Общероссийские классификаторы


С развитием информационных технологий приобрели акту­альность методы классификаций и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов техни­ко-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России принята Государственная программа перехода Российской Фе­дерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыноч­ной экономики*.

* Программа реализуется по Постановлению Правительства Российской Федера­ции № 121 от 12.02.1993.

Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков инфор­мации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций, а также информационную совмес­тимость международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информа­ции (ЕСКК). Ее составляющие - общероссийские классифика­торы технико-экономической и социальной информации, сред­ств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгал­терский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и ко­ординацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстан­дарт РФ и Госкомстат* РФ.

* С мая 1999 г. Российское статистическое агентство.

Основные принципы, правила и требования, регламенти­рующие создание системы, изложены в ПР 50-733-93 «Основ­ные положения Единой системы классификации и кодирова­ния технико-экономической и социальной информации и уни­фицированных систем документации Российской Федерации», ПР 50-734-93 «Порядок разработки общероссийских классификато­ров технико-экономической и социальной информации». Эти нормативные документы учитывают необходимость гармониза­ции общероссийских классификаторов с международными классификациями и стандартами, чему способствует прямое при­менение международных стандартов по классификации и коди­рованию объектов технико-экономической и социальной ин­формации.

Госстандарт России принял более 20 общероссийских клас­сификаторов, и число их будет расширяться по мере интегра­ции России в мировую экономику. Например, Общероссийский классификатор стандартов создан на основе прямого примене­­ния Международного классификатора стандартов ИСО. Этот документ содержит рекомендации по построению каталогов, указателей, тематических перечней, автоматизированных баз данных по нормативным документам; выполнение этих реко­мендаций обеспечивает оптимальные условия для межгосударст­венного обмена информацией.

Правила ведения общероссийских классификаторов уста­навливает нормативный документ ПР 50-735-93 «Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информаци­онно-вычислительной сети Госкомстата России».

Общероссийский классификатор единиц измерения разра­ботан с использованием рекомендательного документа ЕЭК ООН «Коды для единиц измерения, используемых в междуна­родной торговле».

Повысилась роль территориальных органов статистики, в задачу которых входит информационное обслуживание абонен­тов своего региона. Аналогичные функции выполняют также ВНИИКИ Госстандарта и ВЦ Росстатагентства.

Ведение информационных фондов, Федерального фон­да стандартов, а также классификаторов подразумевает прежде всего поддержание соответствующего объекта в актуальном со­стоянии, т.е. прежде всего требуется своевременное внесение изменений и доведение этой новой информации до пользова­телей. Большую работу по ведению классификаторов выполня­ет ВНИИКИ, где проводится экспертиза предлагаемых измене­ний, и после утверждения изменение вступает в действие. Ос­новная информация об изменениях публикуется Издательством стандартов в Информационном указателе стандартов. Дополни­тельную информацию можно найти в изданиях ВНИИКИ, ин­ститутов Госстандарта РФ и головных отраслевых институтов.

На сегодняшний день на стадии внедрения находятся более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. Это серь­езный шаг к обеспечению достоверной информацией феде­ральных органов государственной власти России, а также к со­поставимости информации при обмене ею между государствами. Научная часть этой работы ведется во ВНИИКИ и включает актуализацию действующих документов и увязку отечественных систем классификации с международными.

В информационном обеспечении немаловажная роль отве­дена пропаганде деятельности Госстандарта России и его служб для формирования общественного мнения, позитивного по от­ношению к государственной технической политике. Это осуществляется через специальные печатные издания, выступления Должностных лиц Госстандарта в средствах массовой информации.

Действующие общероссийские классификаторы

(Наименование и аббревиатура Общероссийского классификатора)

1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

2. Общероссийский классификатор органов государственной вла­сти и управления (ОКОГУ)

3. Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР)

4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельно­сти, продукции и услуг (ОКДП)

5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)

6. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

7. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

8. Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

9. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

10. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

11. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

12. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должно­стей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

13. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)

14. Общероссийский классификатор валют (ОКВ)

15. Общероссийский классификатор изделий и конструкторских доку­ментов машиностроения и приборостроения (Классификатор ЕСКД)

16. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)

17. Общероссийский классификатор специальностей высшей науч­ной классификации (ОКСВНК)

На широкий круг потребителей рассчитан ежемесячный бюллетень «Госстандарт предупреждает», рассылаемый в пра­вительственные и общественные организации, имеющие отно­шение к проблемам защиты прав потребителей, в средства мас­совой информации. Пропаганда активно проводится на ежегодных форумах, посвященных Дню стандартов и Всемирному дню ка­чества.

Большую роль в информационном обеспечении играет не­посредственно сам национальный орган по стандартизации - Госстандарт России. Комитет располагает информационным фондом, который составляет ядро Федерального фонда стан­дартов. В нем хранятся стандарты государственной и других ка­тегорий, действующих в РФ и СНГ (около 22 тыс.); более 30 тыс. международных стандартов; более 250 тыс. национальных стан­дартов зарубежных стран; общероссийские классификаторы; документы по отраслевой стандартизации, сертификации и метрологии.

Главный информационный центр Госстандарта РФ распо­лагает автоматизированными банками данных по отечествен­ным и зарубежным нормативным документам - «НОРМДОК»; стандартизованным терминам и определениям - «РОСТЕРМ»; классификаторам технико-экономической информации - «КЛАССИФИКАТОР» и др.

Передача информации возможна как по российским, так и по международным телекоммуникационным сетям ROSPAC, RELCOM, SPRINT и INTERNET.

Кроме того, Госстандарт через Издательство стандартов ежегодно выпускает около 2000 наименований печатной про­дукции: нормативные документы, а также ряд журналов и при­ложений к ним.

Тесты для самоконтроля

1. Крупнейшим специализированным источником информации по стан­дартизации в мире являются:

а) отраслевые журналы,

б) ИНФКО/ИСО,

в) Госстандарт РФ.

2. Пользуясь ИНТЕРНЕТ, можно установить контакты с информационны­ми системами различных международных организаций через посредство:

а) ИСОНЕТ,

б) Госстандарта РФ.

3. Национальный информационный центр ИСОНЕТ в России:

а) Госстандарт РФ,

б) ВНИИКИ,

в) Издательство стандартов.

Методам классификации информации в современных условиях построения информационного общества и интеграции Российской Федерации в мировую экономику должно уделяться очень много внимания. В связи с этим в России была принята Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Общероссийские классификаторы представляют собой главный способ согласования различного рода информации, используемой разными ведомствами. Также очень важно чтобы классификаторы Федеральных органов управления и международных организаций, международные и региональные информационные системы могли быть беспрепятственно сопоставимы. Для этого в России разрабатывается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК), компонентами которой являются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также нормативные документы по их разработке, ведению и применению.

В ЕСКК классифицируются и кодируются: статистические данные, финансовая и юридическая деятельность, банковское дело, сертификация, стандартизация, торговля и бухгалтерская деятельность.

Действующие общероссийские классификаторы приняты Госстандартом.

1. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ)

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Данный общероссийский классификатор соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законам. При его разработке использован

Классификатор организационно-правовых форм (КОПФ), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. № 47.

ОКОПФ применяется для:

1) создания разнообразных информационных ресурсов регионов, реестров и кадастров, которые предоставляют информацию о субъектах хозяйствования;

2) обеспечения эффективности при решении задач аналитического характера в сфере статистических исследований, сфере тарификации и налогообложения. ОКОПФ применяется также в других экономических отраслях, в которых деятельность связана с распределением благ, распоряжением имущества и управлением;

3) сопоставимости информационных ресурсов;

4) автоматизации обработки и классификации технико-экономической и социальной информации;

5) проведения комплексного анализа и составления прогнозов процессов, происходящих в социально – экономической сфере;

ОКОПФ предназначен для классификации организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, предусмотренных и утвержденных Гражданским кодексом Российской Федерации.

В данном классификаторе к субъектам хозяйствования принадлежат юридические лица, различные организации, которые не прибегают к образованию и оформлению юридического лица в ходе своей деятельности, и лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Понятие организационно-правовой формы означает определенную форму собственности и распоряжения имуществом субъекта хозяйственной деятельности и определяемые данной формой права субъекта, цели его хозяйственной деятельности и способы распределения результатов предпринимательской деятельности.

Цели предпринимательской деятельности субъекта, который оформлен в качестве юридического лица, лежат в основе разделения организаций на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими являются организации, целью которых является получение и максимизация прибыли.

Некоммерческими являются организации, целью которых не является получение прибыли, и, следовательно, не распределяющие прибыль.

2. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ)

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Данный классификатор предназначен для решения следующих задач:

1) осуществление систематизации и классификации органов и институтов государственной власти и управления;

2) определения ведомственной принадлежности, а также административной и организационной подчиненности субъектов для их идентификации в Едином государственном регистре предприятий и организаций;

3) статистического учета, осуществления государственных статистических наблюдений.

ОКОГУ предназначен для классификации следующих объектов:

1) органы федерального масштаба, обладающие представительной (законодательной), исполнительной и судебной властью;

2) органы, представляющие государственную власть на территории субъектов Российской Федерации;

3) органы, осуществляющие местное самоуправление;

4) объекты, которые играют большую экономическую роль в народном хозяйстве и представляют собой комплекс организаций.

В классификаторе также содержатся следующие объекты добровольные объединения (ассоциации) отношений субъектов Российской Федерации и институтов местного самоуправления в сфере экономической деятельности; организации религиозного характера, различные общественные организации, а также утвержденные и действующие на территории Содружества Независимых Государств (СНГ) органы управления межгосударственного масштаба. Данные объекты не принадлежат непосредственно к органам государственного управления Российской Федерации. Они входят в классификатор, потому что могут ощутимо воздействовать на экономическую ситуацию и наряду с органами государственной власти имеют широкое применение в сфере обработки и классификации информации.

В основе классификатора лежит система классификации объектов, основанная на жесткой иерархии.

Основой классификации органов государственной власти и управления является Конституция Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации; федеральные законы; постановления, принятые Правительством Российской Федерации, и другие законодательные акты Российской Федерации.

3. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)

Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

При разработке ОКОФ использованы Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК) всех видов экономической деятельности, международный Классификатор основных продуктов (КОП), стандарты Организации Объединенных Наций по международной Системе национальных счетов (СНС), Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, а также Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Данный классификатор составлен и утвержден в ходе Государственной программы перехода Российской Федерации на методики анализа и статистики, использующиеся в международной практике. Переход обусловлен нуждами развивающейся рыночной экономики.

ОКОФ используется в различных формах организаций и предприятий.

ОКОФ применяют при решении следующих задач:

1) осуществление определения и оценки объемов структуры основных фондов;

2) применение совокупности функций учета к основным фондам при осуществлении государственных статистических исследований;

3) сопоставимость состава и состояния основных фондов на межгосударственном уровне;

4) вычисления фондоемкости, фондоотдачи и других показателей экономического характера;

Под основными фондами понимаются многократно используемые активы, которые служат на протяжении определенного промежутка времени (не менее 1 года) для произведения товаров и услуг. Основные фонды могут быть материальными и нематериальными.

Материальные основные фонды включают в себя производственные помещения, здания, оборудование, инструменты и т. д.

Нематериальные основные фонды включают в себя программные продукты, защищенные авторскими правами; интеллектуальную собственность (литература, художественное искусство, наукоемкие технологии и пр.) и т. п.

Согласно нормам отчетности на территории Российской Федерации основными фондами не являются:

1) материальные и нематериальные объекты, срок использования которых не больше 1 года. В данном случае не учитывается и их стоимость;

2) объекты, стоимость которых мала, т. е. ниже отметки, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации. В данном случае срок их службы не учитывается Исключение составляют сельскохозяйственные орудия. строительный инвентарь, так как эти объекты в любом случае являются основными фондами;

3) рыболовецкие снасти; срок службы не учитывается;

4) дороги сроком на сезон; временные ветки, отходящие от лесовозных дорог; различные временные сооружения со сроком использования до 2 лет;

5) оборудование и инструменты, имеющие специальное целевое назначение (индивидуальный заказ, серийный или массовый выпуск определенной продукции), в данном случае их стоимость не учитывается; инструменты, являющиеся сменными; оборудование, прилагающееся к основным фондам и неоднократно использующееся и т. п. без учета стоимости;

6) рабочая одежда, рабочая обувь, определяемые специфическими рабочими условиями; постельное белье

В данном случае не учитывается срок эксплуатации и стоимость;

7) помещения, временно используемые; инструменты и устройства, если издержки на них включаются в себестоимость работ, установленных в накладных расходах;

8) упаковка, в которой товары и другие материальные объекты хранятся в складских помещениях, а также тара, используемая во время технологической обработки, если ее стоимость находится в пределах, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации;

9) предметы, которые даются напрокат. В данном случае их стоимость не учитывается;

10) в сельском хозяйстве – молодняк, откармливаемые животные, птица и т. п., в том числе собаки и животные, над которыми проводятся опыты;

11) многолетние насаждения, которые в дальнейшем используются как посадочный материал.

4. Общероссийский классификатор валют (ОКБ)

Общероссийский классификатор валют (ОКВ) является составляющей частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Основой данного классификатора является Международный стандарт.

ОКВ применяется при составлении прогнозов внешних экономических связей, валютных поступлений, учете платежей, бухгалтерском и статистическом учете, составлении отчетности по операциям с межгосударственными расчетами, осуществлении объективного контроля над выполнением договорных и платежных требований.

ОКВ классифицирует национальные валюты.

В Общероссийском классификаторе валют перечисляются коды валют, соответствующие наименования, а также названия стран и территорий.

5. Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР)

Данный классификатор содержит упорядоченный список объединений объектов административно-территориального деления России в регионах по экономическому признаку.

ОКЭР является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК) и был составлен и утвержден в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации о мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

ОКЭР предназначен для предоставления сведений органам государственной власти и управления Российской Федерации, органам местного самоуправления, ассоциаций межрегионального масштаба, научным, инженерным и другим общественным организациям, а также всем организационно-правовым формам предприятий и организаций для эффективного решения следующих задач:

1) осуществление комплексного анализа, составление прогнозов и регламентирование территориального распределения производительных сил страны, взаимодействия в экономической сфере субъектов Российской Федерации с органами государственной власти федерального масштаба и между собой, установление эффективного курса социально-экономического развития, совершенствование региональной социально-экономической политики;

2) оценка и систематизация связей и отношений между регионами в экономической сфере, осуществление согласования социально-экономических интересов и направлений развития между различными регионами Российской Федерации;

3) координация финансово-хозяйственной деятельности и культурного развития на территории Российской Федерации.

ОКЭР предназначен для классификации экономических регионов, т. е. они являются объектами классификации.

Экономический регион – это объединение объектов административно-территориального деления страны. Причем объединенные объекты должны обладать некими общими признаками природно-экономического характера.

Объединение объектов административно-территориального деления в экономические регионы может осуществляться по следующим признакам:

1) по схожести основных условий для осуществления хозяйственной деятельности на определенной территории;

2) по схожести основных целей составления и реализации программ развития в социально-экономической сфере в пределах региона. Составление и реализация осуществляется субъектами Российской Федерации, объединенными по добровольному принципу;

3) по требованиям и нормам к изучению и объективному контролю над различными условиями данной местности (природно-климатическим, экологическим);

4) по нормам, требованиям и правилам технического контроля над строительными работами и эксплуатацией основных материальных и нематериальных фондов. Контроль может также осуществляться в соответствии с требованиями радиационной и технической безопасности;

5) по нормам, требованиям и правилам осуществления таможенного надзора за операциями на внешних рынках;

6) по специфическим условиям окружающей среды, например, на территориях, на которых проживают малые народы России.

На основе схожести условий хозяйственной деятельности можно выделить макрозоны, экономические зоны и экономические районы.

6. Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) является составляющей частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКП используется для обеспечения сопоставимости, достоверности и автоматизации систематизации сведений о продукции в области стандартизации, статистики, экономики и др.

ОКП является упорядоченным сводом кодов и номенклатуры группировок продукции, базирующимся на иерархической системе классификации.

Данный классификатор применяется при решении задач каталогизации продукции (разработка каталогов и упорядочение в них продукции в соответствии с основными технико-экономическими признаками); при сертификации и лицензировании продукции по группам однородной по каким-либо признакам продукции, причем рассматриваемые группы построены на основе группировок ОКП; при проведении статистического анализа изготовления, продажи и эксплуатации продукции на международном, национальном и отраслевом уровнях для систематизации промышленно-экономической информации о видах продукции, изготовляемой предприятиями и различными организациями, для проведения различного рода исследований и снабженческо-сбытовых операций

7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

Является составляющей частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

При составлении и утверждении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг учитывались рекомендации Статистической комиссии ООН. Основой ОКДП является Международная стандартная отраслевая классификация и Международный классификатор основных продуктов.

Классификатор состоит из введения и четырех составных частей. Во введении раскрывается назначение данного классификатора, перечисляются решаемые при помощи него задачи, определяются объекты классификации, принципы построения и системы кодирования.

8. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) является составляющей частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

ОКАТО предназначен для того, чтобы экономические и статистические сведения об объектах административно-территориального деления были достоверны, согласованны, сопоставимы и могли быть автоматизировано обработаны.

ОКАТО предназначен для классификации следующих объектов: республики; края; области; города федерального значения; автономные области; автономные округа; районы; города; внутригородские районы, округа города; поселки городского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты.

В классификаторе принята иерархическая система классификации.

Объекты административно-территориального деления распределяются в определенные группы по территориальному признаку. Так как классификатор имеет иерархическую структуру, то у данного распределения существует три уровня классификации, т. е. группы распределяются по трем уровням. То, какой уровень займет та или иная группа, зависит от административной подчиненности. В каждый следующий уровень входят объекты, находящиеся в подчинении у объектов предыдущего уровня.

В первый уровень классификации входят:

1) республики;

3) области;

4) города федерального значения;

5) автономные области;

6) автономные округа, находящиеся в составе Российской Федерации.

Все вышеперечисленные объекты являются объектами федерального значения.

Во второй уровень классификации входят:

1) автономные округа, являющиеся частью края или области;

2) районы республики, области, автономной области, находящегося в составе Российской Федерации, районы, округа города федерального значения;

3) города, которые находятся в республиканском, краевом или областном подчинении;

4) ПГТ (поселки городского типа) – ими могут быть рабочие, курортные или дачные поселки, которые находятся в краевом или областном подчинении.

В третий уровень входят:

1) районы, округа города, находящегося в республиканском, краевом или областном подчинении;

2) города, находящиеся в районном подчинении;

3) ПГТ, находящиеся в районном ведении;

4) сельский округ.

В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты.

9. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) составлен и утвержден согласно Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. Необходимость принятия данной программы и ведения данного классификатора была обусловлена нуждами развивающейся экономики и интеграции Российской Федерации в международное рыночное пространство.

В данном классификаторе содержится упорядоченный и систематизированный список видов и форм трудовой деятельности. ОКЗ предназначен для упорядочения их наименований и осуществления статистических исследований, комплексного анализа и учета. Данный классификатор также позволяет проводить эффективную политику занятости.

В классификаторе применяется иерархическая система Упорядочение видов и форм трудовой деятельности позволяет распределить их по четырем уровням. Структура классификатора в целом соответствует Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ).

1) осуществление регламентации отношений трудового и социального характера;

2) обеспечение эффективной оценки рабочей силы, ее состояния и структуры;

3) обеспечение эффективного анализа и составление прогнозов динамики показателей занятости населения. Объектом классификации ОКЗ являются виды и формы трудовой деятельности, профессии рабочих и должности, которые базируются на полученном профессиональном образовании и квалификации и объединяются в группы, однородные по содержанию работ. Объектом классификации ОКЗ также может являться занятие, которое отличается от профессии тем, что не предполагает обязательного наличия профессиональной специализации, а является, по сути, любым видом деятельности, приносящим прибыль или заработок.

10. Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО)

Настоящий Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) входит в Единую систему классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Данный классификатор является составной функциональной частью языка – посредника, предназначенного для осуществления эффективного взаимодействия всех органов управления в области экономики Российской Федерации, а также государственных и негосударственных учебных заведений, достигающегося посредством автоматизации обработки и обмена информации.

ОКЗ применяется для решения следующих задач:

1) осуществление планированного приема и выпуска специалистов начального профессионального образования;

2) осуществление объективного учета принятых, обученных и трудоустроенных специалистов начального профессионального образования;

3) соответствие требований и норм подготовки специалистов начального профессионального образования Российской Федерации Международным образовательным стандартам;

ОКНПО классифицирует профессии и специальности начального профессионального образования, однородные группы профессий и специальностей начального профессионального образования, а также полученные ступени квалификации.

Группа профессий и специальностей – это объединение объектов классификации, принадлежащих определенной сфере деятельности, указанной в названии группы профессий и специальностей начального профессионального образования.

Профессия – это вид трудовой деятельности постоянного характера, основывающийся на полученной профессиональной подготовке и квалификации. Специальность начального профессионального образования – это комплекс полученных в процессе начальной профессиональной подготовки знаний, умений и навыков, которые предполагают в дальнейшем применение в определенном виде трудовой деятельности, соотносящимся с полученной профессией.

Общероссийский классификатор начального профессионального образования построен по иерархическому принципу. Его структура состоит из трех уровней.

11. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

ОКУД применяется для решения следующих задач:

1) регистрация форм документов;

2) систематизация и классификация информации и информационных потоков в области народного хозяйства;

3) сведение количества принятых форм к оптимальному минимуму;

4) контроль над применением надлежащих форм документов и своевременное выведение из обращения тех форм документов, которые не являются унифицированными;

5) осуществление регистрации и упорядочения тех форм документов, которые являются унифицированными;

6) осуществление учета форм документов и действий, помогающих избежать дублирования информации в области управления;

7) обеспечение объективного контроля над обращением форм документов, являющихся унифицированными. Общероссийский классификатор управленческой документации классифицирует общероссийские формы документов, являющиеся унифицированными и применяющиеся в межотраслевой и межведомственной сферах. Составлением и утверждением унифицированных форм документов в Российской Федерации занимаются соответствующие министерства – разработчики унифицированных систем документации (УКД).

В ОКУД приведены наименования и соответствующие им кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в состав УКД.

12. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации.

Классификатор решает задачи в сфере эффективной организации пенсионного обеспечения граждан, а также следующие задачи:

1) определение видов пенсий;

2) классификация лиц, имеющих право на пенсию по старости, на пенсию по старости в связи с особо вредными для здоровья условиями труда, на пенсию по выслуге лет;

4) определение доказательств трудового стажа;

5) определение заработка, исходя из которого назначается и начисляется пенсия;

6) установление видов надбавок к пенсиям и повышения пенсий;

7) установление размеров пенсий;

8) обеспечение социальной защиты граждан, пострадавших от радиации после Чернобыльской катастрофы.

13. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

Данный классификатор решает следующие задачи:

1) повышение эффективности стандартизации услуг населению;

2) сертификация и лицензирование услуг для выполнения обязательных требований по безопасности жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного муниципального имущества и окружающей среды;

3) обеспечение эффективного использования вычислительной техники;

4) утверждение необходимого объема услуг населению;

5) анализ предъявляемого населением спроса на услуги;

6) обеспечение населению услуг предприятий и организаций различными организационно-правовыми формами;

7) обеспечение соответствия услуг новым социально – экономическим условиям Российской Федерации.

Общероссийский классификатор услуг населению предназначен для классификации услуг, которые предоставляются населению различными организациями и частными лицами Для предоставления услуг могут быть использованы различные методы и приемы обслуживания.

Классификатор имеет иерархическую структуру. Все объекты классификации подразделяются на однородные группы.

14. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

Данный классификатор входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Данный классификатор соответствует Международному классификатору стандартов (МКС) и Межгосударственному классификатору стандартов.

ОКС используется для разработки каталогов, указателей, перечней, библиографий, составлении баз данных Международных, межгосударственных и национальных стандартов и другого рода нормативных документов из сферы стандартизации. Данный классификатор обеспечивает распространение этих документов в региональном и международном масштабах.

Объектами классификации ОКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы по стандартизации.

15. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), входящий в Единую систему классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, составлен и утвержден в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Классификатор предназначен для решения следующих задач:

1) обеспечение эффективной оценки числа рабочих и служащих;

2) учета и анализа структуры персонала по уровню квалификации и условиям труда;

3) решение проблемы занятости;

4) определение заработной платы рабочих и служащих;

5) своевременное удовлетворение потребностей в кадрах.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов предназначен для классификации профессий рабочих и должностей служащих.

ОКПДТР включает в себя два раздела:

1) раздел классификации профессий рабочих, содержащий профессии согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС);

2) раздел классификации должностей служащих базируется на Единой номенклатуре должностей служащих и Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

16. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

ОКЕИ базируется на Международной классификации единиц измерения Европейской экономической комиссии ООН «Коды единиц измерения, используемые в международной торговле» и на Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Данный классификатор используется при количественной оценке технико-экономических и социальных показателей для осуществления учета и отчетности, анализа и составления прогнозов дальнейшего развития экономики, для обеспечения сопоставления статистических данных разных стран на межгосударственном уровне, для нужд внутренней и внешней торговли, осуществления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и осуществления объективного таможенного контроля. Общероссийский классификатор единиц измерения предназначен для классификации единиц измерения, применяемых в различных областях деятельности.

Единицы измерения в ОКЕИ разбиты на семь групп:

1) единицы измерения длины;

2) единицы измерения площади;

3) единицы измерения объема;

4) единицы измерения массы;

5) технические единицы;

6) единицы измерения времени;

7) экономические единицы.

Однако в связи с имеющейся в некоторых странах спецификой государственного учета и социально-экономической отчетности существует набор национальных единиц измерения, который не входит в Международную классификацию.

17. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной классификации (ОКСБНК)

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) входит в Единую систему классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации. ОКСВНК составлен и утвержден согласно Постановлению Совета министров Правительства Российской Федерации о мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Данный классификатор является функциональной частью единого языка-посредника, созданного для автоматизации обработки и информационного взаимодействия на всех уровнях управления, охватывающего государственные и негосударственные системы высшего образования. ОКСВНК применяется для решения следующих задач:

1) осуществление планированного приема и выпуска квалифицированных специалистов в аспирантуру и докторантуру;

2) осуществление учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов высшей научной квалификации;

3) соответствие системы подготовки специалистов высшей научной квалификации Российской Федерации с Международными образовательными стандартами;

4) осуществление Международных статистических сопоставлений.

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации предназначен для систематизации специальностей высшей научной квалификации различных областей науки.

размер шрифта

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И УНИФИЦИРОВАННЫХ... Актуально в 2017 году

6. Категории классификаторов и унифицированных форм документов

6.1. В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на следующие категории:

общероссийские классификаторы;

отраслевые (ведомственные) классификаторы;

классификаторы организаций, предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее - классификаторы организаций).

6.2. Общероссийские классификаторы разрабатываются в целях обеспечения:

Сопоставимости данных в различных сферах и на различных уровнях экономической деятельности (межотраслевое применение);

Совместимости и взаимодействия государственных информационных систем и ресурсов;

гармонизации с международными и региональными классификациями;

информационной связи с действующими общероссийскими классификаторами;

использования их в общероссийских унифицированных формах документов.

6.3. Отраслевые (ведомственные) классификаторы разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных отраслевых (ведомственных) формах документов, отсутствующей в общероссийских классификаторах или представляющей собой выборки из общероссийских классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.

6.4. Классификаторы организаций разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных формах документов организаций, отсутствующей в общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторах либо представляющей собой выборки из общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.

6.5. Для проведения сопоставимости объектов классификации или их группировок из различных классификаторов могут создаваться и использоваться переходные ключи, которые следует рассматривать в качестве справочно - поискового аппарата.

Переходные ключи могут разрабатываться между классификаторами, в которых по разным признакам классифицируются одни и те же объекты классификации; между классификаторами, имеющими взаимосвязанные объекты классификации и т.п.

6.6. Унифицированные системы документации и входящие в них унифицированные формы документов подразделяются на следующие категории:

общероссийские;

Отраслевые (ведомственные);

организаций, предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее - организаций).

6.7. Общероссийские унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку общероссийских унифицированных систем документации, в состав которых входят данные унифицированные формы документов.

6.8. Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы документов и унифицированные формы документов организаций разрабатываются на основе общероссийских унифицированных форм документов или во взаимосвязи с ними.

6.9. Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку отраслевых (ведомственных) унифицированных систем документации, в состав которых входят данные унифицированные формы документов. Формы этой категории включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...