Конституция в иерархии нормативных правовых актов государства. Иерархия нормативно — правовых актов рф


§ 13. Конституция в иерархии нормативных актов

Что такое конституция? Среди правовых актов выделяется один, имеющий чрезвычайное значение в правовой системе страны – конституция. В переводе с латинского слово «конституция» означает установление, устройство.

Конституция – это основной закон государства; она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает избирательную систему, фиксирует права и обязанности граждан и др.

Конституция является главным юридическим документом государства. Она – основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с ее положениями. Например, если конституция закрепляет республиканскую форму власти, то вряд ли будет правильно, если в какой-то части государства примут положение о наследственном монархическом правлении. Бывают конституции, положения которых имеют прямое действие. Такова Конституция Российской Федерации. В случае нарушения какой-либо ее статьи можно обращаться прямо в суд.

Конституции делятся на писаные и неписаные. В большинстве стран, в числе которых и Россия, конституции писаные. Они представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства и т. д. Вместе с тем есть страны, в которых нет конституций в обычном смысле этого слова. К таким государствам относится, например, Великобритания, которая формально является конституционной монархией. Источниками британской конституции являются парламентские законы, конституционные соглашения и система «общего права», в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. Конституция Великобритании имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей – писаной и неписаной.

Конституционное право. Текст конституции составляет основы конституционного (или государственного) права. Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы, рассматривающая принципы организации и порядок деятельности органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством и другие правовые принципы и нормы, обладающие высшей юридической силой. Оно рассматривает и положения самой конституции.

Принципами конституционного права в России являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Основные источники конституционного права – Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы: о референдуме, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе и др.; федеральные законы: о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы РФ, об основных гарантиях избирательных прав граждан, об общих принципах организации местного самоуправления и др.

Конституционный вопрос в России. Этот вопрос имеет свою давнюю историю и специфику. Исторически регулирование государственной власти и управления на Руси развивалось, как и в других европейских странах, по логике обычного права. В рамках этого права, а в последующем и соответствующих законов формировались положения о престолонаследии, самодержавной власти, об участии различных сословий народа в управлении страной.

В XVI–XVII вв. компетенция великого государя, самодержца была безграничной. Ведению верховной самодержавной власти подлежали все сферы общественной жизни – политическая, экономическая, семейная, нравственная и т. д. Представительными учреждениями, через которые действовала верховная власть, были Боярская дума и в чрезвычайных случаях Земский собор, в котором народ был представлен достаточно широко. В него входили вся Боярская дума, высшее духовенство. На его совещаниях присутствовали также местные выборные власти – от дворян, купцов, иногда и «уездные люди», т. е. вольные крестьяне. Приведем в качестве примера состав Земского собора 1598 г., избравшего в цари Бориса Годунова: духовенство – 99; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5; сотники черных сотен – 16.

О конституции впервые серьезно заговорили в начале XIX в. в связи с реформаторскими разработками русского государственного деятеля М. М. Сперанского (1772–1839) и движением декабристов. Однако отношение к конституционному правлению у российского общества было в целом скептическим. Даже Л. Н. Толстой, которого трудно упрекнуть в монархизме, писал, что «переменять монархию на конституцию – это такая же нелепица, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество» (т. е. мелкие секты).

В царствование императора Александра II с целью установления конституционного правления были предприняты важные шаги: отмена крепостного права, проведение судебной реформы, демократизировавшей судопроизводство, а также земской, военной и др. Был подготовлен проект российской конституции. Террор народовольцев надолго приостановил становление конституционализма в империи.

В годы первой русской революции 1905–1907 гг. император Николай II счел необходимым предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых – право участвовать в управлении государством через представительную власть – Государственную думу. Вскоре были разработаны основные государственные законы, составившие неписаную конституцию Российской империи, аналогичную конституционным законам Великобритании.

В советский период отечественной истории было принято несколько конституций – в 1918, 1924, 1936, 1977 гг.

Советские конституции каждая по-своему отразили основные этапы продвижения общества по пути социалистического и коммунистического строительства. Истоки этих конституций – в первых актах советского государства. Это прежде всего Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная вождем Октябрьской революции В. И. Лениным. На ее базе была создана первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция СССР 1924 г. закрепила создание советской социалистической федерации. Важной вехой в развитии советской государственности стало принятие Конституции СССР 1936 г. И наконец, Конституция СССР 1977 г. закрепила тезис о построении в Советском Союзе «развитого социалистического общества».

Последние российские конституции советского периода формально основывались на демократических принципах. Однако их значительный демократический потенциал во многом не был реализован. Многие декларированные в конституциях принципы не находили воплощения в практике повседневной жизни, поскольку советская действительность регулировалась не правовыми, а в основном политическими идеями и нормами. Приведем один пример. Как известно, советы были основой политической системы в нашей стране с октября 1917 по октябрь 1993 г. Однако советы, давшие имя великой стране, в реальной жизни какой-либо значительной роли не играли. Это была пышная декорация, прикрывавшая реальную власть партийных руководителей. По Конституции, Верховный Совет СССР был высшим законодательным органом государства. Однако поразителен следующий факт: за 48 лет существования Верховного Совета ни один из его членов ни разу не выступил против принятия законов, проекты которых он рассматривал. Известен единственный случай, когда ректор Ленинградского университета А. Д. Александров в 1961 г. воздержался при голосовании закона о введении смертной казни за валютные операции. На следующий срок академик Александров кандидатом в депутаты Верховного Совета уже выдвинут не был.

Конституция РСФСР 1978 г. явилась точной копией Конституции СССР 1977 г. Даже после внесения в нее множества поправок она оставалась «конституцией эпохи развитого социализма».

Вопросы

1. Что такое конституция?

2. Каковы роль и место конституции среди других правовых актов?

3. Что представляют собой писаные и неписаные конституции?

4. Каковы были установления в области государственной власти и управления в России до 1917 г.?

5. Какое значение имели конституционные законы, принятые в период первой русской революции?

6. Какие конституции принимались после Октября 1917 г.?

7. Каковы особенности советских конституций?

Проблемы и аспекты

1. Какие бывают конституции по содержанию и способу принятия?

По содержанию конституции бывают трех видов: конституция идеологическая (такими бывают конституции тоталитарных стран); конституция власти, главная задача которой – распределение властных функций и полномочий (конституции США, Франции и др.); конституция человека, в центре которой должен стоять человек, его неотъемлемые права и свободы (конституции Италии, ФРГ, Японии и др.).

Известны несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США); учредительным собранием (Италия, Индия); путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия); путем октроирования, т. е. введения односторонним актом исполнительной власти – монархом или президентом.

2. Что такое конституционная система?

Многие юристы считают, что могущественна не сама конституция, а конституционная система. Она состоит, во-первых, из отношения общества к конституции, а во-вторых, из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. На протяжении минувшего семидесятилетия легко было убедиться в том, что советские конституции были декларациями, во многих своих частях не рассчитанными на реализацию в действительности. И в нынешней Конституции Российской Федерации есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, социальным и демократическим, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина и др. В настоящее время очень важно, чтобы действия как граждан, так и государства строго опирались на конституционные нормы, чтобы начали активно и независимо действовать суды общей юрисдикции, чтобы на страже закона стояла российская прокуратура и т. п.

3. Что такое конституционализм?

Понятие «конституционализм» является сравнительно новым для российской юриспруденции. Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти. Конституционализм основывается на нескольких элементах конституционного развития. Ряд из них относится к историческим событиям, как, например, принципы, связанные с английской Великой хартией вольностей (1215). Другие появились в эпоху Просвещения и были сформулированы в рамках теории естественного права. Многие основываются на более современных событиях. Некоторые исследователи считают, что в России начало конституционализма обозначил Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. Он, например, ввел важнейший конституционный принцип: никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думы.

В понятие «конституционализм» входят такие составляющие, как опора на согласие народа, ограниченное (во властных проявлениях) правительство, контроль над ним со стороны общества, неприкосновенность личности, открытое общество, преемственность правовых принципов и норм, проведение в жизнь конституции, разделение властей, федерализм и др. Следует, конечно, иметь в виду, что ссылки на «волю народа» при принятии важных государственных решений далеко не всегда имеют под собой реальную основу. Как писал французский мыслитель Алексис де Токвиль, «воля народа есть один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли». Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели ее в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства. Иные даже находили, что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта повиновения рождается право повелевать им.

Одно неоспоримо: для упрочения конституционализма необходимо как минимум последовательное, целенаправленное гражданско-правовое образование населения. Немаловажно также обеспечить широкую информированность граждан в вопросах внешней и внутренней политики и т. д.

Мнения, суждения, факты

25 мая 1787 г. в американском городе Филадельфия открылись заседания конвента для составления конституции США. 17 сентября 1787 г. этот документ был подписан почти всеми членами конвента. Джордж Вашингтон (первый президент США) заявил, что «эта Конституция – лучшая, какая только могла быть получена в настоящее время». Принятая более 200 лет назад Конституция США, обогащенная рядом поправок, действует до сих пор. Из действующих ныне конституций это самая «старая» писаная конституция.

В конце XVIII в. бывшие колониями Соединенные Штаты выбрали демократический путь развития, закрепили правовые гарантии этого пути в своей конституции и придерживаются сформулированных в ней принципов до настоящего времени.

Принятие Конституции США в 1787 г. было необходимо в первую очередь для того, чтобы сохранить единство государства после победы в Войне за независимость. Отцов-законодателей беспокоило то, что государство распадалось буквально на глазах, предыдущая же конституция была не в состоянии помочь правительству справиться с кризисом федерализма.

Таким образом, демократия в США законодательно началась с конституционного урегулирования проблем федеративного устройства американской республики, разделения полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов. (Отметим для себя важнейшее значение проблемы федерализма в любой большой стране, которая имеет стремящиеся к суверенитету территории.).

Далее в Конституции устанавливались правила формирования законодательной, исполнительной (в частности, выборов президента) и судебной властей путем демократических выборов. По мнению Алексиса де Токвиля, одним из важнейших достижений американской демократии является то, что она избежала двух основных (для любой демократии) опасностей: полного подчинения законодательной власти волеизъявлениям массы избирателей и концентрации в законодательных органах всех прочих видов правительственной власти. Сделано это было за счет всемерного укрепления федеральной (центральной) власти при разумном развитии местного самоуправления.

В Соединенных Штатах конституционное правление является могущественной силой, с которой все считаются. Это реальная часть американской жизни. Конституция США является действенным основным законом, поскольку она реализуется в жизни.

* * *

Слово «конституция»… было впервые введено в общественный организм России во времена декабристского путча, когда подстрекаемые путчистами солдаты кричали, что они за «Константина и его супругу Конституцию…». В 1890 г. в статье «По поводу конституционных вожделений нашей либеральной прессы» Н. Данилевский решительно осудил всякого рода конституционные грезы на западный лад, поскольку такая форма правления в русском обществе была, по его мнению, малоприемлема исторически… Конституционный монарх, вождь, президент, лавирующие между католическо-протестантскими биллями и реагирующие на любые отзвуки европейского общественного мнения, пригодны лишь для межумочных пустот. Для России же необходим постоянно действующий Минин, в случае необходимости готовый вновь воссоздать Русское государство по тому образцу, который ясными и определенными чертами навечно запечатлен в общенародной душе (В. Канавин, историк).

* * *

Распространенное суждение о том, что существуют государства с конституцией и государства без конституции, абсолютно неправомерно. У каждой страны конституция – один из ее скрепляюще-основополагающих элементов. Политический строй прошлой России определялся не только Сводом законов государства Российского, но и целым рядом конституционно-учредительных актов, ведущих свой отсчет с древних времен. Все же послереволюционные конституции своим реформирующим острием оказались направлены на то, чтобы исказить исторический характер народа, его морально-нравственные нормы, территориально-языковую среду (В. Кубалин, журналист).

Тесты и задания

А) 1. Конституционное право называется также:

а) основное право

б) государственное право

в) управленческое право

2. Слово «конституция» образовано от латинского constitutio, что означает:

а) установление

б) согласие

в) договор

3. Понятию «конституция» соответствует определение:

а) крупный юридический акт, содержащий все законы страны

б) присяга на верность государству

в) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека и др.

Б) 1. Из курса истории России приведите примеры парламентского решения государственных проблем (формирование властей и т. д.).

2. Как вы думаете, почему парламентская монархия устроила общественность Великобритании, Швеции, Голландии и других стран, но вызывала такую антипатию революционеров в России?

3. Конституция может быть принята парламентом, конституционным собранием (ассамблеей, конвентом), с помощью референдума, указом президента. Какой из этих путей принятия Конституции вы считаете наиболее демократическим; оперативным?

4. Конституция СССР 1936 г. считалась по содержанию одной из самых демократических в свое время. Что мешало воплотить ее положения о правах и свободах человека в жизнь? Что еще необходимо (кроме фиксации в Конституции) для того, чтобы права и свободы человека могли быть реально осуществлены и гарантированы?

5. Всегда ли перенесение на отечественную почву прогрессивных западных политико-правовых моделей способно привести к положительным результатам? Поясните свое мнение.

Темы для рефератов, сообщений

1. Конституционный вопрос в России.

2. Как соотносятся конституционализм и политический режим?

Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов 4 Основные виды нормативно – правовых актов По юридической силе нормативного акта Законы обладают высшей юридической силой; регулируют наиболее значимые отношения; принимаются высшим законодательным органом – Федеральным собранием РФ; Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой; должны соответствовать актам вышестоящих органов; субъекты РФ издают свои иногда законы принимаются Референдумом нормативно – правовые акты. (1993 год – Конституция РФ); все законы – иерархичны. Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, акт принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативный правовой акт в РФ (а также во многих других странах, относящихся к романо – германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права.

I 4. 1 Конституция РФ регулируют вопросы особой важности; II Федеральные конституционные законы их всего 14; принимаются большинством голосов. текущие III Ни один нормативный акт не может противоречить Конституции РФ Федеральные законы законы о СМИ; законы об окружающей среде. кодифицированные Трудовой Кодекс; Гражданский Кодекс. указы; IV Подзаконные акты Принимают: органы исполнительной власти, должностное лицо; существует иерархия в подзаконных актах. постановления; приказы; инструкции. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания, нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

4. 2 Нормативно – правовые акты имеют пределы временные пространственные начинается с момента их опубликования в течении 10 дней; определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа. заканчивается (утрачивает свою силу): субъективные (по кругу лиц) все граждане России обязаны соблюдать российские законы. -По истечении срока действия; -В результате прямой отмены; -В результате косвенной отмены. Конституция в иерархии нормативных актов Конституция Российской Федерации - основной закон российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. 6

Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года 10 июля 1918 как Конституция (Основной Закон) Р. С. Ф. С. Р. Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; Преамбуле закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы Первый раздел политической, общественной, правово 1, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеральное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. Конституция РФ: Основной Закон государства; находится на вершине иерархии, обладает; высшей юридической силой; имеет прямое действие; ни один нормативный акт не может противоречить Конституции РФ. «В каждом творце Конституции прячется утопист» Маньюэл Франк «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина» Лец Станислав Ежи 6. 1

§ 13. Конституция в иерархии нормативных актов

Что такое конституция? Среди правовых актов выделяется один, имеющий чрезвычайное значение в правовой системе страны – конституция. В переводе с латинского слово «конституция» означает установление, устройство.

Конституция – это основной закон государства; она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает избирательную систему, фиксирует права и обязанности граждан и др.

Конституция является главным юридическим документом государства. Она – основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с ее положениями. Например, если конституция закрепляет республиканскую форму власти, то вряд ли будет правильно, если в какой-то части государства примут положение о наследственном монархическом правлении. Бывают конституции, положения которых имеют прямое действие. Такова Конституция Российской Федерации. В случае нарушения какой-либо ее статьи можно обращаться прямо в суд.

Конституции делятся на писаные и неписаные. В большинстве стран, в числе которых и Россия, конституции писаные. Они представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства и т. д. Вместе с тем есть страны, в которых нет конституций в обычном смысле этого слова. К таким государствам относится, например, Великобритания, которая формально является конституционной монархией. Источниками британской конституции являются парламентские законы, конституционные соглашения и система «общего права», в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. Конституция Великобритании имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей – писаной и неписаной.

Конституционное право. Текст конституции составляет основы конституционного (или государственного) права. Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы, рассматривающая принципы организации и порядок деятельности органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством и другие правовые принципы и нормы, обладающие высшей юридической силой. Оно рассматривает и положения самой конституции.

Принципами конституционного права в России являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Основные источники конституционного права – Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы: о референдуме, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе и др.; федеральные законы: о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы РФ, об основных гарантиях избирательных прав граждан, об общих принципах организации местного самоуправления и др.

Конституционный вопрос в России. Этот вопрос имеет свою давнюю историю и специфику. Исторически регулирование государственной власти и управления на Руси развивалось, как и в других европейских странах, по логике обычного права. В рамках этого права, а в последующем и соответствующих законов формировались положения о престолонаследии, самодержавной власти, об участии различных сословий народа в управлении страной.

В XVI–XVII вв. компетенция великого государя, самодержца была безграничной. Ведению верховной самодержавной власти подлежали все сферы общественной жизни – политическая, экономическая, семейная, нравственная и т. д. Представительными учреждениями, через которые действовала верховная власть, были Боярская дума и в чрезвычайных случаях Земский собор, в котором народ был представлен достаточно широко. В него входили вся Боярская дума, высшее духовенство. На его совещаниях присутствовали также местные выборные власти – от дворян, купцов, иногда и «уездные люди», т. е. вольные крестьяне. Приведем в качестве примера состав Земского собора 1598 г., избравшего в цари Бориса Годунова: духовенство – 99; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5; сотники черных сотен – 16.

О конституции впервые серьезно заговорили в начале XIX в. в связи с реформаторскими разработками русского государственного деятеля М. М. Сперанского (1772–1839) и движением декабристов. Однако отношение к конституционному правлению у российского общества было в целом скептическим. Даже Л. Н. Толстой, которого трудно упрекнуть в монархизме, писал, что «переменять монархию на конституцию – это такая же нелепица, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество» (т. е. мелкие секты).

В царствование императора Александра II с целью установления конституционного правления были предприняты важные шаги: отмена крепостного права, проведение судебной реформы, демократизировавшей судопроизводство, а также земской, военной и др. Был подготовлен проект российской конституции. Террор народовольцев надолго приостановил становление конституционализма в империи.

В годы первой русской революции 1905–1907 гг. император Николай II счел необходимым предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых – право участвовать в управлении государством через представительную власть – Государственную думу. Вскоре были разработаны основные государственные законы, составившие неписаную конституцию Российской империи, аналогичную конституционным законам Великобритании.

В советский период отечественной истории было принято несколько конституций – в 1918, 1924, 1936, 1977 гг.

Советские конституции каждая по-своему отразили основные этапы продвижения общества по пути социалистического и коммунистического строительства. Истоки этих конституций – в первых актах советского государства. Это прежде всего Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная вождем Октябрьской революции В. И. Лениным. На ее базе была создана первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция СССР 1924 г. закрепила создание советской социалистической федерации. Важной вехой в развитии советской государственности стало принятие Конституции СССР 1936 г. И наконец, Конституция СССР 1977 г. закрепила тезис о построении в Советском Союзе «развитого социалистического общества».

Последние российские конституции советского периода формально основывались на демократических принципах. Однако их значительный демократический потенциал во многом не был реализован. Многие декларированные в конституциях принципы не находили воплощения в практике повседневной жизни, поскольку советская действительность регулировалась не правовыми, а в основном политическими идеями и нормами. Приведем один пример. Как известно, советы были основой политической системы в нашей стране с октября 1917 по октябрь 1993 г. Однако советы, давшие имя великой стране, в реальной жизни какой-либо значительной роли не играли. Это была пышная декорация, прикрывавшая реальную власть партийных руководителей. По Конституции, Верховный Совет СССР был высшим законодательным органом государства. Однако поразителен следующий факт: за 48 лет существования Верховного Совета ни один из его членов ни разу не выступил против принятия законов, проекты которых он рассматривал. Известен единственный случай, когда ректор Ленинградского университета А. Д. Александров в 1961 г. воздержался при голосовании закона о введении смертной казни за валютные операции. На следующий срок академик Александров кандидатом в депутаты Верховного Совета уже выдвинут не был.

Конституция РСФСР 1978 г. явилась точной копией Конституции СССР 1977 г. Даже после внесения в нее множества поправок она оставалась «конституцией эпохи развитого социализма».

1. Что такое конституция?

2. Каковы роль и место конституции среди других правовых актов?

3. Что представляют собой писаные и неписаные конституции?

4. Каковы были установления в области государственной власти и управления в России до 1917 г.?

5. Какое значение имели конституционные законы, принятые в период первой русской революции?

6. Какие конституции принимались после Октября 1917 г.?

7. Каковы особенности советских конституций?

Проблемы и аспекты

1. Какие бывают конституции по содержанию и способу принятия?

По содержанию конституции бывают трех видов: конституция идеологическая (такими бывают конституции тоталитарных стран); конституция власти, главная задача которой – распределение властных функций и полномочий (конституции США, Франции и др.); конституция человека, в центре которой должен стоять человек, его неотъемлемые права и свободы (конституции Италии, ФРГ, Японии и др.).

Известны несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США); учредительным собранием (Италия, Индия); путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия); путем октроирования, т. е. введения односторонним актом исполнительной власти – монархом или президентом.

2. Что такое конституционная система?

Многие юристы считают, что могущественна не сама конституция, а конституционная система. Она состоит, во-первых, из отношения общества к конституции, а во-вторых, из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. На протяжении минувшего семидесятилетия легко было убедиться в том, что советские конституции были декларациями, во многих своих частях не рассчитанными на реализацию в действительности. И в нынешней Конституции Российской Федерации есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, социальным и демократическим, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина и др. В настоящее время очень важно, чтобы действия как граждан, так и государства строго опирались на конституционные нормы, чтобы начали активно и независимо действовать суды общей юрисдикции, чтобы на страже закона стояла российская прокуратура и т. п.

3. Что такое конституционализм?

Понятие «конституционализм» является сравнительно новым для российской юриспруденции. Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти. Конституционализм основывается на нескольких элементах конституционного развития. Ряд из них относится к историческим событиям, как, например, принципы, связанные с английской Великой хартией вольностей (1215). Другие появились в эпоху Просвещения и были сформулированы в рамках теории естественного права. Многие основываются на более современных событиях. Некоторые исследователи считают, что в России начало конституционализма обозначил Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. Он, например, ввел важнейший конституционный принцип: никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думы.

В понятие «конституционализм» входят такие составляющие, как опора на согласие народа, ограниченное (во властных проявлениях) правительство, контроль над ним со стороны общества, неприкосновенность личности, открытое общество, преемственность правовых принципов и норм, проведение в жизнь конституции, разделение властей, федерализм и др. Следует, конечно, иметь в виду, что ссылки на «волю народа» при принятии важных государственных решений далеко не всегда имеют под собой реальную основу. Как писал французский мыслитель Алексис де Токвиль, «воля народа есть один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли». Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели ее в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства. Иные даже находили, что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта повиновения рождается право повелевать им.

Одно неоспоримо: для упрочения конституционализма необходимо как минимум последовательное, целенаправленное гражданско-правовое образование населения. Немаловажно также обеспечить широкую информированность граждан в вопросах внешней и внутренней политики и т. д.

Мнения, суждения, факты

25 мая 1787 г. в американском городе Филадельфия открылись заседания конвента для составления конституции США. 17 сентября 1787 г. этот документ был подписан почти всеми членами конвента. Джордж Вашингтон (первый президент США) заявил, что «эта Конституция – лучшая, какая только могла быть получена в настоящее время». Принятая более 200 лет назад Конституция США, обогащенная рядом поправок, действует до сих пор. Из действующих ныне конституций это самая «старая» писаная конституция.

В конце XVIII в. бывшие колониями Соединенные Штаты выбрали демократический путь развития, закрепили правовые гарантии этого пути в своей конституции и придерживаются сформулированных в ней принципов до настоящего времени.

Принятие Конституции США в 1787 г. было необходимо в первую очередь для того, чтобы сохранить единство государства после победы в Войне за независимость. Отцов-законодателей беспокоило то, что государство распадалось буквально на глазах, предыдущая же конституция была не в состоянии помочь правительству справиться с кризисом федерализма.

Таким образом, демократия в США законодательно началась с конституционного урегулирования проблем федеративного устройства американской республики, разделения полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов. (Отметим для себя важнейшее значение проблемы федерализма в любой большой стране, которая имеет стремящиеся к суверенитету территории.).

Далее в Конституции устанавливались правила формирования законодательной, исполнительной (в частности, выборов президента) и судебной властей путем демократических выборов. По мнению Алексиса де Токвиля, одним из важнейших достижений американской демократии является то, что она избежала двух основных (для любой демократии) опасностей: полного подчинения законодательной власти волеизъявлениям массы избирателей и концентрации в законодательных органах всех прочих видов правительственной власти. Сделано это было за счет всемерного укрепления федеральной (центральной) власти при разумном развитии местного самоуправления.

В Соединенных Штатах конституционное правление является могущественной силой, с которой все считаются. Это реальная часть американской жизни. Конституция США является действенным основным законом, поскольку она реализуется в жизни.

Слово «конституция»… было впервые введено в общественный организм России во времена декабристского путча, когда подстрекаемые путчистами солдаты кричали, что они за «Константина и его супругу Конституцию…». В 1890 г. в статье «По поводу конституционных вожделений нашей либеральной прессы» Н. Данилевский решительно осудил всякого рода конституционные грезы на западный лад, поскольку такая форма правления в русском обществе была, по его мнению, малоприемлема исторически… Конституционный монарх, вождь, президент, лавирующие между католическо-протестантскими биллями и реагирующие на любые отзвуки европейского общественного мнения, пригодны лишь для межумочных пустот. Для России же необходим постоянно действующий Минин, в случае необходимости готовый вновь воссоздать Русское государство по тому образцу, который ясными и определенными чертами навечно запечатлен в общенародной душе (В. Канавин, историк ).

Распространенное суждение о том, что существуют государства с конституцией и государства без конституции, абсолютно неправомерно. У каждой страны конституция – один из ее скрепляюще-основополагающих элементов. Политический строй прошлой России определялся не только Сводом законов государства Российского, но и целым рядом конституционно-учредительных актов, ведущих свой отсчет с древних времен. Все же послереволюционные конституции своим реформирующим острием оказались направлены на то, чтобы исказить исторический характер народа, его морально-нравственные нормы, территориально-языковую среду (В. Кубалин, журналист ).

Тесты и задания

А) 1. Конституционное право называется также:

а) основное право

б) государственное право

в) управленческое право

2. Слово «конституция» образовано от латинского constitutio, что означает:

а) установление

б) согласие

в) договор

3. Понятию «конституция» соответствует определение:

а) крупный юридический акт, содержащий все законы страны

б) присяга на верность государству

в) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека и др.

Б) 1. Из курса истории России приведите примеры парламентского решения государственных проблем (формирование властей и т. д.).

2. Как вы думаете, почему парламентская монархия устроила общественность Великобритании, Швеции, Голландии и других стран, но вызывала такую антипатию революционеров в России?

3. Конституция может быть принята парламентом, конституционным собранием (ассамблеей, конвентом), с помощью референдума, указом президента. Какой из этих путей принятия Конституции вы считаете наиболее демократическим; оперативным?

4. Конституция СССР 1936 г. считалась по содержанию одной из самых демократических в свое время. Что мешало воплотить ее положения о правах и свободах человека в жизнь? Что еще необходимо (кроме фиксации в Конституции) для того, чтобы права и свободы человека могли быть реально осуществлены и гарантированы?

5. Всегда ли перенесение на отечественную почву прогрессивных западных политико-правовых моделей способно привести к положительным результатам? Поясните свое мнение.

Темы для рефератов, сообщений

1. Конституционный вопрос в России.

2. Как соотносятся конституционализм и политический режим?

а) государства взяли на себя юридические обязательства перед международным сообществом содействовать осуществлению прав своих граждан;

б) государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств;

в) жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, не подведомственные притесняющим их властям.

В отличие от вышеназванных документов ценность Европейской конвенции состоит не в каталоге прав и свобод человека, которые она зафиксировала, а в создании механизма их имплементации, под которой понимают фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международных правовых норм в национальное законодательство.

10. Конституция в иерархии нормативных актов

Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio - установление, учреждение, устройство). Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);

в) обладает высшей юридической силой (все текущее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);

г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;

д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая факти-нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло-ния ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава - права и свободы человека и гражданина, третья глава - федеративное устройство государства, четвертая глава - правовой статус Президента, пятая глава - правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава - порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава - принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава - основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.

Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2 /з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой-либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно-правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со-держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).

11. Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

Также к основным источникам права принято относить и естественное право. Правовой обычай Правовой обычай считается первой формой выражения содержания права. Некоторые нормы обычного права используются до сих пор. Правовым обычаем принято считать правило поведения, вошедшее в привычку у народа и которому государственные органы придали общеобязательное значение. Но не каждый обычай становится нормой права. В данном случае, правовой обычай носит принудительный характер. Судебный прецедент Такой источник права, как судебный прецедент, представляет собой судебное решение по юридическому делу, которое в конечном итоге становится образцом при рассмотрении других аналогичных дел. По-другому судебный прецедент называют судебным правом или правом судей. Алгоритм возникновения такого источника права довольно прост и справедлив.

Иерархия нормативно-правовых актов рф. правовая система российской федерации

В федеративном государстве каждый субъект, наряду с иными атрибутами, имеет и свою собственную систему законодательства. В Российской Федерации 83 субъекта и, следовательно, наряду с федеральной, существуют еще 83 системы законодательства.

Правовой основой для формирования таких систем является прежде всего ряд положений Конституции Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». Статус субъектов Российской Федерации определяет ст.
66 Конституции РФ, а систему нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливает ст. 76 Конституции РФ. Однако необходимо обратим внимание на ряд моментов.

Иерархия нормативно — правовых актов рф

Толстика, противоречия между нормативными постановлениями законодательных органов и нормативными актами — указами (постановлениями) глав исполнительной власти вполне возможны, такие коллизии следует рассматривать как иерархические. В таком случае приоритет следует отдать актам представительного органа.


В конечном счете, законодательный орган власти вместо постановления может принять закон и тем самым придать своим нормам более высокую юридическую силу Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. Н.Новгород: Изд-во «Общество Интелсервис», 2002.

Внимание

С. 182.. Нормативные указы (постановления) руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов в свою очередь имеют более высокую юридическую силу, чем акты, принимаемые любыми иными органами соответствующей ветви власти. Определяющим в данном случае является фактор «иерархия государственных органов».

4.иерархия нормативных правовых актов.

Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений, а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса. Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.


Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Иерархия нормативно-правовых актов рф

Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Источники права

Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА.

Инфо

Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.


Российская Конституция Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой.

Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон.

Правовая система российской федерации

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

  • Международные акты
  • Акты Конституционного суда РФ

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора Кроме того, согласно ст.

Конституция в иерархии нормативных актов

Государственная власть в современной России во многом основана на праве, как основном регуляторе общественных отношений. Данный подход является новинкой, потому что территория РФ большую часть своей истории провела под флагами монархических и республиканско-тоталитарных государств.

Как мы понимаем, централизация власти в подобных странах достаточно велика, а вот роль права незначительна. Таким образом, современная правовая система России является огромным шагом вперёд на пути к достижению совершенного демократического строя.

Анализируя созданную правовую систему этого государства, необходимо подчеркнуть большую роль нормативных актов. Они не только упорядочивают и регулируют общественные отношения, но также позволяют целостно и эффективно реализовать нормы права в реальной жизни. Подобная значимость нормативных актов существует благодаря жёсткой иерархии, в которой они находятся.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом: Конституция Федеральные конституционные законы Федеральные законы Указы Президента Постановления Правительства Акты федеральных органов исполнительной власти Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нпа в конституции рф и их иерархия

Нормативные акты правительства имеют две основные формы:

  • Постановления – акты многократного действия, нормативного характера, действующие на неограниченное количество лиц.
  • Распоряжения – акты ненормативного характера.

Юридическая сила нормативных правовых актов, иерархия которых основана на вертикальном подчинении, имеет немаловажное значение в процессе издания распоряжений и постановлений правительства России. Они не могут противоречить указам президента, законам и конституции, иначе их действие прекращается.

Таким образом, акты правительства Российской Федерации имеют меньшую юридическую силу в сравнении с иными федеральными документами. Но они наделены приоритетом перед ведомственными и территориальными нормативными актами.

Ведомственные НПА Ведомственные акты издаются отдельными министерствами или иными органами исполнительной власти.
Политическая история этой страны существенно повлияла на структуру и жизнеспособность права. С момента становления РФ как самостоятельного государства стали появляться необходимые на тот момент источники права. Иерархия нормативных правовых актов также стала развиваться с появлением демократического режима в РФ. Потраченные усилия на воссоздание государства не прошли даром. Сегодня Российская Федерация является достаточно мощной политической и экономической державой, которая действует согласно Конституции РФ 1993 года. Что такое иерархия НПА? Иерархия нормативно-правовых актов – это жёсткая структура, которая основывается на юридической силе актов государственной власти. Существуют и другие критерии построения иерархии. Но в Российской Федерации юридическая сила является основным фактором построения структуры.

Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой‑либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно‑правовых актов.

Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со‑держатся непосредственно действующие правовые нормы. Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации.

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...