К важным принципам финансового права относятся. А


1.3. Принципы финансового права

Принципы российского финансового права - основополагающие начала, на которых строится финансовое право.

Финансово-правовые принципы устанавливают основополагающие, конструирующие ориентиры в развитии институтов финансового права, определяют направления развития финансового законодательства.

Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в финансовой сфере. Наряду с предметом и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финансового права. Принципы финансовой деятельности имеют конкретное содержание и особенности, обусловленные историческим развитием отрасли, спецификой предмета соответствующего правового регулирования и современными политико-правовыми реалиями.

Выделяют следующие принципы финансового права:

Федерализм;

Законность;

Единство финансовой политики и денежной системы;

Самостоятельность финансовой деятельности в рамках компетенции органов местного самоуправления;

Распределение полномочий в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей;

Гласность;

Плановость.

Принцип федерализма. Носит комплексный, многогранный характер. Комплексное содержание принципа федерализма в финансовом праве пронизывает все его институты, определяет сущность складывающихся финансовых правоотношений и гарантирует Российской Федерации и субъектам РФ установленный законодательством финансово-правовой статус. Являясь общеотраслевым исходным началом финансового права и имея конституционное установление, принцип федерализма в финансовом праве служит ориентиром для всех иных нормативных правовых актов, которые регулируют различные аспекты финансовой деятельности государства.

Принцип федерализма оказывает существенное влияние на финансовую деятельность муниципальных образований, что обусловлено наличием собственных финансовых полномочий у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Этот принцип представляет собой преломление в финансовой сфере государственного устройства Российской Федерации, установленного Конституцией РФ и получившего развитие в федеральных конституционных законах и федеральных законах, договорах между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ.

Основные характеристики принципа федерализма закреплены в Конституции РФ. Это – государственный суверенитет (ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство конституционноправовой системы (ст. 15); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12).

Принцип законности является одним из основных принципов финансового права. Принцип законности – конституционный принцип финансового права. Конституция РФ в ч. 2 ст. 15 предусматривает: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Нормы Конституции РФ, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются основой финансового законодательства, изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник. Так, в ст. 71, 72 и др. Конституции РФ закреплены основы полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования, финансового законодательства в целом, что служит, в свою очередь, основой блоков законодательства по каждой определенной области. При этом часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции РФ прямого действия, как, например, упоминавшаяся ст. 106 предусматривает правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

В основе конституционного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в частности, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., п. 1 ст. 7 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы основан на положениях Конституции РФ. Анализ Конституции РФ позволяет выделить ряд юридических признаков, характеризующих государственное устройство России, важнейшим из которых является единство финансовой политики на всех уровнях – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальне образования. Конституция РФ гарантирует свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8) и относит к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики, федеральные программы в области экономического развития, а также финансовое регулирование и денежную эмиссию (п. «е», «ж» ст. 71).

Гарантией принципа единства финансовой политики и денежной системы служит ряд положений Конституции РФ, содержащихся в гл. 3 «Федеративное устройство»: на территории Российской Федерации не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; в России не допускается введение и эмиссия других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации; денежная эмиссия – исключительное право Центрального банка РФ.

Принцип единства денежной системы получил правовое закрепление в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно ст. 4 этого Закона разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики осуществляется Центральным банком РФ во взаимодействии с Правительством РФ. Банк России является органом денежно-кредитного регулирования. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Центральным банком РФ во взаимодействии с Правительством РФ и представляются для рассмотрения Национальному банковскому совету, а также Президенту РФ, в Правительство РФ. Затем проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется в Государственную Думу, которая рассматривает данный документ и утверждает его не позднее принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Банк России обеспечивает выполнение утвержденных основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.

Принцип самостоятельности финансовой деятельности в рамках компетенции органов управления муниципальных образований.

Данный принцип является конституционной гарантией местного самоуправления, реализуется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (ст. 50 вышеназванного Закона).

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Такая классификация доходов местных бюджетов имеет принципиальное значение для финансового права, поскольку наиболее ярко отражает разграничение финансовой компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами относительно формирования бюджетов муниципальных образований (ст. 52, 53 указанного Закона).

Вместе с тем финансовое законодательство ограничивает финансовую самостоятельность органов управления муниципальных образований вопросами местного значения и не разрешает выходить за пределы полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами федерального уровня и субъекта Федерации.

Принцип распределения полномочий в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей. Суть этого принципа заключается в том, что финансовая деятельность демократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения государственных полномочий между органами государственной власти.

На федеральном уровне распределение полномочий в области финансовой деятельности между органами государственной власти осуществляется следующим образом:

Законодательный (представительный) орган – Федеральное Собрание РФ – принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельности всех финансовых органов государства;

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение финансовых законов, осуществляет в пределах своей компетенции нормотворчество по вопросам финансовой деятельности государства, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, вытекающие из финансовых правоотношений, разрешают финансово-правовые конфликты, а также им принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения;

Президент РФ является главой государства, но формально не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией РФ, Президент РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики, согласовывает и координирует деятельность всех ветвей власти, что позволяет эффективно действовать всему финансово-правовому механизму.

Осуществление финансовой деятельности на основе принципа разделения властей проявляется не только в строгом разграничении финансовой компетенции между законодательной, исполнительной и судебной властями. Каждый государственный орган, реализующий одну из трех функций государственной власти, в сфере финансовой деятельности взаимодействует с другими государственными органами.

В этом взаимодействии они ограничивают друг друга, образуя механизм сдержек и противовесов. Например, законодательный орган – Федеральное Собрание РФ – влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, Председателя Банка России.

Принцип гласности отражает признак демократического общества. В финансовом праве гласность обеспечивается открытым обсуждением финансовых законопроектов, проектов бюджетов всех уровней на очередной финансовый год, обязательным опубликованием в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также доступностью иных сведений (за исключением секретных статей) по решению представительных органов власти или муниципальных органов. Принцип гласности в финансовом праве имеет законодательные гарантии. Например, ст. 5 НК РФ предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Принцип плановости. Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год. Определяя предполагаемое количество и объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не рассчитать предполагаемые затраты на предстоящий период. Оно обязано проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве – бюджет или целую группу бюджетов разных уровней, составляющих единую бюджетную систему (гл. 3 БК РФ). Это объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса – наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т. д. Имеется отдельный план – по доходам государства и специальный план – по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, уточняющие и детализирующие бюджетные показатели.

1.4. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Понятие «финансовое право» может употребляться в двух аспектах – как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Глава 2
Нормы и формы (источники) финансового права

2.1. Общая характеристика, структура и классификация финансово-правовых норм

Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Финансово-правовые нормы являются разновидностью правовых норм, поэтому обладают всеми общими чертами правовой нормы.

Одновременно финансово-правовая норма выступает относительно самостоятельным, целостным явлением, которое имеет: собственное, только ей присущее содержание; специфические признаки; совокупность образующих ее элементов.

Характерные черты финансово-правовой нормы проявляются в сущности регулируемых ею отношений, т. е. отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовое право представляет собой сложную и многообразную систему финансово-правовых норм. Финансово-правовая норма является простейшим элементом, «клеточкой» финансового права, которая имеет и характерные особенности.

Ей свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли. Они обусловлены:

Характером установления в них предписаний;

Спецификой мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

Способами защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовой нормы права составляет предписание относительно того, как следует действовать субъектам, вступающим в конкретное финансовое правоотношение, закрепленное этой нормой: условия, при которых норма финансового права действует; само правило поведения; санкции, применяемые государством к нарушителям финансового законодательства. Поэтому основное содержание финансово-правовой нормы заключается в регулировании правил поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

В качестве конкретного правила поведения норма финансового права должна не только содержать, но и детализировать указанные параметры.

Характерная особенность содержания финансово-правовой нормы состоит в том, что она отражает наиболее важные, существенные признаки, которые неизбежно присутствуют, повторяются во всех конкретных финансовых правоотношениях, возникающих на ее основе. Благодаря этому финансово-правовая норма и приобретает способность быть регулятором публичных финансовых отношений. Норма финансового права представляет собой своеобразный каркас (эталон, модель) общественных отношений в сфере финансов, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В финансовых правоотношениях устойчивые, типичные признаки финансовых отношений могут конкретизироваться и дополняться специфическими индивидуальными признаками финансов или субъектов финансового права. Причем эти особенные признаки могут оказывать большое влияние на возникновение, изменение или прекращение конкретного финансового правоотношения. Однако любое финансовое правоотношение, каким бы специфическим оно ни было, может возникнуть и существовать при одном обязательном условии – финансовое правоотношение должно полностью соответствовать всем требованиям, общим, типичным признакам, закрепленным соответствующей нормой финансового права. Несоблюдение каких-либо требований финансово-правовой нормы неизбежно повлечет различные негативные последствия: от отказа государства в защите прав и законных интересов участников финансовых отношений до признания подобного финансового правоотношения правонарушением и применения к виновным финансово-правовых санкций.

Следовательно, финансово-правовая норма – это установленное государством общеобязательное правило поведения в общественных финансовых правоотношениях, возникающих в процессе планомерного образования, распределения и использования денежных фондов (доходов) государства и муниципальных образований и обеспеченных мерами государственного принуждения.

Структура финансово-правовой нормы. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру – логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Структура финансово-правовой нормы - это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать отношения в финансовой сфере.

Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется финансово-правовая норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Например, чтобы физическое лицо заплатило налог, оно должно получить доход в денежной или натуральной форме.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники финансовых правоотношений, т. е. определяет их права и обязанности.

По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам финансовых правоотношений варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правила поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции финансово-правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до 10 лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Виды финансово-правовых норм. Финансово-правовые нормы классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие:

обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участникам финансовых отношений совершение активных действий: платить налоги, встать на учет в налоговые органы, использовать по целевому назначению бюджетные средства, осуществлять банковские операции на основании лицензии и т. д. За неисполнение либо несвоевременное исполнение субъектами финансового права возложенных на них обязанностей со стороны государства применяются различные меры принуждения. Обязывающий характер присущ большинству финансово-правовых норм, что является прямым отражением основного метода финансового права – метода властных предписаний;

уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат дозволения субъектам финансового права использовать свои субъективные права.

Уполномочивающие нормы не обременены признаком обязательности, они представляют субъектам финансового права возможность самостоятельно определять, в какой ситуации и в каком объеме реализовывать права, предоставленные им финансово-правовой нормой. Отказ субъектов финансового права от использования принадлежащих им прав не влечет применения мер государственного принуждения;

запрещающие финансово-правовые нормы предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность, под угрозой применения санкций со стороны государства. Данный вид финансово-правовых норм нацеливает субъекты финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных государством деяний. Так, Центральному банку РФ запрещается осуществлять денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита. Запрещающие финансово-правовые нормы могут устанавливать пределы дозволенного поведения субъектов финансового права. Например, ст. 117 НК РФ запрещает организациям и индивидуальным предпринимателям ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе;

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т. е. состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Материальные финансово-правовые нормы устанавливают дополнительные (расширительные) права и обязанности для участников финансовых правоотношений, основанные на федеральной норме.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы закрепляют порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки, правовые формы финансовой деятельности государства, устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок реализации материальной нормы права, что в условиях федеративного государства позволяет осуществлять финансовую деятельность в рамках единого государства, но с учетом предписаний муниципальных органов власти.

Российское право в целом, как и отдельные его отрасли, в т.ч. финансовое право, формируется и развивается в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с определенными принципами , т. е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими наиболее существенные его особенности. Принципы носят общеобязательный характер, поскольку непосредственно закреплены в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности имеет важное значение, поскольку позволяет правильно понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законодательстве.

В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, дсмо- кратии, сочетания убеждения и принуждения и др.), на базе кᴏᴛᴏᴩых действуют принципы его подотраслей и институтов с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей конкретизацией.

Принципы отечественного финансового права были впервые сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства. Такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства (дополним — и муниципальных образований) Естественно, с тех пор данные принципы изменились, сохранив, однако, определенную преемственность.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

  • приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
  • социальная направленность финансово-правового регулирования;
  • федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
  • единство финансовой политики и денежной системы;
  • самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
  • распределение функций в области финансовой деятельности на базе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;
  • гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • плановость и законность финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Стоит заметить, что он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования данных отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно демонстрируется на них.
Стоит отметить, что особенно ϶ᴛᴏ подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования. , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека (ч. 1 ст. 7) Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Стоит сказать, для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, кᴏᴛᴏᴩая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к данным проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ)

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71) К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72) Вне данных пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76)

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, ϲʙᴏбодного перемещения финансовых средств (ст. 8)

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации будет рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75)

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на базе согласования с субъектами может передать им некᴏᴛᴏᴩые ϲʙᴏи полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать ϶ᴛᴏт процесс. В связи с данным предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, кᴏᴛᴏᴩым в настоящее время приходится финансировать осуществление как ϲʙᴏих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133) Эти органы руководствуются законодательством РФ и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего субъекта РФ. Стоит заметить, что они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на базе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из ϶ᴛᴏго принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106) К полномочиям Правительства РФ ᴏᴛʜᴏϲᴙтся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114) Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в т.ч. государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через ϲʙᴏих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. Материал опубликован на http://сайт
К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на базе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15) В сфере финансов ϶ᴛᴏ относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36) Налоговый кодекс РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5)

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на базе финансовых планов, разрабатываемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов будут, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ) Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и крайне важно для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет ϲʙᴏи особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на базе закона спроса и предложения. И здесь крайне важно прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации могут быть использованы программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе кᴏᴛᴏᴩых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Для совершенствования последнего, помимо составления годового федерального бюджета, согласно Бюджетному посланию Президента РФ был разработан перспективный (среднесрочный) финансовый план на 2006-2008 гг., намечен переход к утверждению трехлетнего федерального бюджета, изменению содержания финансовых плановых показателей с ориентированием их на конечный результат, что впоследствии нашло закрепление в БК РФ.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Стоит заметить, что оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется ϲʙᴏдный финансовый баланс, в кᴏᴛᴏᴩом учитываются финансовые ресурсы страны. Нужно помнить, такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит заметить, что он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Стоит заметить, что он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.) За нарушения норм финансового права предусмотрены ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Исключая выше сказанное, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, ϲʙᴏе применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо ϶ᴛᴏго, названным подотраслям и институтам ϲʙᴏйственны и особые принципы, в кᴏᴛᴏᴩых пробудет их специфика. Все данные принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.

498 08.03.2019 5 мин.

Финансовое право – это комплекс норм права, которые взаимосвязаны между собой. Оно способно закреплять и регулировать особенный круг отношений общества и связей. Эти связи могут возникать между публичными субъектами и частными в результате действия финансовой деятельности и органов местной власти.

Все нормы системной организации закрепляются в нормативных актах финансово-правового направления. Эти акты принимаются на региональных уровнях и на федеральном. Вся эта организованная система норм перетекает в комплекс или систему финансового законодательства.

Понятие права

Финансовое право (ФП), то есть все его отрасли различаются по предмету регулирования права. Все предметы правового регулирования формируют отношения, которые характеризуются рядом признаков.

  1. Устойчивость и повторяемость.
  2. Способность к контролю права с внешней стороны.
  3. Находится в правовом поле, другими словами под юрисдикцией права.

Есть закономерности, которыми обладает финансовое право. Эти закономерности могут влиять на развитие финансовых отношений, а точнее на их возникновение, прекращение или функционирование.

На видео-принципы (ФП):

Государство способно воздействовать на определенную систему отношений, которые являются специфическими, при помощи (ФП). Специфические отношения возникают относительно использования, распределения и аккумулирования денежных фондов государства. Также система права возникает относительно денежной эмиссии и контроля финансов. В результате происходит привлечение к ответственности за то, что были нарушены какие-либо финансовые операции.

Государство именно при помощи (ФП) способно реализовать экономическую функцию. Каким бы общество ни было, нужно в обязательном порядке контролировать и регулировать его финансовые состояния. В результате государство или прямым методом, или косвенным влияет на имущественные отношения граждан государства.

В деятельности государства в отношении финансовой политики лежат принципы, которые имеют исходное начало. Эти начала способны отражать специфику финансового вида государственной деятельности. Исходные начала закреплены в правовых нормах. Именно они и являются принципами (ФП).

Что собой представляет , подробно указано в данной статье.

Что собой представляет метод правового регулирования финансового права, подробно указано

Научное основание формируется в результате принципов. Это основание способно фиксировать объект исследования, обеспечивать единство теоретических основ и эмпирических в научном мире. Финансовое начало способно дать полностью качественные характеристики для (ФП).

Любые принципы способны сформироваться на основе определенного опыта государства и его правовой культуры.

Принципы образуют базу на основе положения правовой системы. Причем учитывается достигнутый уровень развития финансовых отношений внутри государства. Принципы указывают на развитие финансового законодательства, конструируют ориентиры для развития права.

С другой стороны принципы (ФП) при помощи юридических норм и законодательства способны функционировать.

Основные принципы


  1. Законность.
  2. Федерализм.
  3. Справедливость.
  4. В приоритете стоят публичные интересы.
  5. Политика финансов и денежных отношений должны быть в едином взаимодействии.
  6. Принцип равенства субъектов. Все субъекты финансового права в разных регионах должны быть в равных условиях.
  7. Финансовая деятельность должна быть самостоятельной в пределах компетентных органов.
  8. Социальное направление финансовой деятельности государства.
  9. Функции распределяются на основании распределения власти: между представительной, исправительной и судебной.
  10. Гласность.
  11. Плановость.

Законность – то есть все общеправовые нормы должны быть закреплены в законе и регулироваться при помощи законодательных актов. Правительство вправе создавать акты и законы, которые будут регулировать отношения внутри государства и между субъектами общества. Причем принцип законности должен быть даже на стадии создания закона, а также на стадиях применения права в обществе.

Справедливость – это означает, что налоги должны быть соизмеримы с доходами государства и отдельных граждан. Если часть общего бюджета государства увеличивается, то налоги должны уменьшаться.

Размер сборов и налогов должен быть на одном уровне для всех людей. Этот показатель не будет зависеть от конфессиональных и политических взглядов единиц общества. Также объем ставок для налогоплательщиков не должен увеличиваться в зависимости от того, какой формой собственности обладает человек, какое гражданство он имеет, и в каком месте формируется капитал. Законность подразумевает легитимность. Основные пункты, на которые следует опираться, это Конституция РФ и закон. Эти пункты должны стоять во главе всего остального.

Публичные интересы должны стоять во главе. Верховенство интересов должно стоять во главе всех субъектов данного вида права. Когда денежные фонды начинают распределяться и использоваться, образуются различные явления. Эти явления обязательно должны контролироваться публичными и правовыми системами.

Если финансовое обеспечение, которое происходит по воле государства, не будет выражаться в полной мере, то публичные интересы общества и общезначимые не будут удовлетворяться. Различные муниципальные образования вместе с государством имеют возможность применять различные правовые механизмы.

Публичные интересы и частные сходятся в одной точке и имеют общие черты. Во-первых, публичные интересы должны соблюдаться, но при этом частные не должны страдать. Во-вторых, публичные и частные правовые юридические интересы должны быть взаимосвязаны и взаимно проникать. Категории и методы должны быть взаимосвязаны.

Федерализм стоит у истоков (ФП). Общие интересы государства должны сочетаться с субъектами государства. Но при этом компетенция бюджета между государством и бюджетом должна разграничиваться. Все принципы, которые являются основополагающими для федерализма, закреплены в Конституции. Этот принцип дает право муниципальным образованиям получать финансирование со стороны государства, которое полностью является компетентным. Финансовые средства разграничиваются между доходами и расходами в муниципальных объектах.

Финансовая политика и денежная система являются едиными. Политика финансов должна быть единой вне зависимости от уровня Российской Федерации и субъектов. Но нужно учитывать особенности муниципальных образований и их традиции. Единое правовое пространство способно обеспечивает единство (ФП). В свою очередь финансовая политика входит в состав общей экономики.

В реальности же можно проследить тенденцию, что политика и финансовые отношения являются неразрывными. Чтобы взаимодействие этих составляющих обеспечивалось на высоком уровне, нужно обеспечить их неразрывную связь при помощи финансово-правовой политики.

Под одной денежной системой подразумевают единый орган денежного регулирования. Им в РФ выступает Центральный банк.

Финансово-правовая политика. Политика основана на публичной деятельности субъектов политической власти и (ФП). Политика создает оптимальный механизм, который может регулировать финансовые и правовые отношения. Делают это для того, чтобы денежные средства распределялись равномерно между субъектами.

Равноправие субъектов. Согласно Конституции все субъекты могут иметь один статус в финансовом плане. Во-первых, с РФ должны возникать финансовые отношения в равных правах. Во-вторых, все субъекты должны быть равноправны по отношению друг к другу. Равноправие субъектов обеспечивает территориальную целостность и стабильность в (ФП).

Самостоятельная финансовая деятельность. Это говорит о том, что муниципальные образования имеют собственную компетенцию в сфере бюджета, налогов и кредитных отношений. Чтобы органы имели полномочия, необходимо соблюдать ряд условий. Должна быть сформирована финансовая основа и система финансового регулирования должна быть совершенствованной. Но подобная самостоятельность в финансовом плане ограничивается документами федерального значения, т. е. актами, которые находятся на федеральном уровне.

Социальная направленность. Этот принцип исходит из Конституции РФ. В чем может проявляться эта направленность. Например, страховка за счет бюджета, минимальная бюджетная обеспеченность за счет государства, государство учитывает способности человека к уплате налогов. Доходы государства зависят от участия субъектов в финансовой деятельности, которая проходит публично.

Распределение функций. Эффективная деятельность может соблюдаться при правильном разграничении обязанностей. Каждый орган власти отвечает за определенные функции.

Гласность. Этот принцип говорит о том, что государство построено на демократии.

Если говорить о финансах, то гласность заключается в том, что все финансовые законопроекты обсуждаются открыто. Вся информация о формировании бюджета может открыто публиковаться в различных СМИ. Только секретные статьи не доступны для обывателей.

В данной можно для себя подчеркнуть основы соотношения системы права и системы законодательства.

Плановость. Все средства нужно планировать. Делается это для того, чтобы достигнуть нормального баланса расходов и доходов, как в территориальном плане, так и в коллективных субъектах. Принцип плавности контролируют страховые организации, государственные предприятия.

В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, демократии, сочетания убеждения и принуждения и др.), на основе которых действуют принципы его подотраслей и институтов с соответствующей конкретизацией.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

  • - приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
  • - социальная направленность финансово-правового регулирования;
  • - федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
  • - единство финансовой политики и денежной системы;
  • - самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
  • - распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • - участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;
  • - гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • - плановость и законность финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования этих отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, которая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к этим проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики -- необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8).

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на основе согласования с субъектами может передать им некоторые свои полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать этот процесс. В связи с этим предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, которым в настоящее время приходится финансировать осуществление как своих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства РФ относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114). Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в том числе государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на основе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15). В сфере финансов это относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36). Налоговый кодекс РФ в соответствии с этим принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов являются, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и необходимо для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет свои особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. И здесь необходимо прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации используются программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе которых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права предусмотрены соответствующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Кроме того, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.

- 127.50 Кб

1.1. Понятие принципов права

1.2. Значение принципов права

2. Принцип законности в финансовом праве

2.1. Понятие принципа законности в финансовом праве

2.2. Соблюдение принципа законности в финансовом праве

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Предмет регулирования той или иной отрасли права является определяющим при установлении границ отраслей права, а предметом регулирования финансового права выступает финансовая деятельность государства, то есть деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, направляемых государством на выполнение своих задач и функций.

Методом правового регулирования финансового права являются властные предписания государства, а следовательно, и финансово - правовые нормы и финансово-правовые отношения носят четко выраженный императивный характер. На первый взгляд, метод регулирования финансового права полностью совпадает с методом регулирования административного права, однако следует обратить внимание, что в основе норм финансового права лежат экономические финансовые отношения, в основе же предписаний норм финансового права – финансы государства. Поэтому надо учитывать, что если нормы административного права имеют характер волевых предписаний, нередко несущий в себе даже признак волюнтаризма (сейчас, например, невозможно теоретически объяснить существование многих органов управления), то в области финансовых отношений такой подход совершенно неприемлем, потому что он исказит их экономическую сущность и, следовательно, эти процессы будут урегулированы неадекватно.

Свой специфический предмет регулирования финансового права определяет и саму систему финансов: это централизованный и децентрализованные фонды денежных средств, а система финансового права – совокупность норм, регулирующих эту систему.

Целью настоящей работы является исследование принципа законности в финансовом праве.

При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:

Исследовать понятие принципов права;

Рассмотреть значение принципов права;

Охарактеризовать понятие принципа законности в финансовом праве;

Рассмотреть порядок соблюдения принципа законности в финансовом праве.

При исследовании темы настоящей работы нами будут использоваться нормы действующего законодательства, а также труды таких авторов как Грачевой Е.Ю., Горбуновой О.Н., Химичевой Н.И. и др.


1. Понятие принципов и их значение

1.1. Понятие принципов права

Понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки. Во-первых, под принципами права обычно подразумевают лишь те основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормах законодательства. Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут обнаруживаться только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести руководящие идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые в правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах. Другим негативным моментом является сужение значимости принципов и ограничение сферы их действия рамками правотворчества и правоприменения, причем в правотворчестве им отводится роль теоретической базы, определяющей содержание конкретных норм, а в правоприменении их функция ограничивается лишь потребностью в толковании все тех же норм. По существу, руководящие положения при таком подходе низводятся до вспомогательных элементов, предназначенных исключительно для обслуживания нужд, связанных с созданием и использованием нормативного массива и не приспособленных для непосредственного регулирования общественных отношений. Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов правоотношений. Но, как известно, требования можно адресовать только людям, а не абстрактным правилам поведения.

Исследование принципов не может ограничиваться формально-юридическими вопросами. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к которым принадлежит и правосознание. Конкретным проявлением права, главным свидетельством его существования выступают не они, а правоотношения. Поэтому, не отрицая значимости воплощения принципов в содержании юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с правосознанием и правоотношениями.

Сложное многогранное содержание права, которое не может быть сведено к законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой подход предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных нами как генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При этом термины «принципы права», «юридические принципы», «основополагающие идеи», «отправные начала», «руководящие положения"" используются как синонимы.

Генетическая характеристика принципов права заключается в рассмотрении детерминированности их содержания объективными социальными закономерностями. Согласно материалистическому пониманию отправных начал они являются отражением важнейших сторон практической деятельности субъектов общественных отношений. "Не природа и общество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории"". Основополагающие идеи права выступают не произвольными конструкциями человеческого разума, а особой формой выражения объективных социальных закономерностей. Фиксируя в своем содержании необходимые и существенные связи, имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить такой порядок общественных отношений, который в наибольшей степени способствует их упрочению и развитию.

В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов: распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в содержании руководящих положений, получивших название общесоциальных (социально-политических) принципов. В них сконцентрированы существенные черты общественных отношений, являющихся предметом правового воздействия. Важнейшей особенностью этих отношений является то, что существовать и нормально развиваться они могут лишь в правовой форме (например, отношения собственности и политической власти). Общесоциальными началами современного права выступают принципы разделения властей, защиты собственности, демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические, нравственные устои существующего общественного строя.

Социальные закономерности, присущие только праву, преломляются в содержании другой группы принципов, именуемых специально-юридическими. Они выражают особенности правового регулирования, показывают его отличие от иных социальных регуляторов, а потому могут быть определены как принципы правового регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей, законности, единства объективного и субъективного права, государственной гарантированности.

Общесоциальные и специально-юридические начала права могут действовать эффективно лишь во взаимодействии друг с другом, так как только в этом случае происходит надлежащее согласование существенных свойств объекта регулирования и его регулятора.

Гносеологический аспект исследования принципов обусловлен их идеологичностью, детерминированностью не только объективными социальными закономерностями, но и абстрагирующей деятельностью сознания человека, творческой активностью его разума. Содержание руководящих положений напрямую зависит от способности юридического мышления проникнуть в сущность общественных процессов, выявить здесь главное, необходимое, основное. Полученные результаты формулируются в виде фундаментальных правовых понятий, которыми и становятся в гносеологическом плане юридические принципы.

Безусловно, необходимые и существенные стороны и связи социальной действительности в определенной степени отражаются и конкретными нормами права. В противном случае последние утратили бы способность положительно воздействовать на общественные отношения. Однако в отличие от принципов существенное представлено в них в неразрывном единстве с несущественным, главное - с второстепенным, необходимое - со случайным. К тому же конкретные юридические нормы по воле законодателя могут являться сознательным искажением объективных социальных закономерностей, как это произошло, например, со свободой труда в бывшем советском законодательстве, нивелированной установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами административного и уголовного принуждения. Специфика же основополагающих идей права как гносеологических феноменов проявляется именно в том, что они наиболее правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают необходимое и существенное в социальной действительности в соответствии с достигнутым в обществе на данный момент уровнем ее познания.

Другой отличительной чертой руководящих положений в гносеологическом плане по сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно большая их зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как конкретные нормы права возникали и во многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей. Исторически принципы права появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев и не содержавших теоретических обобщений социальных процессов на уровне их сущности. "От фактического к нормативному - вот процесс, вот линия развития, в рамках которых формируется право и результатом которых являются нормы"". Вследствие этого для обычая как для нормативности, формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой фактического положения вещей, а не является абстрактным эталоном поведения. Типизацией и абстрагированием отличался позднейший период правогенеза, примером чего может служить уголовное право, где вначале сформировалась особенная часть и лишь после этого и много позднее общая часть, включавшая в себя его принципы.

Переход от казуальной к абстрактной форме правового регулирования вызывается не только развитием человеческого мышления, но и движением, изменением общественных отношений. Они достигают такой ступени прогресса, на которой возникает объективная потребность в их упорядочении на основе фундаментальных руководящих положений, поскольку стихийный процесс возникновения юридических норм уже не позволяет достичь необходимого правового воздействия - оно малоэффективно, связано с дополнительными, зачастую излишними затратами сил и средств. Принципы права позволяют придать правовому регулированию научность и значительно повысить его результативность. Обладая высшей степенью абстрактности по сравнению с конкретными юридическими нормами, они способствуют юридическому закреплению не только того, что уже сложилось в социальных отношениях, но и направляют правовое регулирование "вперед"", дают государству возможность сознательно и планомерно воздействовать на деятельность людей. Поэтому отправные начала, являясь закономерным результатом социального прогресса, в силу их гносеологических особенностей становятся атрибутом лишь достаточно развитых правовых систем.

Гносеологический аспект руководящих положений нельзя абсолютизировать, отождествляя их с понятиями науки, элементами теории. Познавательный момент подчинен в них главной функции - регулятивной, в связи с чем они обладают рядом внелогических особенностей, обусловленных общеобязательностью и иными свойствами права, фиксацией в юридических предписаниях и воплощением в правоотношениях. Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их онтологическую характеристику, предусматривающую выявление основных форм их бытия.

Как отмечалось, общепринятой является точка зрения, согласно которой основополагающие идеи становятся принципами права с момента их закрепления в нормативно-правовом акте. С ней нельзя полностью согласиться. Она не охватывает все способы официального юридического признания отправных начал (в правовых системах, входящих в англо-саксонскую правовую семью, первоначально принципы права были сформулированы и закреплены посредством судебных прецедентов , а в международном праве распространена их фиксация в международных договорах). Провозглашение нормативно-правового акта в качестве единственного источника принципов не согласуется и с реалиями российской правовой системы.


1.2. Значение принципов права

Принципы пронизывают право, выявляют его содержание. В них кристаллизуются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Большинство входящих в соответствующую отрасль права «рядовых» норм формируется под воздействием и в развитие того или иного принципа либо группы принципов отрасли. Зная отраслевые принципы, квалифицированный юрист может составить достаточно четкое представление и о большинстве «рядовых» норм конкретной отрасли права.

Так, например, принципы гражданского процессуального права - основные положения данной отрасли права, отражающие ее специфику и содержание. Принципы гражданского процессуального права определяют то, каким должно быть судебное разбирательство гражданских дел, чтобы соответствовать идеалам законности, истины и справедливости. Они отражают его главнейшие качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования гражданского процессуального права.

Принципы как основные нормативные положения определяют структуру и существенные черты гражданского процессуального права, его общие положения. Они обусловливают содержание процессуального права в целом, охватывают все его правила и институты, указывают цель процесса и методы ее достижения. Принципы гражданского процессуального права предопределяют характер и содержание деятельности субъектов этой отрасли права, общее направление развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли. Все дополнения и изменения, которые вносятся в гражданское процессуальное законодательство, формулируются в первую очередь, исходя из принципов отрасли.

Выбор редакции
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...

Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...

Штат Джамму и Кашмир приютился на склонах Гималаев. На западе он граничит с Пакистаном, на севере с Китаем и Тибетом. Штат включает в...

Алябьев Александр Александрович - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время,...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...
Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...
Происки недругов способны существенно подпортить репутацию и жизнь. Ненавистники имеют в своем арсенале много сплетен, интриг, козней. От...
Хотите овладеть Магией Обольщения? Сделать свое Тело Идеальным? Убрать морщины и излишки там где не нужно? Прибавить там где...
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...