Прямое применение конституции российской федерации. Юридические свойства Конституции РФ


1.Конституционные принципы российского судопроизводства

Согласно Федеральному Конституционному закону «О Конституционном суде Российской Федерации», к принципам судопроизводства относятся:

Независимость судей

Коллегиальность

Гласность судопроизводства

Устность разбирательства

Состязательность и равноправие сторон

Язык судопроизводства- русский.

2. Прямое применение Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В случае противоречия норм любого отраслевого закона Конституции действует последняя. Нельзя заранее исключить возможность прямого применения норм Конституции при регулировании уголовно-процессуальных отношений. Трудно просчитать, как "поведет себя" отраслевая норма при соприкосновении с фактическими общественными отношениями (крайне многообразными), которые могут возникнуть в отношениях между судом, прокурорами, следователями, дознавателями, а главное - в их отношениях с гражданами, вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства. Поэтому обращение к нормам Конституции может стать неизбежным и поможет в сложившейся ситуации найти оптимальное правовое решение.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

А) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

Б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

В) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

Г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

3. Право граждан на судебную защиту: вопросы теории и практики.

Согласно ст. 2 Конституции РФ:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Согласно ст. 6 Римской Конвенции «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД»:

1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

А) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

Б) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

В) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

В) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

Г) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

Согласно Конституции РФ, Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, или третейский суд (далее - суд).

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

С появлением конституционных (уставных) судов субъектов РФ граждане и юридические лица получили дополнительную гарантию в защите своих прав и свобод.Поскольку в результате решений конституционного (уставного) суда получают судебную, и притом весьма оперативную, защиту своих конституционных прав не только лицо или лица, обратившиеся с жалобой, но и другие граждане, права которых нарушались или могли быть нарушены нормативным правовым актом, рассматриваемым судом, именно конституционные (уставные) суды являются наиболее эффективным средством защиты прав человека и гражданина.

Кроме того, правовые позиции конституционных (уставных) судов содержат ориентиры для законопроектной и другой правотворческой деятельности законодательных, исполнительных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ
ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ - ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. П.д.к. означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов.Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия ФКЗ и ФЗ, определяющих порядок реализации конституционных норм. Во многих нормах содержится прямая отсылка к закону, что неизбежно связывает данную норму с текущим законодательством.Сфера П.д.к. не ограничивается самостоятельным применением конституционных норм государственными органами и общественными организациями. Даже когда конституционные нормы реализуются наряду с нормами текущего законодательства, действие Конституции РФ не утрачивает непосредственного характера. П.д.к. - необходимое условие соблюдения законности. Это означает, что каждый, чьи права нарушены, если они не обеспечены правилами в текущем законодательстве, может обратиться к аппарату государственного принуждения для защиты своего права.В оценке П.д.к. следует учитывать и такой важный момент: некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно. одновременно оказывают прямое действие на общественные отношения, связанные с правотворческим процессом, результатом которого должен быть закон (иной акт), касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой. Издание предусм. отренного Конституцией РФ закона тоже является способом ее непосредственной реализации.Таким образом, конституционные нормы - это нормы либо прямого действия, либо сочетающие прямое и опосредованное действия. П.д.к. провозглашено в самой Конституции РФ (ст. 15 ч. I): предусм. отрено также, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими" (ст. 18). К сожалению, реализация этого принципа еще встречает немало трудностей.На этом фоне Весьма конструктивными выглядят усилия Верховного Суда РФ. Сразу после вступления в силу Конституции РФ он принял ряд постановлений, направленных на то.чтобы суды в своей практике применяли ее как акт прямого действия. Пленум ВС РФ разъяснил: "Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение ов) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации,находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит -Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассм. атриваемые судом правоотношения, отсутствует".Обеспечение П.д.к. возложено и на Конституционный Суд РФ, который уделяет большое внимание этому направлению своей деятельности.Лучин В.О.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ" в других словарях:

    См. Непосредственное действие конституции … Юридический словарь

    прямое действие конституции - см. непосредственное действие конституции … Большой юридический словарь

    Прямое действие закона как форма осуществления права - свойство закрепленных в законе правовых норм оказывать (без каких либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения)… … Элементарные начала общей теории права

    ПРЯМОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ - свойство конституционных норм оказывать (без каких либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав,… …

    ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ - предусмотренное конституциями некоторых зарубежных стран введение в условиях нестабильности чрезвычайных мер правления в масштабе всей страны и обусловленная этим концентрация властных полномочий у Президента. В РФ президентское правление было… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Юридические свойства конституции - это качества, определяющие особую правовую природу и делающие ее Основным Законом. Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, сохранении устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти.… … Большой юридический словарь

    День Конституции в России - 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Указом президента РФ Бориса Ельцина от 19 сентября 1994 года этот день был объявлен государственным праздником. Подготовка и принятие действующей… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    История Конституции - 13 лет назад (1993) принята Конституция Российской Федерации в ходе всенародного голосования (с 1994 по 2004 год этот день являлся государственным праздником). Конституция политический, юридический и идеологический документ. Как политический… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Прежде чем приступить к анализу юридических свойств Конституции РФ, необходимо на основе рассмотренных выше теоретических положений характеризующих конституции различных государства в целом, сформулировать понятие Конституции РФ. Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления. Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства. К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер, легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

  • 1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
  • 2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.
  • 3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации». Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.
  • 4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
  • 5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства. Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:
    • а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
    • б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
    • в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
    • г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
  • 6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной. О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.
  • 7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.
  • 8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

Конституция современного демократического государства должна обладать одним важным свойством: она должна быть актом прямого действия. Практическое значение прямодействия конституции состоит в том, что у гражданина непосредственно на основе конституционных норм возникают права, за защитой которых он имеет право обратиться в суд, ссылаясь исключительно на статью конституции, а суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов. Таким образом, прямодействие конституции означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы конституции в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.

Нормативным актом прямого действия является и Конституция Российской Федерации, принятая путем референдума в декабре 1993 г. Часть 1 ст. 15 в ней гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации". В предыдущих конституциях России такой записи не было. Она означает, что новая Конституция Российской Федерации - не торжественная декларация, а полноценно действующий нормативно-правовой акт, нормы которого можно использовать для решения конкретных споров, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, то есть для разрешения дел по существу. Прямое действие Конституции - большое завоевание демократической России, не менее важное, чем, например, частная собственность или свобода массовой информации. При этом, конечно, нужно понимать, что прямое действие Конституции - это не просто изменение принципа действия Основного Закона путем росчерка пера законодателя, а следствие глубоких социально-экономических преобразований, становления гражданского общества. В ст. 18 Конституции сказано: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". В то же время прямодействие Конституции, обязывающее органы государства использовать ее нормы в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения, имеет отношение не только к правам граждан, но и означает, что государство получает возможность непосредственно на основе норм Конституции в рамках применения права предпринимать властно-принудительные действия в целях восстановления конституционного порядка, сохранения своей целостности, ликвидации незаконных вооруженных формирований и т.п. Указание в Конституции на то, что она является актом прямого действия, дает основание сделать следующие выводы:

  • 1. Все нормы Конституции должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться как исключение и быть специально оговорено в самой Конституции. Как это сделано, например, в ч. 2 ст. 47: "Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом".
  • 2. Прямое действие Конституции не означает, что не должны приниматься конкретизирующие ее нормы и процедурные акты, необходимые для эффективной реализации ее норм. Напротив, все это предполагает сама природа Основного Закона. Другое дело, что отсутствие такого рода актов не должно объявляться причиной неприменения конституционных норм.

Обеспечение прямого действия Конституции - одна из главных задач органов правосудия. Непосредственное применение конституционных норм в области прав и свобод граждан начал обеспечивать Конституционный Суд Российской Федерации. Пленум Верховного Суда в ряде постановлений дал разъяснения, основанные на приоритете конституционных норм, и ориентировал суды на применение Конституции Российской Федерации как акта прямого действия при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Так, 31 октября 1995 г. Пленум Верховного Суда принял Постановление "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в котором подчеркнул, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

конституция демократическое государство

Является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях не было.

Прямое действие Конституции

Действие конституции означает сохранение юридической силы ее установлений до их изменения и отмены. Конституция действует непосредственно, постоянно, равно как непосредственно и постоянно действуют провозглашенные конституционные цели и задачи, установленные формы правления и формы государственного устройства, основные права и свободы человека и гражданина и другие конституционные ценности.

Однако прямое действие Конституции РФ не означает, что все ее положения автоматически воплощаются в реальную действительность. Для этого необходима многообразная активная правомерная деятельность компетентных органов и должностных лиц по их реализации. Реализация конституционных установлений есть обязательное условие деятельности компетентных органов и должностных лиц в законодательной, судебной, правоприменительной, надзорно-контрольной сферах.

В литературе предлагается отличать действие Конституции РФ как ее разнообразное воздействие на общественную и государственно-правовую реальность от реализации конституционных положений в различных формах (использование, исполнение, соблюдение, применение), в активных действиях субъектов конституционного права, к которым обращены конституционные требования. «Реализация, — как верно отмечает В. О. Лучин, — всегда предполагает социально и юридически значимые поведение субъектов, их позитивную деятельность для достижения определенных социальных результатов, реализация представляет собой удовлетворение конституционных интересов и потребностей в правомерной деятельности субъектов права».

Обычно реализация конституции рассматривается главным образом и преимущественно в аспекте осуществления конституционных норм, выступающих в качестве правил поведения, в рамках конституционных правоотношений. Такой подход явно недостаточен, ибо конституционные установления не исчерпываются конституционными нормами.

По содержанию и назначению конституционные установления разнообразны. Они могут быть классифицированы на общерегулятивные и конкретно-регулятивные. Общерегулятивные установления охватывают закрепленные в конституции цели и задачи, легальные дефиниции, принципы, статус субъектов конституционных отношений, а конкретно-регулятивные включают конституционные нормы: право-обязанность, презумпции, фикции, символы, регулирующие общественные отношения. Многообразие форм реализации зависит от особенностей содержания видов конституционных установлений.

Реализация конституции

Реализация конституций (уставов субъектов РФ) в России осуществляется путем использования, соблюдения, исполнения, применения. Конституция (основной закон) используется, в частности, физическими и юридическими лицами для осуществления их прав. Ее соблюдение означает, что поведение участников конституционно-правовых отношений должно соответствовать нормам основного закона и не выходить за эти пределы. Исполнение конституции осуществляется путем выполнения ее предписаний (например, парламент РФ издает федеральные конституционные законы по вопросам, указанным в Конституции РФ, в соответствии с Уставом Нижегородской области ее губернатор назначает членов правительства области и т. д.). Применение конституции достигается прежде всего в результате деятельности органов публичной власти (осуществление ими своих полномочий, создание структур, предусмотренных конституцией, применение конституции судами, установление государственных пенсий и т. д.).

Реализация конституции (основного закона) может иметь опосредованный характер (через издание иных актов в соответствии с ее нормами), но она может иметь и прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Последнее означает, что нормы конституции должны применяться, в частности, органами государства без издания каких-либо дополнительных правовых актов, если по смыслу таких норм в этом нет необходимости. Условия непосредственного применения Конституции РФ судами при осуществлении правосудия (эти условия с соответствующими изменениями относятся и к основным законам субъектов РФ) определены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. Конституция применяется судами непосредственно: если положения Конституции РФ не требуют дополнительной регламентации; если суд приходит к выводу, что закон, принятый до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; если суд приходит к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; если акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон по данному вопросу отсутствует.

Конституционный Суд РФ, однако, считает, что, если в суде, в том числе Верховном, возникает вопрос о конституционности правовой нормы, суды должны обязательно обращаться в Конституционный Суд РФ, ибо устранение неконституционного закона (нормы) из правовой системы не может быть достигнуто путем разъяснения (в том числе Пленумом Верховного Суда РФ).

Непосредственное применение конституций (уставов субъектов РФ) органами государства, должностными лицами, однако, возможно не всегда. В ряде случаев нормы основного закона требуют дополнительной регламентации. Это относится, например, к положениям о всеобщих, прямых, равных выборах, о формировании Совета Федерации, о земле, о пенсиях, об обязанности платить налоги, о воинской обязанности и т. д. Без издания соответствующих законов, других правовых актов такие конституционные нормы трудно осуществить на практике непосредственно. Пример тому — длительные споры некоторых судов с органами Министерства обороны РФ о применении ч. 3 ст. 59 Конституции РФ об альтернативной гражданской службе, заменяющей воинскую обязанность, до принятия соответствующего закона в 2002 г.

Обеспечение и социальный механизм действия и реализации конституции

В правовом государстве не только провозглашается верховенство, высшая юридическая сила и прямое действие конституции, но и реально обеспечиваются и гарантируются ее действие и реализация. В целях последовательной реализации Конституции РФ должна быть эффективной система ее обеспечения (гарантирования).

Система обеспечения (гарантирования) Конституции РФ в деятельности органов публичной власти и должностных лиц состоит из двух блоков, включающих в себя меры, направленные на профилактику конституционных нарушений и на упрочение конституционности. Такое деление обусловлено двойственным характером влияющих на функционирование должностных лиц условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными.

Профилактика конституционных нарушений означает выявление и устранение причин и условий нарушения Конституции РФ, противодействие негативным факторам, которые ведут к нарушениям Конституции РФ. К такого рода факторам относятся экономическая и политическая нестабильность, коррумпированность властей, правовой нигилизм, низкая правовая культура и деформация профессионального правосознания должностных лиц, их установка на приоритет целесообразности перед правомерностью, непрофессионализм и т. д.

Упрочение конституционности предполагает формирование, совершенствование и развитие гарантий действия и реализации Конституции РФ, т. е. условий, факторов и средств, положительно воздействующих на реализацию конституционных положений. Следует различать общие и специальные гарантии действия и реализации Конституции РФ.

Общие гарантии действия и реализации Конституции по сферам общественных отношений делят на экономические, политические, социальные и духовно-культурные гарантии, прежде всего обеспечивают реализацию конституционных установлений.

Общие гарантии действуют в неразрывном единстве и переплетении не только между собой, но и с правовыми гарантиями.

Правовые гарантии действия и реализации конституции включают:

  • во-первых, законодательно закрепленные меры профилактики конституционных нарушений, включая меры по повышению правосознания и правовой культуры общества, должностных лиц, меры надзора и контроля по выявлению правонарушений и их пресечению;
  • во-вторых, установленный юридический механизм действия и реализации конституционных положений (прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений, юридических фактов, процедур осуществления конституционных положений, мер стимулирования и поощрения и др.);
  • в-третьих, закрепленные меры защиты и меры ответственности за совершенные конституционные нарушения.

Разумеется, даже при наличии общих и правовых гарантий реализации конституционных установлений практически не будет, если она не подкрепляется конкретной организационно- управленческой деятельностью компетентных органов и лиц. Организационно-управленческая деятельность является условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий реализации конституции. Здесь имеется в виду прежде всего многогранная деятельность государства, его органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, других субъектов реализации конституционных установлений во всех сферах общественной и государственной жизнедеятельности.

Организация обеспечения действия и реализации конституции

С управленческих позиций организация действия и реализации конституционных установлений означает, во-первых, определение состояния соблюдения конституционных предписаний в том или ином звене публичной власти; во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику конституционных нарушений и иных мер обеспечения осуществления конституционных положений; в-третьих, создание механизма охраны и защиты конституционных положений. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и о контроле за их выполнением.

Большое теоретическое и практическое значение имеет разработка единых критериев оценки состояния действия и реализации конституционных установлений, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности органов публичной власти, отдельных звеньев, подразделений и служб. Следует пользоваться разнообразными источниками информации о нарушениях конституции в деятельности органов публичной власти, выявлять их, если они не были учтены официально, к примеру в статистической отчетности. Для анализа динамики структуры нарушений конституции в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления важно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования, надзорных и иных проверок такого рода нарушений со стороны руководителей подразделений.

Организация системы обеспечения действия и реализации конституции в деятельности органов публичной власти включает также: анализ допущенных нарушений конституции, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике таких нарушений; совершенствование мер зашиты действия и реализации конституции в деятельности органов публичной власти, разработку мер по укреплению режима соблюдения конституции; совершенствование управленческой деятельности; включение в планы комплексных мер по обеспечению конституционности законодательной и исполнительной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения действия и реализации конституции в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей должностных лиц.

Правильно организовать систему обеспечения действия и реализации конституционных установлений возможно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы органов публичной власти, се внутренних и внешних связей.

Всякая отраслевая система управления, как известно, работает на свое упрочение, гомеостазис. Поэтому если быть реалистичным, то надо признать, что система управления в целом, как и составляющие ее звенья и подразделения, не всегда заинтересована в раскрытии объективной картины состояния конституционности, тем более в выявлении ее нарушений, т. е. в самоизобличении. Поэтому очень важное значение в защите и упрочении конституционности имеют, к примеру, прокурорский надзор и судебный контроль.

Социальный механизм действия и реализации конституции

В гражданском обществе юридический механизм действия и реализации конституции выступает одновременно и как социальный механизм, основанный на прямых и обратных связях в системе «конституция — общественные отношения».

Социальный механизм действия и реализации конституционных установлений можно представить как замкнутую систему взаимосвязей условий общественной жизни, установлений конституции и социальных результатов их действия и реализации, т. е. как сложную динамическую систему.

Исходной точкой в данной системе будут положения конституции. Юридический механизм реализации установлений конституции имеет и социальные аспекты, а именно мотивы и решения субъектов реализации конституционных установлений, реальное их поведение и, наконец, социальные результаты такого поведения. Этот этап осуществления конституции основан на прямых связях в системе «конституция — общественные отношения» («конституционное право и общественная практика»).

В системе «конституция — общественные отношения» существуют и обратные связи , которые позволяют учитывать результаты реализации конституционных установлений, в особенности в судебной и иной правоприменительной практике субъектов конституционных правоотношений.

Самостоятельной стадией обратных связей в системе «конституция — общественные отношения» является восприятие информации, накопленной в результате реализации положений конституции заинтересованными субъектами (законодательными, исполнительными, судебными и иными органами). Передача и оценка информации осуществляется СМИ, проведением конкретно-социологических исследований, внесением законодательных инициатив и т. д. О восприятии результатов реализации установлений конституции свидетельствует правоприменительная практика в виде решений, обобщений, посланий, докладов органов конституционного контроля, высших судебных инстанций, предложений об изменении, дополнении конституции, проектов новых законов и других правовых нормативных актов и т. д. Этот процесс идет непрерывно.

Роль социальной среды в действии и реализации конституции

Разработка юридических средств реализации конституционных установлений и их закрепление в законе имеют большое значения для их осуществления. Юридический механизм их использования определен, а степень реализации, активность субъектов при их осуществлении в решающей степени зависят от комплекса социальных условий и факторов.

В отечественной юридической науке активно обсуждаются вопросы социальной детерминации как провомерного, так и (в значительно большей степени) неправомерного поведения личности, социального механизма действия права. Решение этих вопросов имеет непосредственное отношение к пониманию социальных аспектов действия и реализации конституции. Однако социальные аспекты проблем осуществления конституции, ее установлений еще не привлекли к себе должного внимания.

Для определения содержания и структуры социальной среды в реализации конституционных установлений методологическое значение имеет категория социальной среды , природа которой может быть раскрыта только через деятельную сущность человека, проявляющуюся в реальных связях и отношениях. Под социальной средой понимаются общественные условия, оказывающие на субъект права активное (прямое и косвенное) воздействие. Сознание, деятельность, активность субъекта права есть результат его непрерывного взаимодействия с социальной средой. Социальная среда включает сферу такого непосредственного и опосредованного относительно устойчивого взаимодействия субъекта права с окружающими его социальными условиями, в процессе которого формируется определенный образ жизнедеятельности со специфическими ценностными ориентациями, традициями и нормами поведения. Социальная среда, таким образом, раскрывает многообразие, специфичность, в известной степени индивидуальность жизнедеятельности субъекта права в единых условиях общественного развития.

Действие социальной среды в реализации конституционных установлений не является автоматическим, гак как она «усваивается» субъектом права, преломляясь через его сознание. Степень «усвоения» социальной среды в большой мере зависит от качеств субъекта права, их активности.

Система общих гарантий — экономических, политических, духовных и иных — служит определяющим условием, фактически обеспечивающим осуществление конституционных установлений.

Понятие социальной среды ориентирует в общем плане на учет не только положительных факторов общественной системы, но и тех негативных явлений, с которыми приходится сталкиваться при реализации конституционных установлений. Выявление негативных факторов, их последовательное преодоление — практическая задача в деятельности органов публичной власти, всех звеньев гражданского общества и его политической системы, важнейшая задача юридической науки.

Социальная среда помимо общесоциальных условий и факторов, о которых шла речь выше, включает микросреду, т. е. непосредственное (ближайшее) социальное окружение субъектов права, имеющее исключительное значение для реализации конституционных установлений.

Непосредственное социальное окружение личности, как и социальная среда в целом, охватывает разнообразные сферы взаимоотношений субъектов права — материально-производственные, экономические, социальные, политические, духовно- культурные, управленческие, психологически и др.

Условия и факторы, которыми характеризуется ближайшее социальное окружение субъектов права, могут играть не только положительную роль в осуществлении требований конституционных установлений, но и отрицательную. Действующие отрицательные обстоятельства могут быть настолько сильными, что субъект права способен отказаться от реализации конкретных конституционных установлений в определенных условиях в зависимости от места, времени, от сложившейся ситуации. Известно, что в ряде случаев граждане не хотят и не реализуют те или иные основные права и свободы, хотя, казалось бы, должны были это сделать (например, не жалуются на нарушения их прав или свобод, не обращаются в суды за защитой и т. д.). Недостаточность и неэффективность юридических средств зашиты и мер ответственности может привести к приспособляемости, адаптации субъекта права к среде, некритическому ее восприятию и оценке. На совершенствование такого рода юридических гарантий следует обратить особое внимание при разработке новых законодательных актов. В связи со сказанным важно учитывать не только чисто юридические моменты, например преимущества судебной формы защиты, но и то, что рассмотрение в суде любого дела, связанного с незаконной деятельностью должностных лиц, есть придание широкой гласности фактов бюрократизма, коррупции, нарушения конституционных прав и свобод и законных интересов граждан и т. д. Это тем более необходимо, что должностные лица в ряде случаев негативно относятся к критике в свой адрес.

Эффективность действия и реализации конституции

Эффективность действия конституции есть результативность в достижении тех целей, которые преследуются конституцией, и в осуществлении правовых и социальных функций конституции.

С точки зрения системного (управленческого) подхода можно выделить две основные группы целей действия и реализации конституции — гомеостатические и инструментарные.

Гомеостатические цели связаны с учреждением и поддержанием определенного конституционного строя в стране, с его стабильностью. Инструментарные цели направлены на развитие общественных отношений в русле установленных конституционных основ общественного и государственного строя, на реальное обеспечение конституционных ценностей (основных прав и свобод человека и гражданина, институтов демократии и др.).

Анализ эффективности конституционных установлений требует не только выявления их роли в получении определенного результата, но и определения соотношения между этим результатом и целью, ради достижения которой данные установления создавались.

Понятие целесообразности в этом случае будет означать соответствие результата действия и реализации конституционных установлений их целям, достигнутое наилучшим путем, с наименьшими социальными издержками, в оптимальном варианте. Таким образом, целесообразность и эффективность — однопорядковые, но не тождественные явления.

Действие и реализация конституционных установлений может иметь любые последствия — изменение (увеличение, уменьшение), возникновение новых и исчезновение определенных явлений либо их неизменность, «консервация», причем как в поведении субъектов, так и в их сознании.

При определении эффективности конституционных установлений необходимо сравнивать все последствия, наступившие в результате их действия и реализации в поведении субъектов права с момента вступления в силу конституции. Неисполнение конституционных установлений, к примеру конституционного права лицом, тоже является определенным социальным результатом.

Реализация конституционных установлений может дать побочные результаты, которые не охватывались их целями. Это могут быть последствия как положительные, так и отрицательные по своему социальному значению.

Возникает задача их «взвешивания», т. е. сравнения положительного (запланированного) результата с отрицательными непредвиденными последствиями. Одновременно, по всей вероятности, необходимо «взвешивать» побочные результаты, положительные и отрицательные, с тем чтобы полнее выяснить эффективность конституционных установлений. Степень эффективности действия и реализации конституционных установлений тем выше, чем больше положительных последствий, как предусмотренных целями конституции, так и не охватываемых ими, и чем меньше отрицательных последствий.

Измерение эффективности действия и реализации конституционных установлений

Объективно об эффективности действия и реализации конституционных установлений можно судить лишь при условии их измерения. К сожалению, проблема измерения эффективности действия и реализации конституционных установлений чрезвычайно трудная. Эффективность конституции складывается из результативности действия ее институтов, конкретных установлений. В то же время эффективность действия и реализации отдельных установлений, институтов конституции можно установить в конечном счете лишь в системе их действия и реализации.

В настоящее время об эффективности действия и реализации конституции судят на основе изучения конституционной практики (по числу конституционных нарушений, возникающих конституционных коллизий, по степени реализации основных прав и свобод граждан и т. п.). В России важное значение для определения эффективности действия конституционных установлений имеет практика Конституционного Суда РФ, судов общей и арбитражной юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Счетной палаты РФ, прокуратуры РФ, Минюста России и других правоохранительных органов. Существенную роль в механизме оценки эффективности действия и реализации конституции играют юридическая наука, конкретно-социологические правовые исследования, общественное мнение, СМИ.

Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ озна­чает - что независимо от наличия законодательных актов, конкретизи­рующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять

Суд, разрешая дело, применяет не­посредственно Конституцию, когда:

а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат ука­зания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего данные отношения;

б) суд придет к выводу, что закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый пос­ле вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с со­ответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регу­лировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конститу­ции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о кон­ституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

14. Конституция РСФСР 1918 г. (общая характеристика).

Конституция РСФСР 1918 года - конституция России в 1918-1925 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируе­мого народа – в ней орпеделялось

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное пра­во;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государ­ственности - диктатура пролетариата и ее политическая основа - система советов рабочих, крестьянских и солдатских депута­тов. Законодательно закреплялись первые экономические преоб­разования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, бан­ков, части промышленности.

Срок действия Конституции опре­делялся как «переход от капитализма к социализму». Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные респуб­лики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из не­скольких национальных областей.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Все­российский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.

Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР- Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои ис­полнительные комитеты. В городах и селениях создавались го­родские и сельские советы. Компетенция центральных органов власти определялась сле­дующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в со­став РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее ру­ководство внешней, внутренней и экономической политикой, ус­танавливали общегосударственные налоги и повинности; осно­вы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроиз­водства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуще­ствляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд сове­тов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распо­ряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утвер­ждались ВЦИК. Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие сове­ты, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма». Избирательная система, закрепленная Конституцией, от­ражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдель­ных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись по­нятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лише­на избирательных прав: лица, использующие наемный труд в це­лях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; ча­стные торговцы и посредники; представители духовенства; слу­жащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исклю­чение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и го­родские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов пред­ставительства и делегирования.

Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполнительными комитетами. Постоянные губернские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в тех губерниях, в которых они были, распускались и заменялись непостоянными съездами советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. Они избирались рабочими и крестьянами сроком на 3 месяца. При этом члены этих советов могли быть отозваны избирателями.

15. Процедура пересмотра и изменения Конституции в Российской Федерации.

Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение по­правок». Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции РФ, причем они не могут быть предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ. Внесение поправок изме­няет содержание гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Субъектами права на внесение предложений о поправках и пере­смотре положений Конституции РФ являются:

1. Президент РФ,

2. Совет Федерации,

3. Государственная Дума,

4. Правительство РФ,

5. законодатель­ные (представительные) органы субъектов РФ,

6. Совета Федерации или депутатов Госу­дарственной Думы. - группа численностью не менее одной пятой членов

Процедура пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ состоит из сле­дующих стадий.

Во-первых, инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов 3/5 от общего числа чле­нов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Государственной Думы (270 голосов).

Во-вторых, если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание.

В-третьих, Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений: 1)подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается;

2)разработать проект новой российской Конституции.

В-четвертых, если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путями:

1) при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;

2) вынесение проекта на всенародное голосование (референдум). Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей, проживающих на территории РФ. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Порядок изменения Конституции установлен для гл. с 3-й по 8-ю.

Поправки к этим главам Конституции РФ прини­маются в порядке, предусмотренном для принятия федерального кон­ституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу толь­ко после одобрения законодательными органами субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, ли­бо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государ­ственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы и трех четвертей от общего числа членов Совета Фе­дерации. После чего закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения, они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в тече­ние одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем двух третей субъектов РФ одобрят дан­ный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и офици­ального опубликования.

16. Основы конституционного строя Российской Федерации (понятие, элементы, принципы).

Конституционный строй (в узком смысле) - это способ организа­ции государства, закрепленный в его Конституции и получающий даль­нейшую регламентацию в текущем законодательстве.

Конституционный строй (в широком смысле) - это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологичес­ких отношений, регулируемых главным образом нормами Конститу­ции, возникающих в процессе организации органов государственной власти, государственного устройства и правовых связей между челове­ком, гражданским обществом и государством.

В основу современного понятия конституционного строя положе­ны три главные категории - власть, суверенитет, свобода личности.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Выбор редакции
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...

Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...

Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...

Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...
1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...
В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....
Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...