Верховенство государственной власти внутри страны. Государственный суверенитет


Примечательно, что в Конституцию РФ 1993 г. глава «Основы конституционного строя» попала не сразу. В проекте Конституции РФ, вынесенном на обсуждение Конституционного совещания 5 июня 1993 года, глава 1 именовалась «Общие положения. Права и свободы человека». Но во многом под влиянием принципиальной позиции Конституционной комиссии в окончательном варианте проекта Конституции РФ соответствующие правовые нормы были упорядочены, приведены в стройную систему и трансформировались именно в «Основы конституционного строя». Закрепление их в первой главе Конституции России — не случайно. Тем самым подчеркивается их особое значение в национальной правовой системе РФ — они как бы обобщают, сводят воедино в концентрированном виде положения Основного закона нашего государства.

Поэтому основы конституционного строя имеют особую юридическую силу. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции, которая сама по себе, как известно, имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, принятым в Российской Федерации. Как следствие, положения первой главы Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ . Их пересмотр возможен только посредством принятия Конституционным Собранием либо всенародным голосованием нового Основного закона страны. Тем самым устанавливается важнейшая гарантия защиты от непродуманных, продиктованных сиюминутными политическими соображениями поправок к Конституции России, ибо любое ее изменение не должно вступать в противоречие с положениями главы 1. В противном случае такая поправка будет юридически ничтожной.

Содержание основ конституционного строя раскрывается в науке по-разному. Нередко соответствующие нормы-принципы подразделяют на группы в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений. Наиболее удачной представляется систематизация, предложенная С.А.Авакьяном, по мнению которого, основами конституционного строя России являются: народовластие (народный суверенитет); существование Российского государства, как организации всего народа, признание России демократическим, федеративным, правовым, социальным, светским государством с республиканской формой правления; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима ; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности .

Человек, его права и свободы как высшая ценность

В советских конституциях присутствовала иная гуманистическая формула: высшей ценностью объявлялись материальные и духовные потребности людей, что, однако, далеко не всегда реализовывалось на практике. Конституция России, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, на первый план выдвигает человека как самостоятельную, суверенную личность, способную позаботиться о самой себе. Для этого человеку предоставляются общепризнанные права и свободы, а государство берет на себя обязанность гарантировать, уважать и соблюдать их.

В марксистско-ленинской теории очевиден классовый подход к проблеме народного суверенитета, ибо под народом здесь подразумевалась совокупность трудящихся и эксплуатируемых классов. Отсюда социалистическая демократия противопоставлялась буржуазной, а диктатура пролетариата объявлялась едва ли не самой демократичной формой государства в мире.

Действующая Конституция России, указывая на принадлежность всей власти в Российской Федерации ее многонациональному народу, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Что же означает «народ»? В юридической науке нет единства мнений на этот счет. Отмечается абстрактность этого понятия, а по мнению О.Э.Лейста, доктрина практически не нуждается в раскрытии его содержания. Тем не менее термин «народ» присутствует в целом ряде конституционно-правовых норм , а значит, необходимо его правильное толкование. В связи с этим, вероятно, следует согласиться с О.Е.Кутафиным, считающим, что с юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане», ибо только они в подавляющем большинстве случаев обладают политическими правами и свободами . Таким образом, если вернуться к толкованию ряда положений отечественной Конституции, то многонациональный народ Российской Федерации есть совокупность ее граждан.

Суверенитет народа обладает рядом важнейших свойств: единством, верховенством, полнотой и неограниченностью, неотчуждаемостью.

Единство народного суверенитета означает, что народ является единственным источником власти в РФ. И в этом отношении народ выступает единой общностью людей, принимающей властные решения на основе волеизъявления большинства граждан при безусловном уважении мнения их меньшинства.

Верховенство власти народа выражается в том, что никто и ничто не может быть выше его воли. Решения, принятые на всенародном голосовании — референдуме , могут быть отменены только референдумом. Народ и только народ наделен правом выбирать главу государства и высший орган законодательной и представительной власти. Конституция, принятая народом, обладает верховенством и высшей юридической силой на всей территории РФ.

Полнота и неограниченность суверенитета народа подразумевает, что гражданам России принадлежит весь объем власти, который может быть реализован в предусмотренных Конституцией и законами РФ формах во всех ключевых сферах общественной жизни: в праве на землю и недра, на свободное экономическое развитие, на пользование достижениями науки, культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами и т.п.

Наконец, неотчуждаемость народного суверенитета нашла свою реализацию в норме Конституции РФ (ч.4 ст.3) о том, что никто «не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону ».

С процессуальной точки зрения, народ осуществляет принадлежащую ему власть в двух формах: непосредственно (прямая демократия), а также через выборные органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия). В данном случае высшим проявлением и выражением власти народа являются референдум и свободные выборы .

Интересно, что демократические процедуры в кризисные, неустойчивые периоды общественного и государственного развития нередко вызывают у значительной части народа недовольство и даже раздражение, потребность в «сильной руке». В это время, как отмечает О.Э.Лейст, возрастает активность антидемократических сил, обретающих возможность прийти к власти, а сам народ невольно становится инструментом подавления демократии. И «в случае победы над гражданским обществом и свойственной ему демократией тоталитарные режимы могут существовать продолжительное время». Вот почему так важно сохранение гражданского мира и согласия как основы поступательного демократического развития общества и государства.

Россия как федеративное государство

Унитарное государство едино и делится на административнотерриториальные части, не обладающие политической самостоятельностью и специфическим государственно-правовым статусом. То есть в унитарном государстве действует одна конституция, существуют абсолютно единые правовая и судебная системы , а государственную власть осуществляют только центральные органы.

В отличие от унитарного государства федерация состоит из государств либо государственноподобных образований, обладающих некоторыми элементами суверенитета, определенной политической самостоятельностью и именуемых субъектами данной федерации. Субъекты могут носить самые разные названия: штаты, земли, провинции, кантоны и т.п. Они имеют собственные органы государственной власти , издают законодательные акты, а нередко даже принимают конституцию.

Конфедерация является крайне редкой формой государственного устройства. По сути, это союз суверенных государств, которые образуют объединенные органы, главным образом, для координации совместных усилий в экономической, политической, военной или иной сферах международных отношений.

Россия стала отвечать признакам федеративного государства лишь в 1990-е годы. Ранее она, хотя и именовалась Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР), но по форме, а тем более по содержанию являлась унитарным государством.

В конце 1980-х— начале 1990-х годов целостность России была поставлена под угрозу. Входившие в нее автономные республики, активно поддерживаемые руководством бывшего Союза ССР, стали активно заявлять о своем суверенном статусе и самостоятельном вхождении в уже распадавшийся СССР. Остановить разрушительный для России процесс удалось 31 марта 1992 года подписанием в Москве Президентом РФ и Председателем Верховного Совета РФ, с одной стороны, и руководителями регионов РФ — с другой Федеративного Договора . Он представлял собой три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти: суверенных республик в составе РФ; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области, автономных округов в составе РФ.

Именно тогда было официально оформлено понятие субъектов РФ , которые получили значительный объем полномочий, но в рамках целостного неделимого Российского государства. Вместе с тем Федеративный Договор закрепил юридическое неравенство краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов по сравнению с суверенными республиками. Последние обладали высокой степенью самостоятельности (во многом независимо от федерального центра устанавливали собственные избирательную систему , законодательство, систему кадрового обеспечения органов власти, вели внешнеэкономическую деятельность и т.п.), тогда как остальные субъекты Федерации оставались на положении по-прежнему дефакто бесправных административно-территориальных единиц.

Поэтому в процессе разработки новой Российской Конституции главным требованием большинства регионов России было закрепление равноправия всех субъектов Федерации. И действительно, как справедливо указывает В.А.Туманов, равноправие есть «тот обязательный комплекс, без которого нет феномена, называемого федерацией». В окончательном проекте Основного закона страны это требование было учтено и вошло в Конституцию РФ 1993 г. в качестве принципа, составляющего основы конституционного строя .

Применительно к республикам в составе России исключено слово «суверенные». Тем не менее, оставаясь «государствами», они все-таки обладают несколько более объемным конституционно-правовым статусом, чем края, области и т.п. У них есть: собственные конституции, государственный язык, гражданство , особые органы государственной власти (президент, конституционный суд) и пр.

Конституция РФ закрепила следующие принципы федеративного устройства России : 1) суверенитет РФ; 2) верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории страны; 3) целостность и неприкосновенность территории РФ; 4) равноправие субъектов РФ, в частности, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) наличие у субъектов РФ собственной правовой системы /конституции и законодательства — у республик, устава и законодательства — у краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; 6) единство системы государственной власти; 7) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; 8) равноправие и самоопределение народов России.

В связи с этим важно дать определение понятий государственного и национального суверенитетов, на которые указывается в тексте Конституции РФ. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, причем как во внутренних делах, так и в сфере внешней политики и международных отношений. Национальный суверенитет выражает право народов, проживающих в РФ, на самоопределение. Формы такого самоопределения могут быть различными: республика в составе России, автономная область, автономный округ, национально-культурная автономия. При этом в соответствии с принципами и нормами международного публичного права , самоопределение народов не должно вести к территориальному разделу существующих многонациональных государств.

Конституционное понятие правового государства

Идея подчинения государства праву и закону возникла в глубокой древности. Она проявлялась в реформах знаменитого греческого мудреца Солона в VI веке до н.э. Мысль о том, что подлинная государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы, последовательно отстаивали Сократ, Платон и Аристотель. Эти идеи античных мыслителей в Средние века активно развивали Н.Макиавелли и Ж.Боден, в Новое время — Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье и др. Но сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др. В России видными сторонниками доктрины правового государства были Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, И.А.Пок- ровский, В.М.Гессен.

Российский путь к правовой государственности был крайне сложным, путаным и противоречивым. Господствовавший долгое время тоталитаризм радикально отрицал не только принцип верховенства права над государством, ценность прав и свобод личности , автономность гражданского общества , но и подменял государственную власть практикой жесткого партийного администрирования. Поэтому было бы некорректно утверждать, что сейчас мы находимся в завершении этого пути. Во многом положение Конституции РФ 1993 г. о правовом государстве — это норма-идеал, норма-цель, к которой надлежит последовательно и упорно стремиться в ходе дальнейшего развития России. Тем не менее в Конституции РФ закреплены важнейшие предпосылки построения правовой государственности: Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

Верховенство Конституции РФ. Ей не может противоречить ни один иной нормативный правовой акт . Все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию и федеральные законы, а любое их действие в нарушение данного принципа может быть обжаловано в суде и повлечь меры юридической ответственности . Кроме того, Конституция РФ обладает прямым действием, то есть подлежит непосредственному применению в случае противоречия ей любого нормативного правового акта. Все принимаемые законы подлежат официальному опубликованию. Таким образом, все субъекты правоприменительной деятельности получают возможность ознакомиться с ними, действующее право становится открытым для граждан . Тем более исключается ситуация, сложившаяся в годы тоталитаризма, когда гражданин нередко привлекался к ответственности по секретным, неизвестным широкому кругу лиц законам. Неопубликованные законы не подлежат применению вообще. А любые нормативные правовые акты, будь то федеральный закон, указ Президента РФ , постановление Правительства РФ и т.п., не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Социальная сущность Российского государства

Общепризнано, что реализация в жизнь принципа социального государства (ст.7 Конституции РФ) является исключительно важной задачей в плане построения в России правовой демократической государственности. Еще Ж.-Ж.Руссо писал, что «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продаваться». «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно, не допускайте ни богачей, ни нищих».

К сожалению, эта мудрая и, в общем-то, простая заповедь не соблюдалась в Советском государстве с его обеспечением весьма скромного достатка основной массе населения, подавлением частной хозяйственной инициативы, сокрытием от посторонних глаз богатства и власти кремлевских небожителей, других представителей партноменклатуры. Не соблюдалась она и в последние годы, когда новые «уравнители» на волне популистского лозунга «борьбы с привилегиями», обретя власть, быстро поделили между собой «общенародное» достояние, а пропасть между богатыми и бедными достигла угрожающих размеров. Данная тревожная ситуация в современной России заметно усугубляется отсутствием полноценного «среднего класса», служащего «буфером» между низшими (бедными) и высшими (богатыми) слоями общества . По мнению многих социологов, политологов, юристов-теоретиков, это и есть та «социальная цена реформ», о которой предпочитают не говорить официальные власти. Тем не менее, как справедливо отмечает Ю.А.Дмитриев, социальная политика Российского государства, являющаяся одной из важнейших составляющих обеспечения права человека на достойную жизнь, получив конституционное закрепление, на практике не соответствует своему содержанию, сформулированной в Основном законе цели — обеспечению достойной жизни и свободного развития человека .

В связи с этим конституционный принцип социального государства требует от властей проведения политики, сглаживающей наиболее острые противоречия между частным и публичным интересом, не допускающей противозаконных действий со стороны естественных монополий и иных субъектов хозяйственной деятельности, охраняющей права прежде всего социально незащищенных слоев населения России.

Но построение социального государства неосуществимо лишь посредством какой-то особой государственной политики. Необходима продуманная и эффективная законодательная реформа, пересмотр всей существующей административной практики в социальной сфере, а главное — создание гибкой социально-ориентированной экономической системы, обеспечивающей общественный консенсус.

Социально-ориентированная экономическая система государства должна отражать закрепленные в Конституции РФ (ст.8) либеральные ценности: поддержка конкуренции , свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности . В то же время неукоснительному соблюдению подлежат требования ст.7 Конституции РФ: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии , пособия и иные гарантии социальной защиты.

Перечисленные конституционные положения к настоящему времени конкретизированы значительным массивом законодательных и иных нормативно-правовых актов , среди которых можно назвать: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от июля 1993 г.; Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.; федеральные законы от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 27 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и пр. Но до тех пор, пока многие установленные ими положения остаются на бумаге, бессмысленно утверждать о формировании в России социального государства.

Ключевым компонентом принципа социального государства выступает право человека на достойную жизнь и свободное развитие. Его содержание раскрывается в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В частности, право на достойную жизнь подразумевает: а) право на достаточное питание, одежду и жилище, как для человека, так и для его семьи; б) право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Свободное развитие человека требует непрерывного улучшения условий его жизни, что реализуется в праве индивида на повышение образовательного уровня, получение более высокого вознаграждения за труд в соответствии с его результатами, на улучшение состояния окружающей среды.

Российская Федерация — светское государство

Светский характер государства закреплен в основных законах большинства стран современного мира, при том что существуют государства, в которых одна из религий признается государственной, а руководители церкви осуществляют верховную власть (Иран, Ватикан).

Подробнее конституционные нормы о светском характере РФ раскрываются в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятом в ходе бурных и продолжительных дебатов между Президентом РФ и

В свою очередь, религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям, то есть на него не распространяются нормы трудового права ; не выполняет функций органов государственной власти и местного самоуправления ; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Вместе с тем государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования у граждан того или иного отношения к религии.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений .

По просьбам религиозных организаций органы государственной власти РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях . В частности, в РФ нерабочим днем является праздник Рождества Христова, в Республике Татарстан — мусульманский праздник Курбан-байрам.

Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от какой бы то ни было другой власти в международных отношениях. Признаками суверенитета являются полновластие и верховенство государства внутри границ, независимость государства на международной арене, единство суверенитета государства (государственной власти). Это значит, что государство в рамках своих границ осуществляет полновластную деятельность в процессе реализации всех своих функций. Государственная власть обладает верховенством на территории государства, так как нет иной власти на этой территории, которая существовала бы наряду с данной властью. Верховенство государственной власти проявляется в верховенстве ее законов, в осуществлении территориального верховенства, а также в верховном положении государственных органов. Независимость вовне не может означать, что соответствующие субъекты не находятся в связи с другими субъектами. Государства вступают в различные союзы и объединения, становятся членами международных организаций, заключают международные договоры и соглашения, из чего, однако, не следует, будто они тем самым ограничивают свой суверенитет. Права субъектов международного права ограничиваются на строго добровольных основах, в чем суверенитет находит одно из своих высших проявлений. Так, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность участия страны в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России (ст. 79). Единство Г.с. означает его неделимость между разными субъектами, что вытекает из характеристики суверенитета как свойства (качества) государства. Именно поэтому суверенитет по самой своей идее нельзя ограничить, расширить, как не может быть «полусуверенитета» или «ограниченного суверенитета». 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, предусматривающая решимость создать демократическое государство в составе обновленного Союза. Понятие Российской Федерации как суверенного государства, определение конституционных основ его существования даны в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих положениях ст. 4 ч. 1 Конституции РФ: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Это означает, что Российская Федерация обладает всей полнотой власти, и никакая другая власть на ее территории не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти. Указывается далее, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Россий ской Федерации». Наконец, ч. 3 утверждается также, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Конституция Российской Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Г.с. является исходным понятием для таких общепризнанных принципов международного права, как суверенное равенство государств, взаимное уважение Г.с., невмешательство во внутренние дела и др. Понятие «государственный суверенитет» раскрывается в международно-правовых документах через следующие характеристики: 1. Суверенное равенство всех государств. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. отмечено: «Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера». Понятие суверенного равенства включает в себя ряд элементов: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. 2. Невмешательства во внутренние дела государства. Принцип невмешательства распространяется не только на недопустимость использования военной силы, но и на другие способы воздействия экономического, культурного, политического характера. 3. Верховенство государственной власти над всеми лицами и их действиями. Эта исключительная территориальная юрисдикция относится к власти законодательной, судебной и исполнительной. 4. Принцип полноты государственной власти. Суверенное государство обладает всеми полномочиями - суверенными правами без каких бы то ни было ограничений извне. Одним из суверенных прав государства является осуществление им юрисдикции. При этом государственная власть России распространяется на всю без исключения территорию Федерации, на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой страны (например, корабли, авиалайнеры и т. д.). 5. Иммунитет государства. В соответствии с принципом государственного иммунитета, вытекающим из принципа суверенного равенства государств, государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, иначе как в случае своего прямого согласия. Так, юрисдикция Международного суда распространяется на стороны конфликта или спора только в том случае, если государство предварительно заявило о своем признании юрисдикции этого суда. Одной из важнейших проблем теории суверенитета является необходимость ее применения при характеристике совершенно различных субъектов: государство (государственная власть), народ, нация. В своем наиболее общем определении суверенитет предстает как политико-пра- вовое понятие, внешне выражающее внутреннюю самостоятельность субъекта-носителя, которая и проявляется в верховенстве, независимости, политической, экономической, социальной свободе, в реальной способности этого субъекта решать вопросы своего существования. (О народном и национальном суверенитете см. Суверенитет). Литература: Палиепко Н.И. Суверенитет: историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903; Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948; Бар- циц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000; Шевцов B.C. Государственный суверенитет. М., 1979. © Барциц И.Н.

Еще по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ:

  1. Часть VII НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (помимо территориального суверенитета и государственной юрисдикции)

1) Формой правления

2) Политическим режимом

3) Формой административного устройства

4) Государственным суверенитетом

2. Организация С, объединяющая единомышленников, представляющая малые народы региона готовится принять участие в предстоящих выборах. Данная организация – это

1) Политическая партия

2) Думская фракция

3) Государственный аппарат

4) Общественная организация

3. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

A. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства

Б. Согласно Конституции РФ средства массовой информации являются одной из ветвей государственной власти

1) Верно А

2) Верно Б

3) Ода суждения верны

4) Оба не верны

4. Что отличает государство от других политических организаций

1) Разработка программ развития общества

2) Представление интересов отдельных групп общества

3) Выдвижение политических лидеров

4) Исключительное право принимать правовые нормы

5. Государство Z разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинции назначаются правительством государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституции. На основе представленной информации можно сделать вывод о том, что страна Z

1) Монархия

2) Унитарное государство

3) Федеративное государство

4) Республика

6. Что выступает формой государства?

1) Парламент

2) Суверенитет

3) Разделение властей

4) Монархия

7. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум – это один из элементов прямой демократии

1) Верно А

2) Верно Б

3) Оба верны

4) Оба не верны

8. Что из названного ниже представляет одну из ветвей государственной власти РФ

1) Министерство культуры РФ

2) Счётная палата РФ

3) Общественная палата

4) «Российская газета»

9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «национально-территориальное устройство государства». Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда

1) Республика

2) Федерация

3) Унитарное государство

4) Конфедерация

5) Содружество государств

10. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории

Б. В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом

1) Верно А

2) Верно Б

3) Оба верны

<*> Ovchinnikov S.N. Customs sovereignty: supremacy of state power.

Овчинников Сергей Николаевич, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Дальневосточного государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается вопрос содержания понятия "таможенный суверенитет", анализ его отсутствия в действующем законодательстве. Автор приходит к выводу о том, что на верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права.

Ключевые слова: государство, право, таможенное законодательство, суверенитет, правовые коллизии.

The article considers the issue of the contents of concept "customs sovereignty", analyses the absence thereof in the current legislation. The author makes a conclusion that the complexity of the system of normative-law acts in the sphere of customs affairs, various interpretations of the norms of customs law influence the supremacy of state power.

Key words: state, law, customs legislation, sovereignty, conflict of laws.

В юридической науке и законодательстве категория суверенитета встречается весьма широко и употребляется в разных смыслах. В Конституции РФ, в науке конституционного и государственного права используется понятие "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет". Так, в ст. 3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. В действующем законодательстве чаще всего встречается выражение "экономический суверенитет". Статья 6 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1> к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относит защиту экономического суверенитета и экономических интересов РФ и российских лиц. Статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г., говорит о суверенитете РФ в области культуры <2>. Можно даже обнаружить выражение "верховный суверенитет государства в сфере земельно-имущественных отношений" <3>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.
<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
<3> Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4895.

Кроме того, в научной литературе выделяют также политический, правовой, территориальный, фискальный, налоговый, валютный, уголовно-правовой, продовольственный и другие разновидности суверенитета. В этом же ряду можно поставить и таможенный суверенитет.

В традиционном понимании государственный суверенитет представляет собой свойство государственной власти, выражающееся в верховенстве власти государства внутри страны и независимости ее по отношению к другим государствам. Иные упомянутые суверенитеты, кроме народного и национального, можно рассматривать как стороны или аспекты государственного суверенитета. Иногда отмечается, что суверенитет государства имеет различное отраслевое содержание <4>. Если предположить, что речь идет об отраслях права, то такая характеристика представляется не совсем удачной. Далеко не во всех исследованиях отраслей системы российского права выделяется и рассматривается соответствующий суверенитет. Например , вряд ли можно встретить выражение "гражданско-правовой суверенитет". Не всегда выделяемые стороны государственного суверенитета соответствуют отраслям права. Суверенитет государства един и неделим, и когда к слову "суверенитет" добавляют различные прилагательные, то подчеркивают ту или иную сферу деятельности государства.

<4> См., напр.: Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. 2009. N 3.

В одном из своих Постановлений Конституционный Суд РФ использовал выражение "фискальный суверенитет государства" <5>. По мнению некоторых авторов, это "выражение с формально-юридической точки зрения вряд ли является корректным, поскольку суверенитет государства един и его расщепление на различные суверенитеты (фискальный, таможенный, экономический и т.д.) представляется необоснованным" <6>. Представляется, что недостаточно обоснованной является сама критика. В приведенном и иных подобных выражениях речь идет не о различных суверенитетах, а опять-таки о различных сторонах единого государственного суверенитета.

<5> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 197.
<6> Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Актуальные вопросы налогового права // Налоги и финансовое право. 2006. N 8.

К.Г. Борисов пишет, что "суверенитет государства рассматривается в двух аспектах: во-первых, как государственный и, во-вторых, как экономический суверенитет государства" <7>. С такой позицией вряд ли можно согласиться, потому что создается впечатление о равнозначности государственного и экономического суверенитета как двух аспектах суверенитета государства. Экономический суверенитет государства - это одна из сторон государственного суверенитета. И если уж выделять аспекты суверенитета, то их можно обнаружить гораздо больше.

<7> Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М., 2001. С. 29 - 30.

Действующее законодательство РФ не содержит прямого упоминания о таможенном суверенитете. В таможенном законодательстве эта категория не встречается. В ст. 10 Таможенного кодекса РФ 1993 г. среди основных функций таможенных органов РФ называлось обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ, являющейся основой экономического суверенитета РФ. Даже в тексте присяги сотрудника таможенного органа говорится об обязанности защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации <8>. Исследования в области таможенного права также редко затрагивают вопрос о таможенном суверенитете, чаще говорят об экономическом суверенитете, иногда экономический и таможенный суверенитет ставят рядом друг с другом <9>. В научной и учебной литературе таможенный суверенитет упоминается обычно в связи с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница" <10>. Но если такое понятие используется, значит, необходимо определить его смысл и содержание.

<8> Ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586.
<9> См.: Райкова А.Ю. Международно-правовые аспекты упрощения и гармонизации таможенных процедур (на примере международных таможенных конвенций по Карнетам A.T.A.): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 16.
<10> См., напр.: Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 46; Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2002. Глава 3. § 1.

Исходя из вышеупомянутого традиционного понимания государственного суверенитета, таможенный суверенитет можно определить как верховенство и независимость государства в регулировании таможенных отношений, т.е. отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В таможенном суверенитете государства можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны. Суверенитет с его внутренней стороны представляет собой верховенство государственной власти в регулировании таможенных отношений, в определении таможенно-тарифной политики и средств ее реализации. Таможенное регулирование является монополией государства. Таможенный суверенитет выражается прежде всего в единстве таможенной территории, таможенного законодательства, системы таможенных органов, которые отнесены к федеральным органам исполнительной власти. В.С. Грачев и К.Н. Серов к числу правовых средств обеспечения экономического суверенитета относят конституционное закрепление принципа государственного суверенитета, конституционное закрепление принципов федерализма, регламентацию на конституционном уровне разграничения властных полномочий между субъектами Федерации и федеральным центром, нормативное закрепление принципов соотношения норм международного и национального права и т.д. <11>. Названные средства обеспечения суверенитета носят общий характер и могут быть отнесены к любой стороне государственного суверенитета, а не только к экономическому суверенитету.

<11> Грачев В.С., Серов К.Н. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства // История государства и права. 2007. N 8.

Таможенный суверенитет находит свое закрепление в п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящей таможенное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации. Это положение Конституции выражает единство таможенного регулирования на территории всей страны. Однако мало закрепить его в Конституции и Таможенном кодексе, необходимо его еще и реально обеспечить. В условиях федеративного государства необходимо добиваться верховенства федерального законодательства. Тем более что история современной России дает нам примеры отступления от этого принципа как со стороны федеральной власти, так и со стороны субъектов Федерации.

Уже после принятия действующей Конституции РФ были подписаны Соглашения между Правительством РФ и правительствами некоторых республик в составе Федерации (Башкортостан, Саха (Якутия), Удмуртская Республика), администрациями Краснодарского края, Ростовской области об урегулировании отношений в области таможенного дела, о разграничении полномочий в области таможенного дела и т.п. <12>. Конституция РФ не предусматривает совместного ведения и правового регулирования таможенного дела субъектами РФ или с их участием. Подобного рода соглашения нарушают закрепленный в ст. 5 Конституции РФ принцип равноправия субъектов РФ.

<12> См. подробнее: Новиков А.Б., Новикова Э.В. Правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере внешнеэкономической деятельности // Таможенное регулирование. Вып. 1: Сб-к статей / Под ред. А.Б. Новикова. СПб., 2006. С. 43 - 48.

Можно отметить попытки со стороны субъектов Федерации обжаловать законные полномочия федеральной власти в таможенной сфере. Так, Народное Собрание Парламента Чеченской Республики обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом, в котором оспаривается конституционность положений Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N 1223 "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района". Этим Постановлением Государственному таможенному комитету РФ предписано временно прекратить таможенное оформление прибывающих из-за границы товаров и грузов, следующих в Чеченскую Республику, а также в адрес физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики и действующих на территории Российской Федерации от имени и (или) в интересах Чеченской Республики. Конституционный Суд РФ отказал в принятии запроса к рассмотрению, поскольку в данном случае неопределенность отсутствует. Правительство РФ действовало в рамках своих законных полномочий <13>.

<13> Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 22-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 3.

Некоторые субъекты Федерации стремятся самостоятельно регулировать таможенную деятельность. Например , в 1998 г. Дума Приморского края приняла ныне уже отмененный Закон "О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае" <14>. В названном Законе устанавливается перечень документов, которыми должны сопровождаться лом и отходы металлов, перемещаемые для таможенного оформления экспортной поставки потребителям. На Дальневосточное таможенное управление возлагается обязанность контролировать перемещение лома и отходов металлов и сплавов лишь при наличии документов, соответствующих указанному перечню. Экспортеры лома и отходов металлов и сплавов при отсутствии предписанных документов могут нести административную ответственность, причем право составления протоколов об этих административных правонарушениях предоставлено также таможенным органам. Нетрудно заметить, что рассматриваемый Закон Приморского края мало согласуется с Конституцией РФ и таможенным законодательством.

<14> Закон Приморского края от 10 июля 1998 г. N 13-КЗ // Ведомости Думы Приморского края. 1998. N 10. Утратил силу в связи с принятием Закона Приморского края от 11 февраля 2002 г. N 194-КЗ // Ведомости Законодательного собрания Приморского края. 2002. N 107.

Более того, свою лепту в таможенное регулирование вносят и муниципальные образования. Так, глава местного самоуправления г. Находка Приморского края 17 мая 1996 г. принял Постановление N 757 "О таможенном оформлении судов с автомашинами на борту в г. Находка" <15>. В этом Постановлении дается указание начальнику таможни организовать таможенное оформление автомашин с судов в определенных местах, предусмотреть особый режим таможенного оформления и т.п.

<15> СПС "КонсультантПлюс".

Приведенные примеры показывают, что таможенный суверенитет государства нуждается в постоянной поддержке. На верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет также сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права. В настоящей статье затронут лишь внутренний аспект таможенного суверенитета. Международно-правовой аспект таможенного суверенитета требует отдельного исследования.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...