Классификация конституционных прав и свобод. В зарубежных странах


Конституционный статус личности: понятие, структура. соотношение

с правовым и фактическим положением личности в обществе.

Конституционным статусом охватывается гарантированная Конституцией и государственной властью система основных прав, свобод и обязанностей физических лиц, характеризующая их фактическое и юридическое положение в обществе. Соответственно конституционным статусом охватываются: права и свободы человека и гражданина; основные или конституционные обязанности; гарантии прав, свобод и обязанностей. Предпосылкой конституционного статуса граждан РФ является институт гражданства.

Правовой статус - это совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.

Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую отрасль законодательства. Поэтому конституционное право выполняет специфическую роль в закрепле­нии правового статуса человека и гражданина. Оно закрепляет ос­новы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксиру­ют права и обязанности в определенных сферах жизни: имуще­ственной, трудовой, семейной и т. п.

Конституционный статус - это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ.

Конституционный статус включает в себя относительно не­большую, но самую важную часть всех прав и свобод

Но в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Так, закорене­лый холостяк, принципиально не желающий создавать семью, не будет нести семейные обязанности. Или человек, считающий себя патриотом города (деревни) и не испытывающий потребности ез­дить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере исполь­зует принадлежащую ему свободу передвижения. Большинство людей не реализуют уголовно-правовые нормы, сами воздержива­ются от совершения преступлений и не попадают в ситуации, в которых они могут стать жертвами преступных деяний (потерпев­шими).

Правовое положение - это совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей.

Оно всегда отличается от правового статуса, в частности, оно уже по объему. Конституционный статус также может быть реа­лизован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

Коституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу Конституцией Рос­сийской Федерации, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конститу­ционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голо­сования.

Конституционный статус личности в демократическом госу­дарстве основывается на следующих принципах:

1) человек, его права и свободы - высшая ценность,

2) все граждане имеют права и свободы от рождения;

3) граждане имеют равные права;

4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

6) основные права и свободы гарантированы государством.

Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

конституционные права - это такие юридически при­знанные возможности человека избирать вид и меру своего пове­дения, которые могут быть реализованы только при условии ис­полнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обя­занности государства в лице государственных органов, должност­ных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на обра­зование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъек­тов права человек не может.

конституционные свободы - это такие правомочия ин­дивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не всту­пая в правоотношения с другими органами государства, должност­ными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероиспо­ведания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежа­щих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не ос­корбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать это­му нельзя. Можно лишь при желании помочь, как сделало это Московское правительство, установив небольшое возвышение (три­буну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;

конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходи­мого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принци­пе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбо­ра, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет пла­тить большие налоги (20 или 30% от заработной платы), он может выбрать работу с меньшим заработком, отчисления от которого, согласно закону, всего 12%. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероис­поведанию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принад­лежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возла­гается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент яв­ляется гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федераль­ное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государствен­ная Дума назначает на должность и освобождает от должностиУпол­номоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении работают Правительство, органы местного самоуп­равления и общественные объединения. Сам человек, наконец, впра­ве защищать свои права и обязанности всеми способами, не запре­щенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчер­паны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего су­дебным органам.

Различают социально-экономические, политические и юриди­ческие гарантии. Первые две разновидности гарантий еще назы­вают общими гарантиями.

Социально-экономические гарантии заключаются в созда­нии государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособнос­ти населения, снижение налогов, создание разветвленных транс­портных, информационных систем и т. п.

Политические гарантии будут налицо, когда граждане смо­гут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обще­стве будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

Юридические гарантии - это закрепленные в законода­тельстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуще­ствление и охрану прав и свобод человека и гражданина (каче­ственное, детализированное и беспробельное законодательство, Разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессу­альных норм и др.).

Условием полноты правового статуса личности выступа¬ет гражданство. Гражданство - это определенная правовая связь лица с государством, влекущая распространение на это лицо пра¬вовых последствий.

Гражданство как важный государственно-правовой ин-ститут сроится на системе принципов, позволяющих отра¬зить общую позицию государства в отношении своих граж¬дан. Так, Конституция России устанавливает следующие принципы:

- принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6), означаю¬щий, что в и межгосударственных отношениях значимо исключительно федеральное гражданство, несмотря на то, что 21 республике в составе РФ, определенной в ч. 2 ст. 5 Конституции России в качестве государства, не запрещено устанавливать свое гражданство;

- принцип равенства (ч. 1 ст. 6), т.е. каждый из рос¬сийских граждан обладает одинаковым правовым ста¬тусом, независимо от оснований приобретения граж¬данства РФ и «давности лет» его приобретения;

- устойчивый характер гражданства, что характеризу¬ет гражданство как независимое от территориально- географических факторов, т.е. пересечение государ¬ственной границы не влечет за собой прекращение отношений гражданства;

- неотчуждаемость гражданства относится к весомым гарантиям статуса личности, означающая недопусти¬мость лишения российского гражданства (ч. 3 ст. 6) по инициативе государства и его органов, что пред¬определено упразднением определяющей политической характеристики отношений гражданства;

- недопустимость выдачи российских граждан иностран-ному государству (ч. 1 ст. 61);

- недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы (ч. 1 ст. 61) в качестве административного, уголовно¬го, любого иного наказания;

- недопустимость автоматического изменения граждан¬ства при заключении или расторжении брака;

- принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство ино¬странного государства;

- принцип покровительства и защиты российских граж¬дан за границей (ч. 2 ст. 61), что характеризует тран¬стерриториальность связи между гражданином и го¬сударством гражданства.

- добровольность гражданства , означающая право каж¬дого человека на гражданство и на его изменение (ч. 3 ст. 6).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправные этих субъектов Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституция РФ).

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы. Основные вопросы статуса урегулированы федеральным Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. от 7 июля 2003 г.) полностью вступил в действие с 1 января 2005 года. Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменение глав 3-8, которой, в конечном счете, возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты: 1. полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются Конституцией (уставом), законодательными правовыми актами субъекта РФ;

2. полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3. полномочия, осуществляемые по предметам ведения Российской Федерацией определяются федеральными законами, издаваемые в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Последние должны устанавливать права, обязанность и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям закона.

В соответствии с принципом верховенство Конституции РФ федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ. Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционного статуса субъекта РФ, улучшению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской федерации.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежат включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим точным перечислением наименований всех субъектов РФ в Конституции РФ подчеркивается добровольностью вхождения каждого субъекта в Российской Федерации и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Однако правовой статус субъектов все же не во всем одинаков. Так республики объявляют государствами, а все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими края и областями. Такое положение субъектов РФ имеет повод говорить о асимметричности российской федерализма. Равноправие субъектов РФ проявляется, в общем, для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71,72,73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе - всех субъектов Федераций. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решение вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения.

Такое решение разграничение предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопросы относятся к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исполнительную компетенцию органов власти субъектов Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственные правовые регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции субъектам Федерации представляется важная гарантия: поскольку законы и нормативные акты субъектов, изданных по вопросам ведения Федерации и совместного ведения должны соответствовать федеральным законом и, в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода вопросам исключительно ведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативным правовым актам. Отсюда следует, что федеральный закон не может вторгаться в сферу деятельности субъектов РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 11) Федеральный закон закрепляет принципы и порядок заключение договоров о разграничение полномочий. Заключение таких договоров допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определенно иное, чем это установлено федеральными законами, разграничения полномочий. В договоре о разграничение полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов, где власти и органов государственной власти субъектов РФ, определяются условий и порядок осуществление эти полномочии, конкретные обязанности и права сторон, срок действия и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного распоряжения договора. Договор подписывается Президентом РФ и высшими должностным лицом субъекта РФ, а затем утверждается федеральным законом.

При заключении соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов РФ о передачи им части федеральных полномочий с передачей необходимым материальных и финансовых средств федеральные органы контролирует соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее их исполнение.

Возможно, и обратное отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возможны на федеральные органы государственной власти или должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти. Это может произойти в случае, если:

1. в связи со стихийными бедствиями, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствует, и не могут быть сформированы в соответствии с федеральным законом (решением принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);

2. возникшая вследствие решений, действий или бездействий органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленным Бюджетным кодексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финансовая администрация);

3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение принимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образуют собственное конституционное право, однако, не разрывает единого поля конституционного права РФ составная его федеративного аспекта. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона установлена в Калининградской области. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товара, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности. Органам государственной власти Калининградской области в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства относительно срока и мета пребывания в Калининградской области. При этом данное ограничение не должно нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством РФ и международными договорами РФ. Можно предположить, что такая необычная норма связана со специфическим географическим положением этого региона. По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Это объясняется еще и тем, что бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что и повлияло на их желания охранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республика вправе иметь государственный язык (ч. 2 ст. 68), в то время как другие субъекты Федерации нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на принципах с Конституцией РФ (разделение властей, правового социального государства и др.). Контроль за соответствиями осуществляет Конституционный суд. Все субъекты Федерации в лице своих законодательных и исполнительных органов власти вправе обращаться с запросом в Конституционный суд (ч. 2ст. 125). Кроме того, Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая являются частью территории Российской Федерации. Границы субъектов Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности государственной власти субъекта РФ составляет находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение которых относится к полномочиям по совместному ведению и осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопросов 41(обеспечение деятельности органов власти проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно при соблюдении конституционных требований:

1) разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной;

2) система органов власти должна строится на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

Это характерно для всех федеральных государств, так как обеспечивает принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.

Конституция устанавливает, что столицей Российской Федерации является город Москва, статус которой определяются федеральным законом.

4.1. Понятие и основные элементы конституционного статуса личности.

4.2. Принципы конституционного статуса личности.

4.3. Конституционные права, свободы и обязанности - основной элемент конституционного статуса личности.

4.4. Юридические гарантии конституционных прав и свобод.

4.5. Конституционный статус личности как предпосылка формирования гражданского общества.

4.1. Понятие и основные элементы конституционного статуса личности

Конституционный (конституционно-правовой) статус лично­сти - это правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве. Он состоит из следующих элементов:

1) конституционные права, свободы и обязанности - это ядро правового статуса личности;

2) гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод, обязанностей;

3) принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание прав, свобод обязанностей личности, а также условий их реализации.

4.2. Принципы конституционного статуса личности

Принципыконституционного положения личности позволяют глубже раскрыть характер взаимоотношений людей друг с другом, отдельного человека с обществом и государством.

Принцип приоритета интересов личности в отношениях с государством является одним из ключевых, так как определяет исходное начало в важнейшей сфере жизнедеятельности личности - ее взаимоотношениях с государством. Данный принцип проявляется в конституционном закреплении интересов человека в качестве цели государ-ства. Государство, создаваемое человеком, призвано служить ему. Направленностью на удовлетворение интересов личности характеризуется и положение о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Принцип сочетания личных и общественных интересов проистекает из известного философского постулата - жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Он выражается посредством провозглашения Конституцией:

Совместных обязанностей индивида и государства в экономической, социальной и политической областях, ограничения прав и свобод человека в целях общей пользы (например, изъятие частной собственности за соразмерное вознаграждение и на основании закона в интересах общества);

Совместных ценностей человека, общества и государства (жизни и здоровья человека, благоприятной окружающей среды).

Принцип единства прав и обязанностей вытекает из необходимости сбалансирования поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности, соблюдения целостности общественных отношений и формально-юридического равенства индивидов. Правам и свободам отдельного лица корреспондируют соответствующие обязанности перед другими лицами, сообществом людей или государ­ством.

Принцип законности проявляется через систему специальных требований к правовому регулированию прав, свобод и обязанно­стей человека.

Принцип равноправия личности пронизывает содержание многих конституционных норм, регулирующих права, свободы, обязанности личности. Суть данного принципа - признание прав, свобод и обязанностей за каждым членом общества в равной мере.

4.3. Конституционные права, свободы и обязанности - основной элемент конституционного статуса личности

В российской науке конституционного права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо как равнозначные, либо как различающие правомочия личности. И право, и свобода личности представляют собой установленную Конституцией и законами возможность личности избирать вид и меру своего поведения. В то же время нельзя не отметить, что субъективное право преимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни и т. п.), конкретным действием (право участвовать в управлении делами государства и пр.), указанием определенного субъекта («каждый», «граждане Российской Федерации» и т. д.). Свобода личности чаще всего увязывается с полномочиями, очерчивающими сферу самостоятельно­сти личности или защищающими от вмешательства в ее внутренний мир. Кроме того, конституционное признание или, наоборот, запрещение ограничения либо отрицания свободы в определенной сфере чаще всего безымянно (например, гарантируется свобода массовой информации, деятельности общественных объединений и т. д.). Достаточную условность различия между правом и свободой можно обнаружить в российской Конституции, где право может одновременно рассматриваться и как свобода личности. Например, согласно ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Именно эта условность зача­стую дает основание объединять права и свободы одним понятием «субъективные права личности».

Конституционные права, свободы составляют основу прав, свобод, устанавливаемых нормами иных отраслей права. Они имеют всеобщий характер, поскольку закрепляются за каждым человеком и гражданином, а не за узкими группами субъектов. Также они обеспечены повышенной защитой государства.

Таким образом, конституционные права, свободы - неотъемлемые основные полномочия человека, гражданина, установленные Конституцией РФ в соответствии с целями развития общества, признаваемые в качестве естественных, принадлежащих каждому от рождения, или производных, принадлежащих каждому гражданину Российской Федерации.

По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяются личные (гражданские, основные; ст. 19-28), политические (29-33), социально-экономические (34-42) и духовно-культурные (43-44) права и свободы человека и гражданина.

Личные права, свободы направлены на защиту индивидов как физических существ на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях. Среди личных прав и свобод - право на жизнь, личная свобода и неприкосновенность, право на личную и семейную тайну, право на защиту чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, право на свободный выезд за ее пределы и на беспрепятственное возвращение обратно, свобода совести и вероисповедания и др.

Политические права и свободы обеспечивают вступление людей, их негосударственных объединений в сферу политической жизни общества путем отправления функции народовластия, участия в деятельности государства, политической системы, в форме само­управленческой активности. К политическим правам, свободам относят: право выборов и референдумов, право нормотворческих инициатив, право на местное самоуправление, свободу мысли, слова, право на информацию, свободу массовой информации, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия, право на личные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

Социально-экономические права, свободы призваныдать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Советская концепция прав человека исходила из первичности этой группы правомочий. На первое место ставились социально-экономические права (право на труд, отдых, на пенсионное обеспечение). Современное конституционное законодательство выдвигает на первое место личные права. Видимо, и сегодня, развивая всю совокупность индивидуальных прав, необходимо заботиться о социально-экономических правах. Однако в рамках этой группы прав важно сместить акценты по сравнению с советской моделью социально-экономических правомочий граждан. Вместо привычной точки отсчета - диады «право на труд - право на отдых» - на первое место выдвигается конституционное закрепление прав, позволяющих индивидам входить в экономическую сферу общества само­стоятельно, помимо государства. Первостепенное значение здесь принадлежит праву индивидуальной собственности, включая интеллектуальную собственность и производительную собственность на орудия, средства производства. Такой подход нашел отражение в современной российской Конституции: право частной собственно­сти закрепляется не только в специальной главе о правах и свободах человека и гражданина, но и в ее первой главе, учреждающей основы конституционного строя.

Вместе с правом собственности в центре социально-экономических прав находится право на свободный труд, свобода экономической деятельности. Право на труд означает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция запрещает принудительный труд.

Духовно-культурные права, свободы нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. В числе этих прав - право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, свобода преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В последние годы стали говорить о так называемых «коллективных правах» . К ним относят права народов и права меньшинств . К первым принадлежат право на выбор государственного устрой­ства, право на выбор формы правления, даже так называемое «пра-во на революцию» и т. д. Ко вторым - право на выбор территориального устройства, право на сохранение самобытности, право на защиту от ассимиляции и т. д.

Конституционные обязанности человека и гражданина - это установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются второй неотъемлемой частью ядра конституционного положения личности. Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Такое соответствие достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только Конституцией РФ, но и (главным образом) российскими законами, то есть посредством закрепления юридиче­ских обязанностей в широком смысле.

Конституция РФ устанавливает следующие обязанности: обязанность человека и гражданина при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); обязанности человека в виде обязанности родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38); обязанности каждого получить основное общее образование и обязанности родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43); обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44); обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанности каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

4.4. Юридические гарантии конституционных прав и свобод

Важнейшим элементом правового положения личности являются юридические гарантии - условия и средства обеспечения и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Положения почти одной трети статей гл. 2 Конституции РФ устанавливают юридические гарантии, являясь одновременно согласно ст. 64 неотъемлемой частью основ правового положения личности.

Можно выделить две группы конституционных гарантий - общие и специальные.

Общие конституционные гарантии . Особое место в ряду кон­ституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ - актом высшей юридической силы.

Еще одна общая гарантия - незыблемость основ конституционного строя . Провозглашенные в гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя обладают особой юридической силой. При этом каждая из конституционных основ имеет определенное доктринальное и нормативное содержание, развиваемое прямо или косвенно в Конституции РФ.

Также к числу общих конституционных гарантий относится и положение о том, что Российская Федерация является демократическим государством .

Специальные конституционные гарантии . Их можно условно разделить на внесудебные и судебные.

К внесудебным относится запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15), обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45) и др.

В отличие от ранее действовавших советских конституций Конституция РФ 1993 года отводит судебным гарантиям обеспечения прав и свобод личности (гарантиям правосудия). По обыкновению, судебная процедура признается наиболее эффективным юридиче­ским средством в ряду иных законных средств защиты прав и свобод личности.

4.5. Конституционный статус личности как предпосылка формирования гражданского общества

Известно, что понятие гражданского общества является для отечественной правовой науки одним из наиболее трудноопределимых. Как в научной, так и в учебной литературе встречаются различные термины, характеризующие данный феномен. Так, например, В. Д. Перевалов определял гражданское общество как свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим нрав­ственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. П. Г. Щекочихин сформулировал следующее определение гражданского общества: «Гражданское общество - это своеобразное социальное пространство, взятые в единстве экономические, политические, социально-культурные и другие коллективы и ассоциации, в рамках которых реализуются индивидуальные и коллективные интересы людей - членов российского общества».

Равноправное существование данных определений позволяет выделить два основных направления в исследовании гражданского общества - изучение соотношения государства и гражданского общества и исследование проблем становления, развития, а также законодательного воплощения институтов гражданского общества. На данных направлениях существует множество сходных моментов и общих проблем; можно даже говорить о том, что проблемы закрепления институтов гражданского общества в значительной мере обусловлены спорными моментами соотношения государства и гражданского общества.

Относительно первого направления исследования нужно отметить, что в науке пока не сложилось единого взгляда на комплекс вопросов, возникающих при рассмотрении взаимоотношений государства и гражданского общества . Объясняется это различными подходами к определению самой сути и предназначения государ­ства. Традиционно сложились две точки зрения на сущность государства: либеральная и консервативная. Суть первой заключается в том, что государство рассматривается как гарант жизнедея­тельности человека, обеспечивающий возможности его свободы. Суть второй сводится к рассмотрению государства как инструмента, направленного на ограничение произвола, защиту устоев общества.

В литературе встречается утверждение, что к непременным признакам существования гражданского общества относится невмешательство власти в частную жизнь и одновременно защита ею частной жизни. Такая формулировка видится несколько некорректной и неопределенной. Действительно, столько существует обстоятельств, допускающих либо прямо диктующих необходимость вмешатель­ства государства в частную жизнь; и столько существует объективных причин для устранения от ее защиты…

Проблемным является вопрос о мере защиты (или поддержки) государством частной жизни , соблюдения и гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина. Не секрет, что зачастую утрачивается баланс между действительной защитой прав и свобод и акциями сугубо благотворительного характера, направленными на защиту прав отдельных категорий граждан, часто в ущерб остальному населению.

Вывод об отрицательной роли излишнего государственного регулирования подтверждает и опыт социал-демократических правительств некоторых «благополучных» стран (Испания, Норвегия, Швеция). Завышенные социальные услуги со стороны государства (разного рода социальные пособия и др.), которые превышали вклад тех или иных социальных групп в развитие общества и для реализации которых государство, по существу, не имело экономических возможностей, а также популистские лозунги приводили к бегству капитала, массовой безработице, социальной напряженности и, как следствие, к поражению социал-демократов на очередных выборах в парламент.

Становление гражданского общества в целом, как и отдельных его институтов, тоже является чрезвычайно обширным и проблемным исследовательским полем, и взгляды на данный процесс также не отличаются многообразием. Любопытный взгляд на эволюцию гражданского общества и его последующую интеграцию содержится в «Русской правде» П. И. Пестеля: гражданские общества, «будучи устроены и в порядок приведены… получают названия государств»; то есть конечной целью гражданского общества является, в соответствии с такой трактовкой, не противостояние государству, а фактическое растворение в государственноподобном образовании.

Проблемным видится процесс конституционно-правового оформления института политической системы гражданского общества. Казалось бы, принятие закона «О политических партиях» и нового закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исчерпывающим образом решило эту проблему. Однако у нее существует еще один аспект, и касается он непосредственно гражданского общества. Данный аспект нужно соотнести с утратой партиями признака публичности, огосударствления партий всероссийского масштаба, имеющих весомую долю представительства в парламенте и превращения мелких, «карманных» партий в олигархически-клановые структуры.

Получается, что партии, создаваемые, по мысли законодателя, как одна из основ гражданского общества, этой своей функции не выполняют. В связи с этим уместно предложить внесение в законодательство (в частности, в ФЗ от 13 июня 2001 года «О политиче­ских партиях» и ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») норм, содержащих положения о необходимо­сти проведения в течение определенного срока (до начала периода предвыборной агитации) акций благотворительного характера.

Проблемным является и законодательное оформление такого института гражданского общества, как средства массовой информации. Практически невозможно решить, что лучше: отсутствие всякой цензуры или же определенное ограничение информационных потоков, поскольку критерии ограничения здесь весьма расплывчаты.

Представляется, что освещение данных спорных моментов должно найти отражение в будущих нормативных актах конституционно-правового характера.

Гарантии – это система условий и сpeдств, обеспечивающих всем и каждому равные право­вые возможности для выявления, приобретения и ре­ализации своих прав и свобод. Их классификация мо­жет быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-право­вые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках регио­нальных международных. сообществ, внутригосударст­венные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, . международных пактах и других документах. Их осуществлением зани­маются ООН, ее органы, а также организации, дейст­вующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различ­ного рода международные программы и проекты; Важ­ное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Меж­дународного Суда ООН и специализированных учреж­дений - Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств, Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация го­сударств Юго-Восточной Азии, Содружество Независи­мых Государств) осуществляются также через различ­ные учреждения на основе соответствующих норматив­но-правовых актов. Так, государства – члены Совета Европы руководст­вуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и до­полнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны - члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осу­ществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств - членов СНГ. В частно­сти, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международ­ных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с испол­нением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в кон­ституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и ор­ганизационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и граж­данина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение зако­нов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положении и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам чело­века, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.

Под автономными понимаются гарантии , получившие отражение в законодательстве составных частей федера­тивных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с Федеральными органами и субъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и га­рантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам между­народного права.

По содержанию и видам деятельности гарантии под­разделяются на экономико-правовые (закрепление свобо­ды экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципаль­ной и иных форм собственности, социальное партнер­ство), политико-правовые (механизм народовластия, раз­деление и равновесие властей, многопартийность, плю­рализм мнений), социально-правовые (запрет на разжи­гание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независи­мого правосудия, возможность получения квалифициро­ванной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенны­ми законом). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нор­мах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рас­сматривать как реальный, ибо он будет носить формальный характер.

Правовые гарантии могут быть материальными (нор­мативные установления, определяющие условия реали­зации прав и свобод), идеальными (презумпция неви­новности, юридические фикции), процессуальными (ин­ституты надзора и кассации, процедура приостановле­ния и прекращения полномочий судей), технико-юриди­ческими (конструкции, отражающие предоставительно­-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юри­дическую ответственность . Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей лично­сти подразделяют на две группы : общие и специальные (правовые, юридические). Общими гарантиями принято считать экономические, политиче­ские, идеологические, которые представляют собой совокупность эко­номических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государ­ства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан. Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, опре­деляющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т. п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использова­нием государственного принуждения или возможности такого при­нуждения со стороны государственных органов.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы.

Гарантии могут быть судебными и внесудебными .


В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

    конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище? Здесь возможны два варианта.

    Первый: если лицо (и его семья) относится к категории малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.

    Второй: если лицо (и его семья) не относится к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых денежных средств он приобретет жилую площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой будет заключен договор купли-продажи квартиры, исполнит обязанность по предоставлению жилья нужного размера и качества;

    конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т.п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других.

    Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать этому нельзя; при желании можно даже помочь, как, например, сделало Московское правительство, установив небольшое возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;

    конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги, он может выбрать работу с меньшим заработком. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

  1. Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т.п.
  2. Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.
  3. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).
Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...