Новый закон по бухгалтерскому учету. Изменения в закон о бухгалтерском учете


Под конец календарного года принят Федеральный закон от 04.11.2014 № 344-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 344-ФЗ), который внес поправки в законодательство о бухгалтерском учете. Он вступил в силу с 16 ноября 2014 года.

Напомним: законодательство о бухгалтерском учете включает в себя все без исключения федеральные законы (). Но центральное место в законодательстве о бухгалтерском учете, конечно же, занимает профильный федеральный закон - «О бухгалтерском учете». С изменений в нем и начнем наш комментарий.

Поправок, относящихся к банковскому сектору, мы касаться не будем.


Новации Федерального закона «О бухгалтерском учете»

Законодатель пересмотрел перечень экономических субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета , включая упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Прежде всего, снято ограничение для некоммерческих организаций по критерию размера поступлений денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год. НКО, у которых за 2013 год сумма поступлений превысила 3 000 000 рублей, с начала 2014 года применять упрощения были не вправе. Теперь требования в этой части отменены.

Зато организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит , поджидает неприятный сюрприз. С принятием Закона № 344-ФЗ они утратили право на упрощения, хотя с начала года могли формировать учетную политику в расчете на упрощенные способы. Например, это относится к закрытым акционерным обществам (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ), к застройщикам, привлекающим денежные средства по договорам участия в долевом строительстве (пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Если мы сопоставим статью 6 Закона № 402-ФЗ в старой и новой редакциях, то обнаружим, что из списка субъектов, которым применять упрощенные способы прямо запрещено, исчезли саморегулируемые организации, общества взаимного страхования и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Однако бухгалтерская отчетность саморегулируемых организаций и обществ взаимного страхования подлежит обязательному аудиту (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), поэтому упрощения для них не допустимы по-прежнему. Но сельскохозяйственные потребительские кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) получили право на льготу.

Напомним, что под обязательный аудит попадают организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (). Следовательно, на упрощения не имеют права и они. Эта норма корреспондирует с предписаниями ряда ПБУ. Так, право на неприменение (п. 2.1) и (п. 3) имеют лишь такие малые предприятия, которые не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Причем это ограничение действовало вне связи с прямыми предписаниями Закона № 402-ФЗ (до внесения в него изменений Законом № 344-ФЗ).

В итоге компаниям, которые с 16 ноября 2014 года утратили право на применение упрощенных способов бухгалтерского учета, необходимо внести изменения в , обусловленные изменением законодательства (). Причем на основании пункта 7 статьи 8 Закона № 402-ФЗ новые способы нужно применять именно с этой даты, а не с 1 января 2014 года. Скажем, компании, утратившие право на упрощения, будут вынуждены сформировать резерв на оплату отпусков работников (письмо Минфина России от 19.04.2012 № 07-02-06/110). Но в бухгалтерской отчетности за 2014 год новые способы ведения учета отражаются ретроспективно (п. 14 ПБУ 1/2008).


Бухгалтеры малых предприятий, попадающих под обязательный аудит, - внимание! Составлять отчетность за 2014 год по упрощенным формам, предусмотренным в приложении № 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», неправомерно. Следует применять общеустановленные формы.


Пересмотрена и норма, позволяющая руководителю принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). В частности, теперь такое решение не вправе принимать руководители средних предприятий по перечню, содержащемуся в новом пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. Средние предприятия, не упомянутые в этом перечне, по-прежнему могут обходиться без бухгалтера. Хотя, по мнению автора, эта норма утопична. На практике она влечет массовые нарушения трудовых прав счетных работников, которые в таких компаниях работают неофициально.

А если директор вопреки требованию Закона № 402-ФЗ не возложил ведение бухгалтерского учета на иное лицо? - Конкретного наказания это нарушение не повлечет. Обязать директора передать ведение учета другому лицу может прокуратура, которая выдает предписания об устранении нарушений законодательства (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Невыполнение предписаний прокурора повлечет наложение административного штрафа на должностное лицо - от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет, на юридическое лицо - от 10 000 до 20 000 рублей ().

Наконец, изменены полномочия Минфина России в части регулирования бухгалтерского учета . На основании пункта 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ в новой редакции министерство вправе вносить изменения в нормативные документы, утвержденные своими приказами до 1 января 2013 года. С точки зрения практики это означает, что теперь можно ожидать изменений в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (ПВБУ), ПБУ и различных методических указаниях по бухгалтерскому учету (основных средств, материально-производственных запасов и др.). Такая поправка весьма актуальна и своевременна, ибо все эти старые подзаконные акты применяются в части, не противоречащей новому закону о бухучете, а выявлять такие противоречия практикующим бухгалтерам затруднительно. В первую очередь нуждаются в корректировках ПВБУ и . Причем в Законе № 344-ФЗ оговорено: изменения могут вноситься в случае, если они обусловлены изменениями законодательства Российской Федерации. В частности, такими изменениями являются нормы статьи 6 Закона № 402-ФЗ об экономических субъектах, имеющих право на применение упрощенных способов ведения бухучета.

А о ходе подготовки федеральных стандартов бухгалтерского учета по-прежнему никакой официальной информации нет.

Сведения об энергетических ресурсах

Внесена долгожданная поправка в пункт 5 статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В прежней редакции он обязывал компании включать в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов. Это предписание приводило бухгалтеров в замешательство, поскольку с 1 января 2013 года пояснительная записка в составе бухгалтерской отчетности не предусмотрена. Сложившейся ситуации Минфин России в информации № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»» разъяснил: эти сведения должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской отчетности. Но таковая информация упоминается лишь в ПБУ 4/99 (п. 39). Она представляется в добровольном порядке - если исполнительный орган сочтет ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.

Наконец-то нестыковка федеральных законов устранена. Названные данные надлежит включать в годовой отчет организации. Правда, в Законе № 402-ФЗ такой документ не упоминается.

Из пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ следует, что в корпоративных юридических лицах годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность - это разные документы. Напомним, что к корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов РФ. Кроме того, годовой отчет составляют фонды (п. 1 ст. 123.19 ГК РФ).

Так, в ООО годовой отчет составляется в обязательном порядке, а требования к его содержанию отражены также в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Вот в него-то и нужно включить сведения о затратах на энергетические ресурсы за 2014 год.


Энергетический ресурс - это носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии) (п. 1 ст. 2 Закона № 261-ФЗ).


В частности, к энергетическим ресурсам относятся тепловая энергия (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»), газ (ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»), вода, подаваемая, передаваемая, потребляемая с использованием систем централизованного водоснабжения (п. 2 ст. 5 Закона № 261-ФЗ), моторное топливо, предназначенное для транспортных средств (приложения №№ 4, 8 к Требованиям к энергетическому паспорту…, утв. приказом Минэнерго России от 19.04.2010 № 182).

Обязанности по представлению годового отчета налоговым органам или органам государственной статистики не установлена.


Изменился подход к учету предметов лизинга

А теперь новость, которая взбудоражит всех бухгалтеров, ведущих учет по договорам лизинга. В Федеральном законе от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» отменена статья 31. Она устанавливала право сторон договора учитывать предмет лизинга на балансе любой из сторон по взаимному соглашению между ними. Соответственно амортизационные отчисления производила та сторона договора лизинга, на балансе которой находился предмет лизинга. Причем она могла (также по соглашению сторон) применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.

Следовательно, с 16 ноября 2014 года специальное регулирование этих вопросов отменено и на предметы лизинга распространяются общие требования к учету объектов основных средств (доходных вложений в материальные ценности), переданных и полученных по договорам аренды. Ведь на основании финансовая аренда представляет собой один из видов договора аренды.

Суть соглашения, применявшегося на основании статьи 31 Закона № 164-ФЗ, состояла в том, что актив, относящийся к предмету лизинга, передавался от лизингодателя к лизингополучателю вне связи с наличием к тому экономических оснований - по взаимной договоренности между ними. У балансодержателя предмет лизинга облагался налогом на имущество, если был поставлен на баланс до 1 января 2013 года (письмо Минфина России от 11.09.2013 № 03-05-05-01/37418). А в целях налогообложения прибыли предмет лизинга включался в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой он должен был учитываться в соответствии с условиями договора лизинга ().

Казалось бы, с прекращением действия статьи 31 Закона № 164-ФЗ все увязанные с ней нормы налогового законодательства утрачивают силу. А предмет лизинга, переданный лизингополучателю по соглашению сторон, 16 ноября 2014 года надлежит вернуть на баланс лизингодателя. И даже объект основных средств переходит с баланса на баланс в силу закона, так что данный факт хозяйственной жизни не требует специального документального оформления (достаточно справки бухгалтера).


В Федеральном законе от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» отменена статья 31. Она устанавливала право сторон договора учитывать предмет лизинга на балансе любой из сторон по взаимному соглашению между ними...


Однако не будем спешить с выводами. Дело в том, что изменения налогового законодательства до окончания налогового периода «блокирует» . Его применение растолковано постановлением Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 17-П (п. 1): нормативные правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Выявленный в указанном постановлении конституционно-правовой смысл положений налогового законодательства является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике (письмо Минфина России от 18.09.2014 № 03-07-15/46850).

В итоге для практикующих бухгалтеров складывается уникальная ситуация: в целях налогообложения изменения в статье 31 Закона № 164-ФЗ они во внимание не принимают. Исчисление налогов лизингодатели и лизингополучатели до конца 2014 года производят в прежнем порядке.

С гражданско-правовой точки зрения пересмотр правил налогообложения окажется существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора лизинга. В этой связи возможны как изменения, так и расторжения договоров ().

А как вести бухгалтерский учет в новых условиях? - Пункт 2 приказа Минфина России от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» по-прежнему определяет, что «условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга». Однако данный приказ в Минюсте России не зарегистрирован, поэтому правил бухгалтерского учета не устанавливает. Зато стороны договора лизинга получают возможность беспрепятственно руководствоваться Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 17 «Аренда». Основания к тому предоставляет пункт 7 ПБУ 1/2008. А Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (п. 27) гласит: себестоимость объекта основных средств, находящегося в распоряжении арендатора по договору финансовой аренды, определяется в соответствии с МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Однако определение финансовой аренды в МСФО отличается от значения, которое вкладывает в этот термин российское гражданское законодательство. А именно, аренда классифицируется как финансовая, если она подразумевает передачу практически всех рисков и выгод, связанных с владением активом. В противном случае аренда классифицируется как операционная. Поскольку сделка между арендодателем и арендатором основана на заключенном ими договоре аренды, целесообразно использовать согласованные определения. Классификация аренды в качестве финансовой или операционной в большей степени зависит от содержания операции, нежели от формы договора (п. 8 - 10 МСФО (IAS) 17).

В то же время пункт 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, зарег. в Минюсте России) гласит: «начисление амортизации по объектам основных средств, являющимся предметом договора финансовой аренды, производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости от условий договора финансовой аренды». Но из этой формулировки вовсе не следует, что балансодержатель объекта устанавливается произвольно. Это лицо определяется исходя из экономического содержания арендных отношений в соответствии с МСФО. Аналогичные - гибкие! - формулировки применены и в Налоговом кодексе РФ.

В связи с изменением законодательства о лизинге можно ожидать изменений и в приказах Минфина России по соответствующим вопросам учета. Ну и как обычно - следите за официальными разъяснениями.

Собственно, статья 31 Закона № 164-ФЗ была препятствием для внедрения подхода МСФО к учету аренды. Специалист Минфина России Игорь Сухарев подчеркнул абсурдность этой нормы. Она явно не соответствует Закону № 402-ФЗ. Передать с баланса на баланс можно лишь имущество, но не актив.


Опубликование бухгалтерской отчетности

Закон № 402-ФЗ (п. 9 ст. 13) гласит: опубликование бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Во исполнение этой нормы Закон № 344-ФЗ определил, что профессиональные объединения страховщиков должны опубликовывать годовую бухгалтерскую отчетность в месячный срок после ее утверждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 7 ст. 28 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 5 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», ст. 20 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»).


Валюта консолидированной финансовой отчетности

В какой валюте представляется консолидированная отчетность? - Начиная с 16 ноября 2014 года этот вопрос решен однозначно - в валюте Российской Федерации. Соответствующее дополнение внесено в пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

А до внесения указанного дополнения данный вопрос порождал разногласия.

С одной стороны, Закон № 208-ФЗ (п. 1 ст. 3) предусматривает, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. А Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» (п. 38) сообщает: предприятие может представлять свою финансовую отчетность в любой валюте (валютах).

С другой стороны, пункт 12 статьи 13 Закона № 402-ФЗ гласит: правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с Законом № 402-ФЗ, если иное не установлено иными федеральными законами. Получается, что валюта представления консолидированной отчетности определена не Законом № 208-ФЗ, а подзаконным актом, коим выступает МСФО. По этой причине валюту надлежало определять в соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 2, п. 3 ст. 12), хотя формально в нем валюта представления не определена (п. 7 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Такая позиция представлена в информации Минфина России № ОП 1-2012 «О применении Международных стандартов финансовой отчетности».

Теперь прибегать к официальным разъяснениям не потребуется. Вопрос урегулирован законодателем, поэтому основания для разногласий бесповоротно утрачены.


Смягчение валютного регулирования

Изменения коснулись и валютного регулирования, правда, лишь в сфере операций с природным газом. Расширен перечень случаев, в которых резиденты могут не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации (пп. 7 п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). А именно: резиденты получили право на проведение зачета встречных требований с нерезидентами при экспорте природного газа в газообразном состоянии и в связи с его транзитом через территории иностранных государств.

Видимо, зачеты валютных резидентов и нерезидентов стали актуальны в новой экономической реальности, связанной с обострением внешнеполитических отношений.


Технические поправки в специальные законы

Другую группу поправок можно охарактеризовать как изменения технического характера, не затрагивающие прав и обязанностей экономических субъектов. В частности, изменения, внесенные в Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», касаются форм (состава) бухгалтерской отчетности. Так, если в старой редакции пункта 1 статьи 36 Закона № 193-ФЗ подлежала распределению прибыль кооператива, определяемая «по бухгалтерскому балансу», то теперь прибыль надлежит определять «по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности». Согласитесь, прежняя формулировка была некорректной.

Из Закона № 193-ФЗ также исключены нормы, прямо противоречащие действующему законодательству (например, п. 3 ст. 39).

В заключение отметим: Минфин России выпустил «Обзор изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 № 344-ФЗ в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и ряд других Федеральных законов».


Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе!

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 129-ФЗ О бухгалтерском учете

В том случае, если установленные пунктом 20 указанного Положения правила последующей оценки объекта финансовых вложений в период с 1 июля по 31 декабря 2008 г. не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, такой объект отражается в годовой бухгалтерской отчетности организации за 2008 год по стоимости его последней оценки в бухгалтерском учете (например, в оценке по состоянию на 30 июня 2008 г. - для объектов, приобретенных до 1 июля 2008 г., по первоначальной стоимости - для объектов, приобретенных после 30 июня 2008 г.). При этом в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" о данном факте должно быть сообщено в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год с соответствующим обоснованием.

Закон о бухгалтерском учете.

Российская система бухгалтерского учета претерпевает существенные изменения в связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон принципиально не изменяет систему бухгалтерского учета, а изменяет механизмы работы в данной области, способствуя приближению российской системы бухгалтерского учета к европейской.

Основные изменения
1). Действие закона распространяется на коммерческие, некоммерческие, государственные организации, филиалы и представительства иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, занимающихся частной практикой и пр. /ст.2/.

2). Вправе не применять закон индивидуальный предприниматель а также филиал, представительство, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства и находящийся на территории РФ, в случае если они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном законодательством /п.1, п.2 ч.2 ст. 6/.

3). Объекты бухгалтерского учета /ст.5/:
- обязательства перешли из старого закона;
- вместо имущества заявлены активы, следует отметить,
 не всякое имущество признается активом, для этого имущество должно приносить экономические выгоды в результате использования в процессе производства, обмена на другой актив, передачи с целью погашения обязательства, распределения между собственниками;
 активам могут быть объекты, не принадлежащие организации на праве собственности, то есть не являющиеся его имуществом, данное обстоятельство возможно, если организация осуществляет контроль над самим объектом и имеет право на получение экономических выгод от него;
- добавлены доходы и расходы;
- факты хозяйственной жизни - операции, события и сделки, которые оказывают влияние на финансовое положение организации, могут принести в будущем положительный финансовый результат, способствуют притоку денежных средств;
- источники финансирования деятельности и иные объекты, под источниками финансирования деятельности понимаются все источники, за исключением обязательств.
Перечень объектов учета является ОТКРЫТЫМ.

4). Денежное измерение объектов бухучета производится в валюте РФ, стоимость всех объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ.

5). Функции регулирования бухгалтерского учета по-прежнему осуществляет Минфин России и Банк России, однако Закон устанавливает возможность негосударственного регулирования бухгалтерского учета, подобными организациями могут быть СРО, ассоциации союзы и иные некоммерческие организации.

6). Принципам регулирования бухгалтерского учета отведена целая статья /ст.20/:
 единство системы требований к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РФ,
 сочетание деятельности органов власти и профессиональных сообществ, распределение между ними функций,
 МСФО - основа для разработки федеральных и отраслевых стандартов.

7). Документами в области регулирования бухгалтерского учета являются /ст.21/:
федеральные стандарты и отраслевые стандарты, применяемые в отдельных видах деятельности, рекомендации в области бухучета и стандарты экономического субъекта. Закон установил следующую иерархию документов, регулирующих бухучет:
- федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Закону;
- отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам;
- рекомендации в области бухучета и стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны для применения.

8). Ответственность за организацию бухучета несет руководитель. Руководители организаций, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса /ст.4 № 209-ФЗ от 24.07.07г./, вправе вести бухучет самостоятельно. В противном случае, они обязаны возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

9). В таких организациях как ОАО, НПФ и страховых, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, внебюджетных фондах и иных /п.4 ст.7/ главный бухгалтер должен отвечать следующим требованиям:
 иметь высшее профобразование;
 иметь стаж работы по специальности не менее трех из последних пяти календарных лет;
 иметь стаж работы по специальности не менее пяти из последних семи при отсутствии высшего профобразования;
 не иметь судимости за преступления в сфере экономики.
В Законе отсутствует положение о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, на документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства. Закон не затрагивает вопросы о подчиненности, обязанностях и полномочиях главного бухгалтера.

10). Ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель организации. Учитывать мнение главного бухгалтера руководитель не обязан.

11). Учетная политика организации - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета.
Закон не содержит положение о том, что ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер. Закон допускает изменение учетной политики не с начала отчетного года.

12). Формы первичных документов должен утверждать руководитель организации. При внесении исправлений в первичные документы, помимо даты и подписи необходимо указать Ф.И.О. работников и иные данные, необходимые для идентификации работников.
Закон не содержит норму о том, что бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, в связи с тем, что предполагается возрастание роли профессионального суждения бухгалтера касательно вопросов оценки объектов учета, вопросов квалификации фактов хозяйственной жизни.

13). Первичные документы. Фактически перечень реквизитов первичных учетных документов в Законе остался прежним /п.2 ст.9/, однако обозначен ряд требований:
 указывать в первичном документе величины измерения факта хозяйственной жизни (натурального, денежного или одновременно натурального и денежного);
 указывать в первичном документе подписи, фамилии и инициалы лиц, совершивших сделку, операцию или оформивших событие.
Закон не указывает на порядок предоставления права подписи первичных документов, не содержит перечень должностных лиц, имеющих право подписи документов, оформляющих операции с денежными средствами.

14). Закон уравнивает первичные учетные документы, составленные на бумажном носителе, и
электронные документы, подписанные электронной подписью. Бумажная копия электронного документа изготавливается только по требованию контрагента и только в случае, если это предусмотрено договором с ним /п.5 ст.9/, /Федеральный закон от 06.04.11г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»/.

15). В случае изъятия документов, их копии следует включать в документы бухгалтерского учета /ст.94 НК РФ/.

16). Установлен перечень обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета /ст.10/. Формы регистров утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, за исключением организаций государственного сектора.

17). Закон не устанавливает перечень случаев, при которых проводится обязательная инвентаризация. Результаты инвентаризации - выявленные расхождения подлежат регистрации в бухучете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Таким образом, нет зависимости даты регистрации в бухучете результатов инвентаризации от сроков окончания инвентаризации.

18). По поводу бухгалтерской отчетности Закон устанавливает следующее:
 обязанность организации составлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
 обязанность организации предоставлять информацию о движении денежных средств за отчетный период;
 отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, в том числе его филиалов и представительств, независимо от их места нахождения;
 обязанность составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в рублях;
 достаточна одна подпись руководителя организации на экземпляре бухгалтерской отчетности на бумажном носителе. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности только в электронном виде с электронной подписью недопустимо /п.8 ст.13/.

19). Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
Бухгалтерский баланс;
 Отчет о финансовых результатах;
 Приложения к ним.
Из состава годовой отчетности «ушли» аудиторское заключение и пояснительная записка.
Так как аудиторское заключение это документ, выражающий мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, то Закон исключает ситуацию, когда часть бухгалтерской отчетности (аудиторское заключение) одновременно является документом, подтверждающим достоверность этой отчетности. Однако, этот факт нисколько не отменяет обязанности проведения аудита для определенных организаций /ст.5 № 307-ФЗ от 31.12.08г./. Таким образом, представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы не требуется.
Что касается пояснительной записки, то можно предположить, что пояснения в текстовой форме фактически представляют собой пояснительную записку, поэтому она не поименована отдельно в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

20). Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно (за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица), а для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности - период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

21). Закон устанавливает требование предоставлять в обязательном порядке экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
. органу государственной статистики (не позднее трех месяцев);
. не позднее трех месяцев после окончания отчетного года в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет /пп.5 п.1 ст.23 НК РФ/, /пп.а п.1 ст.1, п.3 ст.5 №97-ФЗ от 29.06.12г./.
Представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности не предусмотрено.
В Законе отсутствует требование о представлении уже утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
Порядок и случаи обязательного опубликования бухгалтерской отчетности Закон не регулирует, отсылая к другим федеральным законам. Он устанавливает, что содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности не может являться коммерческой тайной, а также обязывает публиковать аудиторское заключение одновременно с отчетностью в случае, если публикуемая отчетность подлежит обязательному аудиту.

22). Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя), а также совершаемых фактов хозяйственной жизни /ст.19/.
После принятия Закона на основе Международных стандартов финансовой отчетности должны быть разработаны рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

23). Сроки хранение документов бухгалтерского учета не претерпели существенных изменений. Норма об ответственности руководителя за организацию хранения учетных документов исключена из Закона. Обязанность обеспечить безопасные условия хранения документов и их защиту от изменений возложена на экономический субъект в целом.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...