а также вид носителя не имеют значения.

Свернуть Показать

Впервые нормы, посвященные праву на фонограмму как объекту смежного права, появились в 1936 г. в австрийском Законе об авторском праве. В нашей стране право, смежное с авторским, возникло в 1991 г. с принятием Основ гражданского законодательства. Последующее развитие нормы о праве на фонограмму получили в Законе РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (среди норм о смежных правах). В IV части ГК РФ праву на фонограммы посвящен уже отдельный параграф (параграф 3 гл. 71). Увеличение объема правового регулирования свидетельствует о возрастании роли фонограммы как объекта смежных прав.

Говоря о фонограмме, необходимо отметить, что в ее записи непосредственно участвуют исполнители и изготовители фонограмм , которые и являются ее правообладателями. Так, исполнитель (автор исполнения) - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (певец, музыкант, актер и пр.) (ст. 1313 ГК РФ). Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит исключительное право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования произведения. А изготовителям фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительные права могут быть переданы другому лицу на основании договора или по иным законным основаниям. Обладатели исключительных прав могут по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (в нашем случае - фонограмму). Следовательно, для того чтобы беспрепятственно использовать в своей деятельности записанную музыку, необходимо получить соответствующее разрешение у исполнителей и изготовителей фонограмм, что, как правило, предполагает выплату вознаграждения.

Кто должен платить за звучание фонограмм?

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее - Правила). Указанные Правила вступили в силу с 1 января 2008 г.

Итак, в соответствии с Правилами плательщиками являются юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели . Так, если предприниматель осуществляет или организует публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для всеобщего пользования, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих обычному кругу семьи, то он должен заплатить за использование фонограммы.

Пример 1

Свернуть Показать

К плательщикам за использование фонограмм относятся театры, концертные площадки, клубы, дискотеки, парки, стадионы, кинотеатры, казино, бары, кафе, рестораны, магазины, парикмахерские и даже маршрутные такси. Данный перечень является открытым.

Так, в Положении Российского авторского общества (РАО) о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год (утв. постановлением Авторского Совета РАО от 14 февраля 2008 г. № 8) все плательщики поделены на 12 групп, для каждой из которых предусмотрен свой размер выплат. Приведем данный перечень для того, чтобы у предпринимателя не возникло сомнения, указан ли его .

Итак, согласно документу плательщиками вознаграждения ­за использование фонограмм являются:

  1. рестораны, кафе, бары, закусочные и другие предприятия общественного питания - при публичном исполнении произведений как с помощью технических средств (включая караоке и музыкальные автоматы), так и артистами-исполнителями или исполнительскими коллективами (живая музыка);
  2. развлекательные предприятия:
    • а) клубы: музыкальные клубы, ночные клубы, караоке-клубы,
    • б) дискотеки и танцевальные площадки,
    • в) культурно-развлекательные центры, казино,
    • г) залы игровых клубов (игровые автоматы), компьютерных клубов, залы для игры в бильярд, пул, керлинг и боулинг, залы показа мод и проведения конкурсов красоты, отдельно стоящие системы караоке;
  3. предприятия торговли, включая торговые павильоны, палатки, столы, стенды, киоски, магазины, торговые комплексы, автозаправочные станции, а также ярмарки, рынки, торговые территории - при музыкальном озвучивании торговых залов (торговых точек) ­и площадей в процессе торговли;
  4. выставочные комплексы и выставочные залы - при станции, а также ярмарки, рынки, торговые территории - при музыкальном озвучивании выставочного комплекса при помещении выставочного зала при проведении выставок;
  5. предприятия сферы услуг (парикмахерские, парикмахерские салоны, салоны красоты, косметические салоны, солярии, сауны, бани, залы обслуживания клиентов в финансово-кредитных и других учреждениях, ателье по ремонту, пошиву, пункты проката, прачечные, химчистки, Дворцы бракосочетания и отделы ЗАГС, а также организаторы торжеств - при использовании музыкальных ­произведений в процессе оказания услуг;
  6. гостиницы, мотели (включая залы регистрации, холлы, номера, лифты) и кемпинги - при публичном исполнении музыкальных произведений в помещениях и на территории;
  7. санаторно-курортные комплексы, пансионаты, дома отдыха, спортивные базы отдыха и т.п. (включая залы регистрации, холлы, номера, лифты) - при публичном исполнении музыкальных ­произведений в помещениях и на территории;
  8. спортивные и спортивно-оздоровительные заведения: спортивные клубы и центры (фитнес-клубы, тренажерные залы, стадионы, катки, ролледромы, скейтпарки, аквапарки, велотреки, горнолыжные спуски и т.п.) - при музыкальном сопровождении соревнований, занятий и отдыха;
  9. предприятия пассажирского транспорта при публичном исполнении произведений в транспортных средствах:
  10. аэропорты, порты и вокзалы - при публичном исполнении произведений в помещениях, на перронах, пристанях и прилегающей территории;
  11. парки и сады культуры и отдыха, пляжи - при централизованном музыкальном озвучивании территории или при отдельном ­озвучивании аттракционов;
  12. кинотеатры, видеосалоны, клубы, дома культуры и другие пользователи - при публичном исполнении музыкальных произведений, при публичном исполнении (показе) аудиовизуальных произведений.

Как видно из списка, платить должны все, даже ЗАГСы за исполнение вальса Мендельсона.

Для признания публичности использования фонограммы не требуется, чтобы конкретные люди фактически ее услышали, главное - создание такой возможности. Обратите внимание, что платить придется независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности или нет (п. 2 Правил), а также от того, какая запись для этого ­использована - ­лицензионная или «пиратская».

Пример 2

Свернуть Показать

Если в кафе, принадлежащем индивидуальному предпринимателю, запись песни используется только в качестве фона, он все равно обязан внести плату за ее использование.

Кому платить?

Поскольку фонограмма представляет собой зафиксированное звуковое исполнение, то вознаграждение за ее публичное использование полагается и исполнителям, и изготовителям фонограмм. Конечно, можно заключить договоры с каждым из них отдельно, но это создаст лишние трудности для предпринимателя и потребует больших организационных и временных затрат: нужно будет найти всех исполнителей и изготовителей фонограмм, договориться с каждым о размере вознаграждения, заключить с ними ­договоры, после чего - производить выплаты.

Однако для фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, дейст­вующее законодательство предусматривает некоторое ограничение прав исполнителей и изготовителей фонограмм. В частности, разрешается исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю без разрешения исполнителя и изготовителя фонограммы, но с обязательной выплатой им вознаграждения (ст. 1326 ГК РФ) .

Чтобы не заключать многочисленные договоры, сбором, распределением и выплатой вознаграждения занимаются организации по управлению правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе .

На сегодняшний день создано значительное число организаций, управляющих правами на коллективной основе. Согласно пункту 3 статьи 1242 ГК РФ основанием для деятельности подобной организации является письменный договор, заключаемый такой организацией с правообладателями о передаче полномочий по управлению правами. С пользователями организация по управлению правами на коллективной основе заключает лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, и собирает с пользователей вознаграждение за использование произведений (пункт 1 статьи 1243 ГК РФ). В нашем случае пользователем является предприниматель.

Многие организации по управлению правами дублируют друг друга и устанавливают разные ставки, в том числе за использование фоно­грамм. Так, основными организациями в сфере коллективного управления смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм являются: Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское фонографическое агентство (РФА), Российский союз правообладателей (РСП), созданный недавно при поддержке РАО. Стоит отметить, что указанные организации находятся не в самых дружеских отношениях, поскольку конкурируют в борьбе за тех, кто заключит с ними договоры по выплате вознаграждения за использование фонограмм.

Согласно пункту 1 статьи 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в шести сферах коллективного управления, одной из которых является управление правами исполнителей и (или) изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждено «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами». Следует иметь в виду, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления может быть ­получена только одной организацией по управлению правами.

Главное отличие аккредитованной организации будет состоять в том, что кроме управления правами тех правообладателей, с которыми у организации заключены соответствующие договоры, она вправе управлять правами и собирать вознаграждение и для тех правообладателей, с которыми такие договоры отсутствуют. То есть она «по умолчанию» представляет интересы всех исполнителей и изготовителей фонограмм. На практике данное обстоятельство призвано значительно облегчить жизнь предпринимателя, использующего фонограммы, поскольку не важно, заключен у такой организации договор с конкретным исполнителем и изготовителем фонограмм или нет. Однако на сегодняшний день ни одна организация пока не получила государственную аккредитацию.

Пример 3

Свернуть Показать

В парикмахерской, баре, фойе гостиницы, принадлежащих предпринимателю, могут быть использованы конкретные фонограммы (песни определенных певцов, композиторов, записанные на диски, периодически используемые предпринимателем). В этом случае он заранее знает, за чьи фонограммы он будет платить, и должен выбрать ту организацию, которая представляет интересы данных исполнителей и изготовителей. Однако в качестве музыкального сопровождения нередко используется радио. В такой ситуации нельзя заранее знать, чьи именно фонограммы прозвучат в эфире, соответственно, невозможно точно определить, с какими организациями заключили договоры правообладатели и куда нужно обращаться предпринимателю. Аккредитация снимает эту проблему.

Первоначальная аккредитация будет предоставлена на 5 лет, после чего при отсутствии замечаний со стороны контролирующих органов срок аккредитации составит 5-10 лет. Проводит аккредитацию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (Росохранкультура, www.rosohrancult.ru).

Что станет с организациями, не получившими аккредитации? И как быть предпринимателю, уже заключившему договор с одной из них? Паниковать в этом случае не стоит. В ГК РФ отмечается, что наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе. Однако такие организации не вправе заключать договоры с пользователями от имени всех исполнителей и изготовителей фонограмм, а только в интересах тех исполнителей и изготовителей фонограмм, которые предоставили им соответствующие полномочия.

Списки таких правообладателей можно посмотреть на сайте указанных организаций в реестрах правообладателей либо запросить непосредственно в организации. Данные из реестров предоставляются всем заинтересованным лицам за исключением сведений, которые в соответствии ­с законодательством не могут разглашаться без согласия самого правообладателя.

Предпринимателю с организацией, управляющей правами на коллективной основе, необходимо заключить договор, на основании которого и будет вноситься та или иная денежная сумма. В договоре определяются размер и срок выплаты. Вместе с выплатой вознаграждения предприниматели должны будут предоставить аккредитованной организации документы, а также иные сведения, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Перечень этих сведений определяется договором (п. 4 Правил) и, как правило, обусловлен теми техническими средствами, которые ­задействованы в автоматизированной системе распределения гонорара.

После заключения договора предприниматель обязан производить ежемесячные выплаты за использование фонограмм, а организация, управляющая правами на коллективной основе, - распределять вознаграждение между исполнителями и изготовителями фонограмм.

Однако существование обществ по управлению правами на коллективной основе не исключает возможности прямого заключения договора с исполнителями и изготовителями фонограмм. В любом случае ­предприниматель вправе выбрать наиболее удобный для него вариант.

Сколько платить?

Не секрет, что за использование фонограмм платят лишь немногие. Так, на сайте РОУПИ отмечается, что «в Новосибирске около полутора тысяч заведений общественного назначения, работа которых не мыслима без музыкального фона. И только один процент всех заведений отчисляет положенные по закону вознаграждения музыкантам, авторам текстов, исполнителям, создателям фонограмм и их родственникам, получившим права на эти записи. Оставшиеся 99 процентов заведений продолжают .

Для предпринимателя вопрос о том, сколько платить, безусловно, является актуальным. В Правилах, утвержденных Правительством РФ, отмечается, что при расчете вознаграждения во внимание принимаются следующие аспекты:

  • какова минимальная ставка авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за передачу произведения в эфир по кабелю;
  • является ли использование фонограмм основным видом ­деятельности для предпринимателя или нет;
  • взимается ли плата за прослушивание с клиентов;
  • каков размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Как видно, ставки вознаграждения законодательно не установлены. Конкретный размер определяется аккредитованной организацией ­в договоре, заключаемом с предпринимателем.

Отметим для примера ряд цифр, зафиксированных в Положении о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год. Для каждой из 12 указанных выше категорий РАО установило различные ставки.

Пример 4

Свернуть Показать

Ставки для предприятий торговли (п. 3 перечня, приведенного на стр. 40) зависят от площади помещения. Так, если площадь магазина не более 100 кв.м, то ставка составляет 500 руб. в месяц (как и для секций, отделов, торговых платок, киосков, столов и стендов).

Для ателье, пунктов проката, прачечных, химчисток и парикмахерских ставка равняется 300 руб., для парикмахерских салонов - уже 1 000 руб., для парикмахерских салонов класса люкс, салонов красоты, косметических салонов, солярия - 1 500 руб.

В дополнение к установленным ставкам РАО использует понижающие коэффициенты в зависимости от численности жителей в населенном пункте: чем меньше жителей, тем ниже ставка. Корректирующие коэффициенты предусмотрены и для сетевых предприятий. Для тех, кто впервые заключает лицензионный договор с РАО, плата за первый год снижается на 20% ­(исключением являются тарифы, установленные в процентах).

На первый взгляд, несколько абсурдным кажется тот факт, что предприниматель должен платить и тогда, когда включает какую-либо радиостанцию. Однако судебная практика подтверждает обязанность внесения платы и в этом случае. В частности, судом было подтверждено, что публичная трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» в качестве фона без заключения соответствующих договоров с авторами музыкальных произведений, включенных в радиопередачи, либо без заключения лицензионного договора является неправомерной.

Судебное решение, приведенное далее, было принято несколько лет назад, но пока судебной практики по делам, связанным с выплатой вознаграждения за использование фонограмм предпринимателями, совсем немного. В настоящее время в судебном порядке взыскивается невыплаченное вознаграждение, в основном с юридических лиц. Однако в ближайшем будущем, после проведения государственной аккредитации, стоит ожидать усиления активности по борьбе с неплательщиками, в том числе ­и индивидуальными предпринимателями.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) в интересах группы авторов - членов РАО обратилось в суд с иском к К. о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. В исковом заявлении было отмечено, что 17 октября 2004 года в помещении ресторана, в котором ответчица осуществляла предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга, были публично исполнены музыкальные произведения, стоящие в программных блоках радиостанции «Европа Плюс». Соглашения с авторами не были оформлены надлежащим образом, что привело к нарушению ­их имущественного исключительного права.

Решением городского суда от 20 мая 2005 г. в удовлетворении исковых требований РАО было отказано. Последующими судебными инстанциями данное решение было оставлено без изменения.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение городского суда, определение судебной коллегии по гражданским делам верховного суда республики и постановление президиума верховного суда республики. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указаниями на допущенные судами существенные нарушения норм материального права.

В частности, было отмечено следующее. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе при публичном исполнении произведения. Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что К. не осуществляла незаконное публичное исполнение музыкальных произведений, посетителям ресторана была лишь предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции «Европа Плюс». Последующие судебные ­инстанции согласились с данным выводом.

Вместе с тем согласно ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - это любой показ, исполнение или сообщение произведений, фоно­грамм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Передача организации эфирного или кабельного вещания является объектом смежных прав таких организаций. Использование исполнения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на вознаграждение - неотъемлемое право исполнителя, и его невыполнение должно квалифицироваться как нарушение смежных прав. Следовательно, в силу закона к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения, которым и является ресторан.

Как установил суд и усматривается из материалов дела, трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» осуществлялась в помещении ресторана не для личного, а для коллективного прослушивания. Таким образом, публичное использование ответчиком музыкальных произведений, транслируемых радиостанцией «Европа Плюс» без заключения соответствующих договоров с авторами произведений либо без лицензионного соглашения, является неправомерным (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 42-В07-4).

Кто получит вознаграждение?

Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории России в соответствии со статьями 1321 и 1328 ГК РФ.

Правилами предусматривается, что если сбор вознаграждения осуществляется одной аккредитованной организацией в отношении исполнителей и изготовителей фонограмм, то распределяется он в следующей пропорции: 50% - исполнителям, 50% - изготовителям фонограмм. Ранее при наличии соглашения допускалось распределение в иной пропорции.

Что касается конкретных исполнителей и изготовителей фонограмм, то вознаграждение распределятся пропорционально их фактическому использованию на основании отчетов, которые предприниматели предоставляют в аккредитованную организацию. Для подсчета точных сумм вознаграждения используются и другие сведения, в том числе статистические данные.

Вознаграждение выплачивается в сроки, предусмотренные уставом организации, но не реже четырех раз в год самой организацией, осуществляющей сбор вознаграждения, либо иной организацией, управляющей правами получателя (п. 6 Правил). Организация по управлению правами на коллективной основе не только выплачивает правообладателям вознаграждение, но и предоставляет им отчет об использовании их прав, о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него (пункт 4 статьи 1243 ГК РФ).

Санкции

Невыплата вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм является не чем иным, как нарушением смежных прав указанных лиц. За подобное нарушение действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности.

Статья 1311 ГК РФ устанавливает гражданско-правовую ответственность. Так, если правообладателю удастся доказать нарушение его прав, то он вправе требовать от нарушителя по своему выбору возмещения убытков или выплаты компенсации. Ее сумма составляет от 10 тыс. до 5 млн рублей (точная сумма определяется судом) или двойную стоимость ­правомерного использования такого объекта при сравнимых обстоятельствах.

Административная ответственность установлена статьей 7.12 КоАП РФ: штраф должностных лиц - от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, юридических лиц - от 30 до 40 тыс. рублей. При этом квалифицирующим признаком по статье 7.12 КоАП РФ признается такая цель нарушения, как извлечение дохода от незаконного использования смежных прав.

Обратите внимание на то, что оба вида ответственности могут быть применены одновременно.

Можно ли избежать выплаты вознаграждения за использование фонограммы?

ГК РФ допускает несколько случаев свободного использования ­фонограмм как объектов смежных прав, а именно:

  • воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ),
  • использование в информационных, научных, учебных или ­культурных целях (ст. 1274 ГК РФ),
  • публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ),
  • воспроизведение для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ),
  • запись организацией эфирного вещания в целях краткосрочного использования (ст. 1279 ГК РФ).

Как видно, ни один из перечисленных вариантов свободного ­использования фонограммы индивидуальному предпринимателю не подходит.

Еще одним случаем свободного использования фонограммы является ее переход в общественное достояние , который происходит после того, как истек срок действия исключительного права на нее. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет , считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована (при условии, что обнародование состоялось в течение пятидесяти лет после записи). Следует иметь в виду, что в мировой практике пятидесятилетний срок является наиболее распространенным. Однако есть страны, в которых установлены иные сроки действия исключительного права. Так, в Бразилии он составляет 70 лет, в США - 75.

Фонограмма, перешедшая в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (пункт 2 статьи 1282 ГК РФ).

Таким образом, если фонограмма прозвучала (была обнародована) более пятидесяти лет назад, то платить за ее использование не нужно.

Допустим, срок исключительного права еще не истек, а изготовителя фонограммы уже нет в живых. Нужно ли платить в таком случае, ведь получается, что правообладатель отсутствует. Кому в этом случае пойдет вознаграждение? Согласно ГК РФ исключительное право на фонограмму в пределах оставшегося срока переходит к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы, поэтому выплаты являются ­обязательными в течение всего срока.

Итак, действующее законодательство обязывает всех предпринимателей платить за использование фонограмм. Однако лишь немногие это делают. Вместе с тем суммы, подлежащие выплате, не настолько велики, чтобы стоило из-за их экономии попадать под действие ответственности, установленной законом. Кроме того, учитывая усиление борьбы с нарушениями в области авторских и смежных прав, стоит ожидать более активной деятельности как государственных органов, так и организаций по управлению правами на коллективной основе, направленной на работу с неплательщиками.

Сноски

Свернуть Показать


Таким образом, выплачивая нерезиденту доход по договору авторского заказа, НДФЛ удержите по ставке, установленной нормами соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Россией и страной, резидентом которой является автор. При этом человек должен документально подтвердить , что он является налоговым резидентом государства, с которым у России заключено соответствующее соглашение. Это следует из пункта 2 статьи 232 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные выводы следуют из письма ФНС России от 12 октября 2012 г. № АС-3-3/3680.

Если же соответствующего соглашения между Россией и страной, где проживает автор, не существует, либо человек не представил организации, выплачивающей доход, необходимого подтверждения, НДФЛ с суммы авторского вознаграждения удержите по ставке 30 процентов.

Пример определения ставки НДФЛ с суммы авторского вознаграждения. Российская организация выплачивает авторское вознаграждение резиденту другого государства

Российская организация (издательство) заключила договор авторского заказа с гражданином Республики Хорватии, где последний проживает постоянно. Договор предусматривает, что автор предоставляет организации право использования литературного произведения в установленных договором пределах.

В настоящее время действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Хорватии от 2 октября 1995 г.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 12 этого соглашения вознаграждение за предоставление права использования авторских прав, источником выплаты которого является территория России, может облагаться НДФЛ как в России, так и в Хорватии. При этом ставка налога в России не может превышать 10 процентов.

Следовательно, выплачивая вознаграждение по договору авторского заказа налоговому резиденту Хорватии, российская организация должна удержать НДФЛ по ставке 10 процентов.

Ситуация: по какой ставке удержать НДФЛ с авторских вознаграждений иностранным гражданам - нерезидентам, являющимся высококвалифицированными специалистами? Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и страной проживания специалиста нет.

По ставке 30 процентов.

По общему правилу выплаты иностранным гражданам, которые признаются высококвалифицированными специалистами , облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов независимо от их налогового статуса. Ставка 13 процентов применяется в отношении доходов, полученных ими от осуществления трудовой деятельности. При этом осуществлять такую деятельность высококвалифицированный специалист должен в соответствии с требованиями статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Об этом говорится в абзаце 4 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ.

В свою очередь положения статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ относятся только к высококвалифицированным специалистам, которые работают на основании:

  • трудовых договоров;
  • гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Такой вывод позволяют сделать абзац 12 пункта 1 статьи 2 и подпункт 2 пункта 6 статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Договор о передаче авторских прав является гражданско-правовым договором на передачу имущественных прав (ст. 1226, 1285, 1234, 1286, 1235, 1288 ГК РФ). Он не относится ни к трудовому договору, ни к гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг).

Следовательно, положения абзаца 4 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ не применяются в отношении высококвалифицированных специалистов, работающих по договору о передаче авторских прав. А значит, с авторского вознаграждения таких граждан-нерезидентов нужно удержать НДФЛ по ставке 30 процентов (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ, письмо Минфина России от 29 июня 2011 г. № 03-04-06/6-154).

Профессиональные вычеты по НДФЛ

Если имущественные права передает автор произведения, то ему могут быть предоставлены профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 221 НК РФ). Другим гражданам (не являющимся авторами, в т. ч. и наследникам автора) профессиональный вычет не предоставляйте (письма Минфина России от 14 апреля 2005 г. № 03-05-01-04/101 и ФНС России от 12 января 2012 г. № ЕД-4-3/72).

Профессиональный налоговый вычет предоставьте в размере расходов, понесенных автором при создании произведения, имущественные права на которое переданы организации. При этом расходы должны быть подтверждены документально. Если автор не может документально подтвердить понесенные им расходы, то сумму вознаграждения уменьшите на фиксированный процент . Об этом сказано в пункте 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ.

Перед тем как предоставить профессиональный вычет, получите от автора заявление (абз. 11 ст. 221 НК РФ).

Имейте в виду: если произведение создано автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, то профессиональные вычеты не предоставляйте. В этом случае у человека нет расходов, понесенных им за свой счет. А значит, профессиональные вычеты ему не полагаются. Это следует из пункта 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 июня 2005 г. № 03-05-01-04/177.

Стандартные вычеты по НДФЛ

Ситуация: можно ли предоставить стандартные налоговые вычеты налоговым резидентам России, получающим вознаграждение по авторскому договору?

Да, можно.

При предоставлении стандартного налогового вычета ограничения по типу договора (трудовой или гражданско-правовой (включая авторский договор)) статьей 218 Налогового кодекса РФ не предусмотрены. .

Стандартные вычеты человеку, привлеченному к работе по авторскому договору, предоставляйте только за те месяцы, в течение которых этот договор действует. При решении вопроса о предоставлении вычета на детей учитывается доход, полученный автором с начала налогового периода (года).

Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/10-81, ФНС России от 4 марта 2009 г. № 3-5-03/233 и УФНС по г. Москве от 1 июня 2010 г. № 20-15/3/057717.

Если договор действует в течение нескольких месяцев, а вознаграждение выплачивается не ежемесячно (например, единовременно по истечении срока действия договора), то стандартные налоговые вычеты предоставляйте за каждый месяц действия договора, включая те месяцы, в которых вознаграждение не выплачивалось. Такой вывод следует из писем Минфина России от 13 января 2012 г. № 03-04-05/8-10, от 21 июля 2011 г. № 03-04-06/8-175, от 19 августа 2008 г. № 03-04-06-01/254, от 15 июля 2008 г. № 03-04-06-01/203, от 12 октября 2007 г. № 03-04-06-01/353, ФНС России от 9 октября 2007 г. № 04-1-02/002656. Подтверждает такой подход и постановление Президиума ВАС РФ от 14 июля 2009 г. № 4431/09.

Пример предоставления стандартных и профессиональных налоговых вычетов резидентам, получающим вознаграждение по договору о передаче авторских прав

ООО «Альфа» заключило с А.С. Кондратьевым в январе договор на публикацию в журнале его статьи. Кондратьев является резидентом России. В марте Кондратьев передал организации статью и все права на нее (был подписан акт приема-передачи).

Кондратьев написал заявление о предоставлении профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ в фиксированном размере. Поэтому при расчете налога сумма вознаграждения была уменьшена на 20 процентов (п. 3 ст. 221 НК РФ).

У Кондратьева есть единственный ребенок (возраст - 10 лет), поэтому сотруднику положен стандартный налоговый вычет в размере 1400 руб., предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ. Для предоставления стандартного вычета сотрудник написал соответствующее заявление .

За период январь-март Кондратьев получал доходы только от «Альфы».

Налоговая база по НДФЛ, удерживаемому с Кондратьева, за март составила 3800 руб. (10 000 руб. - 10 000 руб. × 20% - 1400 руб./мес. × 3 мес.).

Дата удержания НДФЛ

Вознаграждение по авторскому договору включите в налоговую базу по НДФЛ в день выплаты вознаграждения (в денежной или натуральной форме) (п. 1 ст. 223 НК РФ).
Если человек получит вознаграждение в денежной форме, рассчитанный налог перечислите в бюджет в следующие сроки:

  • в день получения денег в банке, если организация выплатит вознаграждение наличными, полученными с расчетного счета;
  • в день перечисления денег на счет гражданина, если организация выплатит вознаграждение в безналичном порядке;
  • на следующий день после выдачи вознаграждения, если организация выплатит его из других источников (например, из наличной выручки).

Эти сроки установлены в пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если человек получит вознаграждение в натуральной форме, рассчитанный налог удержите с любых денежных вознаграждений, выплачиваемых ему (п. 4 ст. 226 НК РФ). Если НДФЛ удержать невозможно, уведомьте об этом налоговую инспекцию по месту учета организации, а также гражданина, которому выплачен доход (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, с авторских вознаграждений гражданам начислите взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Подробнее о том, как их рассчитать, см. Как начислить взносы на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование по гражданско-правовым договорам . Взносы в ФСС России на обязательное социальное страхование начислять с авторских вознаграждений гражданам не нужно (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляйте в следующих случаях:

  • обязанность организации платить их предусмотрена авторским договором (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ);
  • авторское вознаграждение предусмотрено трудовым договором, заключенным с автором (п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

В разгар кризиса на наших просторах, пришла пора познакомить вас со списком сайтов, которые платят авторам минимум по 50$ за пост или статью (ну где еще вам столько заплатят?).

В списке представлены сайты, специализирующиеся на различных сферах жизни: начиная с воспитания детей или вязания и заканчивая бизнесом и писательским трудом, так что каждый сможет найти что-то себе по душе. На одних сайтах указана сумма, которую они готовы платить авторам, о других же сайтах, мы узнали со слов фрилансеров.

Предварительная подготовка

Прежде чем начинать наобум заходить на приведенные ниже сайты, внимательно прочитайте описания и изучите посты, опубликованные ранее. Конкуренция здесь достаточно высока. Убедитесь, что у вас есть свежая тема или же вы можете с новой стороны раскрыть предмет, о котором ранее уже писали.

Если вы хотите узнать о том, как создать успешный гостевой пост перейдите по этой или этой ссылке .

Итак, вот и сам список!

10 сайтов в категории "бизнес, карьера и финансы"

1. B. Michelle Pippin платит по 50-150$ за статьи о бизнесе.

31. Bitch Magazine’s website платит за большие газетные статьи о поп-культуре. Сумма оплаты варьируется, решите этот вопрос с редактором.

32. BlogHer платит по 50$ за пост на различные темы, касающиеся образа жизни. Этот сайт относится к семье сайтов SheKnows, куда также входят StyleCaster, DrinksMixer и DailyMakeover.

33. Cultures and Cuisines платит по 200$ за каждую статью.

34. The Daily Beast, согласно имеющимся сведениям, платит по 250$ и больше. На сайте указан электронный адрес, с которого редко отвечают, поэтому вам придется немного попотеть, чтобы найти человека, к которому можно будет обратиться по поводу статьи.

35. Dame , как сообщают, платит по 200$ за очерки. Они принимают свидетельства очевидцев и другие статьи.

36. Dorkly платит по 75$ за пространные статьи о Бетмене, Марвеле, Покемонах и на другие странные темы.

37. END/PAIN - новый сайт, который запустился только в этом году. Он платит по 250$.

38. Expatics для американских эмигрантов. Это еще один сайт, где вам нужно будет предварительно обсудить оплату.

39. Fund Your Life Overseas платит по 75$ за статьи о бизнес-идеях, которые приносят доход иностранцам.

40. Gawker Media , как сообщают, платит по 250$ за рассказы очевидцев и за очерки на своих сайтах, которые включают Deadspin, Jezebel и другие. Они предпочитают подробные статьи. Недавно они закрыли некоторые сайты и планируют сосредоточиться на политике, поэтому убедитесь, что вы нашли работающий сайт.

41. getAbstract , по имеющимся сведениям, платит по 300$ за длинные (2000-4000 слов) книжные рецензии.

42. Gothamist платит от 50 до 150$ за истории очевидцев о событиях в Нью-Йорке.

43. HowlRound платит по 50$ за блог-посты об управлении и маркетинге в театре, постановке и написании пьес.

44. The International Wine Accessories blog платит по 50$ и больше за статьи.

45. Оплата в интернет-журнале The Kernel от The Daily Dot варьируется, так что будьте к этому готовы. За статью в 1000-2000 слов могут заплатить 350$.

46. Knitty платит по 75-100$ за статьи о вязании.

47. Listverse платит по 100$ за длинные (1500 слов) статьи на различные темы.

48. The Mix от интернет-издания Hearst (включая Country Living, Bazaar, Esquire, Popular Mechanics и другие) платит по 50-100$ за статьи.

49. New York Observer платит по 100$ за посты о политике и культуре для «представителей метрополии с утонченными вкусами».

50. OZY платит фрилансерам, но ставка варьируется.

51. Paste платит по 50$ за статьи на различные темы.

52. Penny Hoarder рассказывает об идеях экономии. Вам нужно будет обсудить оплату с редактором.

53. Playboy.com платит до 350$ за статью, в зависимости от темы.

54. Pretty Designs рассказывает о моде и красоте. Вам придется договариваться о стоимости каждого поста.

55. PsychCentral рассказывает о психическом здоровье. На сайте не оказана сумма оплаты, но по сообщениям читателей, они неплохо платят за статьи.

56. Refinery29 , как сообщают, платит по 75$ за слайд-шоу, статьи и очерки на различные темы. Темы для статей вы можете найти на их домашней странице.

57. Salon платит по 100-200$ за очерки и свидетельства очевидцев, даже за очень длинные.

58. Saveur предлагает 150$ за «удивительные истории о еде и путешествиях».

59. The Salt (блог NPR о еде), как сообщают, платят около 200$.

60. Smithsonian Magazine Online платит опытным фрилансерам около 600$ за свидетельства очевидцев.

61. платит по 200$ за статьи о базах данных.

67. Graphic Design School blog платит по 100-200$ за статьи и учебные видео о Photoshop, Illustrator, InDesign и открытых дизайнерских инструментах.

68. Indeni платит по 50-200$ за посты о защитных системах Check Point, распределитель нагрузки F5 или сетевые защитные системы Palo Altо.

69. Linode платит по 250$ за статьи о Linux, Socket.io, базы данных NoSQL databases, игровые серверы, Open Change, и Web RTC.

70. SlickWP платит по 100$ за посты о WordPress и пакет программ the Genesis Theme.

71. Treehouse платит по 100-200$ за посты о веб-дизайне и разработке.

72. Tuts+ платит по 100$ за учебные видео о различных технологиях, включая веб-дизайн и флэш-память. Раньше Tuts руководил 16 разными блогами, включая Freelance Switch, но сейчас все собрано на одном сайте, который включает в себя дизайн, разработку игр, фотографирование и другое.

73. WordCandy платит по 6 центов за каждое слово в статьях, которые будут выложены от другого лица. Статьи о WordPress появятся на самых больших WordPress блогах, таких как wpmudev.

74. WPHub платит по 100-200$ за публикации о тенденциях веб-дизайна, лучшие кодировки и другие темы, связанные с WordPress.


Писательский труд

75. Funds for Writers платит по 50$ за статьи для информационной рассылки о том, как заработать деньги писательским трудом.

76. Make a Living Writing . Да, этот блог тоже платит по 75$ за каждый пост на вольную тему, а также по 100$ за посты на заданные редакцией темы.

77. WOW! Women on Writing платит по 50-150$.

78. The Write Life платит за определенные посты – вам нужно будет обсудить сумму оплаты.

79. Writer’s Weekly платит по 60$ за статьи, связанные с писательским трудом.

Вы уже попробовали написать на эти сайты? А может, вы нашли еще какие-нибудь? Обязательно сообщите нам об этом в комментариях.

Право на вознаграждение не относится к числу личных неимущественных или имущественных авторских прав. Законодательство не устанавливает право на вознаграждение, однако регламентирует отдельные случаи, в соответствии с которыми оно возникает. Такие случаи касаются использования произведения другими лицами (например, при использовании служебного произведения работодателем у автора возникает право на авторское вознаграждения за подобное использование, а у работодателя непосредственно возникает обязанность уплатить автору данное вознаграждение). В гражданско-правовой науке сложилась точка зрения, поддерживаемая практически всеми учеными, согласно которой право на авторское вознаграждение должно появляться при любых формах и любых способах использования произведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что право на вознаграждение возникает в результате двух взаимосвязанных явлений:

1) передачи, отчуждения от автора исключительных прав на использование произведения (в данном случае основанием для возникновения авторского права на вознаграждение служит договор о возмездной передаче исключительных прав на использование произведения);

2) осуществления фактического использования данного произведения в определенных целях (в этом случае основанием для возникновения авторского права на вознаграждение будет являться непосредственно законодательная база). Передача исключительных авторских прав на использование произведения является одной из главных предпосылок для возникновения у автора права на вознаграждение. Передача имущественных авторских прав на использование произведения осуществляется с помощью заключения гражданско-правового договора между непосредственно самим автором и лицом, которому он передает данные права. Данный договор согласно нормам права, составляющим ГК РФ, представляется в двух разновидностях: как договор об отчуждении исключительного права и как лицензионный договор.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что по договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

Заключение договора о возмездном отчуждении исключительного права уже само по себе является основанием для выплаты авторского вознаграждения, но, кроме того, в рамках конкретного договора между сторонами оговариваются некоторые аспекты, связанные с выплатой вознаграждения, в частности порядок такой выплаты, сроки, размер вознаграждения и т. д.

Условия договора по части предоставления вознаграждения для автора являются крайне существенными.

Статья 1234 ГК РФ закрепляет, что при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Таким образом, стоит сделать вывод о том, что законодатель полностью возложил обязанности по определению условий и порядка уплаты вознаграждения на стороны.

Кроме того, такая диспозитивность обусловлена еще и тем, что правовая база не регламентирует подобные условия в случае их отсутствия в договоре. Причем также немаловажным является то, что цена договора, т. е. размер авторского вознаграждения, должна устанавливаться именно конкретно в каждом отдельном случае, так как формирование цены по некой аналогии с другими сходными договорами в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ не допускается.

Закон содержит ряд норм права, целью функционирования которых является обеспечение прав автора, а именно авторского права на вознаграждение при нарушении условий договора получателем исключительных прав на использование произведения.

Пункт 5 ст. 1234 ГК РФ включает в себя два аспекта, при которых обеспечивается своеобразная защита авторского права на вознаграждение:

1) при существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю;

2) если исключительное право не перешло к приобретателю, то при нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. Иными словами, приведенные выше обстоятельства служат поводами к расторжению договора об отчуждении исключительного права в одностороннем порядке.

Гражданский кодекс РФ также содержит нормы права, регулирующие отношения по возмездной передаче исключительного права на использование произведения, складывающиеся на основе лицензионного договора. Лицензионный договор о передаче прав на использование произведения ограничивает стороны более жесткими рамками, нежели договор об отчуждении исключительного права. Согласно ГК РФ лицензионный договор заключается на определенный срок, указываемый сторонами (при отсутствии такового договор считается заключенным на срок, установленный законом), помимо этого, в договоре точно устанавливаются те способы и формы использования произведения, которыми может оперировать приобретатель исключительного права.

Так же как и в случае с договором об отчуждении исключительного права, возмездный лицензионный договор считается незаключенным, если в нем отсутствуют условия о размере вознаграждения или порядке его определения.

Главное же отличие двух упомянутых договоров заключается в том, что договор об отчуждении исключительного права имеет бессрочное действие, лицензионный договор – срочный. Однако оба эти договора при том условии, что они являются возмездными, невозможны без указания в них правил, касающихся авторского вознаграждения.

Кроме того, следует отметить, что все данные условия, связанные с авторским вознаграждением, устанавливаются диспозитивно, т. е. стороны располагают широким перечнем прав по согласованию выгодных конкретно для них определенных условий. Поэтому законодательно не регламентируются какая-либо установленная величина авторского вознаграждения, срок или порядок его выплаты. Следовательно, говорить о каком-либо определенном заранее данном размере гонорара не представляется возможным.

Необходимо подчеркнуть, что авторское право на получение вознаграждения за использование произведения регламентируется не только договорными отношениями, но существуют также и некоторые моменты, при которых право автора на вознаграждение возникает не из договора, а из реальных фактически существующих общественных отношений по использованию произведения. Такие общественные отношения регулируются законом, следовательно, и само авторское право на получение вознаграждения возникает на основании закона, а не договора между сторонами.

В числе случаев (оснований), в которых появляется право автора на вознаграждение, следует привести следующие:

1) работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начал использование данного произведения или передал исключительные права на него другому лицу (п. 2 ст. 1295 ГК РФ);

3) осуществлено публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения (ст. 1263 ГК РФ);

4) реализуется воспроизведение фонограмм и аудиовизуального произведения или звукозаписи исключительно в личных целях (ст. 1245 ГК РФ).

Теперь следует более подробно рассмотреть каждое из указанных выше оснований для возникновения авторского права на вознаграждение.

В первом случае право на получение вознаграждения возникает в результате использования работодателем служебного произведения. Причем в данном случае имеются в виду именно фактическое использование или передача прав на данное использование третьим лицам. Законом детально регламентируется срок, в соответствии с которым должно начаться использование, чтобы автор приобрел право на вознаграждение.

Второй случай, при котором авторское право возникает из того, что автор передает полномочия по использованию специальным организациям, является весьма спорным среди теоретиков. Организации, осуществляющие управление имущественными правами авторов, действительно выполняют функции по получению и соответственно распределению авторских вознаграждений, но стоит отметить, что само по себе сотрудничество автора с подобной организацией не будет выступать в качестве основания возникновения права на вознаграждение. Право на вознаграждение же возникает в результате использования произведения, между тем организации, управляющие имущественными правами авторов, самостоятельно не осуществляют такого использования, а лишь являются своеобразными представителями авторов, посредниками между авторами и лицами, имеющими потребность в использовании их произведений. Таким образом, передача автором полномочий по использованию произведения специальным организациям, управляющим исключительными авторскими правами на коллективной основе, не является предпосылкой для непосредственного возникновения права на вознаграждение, но нельзя также и не отметить тот факт, что деятельность данных организаций во многом способствует фактической реализации авторского права на вознаграждение.

Публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения также является законодательно установленным основанием для возникновения авторского права на вознаграждение. Данный случай возникновения права на вознаграждение имеет свои особенности: согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ право на вознаграждение возникает только у композитора, являющегося автором музыкального произведения, которое используется в рамках всего аудиовизуального произведения. Таким образом, закон явно подчеркивает особое положение композитора, участвующего в создании музыкального сопровождения к какому-либо аудиовизуальному произведению (кинофильму, телевизионной передаче и т. д.). Композитор в данном случае получает авторское вознаграждение не просто за создание музыкального произведения, возникающее из гражданско-правового договора, но и за каждое публичное исполнение данного произведения в составе аудиовизуального произведения.

Наконец, реализация воспроизведения аудиовизуального произведения или звукозаписи исключительно в личных целях представляет собой одно из оснований возникновения авторского права на вознаграждение. Аудиовизуальные произведения в настоящее время в связи с внедрением технических новшеств в повседневную жизнь простых обывателей получили большое распространение в обществе, что обусловлено также их доступностью.

При распространении аудиовизуальных произведений и звукозаписей в обществе сложным и подчас невыполнимым представляется сбор вознаграждения у каждого из индивидуальных пользователей данных произведений, которые используют их в личных целях.

Поэтому законодательство пошло несколько по иному пути. В частности, ст. 1245 ГК РФ регламентирует, что авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Таким образом, обязанность по выплате авторского вознаграждения ложится на плечи не простого потребителя, пользователя, но на плечи производителя материальных носителей, посредством которых осуществляется распространение произведения.

Применительно к издательскому делу авторское право на вознаграждение чаще всего возникает в результате заключения договора между тем или иным автором и издательством, по которому автор обязуется передать права на использование произведения. Иными словами, в издательском бизнесе одно из главных и практически единственных оснований возникновения авторского права на вознаграждение – договорное основание. Однако также следует выделить и особую роль в рамках издательского дела правоотношений, возникающих по поводу использования служебного произведения. В издательском деле, в особенной степени это касается сферы журналистики, широко распространено использование именно служебного произведения. Таким образом, одно из внедоговорных оснований возникновения авторского права на вознаграждение применительно именно к издательской сфере – использование работодателем служебного произведения.

Гражданским кодексом установлено, что авторы, созданных ими произведений искусства, литературы и науки обладают исключительными правами на них. Они могут использовать результаты своего труда любым законными способами в любой форме. Использование произведений другими лицами возможно лишь с согласия его автора и с оплатой ему гонорара, если законодательством не определено иное.

Всех этих положений обязаны придерживаться редакции газет и журналов. Поэтому особо важным документов в их работе является Положение о выплате авторского вознаграждения. Оно предназначено для упорядочения выплат гонораров штатным сотрудникам, работающим на постоянной основе по трудовым договорам.

Положение должно быть четко структурировано. Во избежание разногласий и недопонимания между авторами и работодателем в нем необходимо тщательно изложить все основные моменты: порядок и сроки выплат авторского гонорара, его размеры, индивидуальные особенности.

Главные условия

Общие правила

Авторское вознаграждение распределяется и выплачивается в порядке, определенном в отдельном Положении. Оно разработано в интересах авторов Российским Авторским Обществом (РАО) в соответствии с российским гражданским законодательством, Уставом РАО и документацией Международной конфедерации обществ авторов.

Положение устанавливает порядок:

  • распределения авторского гонорара;
  • удержания сумм из авторского гонорара;
  • выплат авторского гонорара.

В нем также устанавливаются сроки выплаты гонорара.

Отсылка к бланку договора

Для публикации авторского произведения между издателем и автором заключается договор о передаче авторских прав. Он вступает в силу лишь в случае принятия произведения к публикации и утрачивает ее автоматически при отклонении текста.

Положение о выплате авторского гонорара сотрудникам редакции и его размере

Общий порядок и размер выплат авторского гонорара регулируется Положением. Оно должно содержать требования к авторским материалам, ставки и порядок выплаты вознаграждения, особые условия (если имеются). Утверждается Положение о выплате авторского гонорара сотрудникам редакции приказом главного редактора.

Размер гонорара и порядок его выплаты может определяться в договоре, заключаемым автором произведения с лицом, приобретающим авторское право. Согласно ст. 1295 ГК РФ при использовании служебного издания работодателем положения о гонораре автора могут определяться в трудовом договоре.

Служебное издание – это произведение, создаваемое сотрудником в пределах своих должностных обязанностей. Исключительные права на него всегда передаются работодателю.

Гражданским кодексом закреплено право Правительства РФ на установку минимальных ставок гонорара за некоторые виды использования результатов интеллектуальной деятельности в двух случаях. Во-первых, если произведение используется с согласия автора (или правообладателя) и с выплатой гонорара. Во-вторых, с выплатой вознаграждения, но без согласия правообладателя (п. 6 ст. 1246 ГК РФ).

Дополнительные замечания

Основные принципы подсчёта

  • Полистная система – предполагает установку фиксированной ставки за 1 лист. Гонорар зависит от объема произведения.
  • Расчет в процентах от прибыли с реализации произведения.
  • Фиксированная цена за все издание.
  • По проценту от реализационной цены издательства.

Порядок и сроки

Положение о выплате авторского гонорара сотрудникам редакции должно содержать порядок и сроки ее осуществления. Так, основываясь на Положении РАО, можно установить следующую очередность выплат авторских гонораров: не реже четырех раз в год (ежеквартально) или раз в месяц (ежемесячно).

В Положении стоит отразить валюту, в которой осуществляется выплата. Для России, как правило, это рубль. Но по желанию или в случае необходимости можно использовать и любую другую: доллар, евро и т.д.

В случае возникновения спорных ситуаций, выплата авторского вознаграждения, как правило, приостанавливается до урегулирования разногласий.

Целесообразно предусмотреть в Положении пределы накопления вознаграждений. В таком случае, если причитающиеся к выплате суммы авторского гонорара меньше установленного предела, то они должны накапливаться до определенной суммы и затем выплачиваться.

Иногда накопления до предела может занимать много времени. Поэтому важно отразить и временной интервал. Например, не позднее календарного месяца или года.

При установлении ставок авторских гонораров следует учитывать их минимальные размеры, которые рекомендуется утверждать регулярно. Так, Авторским советом РАО, минимальные ставки авторских вознаграждений устанавливаются ежегодно. Для их утверждения издается отдельное постановление.

Для оплаты труда журналистов, работающих в редакциях, установлено 3 вида выплат:

  • зарплата;
  • авторский гонорар;
  • гонорар за использование изданий иными редакциями.

Размер заработной платы должен устанавливаться в рамках оклада. Для редакций газет действуют типовые ставки. Им разрешается выдавать премии штатным сотрудникам за подготовку материалов высокого качества других авторов. Сотрудникам журналов должностные оклады установлены согласно профилю этих журналов.

Должностные оклады в пределах каждой группы дифференцируются в зависимости от того, какой объем имеет журнал. Возможно произведение доплат по районным коэффициентам, за знание и использование иностранных языков.

Также возможна аккордная система оплаты труда журналистов.

Для нее имеются определенные требования:

  • объем 0,3 авторских листа (рисунки, фото);
  • сбор информации в условиях с дополнительными нагрузками;
  • серьезные затраты труда на поиск и обработку большого количества информации;
  • сжатые сроки подготовки.

Оплата труда, должна определяться, исходя из максимальной ставки с повышающим коэффициентом. Он устанавливается главным редактором в рамках гонорарного фонда и должен соответствовать шкале, принятой в редакции.

Если сотруднику журнала присуждена научная степень, его оплата труда может быть приравнена к соответствующей категории сотрудников НИИ. Однако, это не обязательно. В каждом случае он решается индивидуально.

Рассмотренная система оплаты труда штатных авторов редакций полностью охвачена трудовыми правоотношениями. Вместе с тем, она касается и смешанной системы: получение и заработной платы, и авторского гонорара.

За кем закреплено право

Сегодня в России интересы авторов и правообладателей представляет РАО. В его репертуаре находятся практически все отечественные и иностранные произведения, используемые путем публичного исполнения. Исключение составляют издания, изымаемые из управления РАО. Их список размещается, постоянно обновляясь, на официальном сайте РАО.

Таким образом, РАО является представителем интересов авторов произведений интеллектуального труда и выступает от их имени (включая сбор гонораров).

Пользователи изданий заключают с РАО лицензионные договоры, чтобы использовать авторские права без нарушений закона, и выплачивают по ним гонорары. Такими пользователями являются организаторы зрелищных мероприятий, концертные залы, дома культуры.

Отчёт НДФЛ от общего размера

Налоговый кодекс гласит, что в налоговую базу должны быть включены все доходы налогоплательщика:

  • получаемые им;
  • на которые у него возникло право
  • материальная выгода (п. 1 ст. 210).

НДФЛ облагаются доходы, получаемые от российских и иностранных источников (ст. 209 НК РФ). К таким источникам могут относиться доходы от использования авторских прав (пп. 3 п. 1 и пп. 3 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Из данных положений следует, что получаемые авторами произведений или их правообладателями доходы за использование созданных изданий, являются объектами обложения НДФЛ. Его должны уплачивать физические лица – авторы произведений: налоговые резиденты РФ – по ставке 13%, не резиденты РФ – по ставке 30%.

Налоговым резидентам РФ, которые получают авторские гонорары или вознаграждения за использование изданий предоставлено право на профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 221 НК РФ). Получать их можно в размере фактически понесенных расходов, которые должны подтверждаться документально. Без документального подтверждения предусмотрены специальные размеры вычетов.

Если произведения созданы в рамках выполнения должностных обязанностей по трудовому договору, расходы по ним несет работодатель, т.к. согласно ст. 22 ТК РФ он обязан обеспечить персонал необходимыми для исполнения трудовых обязанностей инструментами, оборудованием, документацией и прочими средствами.

Физические лица, которые получают доход в виде гонорара, как наследники (правопреемники) авторов изданий обязаны сами исчислять и выплачивать НДФЛ.

Страховые взносы и их роль в процессе

В п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ указано, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты, начисляемые физическим лицам по трудовым и гражданским договорам, а также по следующим договорам:

  • лицензионным о предоставлении права использования авторских произведений;
  • лицензионным издательским;
  • об отчуждении исключительного права на издания;
  • авторского заказа.

Из Разъяснений о применении отдельных норм ФЗ № 212, утвержденных приказом Минздравсоцразвития № 112н от 26.02.2010, следует, что работодателями уплачиваются страховые взносы с авторских гонораров на ОПС и ОМС. Взносы в ФСС не производятся.

Разъяснениями также установлено, что страховые взносы уплачиваются лишь по гонорарам авторов. Вознаграждения правообладателей (включая наследников авторов) страховыми взносами не облагаются.

Федеральный закон № 212 определил особенности включения авторских гонораров в базу для обложения взносами по страхованию. В соответствии с п. ст. 8 сумма авторского вознаграждения при начислении страховых взносов может быть уменьшена на сумму фактически понесенных затрат, связанных с получением этого дохода.

Расходы должны иметь документальное подтверждение. В противном случае их можно принимать к вычету по нормативам, определенным в пункте 7 ст. 8. Они аналогичны нормативам по вычетам для НДФЛ.

Итак, чтобы не допустить нарушений при выплате авторских гонораров, работодателю важно знать не только гражданское законодательство по вопросам авторских прав, но и других законов: трудового, налогового и иных отраслей права. Причем они необходимы и в разработке Положения о выплате авторских гонораров.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...