Что такое пбу 18 в бухгалтерии. Учетная политика для целей бухгалтерского учета: постоянные и временные налоговые разницы, текущий налог на прибыль


Разделы: Учетная политика организации

При организации учетного процесса и при формировании налоговой базы по отдельным налогам сталкиваешься с целым рядом проблем.

        Рассмотрим основные элементы учетной политики по ПБУ 18/02
К требованию рациональности необходимо обращаться, например, при организации учета по ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".

Условия отнесения организации к субъектам малого или среднего бизнеса определены Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Закон №209-ФЗ). В п. 1 статьи 4 Закона №209-ФЗ установлены три критерия, на основании которых организация относится к малым или средним предприятиям:

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в том случае, если предельные значения средней численности работников или выручки от реализации товаров (работ, услуг) держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Если у вашей организации в 2009 г. не превышались предельные значения по средней численности работников и по объему выручки, установленные для субъектов малого бизнеса, а по итогам 2010 г. по одному из этих показателей она начала соответствовать критериям среднего предприятия, значит, в 2010 г. организация все еще считается малым предприятием. Поэтому может по-прежнему не применять ПБУ 18/02. Но данное решение должно быть зафиксировано в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Если организация изменяет учетную политику в части применения ПБУ 18/02, ей следует отразить последствия такого решения ретроспективным способом. Об этом записано в п. 15 ПБУ 1/2008.

Организации обязаны применять ПБУ 18/02, если не являются субъектами малого предпринимательства.

        Учет постоянных и временных разниц
Организации обязаны выделять постоянные и временные разницы, возникающие между данными бухгалтерского и налогового учета, и формировать финансовый результат в бухгалтерской отчетности с учетом возникших постоянных разниц и отложенных налоговых обязательств и активов. Но теперь допускаются разные способы ведения учета таких разниц и налоговых активов и обязательств.

Организации могут самостоятельно выбирать вариант учета постоянных и временных разниц, а также возникших постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств. Более того, в учетной политике по бухгалтерскому учету нужно закреплять способ определения суммы текущего налога на прибыль.

Правила ведения бухгалтерского учета постоянных и временных разниц, изложенные в п. 3 ПБУ 18/02, звучат так: "Информация о постоянных и временных разницах формируется на основании первичных учетных документов на счетах бухгалтерского учета либо в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно".

При этом постоянные и временные разницы отражаются в бухгалтерском учете обособленно. В аналитическом учете временные разницы учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница.

Как видим, в ПБУ 18/02 по-прежнему сохраняется норма о том, что данные о постоянных и временных разницах формируются на основании первичных учетных документов. В учетной политике организация самостоятельно определяет порядок учета таких разниц. Их можно отражать либо непосредственно на бухгалтерских счетах, либо в ином порядке (например, во внесистемных бухгалтерских регистрах - таблицах, расчетах и т.д.). При этом организация должна обособленно отражать в бухгалтерском учете постоянные и временные разницы.

Главное отличие прежнего порядка от нового заключается в том, что требования к аналитическому учету касаются только временных разниц. Их нужно отражать дифференцированно по видам тех активов и обязательств, в отношении которых возникла данная временная разница. В отличие от постоянных временные разницы существуют в течение нескольких отчетных периодов. После формирования их нужно отслеживать в дальнейшем до момента полного списания. А постоянные разницы, единожды возникнув, сразу же влияют на финансовые результаты и сумму налога на прибыль. Поэтому у бухгалтера нет необходимости впоследствии обращаться к ранее возникшим постоянным разницам.

Поэтому детальный учет постоянных разниц по всем видам активов и обязательств, по которым они возникли, можно не вести. Таким образом, в учетной политике организации надо закрепить порядок отражения в бухгалтерском учете информации о постоянных и временных разницах и способ ведения аналитического учета временных разниц.

Организация вправе самостоятельно решать, насколько детально нужно вести аналитический учет при отражении отложенных налоговых активов и обязательств. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике. Организация может вообще отказаться от детального аналитического учета отложенных налоговых активов и обязательств, если для нее не составляет особого труда отслеживать движение этих сумм на основе имеющейся аналитики временных разниц.

        Расчет текущего налога на прибыль
В ПБУ 18/02 изменилось содержание п. 22, согласно которому каждая организация самостоятельно выбирает один из двух способов определения величины текущего налога на прибыль:
  • на основании данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с п. п. 20 и 21 ПБУ 18/02 (исходя из величины условного расхода или условного расхода по налогу на прибыль, скорректированных на сумму постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств);
  • на основании налоговой декларации по налогу на прибыль.
Какой бы способ определения суммы текущего налога на прибыль ни выбрала организация в учетной политике, эта величина должна быть равна сумме налога, отраженного в налоговой декларации. Такое правило записано в п. 22 ПБУ 18/02.

Организация сама решает, как рассчитывать сумму текущего налога на прибыль для целей бухгалтерского учета. Как и раньше, это можно делать путем формирования суммы условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль, а также сумм постоянных налоговых активов и обязательств и отложенных налоговых активов и обязательств. Можно также использовать для применения ПБУ 18/02 ту сумму налога на прибыль, которая исчислена исходя из данных налоговой декларации.

Может ли организация теперь начислять сумму налога на прибыль единственной записью по дебету счета 99 кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", взяв этот показатель из налоговой декларации. Нет, не может. Организации по-прежнему обязаны применять нормы ПБУ 18/02 и отражать в бухгалтерском учете и отчетности налоговые величины, предусмотренные этим стандартом (условный расход или условный доход по налогу на прибыль, постоянные налоговые обязательства и активы, отложенные налоговые активы и обязательства).

Сумму текущего налога на прибыль из налоговой декларации можно использовать лишь для упрощенного применения норм ПБУ 18/02. Расчетным путем определяется размер некоторых налоговых величин, предусмотренных ПБУ 18/02. Так, если известны такие показатели, как условный расход (условный доход) по налогу на прибыль, постоянные налоговые обязательства (активы) и текущий налог на прибыль за отчетный период, можно без труда рассчитать величину отложенных налогов.

Не секрет, что подобные упрощенные схемы применения ПБУ 18/02 некоторые организации использовали и раньше. Но раньше такие расчеты не соответствовали требованиям рассматриваемого стандарта. Теперь же разрешено применять разные способы расчета налоговых величин, предусмотренных в ПБУ 18/02. Предпочтительным представляется основной, традиционный способ определения суммы текущего налога на прибыль.

При использовании расчетного способа организация получает сальдированную величину отложенных налоговых активов (обязательств). В бухгалтерском учете этот показатель будет отражен одной записью - в виде сальдированного показателя, указанного либо на счете 09, либо на счете 77.

Может ли малое предприятие не показывать и не учитывать налоговые разницы при составлении отчетности? Применение ПБУ 18/02

Организации, которые являются субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями), могут не применять ПБУ 18/02. Таким образом, отражать разницы, возникающие из-за расхождения между бухгалтерской прибылью и прибылью, исчисленной в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ такие организации не должны.

  • Налоговые и бухгалтерские изменения в 2017 году
  • С 2017 года в работе бухгалтеров многое поменялось. О самых актуальных изменениях читайте в этом разделе.
  • Утвердили новые КБК по страховым взносам и упрощенке
  • Изменились правила заполнения поля 101 в платежном поручении .
  • Страховые взносы передали налоговикам.
  • Появилась новая отчетность - расчет по страховым взносам , СЗВ-СТАЖ и другая.
  • По-новому теперь надо подтверждать .
  • Хочу быть в курсе всех изменений >>

Отвечает Любовь Котова,

начальник отдела нормативно-правового регулирования страховых взносов департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

«Теперь на титульном листе расчета есть поля «Код по ОКВЭД», «Численность работающих инвалидов», «Численность работников, занятых на работах с вредными и опасными факторами». Раньше эти данные вы указывали в разделе II. В новой форме отчета нет ни раздела I, ни раздела II. Вместо них шесть таблиц. Как их заполнить? Читайте в рекомендации. Там же вы найдете готовый пример расчета.»

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: как начать использовать ПБУ 18/02, если организация потеряла право не применять его в середине года (например, утратила статус малого предприятия)

ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

Объясняется это следующим. Налог на прибыль, который нужно заплатить в бюджет, определяется как налог, рассчитанный из бухгалтерской прибыли организации, скорректированный на суммы постоянного налогового обязательства , постоянного налогового актива , отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (п. , ПБУ 18/02).

Налог на прибыль считают по итогам налогового периода – года (п. 1 ст. 285 , п. 2 ст. 286 НК РФ). Поэтому, чтобы правильно это сделать исходя из данных бухучета и их взаимосвязи с налоговыми показателями, ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

При этом придется выявить все разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, которые возникли с 1 января до начала квартала, в котором организация утратила статус субъекта малого предпринимательства. На эту дату нужно отразить постоянные и отложенные налоговые обязательства (активы). То есть организации, которая потеряла право не применять ПБУ 18/02 в середине года, необходимо внести дополнения в бухучет, отразив все необходимые корректировки за период, когда данное положение не применялось. Сделайте это в том периоде, в котором возникла обязанность применять ПБУ 18/02.*

Дополнительные записи внесите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, это могут быть:

  • первичные документы, свидетельствующие о возникновении различий между бухгалтерским и налоговым учетом;
  • бухгалтерская справка с обоснованием вносимых записей.

При необходимости внесите изменение в учетную политику организации на текущий год: пропишите обязанность использовать ПБУ 18/02 и порядок его применения (п. 10 ПБУ 1/2008).

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Статья: Применение ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете организации должны отражать разницы, возникающие из-за расхождения между бухгалтерской прибылью и прибылью, исчисленной в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Обязанность формировать эти показатели установлена ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденным приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (в редакции приказа Минфина России от 24.12.2010 № 186н).

Категория определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности организация соответствует микропредприятию, а по размеру выручки - среднему, категория будет установлена по величине выручки.

Величина критериев рассчитывается за предшествующий календарный год. Исключение составляют вновь созданные организации. Они могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в первом году деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня госрегистрации.

Для отражения в бухгалтерском учете сумм, влияющих на величину налога на прибыль, в ПБУ 18/02 используются следующие показатели:

Постоянные и временные разницы;

Постоянные налоговые активы и обязательства;

Отложенные налоговые активы и обязательства;

Условный расход и доход по налогу на прибыль;

Текущий налог на прибыль.

Постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства возникают тогда, когда доходы или расходы признаются в разных суммах в бухгалтерском и налоговом учете. А также вследствие разного порядка формирования первоначальной стоимости активов в бухгалтерском и налоговом учете.

Информация о постоянных и временных разницах формируется в бухгалтерском учете либо на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета, либо в ином порядке, который определяется организацией самостоятельно (например, во внесистемных бухгалтерских регистрах - таблицах, расчетах и т. д.). При этом организация должна обособленно отражать в бухгалтерском учете постоянные и временные разницы, а также обеспечить аналитический учет временных разниц. Их нужно отражать дифференцированно по видам тех активов и обязательств, в отношении которых возникла данная временная разница.

Правила отражения в бухучете информации о постоянных и временных разницах и способ ведения аналитического учета временных разниц следует закрепить в учетной политике организации.

Рассмотрим порядок формирования в бухучете показателей, предусмотренных ПБУ 18/02 .

Налоговый отчет 2014

С уважением,

Нина Максимова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Светланой Чуприковой,

Начальником Горячей линии БСС «Система Главбух».

Организация не применяет ПБУ 18/02, хотя и должна это делать. Какие штрафные санкции в этом случае могут предъявить налоговики при проверке?

Напомним, что Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, вправе не применять кредитные и страховые компании , бюджетные учреждения и малые предприятия. Кроме того, из самого названия документа следует, что его должны применять только плательщики налога на прибыль (см. Письмо Минфина России от 14 июля 2003 г. № 16-00-14/220). Следовательно, организации, уплачивающие налоги исключительно в рамках специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН), могут не применять ПБУ 18/02.

Если организация должна применять, но не применяет ПБУ 18/02, то это не сказывается на уплачиваемых ею налогах. В этой связи все нормы НК РФ, предусматривающие санкции за неуплату или неполную уплату налогов и сборов, не могут быть применены.

Теоретически на такую организацию может быть возложена ответственность согласно п. 1, 2 ст. 120 НК РФ, а на должностных лиц - согласно ст. 15.11 КоАП РФ.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ). Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей (п. 2 ст. 120 НК РФ). Причем под <грубым нарушением правил:> для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Как можно видеть перечень нарушений для применения ст. 120 НК РФ закрытый. Операцию по отражению на аналитических счетах бухучета некой гипотетической разницы между показателями бухгалтерского и налогового учетов вряд ли можно назвать хозяйственной операцией. Отложенные налоговые активы и обязательства не относятся к перечисленным в ст. 120 НК РФ активам. Поэтому в рассматриваемой ситуации применить штрафы по ст. 120 НК РФ чрезвычайно сложно. На практике налоговые органы не штрафуют организацию за нарушения в применении любых ПБУ, если все налоги своевременно уплачиваются в бюджет.

Что касается административного штрафа на руководителя и (или) главного бухгалтера, то в данной ситуации он еще маловероятнее.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (от 2000 до 3000 руб.). При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается либо искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; либо искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Поскольку суммы начисленных налогов и сборов не искажаются при неприменении ПБУ 18/02, остается искажение любой статьи бухгалтерских отчетных форм. Но чтобы определить, превышает это искажение 10% от суммы показателя или нет, проверяющим, по-видимому, придется проделать работу бухгалтера по применению ПБУ 18/02 за налоговый период (!). Учитывая, что налоговые инспекторы сами не рады появлению этого <супер стандарта>, из-за 3000 руб. штрафа вряд ли они будут производить такую нудную и кропотливую бухгалтерскую работу.

По крайней мере, насколько нам известно, судебной практики по вопросу правомерности санкций за неприменение ПБУ 18/02 до сих пор нет.

Порядок отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете и отчетности организаций регулируется ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (далее - ПБУ 8/2010). ПБУ 8/2010 применяется начиная с бухгалтерской отчетности 2011 года.
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) (далее - Положение) (в редакции Минфина России от 24.12.2010 N 186н) организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся в том числе федеральные стандарты, которые устанавливают, в частности, определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете ( , Закона N 402-ФЗ). Согласно Закона N 402-ФЗ федеральные стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.
До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов в соответствии с Закона N 402-ФЗ применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации (смотрите также решение Верховного Суда РФ от 08.07.2016 N АКПИ16-443).
Закона N 402-ФЗ определено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (ч. 3 той же статьи).
Согласно Закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных этим федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ до дня вступления в силу N 402-ФЗ.
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено N 402-ФЗ ( Закона N 402-ФЗ).
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта ( Закона N 402-ФЗ).
Отказ от создания резервов и неприменение можно признать грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.
Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются, в частности:
- занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
- отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Так, например, отсутствие документов, подтверждающих правомерность отсутствия резерва по сомнительным долгам и отсутствие резерва на оплату отпусков (ПБУ 8/2010), может являться основанием для привлечения должностного лица, ответственного за организацию и ведение бухгалтерского учета, к административной ответственности по КоАП РФ.
А неприменение организацией может привести к искажению сумм начисленных налогов и (или) любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности на 10% и более.
Рекомендуем Вам, в частности, ознакомиться с ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 N Ф02-1683/13 по делу N А33-18807/2011, в котором указано, что в случае если организацией, имеющей сомнительную дебиторскую задолженность, не создается соответствующий резерв в бухгалтерском учете, то представляемая ею бухгалтерская отчетность не является достоверной.
В соответствии со КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения.
Также обращаем Ваше внимание на то, что введено наказание за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения ( КоАП). Это период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления ( КоАП).
За повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету налагается административный штраф от 10 000 до 20 000 рублей или происходит дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Отметим, что должностные лица освобождаются от административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ, в случае представления пересмотренной бухгалтерской отчетности до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 Примечания к КоАП РФ).
Кроме того, НК РФ предусматривает взыскание штрафа за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимаются отсутствие первичных документов либо отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Обращаем внимание, что приведенный выше перечень является закрытым и не содержит такого основания для штрафа, как неприменение положений по бухгалтерскому учету.
Если же как следствие этого факта рассматривать несвоевременное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, считаем, что такое обстоятельство не приводит к искажению учета доходов и расходов в целях налогового учета, и, соответственно, НК РФ, по нашему мнению, в данном случае не применяется (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2006 N Ф04-3764/2006(23682-А67-40), ФАС Северо-Западного округа от 28.06.2005 N А56-35334/04). В постановлении ФАС Московского округа от 12.11.2002 N КА-А41/7510-02 суд исходил из того, что нарушение правил бухгалтерского учета само по себе не является основанием для применения НК РФ. В отличие от бухгалтерского законодательства, налоговое законодательство устанавливает ответственность за такие правонарушения, общественная опасность последствий которых выражается в создании условий для неисполнения или в неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов.
В то же время мы не исключаем, что при проведении налоговой проверки организация за нарушение правил бухгалтерского учета в связи с неначислением резерва по сомнительным долгам, резерва на оплату отпусков (ПБУ 8/2010) и неприменение , что, в свою очередь, приводит к отсутствию регистров бухгалтерского учета, может быть привлечена к налоговой ответственности в размере от 10 000 руб. до 30 000 руб. ( НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ООО имело статус малого предприятия и не применяло ПБУ 18/02. Численность работников за один год увеличилось до 138 человек, объем выручки составил 406 000 000 рублей. Сохраняется ли право у организации не применять ПБУ 18/02?


Как указывает п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02), данное положение может не применяться, в том числе, субъектами малого предпринимательства. Критерии отнесения организаций к малым предприятиям установлены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ).

Так, согласно ст. 3 Закона N 209-ФЗ субъектами малого предпринимательства считаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим законом, к малым предприятиям и к микропредприятиям. В рассматриваемом случае речь идет об уже функционирующей организации, поэтому такая организация для получения статуса малого предприятия должна отвечать следующим требованиям, определенным в ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

В частности, субъектом малого предпринимательства может быть только внесенная в единый государственный реестр юридических лиц коммерческая организация (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий).

В части уставного капитала суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Средняя численность работников малого предприятия за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). При этом на основании п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

На сегодняшний день предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для малых предприятий установлено в размере 400 000 000 рублей постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556. Применяется данное предельное значение начиная с 01.01.2008. Однако предельных значений балансовой стоимости активов в настоящее время пока не установлено. В ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ говорится, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

В то же время в силу ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ категория субъекта изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений , указанных в п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение двух календарных лет, следующих один за другим. В данной ситуации предельные значения по численности и выручке были превышены Вашей организацией только в 2008 году. Так, средняя численность в 2008 году составила 139 человек, а объем выручки - 406 000 000 рублей.

В соответствии с нормами Закона N 209-ФЗ организация теряет право неприменения ПБУ 18/02 в том случае, если предельные значения по численности и выручке будут превышены и в 2009 году.

Соответственно, применять ПБУ 18/02 Вам следует начать с календарного года, следующего за двумя указанными годами, т.е. с 2010 года. На основании изложенного полагаем, что Ваша организация вправе в 2009 году не применять ПБУ 18/02.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...