Правовая культура понятие виды в птп. Правовая культура


Понятие, структура и виды правовой культуры.

Право как продукт общественного развития характеризует культуру обще­ства в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры во­обще.

Правовая культура представляет собой составную часть ду­ховной культуры общества. В зависимости от того, какими представ­лениями о мире живут люди, можно определить уровень их общей духовной культуры. Насколько же в организации своей жизни они рассчитывают на возможности права и используют их, можно гово­рить об уровне правовой культуры.

Правовая культура - это качественное состояние исполь­зования права в жизни общества, своего рода барометр спроса и использования возможностей права в разрешении повседневных жи­тейских проблем и вопросов. Поэтому нетрудно установить, что уро­вень правовой культуры зависит от степени близости содержания за­конодательства к нуждам и интересам людей, степени доступности широкому кругу лиц реального осуществления заложенных в законо­дательство прав и свобод.

Без пра­вовой культуры самая совершенная правовая система функциониро­вать не будет. Государства с низкой правовой культурой имеют и не­совершенную правовую систему и наоборот.

Правовая культура тесно связана с правосознанием, пред­ставляющим собой отражение правовой действительности в соз­нании людей. Представления о праве люди складывают главным образом через деятельность правоохранительных органов и по собст­венному опыту соприкосновения с правовой действительностью.

Правовая культура, правосознание, правовой образ жизни в целом должны соответствовать требованиям цивилизованного демо­кратического общества. Должен быть преодолен страх перед правом, насажденный во времена использования его как орудия насилия. В нормальном обществе люди живут, работают, смеются, отдыхают, и право им не мешает. Можно прожить всю жизнь и не встретиться с правовой ответственностью. Юридическое право, законы рассчитаны в основном на тех, кто их не соблюдает, поэтому в условиях правово­го государства так важно осознание всеми необходимости права и государства на случаи нарушения прав и свободы людей, а также ос­вободиться от боязни права.

Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совер­шенства законодательства и юридической практики, выражающее утвержде­ние и развитие права как социальной ценности (проф. С.С. Алексеев).

Правовая культура – это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний, характеризующее в конечном итоге качественное состояние правовой жизни общества.

Правовая культура – это система правовых ценностей, реализующихся в правовом законодательстве, юридической технике, законности и правопорядке.

Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве. Необходимым элементом правовой культуры является нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.

Показателями уровня правовой культуры в цивилизованном обществе являются:

· Незыблемость конституционного строя;

· Признание верховенства законов;

· Уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина;

· Системность и доступность законодательства;

· Строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

С точки зрения этих показателей можно оценить правовую культуру правотворчества, правовую культуру правоприменения или обеспечения правопорядка в стране, правовую культуру общества в целом, социальных групп, отдельных людей.

Правовая культура общества имеет свою структуру, т.е. складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

- Состояние правосознания в обществе, т.е. степень выражения, знания и понимания права, осознания необходимости строгого выполнения требований законности, развитости чувства права и законности. Правовая культура всегда связывается с оценкой уровня знания и понимания права, степенью веры в право, развитостью чувства права и законности. Важным показателем правовой культуры являются уровень массового правосознания, объем и интенсивность общего правового воспитания.

- Состояние законности. Это характеризуется степенью развертывания всех ее требований, реальностью их осуществления. Является одним из важнейших проявлений культуры общества. Правовая культура немыслима без строжайшей законности. Причем уровень правовой культуры в значительной степени зависит и от того, насколько уважительно законодатель относится к издаваемым им нормам.

- Состояние законодательства, его совершенство по содержанию и форме. Такое состояние законодательства в обществе предполагает подлинно его научное построение, нахождение наиболее оптимальных методов, способов, типов регулирования данных отношений, строгое соблюдение правотворческой процедуры и т.д.

- Состояние практической работы суда, прокуратуры, других юридических органов, которые при осуществлении возложенных на них функций выполняют роль применения права.

Проф. В.В. Лазарев отмечает, что можно выделитьчетыре разновидности проявлений правовой культуры:правовые идеи, правовые нормы и институ­ты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти проявления правовой культуры являются, по существу, исферами ее действия.

По видам правовую культуру можно разделить на правовую культуруоб­щества в целом , правовую культуруиндивида, а также правовую культуру группы , социальных общностей (классов, наций, народа).

Показателями состояния правовой культуры в обществе является:

Степень насыщенности правосознанием членов общества;

Состояние законности и правопорядка в обществе;

Состояние системы юридического образования, уровень развития юридической науки.

Состояние действующего законодательства, каналы информации.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Высший уровень правовой культуры личности – это правовая активность. Она проявляется,

Во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;

Во-вторых, в законности поведения, в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности.

Особую разновидность составляет профессиональная правовая культура юристов. Это одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.



Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Главное в профессиональной правовой культуре – высокое место права, его верховенство.

Выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

В литературе выделяют также уровни правовой культуры: обыденный, теоретический и профессиональный уровень.

Обыденный уровень правовой культуры личности складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни человека, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.

Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизма правового регулирования, а не только его отдельных направлений.

Профессиональный уровень правовой культуры юриста определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Правовая культура юриста выражается в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

Тема 16 «МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ».

1. Правовая культура: понятие и виды

1.1 Понятие правовой культуры

Правовая культура – часть человеческой культуры, совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

Правовая культура полностью не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной и т.д.), создавая тем самым своеобразное, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов. Определенные общие границы правовая культура имеет с политической культурой, т.к. деятельность государства, субъектов политических отношений входит в сферу правовых отношений. Она также функционирует во взаимодействии с нравственной, эстетической, религиозной и другими видами культуры.

Роль правовой культуры в жизни общества многогранна. Правовая культура – своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Данный прогресс подразумевает создание собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, и представление обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей, организмом, все элементы которого (нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы) обладают качествами продуктов человеческого духа, исторического отбора, труда, жизненной апробации. Данный вид культуры – практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов – государственности, правопорядка, правовой системы.

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельную категорию, т.к. включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

Уровень развития правовой культуры в обществе является показателем становления правовой государственности. Правовое государство невозможно без высокого уровня правовой культуры общества.

Следует отметить взаимосвязь законности и правовой культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и правовой культуры. Как часть общей культуры, правовая культура предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. В свою очередь законность способствует формированию культуры общества.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов, одними из первых исследовавших данную проблему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям.

По мнению А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

По мнению Е.В. Аграновской, правовая культура – это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере.

Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Но, как видно, во всех определениях правовая культура выступает как явление социальное, невозможное без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Данное понятие представляет собой сложное и многогранное явление. Важно отметить, что правовая культура:

1. включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм, деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;

2. отражает качественное состояние правовой жизни страны. Поэтому для каждого государства характерен свой уровень правовой культуры;

3. является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство;

4. составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;

5. во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6. служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

1.2 Виды (формы) правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

· Правовую культуру общества;

· Правовую культуру личности;

· Правовую культуру профессиональной группы.

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовую культуру личности составляют:

· правосознание и правовое мышление;

· правомерное поведение;

· результаты правомерного поведения и правового мышления.

Правовая культура личности (общая и специальная - профессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от:

· степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества;

· специфики профессиональной деятельности;

· индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.

Правовая культура личности предполагает:

· наличие правовых знаний, юридической информации. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

· превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

· готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, а главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Другими словами, правовая культура личности - это позитивное правовое сознание в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта – ее важная составная часть.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены нормами права.

Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и ее структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

«Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»2.

«Правовая культура -- это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества».3 2 Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В. Д. Перевалова. - М., 1997. - С.331

3 Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000. с.161.

Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)»4 4 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М. - НОРМА,1996 с.148, законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности. Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность. Некоторые учёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлению колеса. «Закон как инструмент организации общественных отношений -- пока непревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля».5 5 там же с. 149

Правовая культура может быть рассмотрена с двух сторон: личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. «В правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры -- нормативные суждения или деонтические модальности, включающие «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности».6 6 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997 с.568

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические элементы, но и юридически значимое поведение.

Правовая культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Поскольку культура - выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна, следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие - самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему.

«Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов».7 7 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2006. с.631

Чтобы понять сущность правовой культуры необходимо рассмотреть ее структуру. Первым компонентом можно выделить нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентом является правовая деятельность, которая содействует укреплению законности и правопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм. Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений.

Рассмотрим каждый из этих уровней отдельно. При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются три основных уровня правовой культуры:

  • · обыденный;
  • · профессиональный (специальный);
  • · теоретический.

Правовая культура формируется постепенно. Под влиянием окружающей среды формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями -- основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения. Обыденный уровень как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения не глубоки. С помощью такой культуры нельзя объективно осмыслить и оценить все стороны правовой практики.

Однако было бы ошибкой рассматривать правовую культуру на обыденном уровне. Это становится понятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения»8 8 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2006. с.633. Правовая культура во многом определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации права и обязанности его исполнения (например, заполнение налоговой декларации о совокупном годовом доходе).

Профессиональный уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций.

Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов. Правоприменение, «властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации»9 9 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИНФРА*М - НОРМА, 1997 с.332, является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя. Заметим, что совершенствование структуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России -- правосудия.

Профессор Корельский обозначил ещё один, высший на его взгляд, уровень правовой культуры -- уровень развития всей системы юридических актов, «т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества». 1 10 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИНФРА*М - НОРМА, 1997 с.3320Закон должен быть непротиворечивым, понятным для населения, по возможности кратким и обязательно опубликован в доступном для населения источнике. Система законодательства, основой которой является конституция государства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. На основе её анализа можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и всей его культуры в целом. Укажем важную правовую тонкость, понимание которой повышает нашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «пока нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела, ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и т. д.». 1 11 Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура» М. Просвещение, 1988 с.401Нарушение закона никогда не бывает целесообразным.

На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.

Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

Но как отмечает А.П. Семитко, «Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах.» 1 12 Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. - М., 1997. - С. 2

Говоря о функциях правовой культуры, мы можем выделить такие функции, как познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, правосоциализаторская, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она признана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий а формирование правового государства. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. На этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права). Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма меж субъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законодательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего.

Истинная функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения культурных правовых целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Профессор В.В.Лазарев в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет Лазарев, - преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий развития правовой культуры». 1 13 В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. - М., 2000. -С.488 3

В этой связи хочется привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина: «народ, не знающий законов своей страны, ведет вне правовую жизнь, или довольствуется....неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права..».1 14 И.А. Ильин. О сущности правосознания. - М., 1993. -С. 23-24 4

Правовая культура взаимодействует с другими сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при э том, в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка»1 15 В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. - М., 2000. -С.48 5

Понятие правовой культуры следует рассматривать в аспекте общего понимания культуры. Несмотря на многоплановость и многоаспектность последней, научные взгляды о культуре представляется возможным свести к трем группам: 1)антропологические; 2)социологические; 3)философские. При антропологическом анализе культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных. Социологический подход трактует ее в виде суммы духовных ценностей, в этом смысле культура выступает как компонент общественной жизни. При философском взгляде культура рассматривается среди явлений, выделяемых чисто аналитически, не связанных с общественным развитием. В связи с этим, в самом широком смысле понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Синтезируя указанные концепции культуры, представляется очевидным ее понимание и как творческого процесса и как специфического способа человеческой деятельности. В связи с этим, правовую культуру как одну из разновидностей культуры в целом, следует рассматривать в двух аспектах: интериорного - выражающего мир психологических процессов индивидов и поведенческого - когда культура объективируется в соответствующих действиях. При этом важное значение отводится прогрессивному развитию личности как субъекта права, его творческой деятельности и передового мышления. Таким образом, функционально-содержательный аспект правовой культуры позволяет понимать ее как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, созданные людьми в области права.

Правовая культура- это состояние правовой жизни общества, выраженное в высоком уровне правовой действительности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта. По существу, это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической мысли, юридической техники и практики.

Правовая культура тесно взаимосвязана и функционирует с политической, нравственной, религиозной и другими разновидностями культуры. В полной мере она может быть понята лишь в общем контексте социального прогресса. Она безжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой истории и без перспективного значения ее функционирования в настоящем.

Следует различать понятия «правовая культура общества» и «правовая культура личности». Первое понятие характеризует ценностный срез правовой реальности, уровень ее поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилизаций. Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом ее правовой защищенности и гражданской активности, обязует власть придать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности, являясь компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер ее развития, обеспечивающая социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Такая деятельность способна соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение как самой личности, так и общества. Поэтому правовая культура личности - необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, вместе с тем это степень и характер правового развития самой личности.

Структурными элементами правовой культуры являются: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Следует отметить, что указанные элементы характеризуют лишь уровень правового развития общества. Содержание правовой культуры будут определять характер, эффективность, степень развития указанных элементов.

Правовая культура личности проявляется, прежде всего, в подготовленности его к восприятию прогрессивных правовых идей и законов, в умении и навыках пользоваться правом, также в оценке собственных знаний права. Помимо указанного, она выражается в определенном характере и уровне творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. И, наконец, правовая культура выступает как творческая деятельность в сфере права, выражающаяся как его внутренний потенциал.

Модель правокультурной личности предполагает характеристику: 1. Правового поведения личности; 2. Ее отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка; 3. Привычки к правомерному поведению; 4. Гражданско-правовой активности. Обладая высокой правовой культурой, гражданин свободно ориентирует свое поведение исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. В этом аспекте выделяют обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровень правовой культуры.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. Юристам свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Теоретический уровень представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений и всего механизма правового регулирования. Оно вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов. Законотворчество и законоприменение компетентными органами предполагают достаточно высокий уровень теоретической правовой культуры.

Обыденное, профессиональное и научно-теоретическое уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теория правовой культуры как форма осознания потребностей общества в правовом регулировании тех или иных сфер жизни является идейно-теоретической источником права.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана поставить человека в центр общественного развития, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. В связи с этим данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, общества в целом. Данная функция реализуется через правовые и иные социальные нормы. Присущие правовой культуре идеалы и принципы способствуют консолидации социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства, тем самым вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры проявляется в фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании индивидов и их поступках. Оценке подвергается правовая реальность в целом - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом.

Правосоциализаторская функция раскрывается через процесс формирования правовых качеств личности посредством целенаправленной правовоспитательной работы, юридического всеобуча населения, активизации процессов самовоспитания личности.

Коммуникативная функция обеспечивает общение граждан в юридической сфере, приобщение их к правовым культурам других народов. Данная функция выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, ее развития.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан их социальной активности. Функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Правовую культуру личности и общества следует рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общегуманистических завоеваний человечества, она является неотъемлемым компонентом правового государства.

Глава 20. Законность и правопорядок


Правовая культура – 1) совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц; 2) совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.
Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, высоко организованная юридическая практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности
Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.
Содержание правовой культуры включает: знание права, отношение к праву, привычку соблюдать право (закон), правовую активность.
Структура правовой культуры включает: культуру правового сознания, правового поведения; культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.
Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.
Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.
Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.
Виды правовой культуры: правовая культура общества; правовая культура индивида; правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).
Уровни правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.
Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.
Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.
Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.
Функции правовой культуры:
- познавательная - освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Данная функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества;
- регулятивная - направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы;
- коммуникативная - способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.
- прогностическая - охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.
- ценностно-нормативная - проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Данная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права.
Вывод:
Правовая культура - качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.
Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...