Гражданское право: понятие, предмет, метод, источники.


Гражданское право(Jus civile ) считают юридической формой экономических отношений, которые складываются преимущественно между частными лицами. Ульпиан формулировал его как «право, клонящееся к пользе отдельных лиц», поэтому гражданское право иногда называют частным правом(Jus privatum ). При этом в основу дифференциации права на частное и публичное положена направленность на удовлетворение потребностей и защита интересов отдельных лиц в первом случае и охрана общественных интересов государства — во втором. Провести четкую границу между этими критериями удастся не всегда, ибо такое исторически сложившееся деление имеет в большей степени интуитивное начало, хотя попытки установить однозначный критерий предпринимаются до сих пор. Если брать за основу материальный критерий, то гражданское право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих частные отношения отдельных лиц в обществе, где в качестве субъектов правоотношений выступают частные лица, а объектом правоотношения является частный интерес.

Гражданское право — это отрасль частного права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота: граждан, и других образований.

Гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления и других , исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует и иные обязательства , а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Любая отрасль права должна иметь свой собственный предмет и свой метод.

Предмет гражданского права

Предмет отрасли права — это круг общественных отношений, которые она регулирует.

Предметом гражданского права являются имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения.

В предмет гражданского права входят:

  • имущественные отношения;
  • личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;
  • личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

Имущественные отношения включают в себя:

  • вещные;
  • обязательственные.

Личные неимущественные права, связанные с имущественными — это отношения, которые возникают по поводу использования объектов интеллектуальной собственности. Указанные объекты носят нематериальный характер и в результате их создания у автора возникают прежде всего неимущественные права на использования объекта определенным способом, право получения вознаграждения.

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными — это отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ — неотчуждаемых прав и свобод человека (жизнь, здоровье, честь, достоинство — ст. 150 ГК РФ). Такие объекты не могут быть предметом сделок, не могут передаваться от одного лица другому.

Особенности состава предмета гражданского права

Имущественные отношения составляют основную группу отношений, регулируемых нормами гражданского права. Под имущественными обычно понимают общественные отношения, которые возникают по поводу различных материальных благ, т. е. вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова. Иными словами, имущественные отношения — это такие общественные отношения, которые связаны с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом от одного лица к другому.

Необходимо заметить, что гражданское право регулирует не все имущественные отношения, а только их определенную часть, часто именуемые имущественно-стоимостными, большую часть которых составляют товарно-денежные отношения.

Наряду с имущественными отношениями гражданское право регулирует личные неимущественные отношения, которые должны отвечать следующим требованиям:

  • предметом этих отношений являются нематериальные блага - честь, достоинство, деловая репутация, товарный знак, наименование юридического лица, авторское произведение и т. д.;
  • они неразрывно связаны с личностью участвующих в них лиц;
  • независимо от их связи с имущественными отношениями в них отсутствует экономическое содержание.

Эти отношения носят взаимооценочный характер, который проявляется в виде нравственной и иной социальной оценки личных качеств лица.

Поэтому под личными неимущественными отношениями следует понимать возникающие но поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивидуализация личности лица посредством выявления и оценки его нравственных и иных социальных качеств.

Кроме того, в состав предмета гражданского права входят и отношения между лицами, осуществляющими (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Что касается отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, то по отношению к ним гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2).

Далеко не все отношения имущественного характера относятся к сфере гражданско-правового регулирования. Ряд таких отношений регулируется нормами отраслей публичного права — административного, финансового, уголовного.

Метод гражданского права

Чтобы отграничивать предмет гражданско-правового регулирования от круга отношений, регулируемых иными отраслями права, необходимо учитывать метод правового регулирования . В теории права под ним понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.

Выделяют два метода правового регулирования:

  • метод власти и подчинения (метод субординации, императивный метод);
  • метод равенства участников правоотношений (метод координации, диспозитивный метод);

Первая разновидность характерна для публичного права, вторая — для частного, в том числе для гражданского.

Основными признаками метода гражданско-правового регулирования являются:

  • юридическое равенство участников гражданских правоотношений;
  • автономия воли участников;
  • имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений;

Гражданско-правовой метод представляет собой такой способ воздействия на общественные отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью правообладания, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой и имущественной самостоятельности сторон.

Основными и наиболее важными чертами метода гражданско-правового регулирования являются следующие:

1. равенство участников гражданских отношении. Субъекты гражданского права — физические лица, юридические лица, государство и административно-территориальные образования — имеют равные основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав у их носителей независимо от материального и социального неравенства, от организационно-властной зависимости друг от друга, а также равные основания ответственности за гражданские правонарушения. Например, права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ), т. е. речь идет о равенстве правового положения участников гражданского оборота;

2. автономия воли участников гражданско-правовых отношений, означающая способность и возможность лица самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. Так, физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). ГК РФ содержит открытый перечень оснований возникновения прав и обязанностей: из судебного решения, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие причинения вреда другому липу, вследствие неосновательного обогащения и ряда иных (ст. 8). Однако в основании возникновения большей части отношений между участниками гражданского оборота как равными и свободными в своем волеизъявлении субъектами лежит соглашение, т. е. их инициативный волевой акт;

3. имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений, обусловленная характером этих отношений. Это означает, что в большинстве имущественных отношений они выступают в качестве обладателей обособленного имущества, наделенных распорядительной самостоятельностью. Так, право обладать имуществом и совершать сделки с ним входит в содержание правоспособности гражданина (ст. 18 ГК РФ). Что касается юридического лица, то его имущественная обособленность закреплена законодателем в качестве конституирующего признака (абз. 1 п. 1 ст. 48 ГК РФ);

4. защита нарушенных гражданских прав как мера возможного поведения управомоченного лица, которая включает ряд возможностей, обеспечивающих реализацию субъективного права на различных ее этапах и в различных ситуациях. Участники гражданских правоотношений имеют равное право на защиту и свободны в выборе конкретной возможности защиты. В частности, в этом проявляется равенство участников и диспозитивность норм гражданского права. Так, участники гражданских правоотношений могут защищать свои нарушенные права непосредственно в момент их нарушения посредством самозащиты (сг. 14 ГК РФ) либо путем применения предусмотренных законом мер оперативного воздействия по собственной инициативе. Кроме того, закон предусматривает судебную защиту гражданских прав (ст. 11 Г К РФ) как основной способ защиты нарушенных прав, когда спор между сторонами разрешает орган, не связанный в административном отношении ни с одной из сторон. При этом потерпевший, обращаясь в компетентные государственные или общественные органы с требованием применить к правонарушителю меры государственно-принудительного характера, может задействовать механизм гражданско-правовой ответственности. Зашита гражданских прав в административном порядке применяется в виде исключения;

5. гражданская ответственность характеризуется тем, что имеет компенсационную направленность, отвечающую принципу полного возмещения убытков или вреда, т. е. воздействие оказывается не на личность правонарушителя как таковую, а на его или указанных в законе третьих лиц соответствующие имущественные сферы. Аналогичным требованиям отвечает защита личных неимущественных прав, которая предусматривает имущественно-стоимостные меры воздействия, например денежную компенсацию (п. 1 ст. 1101 ГК РФ). Иными словами, для гражданского права важны не штрафные меры, а восстановление имущественно- или личности о-право во го положения, которое существовало до факта правонарушения.

Таким образом, гражданское право — это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с имущественными личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности их участников.

Кроме того, под гражданским правом понимают:

1. науку как систему знаний о гражданско-правовых явлениях и как деятельность по производству новых знаний.

Предметом науки гражданского права является гражданское право как отрасль права, гражданское законодательство, акты, содержащие нормы гражданского права, иные источники гражданского права, регулируемые гражданским правом общественные отношения, правоприменительная практика. Результатом изучения предмета науки гражданского права является сформировавшееся учение о гражданском праве, состоящее из системы взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий. В гражданском праве применяются обще- и частнонаучные методы исследования: диалектический, сравнительного правоведения, комплексный анализ, системный подход, конкретных социологических исследований и т. д.;

2. учебный курс как систему информации о гражданско-правовых знаниях.

В задачу гражданского права как учебной дисциплины входит обучение тем нормам гражданского права и практике их применения, которые в совокупности образуют гражданское право как отрасль права. Для плодотворного развития и изучения гражданского права как учебной дисциплины необходимы связь и взаимодействие с базовыми науками и учебными дисциплинами, в частности с философией и экономической теорией. При этом успешное обучение возможно только в том случае, если оно опирается на результаты научных исследований;

3. гражданское законодательство как систему нормативных актов.

Принципы гражданского права

Гражданское право представляет собой базовую отрасль , основанную на принципах частного права, некоторые из которых сложились ещё во времена римского частного права. определены ст. 1 , а также конкретизированы в других статья ГК РФ и иных федеральных законах.

К принципам гражданского права относятся:

  • равенство участников правоотношений;
  • неприкосновенность ;
  • свобода ;
  • недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
  • автономия воли участников — приобретение и осуществление гражданских прав гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе;
  • беспрепятственное осуществление гражданских прав;
  • обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту.

Принцип равенства участников гражданских отношений . Данный принцип означает, что ни один из участников не обладает властными полномочиями относительно другого участника, в том числе государство.

Принцип неприкосновенности собственности является конституционным. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускаются, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся обращение взыскания на имущество по обязательствам; отчуждение имущества (ч. 3 ст. 35).

Принцип свободы договора означает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключеним случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ).

Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Этот принцип базируется на положениях ст. 23,24 Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни, личной, семейной тайны граждан.

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав . Граждане и юр.лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора.

Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ.

Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты . Основной функцией гражданского права является компенсаторная функция, направленная на восстановление нарушенных прав. Наиболее распространенной формой защиты гражданских прав является судебная.

Отсутствие принципа добросовестности в законодательстве

В то же время некоторые принципы весьма актуальные для практической деятельности не определены в ГК РФ . Так, в частности, отсутствует указание на добросовестность как общий принцип . Ссылки на добросовестность как объективное основание регулирования гражданских отношений и субъективный критерий оценки поведения субъектов гражданского права, встречающиеся в ГК РФ, оказываются недостаточными для эффективного правового регулирования:

  • при рассмотрении вопроса о добросовестности участников гражданских правоотношений суды ссылаются на основные начала гражданского законодательства и ст. 1 ГК РФ, в которой, тем не менее, принцип добросовестности не упоминается;
  • при рассмотрении споров в международных судах принципы права приобретают особое значение, поскольку нередко только ссылка на них позволяет суду вынести справедливое решение; в документах международного частного права принцип добросовестности сформулирован как наиболее общий принцип. Отсутствие же закрепленного в нашем законе в качестве основного начала гражданского права принципа добросовестности затрудняет вынесение решений в спорах с участием российских лиц.

Судебная практика признает, что эффективное развитие рынка невозможно без укрепления начал автономии воли и свободы договора участников оборота. Однако неограниченная свобода в достижении эгоистических интересов таит в себе способность дестабилизации оборота, т.к. привносит в него элементы, на которые не рассчитывает добропорядочное большинство. Предсказуемость поведения основана на удовлетворении ожиданий, а они базируются на представлении о добросовестном поведении. Правила о добросовестности являются естественным противовесом правилам, утверждающим свободу договора и автономию воли сторон .

Аналогия права

Практическое применение принципов гражданского права состоит в их применении при аналогии права. В случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.

При невозможности использования аналогии права и обязанности сторон определяются исходя из принципов гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Понятие уголовного права в собственном, наиболее точном своем значении - это прежде всего отрасль права, т.е. система уголовно - правовых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств. Уголовно-правовые нормы определяют задачи уголовного законодательства и пределы его действия, основание и принципы уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют систему наказаний, порядок и правила их применения, основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания, регулируют иные уголовно-правовые институты. Будучи самостоятельной отраслью в системе российского права, уголовное право характеризуется как общими признаками, присущими праву в целом, так и отличительными признаками, которые вытекают из его отраслевой принадлежности и заключаются в особенностях его задач, предмета и метода.

Как отрасль законодательства уголовное право представляет собой совокупность законов, содержащих нормы уголовного права (закон, как известно, есть источник, содержащий правовые нормы, форма их выражения). Согласно ст. I УК уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК1.

Как отрасль юридической науки уголовное право - это одновременно исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощенных в различных теоретических концепциях.
Как учебная дисциплина уголовное право есть совокупность знаний, приобретаемых студентами-юристами в рамках учебной программы «уголовное право»

Предмет уголовного права - это совокупность общественных отношений возникающих в связи с совершением лицом преступления урегулированных нормами уголовного права. Так же под предмет уголовного права можно понимать то, что регулируется и охраняется его нормами, все, что исследуется наукой уголовного права, все, что изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины студентами - будущими юристами. В отличие от других отраслей права уголовное право (и уголовное законодательство как его форма) имеет «двуединый» предмет, который в соответствии с задачами, решаемыми при помощи уголовно-правовых норм, включает в себя: предмет уголовно-правовой охраны и предмет уголовно-правового регулирования.
Предмет уголовно-правовой охраны составляют позитивные общественные отношения - наиболее важные из них, связанные с обеспечением нормальных условий жизни личности, общества и государства (ч. 1 ст. 2 УК), которые регулируются нормами других отраслей права (конституционного, гражданского и т.д.). Нормы уголовного права обеспечивают охрану таких общественных отношений, устанавливая правовые последствия посягательств на них.

Предмет уголовно-правового регулирования образует совокупность двух основных разновидностей общественных отношений:

1)отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством в лице правоприменительных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления;

2)отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законом причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость и др.), при добровольном отказе от преступления и т.п.

Предмет науки уголовного права (предмет научного исследования) шире предмета соответствующей отрасли права и отрасли законодательства. Уголовно-правовая наука исследует не только действующее законодательство и практику его применения, различные институты уголовного права (уголовный закон, преступление, наказание и т.д.), но и социальное и юридическое содержание и назначение уголовного права, его историю, тенденции развития, пути совершенствования, теоретические концепции.

В предмет науки уголовного права входит изучение зарубежного и международного уголовного права. Исключительно важное значение имеет прогностический вектор уголовно-правовой науки, связанный, в частности, с определением перспектив совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.

Предмет учебной дисциплины практически полностью совпадает с предметом науки уголовного права, за исключением, пожалуй, лишь ее прогностического вектора. Предметом учебной дисциплины «Уголовное право» является совокупность имеющихся знаний, которые должен усвоить обучающийся в рамках учебной программы данной дисциплины.

Специфические черты
- это наличие особого предмета, метода, задач и функции правового регулирования.
- наличие факта совершаемого преступления является основанием для возникновения особых уголовно-правовых отношений между лицом совершившим деяние и правоохранительными органами.
- в содержание уголовно-правовых отношений входят субъекты их юридические обязанности и субъективные права.

Под методом уголовного права надлежит понимать совокупность приемов и способов по средствам которых осуществляются регулирования общественных отношений входящих в предмет.
- основным методом в уголовном праве является императив (метод властного запрета)
1) Установление законодательного заперта на совершение определенного общественно-опасного деяния.
2) Установление наказания за нарушение указанного запрета (санкции)
3) Наделение субъектов уголовных правоотношений правом на причинение вреда для защиты собственных интересов

земельного права…………………………………………………….. стр. 3

§ 1. Понятие и предмет земельного

права…………………………………………...……………………… стр. 3

§ 2. Методы регулирования земельных

отношений……………………………………………………………. стр. 4

§ 3. Система земельного права……………………………………… стр. 6

Глава II. Источники земельного права………………………...…… стр. 9

§ 1. Понятие источников земельного права……………………...… стр. 9

§ 2. Классификация источников земельного

права…………………………………………………………….…… стр. 10

Глава III. Принципы земельного права…………………………… стр. 14

Заключение………………………………………………………….. стр. 17

Список используемой литературы………………………………… стр. 18

Введение.

Тема моей контрольной работы «Земельное право как отрасль системы российского права».

Основополагающие нормы в области земельного законодательства, природопользования закреплены в Конституции Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации.

Современный земельный закон рассматривает земли, прежде всего, не как объект администрирования, а как хозяйственную ценность. Предприятия, организации, учреждения, а также граждане, в чьем бы пользовании ни находились земли, каков бы ни был титул пользования ими, - все они признаются хозяевами находящихся в их владении земельных участков. Им гарантируется право самостоятельно хозяйствовать на земле, приобретение права собственности на земельный участок, на посевы сельскохозяйственных культур и свободного распоряжения произведенной продукцией, а также другие права. Тем самым повышается эффективность земельного законодательства, одной из главных целей которого является обеспечение заинтересованности в лучшем использовании земли.

Для оформления более полного представления о земельном праве, как отрасли российского права необходимо уделить внимание в первую очередь, на мой взгляд, определению понятия и предмета земельного права, а также раскрытию принципов и источников земельного права. Именно эти вопросы являются содержательной частью моей контрольной работы.

Структурно контрольная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения и списка литературы. В первой главе мною рассмотрено понятие и предмет земельного права. Во второй главе я раскрою источники земельного права, их понятие и классификацию. Третья глава посвящена принципам земельного права.

Глава I. Понятие, предмет и метод земельного права.

§ 1. Понятие и предмет земельного права.

Земельное право – это традиционная и самостоятельная отрасль права, представляющая собой системно упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства России.

Объектом земельных правоотношений является земля. Однако, термин «земля» может рассматриваться неоднозначно. Земля – это, прежде всего, планета, на которой живет все человечество. Также земля может рассматриваться в качестве естественной природной среды обитания. Под средой обитания понимаются естественные условия жизни, включающие земную и воздушную оболочку планеты, ее недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении земля признается объектом экологического права.

А как объект правового регулирования земельного права под термином «земля» понимается часть земной коры, расположенная над недрами, именуемая территорией, на которую распространяется суверенитет Российского государства. Ее пределы определены Конституцией Российской Федерации (ст. 67) «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним». Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, считается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются регулируемые земельным правом общественные отношения.

Существует множество точек зрения по поводу предмета земельного права. Так, Б.В. Ерофеев определяет предмет земельного права как «волевые общественные отношения, имеющие объектом землю, которые нужно, возможно и допустимо регулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм» 1 . По мнению Ю.Г. Жарикова, предметом отрасли земельного права составляют «общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права» 2 .

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

Имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает как материальное благо, недвижимость. То есть, прежде всего, имущественные отношения – это отношения собственности. Предмет земельного права составляют не только имущественные отношения, так, отношения по организации и ведению земельного кадастра имеют своим непосредственным объектом землю, но не являются имущественными. Это неимущественные отношения, поскольку земля выступает, прежде всего, как природный ресурс, составная часть окружающей природной среды, а не как недвижимость.

Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года и введен в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом № 64-Ф3 от 13 июня 1996 года. Тем самым был завершен период подготовки качественно нового уголовного законодательства, регулирующего и охраняющего общественные отношения Российского государства на современном этапе. Ранее действовавший Уголовный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года и введенный в действие с 1 января 1961 года прекратил свое существование, как и все законы, которые внесли изменения и дополнения в Уголовный кодекс РСФСР в период его действия.

Чем же вызвана необходимость разработки и принятия нового Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)? Прежде всего, это продиктовано коренными изменениями в социально-экономических отношениях в условиях перехода к рынку . На смену коллективным формам собственности (государственной, общественной) пришла преимущественно частная форма собственности , вместо государственного планового хозяйства формируется рыночный механизм, что требует создания иного правового механизма и разработки законодательной базы уголовно-правового регулирования, ориентированного на охрану не только личности и интересов личности и государства, но и рыночных отношений, всех форм собственности, предпринимательства от преступных посягательств.

Коренным образом изменилось государственное устройство, политическая и идеологическая системы. Взамен Советской власти , основанной на социалистических принципах и идеологии, пришло светское демократическое правовое государство с президентской формой правления (ст. 11 Конституции Российской Федерации). Современный период характеризуется также отсутствием господства одной идеологии во всех сферах жизни общества и Российского государства. Это обусловило при разработке и принятии нового уголовного законодательства адекватно отразить изменения государственно-правовых, социально-экономических, идеологических и иных аспектов российской действительности.

Источником уголовного законодательства России, как это следует из ст. 1 УК РФ, является только настоящий кодекс. Все новые законы, дополнения и изменения, предусматривающие уголовную ответственность , подлежат кодификации, т. е. включению в УК РФ.

Уголовное право - это совокупность правовых норм , принятых в установленном порядке высшим законодательным органом России, в которых содержатся общие положения, определяются преступные формы поведения, устанавливаются виды и размеры уголовной ответственности и наказания , а также меры, подкрепляющие и заменяющие уголовно-правовое воздействие.

Уголовное законодательство России, нашедшее отражение в УК РФ, таким образом, представляет собой систематизированное и кодифицированное уголовное законодательство, включающее в себя всю совокупность обязательных и исчерпывающих уголовно-правовых норм, действующих в России. Уголовный кодекс РФ - единственный источник уголовного права , все остальные нормативные правовые акты государства, решения Конституционного суда РФ , Верховного, Высшего арбитражного суда РФ, иных судебных органов, приказы Генеральной прокуратуры РФ, других правоохранительных и правоприменительных органов, субъектов РФ носят лишь ориентирующий, вспомогательный и разъясняющий характер и не могут быть источником уголовного законодательства.

Задачи теснейшим образом связаны с функциями уголовного права . В теории уголовного права выделяются:

регулятивная функция , проявляющаяся в воздействии на поведение людей уголовно-правовых предписаний с целью формирования законопослушных форм поведения («не убий», «не укради» и т. п.) Эта функция является как бы производной от конкретных запретов;

охранительная функция , связанная с непосредственной охраной тех объектов (общественных отношений), посягательство на которые влечет уголовную ответственность ;

воспитательная функция , проявляющаяся в формировании законопослушного поведения людей при реализации как регулятивной функции путем исполнения уголовно-правовых предписаний, так и охранительной функции под угрозой санкций при выходе за рамки законопослушного поведения. Для уголовного права при этом неважна мотивация законопослушного поведения, важно, чтобы гражданин просто не нарушал уголовный закон ;

предупредительная функция (ее называют еще превентивная) имеет две сферы воздействия. Во-первых, общее предупреждение. Оно связано с угрозой наказания для всех членов общества, независимо от социальных, национальных, экономических, религиозных и иных обстоятельств, характеризующих личность, в случаях совершения ими преступления. Речь, конечно же, идет прежде всего о недопущении совершения преступления так называемыми лицами «зоны криминального риска», которые при определенных условиях могут совершить преступление (например, «семейные дебоширы», недисциплинированные водители автотранспорта и др.) Но это превентивное воздействие также обращено и к законопослушным гражданам, так как предостерегает их от легкомыслия и небрежности в поведении, что в противном случае может привести к преступным последствиям. Во-вторых, специальное предупреждение. Оно связано с превентивным воздействием на лицо, которое уже ранее совершало преступление и привлекалось к уголовной ответственности или наказанию. Ответственность или наказание для таких лиц является разновидностью социального контроля государства за их поведением (осуждение к лишению свободы , исправительным работам и другим видам наказания), что существенно сводит к минимуму саму возможность совершения в таких условиях нового преступления. В то же время это не может служить гарантией того, что данное лицо вновь не совершит преступление. Повторная уголовная ответственность и наказание может назначаться судом в более широких рамках, чем за первое преступление данного вида. Специальное предупреждение связано с общим предупреждением, так как «показывает», к каким последствиям приводит совершение преступления. Это имеет важное значение, прежде всего, в отношении лиц, находящихся в «зоне криминального риска». В УК РФ специально выделена задача предупреждения преступлений (ст. 2), что придает большую значимость рассматриваемой функции;

стимулирующая (поощрительная) функция , которая, несмотря на преимущественно «карательный» характер, выражающийся в наказании лиц, совершающих преступления, свойственна уголовному праву. Благодаря ей предоставляется возможность активных действий по пресечению преступлений и устранению (смягчению) преступных последствий (нормы необходимой обороны , причинение вреда или задержание лица, совершившего преступление, и др.). Перечень данных , значительно расширен (он приведен в §§ 26 - 30, а также в примечаниях к ст.ст. 126, 205, 304 УК РФ и др.)

Задачи уголовного законодательства могут уточняться и дополняться в период реформирования общественных отношений, а также при изменении уголовной политики России. Реформирование уголовного законодательства связано с крупными и кардинальными изменениями в политической, социально-экономической и правовой стратегии государства. Уголовная политика, как составная часть социальной политики Российского государства, подготавливает, во-первых, концептуальные основы реформы и формирования задач уголовного закона . Во-вторых, готовит базу для приведения законодательства в соответствие со складывающимися реалиями, общественными притязаниями и ожиданиями населения по противодействию криминальной ситуации. В-третьих, реализует уголовное законодательство и отраженные в нем задачи и функции на правоприменительном уровне через органы уголовной юстиции, добиваясь стабильности в обществе, обеспечения защиты личности, ее интересов, а также интересов общества и государства путем применения уголовно-правовых средств воздействия на преступность .

Уголовное право России, как учебная дисциплина, принадлежит к числу профилирующих в профессиональном обучении студентов юридических образовательных учреждений. Его целью является формирование знаний в области уголовного права, а также умений и навыков в применении основных положений уголовного законодательства России в будущей деятельности.

Задачами уголовного права, как учебной дисциплины, являются:

  • формирование и развитие уголовно-правовых знаний и знаний о практике применения уголовного права в профессиональной деятельности;
  • формирование навыков правильного анализа уголовно-правовых норм и институтов и их применения в конкретных правоприменительных ситуациях;
  • выработка навыков и умений квалификации преступлений с учетом состояния современного уголовного законодательства, уголовно-правовой теории и правоприменительной практики.

Реализация в полном объеме этих задач позволит подготовить профессионально грамотных юристов, способных эффективно вести борьбу с преступностью уголовно-правовыми средствами.

Наука уголовного права

Содействие социальной адаптации лиц, отбывших наказание, осуществляется с целью предупреждения рецидивов преступлений и заключается в привлечении судимых к нормальному образу жизни на свободе путем их трудоустройства и наделения иными социальными позициями, а также с помощью различных форм профилактического воздействия на них.

Уголовно-правовые меры пресечения преступлений характеризуются тем, что профилактические цели достигаются посредством применения к правонарушителям правомерного уголовно-правового принуждения. Пресечение преступлений вследствие необходимой обороны и задержания преступников основано на закрепляемом Конституцией социальном праве личности на неприкосновенность, на обязанности государства охранять личность и ее права, а также на нормах уголовного закона , в которых определены одобряемые пределы причинения вреда правонарушителям.

Государство и общество заинтересованы в активном, успешном и законном применении гражданами и представителями власти необходимой обороны и задержании преступников, исключающих преступность деяний. Относительно этих целей и следует определять эффективность практики применения этих обстоятельств. Среди них особое место занимает обеспечение законности правовой оценки актов необходимой обороны и задержания преступников и других обстоятельств, исключающих преступность деяния .

Привлечение к ответственности за приготовление или покушение на преступление как мера пресечения преступлений основана на уголовно-правовой норме о наказуемости так называемой «предварительной преступной деятельности» (ч. 3 ст. 29 УК РФ). Эта норма обязывает сотрудников правоохранительных органов предотвращать возможные вредные последствия преступной деятельности, при выборе момента пресечения и лишь при невозможности пресечения преступления можно руководствоваться интересами получения доказательств обвинения. Эффективность применения данной уголовно-правовой нормы зависит от своевременного выявления приготовления либо покушения на преступление, что требует тесной связи правоохранительных органов с населением.

В последние годы декриминализированы некоторые общественно опасные деяния (бродяжничество, немедицинское потребление наркотических веществ и т. д.), которые потенциально создают почву для тяжких преступлений. Это, к сожалению, уменьшило профилактический потенциал уголовного законодательства, но такое положение должно восполняться за счет применения иных отраслей законодательства, например административного, для противодействия декриминализированным формам правонарушающего поведения.

Выявление, регистрация преступлений, возбуждение уголовных дел и раскрытие преступлений основаны на уголовном законе, а также на законах, определяющих компетенцию правоохранительных органов и порядок производства предварительного расследования преступлений. Причины, по которым какую-то часть преступлений (порой весьма значительную) не удается выявить и раскрыть, весьма разнообразны. И одна из них - ограниченность сил и средств правоохранительных органов, что вынуждает их ранжировать свои задачи в деле выявления и раскрытия преступлений и использовать ограниченные силы и средства, прежде всего, для борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями.

Уголовно-правовые меры реализации ответственности лиц, совершивших преступление, представляют собой разнообразную деятельность правоохранительных органов, начиная от выявления преступлений до исполнения наказаний. Они подчинены общим целям реализации уголовной ответственности и наказания.

Возмещение вреда, причиненного преступлениями, кроме иных, преследует цель исключить преступное обогащение правонарушителей. Эта мера регулирует совокупность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, гражданских и гражданско-процессуальных норм. Эффективность этой деятельности остается низкой. Следует предусматривать возможность проведения обыска и выемки ценностей, орудий и средств совершения преступления, конфискации орудий и средств преступления и имущества, полученного преступным путем (гл. 15.1 УК РФ).

Квалификация общественно опасных деяний - уголовно-правовая мера, призванная обеспечить законность реализации уголовной ответственности путем определения наличия ее основания и пределов последующей ответственности виновного лица.

Замена уголовной ответственности иной, более мягкой, ответственностью позволяет экономить уголовно-правовое принуждение при соблюдении условий, позволяющих обеспечить достижение общих целей уголовной ответственности. Эффективность практики применения этой уголовно-правовой меры определяется применительно к целям специального и общего предупреждения преступлений на основе сопоставления динамики совершения менее тяжких преступлений, объема замены уголовной ответственности за эти преступления на более мягкие меры. При этом следует также сопоставлять приведенные показатели с долей преступлений лиц, которые после замены уголовной ответственности на иные меры повторно совершили преступление.

В последние годы по многим причинам замена уголовной ответственности на иные меры стала значительно меньше применяться (сохранилась лишь замена уголовной ответственности несовершеннолетним на принудительные меры воспитательного характера), что создает опасность увеличения доли судимых в составе населения.

Смягчение наказание осужденным - судебная функция, однако обоснованность судебных решений во многом зависит от полноты и достоверности информации об осужденном, представляемой органами дознания, предварительного следствия и исправительно-трудовыми учреждениями. Об уровне их деятельности в этом отношении можно судить по динамике доли рецидивов преступлений со стороны тех осужденных, которым наказание было смягчено.

Основные меры в контексте уголовной политики - это, наряду с мерами организационного, нормативного, методического и ресурсного обеспечения, меры непосредственного правоприменения : профилактика с использованием воспитывающего и предупреждающего значения уголовного закона, а также норм с так называемой «двойной превенцией»; реализация уголовной ответственности преступников; исправительное воздействие на лиц, к которым применены меры наказания или заменяющие его меры и последующей помощи им в социализации. Таким образом, уголовная политика государства призвана обеспечивать разработку и реализацию направлений и задач, способствующих эффективной борьбе с преступностью, противодействию преступности с использованием правовых, управленческих, воспитательных и просветительных мер, имеющихся в распоряжении общества и государства.

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.

Назначение административного права - регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации , государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Предмет административного права:

  • управленческие отношения, имеющие государственное содержание – в сфере исполнительной власти (внешние);
  • внутриорганизационные отношения в органах ветвей власти и иных государственных органах (внутренние).

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.

При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание . Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Особенности административного права:

  1. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
  2. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
  3. Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Виды управленческих отношений

Виды управленческих отношений:

1. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

  • определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
  • не связанные отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
  • между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами государственного управления и общественными объединениями;
  • между субъектами государственного управления и .

2. В зависимости от содержания управленческих отношений:

  • связанные с осуществлением вышестоящими субъектами государственного управления руководства деятельностью нижестоящих органов, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
  • связанные с осуществлением субъектами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления;
  • связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования (например, в отношениях с общественными объединениями);
  • связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

3. В зависимости от направления административной деятельности:

  • подготовки и принятия управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
  • повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
  • контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • юрисдикционной деятельности органов государственного управления.

4. В зависимости от объема административной деятельности:

  • общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
  • специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
  • отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

5. В зависимости от области административной деятельности:

  • в экономике;
  • в социально-культурном строительстве;
  • в административно-политической деятельности.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России:

  • между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;
  • между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
  • между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления - с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим , т.е. составляющим предмет административного права, являются:

  1. наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя;
  2. связь с осуществлением исполнительной власти.

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В теории государства и права под государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В теории государства и права рассматриваются и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой рассматриваются:

  • особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
  • обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.

Внешние функции:

  1. обороны страны;
  2. сотрудничества и укрепления связей с другими государствами;
  3. экологическая.

Внутренние функции:

  1. экономическая;
  2. социальная;
  3. развития культуры, науки и образования; налогообложения;
  4. обеспечения безопасности государства;
  5. обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;
  6. экологическая и ряд других.

В юридической науке деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности, и в демократическом государстве соответственно на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности.

В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются:

  1. законодательная;
  2. исполнительная (управленческая);
  3. судебная.

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах:

  • издание подзаконных НПА;
  • исполнение законодательных и иных (в т.ч. осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия);
  • наложение административных наказаний на лиц за совершение административных правонарушений.

Метод административного права

Наряду с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.

Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления; объект управления подчинен субъекту управления. Соответственно весьма ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними. Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается субъекта управления.

На данной основе представляется возможным выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений , вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

  1. для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты);
  2. административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления);
  3. метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения;
  4. в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти);
  5. возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования , который базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Характерными чертами данного метода являются:

  • исполнительская дисциплина;
  • властный приказ;
  • подчиненность одних субъектов другим;
  • обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих.

Императивный метод правового регулирования, применяемый в административном праве, коренным образом отличается от диспозитивного метода правового регулирования, применяемого, в частности, в гражданском праве, который построен на равенстве прав и обязанностей сторон в общественных отношениях и координации их интересов и целей. Так, субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности. При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться в независимый орган - суд.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...