Срок оплаты по акту выездной проверки пфр. Что готовить и чего ожидать? Проведение повторных проверок


Контроль отчислений в ФСС и социальных расходов предприятий, производимый сплошной проверкой документов, осуществляется в рамках выездной проверки Фонда. Охватываемый контролем период составляет 3 календарных года, предшествующих проверке. В статье мы разберем как проводится выездная проверка ФСС, что проверяют, какие необходимы документы и размер штрафов.

Общие сведения о плановых и внеплановых выездных проверках

Законодательством установлена обязанность проведения совместных проверок фондов ФСС и ПФР (ст.33 № 212-ФЗ ). Ревизоры каждого из фондов проверяют свою часть отчислений предприятия. Утверждение плана проверок производится перед началом календарного года. Данные документа не подлежат публикации и используются только для служебного пользования.

Наряду с плановыми мероприятиями проводятся внеплановые выездные проверки ФСС, осуществляемые при ликвидации, реорганизации компании или по жалобам сотрудников. Внеплановые проверки могут осуществляться ФСС отдельно от ПФР и вне зависимости от сроков окончания предыдущего мероприятия планового контроля.

Выездная проверка ФСС проводится на территории предприятия. В исключительных случаях, при отсутствии условий на предприятии, документальный контроль производится в расположении территориального отделения.

Проведение повторных проверок

Ревизоры ФСС при проверке страховых взносов выездного характера основываются на положениях ст. 35 ФЗ № 212-ФЗ. Статья определяет порядок оформления, сроки, возможность продления или приостановки мероприятия и другие нюансы. Особое внимание уделено возможности повторной проверки, проводимой в случаях:

  • Инициации мероприятия вышестоящим органом Фонда. Цель проверки – контроль над качеством действий ревизоров, в ходе которых могут быть выявлены недочеты с последующими доначислениями.
  • Подачи налогоплательщиком уточненного расчета, в результате которого уменьшена сумма к уплате в бюджет. Контролю подвергается период, по результату которого представлен уточненный расчет.

Для проверок с включением в план отбираются предприятия, допустившие нарушения или имеющие солидные расходы социального характера.

Основания и причины для включения предприятия в план проверок

Все организации и ИП, имеющие наемных работников, подлежат проверкам фондов. В план проверок преимущественно включаются предприятия, имеющие показатели:

  • Несовпадение данных налоговых баз по периодам, указанных в расчетах, представленных в ФСС и ПФР.
  • Наличие ошибок в начислениях, расходах, выявленных по результатам камеральных проверок (см. → , → ).
  • Систематическое несоблюдение графика представления отчетности.
  • Наличие задолженности по взносам, указанным в отчетности на протяжении более 2-х отчетных периодов.
  • Получение информации от ИФНС о негативных результатах проверок или выявленных схемах ухода от налогов.
  • Снижение величины отчислений в бюджет по периодам при неизменных показателях фонда оплаты труда и численности.

Наличие любого из показателей увеличивает вероятность внесения предприятия в план проверок. Рассмотрим пример возникновения у налогоплательщика негативных показателей. Компания ООО «Бастион» представила за 9 месяцев 2015 года данные налоговой базы по 4-ФСС в размере 750 тысяч рублей. Одновременно по отчетности в ПФР в форме РСВ-1 указана сумма 700 тысяч рублей. В дополнение к нестыковкам бухгалтерия предприятия не перечисляла взносы за 2 квартальный период 2015 года. По итогам аналитического анализа предприятие ООО «Бастион» было предложено к включению в план проверок на 2016 год.

Начало процедуры выездной проверки ФСС

Регламент проведения выездных проверок обязывает ревизоров следовать четкому порядку действий. Нарушение документооборота или сроков влечет оспаривание результатов налогоплательщиком и отмены решения. Проверка осуществляется на основании решения территориального отделения ФСС.

Особенности оформления решения на проверку:

  • Право удостоверения документа имеет руководитель Фонда, его заместитель или иное лица, временно назначенное на должность приказом.
  • Проверка филиала предприятия, имеющего самостоятельный счет, баланс и рабочие места, производится на основании решения органа территориального расположения филиала.
  • В составесведений документа содержатся название налогоплательщика, цель проверки, период, охватываемый мероприятием, данные ревизоров.
  • Документ издается на фирменном бланке ТО ФСС, утвержденном вышестоящим органом.
  • Одновременно с решением (сразу после его вручения) налогоплательщику предъявляется требование о представлении документов.

В рамках совместных выездных проверок фондов решения и требования выписываются ФСС и ПФР каждым учреждением отдельно. Документы вручаются руководителю предприятия независимо друг от друга.

Как подготовится к проверке?

В ряде случаев при проверке ФСС выявляются нарушения, связанные с оформлением документов. Документы, заполненные некорректно, могут быть не признаны в составе расходов. Предприятие, получившее уведомление о проверке (решение) должно провести контроль документов на предмет наличия и полноты заполнения реквизитов.

Формы документов Обязательные реквизиты
Расчетные ведомости по заработной плате Подписи ответственных лиц
Платежные ведомости Подписи работников, получивших заработную плату наличным расчетом
Расходные кассовые ордера на разовые выплаты Полнота заполнения (суммы прописью, паспортные данные), подписи лиц
Табели учета рабочего времени Подписи руководителя и ответственных лиц
Листки нетрудоспособности Штамп, печати медучреждения, врача и расчет
Приказы Подписи об ознакомлении лица
Справки-расчеты, заявления Корректность заполнения

Право ответственных лицах, подписывающих документы, должно быть подтверждено приказами о назначении или временном исполнении обязанностей. До начала проверки необходимо отделить документы, касающиеся проверки от материалов, не представляющих интерес для проверяющих. При наличии недоимки по взносам в ФСС необходимо оперативно погасить задолженность.

Права инспекторов Фонда при проверках

В ходе мероприятия контроля ревизоры Фонда имеют право затребовать документы, подтверждающие данные, указанные в отчетности. Производится контроль точности начисления взносов и обоснованности произведения расходов. Проверке выездного контроля подлежат только документы, имеющие отношение к отчислениям и затратам социального характера по страховым случаям.

Группировка документов Составляющие формы группировки
Учредительного характера Устав, приказ о назначении руководителя
Внутреннего распорядка по выплатам работникам Положения об оплате труда, о премировании
Кадрового назначения Приказы, заявления, трудовые договоры, дополнительные соглашения, трудовые книжки и журналы учета к ним
Расчетов по заработной плате Табели, приказы о премировании, ведомости по начислению и выплате заработной платы, авансовые отчеты
Выплат социального характера Заявления, справки, листки нетрудоспособности, приказы, справки-расчеты, ведомости, кассовые документы, выписки банка, иные формы

В дополнение к первичным документам учета представляются итоговые формы – своды, регистры, отчеты. Перечень документов не установлен законодательством и определяется внутренними документами Фондов. Запросы проверяющих на предоставление документов могут производиться до составления справки об окончании проверки.

Рассмотрим пример проверки ТО ФСС предприятия ООО «Рассвет». В процессе контроля кассовых документов ревизор ФСС определил большое число выдач подотчетных сумм. По данным оборотной ведомости счета 71 был выявлен большой остаток сумм, не закрытых авансовым отчетом. При проверке РКО обнаружились суммы, выданные лицам, не относящимся к списку подотчетных лиц, срок выдачи которых значительно превысил месячный срок и попал в проверяемый период. Полученные данные позволили ревизору обозначить суммы как доход работников, включить в налогооблагаемую базу, начислить налог, пени и наложить штраф.

Сроки и этапы проведения проверок ФСС

Каждый этап мероприятия контроля имеет сроки, оговоренные законодательством. Окончание проверки оформляется справкой и актом, на составление которого отводится 2 месяца. К акту проверки с выявленными нарушениями должны прилагаться подтверждающие документы – копии форм первичного учета.

Этап проверки Срок оформления
Проведение проверки 2 месяца
Составление справки Последний день проверки
Оформление акта 2 месяца
Опротестование налогоплательщиком 15 дней
Принятие решения 10 дней
Вступление решения в силу Через 10 дней после подписания
Направление требования После вступления в силу решения

Соблюдение периодов исполняется каждым фондом. Срок проведения проверки предприятия может быть продлен по обстоятельствам:

  • Получения данных от УВД о фактах нарушений, требующих дополнительных мероприятий.
  • Возникновения форс-мажорных обстоятельств, влияющих на состояние документов, хранящихся на территории предприятия.
  • Наличия у компании обособленных подразделений.
  • Непредставление в указанный срок документов, указанных в требовании.

Продление срока проверки производится на основании решения, принятого вышестоящим органом Фонда.

Штрафы и санкции при выявленнии нарушений

Налогоплательщики, в учете которых выявлены нарушения, привлекаются к ответственности. При отсутствии своевременно представленного расчета влечет наложение санкций в размере 5% от суммы, начисленной к уплате по расчету за каждый полный и неполный месяц. Уклонение от представления расчета в электронном виде влечет наложение штрафа в размере 200 рублей.

Несвоевременная уплата взносов, возникшая при занижении налоговой базы, влечет уплату санкций в размере 20% (40% при умысле) от величины не уплаченного взноса. Если предприятие уклоняется от подачи документов для проверки, штраф за каждую не представленный документ налагается в размере 200 рублей. Дополнительным минусом может быть доначисление по аналогу – данным предприятия, имеющем примерные показатели ведения деятельности.

Начиная с 2015 года Фондом могут проводиться повторные проверки. В случае обнаружения нарушений, не выявленных при первоначальной проверки, на налогоплательщика не налагаются санкции.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Приведем перечень ответов на актуальные запросы налогоплательщиков

Вопрос № 1. Имеют ли право инспекторы ФСС в течение выездной проверки выносить документы из бухгалтерии предприятия?

Вынос документов налогоплательщика допускается только в форме копий. Оригиналы должны находится на месте проведения проверки выездного характера.

Вопрос № 2. Могут ли ревизоры ФСС испрашивать к проверке хозяйственные и гражданско-правовые договоры?

В ходе выездной проверки инспекторы могут произвести контроль гражданско-правовых договоров, заключение которых часто является скрытой формой трудоустройства. Данные хозяйственных договоров не относятся к сфере контроля Фонда и в предоставлении документов к проверке предприятие может обоснованно отказать.

Вопрос № 3. Сколько решений оформляется при совместной проверке ФСС и ПФР?

Документальное оформление результатов проверки производится каждым фондом отдельно. Решения по проверкам удостоверяются руководителями каждого учреждения. Даты решений могут совпадать.

Вопрос № 4. Должны ли проверяющие фондов ФСС и ПФР начинать проверку одновременно?

Вручение руководителям предприятий решений на проверки осуществляется одновременно.

Вопрос № 5. Могут ли ревизоры ФСС производить опросы работников предприятия в процессе выездной проверки?

Ревизоры ФСС имеют ограниченные возможности в рамках мероприятий контроля. Проверяющие не имеют права проводить осмотры, опросы, заказывать экспертизу, переводчика, проводить встречные проверки.

После сдачи отчетности за 9 месяцев 2013 года сотрудники Пенсионного фонда и Фонда социального страхования сформировали график совместных плановых проверок на следующий год, в ходе которых они проверят правильность начисления и уплаты страховых взносов. Разберемся, как узнать, ждут ли вас проверки и какие документы могут потребоваться для их успешного прохождения.

Совместные проверки ПФР и ФСС - обязательное мероприятие, регламентированное Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ…». Нередко они становятся неожиданностью для предприятий. Избежать «сюрприза» и заранее подготовить необходимые документы поможет сервис «Эксперт» от компании СКБ Контур.

Перечень документов, которые инспекторы могут запросить в ходе проверки:

учредительные документы. На их основании проверяющие установят наименование, юридический и фактический адрес компании и виды ее деятельности. Кроме того, учредительные документы указывают на порядок выплаты дивидендов, которые не облагаются страховыми взносами;

регистры бухгалтерского и налогового учета. Эти документы позволят инспекторам установить порядок ведения учетной политики предприятия и наличие или отсутствие «зарплатных схем», направленных на уход от начисления страховых взносов;

расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Сверяются с первичными документами бухгалтерского и налогового учета;

книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций за проверяемый период. Известно, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное страхование, поэтому книги-регистры подтвердят начисление и выплату вознаграждений работникам, заключившим трудовые или гражданско-правовые договоры с компанией-работодателем, применяющей УСН.

Важно! Организациям, которые ожидают выездную проверку из ПФР и ФСС, следует обратить внимание на то, что инспекторы зачастую запрашивают документы, которые не имеют права требовать. Кроме того, проверяющие специалисты могут попросить предъявить те документы, которые в принципе не ведутся организацией. Например, список лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Организация не обязана вести учет этих лиц и предоставлять его в ходе проверок. Наказание или штраф за отсутствие подобных документов не предусматривается - ведь на их основании не рассчитывается размер взносов в ФСС и ПФР.

Помимо учредительных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, расчетов по начисленным страховым взносам и книг учета доходов и расходов инспектор вправе запросить:

бухгалтерскую отчетность за проверяемый период. На ее основании сопоставляется информация о задолженностях предприятия перед внебюджетными фондами, которая указана в бухгалтерском балансе и отчетах в фонды;

трудовые договоры. Необходимы для проверок даты приема сотрудников на работу, а также их окладов, надбавок и премий. Эти сведения позволяют определить полноту и своевременность перечисления страховых взносов в фонды;

гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами. В таких договорах кроме сумм вознаграждения изучается предмет договора: относится он к договорам на оказание услуг (выполнение работ) или к передаче имущественных прав, например договору аренды.

Отметим, что инспекторы будут пытаться переквалифицировать договор гражданско-правового характера в трудовой. Это возможно, если предмет договора прописан некорректно: договор заключен не на выполнение определенной услуги, а на исполнение функций. Вместе с тем выплаты, произведенные по договорам гражданско-правового характера, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС (подпункт 2 пункта 3 статьи 9 ФЗ №212).

Инспекторов могут заинтересовать также:

банковские и кассовые документы: выписки банка, поручения, ордера, кассовая книга, журнал кассира, отчеты кассира и т.д. В указанных документах специалисты фондов будут искать признаки ухода от официальных зарплат;

первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления предприятием хозяйственной деятельности. Цель проверки этих документов - определить полноту отчета за выданные авансы и начислить взносы на разницу;

кадровые документы: трудовые книжки и документы по учету и движению кадров. Трудовые книжки необходимы для сопоставления дат приема на работу, увольнения, перевода, поощрения, указанных в них, с датами, проставленными в других кадровых документах. Первичные документы по учету кадров требуются для проверки дат приема на работу, увольнения, выплаты премий и зарплаты;

документы на предмет выплат , связанных со страховым обеспечением: листки нетрудоспособности, приказы о приеме на работу, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты, заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

Обратите внимание, что принимаются копии, заверенные руководителем проверяемой организации, а не нотариально. Также имейте в виду, что инспекторы вправе запросить один и тот же документ неограниченное количество раз.

Компании, которые станут объектами совместных проверок ПФР и ФСС, отбираются в соответствии с критериями отбора, указанными в Письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010. Но самим предпринимателям и бухгалтерам оценить вручную, попадет ли их фирма в список проверяемых, достаточно трудоемко. Поэтому был создан сервис, автоматизирующий все необходимые расчеты. Внесите данные о компании в «Эксперт » и узнайте, какова вероятность проверки заранее.

Первые выездные проверки по страховым взносам начнут проводиться не ранее 2011 г., указывалось в Письме Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. N 1344-19. Ведь проверять следует уплату взносов за расчетный период, а таковым является календарный год . В течение 2010 г. коммерсанты осваивали порядок расчета и уплаты взносов, установленный Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), а представители Пенсионного фонда и ФСС РФ не беспокоили их выездными проверками. Проверять было, по сути, нечего. Период до 2010 г., то есть когда бизнесмены уплачивали ЕСН, находится в компетенции налоговой службы.
Теперь первый расчетный период по взносам на обязательное страхование окончен, и представители фондов приступили к проверкам коммерсантов.

План-график проверок

Территориальные отделения Пенсионного фонда и ФСС проводят совместные выездные проверки на основе утверждаемого плана (п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). В Письме Пенсионного фонда РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 г. перечислены критерии, по которым сотрудники фондов отбирают плательщиков взносов для проверок.

Критерии для отбора плательщиков страховых взносов для включения в план-график совместных на 2011 год

1. Наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 г. в территориальные органы ПФР и ФСС РФ
2. Наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС РФ
3. Несвоевременное представление индивидуальных сведений
4. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами
5. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом
6. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений)
7. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд
8. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников)
9. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников
10. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам
11. Периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц)
12. Наличие информации от органов ФНС России об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов

Попасть в план-график может практически любой бизнесмен. Поводом станут такие нарушения, как непредставление расчетов по страховым взносам, обнаружение несоответствий в расчетах по итогам камеральных проверок. В последнем случае не играет роли, представлял коммерсант пояснения к расчетам или нет. Получается, если ошибка (выявленное несоответствие) была решена мирным путем, от выездного контроля бизнесмен не застрахован.
Ревизоры обратят внимание не только на нарушения, но и на факторы, которые сами по себе санкций не влекут. В частности, наличие расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС (то есть выплата больничных), или выплат, не облагаемых страховыми взносами, применение пониженных тарифов.
Проверку спровоцируют неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие задолженности по взносам свыше двух отчетных периодов подряд. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Уменьшение сумм начислений в сравнении с предыдущим периодом при неизменной численности сотрудников указывает на возможный уход "в тень" и может повлечь проверку. Кроме того, если специалисты фонда получат из налоговой службы информацию об участии коммерсанта (применении) в схемах минимизации, бизнесмен также, скорее всего, попадет в план выездных проверок.
В план-график не включаются предприниматели и фирмы, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность. Конечно, если фонды знают о приостановке деятельности.
В течение года в план могут вноситься изменения, для чего издается приказ руководителей (заместителей) отделения Пенсионного фонда и ФСС РФ. Корректировка может касаться не только списка потенциальных кандидатов (включение или исключение из перечня), но и сроков проведения проверки.

Контролируемый период

Выездная проверка может охватывать период, не превышающий трех календарных лет , предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении ревизии. Но сейчас может быть проверен только 2010 г. Ведь именно с 1 января 2010 г. фондам переданы полномочия по проведению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Выездные проверки уплаты ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды проводят налоговые инспекции. Соответствующие разъяснения даны в совместном Письме ФНС России N ММВ-22-2/422@ и Пенсионного фонда РФ N АД-30-24/9291 от 31 августа 2010 г. В рамках выездных проверок правильности уплаты ЕСН налоговые инспекции уполномочены выявлять в том числе ошибки, связанные с уплатой пенсионных взносов. Но привлекать бизнесменов к ответственности за выявленные нарушения в части уплаты пенсионных взносов контролеры налоговой службы не вправе. Обнаружив недоимку за период до 1 января 2010 г., инспектор должен передать сведения в территориальное отделение Пенсионного фонда, где зарегистрирован коммерсант. В свою очередь фонд вынесет решение о привлечении проверяемого лица к ответственности за неуплату пенсионных взносов. Названное совместное Письмо предписывает налоговым инспекторам направлять пенсионщикам акты камеральных проверок, выписки из актов выездных проверок, документы, подтверждающие недоимку по пенсионным взносам, и иные необходимые материалы. Все эти сведения передаются не позднее чем через два рабочих дня, следующих за днем подписания акта налоговой проверки.
Заметим, инспекция должна сообщить коммерсанту о том, что в течение 15 дней бизнесмен может представить в Пенсионный фонд свои возражения на акт выездной проверки. Если такие возражения ИП передал инспекции, контролеры передадут их в Пенсионный фонд.

Истребование документов

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (п. 6 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В ходе контроля представители Пенсионного фонда, одновременно с проверкой уплаты пенсионных взносов, осуществляют проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
В свою очередь сотрудники из ФСС РФ, изучая уплату взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, одновременно проверяют правильность расходов на выплату пособий (страхового обеспечения).
Контролеры вправе истребовать у страхователей документы. Предпринимателю (его уполномоченному представителю) вручается соответствующее требование. Документы представляются в виде заверенных копий. Бумаги заверяются подписью коммерсанта и печатью (при наличии). Не допускается требование нотариального удостоверения копий, а также изъятие подлинников. Контролеры в случае необходимости могут ознакомиться с подлинниками, но только на территории (в помещении) плательщика взносов. Требовать представить подлинники они не могут. Исключение - когда проверка проводится по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Обычно выездная проверка проводится на территории плательщика, но если у ИП нет возможности предоставить помещение проверяющим, ревизия осуществляется по месту нахождения контролеров.
Запрашиваемые документы представляются в течение 10 рабочих дней с даты вручения требования. Если коммерсант не успеет выполнить требование, то на следующий день после его получения следует письменно уведомить проверяющих о невозможности представления документов в указанные сроки, а также перечислить причины, по которым документы не могут быть представлены. В течение двух дней фонд примет решение о продлении сроков или отказе в продлении, о чем будет вынесено отдельное решение.
От отказа коммерсант не застрахован, и может случиться так, что ИП даже не узнает причин, по которым фонд отказался увеличить срок. Закон предусматривает право (не обязанность) контролеров продлить сроки представления документов. При этом форма решения о продлении (об отказе в продлении) сроков не предусматривает указания причин, послуживших, в частности, отказу (форма содержится в Приложении N 22 к Приказу Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н). Непредставление документов или отказ представить документы в установленные сроки признаются правонарушением и влекут штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, возможен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ). Санкции можно попытаться оспорить. В ст. 43 Закона N 212-ФЗ названы обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. Прямо там не говорится о непредставлении документов из-за большого объема запрашиваемых сведений. Но статья устанавливает, что проверяющее ведомство или суд могут учитывать иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения.

Полномочия контролеров

Права и обязанности проверяющих названы в ст. 29 Закона N 212-ФЗ (таблица 2). Отметим, полномочия контролеров в сравнении с полномочиями налоговых инспекторов (ст. 31 НК РФ) ограничены. Представители фондов не вправе:
- производить выемку документов, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- приостанавливать операции по счетам плательщика взносов в банках и налагать арест на имущество плательщика;
- привлекать для проведения контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Права органов контроля за уплатой страховых взносов

1. Требовать от плательщика страховых взносов документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов
2. Проводить проверки плательщиков страховых взносов
3. Вызывать на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими взносов либо в связи с проверкой.
С 1 января 2011 г. ведомства могут вызывать страхователей, только если представленные плательщиками сведения являются неполными или носят противоречивый характер
4. Определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы
5. Требовать от плательщиков взносов устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований
6. Взыскивать недоимку, а также пени и штрафы по страховым взносам
7. Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды
8. Получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками обязанностей, установленных Законом N 212-ФЗ
9. Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
10. Обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов
11. Предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам

Санкции за нарушения законодательства о страховых взносах и их сравнение с аналогичными нарушениями в сфере налогового законодательства



Закон N 212-ФЗ не предусматривает возможности привлечения к проведению выездной проверки страховых взносов сотрудников ОВД. Привлекать к проверке налоговых инспекторов фонд может только для проверки обоснованности применения коммерсантом пониженных тарифов страховых взносов (п. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

Проверки внебюджетных фондов, как и налоговые ревизии, бывают камеральными и выездными. На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период.

Камеральная проверка ФСС проводится с целью проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. В рамках камеральной проверки сотрудники фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме 4 ФСС. То же самое и с «камералками» пенсионного фонда – проверка отчетности ПФР на предмет правильности начисления и уплаты вносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование начинается с того дня, когда страхователь подал расчет по форме РСВ-1 ПФР. Срок камеральной проверки для фондов один – три месяца со дня подачи отчетности, и проходит она исключительно на территории фондов.

Совсем другое дело – выездные проверки. Они могут проходить по заранее составленному плану или же «случаться» внепланово. И так же, как визит налоговых инспекторов, выездная проверка ФСС либо выездная проверка ПФР вызывает тревогу у всех работодателей без исключения. Чтобы внести ясность, кого и «за что» проверяют, чего ожидать от ревизии, мы подготовили для вас эту статью.

Как проходит «кастинг» на проверку

На плановые выездные ревизии сотрудники фондов отдельно не ходят, так как ПФР и ФСС могут проводить плановые выездные проверки только совместно . План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС.

ФСС и ПФР ежегодно совместно составляют план выездных проверок. При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему. В итоге примерно половина компаний попадает в план по инициативе ПФР, половина – по предложению ФСС.

Рассмотрим, на основании каких критериев происходит отбор.

Расхождения в отчетности . Назначить выездную ревизию фонды могут по итогам камеральной проверки. Например, если сотрудники ПФР в ходе «камералки» выявят несоответствия в расчетах по формам РСВ-1 и индивидуальных сведениях. Такой же подход применяют и в ФСС. Причем проверка возможна даже в том случае, если чиновники запросили у компании пояснения, и она их дала. Кроме того, если представленные в отделения ПФР расчеты по страховым взносам за предыдущий год не соответствуют количеству расчетов, сданных в отделения ФСС России, есть вероятность, что компании назначат выездную проверку.

Снижение зарплаты . Если у компании по сравнению с прошлым годом значительно снизился фонд оплаты труда – также повод включить ее в план совместных выездных проверок.

Нулевая отчетность . Особое внимание инспекторы обращают на компании, сдающие нулевую отчетность. Зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ. А если есть начисленная заработная плата, должны быть и страховые взносы.

Необлагаемые выплаты . К необлагаемым выплатам относятся государственные пособия, выплаты временно пребывающим в России иностранным работникам и т. д. В план попадают компании, которые отражают значительные суммы необлагаемых выплат (больше 10% от общей суммы) и часто подают корректирующие расчеты.

Пониженные тарифы . Речь идет на компаниях на «упрощенке» с льготной деятельностью и другие компании, которые платят пониженные взносы. При этом особенно рискуют оказаться в плане проверок компании с пониженным тарифом, которые по требованию фонда не подали на камеральную проверку документы, подтверждающие право на льготу.

Наличие долгов . В план попадут компании с недоимкой по взносам. Причем ФСС интересуют как компании с долгом в 1000 руб., так и крупные должники – от 100 000 руб. Но проверка возможна, только если компания хронически не платит взносы – два и более квартала подряд.

Подача «уточненок» к уменьшению . Страхователи, которые подают «уточненки» с уменьшением платежей, и делают это регулярно, очень рискуют оказаться в плане проверок. В фондах считают, что это может говорить об ошибках в расчете взносов.

Крупнейший налогоплательщик . Из всех компаний, помимо всего прочего, проверяющие будут выбирать те, у которых имеются наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или наибольшая .

Большие суммы расходов, финансируемых за счет ФСС . К таким расходам относятся пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное , оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет. В план включают компании, у которых расходы на пособия превышают 50 процентов от всех начисленных взносов. Но фонд сначала запросит объяснения. Ему можно ответить, что высокие расходы связаны с большим числом больничных. Визит возможен, только если фонд найдет нестыковки в больничных или его не устроят пояснения.

Подошел срок проверки . Выездная проверка фондов проходит раз в три года. Поэтому, если организацию не проверяли три года подряд, сотрудники ПФР и ФСС, скорее всего назначат ей проверку. То есть в план включают компании без особых признаков, у которых уже три года не было ревизии.

Расчеты в банке идут, а отчетности нет . С 2015 года ФСС вправе запрашивать в банках данные по счетам компаний. Эти сведения фонды запросят по всем компаниям, которые не отчитываются. Если у таких страхователей есть движение по счетам, то им стоит ждать визита контролеров.

Мигрирующие компании . Вдобавок ко всему ПФР интересуется теми компаниями, которые не находятся по своему юридическому адресу и не сообщают фонду данные о фактическом местонахождении.

Проверка ПФР – 2015: креатив от региональных отделений фонда

Помимо общепринятых критериев отбора компаний на выездную проверку, при составлении планов на 2015 год отделения ПФР в регионах использовали и другие, менее популярные критерии. Например, в него включали компании, которые взяли за правило сдавать отчетность в последний момент. А еще выездные проверки назначали тем, у кого побывала с ревизией трудовая инспекция и выявила нарушения.
Кстати, средняя «планка» доначислений по проверке в 2015 году для сотрудников ПФР составляет 20 000 руб. – то есть как минимум такую сумму постараются начислить проверяющие, иначе выездная проверка будет считаться неэффективной.

К вам приехал ревизор…

Выездная проверка ПФР и проверка ФСС проходит, как правило, на территории компании-работодателя. Но если у страхователя нет возможности предоставить проверяющим помещение для проверки, сотрудники фондов проведут ее у себя на месте.

Выездная проверка начинается с того, что компании вручают решение о проведении проверки. В таком документе должны быть указаны состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет.

С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотрудник вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Поскольку круг интересов у проверяющих из разных фондов расходятся, то и запрашивать ревизоры будут разные документы.

В ходе плановых выездных проверок сотрудники ФСС проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили взносы на обязательное социальное страхование, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».

Что нужно ФСС на выездной проверке

ФСС может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также подтверждают правильность их расчета и уплаты, а именно:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест)
  • и т. п.

Что требует ПФР на выездной проверке

Что касается проверки пенсионного фонда, то ПФР может требовать от компании копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов; подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов. Это могут быть:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • (в т. ч. годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, зарплатные ведомости, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц);
  • документы индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как идет проверка и чем может закончиться

Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Основанием для продления выездной проверки может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
  • наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Чтобы продлить срок выездной проверки, проверяющие должны направить мотивированный запрос в вышестоящий орган своего фонда. На основе этого запроса руководитель вышестоящего органа принимает решение о продлении выездной проверки или отказывает в продлении.

Если справка – то конец проверке

По окончании выездной проверки или в ее последний день проверяющие составляют Справку о проведенной выездной проверке. Один экземпляр остается в компании, второй приобщается к материалам проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки готовится Акт выездной проверки. Он подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта вручается представителю компании под расписку в течение пяти рабочих дней с даты подписания (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения его представителем организации).

Есть возможность возразить

Если компания не согласна с выводами проверяющих, изложенными в акте, она в течение 15 рабочих дней со дня получения документа может представить письменные возражения. Для обоснования возражений важно приложить заверенные копии документов.

Руководитель фонда, проводящего проверку, должен рассмотреть акт проверки, другие материалы ревизии, а также представленные возражения по акту, и уже на их основании вынести решение – в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на представление письменных возражений.

Какой-то официально утвержденной формы для оформления возражений нет, поэтому они составляются в свободной форме. В документе обязательно надо указать наименование, ИНН, КПП, адрес компании, регистрационный номер страхователя, время проведения ревизии, ее объект. И затем пояснить причины возражения, привести ссылки на нормативные акты.

Результаты бывают разными

По результатам рассмотрения материалов проверки руководители (их заместители) территориального органа ПФР, ФСС России выносят одно из решений:

  • О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
  • Об отказе в привлечении к ответственности.

В решении указываются выявленные нарушения, сумма выявленной недоимки, а также предлагается уплатить штрафы ПФР (штрафы ФСС) и пени по страховым взносам.

Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения). В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма.

Обжаловать решение по выездной проверке можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Но в отличие от обжалования решений по налоговым проверкам, где досудебный порядок обжалования является обязательным, подать жалобы на решение фонда одновременно – и в вышестоящее отделение фонда, и в суд. Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения.

Ревизоры могут нагрянуть внезапно

Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Внепланово выездные проверки ФСС проводит, если:

1. организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;

2. страхователь обратился за выделением средств;

3. сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия.

Что касается п. 2, то ФСС заинтересуются компанией только в том случае, если сумма возмещения превышает уплаченные взносы за несколько лет или компания хочет получить деньги через пару месяцев после своей регистрации.

Внепланово выездные проверки ПФР проводит только при ликвидации или реорганизации организации.

P.S. В ближайших публикациях мы подробно разберем спорные ситуации, которые возникают на камеральных проверках ФСС и ПФР . Их достаточно много, и, как показывает наша практика, приносят они хлопот не меньше, чем выездные ревизии.

Выездные проверки ПФР и ФСС (Гуржева О.А.)

Дата размещения статьи: 17.08.2013

Бухгалтерам необходимо знать, каков порядок и особенности проведения проверок ПФР и ФСС РФ: кто, как и при каких обстоятельствах может осуществлять контроль уплаты страховых взносов.

Органами, контролирующими уплату страховых взносов, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ являются ПФР и ФСС РФ. Они получили право проводить выездные проверки в 2011 г. по итогам первой представленной отчетности за 2010 г.
Отметим, что выездные проверки правильности исчисления и уплаты плательщиками единого социального налога за периоды до 1 января 2010 г. проводятся налоговыми органами (Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1344-19).
ПФР и его территориальные органы проводят выездные проверки в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС. Одновременно у плательщика страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ проводится проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
ФСС РФ и его территориальные органы проводят проверки в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и правильности выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Проверка взносов "на травматизм" проводится на основании утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам.
Территориальные органы ПФР и ФСС РФ проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании ежегодных планов выездных проверок. Нужно подчеркнуть, что такие плановые проверки должны осуществляться именно совместно, проведение отдельных плановых выездных проверок плательщиков взносов неправомерно (Письма ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106, Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748).
Независимо друг от друга органы ПФР и ФСС РФ могут осуществлять только внеплановые выездные проверки (Письма Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748, ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106), но такие проверки проводятся в определенных случаях. Внепланово ПФР и ФСС РФ могут проверить организацию в случае ее ликвидации или реорганизации, поступления жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение им размера страхового обеспечения.
Отметим, что ПФР и ФСС РФ могут проводить проверки совместно с налоговыми органами. ФНС России и ПФР в Письме от 22.02.2011 N ПА-4-2/2859@, N ТМ-30-25/1769 сообщили, что между ними заключено Соглашение ФНС России N ММВ-27-2/5, ПФР N АД-30-33/04сог от 22.02.2011 "По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации".
Налоговые органы представляют органам ПФР информацию о налоговых агентах, от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доход. По запросу органов ПФР и ФСС РФ налоговые органы представляют также информацию, необходимую для проверки применения пониженных тарифов отдельными категориями плательщиков страховых взносов, и участвуют вместе с ними в выездных проверках в части контроля соблюдения требований законодательства.
Подчеркнем, что важным отличием проверок ПФР и ФСС РФ от выездных налоговых проверок является ограничение полномочий контролирующих органов. У налоговых органов больше прав при проведении мероприятий налогового контроля (осуществление выемки документов, привлечение экспертов, допрос свидетелей и т.д.).
Кроме того, в отличие от порядка проведения выездных налоговых проверок проведение повторной выездной проверки плательщиков страховых взносов "пенсионным" законодательством не предусмотрено.

Отбор кандидатов на проверку

Территориальные органы ПФР и ФСС РФ отбирают плательщиков страховых взносов по определенным критериям (Письмо ПФР N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010). Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р были утверждены Методические рекомендации по проведению проверок, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
Процесс планирования выездных проверок может включать отбор плательщиков страховых взносов на основе следующих критериев:
- отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);
- несвоевременное представление индивидуальных сведений;
- наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
- применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
- выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);
- наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
- уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников;
- неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- наличие информации от органов ФНС России об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов;
- периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).
Отметим, что приведенный перечень - это лишь рекомендация для отбора кандидатов на проверку. На практике зачастую план проверок в течение года корректируется, и могут возникать иные основания для отбора плательщика взносов на проверку.

Проведение выездной проверки

Процедура проведения выездных проверок ПФР и ФСС РФ во многом перекликается с порядком проведения выездных налоговых проверок. Точно так же выносится решение о проведении проверки, предъявляется требование о представлении документов, составляется справка о проведенной проверке, оформляется акт о проведении выездной проверки, рассматриваются разногласия проверяемого лица и выносится решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.
В Распоряжении Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р перечислены основные вопросы, подлежащие проверке и описанию в акте:
- своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных сведений в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов;
- правильность определения плательщиком страховых взносов объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления;
- правильность определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
- правильность начисления и уплаты (перечисления) страховых взносов.
Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой страховых взносов на территории плательщика взносов. Решение о проведении выездной проверки выносится по месту нахождения организации (или по месту жительства физического лица). На основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения обособленного подразделения может быть проведена выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Документы, применяемые при осуществлении контрольных мероприятий, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н, причем для каждого фонда предусмотрена своя форма: решения о проведении проверки ((ф. 9-ПФР и 9-ФСС РФ), справки о проведении проверки (ф. 12-ПФР и 12-ФСС РФ), акты выездной проверки (ф. 17-ПФР и 17-ФСС РФ), решения о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за нарушения законодательства о страховых взносах (ф. 19-ПФР и 19-ФСС РФ, 20-ПФР и 20-ФСС РФ).
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Выездная проверка проводится не чаще чем один раз в три года и не может продолжаться более двух месяцев.
Выездная проверка обычно назначается не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период. Заметим, что проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. Но в любом случае проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (его заместитель) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе приостановить проведение выездной проверки по некоторым основаниям, например для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки (допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы). Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. В указанном случае проверяемому лицу возвращаются все подлинники документов, ранее истребованные при проведении проверки, и приостанавливаются действия проверяющих, связанные с проверкой. Выездная проверка, осуществляемая органом контроля за уплатой страховых взносов, в отличие от выездной налоговой проверки не может быть продлена.
Плательщик страховых взносов обязан обеспечить проверяющим возможность ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой взносов. Ознакомление с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
На основании ст. 37 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать от плательщика взносов документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты (перечисления).
В п. 7.4 Методических указаний ПФР приведен перечень документов, подлежащих истребованию у проверяемого лица. При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятия подлинников документов.
Документы, которые были истребованы в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования. Причем количество требований, выставляемых проверяющими плательщику страховых взносов в ходе выездной проверки, не ограничено.
Если у плательщика взносов не получается представить документы в срок, он вправе письменно уведомить проверяющих о невозможности представления документов с указанием причин непредставления и о сроках, в течение которых плательщик страховых взносов (его представитель) сможет представить эти документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (его заместитель) территориального органа ПФР вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков.
В последний день проведения выездной проверки проверяющие обязаны составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Она составляется в двух экземплярах, один из которых вручается плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю). Справку могут направить плательщику взносов по почте заказным письмом и считать ее полученной по истечении 6 дней со дня направления такого письма.

Акт выездной проверки

По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт выездной проверки.
Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом плательщике страховых взносов. В случае выявления нарушений законодательства о страховых взносах описательная часть акта должна содержать сведения о выявленных нарушениях со ссылками на конкретные документы. В итоговой части акта должны содержаться выводы проверяющих о взыскании с плательщика страховых взносов суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Там же указываются предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика к ответственности с указанием оснований для этого и составов правонарушений. Кроме того, в итоговой части акта напоминается, что у плательщика взносов есть право представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта. На это особенно следует обращать внимание, так как на этой стадии можно повлиять на выводы проверяющих, с которыми организация может быть не согласна.
Акт выездной проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен проверяемому лицу или его уполномоченному представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о его получении этим лицом или его уполномоченным представителем.

Рассмотрение материалов проверки

Руководитель (его заместитель) органа контроля за уплатой страховых взносов письменно извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Плательщик взносов участвует в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие проверяемого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР обязательным.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (его заместитель) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо решение об отказе в привлечении к ответственности. Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения срока для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту. В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе вынести решение об истребовании необходимых для этого документов.

Ответственность за нарушения

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие описываемые обстоятельства. Там же указываются доводы, приводимые лицом, в отношении которого осуществлялась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием соответствующих статей Закона N 212-ФЗ и применяемые меры ответственности.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Согласно ч. 13 ст. 39 Закона N 212-ФЗ копия решения вручается плательщику взносов (под расписку или иным способом) в течение 5 дней с момента его вынесения. Если оно направляется по почте заказным письмом, то считается полученным по истечении шести дней с даты отправки.
По итогам проверки проверяющие вправе:
- начислить пени за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за последним днем, установленным для уплаты страховых взносов (процентная ставка составляет 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в этот период);
- оштрафовать на основании ст. 47 Закона N 212-ФЗ (штраф взимается с плательщиков в случае неуплаты взносов в результате занижения базы для их начисления, неправильного исчисления или иных неправомерных действий (бездействия) плательщика; размер штрафа равен 20% от неуплаченной суммы страховых взносов).
Минздравсоцразвития России в Письме от 30.08.2011 N 3035-19 разъяснило следующее. Привлечение страхователей к ответственности по ст. 47 Закона N 212-ФЗ территориальным органом ПФР признается правомерным в случае, если имела место неполная уплата страховых взносов в результате неправомерных действий страхователей, выразившихся в виде: неправильного определения страхового стажа застрахованного лица; неверного исчисления размера пособий; отсутствия документов, подтверждающих право застрахованного лица на получение государственного пособия, и т.п.
Важно знать, что штраф за неуплату (неполную уплату) страховых взносов не применяется, если после уплаты недоимки и пеней и до того, как стало известно об обнаружении ошибки контролирующим органом или о назначении выездной проверки, был подан уточненный расчет. Также штраф не налагается и в случае, когда уточненный расчет был представлен после выездной проверки за соответствующий период, но при условии, что ошибок и (или) искажения сведений проверяющие не обнаружили.
Следует знать, что в отличие от порядка, предусмотренного для обжалования налоговых проверок, отсутствует обязанность обжаловать решение территориальных органов ПФР в вышестоящем органе перед подачей иска в суд.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...