Деление права на отрасли. Основания деления права на отрасли


Критериями деления права на отрасли и разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается то, что регулируется этими нормами, то есть регулируемые однородные общественные отношения, требующих правового воздействия, метод правового регулирования, под которым понимается как совокупность юридических средств воздействия на определенную область общественных отношений, направленных на поведение людей. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования. Другими словами, основания для выделения в системе права новой, самостоятельной и обособленной отрасли права появляются лишь тогда, когда в жизни общества складываются новые общественные отношения, требующих урегулирования правом.

Круг отношений людей широк и многообразен - имущественные, семейные, трудовые и другие.

Существуют два основных метода правового регулирования.

Императивный метод применяется для регулирования вертикальных отношений, для которых свойственно неравенство сторон. Этот метод можно назвать власти и подчинения. Он используется в публичном праве для регулирования отношений между государством, с одной стороны, и гражданами и организациями с другой стороны.

Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения и используется в таких отраслях как в гражданском, трудовом, семейном праве, то есть стороны не связанными отношениями власти и подчинения (продавец-покупатель, арендатор-арендодатель, муж и жена). Подобные отношения регулируются диспозитивными нормами права, то есть законодатель допускает, что субъекты этих отношений могут самостоятельно (автономно от государства) решает вопросы о форме своих взаимоотношений, урегулированных юридическими нормами. Например, договор купли-продажи, аренды или брачный контракт, в котором могут быть установлены соответствующие правила их поведения.

Необходимо учитывать, что выбор законодателем метода правового регулирования, определяется характером регулируемых общественных отношений. В выборе метода регулирования четко проявляется воля законодателя и его стремление добиться поставленной цели с помощью характерных средств, приемов, способов воздействия права на обязательные отношения.

Можно определить как совокупность юридических норм права, обособленных в рамках одной отрасли или нескольких отраслей, регулирующих конкретный вид общественных отношений.

Отрасли права используют для регулирования общественных отношений одни и те же способы, свойственные самой природе права:

  • 1) дозволение каких-либо действий, т.е. делается исключение из общих правил, и государство, таким образом, стремится наиболее целесообразно урегулировать общественные отношения субъектов;
  • 2) обязывание - нормы права, содержание приказ на совершение определенных действий или запрет, предостерегающий участников правоотношений от совершения конкретных действий.

Разные отрасли права используют их в разных сочетаниях. Например, в уголовном праве помимо запретов, как исключение, возможны и дозволения (например, право на необходимую оборону, обоснованный риск), а в гражданском праве допускаются дозволения, запреты и обязывания (например, запрещается совершение сделок, противоречащих закону, должник обязан возместить убытки).

Допустимо применения дополнительных методов: рекомендательный и поощерительный. При рекомендательном используются рекомендательные нормы права, не имеющие санкций (возможность субъекта самостоятельно определять наилучший вариант поведения с учетом возможностей и условий). Рекомендательный метод адресуются организациям или гражданами (физическим лицам), которым предписывают варианты поведения, желательное для государства. Но поскольку они не имеют санкций, их соблюдение не обеспечивается принудительной силой государства. Поэтому субъекты, к которым обращены эти нормы, вправе самостоятельно определить вариант поведения, то есть они могут и не следовать велению такой правовой нормы. Например, на основании ст. 582 ГК РФ лицо может (но не обязано) по собственному желанию подарить свое имущество для использования его по определенному назначению. Вышеуказанная норма носит рекомендательный характер.

Такое действие соответствует общественным интересам и является желательным для государства, однако оно не обязывает всех поступать подобным образом.

Рекомендательные нормы содержатся также в различных декларациях и конвенциях, принятых в международном праве, регулирующем отношения между суверенными государствами. Применение рекомендательных норм означает минимизация государственного вмешательства в деятельность субъектов права в условиях развития рыночных реформ и смягчение методов правового регулирования.

В качестве дополнительных методов возможно применение поощрительных норм права, которые носят стимулирующий характер поведения субъекта, например, трудового права и альтернативный метод правового регулирования. Например, представление дополнительных благ - премии, применяемые в трудовом праве. Данная норма направлена на стимулирование в дальнейшем более эффективной трудовой деятельности. В административном праве также применимы по- ощерительные нормы, которые устанавливают порядок награждения отличившихся граждан различными государственными наградами: орденами, медалями, а также условия присвоения почетных званий. В уголовном праве, как исключение, также используется этот метод. Так, ст. 64 УК РФ предусматривает смягчение уголовного наказания для лиц, совершивших преступления, но раскаявшихся и активно содействующих их раскрытию.

Система права формируется исторически, под влиянием целого ряда условий жизни данного общества. Это относится и к системе права в современной России, формирование которой на сегодняшний день не закончилось, так как общество продолжает развиваться. При этом используется то, что уже было ранее, так и происходящие изменений в системе права.

Особое место занимает конституционное (государственное) право, которое по значимости является ведущей отраслью отечественного права. Конституционное право регулирует общественных отношений, а также, в связи с тем, что основной источник норм конституционного права - это Конституция Российской Федерации («Основной закон»). Конституция РФ одновременно является источником норм и для других отраслей права: гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного и др.

Конституционное право - это ведущая самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, порядок формирования структуры и компетенции высших органов государственной власти, осуществление судебной власти, а также основные принципы организации и работы органов государственной власти и другие основополагающие общественные отношения. Нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, так как она обладает высшей юридической силой.

К источникам конституционного права относятся также: Федеративный договор об образовании РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указы Президента РФ и другие нормативно-правовые акты.

Административное право тесно связано с конституционным правом. Административное право - это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государств. Нормами административного права устанавливаются принципы организации и деятельности органов исполнительной власти определяют их структуру и компетенции. Административному праву присущ властный метод регулирования общественных отношений. Представляющее большинство норм административное право содержится в указах Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других нормативно-правовых актах.

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Финансовое право - самостоятельная отрасль права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределение государством и муниципальными образованиями фондов денежных средств.

К источникам финансового права относятся Конституция РФ, законы и подзаконные акты, в которых содержатся положения, регулирующие финансовые отношения. Источником финансового права являются Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации.

Другая группа отраслей российского права направлена на регулирование имущественных отношений в их стоимостной форме, связанных с ними иных отношений. Первая среди этих отраслей является гражданское право. Гражданское право - это система правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства, автономии воли, имущественную самостоятельность участников гражданского оборота и связанные с ними личные неимущественные отношения. Имущественные отношения возникают между гражданами по поводу материальных благ. Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (отношения по созданию и использованию произведений литературы и искусства). В исключительных случаях неимущественные отношения не связаны с имущественными (достоинство, деловая репутация, честь и доброе имя). В результате регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, возникают основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ (Гражданский кодекс Российской Федерации, состоящий из четырех частей), указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативно-правовых актах.

В составе гражданского права выделяют две подотрасли права, такие как жилищное, наследственное, авторское и др. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ (состоящий из четырех частей) и других отдельных законодательных актов. Некоторые подотрасли гражданского права систематизированы в виде кодексов (Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания, Водный кодекс Российской Федерации).

Отношения по поводу имущества регулируются также и другими отраслями права, например, административным и финансовым правом. Но специфика гражданского права такова, что между сторонами регулируемых отношений отсутствуют отношения власти и подчинения, но признается юридическое равенство их правового положения. Кроме того, эти отношения обладают определенной автономией, что дает сторонам возможность юридически самостоятельно выбрать вариант своего поведения.

Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, которая регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, а также тесно связанные с ними отношения, и характеризующаяся наличием особого предмета, метода и принципов правового регулирования. Нормы этой отрасли определяют организационно-управленческие отношения, отношения по социальному партнерству, возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, регулирует вопросы по обеспечению условий и охраны труда работников, отношения по разрешению трудовых споров и т.д.

Для трудовых отношений характерно то, что они включают элементы управленческих. Например, по управлению производством и имущественных отношений (например, отношения, связанные с материальной ответственностью, относится по регулированию заработной платы).

В состав трудового права входит ее подотрасль права социального обеспечения.

Основным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), а также законы и подзаконные нормативно-правовые акты и ряд международных договоров, содержащих нормы трудового права.

Семейное право - это самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, но только в сфере семейно-брачных отношений (супругов, детей и других членов семьи).

Семейные отношения, как и гражданские, основаны на равенстве супругов в семье. Это говорит об определенном сходстве методов правового регулирования семейного и гражданского права.

Основными источниками семейного права являются Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации,

Гражданский кодекс Российской Федерации и другие нормативноправовые акты.

Уголовное право является самостоятельной функциональной отраслью российского права, представляющие собой совокупность правовых норм, установленных важными органами государственной власти, регулирующих общественные отношения в связи с совершением преступления. Нормы уголовного права определяют круг общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой охране, устанавливают основания для привлечения к уголовной ответственности, указывает виды, размеры и назначение наказания, устанавливают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовное право имеют специфический императивный метод регулирования. Диспозитивный метод регулирования в уголовном праве встречается крайне редко.

Основным источником норм уголовного права является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ).

Уголовно-исполнительное право устанавливает порядок исполнения вынесенных судами вступивших в законную силу приговора, условия и порядок отбывания уголовного наказания, а также порядок деятельности исправительных учреждений. Источниками этой отрасли права является Уголовно-исполнительный кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты.

В системе российского права можно выделить и комплексные отрасли, которые формируются на стыке двух или нескольких отраслей права, но регулирующих однородную сферу общественных отношений. К ним относятся предпринимательское, муниципальное, земельное, информационное, экологическое право.

Следует отметить, что экологическое право включает, наряду с собственными нормами, регулирующими отношения в сфере охраны природной среды обитания человека (экологические отношения), также и нормы других отраслей права: конституционного, административного, финансового, гражданского, уголовного. Источниками этих норм, как правило, являются крупные нормативно-правовые акты. Например, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и многочисленные другие нормативно-правовые акты. А нормы, устанавливающие юридическую ответственность за загрязнение окружающей среды, предусмотрены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, УК РФ, ГК РФ, ТК РФ и некоторых других актах.

Система права - это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях, подотраслях, институтах права.

Системная организация права имеет важное значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Системность права влияет и на процесс систематизации законодательства. Первичным элементом системы права выступают нормы права, объединяющиеся последовательно в институты, подотрасли и отрасли права. Элементы системы права должны быть внутреннее согласованными, придавая ей целостность и единство. Система права - результат исторического развития. Структурные изменения в праве являются результатом общественных изменений. Главная особенность системы права состоит в том, что входящие в ее состав отрасли не дублируют, а, наоборот, взаимно исключают друг друга. Одна и та же норма не может находиться одновременно в двух структурных единицах системы права. Система права имеет объективный характер, зависит от всего комплекса отношений, складывающихся в обществе, и не может создаваться по произвольному усмотрению.

Основания деления права на отрасли:

В основе деления права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия. Другими словами, предмет правового регулирования составляют качественно однородные отношения, которые соответственно регулируются определенной группой юридических норм. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять, как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:


Дозволение - предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

Запрещение - возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий;

Обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.

Авторитарный метод (метод субординации) - это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Автономный метод (метод координации) - это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

72. Понятие функций государства и их классификация.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Классификация функций государства – выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач: функция охраны прав и свобод человека и гражданина; функция обеспечения правопорядка; экономическая функция; функция налогообложения; функция социальной защиты; экологическая функция; культурная функция.

б) внешние функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

– функция обороны страны; функция поддержания мирового порядка; функция сотрудничества с другими государствами и т.п.

2) по продолжительности осуществления:

а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи.

3) по значимости и степени общности:

а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;

б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области.

4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

а) экономические;

б) политические;

в) социальные;

г) экологические;

д) фискальные (финансовый контроль).

5) по функциональному назначению:

а) охранительные;

б) регулятивные.

73. Понятие, признаки и задачи государства.

Существует множество определений понятию«государство».

Государство - это основной элемент политической системы общества, управляющий этим обществом посредством специального механизма, включающего органы, учреждения и силовые структуры, обладающий суверенитетом, представляющий население страны на международной арене и применяющий в случае необходимости средства и меры принуждения.

Государство – это единаяполитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Признаки государства:

1. Население (народ), разделенное по территориальному принципу (административно-территориальная организация населения). Население связано с государством посредством гражданства или подданства. Гражданство (подданство) - это устойчивая связь человека с государством; гражданин (подданный) обязан выполнять все правовые требования, исходящие от государства, но и вправе рассчитывать на защиту своих прав со стороны государства, в том числе и за пределами данного государства.

2. Территория государства – это естественное условие существования и функционирования государства; пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть; находящаяся под юрисдикцией (юри­дической властью) государства суша, воздушное пространство над нею, внутренние воды, территориальное море, континентальный шель­ф и государственные границы, отделяющие данное государство от других.

3. Публичная власть, не совпадающая непосредственно с населением и стоящая над обществом. Материальным выражением публичной власти является механизм государства. Механизм государства – это иерархическая система государственных органов, учреждений и силовых структур, практически осуществляющих государственную власть. Публичная власть, осуществляемая государственным механизмом, включает специальный слой людей: государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, деятельность.

4. Налоги, займы - учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществ­ления социальных программ, формирования общенационального бюджета

5. Правовая основа функционирования государственно-организованного общества. Право оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.д.

6. Государственный суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внеш­неполитической сфере.

7. Монополияна легальное применение силы , физического принуждения.

8. Государственный язык (или языки).

9.Атрибутика, символика (герб, флаг, гимн, столица).

В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.

В современных развитых государствах, его основными задачами являются: сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности; реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология. Одним из фундаментальных принципов, который может способствовать реализации данных задач, является демократия, то есть общественный выбор лиц, обладающих властью и управляющих государственными органами власти.

74. Понятие, стадии и принципы правотворчества.

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон.

Принципы правотворчества - это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм. Правотворчеству присущи следующие принципы:

Научность (изучение потребностей принятия закона);

Законность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);

Гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);

Демократизм (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);

Профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);

Оперативность (своевременность издания нормативных актов).

Стадии правотворчества представляют собой последо­вательные и взаимосвязанные правотворческие действия, из кото­рых складывается процесс создания нормативных актов. Наиболее развернутой формой правотворческой деятельности является законодательная практика:

1. Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

2. Подготовка проекта закона. При составлении текста проекта используют два принципа: ве­домственный и парламентский (В соответствии с ведомственным принципом проект составля­ют специалисты соответствующего ведомства. В соответствии с парламентским принципом разработкой текста проекта занима­ются постоянные комиссии и комиссии высшего законодатель­ного органа)

На данной стадии происходит:

а) составление текста проекта,

б) предварительное обсуждение проек­та (прово­дится с привлечением заинтересованных органов, организаций и широких слоев общественности),

в) согласование проекта (вынесение предло­жений по тексту проекта заинтересованными органами, в первую очередь органами юстиции, прокуратуры, МВД и Верховного Суда) и его доработка.

3. Внесение законопроекта в соответствующий правотворческий
орган. Проект закона представляется вместе с объяснительной запиской, которая содержит обоснова­ние необходимости его принятия, характеристику целей, задач и основных положений.

Комитет по за­конодательству Государственной Думы проводит экспертизу проекта и включает его в повестку дня очередного заседания Думы.

4. Обсуждение проекта. Рассмотрение проекта осуществляет­ся в двух-трех чтениях:

При первом чтении проекта заслушива­ется доклад инициатора законопроекта и содоклад рабочей ко­миссии, депутаты высказывают предложения и замечания в форме поправок. Одобряются или отклоняются основные положения проекта;

При втором чтении с докладом выступает представитель ко­миссии, проводившей доработку. Обсуждение проводится в це­лом, по разделам либо постатейно. В результате законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. В последнем случае проводится третье чтение.

5. Принятие проекта посредством процедуры го­лосования: простым большинством и квалифицированным. Феде­ральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос). Феде­ральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы и не менее 3/4 голосов от общего числа чле­нов Совета Федерации.

6. Подписание закона. Принятый закон в течение 5 дней на­правляется на подпись Президенту. На подписание закона отводит­ся 14 дней. Президент может использовать право вето и отклонить закон. В таком случае Совет Федерации либо Государственная Дума могут преодолеть вето Президента путем принятия закона 2/3 голо­сов. Вновь принятый закон подлежит подписанию в течение 7 дней после поступления к Президенту.

7. Официальное опубликование принятого нормативного акта. Принятые законы публикуются в специальных изданиях, газетах и официально оглашаются. Федеральные законы подлежат офи­циальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания. Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования, если опубликованный закон не предусматри­вает другого порядка вступления в силу. Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

75. Понятие, сущность и признаки категории «право».

Право – это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Признаки права:

1) государственно-волевой характер, т.е. выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни;

2) нормативность, т.е. выражение в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в качестве системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм;

3) взаимосвязь права и государства, которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;

4) общеобязательность, так как все принятые правовые предписания адресуются неопределенному количеству лиц и являются обязательными для исполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5) формальная определенность, т.е. выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;

6) системность и иерархичность, так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства.

Сущность права отражает главные и устойчивые свойства права.
По своей сущности право является общесоциальным, так как выражает согласованную общественную волю, служит интересам всех без исключения, обеспечивает организованность и развитие социальных связей, выступает мерой свободы и ответственности субъектов правоотношений и их объединений, средством удовлетворения различных интересов и потребностей.

76. Понятия «общество» и «государство», их соотношение.

Общество - это объединение людей, имеющих общую территорию проживания, единую культуру и сходный образ жизни. Общество образуют, например, россияне, про­живающие на территории Российской Федерации, французы - на территории Франции.

Общества являются органическими образованиями. Нель­зя в одночасье создать общество из любой группы людей.

Общества складываются в результате очень сложных процес­сов самоорганизации. Время, которое требуется для того, чтобы сложилось общество, может быть разным (от десяти­летий до столетий), но какой-то срок требуется всегда. Сле­довательно, важным признаком общества является общая ис­тория составляющих его людей. Необходимыми предпосыл­ками его возникновения являются проживание определенной общности людей на одной территории и их подчиненность единым нормам жизни (законам, обычаям и т.д.) на протяже­нии жизни нескольких поколений.

Общество может по каким-то причинам распасться. После его распада между людьми, когда-то его составляв­шими, может сохраняться некоторое единство культуры, тра­диций, языка и т.д. Признаки общности могут проявляться достаточно долго. Например, после распада древнерусского общества, образовавшиеся общества Великороссии, Мало­россии и Белороссии сохранили значительное сходство друг с другом (близость языка и отчасти культуры). Тем не менее, их необходимо рассматривать как разные общества.

Следует различать общество и государство . Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат управления и принуждения.

Образование общества предшествовало государственной организации его жизни. Это объективно подтверждается ис­торическими и социологическими исследованиями, данными археологии и антропологии.

Общество, в результате раскола на экономически нерав­ные классы, объективно порождает такую организацию влас­ти, которая должна одновременно защищать интересы иму­щих и сдерживать противоборство, возникающее между ни­ми и экономически зависимой частью населения страны. Та­кой организацией, выделившейся из общества и стоящей над ним, стало государство.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности. Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество обратной.

77. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов.

Вступление в силу нормативного правового акта - есть момент, после наступления которого правовые нормы, содержащиеся в акте, начинают действовать и являются обязательными к применению.

Исходя из практики различных государств, в том числе и нашего, можно выделить четыре основных варианта вступления нормативных правовых актов в силу.

Во-первых, нормативные правовые акты могут вступать в силу по истечении определенного срока после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной порядок вступления их в силу. Во-вторых, они могут вступать в силу с момента, установленного самим нормативным актом. Этим моментом может быть: а) момент принятия нормативного акта, б) момент его официального подписания, в) момент его официального опубликования, г) конкретная дата. В-третьих, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента, установленного другим нормативным актом, вводящим в действие данный нормативный акт. Например, многие кодексы, принятые в нашей стране, были введены в действие специальными законами, в которых определялся порядок вступления в силу соответствующего кодекса, в том числе дата, с которой этот кодекс начинал действовать. В-четвертых, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента получения их соответствующими органами и организациями. Так чаще всего вступают в силу ведомственные акты, не имеющие общего значения и предназначенные строго определенным адресатам.

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальномуопубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Пре­зидентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публи­куются не позднее 10 дней после дня их принятия.

2. Официальным опубликованием федерального конституционного зако­на, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается пер­вая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании за­конодательства РФ.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направля­ются для официального опубликования Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубли­кования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собраниявступают в силу одновременно на всей террито­рии РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен дру­гой порядок вступления их в силу.

5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополне­ния, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:

1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и ак­ты Правительства РФ (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальномуопубликованию в «Российской газе­те» и Собрании законодательства Российской Федерациив течение 10 дней после дня их подписания.

2. Акты Президента РФ, имеющие нормативный харак­тер,вступают в силу одновременно на всей территории РФпо истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государст­венную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

4. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерациипо истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государ­ственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в си­лусо дня их подписания.

6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установ­лен другой порядок вступления их в силу.

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомст­венный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их ре­гистрации.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина,вступают в силу после их официального опубликования.

78. Правовая норма: понятие и признаки.

Правовая норма - это установленное или санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы и ответственности, регулирующее типовые общественные отношения.

Основные признаки правовой нормы.

1. Общеобязательность. Норма права - это государственно-властное предписание (требование) закрепляющее правило поведения обязательное для всех субъектов вне зависимости от особенностей их статуса (социального и материального положения, возраста, пола и т.д.).

2. Непосредственная связь с государством. Устанавливается или санкционируется государством, охраняется от нарушений и обеспечивается мерами государственного воздействия (в том числе, принудительного характера).

3. Правило общего характера. Регулирует определенный вид общественных отношений; представляет собой общий, типовой вариант поведения людей; действует постоянно; направляет свое воздействие на неперсонифицированный круг субъектов.

4. Формально-юридическое закрепление. Норма права излагается в статье нормативно-правового акта, который разрабатывается и принимается компетентным государственным органом в порядке, установленной законом процедуры.

5. Микросистемность. Выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимообусловленных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

79. Правовое воспитание, система и основные элементы.

Правовое воспитание - специ­фический юридический вид организационного и целенаправленного воз­действии на сознание и культуру людей.

Система правового воспитания включает в себя субъектов (воспи­тателей), объекты (воспитуемые), правовоспитательные мероприятия (формы, средства, методы).

Формы правового воспитания - это профес­сиональное юридическое образование; правовая работа с населением (лек­тории, семинары, тематические вечера); воспитание правонарушителей.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Основные элементы правового воспитания:

1) субъекты – государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане;

2) объекты – отдельные личности, социальные и иные группы населения государства;

приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т.п.;

4) методы воспитания – различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население:

а) убеждение;

б) принуждение;

в) личный пример;

г) поощрение;

д) наказание и т.д.;

5) формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуемого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:

1) правовое обучение – передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;

2) правовая пропаганда–распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.);

3) правовое просвещение;

4) юридическая практика – передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т.д.;

5) самовоспитание – обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием,

а также собственным анализом правовых явлений.

Виды форм правового воспитания:

1) письменная форма – правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т.д.;

2) устная форма – правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т.д.

80. Правовое государство: понятие и признаки.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основныепризнаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к «ужасающему деспотизму» (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее «правовому нигилизму» (вера вправо силы и неверие в силу права).

1. Управление обществом в целях обеспечения его существования и развития является…
сущностью государства
социальным назначением государства
признаком государства

2. В президентской республике президент …
является главой исполнительной власти
не является главой исполнительной власти
как правило, не является главой исполнительной власти

3. Структурную организацию верховной государственной власти характеризует …
форма государственного устройства
государственный режим
форма государственного правления

4. Способы толкования используются…
на этапе толкования-уяснения
на этапе толкования-применения
в ходе официального толкования

5. Правило наиболее целесообразного обращения людей с предметами и явлениями природы, орудиями труда, техническими средствами – это …
нормы культуры
правовые нормы
технические нормы

6. Деление права на отрасли характерно для …


семьи религиозного права

7. Правовая культура, в отличие от правосознания, выражается в …
деятельности людей
следовании какой-то определенной правовой теории
наличии специальных юридических знаний

8. Психологическая теория права включает в право…
психические переживания людей
психологические переживания должностных лиц
психические переживания жертв правонарушений

9. При осуществлении консолидации нормативных правовых актов в содержание правового регулирования …
вносится существенная новизна
не вносится никаких изменений
вносятся незначительные изменения

10. Правосознание – это …
отношение людей к праву и правовым явлениям
стремление познать содержание и сущность права
сознание необходимости поддержания правопорядка

11. Обычай становится правовым в результате его…
экспансии
рецепирования
санкционирования

12. Представителем позитивистской теории права является …
Густав Гуго
Цицерон
Джон Остин

13. К признакам права не относится…
нормативность
формальная определенность
дуализм

14. Теория государства и права относится к числу…
теоретико-исторических юридических наук
отраслевых юридических наук
прикладных наук

15. К основаниям освобождения от юридической ответственности относится …
истечение срока давности
невменяемость
отсутствие умысла

16. Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по …
поддержанию законности и правопорядка в обществе
созданию правовых норм, имеющих воспитательное воздействие на общество
формированию правосознания и правовой культуры личности и общества

17. Одним из оснований объединения правовых систем разных стран в правовые семьи является:
общность юридической терминологии
одинаковый уровень правовой культуры
одинаковая структура общественного правосознания

18. По связи с волей участников правоотношения все юридические факты подразделяются на два вида:
юридические акты и юридические поступки
правомерные и неправомерные действия
события и действия

19. Норма права и статья нормативного правового акта …
всегда совпадают
могут совпадать, а могут и не совпадать
всегда не совпадают

20. Причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями относится к …
объективной стороне правонарушения
субъективной стороне правонарушения
признакам юридической ответственности

21. Применение права осуществляется:
только физическими лицами
как физическими, так и юридическими лицами
только уполномоченными органами и должностными лицами

22. К числу юридических предпосылок правоотношения не относится…
норма права
юридический факт
толкование нормы права

23. Представителем договорной теории происхождения государства является…
Л. Гумплович
Г. Гроций
Л.И. Петражицкий.

24. Структуру акта применения права образуют …
преамбула, общая часть, особенная часть
общая часть, особенная часть, мотивировочная часть, резолютивная часть
вводная часть, описательная часть, мотивировочная часть, резолютивная часть

25. Функция юридической ответственности, проявляющаяся в возмещении имущественного вреда потерпевшей стороне
штрафная
воспитательная
компенсационная

26. Диспозиция нормы права содержит указание на …
модель поведения субъектов
условие реализации нормы права
неблагоприятные последствия для правонарушителя

27. Фактическое осуществление предписаний правовых норм в поведении субъектов – это …
применение права
юридическая обязанность
реализация права

28. Какой из элементов механизма правового регулирования выражается в фактическом правомерном поведении участников правоотношения, направленном на осуществление принадлежащих им прав и обязанностей:
нормы права
акты реализации прав и обязанностей
акты применения права

29. Понятия «правотворчество» и «правообразование» соотносятся следующим образом:
правотворчество шире, чем правообразование
правообразование шире, чем правотворчество
они тождественны

30. Для организации и осуществления власти в родовой общине не было характерно…
наличие старейшин и вождей
принадлежность власти общине
наличие специального аппарата управления

31. Основное направление деятельности государства по управлению обществом – это …
механизм государства
функции государства
политика государства

32. Швеция является…
парламентской республикой
парламентарной монархией
полупрезидентской республикой

33. Критерием деления норм права на регулятивные и охранительные является …
метод правового регулирования
принципы права
функции права

34. В каком соотношении между собой находятся законность и правопорядок:
законность выступает в качестве предпосылки формирования правопорядка
правопорядок выступает в качестве предпосылки формирования законности
законность и правопорядок существуют независимо друг от друга

35. Законодатель (а не суд, правовая наука и т.д.) играет ведущую роль в формировании права в странах…
романо-германской правовой семьи
англосаксонской правовой семьи
семьи религиозного права

36. Вид правомерного поведения, основанный на страхе перед применением мер государственного принуждения — это …
законопослушное
конформистское
маргинальное

37. Государственные организации
не входят в государственный аппарат
входят в государственный аппарат
в большинстве случаев входят в государственный аппарат

38. Критерий, положенный в основу классификации федераций на договорные и конституционные:
правовой статус субъектов федерации
принцип образования субъектов федерации
правовое основание образования федерации

39. Соотношение между законностью и целесообразностью
если соблюдение закона нецелесообразно, его предписания не являются обязательными для субъектов права
закон надо соблюдать даже тогда, когда это нецелесообразно
субъекты права должны выполнять предписания подзаконных актов, в которых определяется целесообразность следования тому или иному закону

40. Дееспособность гражданина …
может быть ограничена судом
может быть ограничена медико-социальной экспертной комиссией
никем не может быть ограничена

41. Источником права в России не является …
правовой обычай
нормативный договор
правовая доктрина

42. Существует ли правовая семья, которая не допускает использования нормативно-правовых актов в качестве источника права:
да, это семья традиционного (обычного) права
да, это семья религиозного права
такой правовой семьи не существует

43. Противоречие между правовыми нормами, регулирующими одно и то же общественное отношение – это …
коллизия в праве
юридический казус
казуальное изложение

44. Районный суд Ленинского района г. Нижнего Новгорода является …
государственным органом субъекта РФ
федеральным государственным органом
органом местного самоуправления

45. Субъект Российской Федерации …
вправе принимать законы
не вправе принимать законы
республики в составе РФ – вправе, а остальные субъекты РФ не вправе принимать законы

46. Государства по форме государственного правления делятся на …
абсолютные и ограниченные
монархии и республики
унитарные и федеративные

47. В результате инкорпорации содержание нормативных правовых актов…
не изменяется
отчасти изменяется
существенно изменяется

48. Обычай становится правовым в результате его …
инкорпорации
легитимизации
санкционирования

49. Императивные нормы устанавливают …
вариант поведения, но при этом представляют субъектам возможность урегулировать свои отношения по собственному усмотрению
обязательное правило поведения, отступать от которого недопустимо
возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов

50. Элементом нормы права не является …
преюдиция
гипотеза
диспозиция

51. Носителями научного правосознания являются …
ученые-юристы
все юристы
профессора права

52. Согласно теории естественного права …
право и закон тождественны
право и закон не тождественны
есть только право, а закона нет

53. По характеру и степени общественной вредности правонарушения разделяются на …
экономические и уголовные
противоправные действие и бездействие
преступления и проступки

54. Признаком абсолютной монархии не является …
дуализм власти
наличие централизованного государственного аппарата
сакрализация власти

55. К признакам права не относится:
нормативность
казуистичность
системность

56. Что первично: механизм государства или функции государства?
механизм государства
в зависимости от ситуации
функции государства

Выяснение критериев выделения группы норм в самостоятельную отрасль имеет важное научное и практическое значение. В период принципиальных перемен в общественной жизни появляются принципиально новые общественные отношения, требующие правового регулирования. Формируется ли при этом новые отрасли, или регуляция осуществляется в рамках существующих отраслей? Как определить «новую» отрасль? В науке отсутствует единство даже по поводу количества отраслей в системе российского права. В качестве самостоятельных отраслей называют, например, образовательное, налоговое, водное право и др.

Каковы же критерии деления права на отрасли?

Прежде всего, это специфические отношения, составляющие предмет правового регулирования. Наличие особых отношений, имеющих специфические родовые особенности, дает основание для выделения регулирующих их норм в самостоятельную отрасль. Так, трудовые отношения регулируются нормами трудового права, семейные – семейного, имущественные – гражданского права и т.д.

Однако одного предмета оказывается недостаточно для характеристики и формирования самостоятельной отрасли. Сходные отношения могут регулироваться нормами различных отраслей. Например, мелкое хищение влечет за собой административную ответственность. Хищение же крупное – предусмотрено нормами уголовного права. Отношения собственности регулируются нормами и конституционного, и гражданского права и т.д. Кроме того, довольно сложно определить специфику отдельных видов отношений достаточную для признания предмета отдельной отрасли. При характеристике только одного предмета регулирования, как основания деления можно выявить достаточно большое количество отраслей права.

Для выделения самостоятельной отрасли юридическая наука выдвинула еще один критерий – метод правового регулирования . Нормы каждой отрасли регулируют отношения отличными от других отраслей методами. Поэтому для каждой отрасли характерен свой отраслевой метод регулирования.

Если предмет правового регулирования показывает, что регулирует данная отрасль, то метод определяет как, каким образом это делается. Поскольку нормы права закреплены письменно, характер метода, его особенности так же находят текстуальное выражение. Каковы же эти формальные критерии, показатели метода?

1. Субъекты отношений . В каждой отрасли права характерны свои, свойственные только этой отрасли, субъекты. Для трудового права – это работодатель и работник, для гражданского права – покупатель, продавец, арендатор, для семейного права – супруги, родители, дети. Определение терминологически однообразно субъектам разных отраслей усложняет процесс правовой регламентации, порождает споры, снижает эффективность правового регулирования. Так, например, субъект «семья» характерен для семейного права. Однако наличие в гражданском праве такого субъекта «член семьи нанимателя» порождало ненужные споры. В нескольких отраслях нормативно закреплен такой субъект как «должностное лицо». Это требует дополнительных пояснений в законодательстве, усложняет его толкование и реализацию.


2. Положение субъектов. В каждой отрасли права положение субъектов правоотношений различно. Так, для гражданского права характерно равноправие субъектов. В административных правоотношениях преобладают отношения господства и подчинения. В отдельных отраслях этот признак не столь заметен, однако при внимательном научном анализе можно определить особенности. Так, отношения равенства характерны не только для гражданского, но и для трудового права. Однако равенство здесь возможно лишь на стадии заключения трудового договора. В процессе выполнения трудовых обязанностей, в трудовых правоотношениях такого равенства уже нет. Работодатель проявляет по отношению к работнику хозяйскую власть.

3. Юридические факты. Для каждой отрасли права характерны свои юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Для гражданского права – это договор, для уголовного права – преступление, для семейного – регистрация брака и т.д.

4. Юридическая ответственность. Для каждой отрасли характерны свои меры наказания правонарушителя. Для уголовного права наиболее характерной мерой наказания является лишение свободы, для административного права – штрафные санкции, для семейного - лишение родительских прав, трудового – выговор, увольнение и т.д.

5. Наконец отличаются отраслевые нормы и по характеру правовых предписаний. Так, для гражданского права характерны регулятивные нормы позитивного регулирования, где предписания преимущественно закрепляются в виде прав, для административного права большее значение имеют запреты, для уголовного права - наказание.

Комплекс указанных особенностей и характеризует в совокупности отраслевой метод правового регулирования. Следует отличать общеправовые методы – императивный и диспозитивный от отраслевых методов, которые проявляются в комбинации указанных элементов.

Единство предмета и метода правового регулирования как основания деления прав по отраслям признается всеми учеными. Однако в последнее время в связи с изменяющимися общественными отношениями и их нормативной регламентацией учеными были предложены дополнительные критерии. Таковыми, например, является законодательный массив - наличие достаточного большого количества нормативных актов, регулирующих данное отношение. Можно ли считать трансплантационное право самостоятельной отраслью? Предмет и метод здесь налицо. Однако эти отношения регламентируются небольшим количеством норм, причем, норм различных отраслей.

В основе деления права на отрасли находятся предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия.

Другими словами, предмет правового регулирования составляют качественно однородные отношения, которые соответственно регулируются определенной группой юридических норм. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять – как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:

– дозволение – предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

– обязывание – возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий;

– запрещение – возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий.

Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.

Авторитарный метод (метод субординации) – это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Автономный метод (метод координации) – это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

Принято также данные методы именовать в юридической литературе императивным и диспозитивным методами. Императивный метод основан на применении властных юридических предписаний, когда субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые разрешены («запрещено все, кроме того, что дозволено»). Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам отношений самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).

Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права. Любая система права в тоже время подразделяется на публичное и частное право, критерием подобной классификации является выполняемая нормами права в обществе роль и их целевое назначение.

Еще по теме 2. Основания деления права на отрасли.:

  1. 32. Предмет и метод правового регулирования как основания деления на отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права
  2. 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли
  3. 24. Проблема деления права на частное и публичное. (Исторические и теоретические основания. Его практическое значение).
  4. Вопрос 65. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...