Разница между ттн и транспортной накладной. Чем принципиально отличаются ТН и ТТН друг от друга, в каких случаях оформляются?2) ООО занимается перевозкой, ООО Занимается организацией перевозки, какая дб формулировка в Актах?3) В чем принципиальное отличие


  • Товарная накладная (ТН) – первичный документ, оформляемый при продаже или отпуске груза другой организации. Унифицированная форма товарной накладной, распространенная в Российской Федерации, именуется ТОРГ-12.

    Документ составляется в двух экземплярах. Один передается покупателю, второй остается у продавца, где в соответствующей графе покупатель расписывается в получении товара. Продавцу документ нужен для списания товара со склада, покупателю для подтверждения покупки.

  • Товарно-транспортная накладная (ТТН) – первичный документ, оформляемый при перемещении товарно-материальных ценностей (ТМЦ) от одной организации в другую с участием транспорта третьей стороны (стороннего грузоотправителя).

Чем отличаются эти документы?

Чтобы понять, в чем разница между ТН и ТТН, нужно смотреть в их содержание. Для начала важно разобраться, что отображается в каждом из них.

Какие данные нужно вносить?

В товарной накладной обязательно должны быть следующие данные:

ТТН оформляется в случае, если поставку проводит третье стороннее лицо – грузоотправитель. Документ необходим именно для сопровождения товара от продавца до покупателя.

Вот в чем состоит еще одна существенная разница между этими бумагами: если ТОРГ- 12 распечатывают в двух экземплярах, то ТТН в четырех. Документ необходим для подтверждения отношений между тремя сторонами: покупатель, продавец и перевозчик. Один экземпляр продавцу, второй экземпляр покупателю и два оставшихся грузоперевозчику для отчетности.

Основные данные ТТН:

  1. наименование и номер документа;
  2. наименование, адрес, телефон грузоотправителя, грузополучателя и плательщика;
  3. номенклатура, количество, сумма;
  4. транспортные расходы и сумма;
  5. указание номера доверенности на водителя, его подпись, подтверждающая принятие груза для доставки;
  6. указываются лица отпустившие товар (кладовщик), разрешившие отгрузку (менеджер) и ответственные за передачу товара (бухгалтер).

Главное отличие данного документа от предыдущего – это наличие товарного раздела и транспортного.

В ТТН ставится печать и продавца, и грузоотправителя , которую проверяет принимающая сторона.

Чаще всего в документе на вывоз/ввоз материальных ценностей нужно отобразить большой перечень товара, что составляет неудобства при его использовании. Для этого в товарном отделе указывают, что к данному документу прикладывается товарная накладная, в которой указан весь ассортимент товара и его фактическая ценность. При этом указывают общее количество продукции по фактуре, тоннаж (брутто и нетто) и сумма отгрузки.

Грузоперевозчик оформляет на своего водителя доверенность , а грузоотправитель заполняет эти данные в соответствующем месте товарного раздела товарно-транспортной накладной.

В нижней части первого раздела ТТН слева ставятся подписи уполномоченных лиц грузоотправителя (тех лиц, кто разрешил и произвел отгрузку, и главбуха), справа - подпись водителя (подтверждение факта передачи ответственности за сохранность груза от грузоотправителя перевозчику).

Для предоставления в налоговую потребуется именно товарная накладная, унифицированная форма ТОРГ-12. ТТН в данном случае не примут.

Особенности использования на одну передачу ТМЦ

Чтобы понять, что именно вам нужно выписывать (ТН или ТТН), нужно разобраться с назначением каждой накладной.

  1. Если товар доставляется силами и транспортом поставщика, а транспортная услуга уже включена в стоимость товара, то товарно-транспортная накладная не нужна.
  2. Если товар доставляется силами сторонней организации, которая не имеет никакого отношения к продавцу и выступает только как посредник в доставке, то товарная накладная и товарно-транспортная оформляются в обязательном порядке.
  3. Если покупатель вывозит груз собственными силами, то ТТН не оформляется, так как расходов на транспорт нет.

Нужно ли оформлять сразу два документа и заменяет ли один другой?

Если у вас есть товарно транспортная накладная и вы не знаете, нужна ли вам товарная накладная, то просто вспомните о том, что это два разных документа, у которых совершенно разное предназначение и ТТН не может заменить ТН, так как первый документ подтверждает факт перевозки, а второй подтверждает акт перехода товара в пользование покупателя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ первичные учетные документы должны быть составлены в момент проведения операции или же сразу после передачи. Дата в документах ставится всегда реальная, то есть того дня, когда осуществляется отгрузка ТМЦ. Даты между собой должны совпадать.

Если ТОРГ-12 была оформлена, а транспортная компания подвела и водитель не приехал в назначенный день, то в документации появятся отличия, такой документ необходимо перепровести в программе на актуальную дату и распечатать его заново, чтобы товарная (ТН) и товарно-транспортная накладная (ТТН) не были с разными датами. Предыдущий распечатанный документ с ранней датой уничтожить.

Итак, для осуществления передачи товарно-материальных ценностей существуют официальные документы бухгалтерского учета. Несмотря на то, что информация в них дублируется, они не могут заменить друг друга, так как имеют разное применение и значимость.

Минфин России выпустил сразу несколько Писем о том, что госкомстатовскую товарно-транспортную накладную (форму N 1-Т) (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) никто не отменял и ее надо заполнять одновременно с новой транспортной накладной, утвержденной Правительством РФ (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Напомним, что сыр-бор разгорелся из-за того, что в конце июля вступили в силу утвержденные Правительством РФ Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. С ними утверждена и форма , которая оформляется только в том случае, если заключается договор перевозки (Пункт 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272). И неясно, заменяет она унифицированную форму N 1-Т или нет.
И вот финансовое ведомство решило, что вместе с транспортной накладной должны оформляться формы N N 1-Т и ТОРГ-12 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).
С товарной накладной ТОРГ-12 все понятно. Это , который оформляется при продаже (отпуске) ТМЦ сторонней организации и является основанием для списания ТМЦ у продавца и оприходования у покупателя.
А вот с ТТН дело обстоит интереснее. Как указал Минфин, наряду с правительственными Правилами перевозок по-прежнему продолжают действовать и Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, которые были утверждены Минавтотрансом РСФСР еще в 1971 г. Ведь их никто не отменял - ни Правительство РФ, ни Минтранс России. И как раз этими Общими правилами и предусмотрено, что основным документом, предназначенным для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная (§ 1, 3 разд. 6 Общих правил, утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971), которую в 1997 г. и утвердил Госкомстат России. И Минфин ничуть не смущает, что Минавтотранс РСФСР в 1971 г. утверждал Правила перевозки грузов во исполнение Устава автомобильного транспорта РСФСР, который уже давно не действует - с мая 2008 г., когда вступил в силу новый Устав автомобильного транспорта (Статья 44 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). И если Уставом РСФСР при перевозках грузов автомобильным транспортом было предусмотрено оформление товарно-транспортных накладных (Пункт 47 Устава, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12), то новым Уставом, так же как и ГК РФ, предусмотрено оформление именно транспортных накладных (Пункт 2 ст. 785 ГК РФ; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ). Так что, в принципе, с введением новой формы транспортной накладной форму ТТН можно не заполнять. Она будет просто лишняя, ведь для оформления продажи и для оприходования товара составляется ТОРГ-12.
Но, к сожалению, Минфин настаивает, что для подтверждения затрат на перевозку груза в бухгалтерском и налоговом учете нужны оба документа - и товарно-транспортная накладная, и товарная накладная. И их надо оформлять, если:
(или ) при доставке товара заключается договор перевозки;
(или ) грузоотправитель сам доставляет товар до склада покупателя. Как говорит финансовое ведомство, в этом случае "возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза".
Хорошо, что Минфин хотя бы разрешил не делать двойную работу, когда покупатель своим транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя. В этом случае затраты на перевозку груза и факт его транспортировки надо подтверждать путевым листом.
Безусловно, налоговые инспекторы возьмут на вооружение позицию финансового ведомства. Тем более что некоторые инспекции на местах свое мнение по этому вопросу сформировали.
Ведь еще до того, как появились рассматриваемые Письма, УФНС по Ростовской области на своем сайте прямо заявило, что у ТТН и ТН разное предназначение, потому что транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза, а ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом. И поскольку положения, отменяющие ТТН, в Постановлении Правительства РФ N 272 не приведены, то с 25.07.2011 при перевозке грузов автомобильным транспортом следует составлять одновременно две формы - и ТН, и ТТН (http://www.r61.nalog.ru/help_nalog/cons/ko61_nds/).

Масштабное производство и оптовая торговля немыслимы без автомобильных грузоперевозок. Но транспортные документы – один из самых проблемных участков в бухгалтерии.

Для транспортировки груза могут использоваться мультимодальные перевозки, в которых последовательно задействованы разные виды транспорта. От самолета до собачьей упряжки. Но самыми распространенными остаются автомобильные перевозки. В то же время их документальное оформление вызывает у бухгалтеров массу вопросов. Ответы на них нужно искать в области автотранспортного права. Между тем даже контролирующим ведомствам не под силу разобраться в его хитросплетениях. Это показывает практика многочисленных официальных разъяснений.

Варианты транспортировки

Для перевозки товарно-материальных ценностей компания может использовать свой автотранспорт, числящийся в составе основных средств, собственных или арендованных. А может заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем – на оказание услуг перевозки (гл. 40 ГК РФ, Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») либо транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Но когда место погрузки груза и его место доставки, указанные в договоре, находятся на территории разных стран, применяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956 г.). Такие перевозки в нашей статье не рассматриваются.

Перевозчик оказывает услугу лично, непосредственно предоставляя грузоотправителю транспортное средство под погрузку. А экспедитор – это лицо, оказывающее комплексную услугу организации перевозки. Главное условие такой организации – доставка груза адресату, указанному клиентом. Результат тот же, что у перевозчика. Но для его достижения экспедитор не только самостоятельно доставляет груз или заключает договоры с другими перевозчиками. Он осуществляет самые разные операции вспомогательного характера, обеспечивающие грузоперевозку. Например, подготовку товаров к транспортировке, передачу груза от одного перевозчика к другому, оформление перевозочных документов, страхование и выполнение таможенных формальностей. Перевозчик же, помимо транспортировки, выполняет только погрузочно-разгрузочные работы.

Если заказчик наделит перевозчика несвойственными ему функциями, то договор перевозки будет переквалифицирован судом. Разумеется, это возможно в рамках спора, хозяйственного или налогового.

На транспортном рынке предлагают услуги и разнообразные посредники. Они оказывают помощь в осуществлении отдельных «сопутствующих» операций, не принимая на себя обязанности по достижению конечной цели – вручению груза грузополучателю. Чаще всего приходится иметь дело с агентами (гл. 52 ГК РФ) или диспетчерами (гл. 39 ГК РФ).

Задача бухгалтера – обеспечить транспортировку товарно-материальных ценностей надлежащими документами, на основании которых компания безбоязненно сможет принять к вычету предъявленный НДС и признать расходы по налогу на прибыль. Для этого бухгалтер должен разобраться в правовой природе транспортных операций.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

В сфере грузоперевозок действует два свода правил. Назовем их «российские» и «советские». Первые – современный подзаконный акт, обеспечивающий применение Устава автомобильного транспорта, то бишь Закона № 259-ФЗ. Это Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее Правила). Вторые были приняты в эпоху СССР. Это Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее Общие правила).

Закон № 259-ФЗ регулирует правоотношения, возникающие при перевозке груза по договору, за плату. В этой сфере, при коммерческих перевозках, и применяются «российские» Правила.

Из п. 1 ст. 1 Закона № 259-ФЗ следует, что «советские» Общие правила на коммерческие перевозки не распространяются. Ведь нормативным правовым актом Российской Федерации они не являются. Сфера действия Общих правил – автотранспортное «самообслуживание», когда компании используют корпоративный транспорт без заключения договора перевозки. Примеры: грузоперевозки между структурными подразделениями компании, доставка товаров покупателям по договорам поставки. В обоих примерах компания выступает владельцем транспортируемых ценностей (к покупателю право собственности перейдет после вручения ему товара).

Перевозчик везет груз, ему не принадлежащий. За его сохранность он отвечает перед грузоотправителем и грузополучателем. Заказчиком по договору перевозки является грузоотправитель. Он оплачивает услугу перевозчика. Содержание услуги – перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на его получение лицу, то есть грузополучателю. Следовательно, приемку услуги перевозчика осуществляет грузополучатель. Поэтому оформлять специальный акт приемки-передачи услуг между перевозчиком и грузоотправителем не требуется.

Каждые правила предусматривают свой перевозочный документ , наличие которого обязательно для перевозки. Согласно Правилам – это транспортная накладная (ТН), а в соответствии с Общими правилами – товарно-транспортная накладная (ТТН). Форма ТТН утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 (далее Постановление № 78). Прямое предписание об использовании ТТН при перевозках грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях содержит п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР от 30.11.1983 г. № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Эта инструкция была издана в поддержку Общих правил.

Таковы источники правового регулирования автоперевозок.

Остается добавить, что Постановление № 78, а с ним и форма ТТН не являются обязательными к применению. Дело в том, что это постановление не имеет регистрационного номера в Минюсте России и официально не опубликовано (в нарушение п. 10 указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, п. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 г. № 8). По этой пикантной причине норма о применении ТТН оказывается в «подвешенном» состоянии. Чем компании успешно пользуются в налоговых спорах.

Минфин РФ в ряде писем, последнее из которых – от 22.12.2011 г. № 03-03-10/123, разъясняет следующее. Если компания не заключает договор перевозки и везет груз на собственном автомобиле, то затраты на транспортировку подтверждает путевой лист .

Формы путевых листов также утверждены Постановлением № 78. Из него следует, что путевые листы грузового автомобиля применяются совместно с ТТН. В путевом листе указываются номера ТТН, а в транспортном разделе ТТН – номер путевого листа.

Примечательно, что в случае перевозок для внутренних нужд нормативного предписания о необходимости путевого листа мы не обнаружим. Но он является общепризнанным основным первичным документом учета работы грузового автомобиля. Его форму нужно признать функциональной и оптимальной.

Зато для коммерческих грузоперевозок путевой лист обязателен. Сведения о нем указываются в ТН, он выполняет роль доверенности на получение водителем груза у отправителя.

Документирование грузоперевозок

Постановления Правительства РФ являются составной частью законодательства о бухгалтерском учете (ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому ТН – это первичный документ для всех участников коммерческой перевозки – грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

Применению ТН посвящено рекордное количество писем Минфина России. Правда, это ответы конкретным налогоплательщикам. В основе заданных вопросов – непонимание отличия ТН от ТТН. Впрочем, в разницу между ними не углублялись и чиновники. Но, чтобы выстроить надлежащий документооборот, нужно четко понимать назначение каждой из форм.

Поясним свойства ТН на примере.

Предположим, продавец для доставки товаров покупателю нанял перевозчика. Для оформления торговых операций он применяет товарные накладные по унифицированной форме № ТОРГ-12. А на перевозки у него имеются транспортные накладные.

Между тем перевозчик перевозит не товары, а грузы, причем партиями. Приемку товаров по количеству, ассортименту и качеству он не осуществляет. В таре и под упаковкой товары не видны. «Превращение» товаров в груз – это отдельная хозяйственная операция продавца-грузоотправителя.

Обратимся к ТОРГ-12. В ней указывается дата составления и приводится перечень товаров в тех наименованиях и единицах, в которых они числятся в учете продавца. На эту дату перечисленные товары, оставаясь на складе продавца, считаются зарезервированными для покупателя.

В левой нижней части ТОРГ-12 должностные лица продавца (лицо, разрешившее отпуск груза, и главный (старший) бухгалтер) удостоверяют преобразование товаров в груз. Последний характеризуется массой и количеством мест. Эти данные заносятся в п. 3 транспортной накладной.

Дата в левой нижней части ТОРГ-12 характеризует момент передачи груза перевозчику. Ее подтверждает подпись должностного лица продавца в реквизите «Отпуск груза произвел». Заметим, что перевозчик подписывает приемку груза только в ТН.

Дата в правой нижней части ТОРГ-12 относится к вручению груза, а не товаров. С точки зрения продавца, безразлично, кто получил груз: сам покупатель-грузополучатель или его представитель (по доверенности). Заполнению подлежит один из реквизитов – «Груз принял» (если груз передан представителю) или «Груз получил грузополучатель» (эта подпись заверяется печатью покупателя). Неиспользованный реквизит прочеркивается. А как в дальнейшем происходит передача груза от поверенного к доверителю (покупателю-грузополучателю) – продавца-грузоотправителя не касается.

Оприходование поступивших товаров покупатель оформляет путем наложения на ТОРГ-12 штампа (п. 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. 49 приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н). Экземпляр ТОРГ-12 с оттиском такого штампа он возвратит продавцу. Одновременно этот экземпляр играет роль акта приемки-передачи услуг перевозчика, подписанного уполномоченным на это лицом (грузополучателем) на другом конце маршрута.

В заголовочной части ТОРГ-12 предусмотрен реквизит «Транспортная накладная (номер, дата)». А в ТН имеется п. 4 «Сопроводительные документы на груз». В нем указывают номер и дату составления ТОРГ-12, а также количество ее экземпляров, направляемых покупателю. В состав сопроводительных документов к ТН продавец может включить и счет-фактуру.

Как видно, ТН и ТОРГ-12 неразрывно связаны. При этом ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки. В совокупности эти два документа эквивалентны ТТН. Причем отдельно взятая ТН не позволяет установить, что именно перевозит компания. В п. 3 «Наименование груза» ТН указывают отгрузочное (обобщенное) наименование груза, а не «бухгалтерские» характеристики товаров. Поэтому ТН без приложения ТОРГ-12 не обеспечивает соблюдения критериев п. 1 ст. 252 НК РФ.

Последнее официальное разъяснение о транспортных документах адресовано уже неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Это письмо ФНС России от 21.03.2012 г. № ЕД-4-3/4681@. В нем сказано, что первичным документом, подтверждающим затраты на автоперевозку, является либо ТН, либо ТТН. Составлять на одну поездку две формы не требуется. Нюансов их применения чиновники по-прежнему не раскрыли. Зато мы показали, как рассуждать и действовать на практике.

Документирование транспортной экспедиции

Юридическая классификация сделки определяет подход к ее документированию. Наглядный пример тому – договор транспортной экспедиции.

С точки зрения налоговых инспекторов, экспедитор – это посредник, поскольку он действует за вознаграждение по поручению клиента в его интересах и за его счет.

Между тем транспортная экспедиция – самостоятельный вид услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 г. № 5056/98; решение Арбитражного суда г. Москвы от 4.05.2008 г. по делу № А40-53580/07-104-296, поддержанное определением ВАС РФ от 7.05.2009 г. № ВАС-2785/09 по делу № А40-53580/07-104-296).

Правда, в п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ сказано, что клиент возмещает расходы экспедитора по организации перевозки. Однако прямой нормы, обязывающей стороны договора указывать размер вознаграждения экспедитора, мы не обнаружим. Условие о возмещении применяется, если экспедитор оплачивает услуги третьих лиц, не предусмотренные договором (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6.05.2009 г. № А33-16012/2008-03АП-1277/2009 по делу № А33-16012/2008). В остальных случаях цена договора считается твердой.

Кстати, аналогичную структуру имеет цена работы по договору подряда. Она включает вознаграждение подрядчика и компенсацию его издержек (п. 2 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик тоже действует по заданию заказчика (п. 1 ст. 702 ГК РФ) и вправе привлекать к исполнению своих обязанностей субподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Только вот генеральный подрядчик посредником не считается.

Тем не менее Минфин России в письмах от 30.03.2005 г. № 03-04-11/69 и от 21.06.2004 г. № 03-03-11/103 указывает, что экспедитор уплачивает НДС в бюджет только с суммы своего вознаграждения. Такая позиция по сути опирается на ст. 156 НК РФ. Но сфера применения этой статьи ограничена договорами трех видов – поручения, агентскими и комиссии. На услуги транспортной экспедиции она не распространяется (постановление ФАС Московского округа от 14.04.2011 г. № КА-А40/2627-11 по делу № А40-84019/10-99-418). А постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не дает экспедитору права на перевыставление счетов-фактур по расходам, «возмещаемым» клиентом.

В налоговом учете услуги экспедитора можно рассматривать по аналогии с посредническими (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ), но не обязательно. С равным основанием клиент может классифицировать затраты по договору как материальные расходы (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ), поскольку цель и результат транспортно-экспедиционной деятельности – доставка груза. Тогда не потребуются и документы, подтверждающие затраты экспедитора.

Вариант учетной политики клиент выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Еще один важный нюанс. Экспедиторские документы (экспедиторская расписка, поручение экспедитору, складская расписка) – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Первичными учетными документами они не являются. Причем в договоре транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не предусмотренных правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 6 и п. 7 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утв. приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23).

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами , предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. К таковым, в частности, относятся товарная накладная по форме N ТОРГ-12 и (при автомобильных перевозках, на которых в дальнейшем делается акцент в статье) товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т . В отношении последней, кстати, частенько возникают вопросы, начиная от оформления данного документа и заканчивая его наличием (как таковым). Поясним. Допустим, доставка товаров осуществлена продавцом (покупатель транспортировку не оплачивал) или договором купли-продажи предусмотрен самовывоз товара (в доставке задействован собственный транспорт покупателя). Будет ли покупатель в подобных случаях обладателем ТТН? Вправе ли контролеры при отсутствии указанного документа отказать организации в вычете "входного" НДС (разумеется, если налог имел место и прочие условия получения соблюдены)?

Наличие ТТН для налогового вычета обязательно не всегда

Нормы законодательства и примеры судебных решений

Организации, осуществляющие перевозки грузов на собственных и арендуемых автомобилях (далее - транспортные организации), обязаны оформлять ТТН. Таково требование п. 2 Инструкции "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983). А п. 6 указанного документа установлено, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

На необходимость выписывать ТТН при доставке товара автомобильным транспортом указано и в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (п. 2.1.2), и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ (п. 49).

В соответствии со ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.

Исходя из указанных документов, делаем вывод: ТТН (форма N 1-Т) обязательна к применению отправителями и получателями грузов. Иными словами, этот документ составляется грузоотправителем при доставке им груза по заказу покупателя . Он служит основанием для расчетов между сторонами договора перевозки. Кроме того, на основании ТТН, составляемой, как правило, в четырех экземплярах, производится списание и оприходование товарных ценностей.

К сведению. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.

Если же покупатель заказчиком перевозки не является, наличие ТТН у него не обязательно. Принятие на учет ТМЦ в этом случае возможно и на основании других документов, в частности товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

К сведению. Товарная накладная составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у организации, сдающей ТМЦ, являясь основанием для их списания, а второй передается сторонней организации (покупателю) и является основанием для оприходования этих ценностей.

Аналогичная точка зрения, кстати, выражена в Письмах Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413 (Указанные Письма, говорят финансисты (ссылаясь на Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138), носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, в них изложенной): если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а также в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195, в котором главное налоговое ведомство страны указало: действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает.

Казалось бы, все логично и вопросов возникать не должно. Тем не менее контролеров на местах отсутствие ТТН (в том числе по вышеперечисленным причинам) настораживает. И не факт, что при проверке они не сочтут это основанием для отказа в налоговом вычете (мол, нарушено обязательное условие - документальное подтверждение принятия товаров на учет).
Примеры из арбитражной практики имеются в изобилии. Есть как положительные (в пользу налогоплательщика), так и отрицательные (заканчивающиеся победой налоговиков) решения.
Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 11.03.2011 по делу N А27-6755/2010 указал: материалами дела не подтверждается, что налогоплательщик выступал заказчиком перевозки, следовательно, отсутствие у него ТТН не является нарушением законодательства, влекущим признание расходов на приобретение товаров и налоговые вычеты необоснованными. Первичным учетным документом, служащим основанием для оприходования полученных обществом товаров, являлась товарная накладная формы N ТОРГ-12. Следовательно, общество правомерно включило затраты по сделкам с рассматриваемыми контрагентами в расходы по налогу на прибыль и применило вычеты по НДС.
Другой пример - Постановление ФАС МО от 21.02.2011 N КА-А40/316-11. Поскольку по условиям контракта доставку оборудования на склад покупателя производил продавец, судами не принята ссылка налогового органа на непредставление обществом ТТН по форме N 1-Т, при том что заявителем представлены товарные накладные формы N ТОРГ-12, подтверждающие поставку оборудования. На основании исследования указанных документов арбитры пришли к выводу о документальном подтверждении вычетов по НДС.
В Постановлении от 16.09.2010 по делу N А55-30158/2009 ФАС ПО указал: в связи с тем что в рассматриваемом случае покупатель не участвует в отношениях по перевозке груза, наличие или отсутствие ТТН как оправдательных документов юридического значения для него не имеет. Представление ТТН при наличии товарных накладных по форме N ТОРГ-12 не является обязательным и в силу того, что по настоящему делу не оценивается обоснованность в связи с осуществлением перевозки товаров.
Отметим также: в указанном решении арбитры сослались на Письмо N ШС-20-3/1195, в котором, как было отмечено выше, сделан вывод о том, что принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

Вывод Президиума ВАС РФ

Особо хочется остановиться еще на одном, наиболее значимом, судебном решении, в котором указанной проблеме дал оценку Президиум ВАС РФ. Мы говорим о Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10.

А начиналось дело весьма неблагоприятно для налогоплательщика. Одна за другой налоговые инстанции становились на сторону налоговиков, подчеркивая, что ТТН является единственным документом, служащим основанием не только для списания ТМЦ грузоотправителем и оприходования их грузополучателем, но и для принятия товара на учет в целях реализации права на применение налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ.
Но уверенный в своей правоте налогоплательщик не сдавался - дело дошло до высшей инстанции. Президиум ВАС РФ указал на то, что при рассмотрении дела судами не учтены следующие моменты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; в противном случае (при подаче не предусмотренного унифицированной формой документа) учетная "первичка" должна содержать определенные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательные реквизиты.

Товарная накладная (форма N ТОРГ-12) , содержащаяся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации. Представленные заявителем товарные накладные по форме N ТОРГ-12 содержат сведения о грузоотправителе, грузополучателе, поставщике, плательщике, наименовании товара, его количестве и цене, а также указание на должности лиц, отпустивших и принявших товар, их подписи и тем самым подтверждают факт отгрузки товара .
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 установлены требования по заполнению и содержанию товарной накладной по форме N ТОРГ-12, при этом наличие ТТН по форме N 1-Т по учету торговых операций не предусматривается.
Кстати, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов и служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. В данном случае общество осуществило операции по приобретению товаров, не выступая в качестве заказчика по договору перевозки .
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что непредставление товарно-транспортных накладных обществом свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения налогового вычета по операции приобретения товара, не основан на действующем законодательстве и не соответствует установленным судом обстоятельствам.

И все-таки...

Как видим, Президиум ВАС РФ встал на сторону организации, и это важно, поскольку арбитражная практика по аналогичным спорам должна пойти по благоприятному для налогоплательщиков пути. Иными словами, мнение Президиума ВАС РФ поможет избежать необоснованных выводов со стороны налоговиков и судебных органов. В рассматриваемом случае право собственности на товар переходит к покупателю в момент предоставления товара на складе продавца (поставщика), а оправдательным документом, подтверждающим данный факт (переход права собственности на приобретаемый товар), является товарная накладная по форме N ТОРГ-12. Поскольку по договору перевозки заказчика нет, требование ТТН при самовывозе невозможно. А раз так, то и вычет "входного" НДС (при соблюдении прочих условий) правомерен.

К сведению. Покупателю могут отказать в применении вычета налога по счету-фактуре, выставленному до оформления первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров. Об этом сказано в Письме Минфина России от 17.02.2011 N 03-07-08/44.

В то же время хочется отметить, что каждый спор имеет свой "окрас" и не исключено, что отсутствие ТТН налоговый орган использует для доказывания получения организацией необоснованной налоговой выгоды из-за невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Иными словами, если налогоплательщик реально принимает участие в схеме с возмещением НДС, стоит ли рассчитывать на положительный исход дела? Возможно, в схеме он и "не замешан", однако подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами не может (согласитесь, что тоже странно). Не исключено, что при таких обстоятельствах судьи займут сторону налоговиков. Приведем пример.
В Постановлении от 24.08.2010 по делу N А19-29237/09 ФАС ВСО поддержал налоговый орган, причем немалую роль в принятии такого решения сыграло не столько отсутствие ТТН по форме N 1-Т, сколько другие ("обрамляющие ситуацию") моменты. В частности, организация не смогла подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами, причем довод общества о том, что при выборе последних оно действовало с должной осмотрительностью и осторожностью и не может нести ответственность за действия третьих лиц, судом кассационной инстанции принят не был, поскольку в доказательство сделок с контрагентами общество не представило всех необходимых документов.
В подтверждение заявленных расходов и вычетов по поставщикам общество представило договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения. Однако эти документы были подписаны неуполномоченными лицами (одно из них при допросе показало, что отношения к деятельности организации не имеет, роспись ставило на пустых листах, а ксерокопию паспорта предоставило за вознаграждение; допрос второго лица в связи с неустановлением его местонахождения не произведен).
В счетах-фактурах и товарных накладных по перечисленным поставщикам общество указано грузополучателем, а контрагенты - грузоотправителями. Суды установили, что в отношении последних налогоплательщиком не подтверждена доставка товара (ТТН от поставщиков не представлены).
Общество пыталось доказать, что отсутствие ТТН не может свидетельствовать об отсутствии отношений общества с контрагентами. Факт поставки товаров подтверждается имеющимися в материалах дела иными доказательствами, а именно показаниями свидетеля Л., письмом ЗАО, договором об организации перевозок с ЗАО, актами оказанных услуг. Однако ссылка общества на акты оказанных услуг судом кассационной инстанции отклоняется, так как в соответствии с материалами проверки данные акты не позволяют произвести детализацию услуг по заявкам, поставщикам и товарам.
Кроме того, согласно материалам выездной налоговой проверки контрагентами общества (поставщиками товара) в проверяемый период налоговая отчетность не представлялась либо представлялась без отражения оборотов, организации по адресам регистрации не находятся.
Оценив обстоятельства в совокупности, арбитражные суды сделали вывод о том, что заявленная обществом налоговая выгода по перечисленным поставщикам является необоснованной.
Таким образом, суд поддержал налоговиков, причем Определением ВАС РФ от 23.12.2010 N ВАС-16852/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Впрочем, дела могут обстоять и иначе (см., например, Постановление ФАС СЗО от 09.02.2011 по делу N А21-13459/2010), если факты, указывающие на недобросовестность налогоплательщика и направленность его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета, в ходе проверки не будут установлены.
Как следует из материалов дела, общество (на основании заключенного с ООО "ТПК" договора купли-продажи) осуществляло закупки товара и реализовывало его в дальнейшем на экспорт.
Доставка товара в адрес общества осуществлялась на основании заключенных им с транспортными компаниями договоров на оказание автотранспортных услуг.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявителем представлены документы (договор купли-продажи и дополнительные соглашения к нему, спецификации, акты, товарные накладные по форме N ТОРГ-12, счета-фактуры), подтверждающие факты приобретения товара на внутреннем рынке у ООО "ТПК", принятия этого товара на учет и уплаты НДС поставщику.
В подтверждение реального движения товара от поставщика обществу представлены договоры на оказание автотранспортных услуг с транспортными компаниями, заявки, акты оказанных услуг.
Тот факт, что товар доставлялся силами и средствами третьих лиц, не свидетельствует о том, что последние являются грузоотправителями, а только подтверждает, что перевозка товара осуществлялась этими компаниями. Поэтому довод инспекции о недостоверности сведений о грузоотправителе в представленных обществом товарных накладных правомерно отклонен судом апелляционной инстанции. К тому же, поскольку общество осуществляет операции по купле-продаже товаров и не выполняет работы по их перевозке, первичными документами для него являются не товарно-транспортные, а товарные накладные.
Доводы инспекции о недобросовестности общества и направленности его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета рассматривались судом апелляционной инстанции и были им отклонены как документально не подтвержденные.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций (создания "искусственной цепочки"), в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, приведенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Из материалов дела не усматривается, что в ходе проверки налоговым органом в отношении налогоплательщика были установлены эти обстоятельства.
Таким образом, ФАС СЗО определил: выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, правовых и фактических оснований с ними не согласиться не усматривается.

Транспортная накладная является одним из основных документов, необходимых при перевозке грузов. Однако вопрос того, нужна ли ТТН в 2019 году по форме 1-Т остаётся открытым для многих предпринимателей и бухгалтеров. В статье рассмотрим, как правильно составлять транспортную и товарно-транспортную накладные, и когда таковые обязательны к применению.

Оглавление:

Законодательное регулирование ТН и ТТН – их отличия

Форма ТТН №1-Т для товарно-транспортных накладных была установлена Положением Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 в качестве первичной учетной документации. Тем не менее, в соответствии с действующим Федеральным законом №402 от 06.12.2011, с 01.01.2013 утвержденные первичные формы учетной документации не являются обязательными к применению. Таким образом, товарно-транспортная накладная перестала выступать обязательным документом для оформления грузоперевозок.

Транспортная же накладная (ТН), форма которой была утверждена в Постановлении правительства №272 от 15.04.2011 является обязательным документом, сопровождающим договор грузоперевозок. Обязательность её наличия подтверждается также ст. 785 ГК РФ в случае заключения договора о перевозке грузов. Оформление же товаров производится по форме ТОРГ-12.

Тем не менее, на сегодняшний день некоторые предприятия и бухгалтерские отделы до сих пор применяют форму 1-Т и составляют полноценные ТТН. Это действие не является незаконным. В частности, оформление ТТН может проводиться в случае, если груз доставляется транспортом получателя или если грузоперевозка осуществляется в рамках одного субъекта предпринимательской деятельности. В таком случае этот документ заменяет собой и форму ТОРГ-12, так как содержит информацию о товарной части, и транспортную накладную нового образца, так как обладает информацией о перевозке груза.

Обратите внимание

В остальных случаях оформление ТТН может проводиться исключительно параллельно наличию отдельной транспортной накладной. Обязательность наличия транспортной накладной подтверждается также и письмом Минфина 03-03-06/1/14014 от 23.04.2013, которое разъясняет вопросы ее использования.

Отличия транспортной накладной от товарно-транспортной накладной заключаются, в первую очередь, в различных установленных формах такового документа. Кроме этого, ключевым отличием ТН от ТТН является отсутствие в транспортной накладной товарной части. Товарная часть является подтверждением изъятия товара из собственности отправителя и перемещением его в собственность получателя и может выступать подтверждением бухгалтерской отчетности вместо формы ТОРГ-12.

Важный факт

В случае, если грузоперевозка осуществляется сторонним грузоперевозчиком, отсутствие транспортной накладной может служить основанием для привлечения его к ответственности и изъятия груза. В то же время, использование ТТН вместо ТН не является нарушением нормативов бухгалтерского учета.

Отсутствие накладных вместе с грузом может служить основанием для его изъятия и проведения сотрудниками ГИБДД проверки. При этом, транспортная накладная не является показателем легальности перевозимых подакцизных товаров, взрывчатых веществ, наркотических средств и иных товаров, оборот которых подлежит особому порядку контроля. Также следует отметить, что для некоторых видов изделий предусмотрено оформление специальных транспортных и товарно-транспортных накладных, установленные формы которых отличаются от общепринятых.

Как составить товарно-транспортную накладную: бланк 2019 года, образец, форма

Товарно-транспортная накладная в 2019 году составляется, как и ранее, по утверждённой форме №1-Т. При этом данная форма широко представлена в различных специальных бухгалтерских программах, а бланки доступны для загрузки и распечатывания. В большинстве случаев, в современном бухгалтерском учете ТТН заполняется в электронном виде в соответствующих программах, так как они позволяют использовать функции автоматического заполнения и ведения подсчетов. Но в некоторых случаях возникает необходимость распечатки и пустого бланка по данной форме.

Обратите внимание

ТТН в обязательном порядке должна содержать информацию о том, на основании каковой формы она составляется. Для соответствия действующему законодательству указывается соответствие вышеозначенному Положению Госкомстата №78 от 28.11.1997. В то же самое время не будет являться нарушением и внесение изменений в таковую форму, если отправка сопровождается транспортной накладной и заполнением формы ТОРГ-12 и служит функциям внутреннего учета.

Соответственно законодательству, ТТН составляется в четырёх экземплярах. Один экземпляр товарно-транспортной накладной остаётся у отправителя, три – передаются перевозчику. При этом перевозчик обязан передать один из его экземпляров получателю. На каждое транспортное средство выдается полный комплект экземпляров ТТН.

Как составить транспортную накладную: бланк 2019 года, образец, форма

Транспортная накладная составляется по утверждённой форме упрощенного вида. В отличие от ТТН, её можно относительно легко заполнять и без использования специальных бухгалтерских программ. Это связано с тем, что в транспортной накладной не присутствует товарная часть, что значительно упрощает весь процесс её заполнения.

Выбор редакции
Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...

Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...
Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...