Трудовое право. Тест для самопроверки



В ст. 1 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими применительно к трудовым. Такой вывод позволяет сделать действующее законодательство, которое обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ с целью обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и иными социальными пособиями и льготами.

Трудовое право. тест для самопроверки

Внимание

Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Поэтому моментом возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по данным видам страхования позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях.

Трудовое право

Система социального партнерства включает сотрудничество на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст. 26 ТК). Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений. Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

Инфо

На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.


На уровне организации заключается коллективный договор. Следует отметить, что перечисление названных уровней в ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях.

§ 10. отношения по обязательному социальному страхованию работников

Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒ 36. Понятие и основные принципы социального партнёрства. Система (уровни) и формы осуществления социального партнёрства. Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между работниками (представителями работников) и работодателем представителем работодателя) – бипартизм, так и трехсторонние отношения: работники – работодатели – орган государственной власти или орган местного самоуправления – трипартизм. Стороны социального партнерства.

Правоотношение по обязательному социальному страхованию

Социальное партнерство осуществляется на: федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации; региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей. Статья 34.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях предусмотренных трудовым правом

Ведь если признать, что данные отношения возникают с момента уплаты взносов работодателем за работника, то невыполнение работодателем своих обязанностей по страхованию работников приводит к лишению их права на получение страховых выплат. Хотя, например, в ст. 5 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) прямо сказано, что обязательному социальному страхованию полежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель. Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника — корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование.

Независимо от классификации, работодатель выполняет обязанности страхователя в тех случаях, если использует наемный труд в рамках трудовых, либо гражданско-правовых договоров.Страховщиками в этой классификации выступают лица, трудоустроенные в организации или компании страхователя официально. На всех застрахованных лиц распространяется действие федеральных законодательных нормативов, регламентирующих принципы пенсионного и социального обеспечения. Правоотношения между субъектами в финансовых вопросах Каждый из упомянутых субъектов должен выполнять свою часть обязательств, соблюдая условия по срокам и объемам финансовых отношений.
Страховщик обязуется беспрепятственно выплачивать страховую сумму в случае наступления оговоренного риска застрахованному лицу. При этом страховщику отводится установленное время для рассмотрения обстоятельств и определения размера денежной выплаты.
Отношения по обязательному социальному страхованию работников непосредственно связаны с трудовыми, так как работодатель обязан уплачивать страховые взносы только за работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях. В ч. 2 ст. 22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, у работника возникает право на данное страхование, реализация которого обеспечивается не только действиями работодателя, но и деятельностью полномочных государственных органов.
Таким образом, содержанием отношений по обязательному социальному страхованию работников являются права и обязанности работодателя, работника, органов, осуществляющих страхование.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях являются

Важно

Методы и принципы социального страхования предполагают тесное взаимодействие всех участников этого вида государственной защиты. Правоотношения по обязательному социальному страхованию регламентируются государственными нормативами и основаны на соблюдении прав и выполнении обязанностей всеми участниками соглашения. Что такое правоотношения в соцстраховании? Поскольку финансовая защита застрахованного лица в рамках деятельности ФСС организуется с участием нескольких сторон, то между ними устанавливаются определенные отношения.


Они должны соответствовать интересам всех участников страхового договора и отражать его фактическую цель. В практике соцстрахования правоотношения определяются как организационная и экономическая связь между субъектами страхового договора в рамках правового поля.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

В ст. 1 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими применительно к трудовым. Такой вывод позволяет сделать действующее законодательство, которое обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ с целью обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и иными социальными пособиями и льготами. Отношения по обязательному социальному страхованию работников непосредственно связаны с трудовыми, так как работодатель обязан уплачивать страховые взносы только за работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях.

В ч. 2 ст. 22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, у работника возникает право на данное страхование, реализация которого обеспечивается не только действиями работодателя, но и деятельностью полномочных государственных органов. Таким образом, содержанием отношений по обязательному социальному страхованию работников являются права и обязанности работодателя, работника, органов, осуществляющих страхование.

В связи с изложенным субъектами отношений по обязательному социальному страхованию следует признать работодателей, работников, а также органы, осуществляющие обязательное социальное страхование работников.

Основанием возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников следует признать возникновение трудовых отношений между работником и работодателем, то есть заключение трудового договора и (или) фактический допуск работника полномочными представителями работодателя к выполнению трудовой функции. Решение вопроса о моменте возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ведь если признать, что данные отношения возникают с момента уплаты взносов работодателем за работника, то невыполнение работодателем своих обязанностей по страхованию работников приводит к лишению их права на получение страховых выплат. Хотя, например, в ст. 5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) прямо сказано, что обязательному социальному страхованию полежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель. Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника - корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование. Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Поэтому моментом возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по данным видам страхования позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях. Ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей по обязательному социальному страхованию работников не может быть законным основанием для лишения их права на получение социальных выплат.

Основаниями изменения отношений по обязательному социальному страхованию работников являются изменения законодательства, устанавливающего размеры страховых взносов работодателей, а также изменения в трудовых отношениях, в частности изменение заработной платы работника, которое влечет и изменение величины уплачиваемых за работника страховых взносов.

Основаниями прекращения отношений по обязательному социальному страхованию работников является прекращение трудовых отношений. В связи с чем работник, получающий страховые выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, продолжая трудовые отношения, является субъектом отношений по обязательному социальному страхованию, которое обязан осуществлять работодатель.

Благодир А. Л.

На основе действующего законодательства рассмотрена структура правоотношения по обязательному социальному страхованию. Установлено, что в качестве объекта указанного правоотношения является деятельность, определенное поведение страхователя - работодателя в отношении застрахованного лица (работника). Определение объекта правоотношения позволило автору выделить субъекты, субъективные права и юридические обязанности сторон правоотношения.

М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011.

В статье представлена рецензия на издание: Nationales Strafrecht in rechtsvergleichender Darstellung. Allgemeiner Teil. Teilband 1. Grundlagen, Teilband 2. Gezetzlichkeitsprinzip internationaler Geltungsbereich., Begriff und Systematisierung der Straftat, Teilband 3. Objektive Tatseite. Subjektive Tatseite. Strafbares Verhalten vor der Tatvollendung/Hrsg. Ulrich Sieber, Karin Cornils. Freiburg: MPI fur auslandisches und internationales Strafrecht. Berlin: Duncker&Humblot, 2008

Предлагаемое читателю издание посвящено актуальным проблемам развития трудового законодательства РФ. В нем содержится значительный материал, включающий в себя все изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, с авторским комментарием к наиболее значимым новеллам, а также примерные образцы трудового договора и дополнительного соглашения к нему, алгоритм действий сотрудника отдела кадров при приеме работника на работу. Данную книгу следует рассматривать как практическое пособие для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов юридических и кадровых служб, а также может быть использовано для учебных целей студентами, изучающими трудовое право.

В статье анализируются перспективы реформирования трудового законодательства, ТК РФ, реформирование трудового законодательства, принцип недопустимости злоупотребления правом, трудовой договор, испытание при приеме на работу, дифференциация трудовых отношений.

Статья посвящена анализу взаимодействия шариата с современным российским правом. Отмечаются причины внимания к этой проблеме. Приводятся примеры практики реализации норм шариата в нашей стране. Приводятся аргументы за и против обращения к шариату в правовом развитии современной России. Выделяются три основные модели взаимодействия шариата с современным российским законодательством

Под науч. редакцией: В. Каныгин , С. В. Изосимов , А. Чупровая Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008.

В книге публикуются материалы Международной научно-практической конференции, состоявшейся в Нижнем Новгороде 14-15 сентября 2007 года. Публикуемые статьи отражают авторские позиции, в том числе дискуссионного характера. В сборнике анализируется состояние законодательства, определяются пробелы правового регулирования отдельных общественных отношений и предлагаются варианты направлений совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики.

Н. Новгород: Нижегородский исследовательский научно-прикладной центр "Юридическая техника", 2007.

В сборнике размещены материалы Международного «круглого стола» «Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы», состоявшегося в г. Черновцы 21-23 сентября 2006 года.

В данной статье реконструируется деятельность «школы Александра Якушева» - научного направления, представители которого на протяжении последних 20 лет занимаются изучением истории присуждения ученых степеней в Российской империи, СССР и РФ. В статье анализируются причины появления «школы» и планируемые направления исследований, а также дается оценка результатам программы. Кроме того, автором рассматриваются выдвигаемые Якушевым предложения о реформировании института экспертизы диссертаций, спровоцированные отказом ВАК в утверждении его в степени доктора юридических наук.

Идея легализации дачи взятки для некоторых случаев коррупции была высказана К. Басу в 2011 году и получила название подход Басу . В данной работе обсуждаются эффекты, которые может повлечь применение этого подхода в полной мере. С помощью теоретико-игровой модели показано, что хоть сама по себе легализация дачи некоторых взяток может привести к определенным положительным последствиям, возвращать уплаченную чиновнику сумму, как это предлагает К. Басу, иногда может быть плохой идеей. Возможность вернуть уплаченную взятку может стимулировать взяткодателей рисковать большими суммами, тем самым повышая благосостояние чиновников-коррупционеров.

Панченко П. Н. В кн.: Преступность, организованная преступность и экономика: проблемы совершенствования предупредительной и правоохранительной деятельности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции 2-3 февраля 2007 года. Т. 2. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. С. 60-71.

Анализируется гуманитарное содержание уголовного законодательства, вносятся предложения по восполнению пробелов в нем путем совершенствования соответствующих его положений и практики их применения. Предлагается, в частности, полнее описать принцип гуманизма, конкретизировать обстоятельства, смягчающие наказание, а также ряд статей УК РФ об ответственности за преступления, прямо или косвенно посягающие на интересы личности.

В главе рассматриваются: история развития лизинга; принципы формирования современных лизинговых правоотношений; аналитическая информация о лизинговых компаниях; особенности проведения лизинговых операций; различные виды и формы лизинга; методика расчета лизинговых платежей; преимущества финансового лизинга по сравнению с другими способами финансирования приобретения оборудования.

Под редакцией: В. Быченков Калуга: КФ РПА Минюста России, 2010.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) - это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

Данная статья посвящена легитимации и особенностям применения судами и органами исполнительной власти стандартов ex post и ex ante в сфере регулирования конкуренции. В ней постулаты ex post и ex ante рассматриваются в качестве правовых принципов, связанных с применением экономического (в том числе антимонопольного) законодательства. Различие между принципами ex post и ex ante проводится на основе двух важнейших критериев, касающихся субъектов их применения и стандартов оценки принимаемых решений. Одна из важнейших целей статьи - опровергнуть распространённое среди юристов и экономистов мнение о том, что законодатель в сфере регулирования экономической деятельности применяет принцип ex ante и не связан принципом ex post, а ситуация с правоприменителем выглядит прямо противоположным образом.

Под редакцией: А. М. Аблажей , Н. В. Головко Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2012.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

В работе рассматриваются культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Кавказском регионе. Обсуждаются различные интерпретации концепции прав человека в регионе, связь проблематики прав человека с социокультурными особенностями региона. Особое внимание уделяется развитию института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и других институтов государственной правозащиты в республиках Северного Кавказа и в странах Закавказья. Показана специфика отношений «человек - власть» в регионе. Социокультурные аспекты в области прав человека на Кавказе освещаются в контексте проблемы борьбы с терроризмом, а правоприменительная практика - в условиях сочетания четырех правовых систем: адата (обычаев), шариата, светского права и международного права.

"Финансовая газета", 2010, N 41

С начала 2010 г. адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся частной практикой в установленном законодательством Российской Федерации порядке), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством только в том случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

Действовавший до конца 2009 г. Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" определял условия получения страховых выплат при добровольном страховании в ФСС РФ для перечисленных категорий граждан. С января 2010 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы и осуществляющих выплаты иным физическим лицам, страхование работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является обязательным.

Для лиц, добровольно вступивших в правоотношения с ФСС РФ, в рамках социального страхования (п. 2 ст. 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 24.07.2009)) предусмотрена выплата пособий по следующим страховым случаям:

болезнь (кроме профессиональной) или травма (не считая вызванной несчастным случаем на производстве), а также другие обстоятельства, предусмотренные ст. 5 Закона N 255-ФЗ;

беременность и роды;

рождение ребенка;

уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

В соответствии со ст. 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат работающие по трудовым договорам граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии полной уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Пунктом 16 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ предусмотрено, что лица, добровольно вступившие до 1 января 2010 г. в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка по страховым случаям, наступившим в 2010 г. Условием получения страховых выплат является уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в соответствии с Законом N 190-ФЗ в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1507 руб. Если страховые взносы уплачены указанными лицами до 1 января 2010 г. в сумме менее 1507 руб., то право на указанные пособия возникает у них при условии уплаты недостающей суммы страховых взносов в ФСС РФ до наступления соответствующего страхового случая.

Здесь следует обратить внимание на то, что в Законе N 213-ФЗ указана округленная до рублей сумма взноса. В Федеральном законе от 24.07.2009 212-ФЗ округления суммы при уплате взносов по добровольному страхованию не предусматривается.

Полученная страховщиком сумма страховых взносов в календарном году, в котором страхователь снимается с учета, подлежит возврату в течение месяца со дня, следующего за днем снятия его с такого учета.

Оформление добровольных отношений с ФСС РФ регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н. Регистрация страхователей осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства страхователя на основании заявления о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - заявление), форма которого представлена в Приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России N 959н. Кроме реквизитов территориального органа ФСС РФ и сведений о заявителе в форме предусмотрено, что заявитель определяет способ получения уведомления о вступлении в добровольные отношения. Уведомление может быть получено по почте или лично в территориальном отделении Фонда.

Для вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователи одновременно с заявлением представляют в территориальный орган Фонда по месту жительства копии следующих документов:

паспорта;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);

лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (для нотариусов, занимающихся частной практикой), удостоверения адвоката (для адвокатов);

свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей).

Если заявление представляется непосредственно в территориальное отделение Фонда, то при предъявлении документов их копии могут быть заверены сотрудниками Фонда. При отправлении по почте копии необходимо заверить у нотариуса.

Территориальный орган Фонда регистрирует страхователя в течение пяти дней и оформляет уведомление о регистрации, которое отправляет по почте или вручает лично застрахованному лицу в соответствии с тем, как указано в заявлении. Для того чтобы получить уведомление лично, необходимо явиться в территориальный орган Фонда не позднее четвертого дня с даты получения Фондом документов.

Второй экземпляр уведомления о регистрации остается в территориальном органе Фонда.

Порядок уплаты страховых взносов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 790. Страхователи уплачивают страховые взносы страховщику, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного ст. 12 Закона N 212-ФЗ, в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.

На 2010 г. МРОТ определен в размере 4330 руб., тариф страхового взноса в ФСС РФ составляет 2,9%, таким образом, стоимость страхового года в 2010 г. составляет 1506,84 руб.

Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года. Сумма страховых взносов может быть перечислена на счета территориальных органов ФСС РФ путем безналичных расчетов либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом. Допускается единовременное внесение полной суммы.

Размер пособий, выплачиваемых при наступлении страховых случаев гражданам, добровольно вступившим в правоотношения с ФСС РФ, определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай (п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375).

При расчете размера пособия необходимо учитывать страховой стаж застрахованного лица. Пособие выплачивается в пределах 60% - при страховом стаже предпринимателя до 5 лет; 80% - при страховом стаже предпринимателя от 5 до 8 лет и 100% - при страховом стаже предпринимателя 8 лет и более.

Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения с ФСС РФ, осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ с первого дня наступления страхового случая (пп. 2 п. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности.

Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Выплата пособий осуществляется территориальными органами Фонда по месту регистрации.

Форма отчета (расчета) по добровольным взносам по нетрудоспособности и материнству (форма-4а ФСС РФ), а также Порядок и сроки его представления утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.10.2009 N 847н. Отчет представляется ежегодно не позднее 15 января года, следующего за отчетным, и заполняется в рублях и копейках. Отчет подписывается лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с указанием фамилии, имени, отчества и номера контактного телефона.

И.Булатова

Консультант

Первого Дома Консалтинга

"Что делать Консалт"

  • 2.7. Запрещение дискриминации при регламентации трудовых отношений
  • 2.9. Участие работников в управлении организацией
  • 2.10. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений
  • 2.11. Принцип ведения коллективных переговоров при регулировании трудовых отношений
  • 2.12. Принцип обязательности возмещения работнику вреда, причиненного в процессе трудовой деятельности
  • 2.14. Принцип обеспечения защиты трудовых прав
  • 2.16. Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей
  • 2.17. Принцип профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства
  • 2.19. Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников
  • 2.20. Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами
  • § 1. Понятие субъектов трудового права
  • § 2. Классификация субъектов трудового права
  • § 3. Правовой статус субъектов трудового права
  • § 4. Граждане как субъекты трудового права
  • § 5. Работодатели как субъекты трудового права
  • § 6. Представители работников как субъекты трудового права
  • § 7. Представители работодателей как субъекты трудового права
  • § 10. Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
  • § 1. Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
  • § 2. Защита трудовых прав работников профсоюзами
  • § 3. Основные права профсоюзов, их классификация
  • § 4. Гарантии осуществления профсоюзных прав
  • § 1. Система отношений в трудовом праве
  • § 2. Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
  • § 4. Общая характеристика отношений по трудоустройству
  • § 6. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
  • § 7. Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
  • § 9. Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
  • § 10. Отношения по обязательному социальному страхованию работников
  • § 11. Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
  • § 12. Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
  • § 13. Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
  • § 14. Отношения по самозащите трудовых прав
  • § 2. Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
  • § 3. Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
  • § 4. Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
  • § 5. Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
  • § 6. Структура и содержание коллективного договора
  • § 8. Структура и содержание соглашений
  • § 9. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
  • § 2. Понятие занятости и занятых граждан
  • § 3. Понятие безработного гражданина
  • § 4. Правовой статус безработного гражданина
  • § 5. Понятие подходящей работы
  • § 6. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
  • § 7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
  • § 8. Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
  • § 9. Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
  • § 10. Понятие общественных работ
  • § 1. Трудовой договор как одна из форм свободного распоряжения гражданами своими способностями к труду
  • § 2. Понятие и значение трудового договора при реализации гражданами своих способностей к труду
  • § 3. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров о труде
  • § 4. Стороны трудового договора
  • § 5. Содержание трудового договора
  • § 6. Порядок заключения трудового договора
  • § 7. Недопустимость дискриминации при заключении трудового договора
  • § 8. Запрещение принудительного труда
  • § 9. Виды трудовых договоров
  • § 10. Случаи заключения срочных трудовых договоров
  • § 11. Особенности трудовых договоров, заключаемых с отдельными категориями работников
  • § 12. Испытательный срок
  • § 13. Понятие перевода на другую работу
  • § 14. Виды переводов на другую работу
  • § 15. Перемещение работников
  • § 16. Изменение существенных условий трудового договора
  • § 17. Трудовые отношения при смене собственника и реорганизации
  • § 18. Отстранение от работы
  • § 19. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора
  • § 20. Расторжение трудового договора по инициативе работника
  • § 21. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
  • § 22. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от волеизъявления его сторон
  • § 23. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральными законами обязательных правил заключения трудового договора
  • § 24. Правовые последствия незаконного увольнения
  • § 25. Трудовая книжка и ее назначение
  • § 26. Персональные данные работника
  • § 27. Основания и порядок обработки персональных данных работника
  • § 1. Понятие рабочего времени
  • § 2. Виды рабочего времени
  • § 4. Учет рабочего времени и его виды
  • § 5. Порядок учета рабочего времени
  • § 6. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
  • § 7. Ненормированный рабочий день
  • § 8. Гибкий график работы
  • § 9. Сменная работа
  • § 10. Разделение рабочего дня на части
  • § 1. Понятие времени отдыха.
  • § 2. Виды времени отдыха
  • § 3. Перерывы в течение рабочего дня (смены)
  • § 4. Ежедневный (междусменный) отдых
  • § 5. Еженедельный непрерывный отдых, выходные дни
  • § 6. Нерабочие праздничные дни
  • § 8. Понятие отпуска, виды отпусков
  • § 11. Продление и перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска
  • § 12. Разделение отпуска на части, отзыв работника из отпуска
  • § 13. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
  • § 14. Реализация права на отпуск при увольнении
  • § 15. Отпуск без сохранения заработной платы
  • § 2. Понятие заработной платы, порядок ее установления
  • § 3. Системы оплаты труда
  • § 4. Формы оплаты труда работника, порядок их установления
  • § 5. Исчисление средней заработной платы
  • § 6. Элементы тарифной системы оплаты труда
  • § 7. Нормы труда и сдельные расценки, порядок их установления
  • § 8. Оплата при отклонении от установленных условий труда
  • § 9. Формы материального стимулирования труда работников
  • § 10. Порядок и сроки выплаты заработной платы
  • § 1. Понятие гарантий в сфере труда
  • § 3. Гарантии работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей
  • § 4. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением
  • § 5. Гарантии работникам при увольнении
  • § 7. Гарантии выборным работникам
  • § 8. Понятие компенсаций в сфере труда
  • § 9. Компенсации в связи с использованием работниками имущества в процессе трудовой деятельности
  • § 11. Компенсации лицам, совмещающим работу с обучением
  • § 12. Компенсации, связанные с прохождением лечения работниками
  • § 1. Понятие дисциплины труда
  • § 2. Трудовой распорядок организации, порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка
  • § 3. Поощрения за труд
  • § 4. Дисциплинарная ответственность и ее виды
  • § 5. Понятие дисциплинарного проступка
  • § 6. Виды дисциплинарных взысканий
  • § 7. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий
  • § 8. Снятие дисциплинарного взыскания
  • § 1. Общие условия материальной ответственности сторон трудового договора
  • § 2. Возмещение ущерба, причиненного работнику лишением возможности трудиться
  • § 3. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника
  • § 4. Материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы
  • § 5. Компенсация работнику физических и нравственных страданий
  • § 6. Виды страховых выплат, выплачиваемых работникам или их иждивенцам при причинении вреда жизни либо здоровью
  • § 7. Виды материальной ответственности работника
  • § 8. Случаи полной материальной ответственности работников
  • § 9. Коллективная (бригадная) материальная ответственность работников за причинение ущерба
  • § 11. Определение размера причиненного работником ущерба, порядок его взыскания
  • § 12. Снижение размера материального ущерба
  • § 2. Государственные нормативные требования охраны труда
  • § 3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • § 5. Государственное управление охраной труда
  • § 6. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации
  • § 7. Обеспечение прав работников на охрану труда
  • § 1. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров
  • § 2. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
  • § 3. Ученический договор и его виды
  • § 4. Содержание ученического договора
  • § 5. Возмещение расходов, понесенных работодателем в связи с обучением
  • § 2. Особенности регулирования труда несовершеннолетних
  • § 3. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа
  • § 4. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
  • § 5. Особенности регулирования труда временных и сезонных работников
  • § 6. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
  • § 7. Особенности регулирования труда работающих у физических лиц
  • § 8. Особенности регулирования труда надомников
  • § 10. Особенности регулирования труда работников транспорта
  • § 11. Особенности регулирования труда педагогических работников
  • § 12. Особенности регулирования труда работников, направленных на работу за границу
  • § 13. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
  • § 14. Особенности регулирования труда лиц, проходящих службу
  • § 2. Полномочия государственной инспекции труда
  • § 3. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности
  • § 4. Государственный энергетический надзор
  • § 5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  • § 6. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
  • § 7. Ответственность за нарушение трудового законодательства
  • § 2. Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
  • § 3. Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС)
  • § 4. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам
  • § 5. Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (КТС)
  • § 6. Вынесение решения КТС и его исполнение
  • § 7. Обжалование решений комиссии по трудовым спорам (КТС)
  • § 9. Освобождение работников от судебных расходов
  • § 12. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров мировыми судьями
  • § 1. Понятие коллективного трудового спора.
  • § 3. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
  • § 5. Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем
  • § 7. Реализация права на забастовку
  • § 8. Правовое положение работников при проведении забастовки
  • § 9. Правовые последствия незаконной забастовки
  • § 1. Правовое регулирование самозащиты трудовых прав
  • § 2. Понятие самозащиты трудовых прав
  • § 3. Основные способы (формы) самозащиты трудовых прав
  • § 4. Основные права и обязанности работников при осуществлении самозащиты трудовых прав
  • § 5. Основные права и обязанности работодателя при осуществлении самозащиты трудовых прав
  • § 6. Правовые последствия самозащиты трудовых прав
  • § 2. Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений
  • деятельности и необходимостью защиты их интересов в процессе труда. Поэтому и данные отношения сопутствуют трудовым, так как непосредственно связаны с защитой прав и интересов работников, которые состоят в трудовых отношениях. Связь указанных отношений с трудовыми не столь очевидна, но она имеется, поскольку без трудовой деятельности работников не может протекать профсоюзная работа, не могут быть осуществлены полномочия работодателя, а значит, и не могут возникнуть отношения по материальной ответственности между профсоюзами, как представителями работников организации, и работодателем.

    § 10. Отношения по обязательному социальному страхованию работников

    В ст. 1 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими применительно к трудовым. Такой вывод позволяет сделать действующее законодательство, которое обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ с целью обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и иными социальными пособиями и льготами. Отношения по обязательному социальному страхованию работников непосредственно связаны с трудовыми, так как работодатель обязан уплачивать страховые взносы только за работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях.

    В ч. 2 ст. 22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, у работника возникает право на данное страхование, реализация которого обеспечивается не только действиями работодателя, но и деятельностью полномочных государственных органов. Таким образом, содержанием отношений по обязательному социальному страхованию работников являются права и обязанности работодателя, работника, органов, осуществляющих страхование.

    В связи с изложенным субъектами отношений по обязательному социальному страхованию следует признать работодателей, работников, а также органы, осуществляющие обязательное социальное страхование работников.

    Основанием возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников следует признать возникновение трудовых отношений между работником и работодателем, то есть заключение трудового договора и (или) фактический допуск работника полномочными представителями работодателя к выполнению трудовой функции. Решение вопроса о моменте возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ведь если признать, что данные отношения возникают с момента уплаты взносов работодателем за работника, то невыполнение работодателем своих обязанностей по страхованию работников приводит к лишению их права на получение страховых выплат. Хотя, например, в ст. 5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями прямо сказано, что обязательному социальному страхованию полежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель. Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование. Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Поэтому моментом возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по данным видам страхования позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях. Ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей по обязательному социальному страхованию работников не может быть законным основанием для лишения их права на получение социальных выплат.

    Основаниями изменения отношений по обязательному социальному страхованию работников являются изменения законодательства, устанавливающего размеры страховых взносов

    работодателей, а также изменения в трудовых отношениях, в частности изменение заработной платы работника, которое влечет и изменение величины уплачиваемых за работника страховых взносов.

    Основаниями прекращения отношений по обязательному социальному страхованию работников является прекращение трудовых отношений. В связи с чем работник, получающий страховые выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, продолжая трудовые отношения, является субъектом отношений по обязательному социальному страхованию, которое обязан осуществлять работодатель.

    Таким образом, отношения по обязательному социальному страхованию работников существуют параллельно с трудовыми. Названные отношения одновременно возникают и одновременно прекращаются. Отношения между органом, осуществляющим обязательное социальное страхование работников, и уволенным гражданином по обеспечению страховыми выплатами входят в предмет другой отрасли – права социального обеспечения.

    § 11. Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства

    В ст. 1 ТК РФ отношения по надзору, в том числе профсоюзному контролю, за соблюдением трудового законодательства включены в предмет трудового права. В процессе осуществления надзора полномочными государственными органами, а также профсоюзами за соблюдением трудового законодательства должно быть обеспечено правомерное поведение работодателей, а также устранение нарушений трудовых прав работников.

    В связи с изложенным субъектами названных отношений являются работник, работодатель, профсоюзные органы, органы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

    Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства бывают двух видов. Вопервых, отношения по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства полномочными государственными органами. Во-вторых, отношения по профсоюзному контролю за соблюдением трудовых прав работников. Названные отношения имеют различные основания возникновения, изменения и прекращения.

    Основаниями возникновения отношений по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства являются обращение в органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства граждан, работодателей, профсоюзов, а также наступление сроков проверки конкретного работодателя, закрепленных в плане работы государственного органа надзора. Таким образом, орган государственного надзора обязан проверить работодателя на основании обращения конкретных работников, а также профсоюза. В соответствии с п. 5 ст. 7 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 14 июля 2000 года подобные обращения влекут возникновение у государственного органа по надзору за соблюдением трудового законодательства обязанности по проверке содержащихся в нем обстоятельств. При проведении мероприятий по государственному надзору указанные органы используют имеющиеся у них полномочия. В свою очередь работодатель не должен препятствовать осуществлению органами государственного надзора полномочий по проверке обращения профсоюза или конкретного работника. Таким образом, праву профсоюза, конкретных работников обратиться в органы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства корреспондируют обязанности указанных органов провести проверку данного обращения с использованием предоставленных законодательством о труде полномочий и работодателей, которые не могут препятствовать проведению данной проверки.

    В органы государственного надзора могут обратиться и работодатели с заявлением об оценке действий работника по самозащите трудовых прав или профсоюза, не выполняющего обязанности перед работодателем. Подобное обращение также является основанием для возникновения отношений по государственному надзору за действиями работников или профсоюза.

    Основаниями изменений отношений по государственному контролю за соблюдением трудового законодательства являются изменение содержания обращений работников, профсоюза, работодателей в органы государственного надзора, а также плана осуществления проверок указанными органами.

    Основаниями прекращения отношений по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства являются отказ работников, работодателей, профсоюза от заявленных в государственные органы требований, вступление в законную силу решения государственного органа по результатам рассмотрения обращений работников, работодателей, профсоюза.

    Основанием возникновения отношений по профсоюзному контролю за соблюдением трудовых прав работников является обращение профсоюза к полномочным представителям работодателя об устранении нарушений прав профсоюза, а также трудовых прав работников. Профсоюзы вправе осуществлять деятельность по контролю за соблюдением работодателем трудовых прав работников. Данному праву корреспондирует обязанность работодателя не препятствовать осуществлению этой деятельности.

    Наличие заявления профсоюза о возникновении таких препятствий или об устранении нарушений трудовых прав работников и является основанием для возникновения отношений по профсоюзному контролю за правомерным поведением работодателя в сфере труда. После получения такого заявления от профсоюза полномочные представители работодателя обязаны рассмотреть его и сообщить о принятом по нему решении профсоюзу. В случае отказа работодателя в удовлетворении представления профсоюза от него может последовать обращение в государственные органы, в том числе государственного надзора, за соблюдением трудового законодательства, что будет означать возникновение отношений по государственному надзору за соблюдением трудовых прав.

    Основанием изменения отношений по профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства является изменение содержания обращения профсоюза к работодателю, а также заключение соглашения о частичном удовлетворении представления профсоюза. Оставшуюся без удовлетворения часть требований профсоюза работодатель рассматривает в установленном законодательством порядке. Причем профсоюз вправе требовать участия своего представителя при разрешении работодателем поступивших от профсоюза представлений.

    Основаниями прекращения отношений по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудовых прав являются отказ профсоюза от внесенного работодателю представления, заключение соглашения с полномочным представителем работодателя об удовлетворении представления профсоюза, а также сообщение полномочным представителем работодателя решения по поводу предъявленного профсоюзом представления.

    Таким образом, в отношениях по надзору за соблюдением трудовых прав полномочные государственные органы, а также профсоюзы реализуют свои полномочия по устранению нарушений трудового законодательства. По общему правилу устранение нарушений трудовых прав возможно по отношению к работникам, состоящим в трудовых отношениях с работодателями. Поэтому и отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства также признаются сопутствующими трудовым.

    § 12. Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров

    В ст. 1 ТК РФ отношения по разрешению трудовых споров включены в предмет трудового права. Данные отношения также бывают двух видов. Во-первых, возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров. Во-вторых, возникают отношения по урегулированию коллективных трудовых споров. Названные отношения возникают между различными субъектами, они имеют различные основания возникновения, изменения и прекращения. Поэтому в настоящем параграфе будут отдельно рассмотрены отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров.

    Субъектами отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются работник, профсоюз, представляющий интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодатель, объединение работодателей, наделенное полномочием представлять конкретного работодателя, органы по разрешению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам (КТС), мировые судьи, федеральные районные (городские) судьи.

    Основаниями возникновения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются обращения работника, профсоюза, представляющего интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодателя, объединения работодателей, имеющего полномочия по защите прав конкретных работодателей, в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье.

    Праву работника, профсоюза, работодателя, объединения работодателей обратиться в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье корреспондирует обязанность КТС, мирового судьи, федерального районного (городского) судьи принять такое обращение и рассмотреть его по действующим процессуальным правилам с применением норм трудового законодательства. При исполнении данной обязанности органы по разрешению индивидуальных трудовых споров вправе использовать полномочия по устранению нарушений трудовых прав. Использование этих полномочий приводит к возникновению у субъектов рассматриваемых отношений обязанности по устранению нарушений трудового законодательства с

    корреспондирующей ей правом участника индивидуального трудового спора по восстановлению принадлежащего ему права.

    Основаниями изменения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются изменение содержания обращения в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров, частичное признание заявленных в этих органах требований и заключение соответствующего соглашения об этом между участниками индивидуального трудового спора, соединение или разъединение судом, КТС заявленных перечисленными субъектами требований.

    Основаниями прекращения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются отказ субъекта, инициировавшего данный спор, от заявленных в органах по его разрешению требований, заключение мирового соглашения между участниками индивидуального трудового спора, вступление в законную силу решения органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Попутно следует заметить, что вынесение решения полномочным органом по индивидуальному трудовому спору имеет смысл только в том случае, если такое решение будет исполнено. Ведь в подобной ситуации заявленное в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров требование и после его признания законным и обоснованным вступившим в законную силу решением может остаться без удовлетворения. В связи с чем при удовлетворении органом по разрешению индивидуальных трудовых споров заявленного требования окончанием возникших отношений необходимо считать реальное восстановление нарушенного права. Само по себе решение полномочного органа не является восстановлением нарушенного права. Поэтому при вынесении положительного решения соответствующим органом прекращением отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров следует признать реальное восстановление нарушенного права на основании вынесенного по данному спору решения.

    Как правило, отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров являются сопутствующими применительно к трудовым. Восстановление нарушенного права работника или работодателя, состоящих в трудовых отношениях, означает, что отношение по разрешению индивидуального трудового спора существовало параллельно с трудовым, то есть сопутствовало указанному отношению. Однако индивидуальные трудовые споры могут быть возбуждены и после увольнения работника с работы. После прекращения трудовых отношений гражданин может потребовать изменения формулировки увольнения, оплаты времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возмещения ущерба. Работодатель также может потребовать от уволенного гражданина возмещения причиненного по его вине материального ущерба. В перечисленных случаях возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров, которые вытекают из трудовых. Данные отношения возникают после прекращения трудовых, то есть они не сопутствуют трудовым отношениям. Однако без трудовых данные отношения не могли возникнуть, поскольку и в этом случае предметом спора являются действительные или мнимые нарушения прав в процессе трудовой деятельности, то есть при осуществлении трудовых отношений. Поэтому такие отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров вытекают из трудовых, возникая в связи с этими отношениями, но после их прекращения.

    § 13. Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров

    Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров имеют самостоятельную правовую регламентацию, они возникают между наделенными соответствующими полномочиями субъектами, имеют самостоятельные основания возникновения, изменения и прекращения.

    Поэтому данные отношения целесообразно рассмотреть в отдельном параграфе учебника. Субъектами отношений по урегулированию коллективных трудовых споров выступают

    работники и (или) их представители, наделенные полномочиями собранием или конференцией работников организации, а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, работодатель, объединения работодателей, которым направлены утвержденные в соответствии с действующим законодательством требования работников, Служба по урегулированию коллективных трудовых споров органов Минтруда РФ, органы и лица, привлекаемые к урегулированию коллективного трудового спора, к числу которых носятся: примирительная комиссия, трудовой арбитраж, посредник. Основанием возникновения отношений по урегулированию коллективного трудового спора является принятие коллективных требований работников в установленном законодательством порядке, передача этих требований полномочному представителю работодателя, сообщение работникам решения полномочного представителя работодателя об отклонении всех или части заявленных требований. Таким образом, возникновение отношений по урегулированию коллективных трудовых споров проходит в несколько этапов. Во-первых, на собрании или конференции формируются коллективные требования работников. Во-вторых, сформированные в соответствии с действующим законодательством требования передаются на рассмотрение полномочного представителя работодателя.

    Выбор редакции
    Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

    Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

    РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
    Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
    Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
    Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
    Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
    Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...