Положение об опеке и попечительстве рф. Закон «Об опеке и попечительстве


ФЗ 48 был принят в 2008 году; главная его цель - повышение социальной защищенности детей-сирот и детей без попечительства. ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве» призван защищать также права самих опекунов, скажем, их право на материальное вознаграждение. До того, как ФЗ 48 был принят, сироты находились под защитой Семейного, Гражданского и Жилищного кодексов – новый закон собрал все нормы в один документ и изложил их более подробно.

Основные понятия, фигурирующие в документе

Основные понятия перечислены в ст. 2 – рассмотреть их необходимо, иначе положения закона будут не вполне понятны. Прежде всего нужно установить, в чем же различие между опекой и попечительством.

Опекой называется форма устройства малолетних детей – тех, которые еще не достигли 14 лет. Какие положены льготы, пособия и выплаты опекунам в 2017 году?

Попечительство устанавливается над человеком любого возраста свыше 14 лет. Чаще всего попечительство прекращается, когда гражданин достигает совершеннолетия. Но бывает и иначе: если человек увлекается наркотиками или алкоголем, вследствие чего семья оказывается без денег, ему тоже нужен попечитель. Гражданин ограничивается в дееспособности (судом), но сохраняет право совершать некоторые бытовые сделки (например, делать покупки в магазинах). Кто такой недееспособный гражданин, рассказывает ст. 29 ГК – это гражданин, который из-за психического расстройства не может контролировать свои действия, а значит, нуждается в попечителе.

ФЗ 48: что нового?

В 2008 году произошло масштабное реформирование системы органов опеки. Например, функцию обеспечения социальной защищенности сирот стало выполнять не местное самоуправление, а органы субъектов РФ. Считается, что благодаря реформам к нуждам сирот стали относиться более внимательно. Реформирование стало одной из причин принятия федерального закона об опеке и попечительстве. Закон ввел множество новых правил, а именно:

  • Опекуны и попечители с момента принятия закона начали получать деньги за уход и внимание к своим подопечным.
  • Родственники получили преимущественное право становиться попечителями и опекунами и зарабатывать на этом деньги.
  • Может назначаться временная опека над ребенком по просьбе родителей, которые по уважительной причине не способны приглядывать за ним в течение некоторого времени. Родители должны сами найти опекуна и указать его в заявлении.
  • Единственный родитель получил право отдавать письменное распоряжение, в котором он уточняет, кто должен опекать ребенка в случае смерти родителя.
  • Федеральный закон об опеке и попечительстве устанавливает возможность назначения сразу нескольких попечителей для одного подопечного.
  • Предусмотрена возможность упрощенной процедуры установления опеки, если это в интересах подопечного.
  • Если подопечному больше 14 лет, он может подать заявление и самостоятельно назначить себе попечителя.

Попечители и имущество

Закон ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве» уделяет большое внимание имущественным вопросам. Попечители могут получить имущество, принадлежащее подопечному, в течение 3 дней с момента установления опеки, но только по описи от лиц, которые ранее осуществляли хранение этих вещей. Закон устанавливает периодичность подачи отчетов попечителей о том, каким образом используется имущество подопечного, а также перечень оснований, по которым попечители могут быть лишены права пользования этим имуществом. Как правило, это происходит после отстранения опекуна или попечителя от исполнения обязанностей.

Особое значение ФЗ уделяет правилам пользования жилым помещением, принадлежащим подопечному. Чтобы опекун мог пользоваться этим помещением на безвозмездной основе, необходимо соответствие целому ряду условий – это допустимо только для граждан, которые добросовестно исполняют обязанности, и только если место жительства опекуна удалено. Закон говорит и о других исключительных обстоятельствах, но, к сожалению, их не перечисляет (что, увы, порождает двусмысленность). Считается, что подобные условия позволяют предотвратить ситуацию, когда потенциальный опекун стремится получить этот статус в корыстных целях, то есть для безвозмездного проживания в квартире или доме подопечного.

Закон усиливает роль судебной защиты подопечного. Обжаловать в суде можно решения о назначении опекуна, о выдаче предварительного разрешения органов опеки на совершение той или иной сделки, об освобождении от обязанностей. Подопечные могут жаловаться на действия опекунов в органы опеки независимо от возраста.

Можно сказать, что закон, принятый в 2008 году, призван «закрутить гайки» и заставить опекунов и попечителей более внимательно относиться к своим обязанностям. Однако тенденция к ужесточению правил попечительства может привести и к печальным последствиям – найти опекуна, соответствующего всем многочисленным критериям закона, крайне проблематично.

Опека и попечительство - это предусмотренные законодательством правовые формы защиты интересов, личных и имущественных прав подопечных, в случае их неспособности самостоятельно осуществить подобные функции.

Опека устанавливается над детьми в случае :

  • Смерти родителей;
  • Малолетнего возраста (до 15 лет);
  • При жизни родителей, если они:
    • лишились родительских прав;
    • не проживают по месту регистрации ребенка;
    • не воспитывают его;
    • пропали без вести;
    • не могут заниматься воспитанием несовершеннолетнего лица по уважительным причинам (например, по причине длительной командировки или тяжелом заболевании).

Действующий ФЗ создан для контроля отношений, которые возникают в сфере установления попечительства над недееспособными или частично недееспособными лицами. Положения относятся и к организациям, в которых помещены дееспособные лица, а также учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Законопроект был утвержден Советом федерации в 2008 году 16 апреля. Последние изменения вносились в редакцию 28 апреля 2008 года.

Скачать текст закона

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» содержит 8 глав и 32 статьи.

Список основных задач принятого ФЗ :

Последние изменения, внесенные в закон «Об опеке и попечительстве»

Последние изменения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» коснулись имущества, принадлежащего недееспособному или его подопечному лицу. Согласно закону, объекты движимого и недвижимого имущества не подлежат отчуждению. При смене места жительства подопечного, исключением является городская или загородная недвижимость. Согласно внесенным поправкам, отчуждаются жилые дома, квартиры, часть помещений и т. п.

Также ниже рассматриваются следующие статьи:

Статья 1

В ст 1 описывается сфера деятельности Настоящего Федерального закона. ФЗ регулирует отношения опекунства, возникающие между подопечным и органом попечительства.

Статья 9

Ст 9 перечисляет обязанности органов опеки и попечительства в случае смены места жительства недееспособного лица или подопечного. Статья 35 ГК РФ возлагает на орган опеки и попечительства полномочия, связанные с их деятельностью. При смене места пребывания, орган опеки и попечительства обязан направить информацию о смене места жительства в течение трех дней.

При последней редакции закона изменения не вносились.

В ст 12 перечислены случаи, при которых назначается орган опеки и попечительства. Если выявляется недееспособное лицо, ему назначается временный орган опеки и попечительства. Опекуном и попечителем может быть совершеннолетний дееспособный гражданин. Он должен предоставить контролирующему органу паспортные данные и доказательства, подтверждающие нормальные условия жилья для проживания подопечных.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 13

В ст 13 ФЗ-48 описываются ситуации, при которых с согласия родителей детям назначаются опекуны. Также орган опеки и попечительства назначает опекунов по заявлению самих несовершеннолетних.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 15

В ст 15 ФЗ-48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Они определяются действующим законом «Об опеке». Если тема касается обучения и воспитания несовершеннолетних лиц, права и обязанности определяются в соответствии с Семейным кодексом.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 20

В ст 20 перечислены особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного. Имущество отчуждается органом опеки и попечительства в исключительных случаях:

  • Трудное финансовое положение учреждения, содержащее детей-сирот;
  • Заболевание, для лечения которого требуются дорогостоящие медикаменты.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 25

В ст 25 описываются сроки предоставления отчета об имуществе подопечного. Каждый год, не позднее первого февраля, орган опеки и попечительства должен предоставить отчет со сведениями о хранении, использовании и об управлении недвижимым и движимым имуществом подопечного.

Статья 29

В ст 29 перечислены ситуации, при которых орган опеки и попечительства прекращает свою работу в отношении попечителя:

  • Смерть попечителя или подопечного;
  • Истек срок действия договора об опеке и попечительства;
  • Отстранение органа опеки и попечительства от выполнения основных обязанностей;
  • Ситуации, предусмотренные статьей 40 Гражданского кодекса.

При последней редакции изменения не вносились.

Чтобы узнать об изменениях, дополнениях и поправках действующего Федерального закона №48, скачайте его по следующей .

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

2.1. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ

    Решение № 2А-1256/2018 2А-1256/2018 ~ М-1119/2018 М-1119/2018 от 19 июня 2018 г. по делу № 2А-1256/2018

    Октябрьский районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Гражданские и административные

    И 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В силу ст. 145 Семейного кодекса...

    Решение № 2А-4436/2018 2А-4436/2018 ~ М-3497/2018 М-3497/2018 от 14 июня 2018 г. по делу № 2А-4436/2018

    Вологодский городской суд (Вологодская область) - Гражданские и административные

    Отказе Мальцевой Г.С. в назначении опекуном ФИО1, в связи с тем, что опекуном недееспособного ФИО1 уже назначена Смекалова М.В. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" у каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один...

    Решение № 2А-226/2018 2А-226/2018~М-178/2018 М-178/2018 от 13 июня 2018 г. по делу № 2А-226/2018

    Усть-Катавский городской суд (Челябинская область) - Гражданские и административные

    Не имеют. Кроме того, в 2015 году на основании постановления администрации Усть-Катавского городского округа № она уже назначалась опекуном над малолетним ФИО7. Определением суда от 10 мая 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление социальной защиты населения администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области (л.д. 42-43). ...

  • ...между членами семьи эмоционально-теплые. Имеется отдельная комната для девочек, для мальчиков имеется две кровати. Условия жизни кандидата в опекуны удовлетворительные. В части 5 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры...

Государственной Думой

Советом Федерации

3.8. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - ФЗ "Об опеке и попечительстве") в случаях выдачи доверенности от имени подопечного требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

частями 3 и 5 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", защиту прав и законных интересов лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, и несовершеннолетних, не достигших возраста, указанного в настоящей части, осуществляет орган опеки и попечительства или организация (в том числе медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами), на которую законом возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя.


24 апреля 2008 года в целях повышения социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон № 48-ФЗ).

На сегодняшний день отношения, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан, установлены различными законодательными актами, в частности Гражданским, Семейным и Жилищным кодексами РФ, а также множеством подзаконных актов субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом законе нашли свое отражение нормы, установленные прежде вышеназванными кодексами, причем некоторые из них уточнены и изложены более детально.

Закон № 48-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. При этом договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до 1 сентября 2008 года, продолжают действовать. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с Законом № 48-ФЗ.

Общие положения

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 48-ФЗ положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

При этом данной статьей определено, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Однако совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. При этом такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Подопечный – гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство.

Недееспособный гражданин – гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 ГК РФ. В соответствии с положениями данной статьи судом может быть признан недееспособным гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В этом случае над ним устанавливается опека. В связи с этим сделки от его имени совершает его опекун.

Не полностью дееспособный гражданин – несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 ГК РФ) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 ГК РФ.

Статьей 21 ГК РФ предусмотрено, что по достижении восемнадцатилетнего возраста у гражданина возникает гражданская дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме в случае, когда законом допускается его вступление в брак.

Кроме того, в соответствии со статьей 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого согласия соответствующее решение принимается судом.

Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

В соответствии со статьей 6 Закона № 48-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ являются органами опеки и попечительства (далее – органы опеки), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности при наличии у них соответствующего статуса.

Свою деятельность органы опеки осуществляют во взаимодействии с:

Другими органами исполнительной власти субъекта РФ;

Органами местного самоуправления;

Территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

Образовательными организациями;

Медицинскими организациями;

Организациями, оказывающими социальные услуги;

Иными организациями (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Перечисленные организации могут осуществлять некоторые полномочия органов опеки, а именно:

Выявлять лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

- подбирать и подготавливать граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Контроль за деятельностью органов опеки, а также разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Статьей 7 Закона № 48-ФЗ предусмотрены основные задачи органов опеки (к примеру, надзор за деятельностью опекунов и попечителей), а статьей 8 определены их полномочия (в частности, установление опеки и попечительства).

Кроме того, в статье 9 Закона № 48-ФЗ сформулированы обязанности органа опеки в случае перемены места жительства подопечного. Так, пунктом 1 указанной статьи полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 ГК РФ, то есть в течение месяца с момента, когда органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (п. 2 ст. 9 Закона № 48-ФЗ). При этом полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки со дня получения личного дела подопечного (п. 3 ст. 9 Закона № 48-ФЗ).

Правовой статус опекунов и попечителей, установление опеки или попечительства

Правовой статус опекунов и попечителей установлен главой 3 Закона № 48-ФЗ, которая содержит положения, касающиеся:

Определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10 Закона № 48-ФЗ);

Назначения опекунов и попечителей (ст. 11 Закона № 48-ФЗ);

Предварительной опеки и попечительства (ст. 12 Закона № 48-ФЗ);

Назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (ст. 13 Закона № 48-ФЗ);

Установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (ст. 14 Закона № 48-ФЗ);

Наличия прав и обязанностей опекунов и попечителей (ст. 15 Закона № 48-ФЗ);

Безвозмездного и возмездного исполнения обязанностей по опеке и попечительству (ст. 16 Закона № 48-ФЗ).

Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ.

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные или медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В указанном акте может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При этом Закон № 48-ФЗ допускает установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается на возмездных условиях с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 Закона № 48-ФЗ. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в любых отношениях без специального полномочия (п. 2 ст. 16 Закона № 48-ФЗ). Кроме того, попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 3 ст. 15 Закона № 48-ФЗ).

Назначение опекуна или попечителя отражается в соответствующем акте либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства (п. 4 ст. 15 Закона № 48-ФЗ). В них разрешено:

Указывать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, запретить изменять место жительства подопечного);

Устанавливать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Кроме того, п. 5 ст. 15 Закона № 48-ФЗ установлен срок для извещения органа опеки в случае перемены места жительства подопечного – не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства.

Правовой режим имущества подопечных

Правовой режим имущества подопечных определен в главе 4 Закона № 48-ФЗ. Данная глава в свою очередь содержит статьи, касающиеся:

Имущественных прав подопечных (ст. 17 Закона № 48-ФЗ);

Охраны имущества подопечного (ст. 18 Закона № 48-ФЗ);

Распоряжения имуществом подопечных (ст. 19 Закона № 48-ФЗ);

Особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному (ст. 20 Закона № 48-ФЗ);

Предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного (ст. 21 Закона № 48-ФЗ);

Охраны имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности (ст. 22 Закона № 48-ФЗ);

Доверительного управления имуществом подопечного (ст. 23 Закона № 48-ФЗ).

Соблюдение имущественных прав подопечных контролируется органами опеки.

Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства

Возвращаясь к п. 2 ст. 1 Закона № 48-ФЗ, отметим, что положения, касающиеся ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предлагаем рассмотреть данную главу подробнее.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

В соответствии со статьей 24 Закона № 48-ФЗ органы опеки осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей путем проверки:

Условий жизни подопечных;

Соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

Обеспечения сохранности имущества подопечных;

Выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых статьей 15 Закона № 48-ФЗ.

В свою очередь опекун или попечитель представляет не позднее 1 февраля в орган опеки ежегодный отчет в письменной форме о состоянии имущества подопечного (ст. 25 Закона № 48-ФЗ). Данный отчет должен содержать сведения о нижеследующем:

Состояние имущества и месте его хранения;

Приобретение имущества взамен отчужденного;

Доходы, полученные от управления имуществом подопечного;

Расходы, произведенные за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Контроль за деятельностью органов опеки осуществляют органы и должностные лица, уполномоченные законодательством РФ и законами субъектов РФ (ст. 27 Закона № 48-ФЗ).

Ответственность опекунов и попечителей

Опекуны несут ответственность по совершенным от имени подопечных сделкам, а также отвечают за причиненный по их вине личности или имуществу подопечного вред (ст. 26 Закона № 48-ФЗ).

В свою очередь орган опеки при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей составляет об этом акт и предъявляет требование о возмещении причиненных подопечному убытков к опекуну и попечителю.

Кроме того, опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие (п. 4 ст. 26 Закона № 48-ФЗ).


Ответственность органов опеки и попечительства

На органы опеки возложена ответственность по возмещению вреда, причиненного ими либо должностным лицом подопечному в результате незаконных действий или бездействия, в том числе в результате издания вышеуказанного акта, не соответствующего законодательству (ст. 28 Закона № 48-ФЗ).

Прекращение опеки и попечительства

Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей осуществляется органом опеки. Основания для прекращения опеки и попечительства определены статьей 29 Закона № 48-ФЗ, а в статье 30 рассмотрены последствия их прекращения.

Государственная поддержка опеки и попечительства

Статьей 31 Закона № 48-ФЗ за подопечными, опекунами и попечителями закреплено право на виды государственной поддержки, установленные для них законодательством РФ и субъектов РФ. При этом суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ и Законом № 48-ФЗ. В свою очередь суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.


В продолжение темы читайте статью И.Ю. Кузьмина «Заработная плата приемному родителю» в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 2 за 2008 год.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...