Правоисполнительная функция административного права предполагает. Понятие, принципы и функции административного права


АП – ч публ права и в странах ром-герм правовой семьи. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Характерной особенностью А.п. РФ является регулирование им одновременно материальных и процессуальных отношений.

Особенности АП в правовой сис-ме РФ:

1. АП – отрасль одновременно регулятивная и охранительная

2. АП – отрасль и мат и процесс

3. АПП (как ч АП) обслуживает и иные отрасли права (налоговое, экологическое, земельное, фин, ГП…)

4. АП вкл в себя зак-во РФ и субъектов РФ, т.к. согл п.К ч.1 ст. 72 КРФ нах в совм ведении

5. АП охватывает как деят-ть ИВ, так и деят-ть суд власти (в ч разрешения споров, вытекающих из деят-ти Г администрации – адм отв-ть). !!! защита прав гр-н и орг-ций в их взаимоотношениях с публ властью

6. АП – право и законодательное и подзаконное!

7. АП – фундаментальная отрасль рос права

Место АП в системе др отраслей росс права:

Наиболее тесно АП взаимоно с КП. И задача АП – обеспечить реализацию Конст норм и принципов в отношениях, связанных с взаимодействием граждан и орг-ий с Испол Властью. Задача АП – обеспечить, чтобы Конст нормы не превратились в фикцию на уровне их реального исполнения. С иными фунд отраслями мат права АП вз-ет опосредованно. УП – разгр У и А отв-ти. ГП – обеспечение предпр деят-ти, част возмещения вреда и закупки д\Г и муницип нужд. Судебный процесс — вз-ие плотное. УПП – не вз-ет. ГПП и Арб.процесс- АП вз-ет,когда соотв суды рассм споры, связанные с защитой прав и зак инт гр-ан и орг-ций от незак действий и решений + рассматривая споры, связ с прим адм отв-ти. С комплексными отраслями АП вз-ет предоставляя им инструментарий принятия решений в соотв сфере деят-ти.

Принципы АП:

1. Общеправовые принципы

Обеспечение публичного интереса

3. Подзаконный хар-р деят-ти субъектов АП:

a. Субъекты АП д действовать в соотв с з-ном

b. Субъекты АП В своей деят-ти к.п. руководствуются подзак актами

4. Иерархичность и подотчётность (ОИВ образуют иерархич сис-му)

5. Специализация. В отличие от парламента и суд сис-мы ОИВ узко специализированы и решают т те задачи,кот прямо отнесены к их предметам ведения.

6. Оперативность. С учётом кол-ва решаемых задач ОИВ д действовать не т качественно, но и быстро. Д искать баланс м\у качеством и скоростью.

7. Процедурная гарантированность объективного анализа и решения управленческих дел.

Особенности АП:

1. У АП нет 1-го основополагающего акта

2. Некодифицированная отрасль

3. АП некодифицируемо в принципе (по отд элементам м)

4. Фундаментальная отрасль

5. АП – право правоприменителей без юр образования

6. Его нельзя изменить, просто поменяв нормативную основу – нельзя приняв новый акт коренным образом изменить отношения

7. АП обслуживает деят-ть исполнит власти – самой большой и самой сложно организованной → на особенности АП оказывает влияние специфика исполнит власти.

Функции АП : 1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.

4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

1.2. Функции и принципы административного права

Функция, т.е. направление, роль, назначение деятельности, - категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административного права, позволяющая определить внешние свойства данной отрасли права.

Рассматривая функции административного права, следует обратить внимание на соотношение функций государственного управления и государственного регулирования.

По существу между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных содержательных различий. Регулирование - непременный элемент государственно-управленческой деятельности, которое выражается в подчинении определенному порядку, т.е. в упорядочении тех или иных действий.

Функции и принципы административного права

А ведь именно это же характеризует и государственное управление.

Различия могут состоять в том, что государство в большей или меньшей степени участвует в экономических и иных процессах. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.

Управляя, государство регулирует, а регулируя - управляет.

Выделяют следующие функции административного права:

1)правоисполнителъная, следующая из того, что административное право - это юридическая форма реализации исполнительной власти;

2)правотворческая, выражающаяся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

3)организационная, основанная на организационном характере государственно-управленческой деятельности,

4)координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

5) правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав граждан, организаций и прочих участников, регулируемых административным правом управленческих отношений.

Принципы административного права - это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права.

К числу основных принципов относятся.

1. Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

2.Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни об щества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.

4.Принцип обеспечения законности при применении мер адми нистративного принуждения в связи с административным правонарушением , установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

5.Принцип разделения властей - одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.

6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.

7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.

8. Принцип ответственности . Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Функции административного права

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 64Следующая ⇒

Подфункциями административного права понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Функции административного права нельзя отождествлять с функциями государственного управления или функциями исполнительной власти . Ведь система административно-правового регулирования направлена на регламентацию порядков и процедур , действующих в сфере государственного управления.

Лекция 1. Административное право как отрасль права

Административное право устанавливает также правовой статус всех участников отношений в сфере публичного управления, а также способы защиты прав, свобод и законных интересов субъектов административно-правовых правоотношений. Следовательно, административное право включает перечень специальных способов регламентации как материальных, так и административно-процедурных правоотношений, возникающих в сфере публичного управления, а также организации и функционирования исполнительной власти. Цели административно-правового регулирования и цели осуществления функций публичного управления и исполнительной власти принципиально различаются, хотя и между ними можно найти определенное сходство.

Функции административного права дают ответ на вопрос: какие нормативно установленные возможности предоставляются субъектам административно-правовых отношений для реализации их правового статуса и каковы пределы свободы , возможностей и ограничений у соответствующих участников административно-правовых отношений.

В теории административного права рассматриваются также организационно-структурная (иногда её называют функционально-регулятивная) и конфликтно-охранительная (иногда её называют публично-охранительная) функции административного права. Ю.А. Тихомиров считает, что в современных условиях административное право призвано выполнять следующие функции: 1) организация и осуществление государственного управления; 2) государственное регулирование; 3) защита публичных интересов; 4) самореализация прав граждан в сфере государственного управления. Указанные функции в большей мере раскрывают задачи и практическое назначение административного права: установить порядок государственного управления, обеспечить удовлетворение публичных интересов, дать возможность осуществлению прав граждан в области государственного управления, создать механизм государственного регулирования.

С учетом основной структуры Общего административного права (т.е. организация и функционирование государственного управления, процесс управления (управленческий процесс), различные формы управленческих действий, административно-правовые акты, судебная защита прав и свобод человека, административно-юрисдикционный процесс) можно выделить две основные функции административного права:регулятивную и охранительную. Таким образом, в этих функциях административного права проявляется сущность административно-правового регулирования отношений в области публичного управления, которое осуществляется с целью решения задач исполнительной власти.

1. Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Эта функция проявляется не только в сфере установления материально-правовых отношений, но и в области процессуального регулирования отношений, возникающих по поводу управления и его главнейших элементов. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта.

Потенциал регулятивной функции административного права наиболее полно реализуется посредством таких её видовых функций, как организационная, исполнительная, разрешительная, нормотворческая (правоустановительная), контрольно-надзорная.

Организационная функция административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.

Исполнительная функция способствует реализации субъектами административно-правовых отношений установленного за ними правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.

Разрешительная функция административного права проявляется в системе устанавливаемых им разрешительных административно-правовых режимов , т.е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществляться в должном объеме такой функции государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определения соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.

Нормотворческая функция административного права производна от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основывается на положения законодательных актов. Этим достигается цель правомерного, т.е. соответствующего принципу законности , нормативного правового регулирования в сфере осуществления исполнительной власти.

Контрольно-надзорная функция административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующим региональными органами государственной исполнительной власти.

2. Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано правовое государственное административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.

3. Обеспечивающая функция административного права выражается в деятельности административных органов и судов по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной исполнительной власти, действия или бездействия государственных государственных или муниципальных служащих, а также должностных лиц (административное судопроизводство ). Реализация этой функции основывается на содержащихся в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ процессуальных механизмах и производствах, а также на определенных правовыми актами административных процедурах осуществления государственных функций, взаимодействия государственных органов, урегулирования административно-правовых споров.

§ 4. Наука административного права и учебная дисциплина

Создание основ административного права является исключительной заслугой административно-правовой науки, которая на определенном историческом отрезке выделилась из науки об управлении в самостоятельную дисциплину.Наука административного права это теоретические положения и методологические основы, обеспечивающие процесс изучения, исследования, анализа и разработки предложений, рекомендаций и концепций по вопросам правового регулирования отношений в области организации и функционирования публичного управления.

Наука административного права, являющаяся частью науки публичного права, — одна из самых молодых наук. Как самостоятельная область научного познания она берет свое начало в теории разделения властей и в теории правового государства. Наука об управлении в XVII в. развивалась прежде всего каккамеральная иполицейская наука.

Наука об управлении — это систематическое учение об организации и деятельности публичного управления. Самостоятельной частью управленческой науки является система научных взглядов и представлений о правовом аспекте публичного управления.

Пересечение с правовой наукой — особенно с административно-правовой — допускается, когда речь идет о правовых нормах, которые придают общему предмету науки об управлении юридическую оболочку и устанавливают ее правовое содержание. Теоретические положения науки об управлении служат основой административно-правовой науки. Вместе с тем и наука административного права, выделившаяся с течением времени из структуры науки управления, заметно воздействует на последнюю. Наука об управлении, имея собственный арсенал в познании составляющих ее предмет средств, учитывает также методы познания других научных дисциплин, например, науки об организации производства, техники, психологии, социологии, политологии.

В предмет науки управления входит изучение:

вопросов исторического развития управления;

значения, положения и роли управления в современном государстве;

форм и методов управления;

установления новых задач и целей управления;

организации управления в материальном и личностном (анализ проблем публичной службы) аспектах;

сущности управленческих отношений;

реформы и модернизации управления.

В последние годы актуализировались следующие вопросы науки управления реформа публичной службы (качества, необходимые занятым в публичном управлении людям; подготовка и переподготовка административного персонала; формирование руководителей), административная статистика (подготовка, принятие, практическая реализация и правовое оформление управленческих решений), методы управления (особенно координация и повышение политики согласования в системе управления, при принятии решений). Обсуждение этих и многих других вопросов является движущим фактором дальнейшего развития науки управления.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.

Позитивно (илидогматически )административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее административное право.

Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: Общей и Особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права, а именно его Общей и Особенной части. В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на Общую (правовые источники, место, сущность, значение и положение управления внутри государственной деятельности, субъекты административного права, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и Особенную (публичная служба, полицейское право, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, промысловое, социальное, школьное, административно-хозяйственное, финансовое и налоговое право, право зашиты окружающей природной среды) части.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности.

Итоги научных изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению управленческой деятельности и пр.) способствуют повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия «административно-правовых» законодательных актов, «правотворчество» самих органов государственного управления.

Теоретической основой науки административного права служат как другие науки (философия; наука социального и государственного управления; общая теория государства и права; политология и социология), так и научные труды отечественных и зарубежных ученых. Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и «административного правотворчества» органов исполнительной власти (например, постановления о системе органов исполнительной власти и их структуре). Используя методы научного анализа (исторический, логический, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой), наука административного права способна раскрыть проблемы современного правового регулирования управленческой деятельности. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изученияпрактической деятельности государственных и муниципальных органов (административной практики), без проведения социологических исследований в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и государственных служащих.

Система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм, правовых институтов и подотраслей административного права и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой административного права, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

Административное право важнейший университетский учебный курс . Административное право РФ как учебный курс включается в себя основные темы, которые изучаются студентами в определенной последовательности, которая обеспечивает познание не только содержания административно-правовых институтов, но и познание взаимодействия и взаимозависимости административно-правовых норм. Административное право изучается в высших учебных заведения не только в единого учебного курса «Административное право», но посредством специальных учебных курсов, например: «Государственная служба (служебное право)», «Правовые акты управления», «Административная ответственность», «Административная юстиция», «Административный процесс», «Организация деятельности органов внутренних дел (полицейское право)», «Административно-правовые основы государственного управления». Административное право как учебная дисциплина требует в настоящее время разработки новых подходов к её преподаванию в вузах главным образом из-за существенного увеличения объема административно-правового регулирования, и как следствие этого, изменения и укрупнения административно-правового учебного материала.

В западноевропейских государствах в общем объеме правовых знаний административному праву принадлежит ведущее место. Эта отрасль права разрослась до таких масштабов, что перестала укладываться в краткие учебники — потребовалось издание курсов и многотомных справочников. Административное право западноевропейских государств (например, Германии или Франции) – «действенное средство поддержания национального единства и сплоченности», которое подчиняет единым нормам поведения и контроля все структурные единицы общества.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Одной из наиболее крупных отраслей российского права является административное право, называемое еще и управленческим правом, что обусловлено обширностью предмета правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и функционирования органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Особенностью общественных отношений, регулируемых нормами административного права, является то, что они возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Административное право выражает публично-правовые, т.е. государственные интересы в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, социально-культурной, межотраслевой) и регулирует правовой статус многочисленных субъектов, как физических, так и юридических лиц в сфере государственного управления. К ним относятся граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, органы публичной власти, предприятия и учреждения различных форм собственности, общественные объединения и религиозные организации.

Административное право - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления по поводу организации и функционирования органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, иных государственных органов, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями и участия граждан в управлении делами государства.

Под принципами права в общем смысле понимаются основополагающие начала, идеи, лежащие в основе регулирования общественных отношений и выражающие сущность справедливости в общечеловеческом понимании.

Так, общими принципами права являются:

Юридического равенства субъектов права;

Взаимообусловленности прав и обязанностей;

Неотвратимости ответственности за виновное правонарушение;

Демократизма.

Названные принципы являются исходными началами для межотраслевого и отраслевого правового регулирования. Принципами межотраслевого регулирования являются: принцип состязательности и гласности судопроизводства (действует в процессуальном праве); равенства сторон (например, согласование и взаимодействие двух самостоятельных органов исполнительной власти).

Отраслевыми принципами административного права являются:

5. Принцип федерализма . Согласно данному принципу, административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

6. Принцип гласности . Данный принцип означает, что нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан и имеющие межотраслевое значение применяются при условии, если они официально опубликованы для всеобщего сведения. Если такие нормативные акты официально не опубликованы, то они не применяются и могут быть признаны ничтожными.

7. Принцип гуманизма . Данный принцип означает, что административное право, как и право в целом, должно иметь социальную направленность. Идеи гуманизма определены ст.ст. 38-42 Конституции РФ. В частности, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В общем смысле под функциями административного права понимается его предназначение, способы и средства решения поставленных задач и достижения целей. В функциях права реализуется назначение самого права.

Регулятивная функция выражается в установлении нормами административного права порядка организации и деятельности органов исполнительной власти федерального и регионального уровней. Данная функция направлена также на определение правового статуса иных участников управленческих отношений (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, предприятий и учреждений различных организационно-правовых форм, общественных объединений и религиозных организаций).

Охранительная функция обеспечивает соблюдение установленного правового режима в сфере управления и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений, а также порядок применения мер государственного принуждения, привлечения к ответственности виновных лиц, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Правоприменительная функция представляет собой властную деятельность, заключающуюся в соотнесении какого-либо жизненного обстоятельства с нормами права на основе которых разрешается конкретное управленческое дело или правовой спор и завершающуюся вынесением властного решения в виде акта применения норм права (например, постановление об административном наказании).

Правотворческая функция выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления (постановления Правительства РФ, приказы министерств).

Организационная функция состоит в формировании управляющей и управляемой систем, обеспечении упорядочения системы управления. Данная функция также означает образование, реорганизацию, упразднение органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, установление их прав и обязанностей, подбор и расстановку кадров.

Координационная функция выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, прежде всего органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, иных государственных органов, участвующих в управленческом процессе.

Учебные вопросы:

1. Понятие, принципы и функции административного права.

2. Предмет и метод административного права.

3. Система административного права.

4. Административное право как наука и учебная дисциплина.

5. Источники административного права.

6. Взаимодействие административного права с другими отраслями российского права

Литература

Основная:

Административное право: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 536 с.

Административное право России. Общая часть: Учебник // Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. - М.: ИНФА-М, 2010. - 506с. +CD-R - (Высшее образование).

Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 608 с.

Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право России. Учебник. - М.: Проспект, 2009. - 752 с.

Дополнительная :

Административное право России: курс лекций // под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 704с.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Часть 1. Учебник. - М.: Зерцало-М, 2009. - 528 с.

Функции административного права

Под функциями административного права понимают основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Они обусловливают значение и роль административного права в уставновлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Исходя из основной структуры административного права, выделяют две функции: 1) регулятивная; 2) охранительная.

Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения через установление прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Эта функция проявляется: 1) в сфере установления материально-правовых отношений; 2) в процессуальном регулировании отношений в управлении. К примеру, правовые нормы устанавливают понятие и виды государственных должностей, права и обязанности госслужащих и т. д.

Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государство административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции может быть применено правовое государственное административное принуждение, меры юридической ответственности, восстановительные санкции и т. д. Охранительная функция реализуется через соответствующие виды деятельности госорганов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права.

К примеру, госслужащий вправе обратиться в соответствующие госорганы или в суд для разрешения споров, связанных с госслужбой (по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты госслужащего и т. д.).

В литературе выделяют также другие функции административного права:

1) организация и осуществление госуправления;

2) государственное регулирование;

3) защита публичных интересов;

4) самореализация прав граждан в сфере госуправления.

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

4. Функции и цели корпоративного права Каждая отрасль права выполняет в обществе и государстве определенные функции. Функции отрасли права очень важны, поскольку позволяют выявить и изучить направления правового регулирования конкретной отрасли. Функции отрасли тесно

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

4. Функции уголовного права Социальные ценности, созданные многовековой деятельностью людей, уголовное право (в содружестве с другими социально-правовыми регуляторами) охраняет от потенциальных (возможных) преступников и преступных посягательств. Такова охранительная

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки - от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

10.3 Функции права В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия.По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

Взаимодействие административного права с другими отраслями права Административное право тесно связано со смежными отраслями права.Разграничение норм конституционного и административного права проводят по их субъектам: первые регулируют организацию и деятельность

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Источники и функции административного права Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если содержит административно-правовые нормы

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права Права граждан в сфере государственного управления делятся на:в зависимости от механизмов реализации: абсолютные права (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

1.2. Цели, задачи и функции трудового права Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.Основные задачи трудового

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 4. Функции инвестиционного права

Из книги автора

§ 4. Функции теории государства и права Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура,

Из книги автора

§ 6. Социальная ценность и функции права Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его

Из книги автора

Функции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –

Из книги автора

Из книги автора

§ 1.3. Функции права В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Другие полагают,

Как отрасль права административное право обладает рядом функций. Эти функции определяются назначением административного права как регулятора общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). Правоисполнителъная функция определяется тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти. Правотворческая функция определяется наделением субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству. Правоохранительная функция обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления как правопорядка, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, базируется на определенных принципах, определяемых его предметом. Основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции. Важнейшим принципом административного права является приоритет личности и ее интересов в жизни общества (ст. 2 Конституции). Данный принцип весьма показателен для административно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита. Нормами данной отрасли права соответственно формируется административно-правовой статус личности.

Административно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. Нормами административного права определяется деятельность исполнительной власти, ее независимость и взаимодействие с другими властями.

Механизм административно-правового регулирования строится и с учетом принципа федерализма. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции). Соответственно, важным вопросом является практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов РФ в соответствии с нормами федерального законодательства.

К принципам административного права относится и принцип законности. Этот принцип предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать законодательство РФ.

Принципом административного права является и принцип гласности. Этот принцип означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. При создании административно-правовых норм на любом уровне должны быть обеспечены условия для выражения и учета мнения как общественных объединений и отдельных граждан, так и возможных адресатов будущих административно-правовых норм.

Принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.

Административное право, как и другие отрасли права, представляет собой систему, состоящую из институтов и норм административного права.

Общая часть административного права устанавливает общие институты административного права, определяющие административное право в системе российского права. К ним относятся предмет и метод административного права, административно-правовые нормы и отношения, субъекты административного права, административно-правовые формы и методы деятельности субъектов государственного управления, административную ответственность, административно-процессуальное право.

Особенная часть административного права определяет организацию государственного управления в различных сферах государственной деятельности - в сферах экономики, социально-культурной, административно-политической.

В рамках указанных институтов выделяются нормы административного права, регулирующие управление в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности - промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций, торговли, обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции и ряда других.

Таким образом, административное право является базисной и сложной отраслью российского права. Это обусловлено необходимостью реализации исполнительной власти во всех сферах жизни общества. От эффективности ее осуществления (организации государственного управления) в решающей степени зависит жизнедеятельность государства, гарантированность реализации гражданами прав и свобод.

Соответственно, на системе административного права строится и система учебной дисциплины "Административное право".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Функции административного права

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

Исторические истоки этой правовой отрасли находят свое отражение в древности. Одну из ведущих позиций в то время занимали нормы и правила, с помощью которых люди в то время пытались обеспечивать упорядоченность, согласованность общественных связей. И в наши дни без административного права практически невозможно существование и прогрессивное развитие общества, какого бы то ни было государства (монархического, республиканского и т.п.).

Конечно, вся действующая правовая система, используя рычаги государственной власти, всегда выполняла и выполняет в наши дни свое социальное назначение - выступает в качестве организатора общественной жизни.

Тем не менее, исторически возникла и получила многовековое развитие объективная потребность в особых регуляторах, имеющих своим непосредственным объектом собственно организующую деятельность власти и связанные с нею общественные отношения. Подобной деятельности древние римляне дали специальное название - administratio, что означает руководство, управление. Так возникло управленческое, или административное, право.

Административное право - это важнейшая отрасль в правовой системы России. Особенно учитывая такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.

В России создание суверенной государственности и глубокие политические, экономические, организационные реформы привели к коренному пересмотру всего массива административно - правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно - правового регулирования. Была проведена огромная работа в этом направлении: закреплены демократические начала, организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании отношений с властью.

Рассматриваемая тема курсовой работы является наиболее актуальной в связи с тем, что административное право, как совокупность правовых норм, становится в настоящее ремя одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому систематизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение.

Целью работы является исследование основных понятий административного права Российской Федерации.

Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие административного права;

2. Определить предмет административного права;

3. Изучить метод, функции и принципы административного права;

4. Изучить понятие и содержание системы административного права РФ;

5. Проанализировать институты административного права, а также методы административно-правового регулирования в РФ;

Написание данной дипломной работы потребовало изучения специальной литературы, монографий ведущих отечественных авторов, нормативно-правовых актов действующего законодательства Российской Федерации и т.д.

Теоретическая значимость работы объясняется необходимостью изучения административного права РФ, как огромного пласта законодательной базы в области регулирования организующей власти государства и связанных с ней отношений.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов данного исследования на практике, в частности в обучении специалистов юристов.

1. Административное право в правовой системе РФ

1.1 Понятие, сущность и предмет административного права

Административное право - это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти, осуществления государственной власти.

«Оно призвано регулировать отношения возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивать реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола со стороны того или иного чиновника государственного аппарата».

Предметом административного права являются пять составляющих:

1. Отношения, возникающие в процессе осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций;

2. Внутриорганизационные отношения, возникающие во всех государственных органах (информационно-аналитическая работа, делопроизводство, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарная ответственность, поощрение и т.п.);

3. Общегосударственный контроль, осуществляемый на всей территории РФ всех государственных органов с точки зрения законности и целесообразности;

4. Деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5. Общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а так же общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия (например, народным дружинам переданы некоторые полномочия в сфере охраны общественного порядка и т.д.).

«Задачами административного права являются:

Охрана прав и свобод человека и гражданина;

Охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защита общественной нравственности;

Охрана окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности и т.д.».

1.2 Предмет отрасли административного права

Предмет административного права крайне обширен и не может быть с легкостью определен конкретной сферой. Административно-правовые отношения - это, с одной стороны, отношения повседневные, отношения, в которые гражданин вступает ежедневно, переходя улицу по правилам дорожного движения, спрашивая дорогу у постового милиционера, заходя в паспортный стол для получения паспорта нового образца, уплачивая штраф за безбилетный проезд в троллейбусе и т.д. С другой стороны, административное право регулирует отношения, связанные с такими вопросами, которые вряд ли волнуют обывателя каждый день его жизни: вопросы организации мобилизационной подготовки, установление режима Государственной границы, определение правил введения военного или чрезвычайного положения. Кроме того, «в сфере регулирования административного права находятся и все те отношения, которые возникают в связи с организацией самой государственной администрации, в том числе системой и структурой органов государственного управления, статусом государственного служащего и должностного лица».

Осветить весь спектр отношений, находящихся в сфере влияния норм административного права, невозможно. Недаром административное право обладает наиболее обширной из всех отраслей российского права, плохо поддающейся систематизации и вследствие этого слабо исследованной особенной частью. Более того, анализ системы административного законодательства также весьма затруднителен, поскольку круг источников административного права определить крайне трудно, а назвать хотя бы приблизительное их число и вовсе невозможно.

Между тем, выявление предмета административного права весьма актуально, поскольку предопределяет распространение на те или иные отношения административно-правового воздействия, которое, как мы увидим из дальнейшего материала, отличается значительным своеобразием и сопряжено с возможностью правомерного ограничения некоторых прав и свобод, закрепленных конституционно.

Все сказанное заставляет обратиться к теоретическому анализу наиболее общих родственных признаков всех отношений, относимых к предмету административного права, с целью выявления ключевого из них, определяющего принадлежность урегулированного нормой права отношения к разряду административно-правовых.

Администрация (от лат. administratio) переводится с латинского языка как "распоряжение, управление", и в этом видится ключ к раскрытию предмета отрасли, носящей соответствующее имя. Кроме того, администрация зачастую воспринимается как субъект управления, что, по большому счету, не меняет сути явления. Действительно, административное право регламентирует отношения, возникающие в связи с управленческой деятельностью (администрированием), по поводу взаимодействия управляющих субъектов (администрации) и управляемых.

Предмет административного права составляют тщательное регулирование содержательной деятельности администрации и ее связей, система административных процедур.

Однако остановиться на таком определении значило бы смешать в одном блоке отношений предметы таких отраслей, как право административное, конституционное, трудовое и т.п., поскольку во всех этих отраслях управленческие отношения, безусловно, присутствуют в качестве предмета. В частности, конституционное право определяет конституционные «основы системы управления государством, базируя правовое воздействие на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власти». С другой стороны, трудовое право регулирует отношения между работником и работодателем, выступающим в лице своей администрации (в смысле управленческого центра).

Следовательно, необходимо сосредоточиться на том, какими особенностями отличаются управленческие отношения, регулируемые административными правом, в сравнении с другими аналогичными. Прежде всего, речь, безусловно, идет о государственных управленческих отношениях, то есть отношениях, возникновение, реализация и прекращение которых связано с государственными (а вернее - публичными) интересами. В частности, многие ученые говоря о науке административного права, указывают, что она "изучает правовые отношения в области государственного управления". Это означает, прежде всего, что административное право регулирует отношения, связанные с публичным управлением, то есть организацией общественных процессов в публичных целях. Соблюдение публичных интересов - это цель государственного администрирования и оправдание применения его методов

Государственному управлению как центральной категории административного права посвящены работы виднейших специалистов в области административного права. В рамках науки административного права создана специальная теория государственного управления. Большинство учебных пособий по курсу административного права начинаются с раздела, посвященного государственному управлению. Здесь отметим, что понимание феномена государственного управления возможно в широком и узком смыслах.

В широком смысле этого слова, государственное управление включает в себя и конституирование государственного механизма в целом (то есть предусматривает включение в спектр государственно-управленческих отношений и отношений конституционно-правовых). В узком смысле, государственное управление - это объект административно-правовых отношений.

Однако, отношения, которые мы можем отнести к категории административно-правовых, должны быть достаточно конкретными и возникающими в рамках уже существующих конституционно установленных статусов и учреждений.

Конституционное право определяет общие принципы и основы всего государственного устройства, в том числе и выделяет в системе органов государственной власти отдельную ветвь - исполнительную власть, силами которой реализуются многие конституционные принципы. Административное право призвано определять формы и способы осуществления исполнительных функций этой ветви власти посредством введения специальных режимов тех или иных отношений, возникающих по ходу реализации соответствующих конституционных положений.

Главная особенность отношений, составляющих предмет административного права, состоит в том, что «они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях России».

Одно из наиболее полных определений предмета административного права выглядит следующим образом: "предметом административного права Российской Федерации являются властеотношения, которые возникают в процессе формирования и функционирования государственной администрации (за исключением тех, которые регулируются нормами иных отраслей права), а также отношения, возникающие при применении любыми уполномоченными правом субъектами мер административно-правового принуждения, иных мер административного воздействия, рассмотрении во внесудебном порядке жалоб граждан".

Итак, как видно из приведенных определений, «большинство специалистов в области административного права подчеркивают связь предмета данной отрасли с государственным управлением, исполнительной властью, функционированием государственной администрации в самом широком смысле этого слова». Однако, также понятно, что помимо отношений, возникающих непосредственно в связи с государственно-управленческой деятельностью, в предмет административного права включаются те разновидности общественных отношений, которые связаны с управлением внутренним, в том числе с самоуправлением. Например, к административно-правовым относят управленческие отношения, возникающие внутри государственных органов, в том числе и не являющихся органами исполнительной власти.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что в самом общем виде предмет административного права составляют общественные отношения, носящие организационно-управленческий характер, то есть отношения, направленные на управление какими-либо общественными процессами или явлениями с целью их организации, приведения в стабильное, в функциональном смысле, состояние. При этом управление осуществляется в интересах (во имя) всего общества и государства. Для пояснения приведенного тезиса следует сказать, что правовое регулирование в целом направлено на упорядочение общественных процессов и в этом смысле административное право не является каким-то особенным, однако, в отличие от прочих отраслей права, в рамках административного права регулируются сами отношения по упорядочению. Так, если гражданское право упорядочивает общественные отношения, возникающие между равными субъектами правоотношения по поводу различного рода благ, то административное право регулирует (упорядочивает) общественные отношения по упорядочению государством экономических, социально-культурных и административно-политических процессов, протекающих в обществе.

На более частном уровне норма административного права устанавливает конкретное правило поведения субъекта, действующего (функционирующего, существующего) в одной из жизненно важных сфер жизнедеятельности общества, призванное определенным образом воздействовать на характер поведения этого субъекта с целью привести такое поведение в соответствие с избранными векторами общественного развития. Например, административно-правовыми будут отношения, возникающие между гражданином, желающим организовать тотализатор, и органом исполнительной власти, выдающим лицензию на соответствующий вид деятельности. Соответственно нормы, устанавливающие процедуры выдачи, действия, прекращения лицензии, контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, являются нормами административного права. Аналогично отношения, возникающие между Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и судами судебной системы России, также являются административно-правовыми, поскольку данный государственный орган, не являясь органом исполнительной власти в собственном смысле, тем не менее, выполняет организационно-управленческие функции в отношении деятельности судов и их аппаратов.

«В систему норм административного права входят все нормы права, устанавливающие основания, пределы, процедуры, статус субъектов и т.п. параметры управляющего воздействия на явление или процесс». Это и нормы о правовом статусе субъектов исполнительной власти, и нормы о принципах государственной политики в различных областях общественной жизнедеятельности, и нормы о внутренней организации системы государственного управления, и т.д.

В целом предмет административного права может быть подразделен на два самостоятельных сегмента:

1. Управленческие отношения, возникающие между властными субъектами государственного управления и подвластными им субъектами;

2. Управленческие отношение внутри системы государственного управления.

Что касается первого из сегментов, можно сказать, что классические административно-правовые отношения - это отношения власти и подчинения, властеотношения, возникающие между государством в лице его органов и личностью (гражданским обществом). Абсолютное большинство отношений, регулируемых нормами исследуемой отрасли права, возникают на основе неравенства участвующих в них субъектов. Один из них является управляющим (государство), а другой - управляемым. Из норм, закрепленных в источниках административного права, не всегда с очевидностью следует подчиненность того или иного субъекта права другому.

Так, большинство нормативно-правовых актов в сфере административного права устанавливают режимы осуществления управляемой деятельности, зачастую не останавливаясь на вопросе властного субъекта, непосредственно осуществляющего управление в данной сфере. Между тем, даже там, где регулирование осуществляется на уровне декларирования обязанностей, непременно присутствует элемент контроля, надзора (как минимум, прокурорского), возможности привлечения к административной ответственности. Все эти элементы управленческого воздействия осуществляются субъектами административного права, наделенными соответствующими полномочиями.

«Управленческие отношения, возникающие внутри системы государственного управления, это те отношения, которые обусловливают стабильное функционально оптимальное состояние управляющих субъектов государственного управления. Такого рода отношения можно наблюдать в вопросах установления режима государственной службы, режима федеральных органов исполнительной власти, режимов различного рода служб и формирований, находящихся в распоряжении государственной администрации», и тому подобных режимов, призванных обеспечить устойчивость системы управления государством и обществом. В этом сегменте предмета административного права возможно существование отношений равенства (договорных отношений), возникающих между неподконтрольными друг другу субъектами публичной администрации. С этим феноменом административного права связана теория административного договора, о которой речь пойдет позднее.

Довольно интересным и полемичным является вопрос об отнесении к предмету административного права общественных отношений, возникающих в сфере деятельности органов местного самоуправления, которые, как известно, в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, не входят в систему органов государственной власти. Давая характеристику множественным отношениям, регулируемым административным правом, можно сказать о том, что общим признаком, объединяющим эти отношения, является их отношение к сфере управления (исполнительной власти). При этом необходимо подчеркнуть то, что имеются ввиду "отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно - юрисдикционной деятельности иных государственных органов".

Исходя из выше сказанного можно заявить, что муниципальная власть суть та же публичная власть, что и государственная, и лишь организационно отделена от государственного аппарата в целях обеспечения ее самостоятельности и инициативности в решении насущных вопросов местной жизни. Возникающие же в рамках реализации местного самоуправления управленческие отношения ничем не отличны от отношений, возникающих в рамках государственного управления.

О единстве природы публичной власти в ее указанных проявлениях свидетельствуют такие моменты, как: введение бюджетов муниципальных образований в общую бюджетную систему Российской Федерации, установление основ муниципальной службы на основе принципов государственной службы и т.д.

«Таким образом, стоит подчеркнуть, что предмет административного права составляют урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. То есть отношения, связанные с реализацией государственной и муниципальной властью в лице их исполнительной ветви непосредственного управляющего воздействия на общественные процессы и явления в целях соблюдения публичных интересов и достижения социально полезных результатов в различных областях жизнедеятельности общества, обеспечивающих его стабильное прогрессивное развитие».

1.3 Методы административного права

«Метод административного права - это определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия норм на поведение участников управленческих отношений».

К основным методам относятся:

1. Предписание -- это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Непосредственное выражение предписания находят в определении нормами административного права задач и функций органа исполнительной власти, прав и обязанностей должностных лиц этого органа, в установлении определенного порядка действий в соответствующих условиях и надлежащим образом. Для механизма регулирования управленческих отношений наиболее типичны средства распорядительного характера, т.е. предписания.

2.Запрет - это возложение юридической обязанности не совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запрещено направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются;

Применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп;

Применение лишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и т.д.

3. Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения характерно для регулирования поведения должностных лиц. Предоставление возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовой нормой, или не совершать их, характерно для реализации субъективных прав.

2. Функции и принципы административного права

2.1 Функции административного права

Выделяют следующие виды функций административного права:

1. Регулятивная. Выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса.

2. Охранительная. Обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений.

3. Правоисполнительная. Основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти.

4. Правотворческая. Выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления.

5. Организационная. Исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления.

6. Координационная. Выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

К основным принципам административного права относят:

1. Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов. В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита и интересы. Кроме того, нормами административного права формируется административно-правовой статус личности.

2. Принцип разделения властей. Исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ.

3. Принцип федерализма. Влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Базируется на федеративном устройстве Российской Федерации, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

4. Принцип законности. Предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ.

5. Принцип гласности. Предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности.

6. Принцип ответственности. Означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и за иные нарушения административно-правовых норм.

2.2 Источники административного права

Рассматривая систему нормативных актов - источников административного права необходимо отметить, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Поэтому выделяют следующие виды источников административного права: Конституция РФ; законодательные акты Федерального Собрания РФ, кодексы (таможенный, налоговый, бюджетный, воздушный, водный, земельный и др., которые носят преимущественно административно-правовой характер), подзаконные федеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, постановления государственных комитетов, министерств, служб РФ и других федеральных органов исполнительной власти; законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления (приказы руководителей государственных предприятий и учреждений и др.).

Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является «Кодекс РФ об Административных правонарушениях», принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 г. Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т.д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях. Кодекс состоит из 5 разделов.

«Раздел 1. «Общие положения» состоит из четырех глав: 1.«Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях»; 2. «Административные правонарушения, административная ответственность» (формы вины, возраст наступления административной ответственности, административная ответственность должностных лиц, военнослужащих, иностранных граждан, юридических лиц и т.д.); 3. «Административное наказание (цели, виды), 4. «Назначение административного наказания» (обстоятельства смягчающие и отягощающие административную ответственность и т.д.). административное право россия

Раздел 2. «Особенная часть» состоит из 17 глав, каждая из которых посвящена отдельным видам административных правонарушений, например, административные правонарушения посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление и пропаганда наркотических средств, требования к питьевой воде, к эксплуатации жилых помещений и др.), правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (правила водопользования, лесопользования, охраны рыбных запасов, охраны животного мира, растений и т.д.) и др.

Раздел 3. «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» состоит из двух глав: «Общие положения» (полномочия, подведомственность и т.д.), и собственно глава «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» (указаны полномочия отдельных органов и должностных лиц (милиция, налоговые органы, таможенные органы, военные комиссариаты, ГАИ, федеральная инспекция труда и др.)).

Раздел 4. «Производство по делам об административных правонарушениях» состоит из 7 глав (участники производства по делам об административных правонарушениях, процедура возбуждения и рассмотрения дела и др.)

Раздел 5. «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» состоит из 2 глав «Общие положения» и «Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний»».

2.3 Понятие субъектов и объектов административного права

Субъектами административного права являются органы и лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений.

Граждане вступают в административно-правовые отношения, где они могут выступать в качестве стороны, обязанной выполнять обращенные к ней требования и стороны, реализующей принадлежащие ей законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя право обращаться с административной жалобой в суд).

«По способу возникновения административные правоотношения можно классифицировать на отношения, возникающие в связи:

1. Реализацией гражданами их законных прав (право участия в выборах, право на медицинскую помощь, право на обслуживание и др.);

2. С выполнением гражданских обязанностей (платить за установленные налоги и сборы, выполнять воинский долг и др.);

3. С нарушением органами исполнительной власти, их должностными лицами прав и законных интересов граждан (отношение по жалобе);

4. С нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административное правонарушение)».

Иностранные граждане и лица без гражданства так же являются субъектами административного права. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства имеет меньший объем, чем административно-правовой статус граждан РФ, он регламентируется федеральным законодательством.

Органы исполнительной власти, органы государственного управления обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они могут быть федеральными и субъектов РФ.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.

«Органы общей компетенции являются Правительство РФ, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство, большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории. Органы отраслевой компетенции (министерства, некоторые государственные комитеты, департаменты) осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения РФ, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.)». Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ и др.).

«Субъектом административного права являются, и органы местного самоуправления к ним относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований». Глава муниципального образования может быть избран, как непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.

Административное право как отрасль права является совокупностью норм, правил поведения установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции. То есть в сферу административно-правового регулирования включен однородный круг управленческих общественных отношений, возникающий в процессе практической, повседневной реализации функций и задач жизнеобеспечения личности, государства и общества в целом органами исполнительной власти, государственного управления.

«Как и любая отрасль права, административное право выполняет регулирующую и охранительную функции. При этом особенностью регулирующей функции административного права является то, что оно является необходимым условием реального, подчеркнем это слово, существования иных отраслей права, создает своего рода инфраструктуру, в которой реализуются их нормы». Можно сколько угодно декларировать исключительность и важность положений конституционного и гражданского права, однако без системы, при которой декларативные положения названных отраслей станут претворяться в жизнь, и конституционные положения, и гражданско-правовые нормы останутся набором красивых деклараций.

Перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.

Формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы. Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административных правонарушений, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

Таким образом, административному праву отводится существенная роль в обеспечении национальной безопасности страны, общественного порядка, а также в регламентации деятельности органов исполнительной власти в этой жизненно важной сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // [электронный источник] Консультант плюс.

2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 08.04.2014) // [электронный источник] Консультант плюс.

3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// [электронный источник] Консультант плюс.

4. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" // [электронный источник] Консультант плюс.

5. Барашев В.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право РФ» (для всех форм обучения), г. Ростов-на-Дону 2012г.

6. Административное право России: курс лекций /Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012.

7. Дрыга М.А. Административно-правовой статус государственных унитарных предприятий. Монография. - Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2005.

8. Методические указания по выполнению курсовых работ «Юриспруденция» РГЭУ (РИНХ) // Составители: Соколова Ю.А., Напалкова И.Г., Брусенская Л.А., Власова Г.Б., Григорян М.Р., Мосиенко Т.А., Науменко А.М., Наухацкий В.В., Подройкина И.А., Пешкова Е.П., Ростов-на-Дону, 2007.

9. Административное право. Фундаментальный курс. Ноздрачев А.Ф., М., 2012.

10. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.К. Бабаева. М.: «Юристъ», 2012.

11. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Предмет. Нормы. Субъекты. М., 2012.

12. Конспект лекций по предмету «Административное право» профессора кафедры государственного и административного права И.Т. Тарасова. Москва, 2013.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предмет административного права. Метод административного права. Функции и принципы административного права. Место административного права в российской правовой системе. Представление о сущности и месте административного права.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2006

    Понятие, признаки и особенности источников административного права. Граждане и общественные объединения как субъекты административного права. Исследование возможных путей усовершенствования административного законодательства Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Организация и функционирование системы исполнительной власти и государственной администрации. Метод административно-правового регулирования. Функции и принципы административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

    реферат , добавлен 01.03.2013

    Основные юридические акты, выступающие в роли источников административного права в Российской Федерации. Три основные формы систематизации административного права: кодификация, инкорпорация и хронологическая публикация источников административного права.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2015

    Понятие, сущность, классификация и виды источников административного права. Совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих правоотношения, составляющие предмет административного права, их обновление на основе Конституции Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 22.03.2013

    Административное право как отрасль российского права, его взаимодействие с другими отраслями. Признаки системы административного права, предписывающие, запрещающие и дозволительные средства его воздействия. Виды источников административного права.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Понятие, предмет, функции и принципы административного права. Принципы систематизации норм административного права. Подотрасли, объединяющие нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан. Институты административного права Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Сущность и характерные особенности административного права. Анализ многосторонней и глубокой взаимосвязи норм административного права с разными отраслями российского права - конституционным, гражданским, финансовым, трудовым, таможенным, налоговым.

    реферат , добавлен 11.08.2010

    Формы реализации и классификация норм административного права: материальные и процессуальные, обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные. Система источников административного права Российской Федерации и их особенности.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Основные отрасли правовой системы государства. Понятие субъекта административного права. Субъективная сторона административного правонарушения. Доказательства по делам об административном правонарушении. Коллективные субъекты административного права.

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...