Действующие общероссийские классификаторы. Общероссийские классификаторы документации


3.3. Общероссийские классификаторы

С развитием информационных технологий приобрели акту-альность методы классификаций и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов техни-ко-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России принята Государственная программа перехода Российской Фе-дерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыноч-ной экономики*.

* Программа реализуется по Постановлению Правительства Российской Федера-ции № 121 от 12.02.1993.

Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков инфор-мации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций, а также информационную совмес-тимость международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информа-ции (ЕСКК). Ее составляющие - общероссийские классифика-торы технико-экономической и социальной информации, сред-ств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгал-терский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и ко-ординацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстан-дарт РФ и Госкомстат* РФ.

* С мая 1999 г. Российское статистическое агентство.

Основные принципы, правила и требования, регламенти-рующие создание системы, изложены в ПР 50-733-93 «Основ-ные положения Единой системы классификации и кодирова-ния технико-экономической и социальной информации и уни-фицированных систем документации Российской Федерации», ПР 50-734-93 «Порядок разработки общероссийских классификато-ров технико-экономической и социальной информации». Эти нормативные документы учитывают необходимость гармониза-ции общероссийских классификаторов с международными классификациями и стандартами, чему способствует прямое при-менение международных стандартов по классификации и коди-рованию объектов технико-экономической и социальной ин-формации.

Госстандарт России принял более 20 общероссийских клас-сификаторов, и число их будет расширяться по мере интегра-ции России в мировую экономику. Например, Общероссийский классификатор стандартов создан на основе прямого примене--ния Международного классификатора стандартов ИСО. Этот документ содержит рекомендации по построению каталогов, указателей, тематических перечней, автоматизированных баз данных по нормативным документам; выполнение этих реко-мендаций обеспечивает оптимальные условия для межгосударст-венного обмена информацией.

Правила ведения общероссийских классификаторов уста-навливает нормативный документ ПР 50-735-93 «Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информаци-онно-вычислительной сети Госкомстата России».

Общероссийский классификатор единиц измерения разра-ботан с использованием рекомендательного документа ЕЭК ООН «Коды для единиц измерения, используемых в междуна-родной торговле».

Повысилась роль территориальных органов статистики, в задачу которых входит информационное обслуживание абонен-тов своего региона. Аналогичные функции выполняют также ВНИИКИ Госстандарта и ВЦ Росстатагентства.

Ведение информационных фондов, Федерального фон-да стандартов, а также классификаторов подразумевает прежде всего поддержание соответствующего объекта в актуальном со-стоянии, т.е. прежде всего требуется своевременное внесение изменений и доведение этой новой информации до пользова-телей. Большую работу по ведению классификаторов выполня-ет ВНИИКИ, где проводится экспертиза предлагаемых измене-ний, и после утверждения изменение вступает в действие. Ос-новная информация об изменениях публикуется Издательством стандартов в Информационном указателе стандартов. Дополни-тельную информацию можно найти в изданиях ВНИИКИ, ин-ститутов Госстандарта РФ и головных отраслевых институтов.

На сегодняшний день на стадии внедрения находятся более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. Это серь-езный шаг к обеспечению достоверной информацией феде-ральных органов государственной власти России, а также к со-поставимости информации при обмене ею между государствами. Научная часть этой работы ведется во ВНИИКИ и включает актуализацию действующих документов и увязку отечественных систем классификации с международными.

В информационном обеспечении немаловажная роль отве-дена пропаганде деятельности Госстандарта России и его служб для формирования общественного мнения, позитивного по от-ношению к государственной технической политике. Это осуществляется через специальные печатные издания, выступления Должностных лиц Госстандарта в средствах массовой информации.

Действующие общероссийские классификаторы

(Наименование и аббревиатура Общероссийского классификатора)

    Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

    Общероссийский классификатор органов государственной вла-сти и управления (ОКОГУ)

    Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР)

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельно-сти, продукции и услуг (ОКДП)

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)

    Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

    Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

    Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

    Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

    Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

    Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должно-стей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

    Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)

    Общероссийский классификатор валют (ОКВ)

    Общероссийский классификатор изделий и конструкторских доку-ментов машиностроения и приборостроения (Классификатор ЕСКД)

    Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)

    Общероссийский классификатор специальностей высшей науч-ной классификации (ОКСВНК)

На широкий круг потребителей рассчитан ежемесячный бюллетень «Госстандарт предупреждает», рассылаемый в пра-вительственные и общественные организации, имеющие отно-шение к проблемам защиты прав потребителей, в средства мас-совой информации. Пропаганда активно проводится на ежегодных форумах, посвященных Дню стандартов и Всемирному дню ка-чества.

Большую роль в информационном обеспечении играет не-посредственно сам национальный орган по стандартизации - Госстандарт России. Комитет располагает информационным фондом, который составляет ядро Федерального фонда стан-дартов. В нем хранятся стандарты государственной и других ка-тегорий, действующих в РФ и СНГ (около 22 тыс.); более 30 тыс. международных стандартов; более 250 тыс. национальных стан-дартов зарубежных стран; общероссийские классификаторы; документы по отраслевой стандартизации, сертификации и метрологии.

Главный информационный центр Госстандарта РФ распо-лагает автоматизированными банками данных по отечествен-ным и зарубежным нормативным документам - «НОРМДОК»; стандартизованным терминам и определениям - «РОСТЕРМ»; классификаторам технико-экономической информации - «КЛАССИФИКАТОР» и др.

Передача информации возможна как по российским, так и по международным телекоммуникационным сетям ROSPAC, RELCOM, SPRINT и INTERNET.

Кроме того, Госстандарт через Издательство стандартов ежегодно выпускает около 2000 наименований печатной про-дукции: нормативные документы, а также ряд журналов и при-ложений к ним.

Тесты для самоконтроля

1. Крупнейшим специализированным источником информации по стан-дартизации в мире являются:

а) отраслевые журналы,

б) ИНФКО/ИСО,

в) Госстандарт РФ.

2. Пользуясь ИНТЕРНЕТ, можно установить контакты с информационны-ми системами различных международных организаций через посредство:

а) ИСОНЕТ,

б) Госстандарта РФ.

3. Национальный информационный центр ИСОНЕТ в России:

а) Госстандарт РФ,

б) ВНИИКИ,

в) Издательство стандартов.

Глава 4. Совершенствование ГСС и перспективы вступления России в ВТО

Концепция национальной системы стандартизации и совершенствование ГСС. ГСС и перспективы вступления России в ВТО.

4.1. Концепция национальной системы стандартизации и совершенствование ГСС

Принятая в 1998 г. Концепция национальной системы стан-дартизации в России обобщает достижения многолетнего опыта отечественной стандартизации и определяет задачи по актуали-зации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с осно-вополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.

В Концепции подчеркивается необходимость практической реализации принятых в международной практике экономиче-ской, социальной и коммуникативной функций стандартиза-ции, что является одним из условий присоединения России к ВТО.

Концепция определяет основные исходные предпосылки раз-вития и дальнейшего совершенствования стандартизации в РФ:

    необходимость государственного регулирования эконо-мики в условиях ее ориентации на рыночный характер;

    обеспечение в стандартах баланса интересов самостоя-тельных хозяйственных субъектов и государства;

    обеспечение практических мер по вступлению России в ВТО как способа интеграции отечественной экономики с мировой экономикой;

    сохранение приоритета стран СНГ в торгово-экономическом и научно-техническом партнерстве;

    постепенное снижение зависимости потребительского рынка товаров и услуг от импорта;

    обеспечение опережающего характера научно-техничес-кой интеграции с развитыми странами.

Основные положения Концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации, в том числе:

    установление приоритетных направлений и объектов стандартизации;

    совершенствование законодательных основ, а также ак-тивизацию формирования необходимого технического законодательства;

    оптимизацию состава и структуры фонда стандартов;

    перспективное и текущее планирование, построенное на результатах исследований и расчетов экономической и других видов эффективности стандартов;

    реформирование системы управляющих и исполнитель-ных органов по стандартизации;

    внедрение современных информационных технологий как в систему информационного обеспечения, так и не-посредственно в процедуры разработки стандартов.

Предстоящее вступление России в ВТО вызвало необходи-мость приблизить практику работ по стандартизации к требо-ваниям этой организации, что прежде всего отразилось на ак-туализации задач стандартизации. В новой редакции они пред-ставляются следующим образом:

    при обеспечении безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества - использовать наряду со стандартами законодательные формы регулирования вопросов безопасности;

    при обеспечении технической и информационной со-вместимости, а также взаимозаменяемости продукции - учитывать интеграционную составляющую, т.е. совмес-тимость и взаимозаменяемость с продукцией, произве-денной не только в стране, но и за рубежом;

    при обеспечении качества продукции, работ и услуг в со-ответствии с достижениями науки, техники и технологии - переходить к добровольному статусу применения стандартов;

    при обеспечении единства измерений - применять меж-дународно признанные методы и методики измерений, учитывая достижения отечественной фундаментальной метрологии;

    при обеспечении безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций - ориенти-роваться на стандарты на мониторинг и прогнозирова-ние, а также организационные меры предупреждения ка-тастроф;

    при обеспечении обороноспособности и мобилизацион-ной готовности страны - обеспечить единые организа-ционные и методические подходы для оборонной и гра-жданской продукции.

Успешная реализация этих задач требует комплексного ха-рактера стандартизации по отношению как к жизненному цик-лу, так и к сырью, комплектующим материалам и готовым из-делиям. А это в значительной степени связано с совершенство-ванием системы информационного обеспечения работ в облас-ти стандартизации, сертификации и метрологии.

В Концепции национальной системы стандартизации выде-лены главные направления, которые должны быть актуализи-рованы и (или) гармонизованы с международными правилами:

    выполнение условий присоединения России к ВТО;

    сближение статуса отечественных и зарубежных стандар-тов;

    формирование технического законодательства;

    методология и организация работ по стандартизации;

    международное сотрудничество в области стандартиза-ции;

    стандартизация оборонной продукции;

    информационное обеспечение стандартизации;

    классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации;

    разработка и применение технических условий;

    государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов;

    подготовка кадров.

По выполнению условий присоединения России к ВТО Кон-цепция определяет две главные задачи стандартизации:

1) создание условий для гармонизации отечественных стан-дартов и других нормативных документов с международ-ными стандартами;

2) обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами-членами ВТО.

Решение первой задачи сопряжено с проведением сравни-тельного анализа действующих в РФ всех видов нормативных документов с международными по содержанию, структуре и оформлению для выявления различий. Это дает возможность поэтапно осуществить гармонизацию в соответствии с приня-той Программой гармонизации, рассчитанной на 2-3 года.

Концепция предусматривает приоритетность гармонизации нормативных документов, обеспечивающих международные торгово-экономические отношения, что обусловлено сложной финансовой ситуацией в России. Реализация такого приоритета связана с постоянным обновлением международных стандар-тов, результатом чего является ежегодная публикация 500-800 новых стандартов. В 1998 г. в России действовало более 22 тыс. стандартов. Из них в 1998 г. было принято 480 ГОСТ Р, причем только 50% из них включают требования международных стан-дартов ИСО и МЭК. Очевидно, что России необходимо более оперативно и гибко вводить международные стандарты в на-циональную систему стандартизации. Концепция предлагает определять форму их применения на стадии голосования по проекту стандартов в международной организации.

Кроме того, необходимо предусматривать гармонизацию российских нормативных документов с национальными стан-дартами развитых стран, тем более что нередко эти стандарты приобретают статус международных «де факто».

Количество гармонизованных стандартов к 2000 г. достигнет 40%. Реализация Программы гармонизации невозможна без информационного взаимодействия со странами-членами ВТО, что обязывает выполнять определенные требования:

    направление в секретариат ВТО нотификаций (уведом-лений) о выявленных различиях в стандартах;

    представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов;

    обеспечение функционирования системы информацион-ного обеспечения в режиме электронного обмена дан-ными, что может быть достигнуто в рамках реализации проекта «Развитие стандартизации» в России: по государственным стандартам - в течение ближайшего года; по нормативным документам иных органов государст-венного управления - в течение 2-3 лет.

По сближению статуса отечественных и зарубежных стандар-тов (т.е. по переходу от обязательных стандартов к их рекомен-дательному характеру) Концепция предусматривает тактику по-этапного создания надлежащих условий:

    расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции;

    более широкое использование государственными заказ-чиками, а также субъектами хозяйствования практики ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации, а также использование стандартов в качестве арбитражных документов при рас-смотрении в судах и арбитражных судах соответствующих исков;

    наработка экспериментального массива добровольных го-сударственных стандартов и анализ конкретной практики их применения в России.

Законодательными и нормативно-правовыми актами, на ос-новании которых требования стандарта считаются обязатель-ными, выступают законы РФ и указы Президента РФ, законы субъектов РФ, постановления Правительства РФ, постановле-ния Госстандарта, постановления и приказы иных органов фе-деральной исполнительной власти.

Чтобы при этом выполнялись условия ГАТТ (п. 2.9), необ-ходима своевременная нотификация секретариата ВТО о разра-ботке стандарта и о документе, определяющем его обязатель-ный статус. В российской практике чаще всего статус стандарта (или его конкретных требований) устанавливается постановле-нием Госстандарта, которое публикуется одновременно с вновь принятым или пересмотренным ГОСТ Р.

В части формирования технического законодательства Кон-цепция определяет направления развития на усиление при-кладного характера основных положений Законов РФ «О стандартизации», "Об обеспечении единства измерений", «О cepтификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей»:

    разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (услуги, процесса);

    разработка законодательных актов, устанавливающих ко-личественные нормы допустимых воздействий на окру-жающую среду производственных процессов и техноло-гий предоставления услуг.

Практическое выполнение законодательных актов должны обеспечивать технические регламенты и обязательные стандар-ты. Стандарт приобретает статус обязательного, если законода-тельный акт ссылается на данный стандарт либо текст законо-дательного акта непосредственно содержит его требования.

Приоритетность направлений и объектов стандартизации для России Концепция определяет исходя из принятых на между-народном уровне направлений. Так, в области безопасности и экологии приоритетной должна быть стандартизация детского питания; пищевых продуктов, потенциально токсичных для че-ловека; условий хранения и транспортировки взрывчатых ве-ществ, газов и нефтепродуктов; производства и хранения ра-диоактивных веществ и утилизации отходов, машин, оборудо-вания и приборов, признанных потенциально опасными, хими-ческой продукции, в том числе бытового назначения; безопас-ности оборонной продукции для обслуживающего персонала, населения и окружающей среды в мирное время.

В области информационных технологий и содействия научно-техническому сотрудничеству для России особенно актуально:

    формирование государственного профиля взаимодейст-вия отдельных систем;

    обеспечение электромагнитной совместимости в условиях реального для России распределения частного сектора;

    обеспечение безопасности для пользователей средств отображения информации;

    обеспечение внедрения CALS-технологий.

В международной и зарубежной практике стандартизации при определении приоритетов используется метод респондентского опроса широкого круга специалистов по стандартизации, Ученых, инженеров и бизнесменов. Таким образом в свое время удалось спрогнозировать реализуемую в настоящее время по-вышенную социальную направленность стандартизации, увели-чение объемов работ по стандартизации информационных тех-нологий и т.п. В Концепции отмечается целесообразность про-дления систематических респондентских опросов для определения приоритетов и в российской стандартизации.

В области методологии и организации работ по стандартиза-ции в Концепции отмечается, что общие принципы стандарти-зации, на которых основана российская ГСС, гармонизованы с международными правилами. Но практические методы разра-ботки нормативных документов нуждаются в дальнейшем со-вершенствовании и актуализации путем электронизации про-цесса создания стандарта. Поскольку в этой области Россия за-метно отстает, процедура разработки остается прежней, однако электронизация повлечет за собой полный отказ от традицион-ных стадий и этапов, а также изменит состав участников, уско-рит темпы работ и увеличит их объем. Все это не может не ска-заться на организационной структуре отечественной стандарти-зации. Вместе с тем технические комитеты, как основное рабо-чее звено, сохранят свою роль. Но для повышения эффектив-ности их работы в Концепции признается необходимым:

  • Учебно-методический комплекс дисциплина опд. Ф. 05 «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность 220501 Управление качеством

    Учебно-методический комплекс

    Теоретические основы метрологии. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира.

  • Муравьев С. В., Казаков В. Ю., Цимбалист Э. И. Организационно-методическое обеспечение проведения государственного экзамена выпускников, предендующих на получение квалификации (степени) бакалавр по направлению 552200 «метрология, стандартизация и сертификация»

    Документ

    ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ВЫПУСКНИКОВ, ПРЕДЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ (СТЕПЕНИ) БАКАЛАВР ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552200 «МЕТРОЛОГИЯ,

  • КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

    ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

    Russian Classification of Management Documentation

    Список изменяющих документов

    (в ред. Изменений N 1/96 ОКУД, утв. Госстандартом России, N 2/98 ОКУД, утв. Госстандартом России 02.04.1998, N 3/98 ОКУД, N 4/99 ОКУД, N 5/99 ОКУД, N 6/2000 ОКУД,

    N 7/2000 ОКУД, N 8/2000 ОКУД, утв. Госстандартом России, N 9/2001 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.05.2001, N 10/2001 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.10.2001,

    N 11/2001 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.10.2001, N 12/2001 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.11.2001, N 13/2001 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.12.2001,

    N 14/2002 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.03.2002, N 15/2002 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.09.2002, N 16/2002 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.10.2002,

    N 17/2002 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.12.2002, N 18/2003 ОКУД, утв. Госстандартом России 15.06.2003, N 19/2003 ОКУД, утв. Госстандартом России 15.06.2003,

    N 20/2003 ОКУД, утв. Госстандартом России 15.10.2003, N 21/2004 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.08.2004, N 22/2004 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.04.2005,

    N 23/2004 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.04.2005, N 24/2005 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.06.2005, N 25/2005 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.08.2005,

    N 26/2005 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.10.2005, N 27/2005 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.11.2005, N 28/2005 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.03.2006,

    N 29/2006 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.05.2006, N 30/2006 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.07.2006, N 31/2006 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.07.2006,

    N 32/2006 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.05.2006 N 103-ст, N 33/2006 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 16.08.2006 N 163-ст,

    N 34/2006 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 16.08.2006 N 162-ст, N 35/2006 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 16.08.2006 N 161-ст,

    N 36/2006 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 314-ст, N 37/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.03.2007 N 47-ст,

    N 38/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.03.2007 N 48-ст, N 39/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 19.04.2007 N 70-ст,

    N 40/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.07.2007 N 182-ст, N 41/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 04.09.2007 N 229-ст,

    N 42/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 16.11.2007 N 309-ст, N 43/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 16.11.2007 N 312-ст,

    N 44/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 420-ст, N 45/2008 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2008 N 71-ст,

    N 46/2008 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 06.08.2008 N 159-ст, N 47/2008 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 06.08.2008 N 160-ст,

    N 48/2008 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 13.10.2008 N 254-ст, N 49/2008 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 13.10.2008 N 255-ст,

    N 50/2009 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 16-ст, N 51/2009 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 17-ст,

    N 52/2009 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.04.2009 N 150-ст, N 53/2009 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 08.06.2009 N 190-ст,

    N 54/2010 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 49-ст, N 55/2010 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 50-ст,

    N 56/2010 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 20.07.2010 N 180-ст, N 57/2010 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 08.09.2010 N 223-ст,

    N 58/2010 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 12.11.2010 N 423-ст, N 59/2010 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1075-ст,

    N 60/2010 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1076-ст, N 61/2011 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 30.09.2011 N 423-ст,

    N 62/2011 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.10.2011 N 499-ст, N 63/2011 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.10.2011 N 500-ст,

    N 64/2011 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 14.12.2011 N 1511-ст, N 65/2012 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 24.05.2012 N 84-ст,

    N 66/2012 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 24.05.2012 N 85-ст, N 67/2012 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 24.05.2012 N 86-ст,

    N 68/2012 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2012 N 1878-ст, N 69/2013 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 15.04.2013 N 49-ст,

    N 70/2013 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 04.07.2013 N 278-ст, N 71/2013 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2013 N 1097-ст,

    N 72/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 27.03.2014 N 239-ст, N 73/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 27.03.2014 N 240-ст,

    N 74/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст, N 75/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст,

    N 76/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст, N 77/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст,

    N 78/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст, N 79/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст,

    N 80/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст, N 81/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст,

    N 82/2015 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 26.05.2015 N 425-ст, N 83/2015 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 05.08.2015 N 1071-ст,

    N 84/2015 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 05.08.2015 N 1072-ст, N 85/2015 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2015 N 2003-ст,

    N 86/2015 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2015 N 2004-ст)

    Дата введения 1994-07-01

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Росархива, Департаментом информатизации Центрального Банка России, акционерным обществом "Финтех", Вычислительным центром (ВЦ) Госкомстата России, Всероссийским центром производительности (ВЦП) Минтруда России, Пенсионным фондом России, Объединением ИнформВЭС МВЭС России.

    Внесен Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России.

    2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 299.

    3. Переиздание (ноябрь 1998 г.) с Изменениями N 1 (ИУС 3-97), N 2 (ИУС 9-98), N 3 (ИУС 9-98).

    ВВЕДЕНИЕ

    Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве.

    Общероссийский классификатор управленческой документации разработан взамен Общесоюзного классификатора управленческой документации (1 89 012) на территории Российской Федерации.

    ОКУД предназначен для решения следующих задач:

    Регистрации форм документов;

    Упорядочения информационных потоков в народном хозяйстве;

    Сокращения количества применяемых форм;

    Исключения из обращения неунифицированных форм документов;

    Обеспечения учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;

    Контроля за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;

    Рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов.

    Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками унифицированных систем документации (УСД).

    В ОКУД приведены наименования и кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в унифицированные системы документации.

    Важными средствами информационного обеспечения являются классификаторы технико-экономической и социальной информации. Они обеспечивают интегрированную обработку данных в автоматизированных информационных системах.

    Классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, содержащие систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды.

    В настоящее время действуют 37 общероссийских и продолжающих действовать общесоюзных классификаторов. Совокупность классификаторов, а также научно-методических и нормативно-технических документов по их разработке, ведению и внедрению составляют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

    В зависимости от области применения, классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятий.
    По содержанию все многообразие классификаторов можно подразделить на следующие группы:

    1. Классификаторы информации об управленческих документах, задачах, решаемых в автоматизированных системах управления, видах деятельности, экономических и социальных показателях:

    Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

    Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

    Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

    Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)

    2. Классификаторы информации об организационных структурах:

    Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

    Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ДЕЙСТВОВАЛ до 2003 года) Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 года № 454-ст принят и введен в действие с 1 января 2003 года Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), разработанный Минэкономразвития.

    3. Классификаторы информации о населении и кадрах

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)

    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

    4. Государственная система документационного обеспечения управления .

    Наиболее полным межотраслевым документом по организации документационного обеспечения управления является изданная в 1990 г. Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Нормы и правила ГСДОУ базируются на основных положениях Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), созданной в СССР в 1973г. и сыгравшей важную роль в оптимизации документационных процессов в отечественной экономике.

    ГСДОУ совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях и общественных организациях.

    Основная цель ГСДОУ – упорядочение документооборота организаций, сокращение количества и повышение качества документов, создание наиболее благоприятных условий для применения технических средств и современных технологий сбора, обработки и анализа информации.

    Основные положения ГСДОУ охватывают вопросы документирования управленческой деятельности, организации работы с документами, механизации и автоматизации работы с документами, организации службы документационного обеспечения управления.

    Положения ГСДОУ получили развитие применительно к соответствующему уровню управления в Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ. 6 июля 1992 г. Государственной архивной службой утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. Она введена с целью совершенствования на единой основе документационного обеспечения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и форм управленческих документов и технологии работы с ними.

    В соответствии с системой ДОУ и Типовой инструкцией по делопроизводству министерства и организации разрабатывают аналогичные документы с учетом специфики отрасли и конкретной организации.

    В ближайшие годы планируется разработка новой редакции ГСДОУ как системы норм, требований, положений, регламентирующих основные правила работы с документами на предприятиях и в организациях. Принципиальное отличие будущей системы состоит в том, что она будет представлять собой единый комплекс автоматизированного документирования и документооборота на базе новых информационных технологий (современные текстовые редакторы, электронная почта, автоматизированная номенклатура дел)

    Тема 4. Основные требования к составлению и оформлению документа.

    Цель изучения: изучение состава и расположения реквизитов на управленческих документах согласно ГОСТ Р6.30-2003.

    Вопросы для изучения:

    1. Бланки документов и требования к ним.
    2. Структура документа. Требования к оформлению документов по ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

    Бланки документов и требования к ним

    Большинство документов предприятия, в том числе исходящие документы, оформляются на бланке.

    Бланк – стандартный лист бумаги с воспроизведенной на нем типографским способом постоянной информацией.

    Бланки документов можно изготавливать типографским способом, с помощью средств оперативной полиграфии или воспроизводить с помощью средств компьютерной техники при создании конкретного документа. Для наиболее важных документов предприятия используют бланки, выполненные типографским способом, с эмблемой, имеющей высокую степень детализации, с тиснением, водяными знаками, многоцветной печатью и другими элементами, затрудняющими подделку. Как правило, такие бланки нумеруются типографским способом или специальными нумераторами. Использование каждого такого бланка должно фиксироваться в специальных регистрационных бланках.

    Бумага для бланков должна обладать такими качествами, как несворачиваемость при перегревах или смачивании и отсутствие пыления с поверхности листа, а также соответствие требованиям по плотности – от 80 г/м2 до 200 г/м2 и по белизне – от 88% до 98%.

    Для изготовления бланков в основном используются два формата листов бумаги А4 – (210* 297 мм) и А5 (148*210 мм).

    Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля соответствующих размеров:

    Левое - 20 мм;

    Правое - 10мм;

    Верхнее - 20 мм;

    Нижнее - 20мм.

    ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» допускает создание бланков предприятия, структурного подразделения и должностного лица.

    В соответствии с требованиями ГОСТа установлены следующие виды бланков предприятия:

    · Общий бланк - бланк предприятия или структурного подразделения для изготовления любого вида документа (кроме письма);

    · Бланк для письма;

    · Бланк конкретного вида документа, кроме письма.

    Предусмотрены два варианта расположения реквизитов бланка – угловое и продольное.

    2. Структура документа. Требования к оформлению документов по ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

    Каждый документ состоит из определенного набора реквизитов.

    Реквизит - обязательный элемент любого официального документа.

    Совокупность реквизитов, из которых состоит документ, называется формуляром документа.

    Формуляр-образец - модель построения документа, устанавливающая область применения, форматы, размеры полей требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты. Формуляр-образец - это совокупность расположенных в определенной последовательности реквизитов, присущих всем видам документов.

    ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» предусматривает при подготовке и оформлении документов использовать 30 реквизитов вместо 29 по ГОСТ 6.30-97.

    Настоящий стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), - постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др. (далее - документы), включенные в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) (класс 0200000) и используемые в деятельности:

    Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая субъекты Российской Федерации, имеющие, наряду с русским языком, в качестве государственного национальный язык, органов местного самоуправления;

    Предприятий, организаций и их объединений независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

    Настоящий стандарт устанавливает состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам и оформлению документов; требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, гербов субъектов Российской Федерации.

    При подготовке и оформлении документов используют следующие реквизиты:

    01 - Государственный герб Российской Федерации;

    02 - герб субъекта Российской Федерации;

    03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

    04 - код организации;

    05 - основной государственный регистрационный номер (ОГРН)

    юридического лица;

    06 - ИНН/ КПП налогоплательщика;

    07 - код формы документа;

    08 - наименование организации;

    09 - справочные данные об организации;

    10 - наименование вида документа;

    11 - дата документа;

    12 - регистрационный номер документа;

    14 - место составления или издания документа;

    15 - адресат;

    16 - гриф утверждения документа;

    17 - резолюция;

    18 - заголовок к тексту;

    19 - отметка о контроле;

    20 - текст документа;

    21 - отметка о наличии приложения;

    22 - подпись;

    23 - гриф согласования документа;

    24 - визы согласования документа;

    25 - печать;

    26 - отметка о заверении копии;

    27 - отметка об исполнителе;

    28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

    29 - отметка о поступлении документа в организацию.

    30 - Идентификатор электронной копии документа

    ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕКВИЗИТОВ ДОКУМЕНТОВ

    01 . Государственный герб Российской Федерации помещают на бланках документов в соответствии с Положением о Государственном гербе Российской Федерации.

    02 . Герб субъекта Российской Федерации помещают на бланках документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    03 . Эмблему организации или товарный знак (знак обслуживания) помещают на бланках организаций в соответствии с уставом (положением об организации). Эмблему не воспроизводят на бланке, если на нем помещен Государственный герб Российской Федерации или герб субъекта Российской Федерации.

    04 . Код организации проставляют по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКНО).

    05 . ОГРН проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.

    06 . Идентификационный номер налогоплательщика/ код причины постановки на учет проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.

    07 . Код формы документа проставляют по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД).

    08 . Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать наименованию, закрепленному в ее учредительных документах. Над наименованием организации указывают сокращенное, а при его отсутствии - полное наименование вышестоящей организации. Наименования организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с русским языком, в качестве государственного нацио­нальный язык, печатают на двух языках – русском и национальном. Сокращенное наименование организации приводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах предприятия. Сокращенное наименование (в скобках) помещают ниже полного. Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях, когда оно закреплено в уставе (положении об организации). Наименование на иностранном языке располагают ниже наименования на русском языке. Наименование филиала, территориального отделения, представительства структурного подразделения указывают в том случаях, если оно является автором документа, и располагают ниже наименования предприятия.

    09 . Справочные данные об организации включают почтовый адрес номера телефонов и другие сведения по усмотрению организации (номера факсов, телексов, счетов в банке, адрес электронной почты и др.).

    10 . Наименование вида документа, составленного или изданного организацией, регламентируется уставом (положением об организации) и должно соответствовать видам документов, предусмотренным УСОРД и ОКУД (класс 0200000)

    В письме наименование вида документа не указывают.

    11 . Датой документа является дата его подписания или утверждения для протокола – дата заседания (принятия решения), для акта - дата события. Если авторами документа являются несколько предприятий, то датой документа является наиболее поздняя дата подписания.

    Дата документа оформляется арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенных точкой, год - четырьмя арабскими цифрами. Например, дату 5 января 2008 года следует оформлять: 05.01.2008.

    Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, например: 5 января 2008 года, а также оформление даты в следующей последовательности: год, месяц, день месяца, например: 2008.01.05.

    12 . Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно дополнять по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др. Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более предприятиями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.

    14. Место составления или издания документа указывают в том случае если затруднено его определение по реквизитам «Наименование организации» и «Справочные данные об организации». Место составления или издания указывают с учетом принятого административно-территориального деления, и оно включает только общепринятые сокращения.

    15 . В качестве адресата могут быть организации, их структурные подразделения, должностные или физические лица. При адресовании документа должностному или физическому лицу инициалы указываются перед фамилией. Наименования организации и ее структурного подразделения указывают в именительном падеже.

    Должность лица, которому адресован документ, указывают в дательном падеже, например:

    Если документ отправляют в несколько однородных организаций или в несколько структурных подразделений одной организации, то их следует указывать обобщенно, например:

    В состав реквизита «Адресат» при необходимости может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указывают в последовательности, установленной правилами оказания услуг почтовой связи.

    Допускается центрировать каждую строку реквизита «Адресат» по отношению к самой длинной строке, например:

    16. гриф утверждения – реквизит, указывающий нормативный или правовой характер его содержания. Документ утверждается должностным лицом или специально издаваемым документом.

    17. резолюция – реквизит, в котором руководитель указывает задание по исполнению данного документа, срок исполнения и конкретных исполнителей.

    18. заголовок - выражает краткое содержание текста, его основную смысловую нагрузку.

    19. отметка о контроле означает, что документ поставлен на контроль. Контролю подлежат все документы, требующие исполнения.

    20. При составлении текста в виде анкеты наименования признаков характеризуемого объекта должны быть выражены именем существительным в именительном падеже или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени («имеете», «владеете» или «были», «находились» и т.д.). Характеристики, выраженные словесно, должны согласовываться с наиме­нованиями признаков. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками. Если таблица печатается более чем на одной странице, графы таблицы должны быть пронумерованы, и на следующих страницах печатаются только номера этих граф.

    Связанный текст, как правило, состоит из двух частей. В первой части указывают причины, основания, цели составления документа, во второй (заключительной) - решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации. Текст может содержать одну заключительную часть (например, приказы - распорядительную часть без констатирующей; письма, заявления - просьбу без пояснения; справки, докладные записки - оценку фактов, выводы).

    В тексте документа, подготовленного на основании документов других организаций или ранее изданных документов, указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации, автора документа, дату документа, регистрационный номер документа, заголовок к тексту.
    Если текст содержит несколько решений, выводов и т.д., то его следует разбивать на разделы, подразделы, пункты, которые нумеруют арабскими цифрами.

    В распорядительных документах (приказах, распоряжениях и т.д.) организаций, действующих на принципах единоначалия, а также документах, адресованных руководству организации, изложение текста должно идти от первого лица единственного числа («приказываю», «предлагаю», «прошу»). В распорядительных документах коллегиальных органов текст излагают от третьего лица единственного числа («постановляет», «решил»). В совместных распорядительных документах текст излагают от первого лица множественного числа («приказываем», «решили»). Текст протокола излагают от третьего лица множественного числа («слушали», «выступили», «постановили»).

    В документах, устанавливающих права и обязанности организаций, их структурных подразделений (положениях, инструкциях), а также содержащих описание, оценку фактов или выводы (акт, справка), используют форму изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа («отдел осуществляет функции», «в состав объединения входят», «комиссия установила»).

    В письмах используют следующие формы изложения:

    От первого лица множественного числа («просим направить», «направляем на рассмотрение»);

    От первого лица единственного числа («считаю необходимым», «прошу выделить»);

    От третьего лица единственного числа («министерство не возражает», «ВНИИДАД считает возможным»).

    21. Отметку о наличии приложения, названного в тексте, оформляют следующим образом - Приложение: на 5 л. в 2 экз.

    Если документ имеет приложение, не названное в тексте, то указывают его наименование, количество листов и количество экземпляров; при наличии нескольких приложений их нумеруют, например:

    Приложение:

    1. Положение об Управлении регионального кредитования на 5 л. в 1 экз.

    2. Правила подготовки и оформления документов Управления регионального кредитования на 7 л. в 2 экз.

    Если приложения сброшюрованы, то количество листов не указывают.

    В приложении к распорядительному документу на первом его листе в правом верхнем углу пишут «Приложение» с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера, например:

    Если к документу прилагают другой документ, также имеющий приложение, отметку о наличии приложения оформляют следующим образом:

    приложение: письмо Росархива от 14.06.2007 № 02-4/156 и приложение к нему, всего на 30 л.

    Если приложение направляют не во все указанные в документе адреса, то отметку о его наличии оформляют следующим образом: Приложение: на 3 л. в 5 экз. в первый адрес.

    Допускается выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать прописными буквами, а также центрировать это выражение, наименование документа, его дату и регистрационный номер относительно самой длинной строки, например

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
    к приказу директора Института
    15.06.2007 № 19

    22. В состав реквизита «Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное - на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия), например:

    Директор Личная подпись Н.А. Федоров

    При оформлении документа на бланке должностного лица должность этого лица в подписи не указывают.

    При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности, например;

    Генеральный директор Личная подпись М.А. Медведев
    Главный бухгалтер Личная подпись Н.А.Логинова

    При подписании документа несколькими лицами равных должностей их подписи располагают на одном уровне, например:

    В документах, составленных комиссией, указывают не должности лиц, подписывающих документ, а их обязанности в составе комиссии в соответствии с распределением, например:

    Документ может быть подписан исполняющим обязанности должностного лица с указанием его фактической должности и фамилии. При этом не допускается ставить предлог «За», надпись от руки «Зам.» или косую черту перед наименованием должности.

    23 . Гриф согласования документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, расшифровки подписи (инициалов, фамилии) и даты согласования, например:

    Если согласование осуществляют письмом, протоколом и др., гриф согласования оформляют по следующей форме:

    24 . Согласование документа оформляют визой, включающей подпись и должность визирующего документ, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания. Например:

    Начальник юридического отдела

    Личная подпись А.С. Орлов

    При наличии замечаний по документу визу оформляют следующим образом:

    Замечания прилагаются

    Личная подпись А.С. Орлов25.08.2007

    Замечания излагаются на отдельном листе, подписываются и прилагаются к документу.Для документа, подлинник которого остается в организации, визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа.

    Для документа, подлинник которого отправляется из организации, визы проставляются в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа.

    Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.

    Допускается, по усмотрению организации, полистное визирование документа и его приложения.

    25 . Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, предусмотренных специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами.

    Документы заверяют печатью организации.

    26. При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют: заверительную надпись «Верно должность лица заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы" фамилию); дату заверения, например:

    Инспектор отдела кадров Личная подпись М.В. Копосков
    07.06.2007

    Допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации.

    27. Отметка об исполнителе включает фамилию (или фамилию имя отчество) исполнителя документа и номер его телефона Отметку об исполнителе располагают на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу,

    например:

    Петров И.И.

    28. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело включает следующие данные: ссылку на дату и номер документа, свидетельствующего о его исполнении, или, при отсутствии такого документа, краткие сведения об исполнении; слова «В дело»; номер дела, в котором будет храниться документ.

    Отметка об использовании документа и направлении его в дело должна быть подписана и датирована исполнителем документа или руководителем структурного подразделения, в котором исполнен документ.

    29. Отметка о поступлении документа в организацию содержит и дату поступления документа (при необходимости – часы и минуты)

    Допускается отметку о поступлении документа в организацию поставлять в виде штампа.

    30. Идентификатором электронной копии документа является отметка (колонтитул), проставляемая в левом нижнем углу каждой страницы документа и содержащая наименование файла на машинном носителе, дату и другие поисковые данные, устанавливаемые в организации.

    Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийский классификатор) - это нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации .

    Общероссийские классификаторы устанавливают единые наименования объектов на национальном уровне и соответствующие им коды. Данные общероссийских классификаторов широко используются для формирования баз данных о продукции, услугах и иных объектах в масштабе страны; управления документооборотом и принятия решений на национальном уровне; обеспечивают идентификацию объектов по соответствующим кодам.

    Общероссийские классификаторы являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией .

    Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». Порядок разработки ОК устанавливают правила «ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов».

    По состоянию на 2013 год в РФ действует 34 общероссийских классификатора . Перечень действующих общероссийских классификаторов представлен в таблице 7.1.

    Таблица 7.1 – Перечень общероссийских классификаторов

    Обозначение

    Наименование общероссийского классификатора

    ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000

    Общероссийский классификатор стандартов

    Общероссийский классификатор услуг населению

    Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг

    Общероссийский классификатор продукции

    Общероссийский классификатор предприятий и организаций

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию

    Общероссийский классификатор занятий

    Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления

    Общероссийский классификатор управленческой документации

    Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (Классификатор ЕСКД)

    Общероссийский классификатор основных фондов

    ОК (МК (ИСО 4217) 003–97) 014–2000

    Общероссийский классификатор валют

    ОК 015-94 (МК 002-97)

    Общероссийский классификатор единиц измерения

    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

    Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации

    Общероссийский классификатор информации о населении

    Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления

    Общероссийский классификатор деталей, изготовляемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой

    Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения

    Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения

    Общероссийский классификатор начального профессионального образования

    Общероссийский классификатор экономических регионов

    ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001

    Общероссийский классификатор стран мира

    Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах

    Общероссийский классификатор форм собственности

    Общероссийский классификатор организационно–правовых форм

    ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1)

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

    Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов

    Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов

    Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод

    Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований

    В практике стандартизации широко используются Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

    Стандартизация требований к продукции и услугам начинается со стандартизации наименований данных объектов, унифицированные названия которых представлены в ОКП и ОКУН. Разработанные стандарты на разные объекты тематически объединяются в разделы, группы, подгруппы, наименования и коды которых представлены в Общероссийском классификаторе стандартов.

    Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) – это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований продукции, построенный по иерархической системе классификации.

    ОКП включает восемьдесят четыре класса продукции, каждый из которых иерархически подразделяется на подклассы, группы, подгруппы и конкретные виды продукции. Код ОКП включает шесть значащих цифр и контрольное число.

    ОКП используется для идентификации продукции и оформления документации на продукцию. ОКП исключает различные наименования для одной и той же продукции на территории всей страны. Выдержки из ОКП представлены в приложении В .

    Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) – это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований услуг, построенный по иерархической системе классификации.

    ОКУН включает тринадцать групп услуг, каждая из которых иерархически подразделяется на подгруппы, виды и конкретные услуги. Код ОКУН включает шесть значащих цифр и контрольное число.

    ОКУН используется для идентификации услуг и оформления документации на услуги. ОКУН исключает различные наименования для одной и той же услуги на территории всей страны. Выдержки из ОКУН представлены в приложении Г .

    Общероссийский классификатор стандартов ОК 001-2000 (ОКС) - это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований классификационных группировок, используемых для классификации стандартов и других нормативно- технических документов.

    ОКС предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов, формировании баз данных по международным, межгосударственным и национальным стандартам и другим нормативным и техническим документам, обеспечивая предоставление информации и распространение этих документов в национальном, межгосударственном и международном масштабах.

    ОКС разбит на сорок один тематический раздел, каждый из которых подразделяется на группы и подгруппы. Код ОКС включает восемь разрядов.

    Для удобства использования ОКС снабжен алфавитно-предметным указателем, приведенным в приложении к документу, в котором в алфавитном порядке представлены наименования объектов стандартизации и соответствующие им коды. Информацию в ОКС удобно искать с использованием алфавитно-предметного указателя.

    Выдержки из ОКС представлены в приложении Д .

    Выбор редакции
    Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

    Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

    РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
    Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
    Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
    Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
    Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
    Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...