Виды социальной помощи безработным. Порядок предоставления компенсации расходов за пользование транспортом общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен, и пригородном сообщении на Малом кольце Московской железной дороги


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальностью данной темы является безработица, которая несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

В настоящее время перед российским обществом достаточно остро стоит проблема безработицы трудоспособного населения, решить которую, по определению, невозможно. Однако на нее можно повлиять посредством эффективных мер социальной политики, проводимой государством в отношении защиты различных категорий граждан от безработицы. Политика занятости ставится в один ряд с бюджетной, налоговой и других областей социальной политики (образования, здравоохранения и т.д.).

Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Целью курсовой работы является изучение, рассмотрение и систематизация знаний о социальной поддержке безработных граждан и членов их семей.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) дать общие понятия о безработице;

2) рассмотреть механизм социальной защиты населения от безработицы.

3) остановиться на проблеме финансирования мер защиты от безработицы.

Предметом данной курсовой работы является правоотношения в сфере социальной защищенности безработных.

Объектом является гарантии права безработных.

Рабочей гипотезой является недостаточное нормативное регулирование безработицы в России.

Для наиболее полного уяснения смысла данной курсовой работы хотелось бы предложить следующую её структуру:

Впервой главе дается общая характеристика феномену «безработица», выявляются её причины формы, описываются виды безработицы.

Вторая глава посвящена рассмотрению механизма социальной политики в области занятости, проводимой государством (в лице Государственной службы занятости) для защиты граждан от безработицы.

В третьей главе представлена актуальная проблема в сфере социальной поддержки от безработицы, т.е. проблема финансирования мер защиты от безработицы. безработица социальный пособие страхование

Новизна данной темы заключается в практическом применении теоретического и практического материала.

Для достижения указанных цели и задач были изучены положения Конституция Российской Федерации, Закон «О занятости населения Российской Федерации», юридическая литература Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева., И. Розенберг, стати журналов «Человек и труд» «Мораль» «Безработица», правовая система «Гарант», «Консультант Плюс».

1 . Историк о- теоретические аспекты безработицы

1.1 Понятия и виды безработицы

Безработица - это сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, при котором часть экономически активного населения, незанятая в производстве товаров и услуг. т.е. суть безработицы состоит в том, что:

1) часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу (способность к труду) на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест;

2) лишается возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход;

3) лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни;

4) подвергается угрозе:

Потери квалификации и профессии,

Снижения социального статуса,

Ухудшения жизненного уровня.

Безработица, по определению, принятому МОТ (Международной Организации Труда), трактуется, как потеря заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. К безработным относятся все лица трудоспособного возраста, не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода, которые в данный период:

1) не имеет работы в данный момент;

2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;

3) в данный момент готов приступить к работе.

В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» указано, что статус безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Именно последнее обстоятельство, связанное с постановкой на учет в службе занятости населения и поиском подходящей работы, обеспечивает социальную защищенность индивиду.

В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Во многих развитых странах безработица может стать, как правило, следствием роста эффективности производства и его структурной перестройки в результате научно-технического прогресса, сокращения производства какого-либо товара по причине его неконкурентоспособности, что ведет к сокращению занятости населения. Основным фактором, способствующим возникновению и развитию безработицы в России, явилось высвобождение рабочей силы на фоне общероссийского спада производства, обусловленного кризисом социально-экономической и политической системы общества, что привело к закрытию предприятий.

Характер и типы безработицы, а также ее классификация зависят в первую очередь от социокультурной, экономической и личностной подсистем общества. Каждый из этих факторов в зависимости от страны и времени накладывает свой отпечаток на систему реального поведения индивидов (в том числе безработных).

Различают несколько видов безработицы:

1) По времени (продолжительности):

Кратковременная - до 6 месяцев,

Длительная (хроническая) - от 6 до 18 месяцев,

Застойная - свыше 18 месяцев.

2) По причинам: в общем виде и применительно к современным российским условиям такую классификацию можно представить в виде трех блоков видов безработицы:

Вынужденная безработица: обуславливается происходящими изменениями в социально-хозяйственной жизни общества, приводящим, как минимум, к сокращению рабочих мест. Этот тип безработицы показывает реакцию рынка труда на конъюнктуры процессов, и главным образом, мотивом здесь выступает внешнее по отношению к индивиду воздействие. Вынужденная безработица проявляется в трех формах:

Циклическая безработица: вызывается общим спадом экономической конъюнктуры; когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигают пика при кризисе экономики и минимума при подъеме экономики;

Структурная безработица: связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Технологическая безработица: вызвана изменениями структуры производства в масштабе одного предприятия. Инновации, технологические изменения приводят к перераспределению или сокращению рабочей силы на данном предприятии;

Естественная безработица: характеризуется более высоким удельным весом личностного момента в ее возникновении.

Фрикционная безработица (текучая): связана с периодом, необходимым для поиска или ожидания новой работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Главная отличительная черта - самостоятельность в поиске работы. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.

Институциональная: неизбежно появляется в тех случаях, когда рынок труда испытывает воздействие различных структур, включая СЗН (социальные выплаты), а также когда законодательство предписывает процедуры увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных и много другое. Институциональная безработица порождается правовыми нормами, устройством рынка труда. Ее определяет соотношение выгод от статуса безработного и потерь от отсутствия работы, приносящей доход. Главная особенность - поддержка со стороны социума в поиске работы.

Добровольная безработица: связана с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).

Маргинальная безработица: объединяет представление о различных формах незанятости, таких как:

Застойная безработица: охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности.

Сезонная безработица: порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Скрытая безработица: характерна для отечественной экономики. В условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод: на формирование вынужденной безработицы главное влияние оказывает экономический фактор, естественной - личностный, маргинальной безработицы - социокультурный.

3) По социально-демографическим группам населения:

Молодежная безработица,

Женская безработица и т.д.

Количественная характеристика безработицы, или уровень безработицы, может быть четырех видов:

Естественный уровень безработицы - от 1,5 до 4% экономически активного населения;

Приемлемый уровень безработицы - от 5 до 7% экономически активного населения;

Критический уровень безработицы - от 8 до 11% экономически активного населения;

Массовый уровень безработицы - 11% экономически активного населения и выше.

Чтобы не допустить массовую безработицу в стране было принято Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. №99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». В соответствии с этим постановлением местной исполнительной власти предоставлено право по предложению служб занятости населения приостанавливать высвобождение работников в регионах в зависимости от уровня безработицы. При этом максимальный срок приостановки высвобождения (6 месяцев) предусмотрен при уровне безработицы, превышающем 11%.

1.2 Государственное регулирование безработицы в России

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базедействующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году на основе закона «О занятости населения» Государственная служба занятости.

Помощь государственной службы занятости осуществляется преимущественно по двум направлениям:

1) через государственную поддержку материальных источников существования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи -- иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и вынуждают безработного искать работу;

2) через трудоустройство тех безработных, которые к этому способны и

проявляют желание участвовать в общественном производстве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал усилия к самообеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени включение безработного в трудовую деятельность.

Характерен в этом отношении пример работы Московской областной службы занятости. Она включает в себя Московский областной центр, 18 городских и 39 районных центров, а также специализированные учебные центры по профессиональной переподготовке и переобучению. В службе работают около 1200 человек, которые заняты поиском вакантных рабочих мест, соответствующих возможностям зарегистрированных безработных, выплатой пособий о безработице, переобучением безработных, а также консультацией.

Аналогичная деятельность свойственна и другим подразделениям Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗ). Созданная в 1993 году в соответствии с Законом РФ «О занятости населения» (1991 г.), ФГСЗ включает Государственный комитет по занятости, Государственные комитеты по занятости республик в составе РФ, Центров занятости в других субъектах Федерации и Центров занятости в районах и городах. Подразделения службы занятости в пределах своей компетенции разрабатывают и осуществляют программы занятости с участием представителей организаций предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся.

Деятельность органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а так же из местного бюджета.

По положениям данного приказа средства направляются, в частности, на:

Мероприятия по профориентации, профподготовке и переподготовке безработных;

Организацию общественных работ;

Выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установ­ленного срока его выплаты;

Мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельности безработных др.

Служба занятости выполняет следующие функции:

1) анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2) учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3) для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

4) консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

5) оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

6) для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

7) в настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, определяют тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, заключают с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

8) оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

9) регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

10) оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

11) выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

12) подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

13) разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

2. Механизм социальной защиты от безработицы. Пособия по безработице

Пособия по безработице выплачиваются из средств Государственного фонда занятости населения РФ безработным гражданам, зарегистрированным в органах ЦЗН в целях поиска подходящей работ. Пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере, пропорциональном утраченному заработку. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный приобретает право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда.

Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации с той же периодичностью в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц. Размер пособия дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных безработными. В соответствии с Законом пособие безработным гражданам, уволенным по различным основаниям, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, начисленной за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем.

2.1 Материальная помощь безработным

Материальная помощь безработным исходит из существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работы в результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустройством впервые или повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др. Соответственно материальная помощь, оказываемая различным группам нуждающихся в работе, не во всем одинакова. Тем не менее она принимает преимущественно две формы. Одну из них составляет выплата выходного пособия работникам, с которыми расторгается трудовой договор в связи с ликвидацией предприятия, «сокращением численности или штата» персонала. Размер выходного пособия равняется среднемесячному заработку. Уволенным по экономическим причинам должна сохраняться средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия. Другой формой помощи безработным является собственно стра­хование по безработице. Система основана на Законе 1991 года «О занятости населения». Вместе с тем, ее главные составляющие являются объектом изменении и дополнении, вносимых последующими законодательными актами.

Величина пособия. Методика определения общенациональной величины пособия по безработице, как и других видов социальных пособий, разрабатывается государственными ведомствами. При этом она дифференцируется по различным группам безработных. Для никогда не работавших величина пособия устанавливается на основе минимальной заработной платы. Для уволенных администрацией предприятий по экономическим причинам при расчете пособия основанием служит их средняя заработная плата за два месяца, предшествующих началу безработицы. При этом местные органы власти наделены правом предоставлять дополнительные пособия для безработных и их иждивенцев в размерах, превышающих национальные стандарты.

2.2 Социальное страхование

Социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию.

Данное определение обязательного социального страхования заключает в себе два важных положительных свойства в сравнении с рассмотренными выше трактованиями этого понятия. Во-первых, оно распространяет социальное страхование и на неработающих граждан. Во-вторых, четко определена целевая направленность этой формы социального страхования. Сущность социального страхования выражается в определенных общественных отношениях, регулирующихся нормами права.

В принципе не предусматривает сохранение безработному прежних условий существования. Оно лишь несколько смягчает негативные материальные последствия увольнения. Высвобождение с производства, как правило, влечет за собой снижение уровня жизни по сравнению с тем, который характерен для занятых. Существование и поддержание такого разрыва должны стимулировать безработного к трудоустройству. В основе системы страхования по безработице лежит представление о том, что «признанный» безработный не только имеет право на получение специального пособия, но и обязан активно искать работу, используя имеющиеся в его распоряжении средства. Цель выплаты пособия по безработице -- оказание временной материальной помощи в течение срока таких поисков. Тем самым страхование по безработице принципиально отличается от некоторых других видов социального страхования, например, по старости, инвалидности и т. п., по которым выплаты производятся постоянно.

Условия страхования по безработице призваны стимулировать поиски работы. Во- первых, пособия предоставляются только на период до 12 месяцев. Во-вторых, в течение этого времени величина выплачиваемого пособия не остается неизменной. Так, первые три месяца она составляет 75% от средней заработной платы по последнему месту работы, следующие четыре месяца -- 65%, остальные пять -- 45%. В-третьих, условием предоставления пособия является «способность и желание» поступить на имеющееся вакантное место.

Предложения о работе должны отвечать некоторым критериям -- уровню квалификации, месту проживания и т. п. Но при этом возможности отказа от предлагаемой работы, включая временной, ограничены. В случае двухкратного отказа, то есть проявления упорного сопротивления трудоустройству, безработный может быть лишен своего статуса, а вместе с ним и права на получение пособия по безработице. По истечении установленного законом срока выплаты пособия безработные и находящиеся на их иждивении члены семьи не остаются полностью без материальной поддержки. Такие безработные в течение еще 6 месяцев, а члены их семей -- 12 месяцев могут получать помощь в виде ежемесячных денежных выплат.

В них включаются, в частности, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, здравоохранением, общественным транспортом и питанием. Пределом выплат является величина минимальной оплаты труда.

Материальная помощь безработным и членам их семей по истечении сроков пособий по безработице может оказываться при соблюдении ряда условий. К ним, в частности, относятся следующие:

Средний совокупный доход на каждого члена семьи не должен превышать двухкратной величины минимального размера оплаты труда;

Безработный, утративший право на получение пособия по безработице, обязан периодически перерегистрироваться;

По истечении годового периода безработный должен быть готов приступить к оплачиваемой работе, включая временную работу. В случае отказа безработного от одного предложения «подходящей» работы выплата материальной помощи прекращается.

Такова в общих чертах система материальной поддержки безработных, существующая в современной России, и условия ее предоставления.

2.3 Профессиональная подготовка , переподготовка и повышение квалификации

В условиях продолжительного экономического кризиса безработица угрожает практически всем группам работников. Но при этом отнюдь не в одинаковой степени. Увольнения преимущественно избирательны, в большей мере касаясь тех трудящихся, на профессию или специальность которых падает спрос. Государство, в данном случае, должно взять под защиту этих работников, как своих граждан и осуществлять протекционистскую политику по отношению к этим предприятиям. В противном случае, это может привести к тому, что государство превратится в барахольно - сырьевой придаток более развитых стран.

Между профессионально-производственными характеристиками основной части безработных и структурой спроса существует значительный разрыв. В результате, большинство безработных, стремящихся трудоустроиться, нуждаются в дополнительной профессиональной подготовке либо полной переподготовке.

Напряженная ситуация, сложившаяся в сфере занятости, нередко требует от работника отказа от сложившегося у него представления о своем месте в общественном производстве, смены профессии и специальности, а иногда и места жительства.

В принципе политика занятости предусматривает, что государственная служба может предложить безработному, не нашедшему работу по своей специальности, бесплатное обучение по профилю, на который существует спрос. Выбор ограничен списком профессий, по которым ведется подготовка в том региональном отделении службы, где зарегистрирован безработный.

Система профподготовки и переподготовки, на которую опирается служба занятости, состоит из сети профессионально-технических училищ, техникумов, ведомственных профессиональных училищ, специальных отделений высших учебных заведений и т. п.

Существующая система профессиональной подготовки и переподготовки ориентирована на решение преимущественно двух основных задач. Первая из них связана с подготовкой впервые поступающей на рынок труда молодежи по тем специальностям и профессиям, в которых особенно нуждается производство. Их приобретение существенно повышает возможность трудоустройства.

Другая задача системы профессиональной подготовки и переподготовки определяется необходимостью постоянного обновления непрерывно устаревающих образовательных и специальных знаний работников, их трудовых навыков, общей и профессиональной подготовки. Такая необходимость диктуется как динамичным развитием современной техники и технологии производства, так и повышением культурного уровня работников, расширением их потребностей.

Между тем с увеличением размеров безработицы, с возрастанием потока высвобождения с производства «излишней» рабочей силы возникает потребность в определенной переориентации системы профессионального обучения на потерявших рабочее место. Система нуждается в дополнительном приспособлении к потребностям и этой категории населения. Таким образом, к двум прежним функциям, ставшим уже традиционными, прибавляется третья -- профподготовка, переподготовка и переквалификация безработных.

Федеральная служба занятости содействует трудоустройству уволенных с производства по экономическим причинам прежде всего через совершенствование их профессионально-квалификационных характеристик. В этих целях она заключает договоры на обучение или переобучение лиц, активно ищущих работу, со специализированными учебными заведениями. Такая практика охватывает заведения как входящие в состав государственной системы профподготовки, так и действующие в рамках отдельных предприятий.

Однако в действительности имеющиеся возможности во многом остаются невостребованными. Реальные масштабы переобучения несоизмеримы с масштабами безработицы.

2.4 Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую, местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, может быть предложено трудоустройство в другой местности в случае отсутствия подходящей работы по месту жительства. В соответствии с п.2 ст.12, п.1 ст.28 Закона о занятости государство гарантирует безработным гражданам возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости.

Порядок работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве и возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости был определен в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.07.1997 №41.

Компенсация затрат гражданам, признанным безработными, и переезжающим по своей инициативе в другую местность для трудоустройства на время выполнения определенной работы (временной, сезонной или работы вахтовым методом) или на определенный срок, предоставляется органом службы занятости.

Компенсация материальных затрат безработного в связи с его направлением на роту в другую местность не предоставляются, если переезд осуществляется из одного района в другой в городах с районным значением.

Финансирование мероприятий, связанных с переездом безработных граждан для трудоустройства в другой местности, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующего уровня.

2.5 Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах

В целях обеспечения временной занятости населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в соответствии со ст. 24 Закона о занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.

Порядок организации оплачиваемых общественных работ и условия участия в этих работах граждан регламентируются Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997г. № 875 (в ред. от 12.11.1999г.).

Под оплачиваемыми общественными работами (далее - общественные работы) понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Международные правовые акты (Конвенция МОТ №122 о политике в области занятости 1964 г. , Рекомендация МОТ №176 о содействии занятости и защите от безработицы 1988 г. и др.) рекомендуют оплачиваемые общественные работы как средство обеспечения временной занятости населения, для чего следует разрабатывать специальные государственные программы, в которых уделять особое внимание созданию возможностей занятости для групп, находящихся в неблагоприятных условиях; обеспечивать, чтобы набор трудящихся осуществлялся на добровольной основе; предлагать условия занятости, соответствующие национальным законодательству и практике, в частности положениям законодательства, регулирующего получение работы, продолжительность рабочего времени, заработную плату, оплачиваемые отпуска, безопасность и гигиену труда, а также компенсацию в случает трудового увечья профессионального заболевания. МОТ также предлагает при организации общественных работ учитывать возраст, состояние здоровья, прежнее занятие и пригодность граждан к работе, устанавливать регламент их рабочего времени.

Особенность общественных работ в том, что они способны занять работников и смягчить ситуацию на рынке труда достаточно быстро. Кроме того, организация и проведение общественных работ создают условия для материальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан в период поиска постоянной работы, а также способствуют сохранению мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта.

Общественные работы организуются на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм. Общественные работы направлены на удовлетворение потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально - экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ.

К общественным работам не могут быть отнесены работы, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, требующих специальной подготовки работников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяют их виды и объемы, исходя при этом из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретных территорий с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.

В случаях массового высвобождения работников и роста безработицы разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест.

Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости с предприятиями и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.

В договорах определяются взаимные права и обязанности сторон по вопросам организации и проведения общественных работ. Условия договоров должны, учитывая производственные возможности организации и потребность в рабочих местах, определять количество создаваемых рабочих мест и численность занятых на них граждан, место проведения и вид работ, сроки их начала и окончания; объемы работ в стоимостном выражении; размеры и порядок их финансирования органами исполнительной власти, службами занятости; требования по охране труда. В договорах может также предусматриваться создание особых условий для граждан, крайне нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

На органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в них граждан о видах и содержании организуемых общественных работ, порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями работникам при выполнении этих работ. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице; безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. В общественных работах также могут принимать участие и граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, но не признанные безработными, если они длительное время испытывают затруднения с трудоустройством.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости). Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющие профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающие; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Основанием для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем о фактически отработанном времени.

Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета. В 2001 году порядок финансирования общественных работ, как и ряд других мероприятий по содействию занятости населения регулировался Приказом Минтруда №21. Но так как этот порядок не был согласован с Министерством Финансов РФ, не имел регистрации в Министерстве юстиции РФ и имел множество разногласий по применению, он был отменен приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 декабря 2001 № 283. На данный момент есть Постановление Правительства РФ от 28.02.2002 №137 «О мерах по реализации Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2002 год» в котором содержится указание Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации утвердить в I квартале 2002 г. порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, включая мероприятия по профессиональной переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, их профессиональной ориентации, организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, организации общественных работ, обеспечению временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, оказанию содействия самозанятости населения, по выплате стипендий, пособий по безработице и прочих выплат безработным гражданам.

Контроль за организацией общественных работ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием органов службы занятости.

3 . Проблема финансирования мер защиты от безработицы

В условиях мирового финансового кризиса происходит интенсивное сокращение рабочих мест. Международная организация труда (далее - МОТ) обнародовала тревожный прогноз по рынку труда. Предполагается, что к концу будущего года безработица в мире увеличится на 20 млн человек и составит 210 млн - это максимальный уровень за всю историю. В числе отраслей, которые в первую очередь затрагивает финансовый кризис, называются строительство, автопром, финансы, туризм, сфера услуг и недвижимость. Судя по всему, проблемы на рынке труда затронут и Россию. Пока в России ситуация относительно спокойная, но не исключено, что возможны серьезные изменения, а значит нам надо быть готовыми к оперативному реагированию на негативные изменения на рынке труда.

В такой ситуации особого внимания заслуживают гарантии финансового обеспечения прав ищущих работу и безработных граждан в сфере занятости населения. В качестве такой гарантии выступает созданная государством система финансового обеспечения мероприятий, направленных на беспрепятственное осуществление прав граждан в случае потери ими работы, включающих в себя не только социальную поддержку безработных граждан (меры пассивной политики занятости), но и финансирование мероприятий, направленных на трудоустройство ищущих работу и безработных граждан (мер активной политики занятости).

В мировой практике известны два основных подхода к финансовому обеспечению прав безработных граждан, или два "метода защиты", по терминологии Конвенции МОТ N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" - обеспечение непосредственно из бюджета и обеспечение за счет страховых фондов.

С теоретической точки зрения построение всех систем поддержки в случае безработицы в государствах - членах Европейского союза базируется на двух общих принципах социальной защиты: принцип страхования и принцип вспомоществования. В первом случае выплаты по безработице обусловлены предыдущими страховыми взносами и предыдущим доходом. Во втором случае речь идет о выплате безработным гарантируемого минимального дохода (помощи по безработице), который рассчитывается на основе минимальных потребностей бенефициара, а его размер, как правило, меньше страхового пособия. Система выплат по безработице также подчиняется указанным принципам, поэтому в большинстве стран - членов Европейского союза пособия по безработице состоят из двух частей: первой, базирующейся на принципе страхования и выплачиваемой в течение начального периода безработицы, и второй, предоставляемой в случае длительной безработицы, - помощи по безработице.

В нашей стране в течение долгого времени право на труд, на получение оплачиваемой работы было гарантировано государством, в связи с чем функции социального страхования (обеспечения) ограничивались содержанием полностью или частично нетрудоспособных членов общества. Перестройка социально-экономического уклада общества возродила безработицу, а вместе с ней и потребность в социальной защите лиц, лишившихся способности зарабатывать на жизнь своим трудом. 19 апреля 1991 г. был принят Закон РФ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), в соответствии с которым была создана институциональная инфраструктура системы защиты от безработицы, определена система пассивных мер помощи безработным гражданам и реализации мероприятий активной политики занятости населения. В Законе о занятости была применена система, основные принципы которой изложены в Конвенции N 168 МОТ "О содействии занятости и защите от безработицы". Принятый в 1991 г. Закон о занятости населения по сути ввел страхование по безработице, хотя по тексту Закона материальное обеспечение безработных выступает как элемент государственной политики занятости. Как практическая деятельность, тесно связанная с предоставлением безработным услуг по трудовому посредничеству и профессиональному обучению, социальное страхование по безработице вписывалось в рамки политики занятости, составляя так называемую пассивную ее часть, содержание которой заключалось в поддержании доходов вынужденно незанятых лиц.

Пополнение системы государственного социального страхования новым видом страхования - страхованием от безработицы - не было до конца воспринято общественным и правовым сознанием, в том числе и законодателя. Об этом свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что при внесении изменений в КЗоТ РСФСР в 1992 г. в перечень видов обеспечения по государственному социальному страхованию не были включены пособия по безработице.

Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения, был создан Государственный фонд занятости населения (Фонд занятости, ст. 22 Закона о занятости в первоначальной редакции). Фонд занятости формировался за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц (включая иностранных), других поступлений. Формирование этого фонда за счет страховых взносов являлось несомненным доказательством его принадлежности к фондам социального страхования. Страховые взносы были призваны обеспечить приемлемый жизненный уровень граждан, временно утративших доход, и должны были расходоваться в первую очередь на непосредственные нужды застрахованных.

Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" к числу видов социальных страховых рисков отнесено признание безработным (ст. 7). Указанному виду социального страхового риска соответствует такой вид страхового обеспечения, как пособие по безработице (ст. 8). Порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч. 2 ст. 22). Несмотря на данное положение, законодательство об обязательном социальном страховании на случай потери работы (безработицы) не получило дальнейшего развития.

С 2001 г. ликвидирован Государственный фонд занятости населения, а следовательно, отменены страховые взносы, и возникновение такого предусмотренного Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" страхового случая, как наступление безработицы, стало финансироваться за счет средств федерального бюджета. Сложилась довольно странная ситуация: страхование на случай безработицы предусмотрено федеральным законом, но этого вида страхования в России фактически нет.

На сегодняшний день финансирование всех мероприятий осуществляется из средств федерального бюджета. Произошло упорядочение учета расходов по каждому направлению деятельности, общая их картина стала более четкой.

Указанные изменения финансирования мер защиты от безработицы позволили преодолеть негативную ситуацию с недостаточностью средств и обеспечить своевременную выплату пособий, стипендий и материальной помощи безработным гражданам на всей территории Российской Федерации.

Однако такая система финансирования также не лишена недостатков.

Подобные документы

    Трудовой кодекс Республики Беларусь. Основные признаки понятия безработного. Деятельность районных служб занятости и социальной защиты. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных. Назначение пособия по безработице.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Понятие безработного гражданина, его права и обязанности. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице. Определение размера пособий. Пути совершенствования законодательства о защите граждан от безработицы. Социальная поддержка безработных граждан.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства. Понятие пособия по безработице и условия регистрации безработного. Порядок определения размера пособия по безработице, условия и сроки его выплаты, сокращения или приостановления.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития. Сфера деятельности органов социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Ведомства.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Теоретические аспекты исследования правовых вопросов социальной защиты граждан, имеющих детей. Социальная защита как система мероприятий. Положение детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. Социальные пособия семьям в Астраханской области.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Государственные и негосударственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации: льготы, доступное здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение в РФ. Добровольное социальное страхование и благотворительность.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Понятие, сущность и правовые основы социальной адаптации безработных. Анализ социальной адаптации безработных как государственной услуги в Белгородской области. Исследование мероприятий по социальной адаптации безработных в период массовой безработицы.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2010

    Основные гарантии безработным. Условия получения статуса безработного в Российской Федерации. Общие требования к подходящей работе. Гарантии для ищущих работу лиц. Государственная поддержка граждан. Пособие по безработице. Период выплаты пособия.

    реферат , добавлен 11.01.2014

    Право на социальное обеспечение как одно из социально-экономических прав человека. Порядок назначения пособия по безработице. Прекращение и приостановка выплаты пособия по безработице. Признание гражданина инвалидом, установление группы инвалидности.

    контрольная работа , добавлен 11.08.2016

    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства. Порядок регистрации безработного. Определение размера пособия по безработице, условия и сроки его выплаты. Сокращение, приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице.

Социальная поддержка безработных включает в себя систему мер, которые принимаются государством для Оказания помощи безработным гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации в связи с отсутствием работы. Эти меры подразделяются на два вида:
1. Направленные на предоставление работы (содействие в трудоустройстве, организация общественных работ, содействие в организации собственного дела, обучение).
2. Направленные на предоставление денежных средств для существования безработного и находящихся на его иждивении членов семьи (материальная помощь безработным, пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости).
В случае отсутствия подходящей работы законодательство о занятости предусматривает организацию исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления общественных работ в качестве временной меры. В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» общественные работы представляют собой трудовую деятельность, которая имеет социально полезную направленность и организуется как дополнительная социальная поддержка ищущих работу граждан. Организация общественных работ преследует три цели:
1) оказание гражданам временной материальной поддержки в виде заработка;
2) удовлетворение экономических потребностей территорий субъектов РФ, муниципальных образований, организаций в выполнении временных и сезонных работ, работ по осуществлению федеральных и региональных целевых программ социально-экономического характера;
3) сохранение мотивации к труду у не работающих продолжительное время граждан.
На основании этих целей определяются и принципы общественных работ:
1) они должны быть экономически целесообразны, т.е. должны быть действительно необходимы организующим их субъектам;
2) не должны требовать от участников каких-либо специальных профессиональных навыков и умений, то есть должны быть доступными всем;
3) в расходах на эти работы должны преобладать расходы на оплату труда, а сами работы должны приносить социальный эффект;
4) привлечение к этим работам возможно только с согласия безработного.
Положение об организации общественных работ называет их примерный перечень: заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, дорожное строительство; ирригационные и мелиоративные работы;жилищное строительство; эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства; обслуживание организации связи и пассажирского транспорта; благоустройство территорий; обеспечение оздоровления и отдыха детей; уход за нетрудоспособными лицами; проведение мероприятий общественно-культурного назначения и др. Привлечение к общественным работам осуществляется только на добровольной основе. Обучение и переобучение безработных осуществляется по тем специальностям и профессиям, которые на рынке труда пользуются спросом, а также из расчета на конкретные вакантные рабочие места. Профессиональное обучение по направлению службой занятости производится по очной и вечерней формах обучения. Оно включает в себя теоретический курс, производственную практику и стажировку (если это необходимо).

Приоритетное право на профессиональное обучение имеют безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих, уволенных с военной службы; инвалиды, выпускники общеобразовательных учреждений; граждане, впервые ищущие работу, не имеющие профессии и ранее не работавшие.

После успешного завершения профессионального обучения, переподготовки или повышения квалификации в учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, выдаются соответствующие документы государственного образца (диплом, свидетельство, удостоверение).
Для безработных граждан пособие по безработице может стать единственным источником существования, что было учтено законодателем при определении размеров и сроков выплат. Пособие назначается-одновременно с признанием гражданина безработным, за исключением
случаев, когда после увольнения за работником сохраняется заработная плата в течение определенного периода времени, а также выплаты работнику единовременной компенсации в размере трех среднемесячных заработков или в других размерах. Если присутствуют такие исключительные случаи, то пособие назначается по прошествии указанных периодов времени.
В абсолютных цифрах (по определенному Правительством РФ минимуму) пособие выплачивается лицам, которые:
- впервые ищут работу;
- в течение года уволены по виновным основаниям;
- были направлены службой занятости на обучение и отчислены по неуважительным причинам;
- не имеют оплачиваемой работы в течение 26 недель. В более высоких размерах пособие по безработице
начисляется и выплачивается детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, а также проживающим в зоне отселения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в районах Крайнего Севера. Данным лицам первые шесть месяцев пособие составляет величину прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации.

30. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ

Основной нормативный правовой акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, – Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», принятый в 1991 г. и затем изложенный в редакции от 20 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Существуют следующие гарантии социальной поддержки безработных:

1 . Выплата пособия по безработице.

2. Выплата стипендии.

3. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

4. Возмещение затрат в связи с добровольным переездом для трудоустройства в другую местность по предложению органов службы занятости.

Для безработных предусмотрены следующие выплаты:

1 . Пособие по безработице;

2. Оплата безработным периода временной нетрудоспособности.

Эти выплаты осуществляются за счет средств бюджета. Право на их получение при соответствующих условиях имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, т.е. имеющие статус (правовое положение) безработных.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы на бирже труда в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ. Безработным признается также инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о характере и условиях доступного для него труда, выданное в установленном порядке, но не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к ней.

Не признаются безработными следующие граждане:

Не достигшие 16-летнего возраста;

Которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по старости или пенсия за выслугу лет;

Отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации на бирже труда в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы (включая работу временного характера); впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;

Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации на бирже труда в целях поиска подходящей работы для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный законодательством, для регистрации их в качестве безработных;

Осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным, и пособие начисляется с первого дня такого признания.

Из книги Бразильская герилья [Краткий учебник городского партизана] автора Маригелла Карлос

НАРОДНАЯ ПОДДЕРЖКА Один из постоянных моментов деятельности городского партизана состоит в его сопричастности с делами народа, что позволяет ему получать народную поддержку.Там где правительственные действия становятся абсурдными и коррумпированными, городской

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Терроризм и террористы. Справочник автора Жаринов Константин Вячеславович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как пособия для неимущих и безработных в США сказываются на статистике смертности? Группа социологов из Калифорнийского университета провела анализ около 32 миллионов свидетельств о смерти, выданных в США с 1973 по 1988 год. Оказалось, что в первых числах каждого месяца

Из книги Основы партизанской войны автора Автор неизвестен

Иностранная поддержка Иностранная поддержка может оказываться как правительствами, так и неправительственными организациями (в том числе и нелегальными).Такая поддержка может выражаться в предоставлении возможности базирования и подготовки партизанской армии,

Из книги Как написать повесть автора Воттс Найджел

Глава 14. Поддержка Даже если работаешь изо всех сил, работа над повестью редко длится короче, чем пол - года. Только немногие умеют одним махом, и не теряя энергии, написать больше, чем несколько страниц за один раз, поэтому путешествие к станции с триумфальным названием

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

17. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНЫХ И ПРАВИЛА ИХ РЕГИСТРАЦИИ Безработными признаются граждане, которые: являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья (достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет); не имеют работы и заработка, при этом не

Из книги Руководство пользователя Cool Reader автора

18. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ 1) Право на бесплатную профессиональную ориентацию (Положение «О профессиональной ориентации и психологической подготовке населения в РФ»). Такое право предоставляется не только безработным, но и: учащимся общеобразовательных

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Поддержка словарей Cool Reader может вызывать внешние программы-словари для перевода слов.Поддерживаемые словари (могут быть установлены из Market):

Из книги Большой атлас целительных точек. Китайская медицина на страже здоровья и долголетия автора Коваль Дмитрий

Глава 3. ПУТЬ К ОТВЕТСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ Достойная социальная поддержка граждан – залог их доверия к власти 1. Общая характеристика социальной ситуации в России Социальная ситуация в России сложилась в процессе либеральных реформ централизованной

Из книги Все о правах работника и обязанностях работодателя автора Богданова Н.

Психологическая поддержка самомассажа Во время этого упражнения на начальном этапе никаких психологических настроев можно не производить! Упражнение не требует никаких принудительных мыслей, и они даже мешают. Шлепки полностью захватят ваше сознание, доставят

Из книги Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить автора Прессфилд Стивен

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Из книги автора

Условная или безусловная поддержка Люди с наличием хоть чуть-чуть разума в передней голове всё-таки стараются принимать сторону вакцинации, понимая, что если и есть некий процент возможных негативных явлений, то он нивелируется общей пользой. Странно, но эта группа

Все мы стремимся обрести работу, чтобы обеспечить себя и свою жизнь определенными благами. Карьерный рост, высокая зарплата - все это непременно радует нас изо дня в день, но при этом никто из нас не застрахован от безработицы. Что делать, если возникла такая проблема.

Обращаемся к закону!

Итак, остаться безработным - это вовсе не означает, что жизнь на этом закончена и что человек не имеет определенных гарантий и прав. Вовсе наоборот, действующее законодательство спешит защитить такую категорию граждан. Для этого есть специальный закон "О занятости населения", который регламентирует данный процесс. Если человек потерял свою работу по причине расформирования предприятия, его реструктуризации или же в процессе ликвидации, он имеет право обратиться в соответствующий орган за назначением ему пособия по безработице. Это определённая выплата от государства, которая осуществляется на расчетный счет такого гражданина в установленном законом порядке.

Это вариант защиты, который обеспечивает помощь до того момента, как безработный получит новое рабочее место. Такая выплата помогает человеку "продержаться на плаву" в процессе поиска работы, хотя ее размер не так высок. Однако это лучше, чем ничего, в условиях нынешнего экономического кризиса, ведь каждая копейка для человека играет роль.

Куда обратиться?

Стоит отметить, что уполномоченным органом для осуществления таковых выплат является Государственный центр занятости после официального увольнения. Гражданин должен обратиться в данный орган за получением статуса безработного. Для этого он подает пакет документов, включающий в себя:

  1. заявление по установленной форме;
  2. приказ на увольнение или сокращение в связи с ликвидацией и реорганизацией предприятия;
  3. копию трудовой книжки с записью соответствующего характера;
  4. если у человека менялась фамилия или же любая информация о его персоне, он обязан предоставить дополнительные документы (например, справки с места жительства и так далее), подтверждающие такие изменения.

После этого, на каждого безработного заводится определённая карточка, которая и будет основанием для начисления будущих выплат.

Критерии безработицы

Основным фактором, дающим право на определённую помощь от государства, является отсутствие любых официальных доходов у гражданина, а также зарегистрированных трудовых или гражданско-правовых договоров. То есть человек не должен быть официально трудоустроенным где-либо на какой-либо должности. Есть ли же в базе трудовых ресурсов или же налогового учета специалисты найдут такого рода информацию, в этом случае человек потеряет статус безработного и должен будет возместить потраченные государством средства на его содержание.

Получение статуса безработного

Государственная служба занятости начинает предоставлять услуги по поиску работы для такого человека. Безработный имеет право претендовать на получение должности, которая соответствует предыдущей в плане трудовых обязанностей. Для этого специалист центра занятости рассылает уведомления потенциальным работодателям, а также размещает резюме на государственном сайте этой службы специалистов-соискателей. В процессе сотрудничества с такой структурой будут привлекаться специалисты PR-агенты, которые помогут человеку научиться:

  1. правильно позиционировать себя на рынке труда;
  2. помогут правильно вести собеседование, подчеркивать свои основные преимущества;
  3. научат заинтересовывать работодателя в своей кандидатуре.

Стоит отметить, что видеоконференции, а также записи своего резюме вы сможете также рассылать по специальным сайтам потенциальных работодателей, что повысит ваш шанс на скорейший поиск работы. Также важно понимать, что соискатель не должен оставаться равнодушным к процессу поиска работы и надеяться только на государство. Со своей стороны также нужно быть готовым искать работу и выполнять все обязанности, которые законодатель возлагает на безработного. К их числу стоит отнести:

  1. Своевременную явку на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости;
  2. Посещение семинаров и тренингов;
  3. Составление резюме;
  4. Поиск работы;

В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.

Гарантии для безработных

Но это еще не все возможности данной структуры. Если вакансии по вашему профилю длительное время нет, вы имеете возможность получить переквалификацию за счёт бюджетных средств. Это обучение на новых специальностях, которые очень востребованы на рынке труда. При этом вы, как безработный, будете получать на период обучения стипендию, поэтому от вас требуется только хорошая успеваемость, желание и стремление к получению новых навыков и обретению новой профессии. Многие из тех, кто не нашел себя на рынке труда, смог все же обрести новую специальность и самореализоваться в данном русле. Вы также можете оказаться в числе таковых.

Многие боятся сменить место работы на более отдаленное. Это понятно, ведь вам предстоят дополнительные траты. Но и здесь есть государственные гарантии, позволяющие получить необходимую компенсацию. Это и возможность оплаты за участие в общественных работах на добровольных началах, которую можно получить одновременно с пособием, и возможность бесплатного медицинского освидетельствования, которое необходимо в процессе направления на учебу.

Кроме этого, безработным, а также членам их семей законодательство гарантирует материальную помощь и возмещение расходов, связанных с переездом в другую местность с целью трудоустройства. Вы сможете рассчитывать на возмещение некоторых расходов, возникающих во время обучения безработного в отдаленной местности по направлению от вашего места жительства. Это могут быть также затраты, связанные с проживанием и проездом.

Если вы желаете начать свое дело, но никогда не пробовали открыть свой бизнес, вам также могут в этом помочь. Постоянные тренинги, консультации и даже обучение помогут вам выбрать то дело, которое наиболее вам нравится и будет приносить вам прибыль.

Стоит отметить, что часто безработные находятся в таком состоянии, как профессиональное выгорание, апатия к выполнению служебных обязанностей. Это только небольшой перечень тех негативных явлений, с которыми могут столкнуться работники в процессе превышения объема необходимых рабочих задач. Что делать в этом случае? Здесь помогут специалисты, которые подскажут, как вам абстрагироваться от тяжелых мыслей, настроиться на работу и снова поверить в себя.

Так что жалеть себя можно долго, но не зная своих прав и гарантий, вы не сможете себя защитить. Необходимо просто работать, искать пути решения такой проблемы и начинать именно с минимального перечня гарантий, которые закреплены государством.

Обязанности безработного

Получая такой статус, человек начинает активный поиск потенциального рабочего места совместно с центром занятости. При этом специалист назначает ему регулярное посещение PR менеджеров и других специалистов для повышения ликвидности на бирже труда. Необходимо отметить, что человек должен безукоризненно следовать всем указаниям, которые дает ему Центр занятости. Недопустимо пропускать собеседования и нельзя переносить их без уважительной причины. К последним стоит отнести болезнь, выезд на другое место жительства, что должно быть подтверждено соответствующими документами, например, больничным листом.

Предупреждать о смене обстоятельств также необходимо заранее, в противном случае это будет расценено, как неуважение или халатное отношение к своим обязанностям. Что уж говорить о постоянных прогулах собеседований, которые также не уменьшают шанс встречи с потенциальными работодателями. Если человеку выписывается специальное направление на трудоустройство, тогда он не имеет права отказываться от предложенной вакансии более трех раз, так как в этом случае выплата пособия будет приостановлена.

Таким образом, если вы всё же оказались в статусе безработного, не знаете, что вам делать и как быть, тогда спешите воспользоваться услугами Государственного центра занятости, как одним из шансов вернуть себе работу и уверенность в себе!

Государство обязано заботиться о наиболее уязвимой категории своих граждан, гарантировать свою поддержку.

Ведь безработица оказывает очень сильное негативное влияние на человека (и в целом на общество), попавшего в тяжелую социальную и экономическую ситуацию.

Такой человек часто становится конфликтным, неуверенным в себе, появляется неадекватная самооценка, потому что у него резко меняется привычный образ жизни. Могут даже появиться психические нарушения и возникнуть мысли о самоубийстве. Вот поэтому очень важна социальная поддержка людям, которые оказались в ситуации безработицы.

Регулируется такая поддержка следующими документами:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон «О занятости населения в РФ» №1032-1 от 29.07.2017 г.
  • Трудовой Кодекс РФ.

На какую помощь может рассчитывать россиянин, оказавшийся без работы?

Государственная служба занятости создана в 1991 году. Она осуществляет социальную поддержку безработным по двум основным направлениям:

  • Материальная помощь с целью обеспечить элементарные (минимальные) условия для выживания. Она строго ограничена временными рамками, стимулируя безработного к поиску работы.
  • Содействие в трудоустройстве.

По сути, службы занятости (местные Центры занятости) несут ответственность за грамотную социально-правовую защиту безработных в России.

Как оценивается эффективность деятельности службы занятости РФ?

Эффективность деятельности Центров занятости можно оценить с помощью двух критериев:

  1. Результат, которого добились относительно поставленной цели, востребованной в данный момент на рынке труда.
  2. Показатель, основанный на соотношении полученных результатов с теми затратами, благодаря которым и были они достигнуты (с учетом качественной характеристики).

В идеале, большая часть материальных средств службы занятности должна быть направлена на создание новых (или дополнительных) рабочих мест, на субсидирование открытия собственного дела, на профессиональную переподготовку.

Эффективность службы можно еще оценить по следующим показателям:

Условия получения пособия по безработице

Для того чтобы получать социальные выплаты, нужно подходить под :

  • трудоспособный возраст, но нет заработка;
  • готовность в любое время приступить к работе, а также самостоятельный поиск работы.

Право получать социальную поддержку граждане имеют в случаях:

  • были уволены с прежней работы по причине ликвидации предприятия;
  • уволены из-за сокращения штатов или численности;
  • бывшие индивидуальные предприниматели, которые снялись с учета в ЕГРН;
  • ранее не работавшие, то есть, впервые ищущие работу;
  • граждане, желающие трудоустроиться после длительного перерыва.

Гарантии

Для лиц, обратившихся в службу занятости

Гарантируется бесплатное информирование о вакансиях на рынке труда, содействие в трудоустройстве (при этом сохраняется свобода выбора рода деятельности), содействие в переезде в сельскую местность (для работы по направлению службы занятости), только по желанию обратившегося.

В течение 10 дней с даты обращения Центр занятости обязан предложить, как минимум, 2 направления на работу и профессиональные курсы. Бывает, что служба занятости не может предоставить подходящую работу в течение этого срока. Если не нашлось подходящей вакансии, то обратившийся гражданин получает статус безработного (о том, какие документы нужны для получения статуса и о требованиях для признания безработным, читайте ).

Для тех, кто получил соответствующий статус


С получением статуса безработного (с самого первого дня) гарантируется , стипендии, участие в оплачиваемых общественных работах, также помимо различных профессиональных переподготовок оказывается содействие в самозанятости (открытие своего дела).

Оказывается помощь в социальной адаптации, психологическая поддержка, бесплатное медицинское освидетельствование (в случае направления на обучение).

Предоставляются ли компенсации?

Осуществляется компенсация затрат, связанных с переездом на работу в другую местность (предложенную службой занятости). Также предоставляется компенсация работникам, которые высвобождаются из организаций.

Меры государственной помощи и содействия в трудоустройстве

Социальная поддержка безработным (ст. 28 закона РФ «О занятости населения») выглядит таким образом:


Основной материальной поддержкой является, безусловно, .

Зависит от продолжительности периода безработицы, причины увольнения, величины заработка, стажа и категории безработного.

Государством разработаны программы (реализуемые через Центры занятости), которые помогают повысить уровень трудоустройства, оказывается квалифицированная помощь специалистами центра при подборе наиболее подходящей работы.

Заключение

В итоге можно сделать вывод, что система социальной поддержки в Российской Федерации достаточно хорошо развита. Социальная поддержка оказывается всем нуждающимся категориям безработных граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию (из-за отсутствия работы).

Финансирование материальных выплат (пособий и стипендий) происходит за счет средств федерального бюджета. Центры занятости постоянно расширяют контакты с различными предприятиями – потенциальными работодателями. Периодически проводятся специализированные ярмарки вакансий, где предлагают временную работу для женщин и для молодежи.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...