Консультации для родителей детского сада. Защита прав и законных интересов детей родителями


Консультация для родителей по защите прав ребёнка и правовому воспитанию

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.
В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.
Необходимость разработки мер по охране прав ребёнка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям:

  1. разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребёнка
  2. создание специального контрольного органа по защите прав ребёнка
  3. содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами
  4. оказание международной помощи через Детский фонд ООН

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка. К основным международным документам, касающимися прав детей, относятся:

  1. Декларация прав ребёнка (1959)
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребёнка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.
В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа –
Конвенции о правах ребёнка.
Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  1. воспитание
  2. развитие
  3. защиту
  4. активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).
Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).
В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).
Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:

  1. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  2. воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
  3. воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
  4. подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  5. воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательны е, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).
Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и
педагогического значения.
Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля - Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

«ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Основные международные документы, касающиеся прав детей.

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный Кодекс РФ (1996).

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:

Жить и воспитываться в семье;

Знать, кто является его родителями;

На проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

На воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

На всестороннее развитие;

На уважение человеческого достоинства;

На общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;

На защиту;

На выражение собственного мнения;

На получение фамилии, имени, отчества;

На получение средств, к существованию и на собственные доходы.

Советы родителям .

Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь

(Барбара Л.Вульф)

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей воспринимайте как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!

перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя растила, а ты …». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.

избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

Главное - не забывать, что у всего должна быть мера.

Права ребенка в семье

Какие права в семье есть у ребенка?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);

на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;

на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);

на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Имею ли я право на совместное проживание с родителями?

Да. Совместное проживание со своими родителями является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей.

С какого возраста я вправе выражать свое мнение?

Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение. Если вы способны сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся ваших законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать ваше право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение в отношении вас с учетом вашего мнения.

Могу ли я выражать свое мнение при решении в семье какого-то вопроса?

Да можете, но при решении не любого вопроса, а только того, который затрагивает ваши жизненные интересы (например, в какой школе вам учиться).

Вправе ли родители заставлять меня менять мое мнение?

С одной стороны, ни родители, ни кто-либо иной не вправе «давить» на вас, чтобы вы изменили свое мнение или высказывали его против вашей воли. Вы вправе выражать свое мнение свободно. Но, с другой стороны, «давление» со стороны родителей не следует смешивать с советами и рекомендациями, которые вам дают родители из лучших побуждений, с разъяснением ваших прав. Это – право и обязанность родителей.

В каких случаях решения взрослых должны приниматься только с моего согласия?

Если вам исполнилось 10 лет, то ваше согласие обязательно для решения таких вопросов, как:

Изменение имени и фамилии;

Усыновление;

Восстановление родителей в родительских правах;

В ряде вопросов, связанных с усыновлением.

Если вы станете возражать против решения вопроса по указанным выше проблемам, то решение не может быть принято против вашей воли.

Мои родители решили развестись и не могут договориться, с кем я останусь жить. Будут ли в суде спрашивать меня о том, с кем я хочу остаться? Могу ли я выразить свое желание после развода родителей проживать с отцом?

Да. Вы обладаете правом быть заслушанным в ходе любого судебного, а также и административного разбирательства. Поэтому вы можете присутствовать на суде и выразить свое желание после развода родителей проживать с папой. Если вам исполнилось 10 лет, то учет вашего мнения обязателен. Но если ваше желание проживать с отцом противоречит вашим жизненным интересам (например, у вашего отца плохие жилищные условия или ваше общение с ним повредит вашему развитию), то суд вправе и не учесть ваше мнение.

Кто обязан осуществлять защиту моих прав и законных интересов?

Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд. Следует отметить, что если вы признаны в соответствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то имеете право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право обратиться в суд возникает у вас с 14 лет.

Мои родители часто меня наказывают: ругают, не пускают гулять, запрещают встречаться с друзьями, иногда даже бьют. Что мне делать в этой ситуации?

Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся не только действия, о которых вы спрашиваете, но и случаи, когда родители не выполняют свои обязанности по вашему воспитанию. Вы вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать вас, ознакомиться с просьбой и принять необходимые меры для помощи. Можно обратиться к социальному педагогу школы; в социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центр экстренной психологической помощи – по телефону.

Я живу в семье с родителями и другими родственниками. Какие обязанности я должен выполнять? Закреплены ли они в законах?

Отношения в семье складываются на основе общего согласия, с учетом традиций, справедливого распределения обязанностей, на основе уважения друг друга. Хорошо, когда в семье принято уважительно относиться к своим родителям, родным и близким, помогать им. При этом ребенок должен уметь управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе, нести моральную и нравственную ответственность за свои действия; заниматься самовоспитанием и самообразованием; развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни; овладевать знаниями.


Консультация для родителей
Права у маленького ребенка? Да!

Каждый день дети проводят время на игровой площадке во дворе или детском саду. И каждый день для них так же труден, как и для нас. Малыши учатся сосуществовать в группе себе подобных, и эти первые опыты имеют очень большое значение в формировании схемы их социального поведения.

В раннем детстве каждая ситуация записывается в подсознание ребёнка и влияет на дальнейшее развитие его личности.

Даже самые маленькие дети имеют равные социальные права, которые не должны нарушаться другими членами социальной группы (мамами и их малышами, играющими во дворе, например).

Кроме общепонятных и общепризнанных прав ребенка на жизнь, на имя, на гражданство, на охрану здоровья, на образование, на семейное благополучие и т. п. существуют ещё права ребенка на свободное развитие его личности и культурное развитие. И вот именно об этих правах пойдёт речь в данной статье, потому как они наиболее часто нарушаются нами, взрослыми.

Какие же это права?

Право на отстаивание своих интересов, игрушек и другого принадлежащего им имущества.

Право на свободное передвижение по данной территории (детской площадке).
- Право на выражение возникающих чувств и эмоций.

Право на свободный выбор партнёров по играм и друзей.

Право на защиту от всех форм физического (даже от

подзатыльников и шлепков по попе!) или психологического насилия, оскорблений и злоупотреблений, отсутствия заботы, небрежного или грубого обращения, эксплуатации.

Право на уважение человеческого достоинства ребенка, даже в методах поддержки дисциплины.

Право на собственное мнение и индивидуальность.

Право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (лепить из снега или песка, например).

Право на уважение личной жизни.

Право на защиту, заботу и помощь взрослых в любых ситуациях (даже самых незначительных на наш взгляд – не получается сделать куличик, например).

Многие из этих прав официально зафиксированы в Международной конвенции по правам ребёнка. И осуществление этих прав может подвергаться некоторым ограничениям, но только тем, которые предусмотрены законом и которые необходимы для уважения прав других лиц. В остальных случаях они должны быть неукоснительно соблюдены.

Как же защищать права ребёнка?

Распространенная ситуация: один малыш отнимает игрушку у другого.

Конечно, оставаться в стороне со словами "сами разберутся" легче всего, но это в корне неверно. Налицо обида, наносимая твоему чаду. Вмешательство взрослых обязательно, но действовать нужно осторожно, справедливо и в зависимости от принадлежности игрушки:

1. Если твой ребёнок отнимает свою игрушку, то сначала постарайся успокоить его, затем предложи: "Давай дадим девочке немножко поиграть твоим слоником, ведь ты же играл её медвежонком" . В случае резко отрицательной реакции не настаивай, ведь слоник принадлежит ему, и только он один вправе решать судьбу своей игрушки. Лучше попробуй предложить альтернативу: "Сынок, нужно играть вместе, дружно. Ты не хочешь, чтобы девочка играла слоником, тогда пусть покатает твою машинку (каталку, поиграет в совочек, ведерко…)" . Ребёнок и на этот раз отказался? Успокой "пострадавшую" девочку любой другой не занятой на площадке игрушкой, а у своего спокойно выясни, почему он не хочет играть с другими детьми. Может, он просто уже устал и хочет пойти домой?

2. Твой ребёнок отнимает игрушку у хозяйки, а та отказывается дать поиграть. Шаг первый: "Настенька, можно, мы поиграем немного в твою лошадку, а ты пока нашу машинку покатай" . Если сказать это со всей серьёзностью, но в то же время приветливо, ребёнок должен согласиться на обмен, поскольку такое обращение делает его значимым и большим. Ну, а если малышка всё-таки категорически не желает отдавать свою лошадку, то тогда самый лучший вариант – позвать обоих детей на карусель или горку. Поиграв немного с твоим ребёнком и оценив его, девочка, возможно, и согласится минут через десять играть вместе всеми игрушками.

3. Хозяйка игрушки отнимает её у твоего ребёнка. Обзывать её плохой девочкой не стоит, ведь ты могла не видеть предысторию конфликта, быть может, малыш плохо обращался с игрушкой (бросил на землю, обсыпал песком), и девочка храбро встала на защиту любимого друга. Можно предложить поменяться на машинку, но, скорее всего, этот номер не пройдёт, поэтому единственный выход – отвлечь малыша: "Сынок, Настя не хочет нам давать эту игрушку, а мы не можем её отнимать, это ведь её лошадка. Давай нашим слоником играть? Или может, на качелях пойдём кататься? Я тебя высоко-высоко покатаю?"

4. У твоего ребёнка отнимают вашу игрушку. Одна мамаша в подобной ситуации, обозвав своего сопротивляющегося сына "противным мальчишкой" , сама отняла у него игрушку и отдала другому ребёнку. И потом долго воспитывала своего орущего малыша у скамейки: "Как тебе не стыдно жадничать. Она просто поиграет и отдаст. С тобой так никто водиться не будет…" Чего она добилась? Ребёнок не понял, почему вместо того, чтобы защищать его собственность и право играть своими игрушками, мама отдаёт их чужой девочке! Как же быть? Ненавязчиво предлагаем малышу дать девочке поиграть немножко, а если реакция отрицательная, то не настаиваем, а защищаем права своего ребёнка и успокаиваем агрессивно ведущую девочку: "Настенька, не надо отнимать у Андрюши игрушку. Это ведь его слоник. Ух ты! Посмотри, какой медвежонок! Хочешь, ему пирожок испечём?"

5. Если конфликт возник из-за чужой игрушки. То право игры принадлежит тому ребёнку, который первый её взял. Отнимающему малышу спокойно, но твёрдо необходимо объяснить, что эту колясочку сейчас катает другой малыш. Он немножко поиграет, а потом и ваша очередь придёт, если хозяйка игрушки не будет против. Обязательно проследи момент, когда игрушка будет свободна, и победоносно принеси её малышу. Он запомнит справедливый поступок, и в следующий раз уже будет спокойно ждать своей очереди.

Важные дополнения

Разбираясь в детских конфликтах, присядь на корточки, чтобы твои глаза находились на одном уровне с детскими. Такая поза показывает, что ты готова их выслушать, постараешься понять и справедливо рассудить. Хорошо ещё, если ты будешь слегка касаться рукой своего малыша, так он будет уверен, что ты на его стороне.

Попроси своего малыша рассказать (если он уже может говорить) причину ссоры. В своём ответе обязательно повтори то, что, как ты поняла, случилось (но не слово в слово, а то он подумает, что его передразнивают). Он поправит тебя, если ты поняла что-то не так. Дальше обозначь его чувство (обида, гнев, смущение…).

Взамен требуемым игрушкам всегда предлагай альтернативы, которые должны "перевесить" тягу к предмету спора.

Конфликт всегда старайся решить по справедливости, даже если твой ребёнок останется в проигрыше. Он должен знать, что мир не станет плясать под его дудку и что у других детей тоже существуют права и чувства, которые нужно уважать.

Сидя на скамейке и выкрикивая периодически запретные реплики "Не ходи туда, я сказала. Мама не разрешает. Не трогай, это не твоё!" , ты не решишь ни одну из возникающих на площадке проблем. Скорее приобретёшь их ещё больше в отношениях с малышом. Ребёнок будет чувствовать, что ты не с ним, а может, даже против него. Потому как в такой ситуации вы с ним больше похожи на пастуха с овечкой, чем на двух близких людей на прогулке.

Как мы нарушаем права ребёнка?

Что нам мешает в общении с ним?

1. Приказы, команды: убери, перестань, быстро домой, замолчи и т. д. - несут неуважение к ребёнку, который начинает чувствовать себя бесправным, а то и брошенным в беде.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: "если ты не прекратишь плакать, я уйду", "смотри, как бы не стало хуже" , - загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестаёт на них реагировать.

3. Мораль, нравоучения, проповеди : "Ты обязан вести себя как подобает" . Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.

4. Советы, готовые решения: "А ты возьми и скажи...", "По-моему, нужно пойти и извиниться" . Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция "сверху" – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции": "Пора бы знать, что нельзя грязными руками…", "Сколько раз тебе говорила…" . И здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит!" . В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или "психологической глухотой".

6. Критика, выговоры, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделала не так!", "Вечно ты!.." . Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка.

7. Обзывание, высмеивание: "Плакса-вакса", "Ты плохая девочка", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: "А сама какая?", "Ну, и буду таким!"

8. Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну: "Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!" , что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

9. Выспрашивание, расследование: "Нет, ты все-таки скажи", "Я все равно узнаю" . Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными.

10. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова "я тебя понимаю", "я тебе сочувствую" прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания!", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение его заботами, отрицание или преуменьшение его переживания.

Ребенок тоже человек!

Безусловно, соблюдать права детей невозможно с помощью только одних законов. Очень важно, чтобы каждый взрослый изменил свое психологическое восприятие ребенка как кого-то, не имеющего ни прав, ни обязанностей. К сожалению, сегодня права маленького гражданина как нечто реальное, а он сам - как самоценная личность многими еще не осознаются. Даже бытует мнение, что детям не стоит рассказывать об их правах, иначе они и вовсе окажутся "неуправляемыми". Однако чувство собственного достоинства, разрушенное и униженное в детстве, практически не восстанавливается. Дети, и особенно подростки, утратившие веру в добро и справедливость, как правило, самые трудные и несчастные.

И напоследок хочу напомнить, что каждый человек имеет столько прав, сколько хочет их иметь.

Тасмила Бутаева
Консультация для родителей «Права ребенка: соблюдение их в семье»

Консультация для родителей

педагога – психолога МБДОУ ДС КВ №13 №Родничок»

Бутаевой Тасмилы Аслановны

Тема : «Права ребенка – соблюдение их в семье »

Цель : способствовать повышению правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка среди родителей .

Уважаемые родители ! В данной консультации мы предлагаем Вам ознакомиться с основными документами, регламентирующими права ребенка .

Конвенция по правам ребёнка .

Для настоящей Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку , он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов , основными из которых являются :

Признание ребенка самостоятельной , полноценной и полноправной личностью , обладающей всеми правами и свободами ;

Приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи , религии.

Конвенция - это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества , на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о сиротах, инвалидах, правонарушителях , беженцах.

Ребенок обладает личными правами

Неотъемлемое право на жизнь , выживание и здоровое развитие.

На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу .

На сохранение своей индивидуальности.

На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними.

На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) .

На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на его честь.

На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей , законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.

На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

Ребенку гарантируются социальные права

На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении.

На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья.

На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении.

На пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

«ПРАВА РЕБЕНКА - СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ »

Основные международные документы, касающиеся прав детей .

Декларация прав ребенка (1959) .

Конвенция ООН о правах ребенка (1989) .

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный кодекс РФ (1996) .

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » .

Закон «Об образовании» .

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка . Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком - независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения - юридическое право : на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц , несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей . При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Советы родителям .

Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания . И вы не вправе требовать , чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права . Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье .

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами . Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать - в силу особенностей возраста или характера. Короче - не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке . В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Памятка для родителей по правовому воспитанию ребенка


Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.

Когда нарушаются права ребенка?
· Когда нет безопасности для его жизни и здоровья
· Когда его потребности игнорируются.
· Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.
· Когда нарушается неприкосновенность ребенка.
· Когда ребенка изолируют.
· Когда ребенка запугивают.
· Когда она не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.
· Когда она не может свободно выражать свои мысли и чувства.
· Когда ее личные вещи не являются неприкосновенными.
· Когда ее используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
· Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.

2. Как реагирует ребенок на нарушение его прав?

· Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, замыкается в себе и т.д.)
· Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
· Он часто бывает в плохом настроении.

Где я можно узнать о правах своих детей? К кому обратиться?
· Социальный педагог
· Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 1959года.
· Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.02.1989 года.

Что родители могут сделать для своего ребенка?

1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.
2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.
5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил ее.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.
8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.

Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Вовремя послушать и понять,
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте
И всегда надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...