Административное право.



Статья 4.1. Административная ответственность

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 4.2. Принципы административной ответственности

1. Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

2. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании настоящего Кодекса.

3. Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

4. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

5. Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.

6. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

7. Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

8. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

9. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Статья 4.4. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

Статья 4.5. Деяния, влекущие административную ответственность по требованию

1) умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) клевета (статья 9.2);

3) оскорбление (статья 9.3);

4) отказ в предоставлении гражданину информации (статья 9.6);

5) присвоение найденного имущества (статья 10.6);

6) причинение имущественного ущерба (статья 10.7);

7) уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (статья 10.8);

8) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

8 1) нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества (части 1–3 статьи 18.17);

8 2) нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.23) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества;

9) разглашение коммерческой или иной тайны (статья 22.13), –

влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Статья 4.6. Ответственность несовершеннолетних

1. Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с настоящим Кодексом.

2. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

3. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 4.7. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине

1. Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы – и штраф.

2. Физические лица, кроме указанных в части первой настоящей статьи, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.

Статья 4.8. Ответственность индивидуального предпринимателя и юридического лица

1. Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части настоящего Кодекса. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части настоящего Кодекса для физического лица.

2. Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 4.9. Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

1. В случае фиксации превышения скорости движения транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, за исключением случаев, определенных частью 3 настоящей статьи.

2. В случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является юридическое лицо, привлечению к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 3 1 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, подлежит лицо, управлявшее таким транспортным средством.

3. При наличии у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания в порядке, предусмотренном частью 3 1 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, административной ответственности подлежит это лицо.

4. Лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, считается не подвергавшимся административному взысканию, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Главный критерий, которому должна удовлетворять вся деятельность и структура исполнительной власти, а значит, и ее решения, -- эффективность. Государственная администрация, ее правовые акты призваны своевременно и с наименьшими затратами добиваться наиболее полезных для граждан, общества и государства результатов, приносить стране пользу, оправдывающую те материальные и нематериальные затраты, которые вызваны ее существованием.

Эффективность управленческих решений зависит от многих факторов: их качества, организации исполнения, стабильности обстановки, квалификации кадров и др. Качество самих актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими административные акты.

" В таких случаях решение может быть принято, хотя его поддержали менее половины членов коллегиального органа (например, из 15 членов на заседании присутствовало 9 человек, а «за» проголосовало 5).

Первое требование -- целесообразность, полезность с точки зрения не личных, не аппаратных, а публичных интересов. В основе акта должно лежать общественное благо, а не каприз руководителя. Чтобы акт был целесообразным, он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят. В акте следует учесть и права человека, и уровень сознания, культуры масс, и плюрализм интересов, мнений, возможностей решения проблем, и существование механизмов саморегуляции. Очень важно также обеспечить комплексность в решении вопросов, учитывать ранее принятые акты.

«Одна из основных трудностей в управленческой деятельности состоит в необходимости принимать решения в условиях неопределенности или при неполных знаниях о возможных последствиях предпринимаемых действий»". Принимая сложные и, тем более, уникальные решения, субъекты административной власти часто не имеют ни времени, ни возможности получить, обработать всю необходимую информацию, просчитать все возможные варианты действий и последствий. В ряде случаев решения принимаются в условиях дефицита информации, большей или меньшей неопределенности, связаны с управленческим риском. Поэтому огромное значение имеют квалификация, профессионализм должностных лиц, их знания, опыт, интуиция, мастерство.

Административно-правовое регулирование преследует цель обеспечить целесообразность, полезность, научную обоснованность правовых актов. Прямо, само по себе право не обеспечивает достижения такого результата, а может лишь способствовать ему. Но правовые нормы, закрепляя процедуры принятия управленческих решений, обязательность обсуждения, согласования проектов, проведение конкурсов, устанавливая сроки, процедуры голосования и т. п., способствуют повышению обоснованности правовых актов исполнительной власти.

Нецелесообразность акта может сделать его эффективность нулевой. Более того, исполнение такого решения может причинить огромный вред обществу, несравнимый с затратами на подготовку, принятие и исполнение решения. Достаточно напомнить об ущербе, нанесенном непродуманным размещением строительства, мерами, принятыми в 1985--1989 гг. по борьбе с пьянством, решением о вводе войск в Афганистан, рядом актов о приватизации, налогообложении.

Акт исполнительной власти должен быть законным. Это означает соблюдение ряда условий:

  • 1) наличие компетенции у его автора;
  • 2) соответствие его закону по существу;
  • 3) соответствие цели закона;
  • 4) принятие его в установленный законом срок;
  • 5) соблюдение процессуальных правил издания акта. Нормы о компетенции определяют подведомственность дел, объектов и полномочия субъектов власти. Компетенция может быть постоянной и временной (в связи с временным замещением вышестоящего руководителя, делегированием полномочий, введением чрезвычайного положения). Определение компетенции -- это разграничение труда по управлению и возложение решения дел на определенные органы, должностных лиц. Учитывая технические, профессиональные, экономические, политические условия, законодатель им поручил принятие соответствующих решений. И первый вопрос, который стоит перед тем, кто собирается издать акт, и перед тем, кто оценивает его законность, это вопрос о компетентности автора решения.

Соответствие закону по существу означает, что акт в целом и все его части не выходят за рамки установленных действующими правовыми нормами требований. Он должен не противоречить не только закону, но и решениям вышестоящих органов исполнительной власти. Индивидуальные административные акты, кроме того, не могут противоречить нормам, установленным этим же органом.

Субъект исполнительной власти обязан, издавая правовые акты, руководствоваться той целью, которую имел в виду реализовать законодатель (вышестоящий орган), предоставляя ему полномочия принимать решения. Если же автор акта, реализуя свои полномочия, преследует иную цель, -- это называется превратным осуществлением власти, делает акт порочным. Например, введение карантина якобы в санитарных целях, а на самом деле для того, чтобы помешать вывозу сельхозпродуктов из районов".

В ряде случаев установлены давностные сроки совершения властных действий. Так, административное взыскание может быть наложено в течение двух месяцев со дня совершения проступка (ст. 38 КоАП РСФСР). Акт, принятый по окончании срока давности, считается незаконным.

Законность акта связана также с выполнением существенных процессуальных правил его принятия. В их числе наличие заключения специалистов (например, медицинского заключения при решении вопроса о направлении на принудительное лечение), предварительного предупреждения, представления, заявления, жалобы, протеста как повода для начала соответствующей процедуры, соблюдение требований о кворуме, согласовании, последующем утверждении, регистрации, опубликовании или ином способе доведения акта до сведения граждан, организаций.

Одной из важнейших презумпций, лежащих в основе режима законности, является презумпция законности административного акта. В соответствии с нею он считается законным, если в установленном порядке официально не будет установлено иное. А значит, он должен исполняться, сомнения в его законности не препятствуют его действию. Презумпция законности акта исполнительной власти не действует при осуществлении правосудия. Если законность акта имеет значение при осуществлении правосудия, суд обязан проверить наличие этого признака.

Почему нужна презумпция законности? Потому что в правовой системе нормативные и индивидуальные акты исполнительной власти играют очень важную роль. Если бы каждому сомневающемуся было позволено не исполнять административный акт, законность сразу бы рухнула, в стране воцарилась бы анархия. Конечно, среди таких актов есть и незаконные и их исполнение вредно для общества, но этот вред неизмеримо меньше вреда, причиняемого правовым нигилизмом, отказом от принципа законности. Это -- выбор наименьшего зла.

В науке административного права акты, не соответствующие требованиям законности, считаются дефектными. Их делят на ничтожные и оспоримые.

Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Презумпция законности на них не распространяется. Они не порождают юридических последствий, служащие не вправе их исполнять и, более того, несут ответственность за их исполнение. Ничтожный акт как акт власти не существует с момента его издания. Акты признаются ничтожными, если: а) есть прямое указание закона;

  • б) грубо нарушена подведомственность административных дел (в таком случае можно говорить об административном самоуправстве, например, начальника РОВД, который самовольно вселяет своего подчиненного в освободившуюся квартиру);
  • в) нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для принятия акта; г) нарушен срок давности;
  • д) акт предписывает совершение преступления и т. д., и т. п." Незаконность оспоримых актов не очевидна, спорна. Они находятся под сенью презумпции законности и подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке. Не исключено, что акт в целом или частично будет признан не соответствующим закону, отменен или изменен и даже аннулирован, то есть признан ничтожным, не породившим никаких юридических последствий для тех, кому он адресован. А для должностного лица, издавшего незаконный акт, последствия могут наступить самые отрицательные -- вплоть до освобождения от должности и уголовной ответственности.

Третий вид требований, предъявляемых к актам исполнительной власти, -- организационно-технические. С некоторой долей условности можно говорить о требованиях к культуре оформления акта, выполнение которых -- важное условие его эффективности.

Это прежде всего требования к языку акта. Он должен быть ясным, четким, лаконичным, понятным для тех, к кому он обращен. Безупречным должно быть его грамматическое оформление, любые ошибки могут исказить его смысл^

Культурность акта связана с его внешним оформлением: присвоением ему номера, наличием в тексте даты издания, сведений о том, где и кем он принят, подписей. Как правило, текст акта должен быть отпечатан. Письменные акты -- особый вид служебных документов, и в ряде случаев они должны быть.

"Еще в артикулах Петра Первого указывались три условия необязательности приказа начальника, если требуемое деяние: а) «не касается службы»; б) «непристойно ей»; в) «не соединено с пользой его Величеству или государству».

Указом 1724 г. «О бытии подчиненных в послушании у своих командиров» Петр Первый установил: «Всем подчиненным быть в послушании у своих командиров во всем, что не противно Указу. А ежели что противно, того отнюдь не делать... Но должен командиру своему... объявить, что то противно указам, и ежели не слушает, то протестовать и доносить вышестоящим над ним командирам, а ежели в том тоже увидит противность, то генерал-прокурору, или в не-бытность его -- обер-прокурору, а ежели в них усмотрит противность, то доносить его Величеству, чтобы была сама истина».

" К хрестоматийному примеру, когда смысл команды «казнить нельзя помиловать» становится противоположным в зависимости от того, до или после слова «нельзя» поставлена запятая, можно добавить массу современных примеров. Так, в команде «выделить две машины: «Жигули» и «Запорожец» при оформлении «потеряли» двоеточие, и организация получила три машины по бумаге, в которой значилось: «выделить две машины «Жигули» и «Запорожец», а гражданину, которому тоже была положена машина, ничего не досталось. на специальных бланках, формулярах, иметь четкие оттиски штампов, печатей.

Культурность предполагает также своевременное доведение надлежащим оразом оформленных актов до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов, правильное ведение делопроизводства и, в частности, хранение письменных актов. Таким образом, целесообразность (полезность), законность и культурность правового акта -- важнейшие условия его качества, его эффективности. И такие требования должны предъявляться к каждому решению административной власти.

Наступление административной ответственности происходит с учетом классификации субъектного состава.

Так, среди субъектов административной ответственности могут быть граждане, юридические лица, военнослужащие, должностные лица, сотрудники правоохранительных органов, для которых существует отдельный механизм привлечения к ответственности.

В этой статье:

Административная ответственность отдельных категорий лиц

К административной ответственности могут привлекаться следующий круг субъектов:

  1. Граждане
  2. Иностранцы
  3. Организации
  4. Должностные лица
  5. Военнослужащие

Административная ответственность должностных лиц

Должностные лица являются особым субъектом в административном праве. Чтобы уяснить порядок привлечения их к ответственности, нужно понимать, что представляют собой должностные лица.

Под должностными лицами принято понимать лица, которые временно или постоянно выполняют функции в сфере государственного управления.

Данные лица, как правило, наделяются компетенцией по реализации государственных или муниципальных функций. Должностные лица выполняют различные распорядительные функции, организационные, хозяйственные во всех сферах государственного управления.

Речь идет об их ответственности в том случае, когда они выполняют свои полномочия ненадлежащим образом, либо отказываются от их выполнения, например, отказ от предоставления информации гражданину, который направил обращение.

Также к должностным лицам приравниваются предприниматели, которые несут административную ответственность наравне с должностными лицами.

Административная ответственность военнослужащих

Ответственность военнослужащих и приравненных к ним сотрудников правоохранительных органов, применяется за правонарушения в специальном порядке.

Как правило, ответственность выражается в виде дисциплинарных взысканий по службе. Так как это лица проходящие службу, они имеют своих руководителей, перед которыми они отвечают за свое поведение.

Выражается это следующим образом, при совершении административного проступка, протокол об административном правонарушении направляется непосредственно начальнику или руководителю, либо подача рапорта в установленном порядке о причастности лица к правонарушению.

Однако, в КоАП имеется ряд статей, по которым военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов несут административную ответственность, например, правонарушение в сфере окружающей среды, в сфере безопасности дорожного движения и др.

В указанных случаях военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов несут ответственность, независимо от того находятся они при исполнении или нет.

Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность может налагаться, также и на юридических лиц. Юридические лица представляют собой организации, предприятии, отвечающие за свои действия имуществом, выступающие самостоятельно в суде в качестве истца или ответчика.

Административная ответственность налагается, как правило, на имущество юридического лица, например, на банковский счет. При этом отдельные виды наказаний не могут быть применены, например, административный арест, обязательные работы, выдворение, дисквалификация, лишение специального права.

Распространенным видом административного наказания . Применяются меры административной ответственности в том случае, когда в диспозиции статьи присутствует указание на специальный субъект, то есть – юридическое лицо.

Например, нарушение юридическими лицами может быть в сфере несоблюдения предписаний по санэпидем благополучия населения, в области охраны собственности, окружающей среды, предпринимательской деятельности.

Административная ответственность основывается на определенных принципах. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответ-ственности. Принципы - это признанные и доказанные истины. По КоАП Республики Беларусь (ст. 4.2) к принципам административной ответственности относятся: законность; равенство перед законом; неотвратимость ответственности; виновная ответственность; справедливость; гуманизм.

В научной литературе названы и некоторые другие принципы: личная ответственность; целесообразность ответственности; гласность; оперативность ответственности.

Принцип законности - сущность этого принципа выражается в неукоснительном соблюдении, норм административно-деликтного права. Во-первых, административная ответственность должна применяться за совершенное административное правонарушение; во-вторых, применение ее допустимо только к виновному лицу; в-третьих, меры воздействия могут быть применены только в размерах и видах, предусмотренных санкцией соответствующей нарушенной административно-деликтной нормы; в-четвертых, должны быть соблюдены сроки, установленные для привлечения к административной ответственности.

Принцип равенства перед законом-означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, также равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип неотвратимости ответственности предполагает, что: ни одно правонарушение не останется без определенной реакции уполномоченных органов (должностных лиц), не останется ими незамеченным; по результатам правонарушения могут быть приняты предусмотренные санкции.

Принцип виновной ответственности - это принцип субъективного вменения, он означает, что административное взыскание может быть наложено только на лицо, виновное в совершении административного правонарушения.

Принцип справедливости административной ответственности состоит в ее разумности, привлечении к ответственности без всякой предвзятости, с учетом всех обстоятельств дела, в соответствии с установленными правилами, неотступности от них. Гуманизм ответственности-проявляется в самих мерах ответственности, являющихся не столь суровыми, жестокими, соразмерными характеру административного правонарушения и возможностям правонарушителя претерпеть их. Целесообразность ответственности-установлено, что физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Принцип индивидуальной ответственности предполагает ответственность конкретного лица лишь за совершенное им конкретное правонарушение. Это персональная, а не коллективная ответственность. Она не должна затрагивать интересы других лиц, вины которых в совершенном правонарушении нет. Принцип целесообразности ответственности выражается в ее целях, разумности и практической необходимости (полезности) привлечения к административной ответственности. При решении вопроса об ответственности лица должно быть избрано взыскание, необходимое и достаточное для достижения указанных целей. Оперативность административной ответственности сводится к быстрому, «по горячим следам» привлечению к ответственности и исполнению наложенного взыскания. Гласность ответственности - один из важнейших ее принципов. Суть его состоит не только в открытости административного процесса, гласность административной ответственности проявляется во многих других формах. Например, в информировании людей посредством телевидения, радио, периодической печати в пределах республики, области, города, сельского, поселкового Советов депутатов.

Условия административной ответственности – это совокупность обстоятельств, наличие или отсутствие которых обусловливает наступление административной ответственности.

    Наличие события административного правонарушения.

    Наличие состава административного правонарушения.

    Достижение возраста административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, которое достигло возраста 16 лет (на момент совершения правонарушения).

    Вменяемость лица (ст.2.8).

    Наличие государственной регистрации (для юридических лиц).

    Отсутствие закона, устраняющего противоправность деяний.

    Недопущение многократного привлечения к административной ответственности за одно и то же деяние.

Тема 3: Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности.

    Понятие и признаки административной ответственности. Отграничение административных правонарушений от других противоправных деяний.

    Понятие и признаки состава административного правонарушения.

1.Частью 1 ст.2.1 дано понятие административного правонарушения. Признаки:

    Противоправность

    Виновность

    Административная наказуемость

    Общественная вредность.

2.В законодательстве понятие состава административного нарушения не определено, однако, наука его выработала. Под составом административного правонарушения в литературе понимают совокупность объективных и субъективных признаков, которые позволяют определить конкретное административное правонарушение. Если признаки административного правонарушения отграничивают его от других противоправных деяний, то признаки состава правонарушения позволяют выявить определенное административное правонарушение среди других административных правонарушений.

Классический состав административных нарушений представлен четырьмя элементами:

  1. Объективная сторона

  2. Субъективная сторона

Объект – это то, на что направлено, на что посягает административное правонарушение. В литературе традиционно выделяют объекты: общий, родовой, видовой, непосредственный.

Общим объектом являются все общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение в целом.

Родовой объект – это однородная группа общественных отношений, на которые посягают определенные административные правонарушения. Родовой объект обозначен в названиях глав Особенной части КоАП и законах субъектов федерации.

Видовой объект – более узкая группа однородных общественных отношений.

Непосредственный объект – общественные отношения, на которые посягает конкретное административное правонарушение.

Объективная сторона характеризует внешнюю форму выражения противоправного деяния (действия или бездействия). Действие – активное поведение, которое заключается в нарушении запретов, а бездействие – это пассивное поведение субъекта, которое выражается в невыполнении предписаний. Законом могут предусматриваться другие дополнительные квалифицирующие признаки. Эти признаки являются обязательными для квалификации деяний. К ним можно отнести: последствия, причинно-следственная связь между деянием и последствием, время, место, способ, обстановка, средства, орудия, предмет и т.д.

Признаком объективной стороны состава правонарушения, совершенного юридическим лицом, является его вина. Поскольку юридическое лицо считается неодушевленным предметом, постольку его вину нельзя определять через психическое отношение к содеянному. Вина юридического лица описывается в ч.2 ст.2.1 КоАП и состоит из элементов:

    Наличие и возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность.

    Непринятие мер юридическим лицом по недопущению нарушений этих правил и норм.

При такой конструкции вины юридического лица происходит объективное вменение и принцип презумпции невиновности не распространяется на юридических лиц.

Субъекты – физические и юридические лица.

Субъективная сторона – определяет внутреннюю сторону, отношение к правонарушению. Сознательно-волевое психическое отношение к содеянному и последствиям.

Основным признаком субъективной стороны является вина. Формы вины физического лица определены в ст. 2.2 КоАП, выражаются в виде умысла и неосторожности. Дополнительными квалифицирующими признаками являются мотив и цель. Таким образом, состав административного правонарушения, совершенного физическим лицом, является четырехэлементным, а совершенного юридическим лицом трехэлементным.

Виды составов административного правонарушения:

    По наличию последствий:

    1. Формальные (выражаются в нарушении правил без наступления материальных последствий).

      Материальные (характеризуются наличием материальных последствий в объективной стороне). От материальных составов следует отличать формальные составы, в результате которых был причинен вред.

    По длительности совершения правонарушения:

    1. Одномоментные (обычные). Это правонарушения, которые оканчиваются в момент их совершения. Для них моменты фактического и юридического окончания совпадают. Фактическое окончание – означает, что правонарушения больше не совершается. Юридическое окончание – означает, что деяние имеет признаки состава административного правонарушения.

      Длящиеся. Кодекс выделяет длящиеся правонарушения, но понятия им не дает. Определение длящегося правонарушения в настоящее время дано в Постановлении Пленума Верховного Суда от 24 марта 2005г №5 «о некоторых вопросах применения судьями КоАП». В п.14 постановления определено, что длящееся правонарушение заключается в продолжительном неисполнении либо ненадлежащем исполнении лицом возложенных на него законом обязанностей. При этом, неисполнение обязанностей к определенному сроку не является длящимся правонарушением. У длящихся правонарушений моменты фактического и юридического окончания не совпадают. Юридически оконченное длящееся правонарушение фактически оканчивается в следующих случаях:

      1. Добровольное прекращение

        Обнаружение правонарушения уполномоченными должностными лицами и органами

        По независящим объективным причинам

    2. Продолжаемые. Это совокупность самостоятельных однородных правонарушений, объединенных единой целью.

    По множественности совершения правонарушений. Повторность является обстоятельством отягчающим ответственность, однако следует разделять понятия однородное и аналогичное правонарушение.

    1. Однородное – имеющее единый родовой объект.

      Аналогичное правонарушение – это правонарушение, предусмотренное ст.5.27 КоАП, которое является таким же, что и ранее совершенные.

Множественные правонарушения – это правонарушения, которые были совершены одновременно одним деянием. В этом случае, если деяния предусмотрены различными статьями, но подведомственны одному органу, то лицо привлекается по строгой санкции. Если лицо совершает различные правонарушения в разное время, то он несет административную ответственность самостоятельно за каждое деяние.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...