Нормы муниципального права в международных актах. Устав муниципального образования


Основным международным источником МП является Европейская хартия МС , принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. В РФ Хартия была ратифицирована 11 апреля 1998 г. (ФЗ «О ратификации Европейской хартии МС» // «Росс. газ.» от 15.04.98). Хартия состоит из преамбулы, 3-х частей и 18-и статей. Преамбула формулирует основные цели и основополагающие идеи. Главная из них – то, что органы МС составляют одну из основ любого демократического государства. Право на МС может быть осуществлено на местном уровне. Каждая, вступившая в Хартию сторона должна соблюдать по меньшей мере 20 пунктов части первой Хартии. Обязательно каждая сторона должна соблюдать положения Хартии, касающиеся

    признания принципа МС,

    права МС и его осуществления путём свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, о

    полноте свободы действия органов МС,

    о защите территориальных разграничений органов МС,

    о финансовой самостоятельности органов МС,

    о праве органов МС на объединение,

    о правовой защите МС и несколько других.

Хартией устанавливается, что помимо выборных органов МС осуществляется через формы прямого участия граждан. Важную роль играют положения Хартии об общих принципах политики государства применительно к органам МС.

Устав муниципального образования

1. Понятие Устава муниципального образования, его признаки и значение

Основным нормативным правовым актом МО является его Устав.

Он в значительной степени призван детализировать и конкретизировать всё, что касается организационно-правового статуса МО.

Признаки Устава МО:

1. обязательность

Ст.8 ФЗ «Об общих принципах…» вменяет в обязанность всем МО иметь свой Устав. Ст.4 Проекта одним из элементов правовой основы МС называет Устав МО.

2. высшая юридическая сила

Иные МПА не должны противоречить Уставу МО. Устав обладает высшей юридической силой только на территории конкретного муниципального образования.

3. прямое действие – означает, что нормы Устава действуют непосредственно.

4. Устав применяется только на территории конкретного МО

5. особый субъект принятия Устава

В соответствии со ст.8 «Об общих принципах…» Устав может приниматься либо представительным органом МС, либо населением непосредственно.

Т.о. Устав принимается непосредственно населением или от имени населения.

В соответствии с проектом ФЗ-а Устав МО принимается представительным органом МС. Исключение составляют поселения с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, где Устав принимается населением непосредственно – на сходе граждан.

Устав можно назвать своеобразной «малой конституцией» на территории МО.

Однако сам Устав не должен противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, конституциям (уставам) субъектов и законодательству субъектов.

2. Содержание Устава муниципального образования

Основные вопросы, которые должны содержаться в Уставе, обозначены в ст.8 закона «Об общих принципах…». Существует 14 обязательных положений; касаются они элементов, из которых формируется статус МО (в Проекте их 10). Каждое из положений императивно, поскольку непременно должно содержаться в Уставе. Однако сам перечень регулируемых Уставом вопросов не является исчерпывающим. В положениях Устава могут закрепляться иные положения, которые касаются вопросов местного значения, распределение функций внутри структуры МС и др. Степень детализации вопросов в Уставах МО может быть далеко не одинаковой, некоторые из них могут излагаться в общей форме, создавая поле для более конкретных актов.

Вопросы, которые должны содержаться в Уставе МО, можно разделить на несколько групп:

1. наименование, территория, границы, символы.

Если в состав МО входят территориальные образования не являющиеся муниципальными (районы, города), они все должны быть перечислены в Уставе.

2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего МО

3. формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением конкретного МО МС на своей территории. К ним относятся: выборы, референдум, собрания и сходы граждан, опросы общественного мнения, публичные слушания и т.п.

4. виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц МС

5. основания и виды ответственности органов и должностных лиц МС (в том числе порядок отзыва выборных лиц МС)

6. гарантии МС на территории конкретного МО

7. экономическая и финансовая основа осуществления МС. Перечень объектов, находящихся в собственности населения. Порядок управления муниципальной собственностью. Конкретные источники финансовых ресурсов МО.

Придания им общеобязательного характера.

2. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик , уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, муниципальной службе , муниципальных выборах, местном референдуме и др. В эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов , губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов, акты правительств , других органов исполнительной власти субъектов Федерации.

3. Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью , и другие нормативные правовые акты муниципальных образований (муниципальные правовые акты).

Также источники муниципального права классифицируют: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью , местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.

Договоры и соглашения в области местного самоуправления

В ч. 4 ст. 8 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. предусматривается наличие такого источника муниципального права, как договоры и соглашения в области местного самоуправления. К их числу можно отнести договоры и соглашения, которые могут заключаться органами местного самоуправления в целях объединения финансовых средств, материальных ресурсов для решения вопросов местного значения, образования межмуниципальных объединений, учреждения хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций.

Кроме этого, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Аналогичная возможность предоставлена и органам местного самоуправления муниципальных районов. Они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов муниципального района.

Договоры и соглашения, действующие в сфере местного самоуправления, выступают перспективной формой сотрудничества между органами власти различного уровня. Следовательно, с расширением практики их применения роль такого рода договоров и соглашений как элемент правовой основы местного самоуправления будет повышаться.

Право граждан на осуществление местного самоуправления закрепляется не только во внутригосударственном законодательстве, но и в международно-правовых актах. Среди международных соглашений в сфере местного самоуправления важнейшую роль играет Европейская хартия о местном самоуправлении (далее Хартия), принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ. С этого момента Хартия становится источником Российского права, что определяется ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

С 1988 г. подписание Хартии является условием вступления в Совет Европы. Однако до сих пор документ либо не подписан, либо подписан с оговорками, либо не ратифицирован вообще такими государствами, как Франция, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Дания.



Хартия содержит в себе европейские стандарты развития местного самоуправления. В основу данного документа положен классический принцип субсидиарности, который разрабатывался в европейской социальной философии с середины ХIХ в. Суть «субсидиарной» философии заключается в том, что политическая власть может вмешиваться в общественные дела только в строго ограниченных случаях, когда общество само не справляется с поставленными задачами управления. Тем самым, органы более высокого уровня власти обязаны помогать органам низшего уровня, выполнять свои задачи. В самой Хартии понятие субсидиарности сформулировано следующим образом: «Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам».

По мнению российского исследователя местного самоуправления А.Н. Дементьева, «статьи Хартии можно условно классифицировать по двум группам принципов. Первая группа - принципы, устанавливающие положения местной власти в системе организации публичной власти в государстве. - Европейская хартия о местном самоуправлении. открыта к подписанию 15 октября 1985 г. Ко второй группе относятся принципы, устанавливающие требования к порядку формирования и организации внутренней деятельности институтов местного самоуправления». Таким образом, «первая группа принципов формулируется исходя из принципов децентрализации власти и местной автономии. Вторая - конкретизирует принципы демократического устройства и функционирования публичной власти применительно к местному самоуправлению».

Европейская хартия местного самоуправления состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле подчеркивается важное значение местного самоуправления в системе демократических ценностей. Исходя из этого, во вступлении местное самоуправление рассматривается как основа демократического строя. Кроме этого, декларируются и формулируются цели местного самоуправления: обеспечение органами местного самоуправления эффективного управления, отвечающего потребностям граждан.

В части первой Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, определяются сферы его компетенции, гарантии и механизм правовой защиты местного самоуправления, способы контроля за его деятельностью и источники финансирования.

В части второй Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших.

В части третьей Хартии разъясняются некоторые вопросы ее подписания, ратификации и вступления в силу.

К международным правовым документам, регулирующим местное самоуправление, относится также Декларация о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 29 октября 1994 г.

Помимо Хартии, отдельные вопросы деятельности органов местного самоуправления регулируются и другими международными правовыми актами: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Пактом о социальных и экономических правах и Пактом о политических и гражданских правах (1966 г.). Однако эти документы оказывают скорее косвенное, чем прямое влияние на функционирование органов местного самоуправления в Европе.

Регулирующую роль в развитии европейских стандартов местного самоуправления играют также Европейская декларация прав городов, (принятая постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы в 1992 г.) и Европейская хартия городов (принятая во исполнение положения Европейской декларации прав городов и придающая им нормативное содержание). В Европейской хартии городов констатируется, что в настоящее время город все больше отождествляется с понятием муниципалитета как автономной административной единицы, образуемой сообществом жителей с определенными интересами, как населенного центра с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной администрацией.

Для решения международно-правовых проблем развития местного самоуправления в Европе создан специальный орган - Конгресс местных и региональных органов, который входит в структуру органов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных органов власти и Палаты регионов. Конгресс является совещательным органом, а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие в работе Конгресса.

Заключение

В заключении хотелось бы сделать выводы по данной работе и рассмотрении поставленных в ней задач.

Первое - хотелось бы отметить, что муниципальное право регулируется в Российской Федерации довольно - таки современной системой законодательства. Но тем не менее органы власти должны постоянно вводить что - то новое для улучшения эффективности осуществления местной власти.

Далее, что касается федерального уровня источников местного самоуправления. Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя РФ. Она также содержит общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также закрепляет государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131. В Федеральном Законе о местном самоуправлении 2003 г. значительно изменена концепция местного самоуправления.

На уровне субъектов РФ общие вопросы регулирования местного самоуправления обычно находят отражение в их конституциях и уставах, а также специальных законах о местном самоуправлении.

Систему муниципальных правовых актов составляют уставы муниципального образования, решения, применяемые путем прямого волеизъявления граждан, акты представительного органа, главы муниципального образования, иных органов и должностных лиц.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131 предусматривает наличие такого источника муниципального права, как договоры и соглашения в области местного самоуправления.

Правовые основы местного самоуправления составляют также решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации местного самоуправления.

И еще нужно отметить, что Российская Федерация исполняет нормы, предписанные международными актами, регулирующими муниципально - правовые отношения. Это является одним из составных элементов законодательной базы в России, т.к. сотрудничество с мировым сообществом является очень важной составляющей российского законодательства.

Список использованной литературы

Источники

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237 – Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445

2. Земельный Кодекс Российской Федерации: Кодекс Рос. Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 29.12.2010). ст. 345

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 06.10.2003№ 131 - ФЗ (ред. от 29.11.2010). ст.265

4. О муниципальной службе: Федер. Закон Рос. Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ (действующая редакция). ст.238

5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 12 июня 2002 г. № 67 - ФЗ. ст.378

Литература

1. Автономов А.С. Правовые и финансовые основы самоуправления Российской Федерации. / А.С. Автономов - М.: МЗ Пресс., 2002 г. ст.274.

2. Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. / В.И. Васильев -- М.: «Формула права», 2005 г. ст. 524.

3. Волкова Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. / Н.С. Волкова, Т.Я. Хабриева -- М.: Норма, 2005г. ст. 364

4. Дементьев А.Н. Местное самоуправление как один из уровней осуществления публичной власти // Центр -- регионы -- местное самоуправление / Под ред. Г.М. Люхтерхандт-Михалевой и С.И. Рыженкова. -- М.: СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2001г. ст. 324

5. Игнатюк Н.А. «Муниципальное право: учебник для ВУЗов» / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2006 г. ст. 240

6. Кокотов А.Н. Муниципальное право России: учебник для студентов высших учебных заведений. / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. - М.: Юристъ, 2005. ст. 260

7. Кудинов О.А. Муниципальное право Российской Федерации. (Учебно-практ. пос.) / О.А. Кудинов. - М.: МЭСИ, 2003г. ст. 342

8. Кутафин О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. -- 3-е изд., перераб. и доп. / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. ст. 672

9. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. / М.Н. Марченко М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 г. ст. 234

10. Овчинников И.И. Муниципальное право России: Учебник. / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев --М.: Эксмо, 2007 г. ст. 325

11. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. / Н.Л. Пешин -- М.: Статут, 2007 г. ст. 245

12. Саликов М.С. Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. М.С. Саликов. -- М.: Издательство НОРМА, 2003 г. ст. 320

13. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. / А.А. Сергеев -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. ст. 278

14. Чаннов С.Е. Муниципальное право. / С.Е. Чаннов -- М.: Юрайт-Издат, 2006 г. ст. 360

15. Чихладзе Л.Т. Правовые основы местного самоуправления в зарубежных странах // Современные проблемы экономики и политики, права и психологии, образования и науки. Сб. научн. статей МИЭМП. Ч. 1. / Л.Т. Чихладзе -- М.: МИЭМП. 2007 г. ст. 220


Автономов А.С. Правовые и финансовые основы самоуправления Российской Федерации. -- М., 2002. - С. 21 - 32

Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. -- М.: «Формула права», 2005. С. 64 - 69.

Волкова Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. / Н.С. Волкова, Т.Я. Хабриева -- М.: Норма, 2005г. С. 78 - 81

Чаннов С.Е. Муниципальное право. / С.Е. Чаннов -- М.: Юрайт-Издат, 2006 г. С. 57 - 90.

Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. / Н.Л. Пешин -- М.: Статут, 2007 г. С. 28 - 39.

Овчинников И.И. Муниципальное право России: Учебник. / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев --М.: Эксмо, 2007 г. С. 69 - 74.

Волкова Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. / Н.С. Волкова, Т.Я. Хабриева -- М.: Норма, 2005г. С. 78 - 81.

Дементьев А.Н. Местное самоуправление как один из уровней осуществления публичной власти // Центр -- регионы -- местное самоуправление / Под ред. Г.М. Люхтерхандт-Михалевой и С.И. Рыженкова. -- М.: СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2001г. С. 23 - 30.

Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. / А.А. Сергеев -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. С 121 - 157.

Важность этих двух актов органов правосудия заключается не только в том, что ими было признано и подтверждено несоответствие федеральному законодательству положений закона Москвы «О районной управе в городе Москве», но самое главное в том, что в данных судебных актах содержатся правовые позиции и нормативное толкование, которые послужили основанием для коренных изменений всего законодательства Москвы в области местного самоуправления. К их числу можно отнести:

· закрепленные в федеральном законодательстве для городов Москвы и Санкт-Петербурга особенности местного самоуправления ни в коей мере не отменяют действий таких общих принципов его в Российской Федерации, как наличие выборных органов местного самоуправления; запрет на осуществление местного самоуправления органами государственной власти, назначение или освобождение ими должностных лиц местного самоуправления; самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;

· население городов федерального значения Москвы и Санкт-Пербурга не может быть ограничено в реализации своего конституционного права на осуществление местного самоуправления;

· осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти г. Москвы как субъекта Российской Федерации в форме совмещения правового статуса органов государственной власти и органов местного самоуправления является незаконным;

· право жителей города Москвы на осуществление местного самоуправления не является особенностью правового статуса г. Москвы, вытекающего из Закона Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. № 4802-1, а следовательно, должно осуществляться на основе федерального законодательства о местном самоуправлении;

· особенности правового статуса города Москвы как столицы Российской Федерации и города федерального значения не могут предусматривать осуществление полномочий местного самоуправления в городе Москве мэром города Москвы и Московской городской думой;

· федеральное законодательство о местном самоуправлении на территории г. Москвы действует без каких-либо ограничений.

3.2 Договоры и соглашения в области местного самоуправления

В ч. 4 ст. 8 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. предусматривается наличие такого источника муниципального права, как договоры и соглашения в области местного самоуправления. К их числу можно отнести договоры и соглашения, которые могут заключаться органами местного самоуправления в целях объединения финансовых средств, материальных ресурсов для решения вопросов местного значения, образования межмуниципальных объединений, учреждения хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций.

Кроме этого, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Аналогичная возможность предоставлена и органам местного самоуправления муниципальных районов. Они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов муниципального района.

Договоры и соглашения, действующие в сфере местного самоуправления, выступают перспективной формой сотрудничества между органами власти различного уровня. Следовательно, с расширением практики их применения роль такого рода договоров и соглашений как элемент правовой основы местного самоуправления будет повышаться.

3.3 Международно-правовые акты, как источники муниципального права в России

Право граждан на осуществление местного самоуправления закрепляется не только во внутригосударственном законодательстве, но и в международно-правовых актах. Среди международных соглашений в сфере местного самоуправления важнейшую роль играет Европейская хартия о местном самоуправлении (далее Хартия), принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ. С этого момента Хартия становится источником Российского права, что определяется ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

С 1988 г. подписание Хартии является условием вступления в Совет Европы. Однако до сих пор документ либо не подписан, либо подписан с оговорками, либо не ратифицирован вообще такими государствами, как Франция, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Дания.

Хартия содержит в себе европейские стандарты развития местного самоуправления. В основу данного документа положен классический принцип субсидиарности, который разрабатывался в европейской социальной философии с середины ХIХ в. Суть «субсидиарной» философии заключается в том, что политическая власть может вмешиваться в общественные дела только в строго ограниченных случаях, когда общество само не справляется с поставленными задачами управления. Тем самым, органы более высокого уровня власти обязаны помогать органам низшего уровня выполнять свои задачи. В самой Хартии понятие субсидиарности сформулировано следующим образом: «Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам».

По мнению российского исследователя местного самоуправления А.Н. Дементьева, «статьи Хартии можно условно классифицировать по двум группам принципов. Первая группа - принципы, устанавливающие положения местной власти в системе организации публичной власти в государстве. Ко второй группе относятся принципы, устанавливающие требования к порядку формирования и организации внутренней деятельности институтов местного самоуправления». Таким образом, «первая группа принципов формулируется исходя из принципов децентрализации власти и местной автономии. Вторая - конкретизирует принципы демократического устройства и функционирования публичной власти применительно к местному самоуправлению».

Европейская хартия местного самоуправления состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле подчеркивается важное значение местного самоуправления в системе демократических ценностей. Исходя из этого во вступлении местное самоуправление рассматривается как основа демократического строя. Кроме этого, декларируются и формулируются цели местного самоуправления: обеспечение органами местного самоуправления эффективного управления, отвечающего потребностям граждан.

В части первой Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, определяются сферы его компетенции, гарантии и механизм правовой защиты местного самоуправления, способы контроля за его деятельностью и источники финансирования.

В части второй Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших.

В части третьей Хартии разъясняются некоторые вопросы ее подписания, ратификации и вступления в силу.

К международным правовым документам, регулирующим местное самоуправление, относится также Декларация о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 29 октября 1994 г.

Помимо Хартии, отдельные вопросы деятельности органов местного самоуправления регулируются и другими международными правовыми актами: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Пактом о социальных и экономических правах и Пактом о политических и гражданских правах (1966 г.). Однако эти документы оказывают скорее косвенное, чем прямое влияние на функционирование органов местного самоуправления в Европе. Их главное достоинство заключается в косвенном закреплении демократического права на местное самоуправление. Термин «местное самоуправление» в данных международных актах не употребляется. Так, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ч. 1 ст. 21 провозглашает, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Аналогичные положения регламентируются в Пакте о политических и гражданских правах 1966 г. Думается, что в указанных документах под управлением своей страной и под участием в ведении государственных дел понимается участие в процессе управления на всех уровнях власти, в том числе, в органах местного управления.

Регулирующую роль в развитии европейских стандартов местного самоуправления играют также Европейская декларация прав городов, (принятая постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы в 1992 г.) и Европейская хартия городов (принятая во исполнение положения Европейской декларации прав городов и придающая им нормативное содержание). В Европейской хартии городов констатируется, что в настоящее время город все больше отождествляется с понятием муниципалитета как автономной административной единицы, образуемой сообществом жителей с определенными интересами, как населенного центра с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной администрацией.

Для решения международно-правовых проблем развития местного самоуправления в Европе создан специальный орган - Конгресс местных и региональных органов, который входит в структуру органов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных органов власти и Палаты регионов. Конгресс является совещательным органом, а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие в работе Конгресса.

Муниципальное право

Муниципальное право - отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельная правовая отрасль в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.

Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти - местного самоуправления. Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни. Важную роль в регулировании муниципальных отношений играют акты международного права, напр. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).

Предмет, методы, источники муниципального права

Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.
Предмет муниципального права юридически разнороден. Такая разнородность предмета характерна для комплексных отраслей российского права, каковой является и муниципальное. Как и другие комплексные отрасли, муниципальное право не имеет своего специфического метода правового регулирования, а заимствует методы из других отраслей российского права.

На этой основе можно сформулировать и его понятие .

Муниципальное право - это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Источники муниципального права:

  1. Конституция РФ;
  2. Международные договоры РФ;
  3. Федеральный закон РФ (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г);
  4. Указы Президента РФ (федеральный уровень);
  5. Постановления Правительства (По вопросам местного самоуправления, требующим единой регламентации в границах всей РФ);
  6. Муниципальные правовые акты;
  7. Судебные источники (правовые позиции Конституционного Суда РФ);
  8. Договорные источники.
  9. Решения, принятые на сходе /собрании граждан

Остановимся чуть подробнее на договорных источниках. В 90-е годы XX в. активно заключались договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, предметом которых были и вопросы местного самоуправления. Так, п. 1 ст. 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) от 29 июня 1995 г. определялась необходимость разграничения полномочий исполнительных органов власти РФ и Республики Саха (Якутия) в сфере разработки и реализации общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в настоящее время практика заключения таких договоров и соглашений в связи с негативным отношением к ним федерального центра пошла на убыль. Наблюдается процесс расторжения ранее заключенных договоров. В деле разграничения предметов ведения и полномочий федеральный центр делает ныне акцент не на договорном, а на законодательном механизме.

Правовые институты муниципального права:

  1. территориальные основы местного самоуправления;
  2. муниципальные органы и должностные лица;
  3. вопросы местного значения и полномочия муниципальной власти;
  4. муниципальные выборы и местные референдумы;
  5. муниципальная служба и т.д.

Основные теории местного самоуправления

Существуют следующие теории местного самоуправления :

  • Теория свободной общины;
  • «Общественная» (хозяйственная) теория;
  • Государственная теория;
  • Теория дуализма муниципального управления;
  • Теория социального обслуживания.

Теория свободной общины

  1. Опирается на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.
  2. Самостоятельность и независимость общины от государства связаны с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству.
  3. Государство не создает общину, а лишь признает её.
  4. Признается существование не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной, но и четвёртой - муниципальной власти.
Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 - 40-х годов XIX века. Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и «общинная» (муниципальная) власть.

«Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления

Основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление - это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины - это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

«Общественная» теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. «Общественная» теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами" . Дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них «в чистом виде» местные хозяйственные дела.

«Государственная» теория самоуправления

Данная теория сменила "общественную" (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцем Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в.

Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.

В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х годах XIX в.

Муниципальные системы зарубежных стран

В зарубежных государствах функционируют различные модели местного самоуправления. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Англосаксонская муниципальная система

Существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно её традиционно называют первой муниципальной системой.
Основные признаки англосаксонской муниципальной системы:

  1. органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;
  2. органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;
  3. основная единица местного самоуправления - приход;

В компетенцию органов местного самоуправления входят:

  • управление полицией и социальными службами;
  • пожарная охрана;
  • местные дороги;
  • строительство и эксплуатация жилья;
  • спортивные сооружения;
  • общественный транспорт и др.

Французская (континентальная) муниципальная система.

Главное отличие французской системы местного самоуправления от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти. Окончательные контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 г. Закона "О правах и свободах местных коллективов", согласно которому:

  • основной единицей местного самоуправления является коммуна;
  • население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;
  • избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
  • в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;
  • решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
  • муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны;
  • готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения;
  • управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок;
  • представляет интересы коммуны в судебных органах; назначает служащих и принимает решения об административных поощрениях и взысканиях;
  • председательствует в административных комиссиях и другие.

Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.

Сходные системы регионального самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и регионов. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют государственные должностные лица - префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти государственные должностные лица являются представителями центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов местного самоуправления. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер - передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение органу. Контролю подлежит исключительно законность решений, предлагать органам местного самоуправления изменить свое решение по мотивам иного понимания целесообразности представители государства не вправе. Принципиальным отличием данной системы от существовавшей до 1982 г. является перевод государственного контроля в режим исключительно a posteriori. До 1982 г. решения органов местного самоуправления вступали в силу после одобрения их представителем государства.

Иные муниципальные системы

Наряду с указанными муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы(к примеру,иберийская) - как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы, так и отдельные модели местного самоуправления. В качестве последней многими авторами называется местное (коммунальное) управление ФРГ.

В Основном законе ФРГ (п. 2 ст. 28) гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления. В праве субъектов ФРГ - земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В этих нормативных актах прослеживается, как правило, идея "сквозного управления", при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

К предметам ведения местного самоуправления ФРГ относятся:

  • местные дороги,
  • планирование и обустройство территории,
  • социальная помощь и поддержка молодежи,
  • строительство и содержание школ,
  • обеспечение безопасности и др.;

История местного самоуправления в России

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования - является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с № 131-ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. полномочиями.

Согласно данному закону территорией муниципального образования может быть город, поселок, станица, район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет) и др.

Порядок избрания

устанавливаются уставом муниципального образования, в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько возможных вариантов порядка избрания и полномочий главы муниципального образования:

1. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации

Данная структура позволяет:

  • усилить взаимосвязь избирателей с местным самоуправлением.
  • сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объём полномочий и реальные рычаги власти.

Используется в большинстве муниципальных образований в России.

2. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования, а глава местной администрации назначается по конкурсу. Данная структура не очень распространена, позволяет выборному главе муниципального образования «царствовать, но не править».

3. Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу.

Данная структура получила распространение в последнее время. При такой структуре глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать представительный орган муниципального образования и администрация региона, от которых в различной степени зависит его назначение и смещение.

4. Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации, хотя может возглавлять представительный орган и является главой местной администрации, когда такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа.

Полномочия главы муниципального образования

  1. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  2. подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  3. издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  4. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
  5. обеспечивает осуществление органами муниципального самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам муниципального самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Литература

Нормативно-правовые акты

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993.
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Европейская хартия местного самоуправления.

Учебная литература

  • Н. А. Игнатюк, А. А. Замотаев, А. В. Павлушкин Муниципальное право. Учебник для вузов. Издание второе. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007
  • Кокотов А.Н, Саломаткин А. С. Муниципальное право России. М.: Юристъ, 2005. - 384 с.

Примечания

Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...