За совершение административного правонарушения может быть назначено. Общий порядок назначения административного наказания


Нижеприведенная статья посвящена административным наказаниям, существующим в российском законодательстве. В ней наши читатели узнают о видах и сроках административных наказаний, какими статьями закона регулируются данные взыскания.

Административное наказание - есть мера административной ответственности, применяемая в отношении правонарушителей в целях защиты правопорядка и предупреждения совершения новых незаконных деяний. Основанием для наступления административной ответственности является административное правонарушение. Круг лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, определен КоАП РФ, а также иными законодательными и подзаконными актами, в которых отражены как материальные нормы, так и порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Штраф

Административное взыскание, носящее материальный (денежный) характер. Это наиболее эффективная мера принудительного воздействия, применяемая как основное административное наказание. Размер административного штрафа регулируется КоАП РФ и иными законодательными актами субъектов РФ, при этом в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа составляет 100 рублей, а максимальный размер - 60 млн. рублей. Для физических лиц сумма административного штрафа не может превышать 500 тысяч рублей, для должностных лиц - не более 1 млн. рублей, для юридических лиц - не более 60 млн. рублей. Размер штрафа, назначенного за правонарушение в виде мелкого хищения чужого имущества, который рассчитывается на основании стоимости объекта административного нарушения, не должен превышать 5-тикратный размер стоимости похищенного имущества (ст. 7.27 КоАП РФ). Административный штраф определяется по следующим основаниям:

  • стоимости предмета административного правонарушения;
  • сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение и т.д.

Кроме того, административный штраф может быть выражен в величине, кратной:

  1. сумме валютной операции, проводимой незаконным способом;
  2. сумме денежных средств, которые не были зачислены в установленные сроки на расчетные счета банков;
  3. сумме денежных средств, которые не были возвращены на территорию РФ в установленный срок;
  4. сумме административного штрафа, не уплаченного ранее, вынесенного за совершение административного правонарушения;
  5. сумме денежных средств либо ценных бумаг, с которыми были проведены операции по списанию или зачислению с нарушением требований о резервировании.

Административный штраф зачисляется в бюджет государства в полном объеме. Такая мера взыскания не может быть применена в отношении лиц, проходящих военную службу по призыву, курсантов военно-образовательных профессиональных учреждений до момента подписания контракта о прохождении военной службы.

Конфискация

Принудительное безвозмездное изъятие объекта административного правонарушения и передача его в собственность государства.

Отметим, что конфискация, как мера административного взыскания, не предполагает изъятие всего имущества правонарушителя, каковым является мера уголовного наказания.

Настоящее законодательство предусматривает широкий круг применения такого вида административного взыскания. Вместе с тем, в Особенной части КоАП РФ увеличен перечень объектов, подлежащих конфискации, в частности, это могут быть валютные ценности, денежные средства, боеприпасы и оружие (за исключением случаев, когда охота и рыболовство являются основными законными источниками средств к существованию, ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ), средства связи с отсутствием сертификатов, этиловый спирт, незаконная печатная продукция, транспортные средства и другое. Конфискация объекта административного правонарушения назначается в судебном порядке.

Лишение специального права

Данная мера административного наказания применяется в отношении лиц, систематически нарушающих порядок пользования данным правом. Срок административного взыскания в виде лишения специального права может составлять от 1 месяца до 3-х лет. Отметим, что в соответствии с 3.8 КоАП РФ лишение специального права на управление транспортным средством, как мера административного воздействия, не может быть применена в отношении лица, использующего транспортное средство в связи с инвалидностью, исключения составляют:

  • случаи управления ТС в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • случаи уклонения от медицинского освидетельствования с целью установления состояния опьянения;
  • случаи оставления места ДТП, участником которого являлось лицо-инвалид, управляющее транспортным средством.

Административный арест

Данная мера административного наказания представляет собой самую строгую норму административной ответственности в отношении правонарушителя и предполагает содержание последнего в условиях изоляции от общества на определенный срок. Административное взыскание в виде ареста может быть назначено на срок - до 15 суток, за нарушение режима чрезвычайного положения, за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и ряд других нарушений - до 30 суток. Порядок содержания лиц, в отношении которых была вынесена мера административного наказания, во время отбывания административного ареста определен Федеральным законом от 26.04.2013 г. №67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста". Мера наказания в виде административного ареста не может быть применена в отношении следующих лиц:

Дисквалификация

Данная мера административного наказания представляет собой лишение права физического лица занимать руководящие должности, входить в совет директоров, заниматься предпринимательскими видами деятельности, управлять юридическим лицом. Срок дисквалификации, определенный законодательством, может составлять от 6 месяцев до 3-х лет. Данная мера административного наказания назначается в судебном порядке и может быть установлена в отношении:

  1. сотрудников, которые выполняют административно-хозяйственные, организационные либо распорядительные функции в исполнительном органе юридического лица;
  2. членов совета директоров;
  3. граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юр.лица.

Административное выдворение иностранных граждан без гражданства за пределы РФ

Данная мера административного наказания предполагает принудительное перемещение правонарушителя через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы. Практически все статьи КоАП РФ, содержащие данный вид наказания, закрепляют за собой право вынесения дополнительного наказания - административного штрафа. Административное выдворение за пределы РФ назначается в судебном порядке либо компетентными лицами органов исполнительной власти (например, сотрудниками пограничных органов). В случаях отсутствия необходимых средств у лица, выдворяемого за пределы РФ, его перемещение через Государственную границу производится за счет средств госбюджета.

Мера административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории РФ не применима к гражданам иностранных государств, являющихся военнослужащими.

Правила назначения административных наказаний регламентированы гл. 4 КоАП РФ.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ). Не допускается назначение наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей нормы, в том числе, назначение наказания выше высшего или ниже низшего пределов, установленных санкцией. Например, если санкция ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток, то не допускается вынесение предупреждения либо иного наказания, кроме административного штрафа и административного ареста. Кроме того, исключается возможность назначения штрафа в размере менее 4 тыс. и более 5 тыс. руб.

В то же время практика знает отдельные исключения из данного правила. Так, санкция ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ 1 сформулирована таким образом, что признание лица виновным в совершении данного правонарушения требует обязательного назначения указанного административного правонарушения. Однако в настоящий момент наблюдается практика иного толкования данной нормы высшими органами судебной власти. В частности, в постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П «Поделу о проверке конституционности Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко» Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (см. также постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П,

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача иностранным гражданином или лицом безгражданства.- Прим. авт.

от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.). С учетом этого Верховным Судом Российской Федерации как минимум в ряде случаев принимались решения об исключения из постановления о назначении административного наказания за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, административного выдворения за пределы Российской Федерации 1 .

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом закон не устанавливает формальных правил, в соответствии с которыми определяется размер наказания при наличии либо отсутствии указанных обстоятельств. Например, КоАП РФ формально не исключает возможности назначения минимального наказания при отсутствии смягчающих и наличии отягчающих обстоятельств.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, закреплен в ст. 4.2 КоАП РФ. К ним относятся раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; и т.д. Данный перечень является открытым, т.е. в качестве смягчающих с учетом имевших место обстоятельств судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать обстоятельства, не отраженные вст. 4.2 КоАП РФ, например аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для правонарушения, совершение административного правонарушения по мотиву сострадания и т.д.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, носит закрытый характер и закреплен в ст. 4.3 КоАП РФ. К ним относятся продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; и т.д. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения предусмотрено законом в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность. Однако судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

При назначении административных наказаний учитываются ограничения, установленные ч. 6 ст. 3.5 и ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, которые будут рассмотрены в дальнейшем.

1 См.: постановления Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 г. № 11 -АД 13-8; от 20 мая 2013 г. № 88-АД 13-2.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. В то же время при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ст. 4.4 КоАП РФ). При этом могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Административные наказания не преследуют цель восстановления причиненного потерпевшему ущерба. По общему правилу эта задача решается потерпевшим в порядке гражданского судопроизводства. Предусмотренный ст. 4.7 КоАП РФ порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, наделяет соответствующими полномочиями лишь судей.

Назначение административного наказания не освобождает лицо ог исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Например, факт привлечения лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 10.4 КоАП РФ, не освобождает его от необходимости принятия мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Если такие меры не будут приняты, лицо может повторно привлекаться к административной ответственности столько раз, сколько это необходимо для выполнения им установленной законом обязанности. При этом нет нарушения правила «Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение», поскольку основание для повторного привлечения к административной ответственности будет служить совершение хотя и аналогичного, но нового административного правонарушения.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации повторный протокол о длящемся правонарушении может быть составлен после вступления в законную силу предыдущего постановления о назначении административного наказания .

Особые условия применения мер административной ответственности

связаны с наличием обстоятельств:

  • исключающих противоправность деяния;
  • освобождающих от административной ответственности;
  • освобождающих от административного наказания;
  • ограничивающих административную ответственность. Законодательство не систематизирует данные обстоятельства,

в связи с чем в научной и учебной литературе отсутствует единообразие в подходах к их определению.

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния , связаны с ситуациями, когда совершенное лицом действие (бездействие) формально содержит в себе все необходимые элементы состава правонарушения, однако лицо не привлекается к административной ответственности, поскольку в силу нормативного предписания такое действие (бездействие) не может быть признано противоправным. К числу указанных обстоятельств относятся крайняя необходимость и причинение ущерба при реализации полномочия, предоставленного законом.

Согласно ст. 2.7 КоАП РФ («Крайняя необходимость») не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Примером может служить ситуация, когда сотрудники органа внутренних дел, задерживая правонарушителя, вынужденно нарушают правила дорожного движения или причиняют имущественный ущерб третьим лицам, тем самым совершая действие, формально содержащее признаки правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 КоАП РФ.

В практической деятельности весьма часто имеют место ситуации, когда реализация полномочий, предоставленных законом, связана с нарушением законодательства об административных правонарушениях. Например, применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия содержит признаки правонарушения, предусмотренного ст. 20.13 КоАП РФ, а если это происходило в ночное время, - то и соответствующей нормой закона субъекта Российской Федерации о действиях, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время. Блокирование транспортных коммуникаций влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.18 КоАП РФ. Однако ответственность не наступает, если данные действия осуществлялись в соответствии, например, с п. 10 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Во всех

подобных случаях отсутствует обязательный признак администра

тивного правонарушения - противоправность.

Такие обстоятельства, как невменяемость лица (ст. 2.8 КоАП РФ), недостижение им возраста административной ответственности и т.п., нс могут рассматриваться в качестве обстоятельств, исключающих противоправность деяния. Во всех подобных случаях лицо не привлекается к административной ответственности по иной причине - в силу отсутствия состава административного правонарушения.

Обстоятельства, освобождающие от административной ответственности , связаны с ситуациями, когда факт административного правонарушения (противоправного действия либо бездействия) фактически имеет место и устанавливается в ходе производства по делам об административных правонарушениях, однако в силу положений закона лицо освобождается либо может быть освобождено от административной ответственности.

К числу таких обстоятельств относятся:

Истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ). Речь идет о временном промежутке, в течение которого судьи, органы, должностные лица, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе принять решение о назначении административного наказания. Обычно данный срок составляет два месяца с момента совершения административного правонарушения (момента выявления длящегося правонарушения).

Если дело рассматривается судьей, этот срок составляет три месяца. За отдельные правонарушения, перечисленные в ст. 4.5, этот срок составляет один год, два года и даже шесть лет. При решении вопроса о размере срока давности привлечения лица к административной ответственности, требует учета объект правонарушения. Например, ст. 6.9 КоАП РФ («Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача») связана с нарушением законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, соответственно в случае совершения данного правонарушения срок давности привлечения липа к ответственности будет составлять один год;

Специальные основания освобождения от административной ответственности. Например, согласно примечанию к ст. 6.8 КоАП РФ лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Похожее основание нашло отражение и в примечании к ст. 6.9 и 6.16-1 КоАП РФ;

Наличие у правонарушителя особого статуса, исключающего возможность его привлечения к административной ответственности. Речь идет о военнослужащих, гражданах, призванных на военные сборы, и лицах, имеющих специальные звания, которые в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ за совершение административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность, кроме случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних;

Малозначительность административного правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений .

Лицо, которому объявлено устное замечание, не считается привлекавшимся к административной ответственности.

В отличие от УК РФ КоАП РФ не содержит общей нормы о деятельном раскаянии (лишь в соответствии с примечаниями к ст. 6.8, 6.9, 6.16-1 и т.д. КоАП РФ), не предусматривает возможности освобождения от ответственности в связи примирением с потерпевшим.

Обстоятельством, освобождающим от административного наказания. служит истечение срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания. Согласно ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Весьма условно к числу обстоятельств, освобождающих от административного наказания в виде административного штрафа, можно отнести несовершеннолетие правонарушителя. Согласно ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается не с самого правонарушителя, а с его родителей или иных законных представителей.

КоАП РФ не предусматривает какого-либо аналога условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождение от наказания в связи с изменением обстановки.

Назначенное административное наказание нельзя заменить на другое, за исключением случаев, когда это происходит в результате пересмотра в установленном порядке постановления по делу об административном правонарушении. Закон допускает только одну возможность сокращения размера назначенного административного наказания: судья, назначивший административное наказание в виде административного приостановления деятельности (например, ст. 6.13, 6.15, 6.16 КоАП РФ), в соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ и на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Обстоятельства, ограничивающие административную ответственность, связаны с категориями лиц, к которым в соответствии с требованиями КоАП РФ не могут применяться те или иные виды административных наказаний. Например, согласно ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам 1 и II групп, военнослужа-шим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контрол ю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Освобождение от административной ответственности или от административного наказания (в зависимости оттого, на каком этапе возникли указанные обстоятельства) может быть связано с изданием акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, а также с отменой закона, установившего административную ответственность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • 1. С какого момента лицо считается привлеченным к административной ответственности?
  • 2. Что является содержанием административной ответственности?
  • 3. Какие виды административных наказаний относятся к дополнительным?
  • 4. С какими правилами связано назначение административных наказаний?
  • 5. Кто от имени внутренних дел и органов наркоконтроля вправе назначать административные наказания за административные правонарушения в сфере оборота наркотиков?
  • 6. Какие обстоятельства относятся к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность?
  • 7. Какие обстоятельства относятся к числу исключающих противоправность деяния?
  • 8. Какие обстоятельства относятся к числу освобождающих от административной ответственности?
  • 9. Какие обстоятельства относятся к числу освобождающих от административного наказания?
  • 10. Какие обстоятельства относятся к числу ограничивающих административную ответственность?
  • См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 г. (угв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г.).
  • См.: п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Общие правила назначения административного наказания, кратко говоря, представляют собой условия, при которых к субъектам применяются те или иные санкции. Степень ответственности будет зависеть от характера совершенного проступка, имущественного статуса и личности виновного. Рассмотрим далее, что собой представляют административные наказания, система, общие правила их назначения.

Ключевые условия применения санкций

Их устанавливает КоАП (статья 4.1). Общие правила назначения административного наказания предписывают учитывать факторы, смягчающие и отягчающие вину субъекта. При применении санкции к юрлицам во внимание принимается не только характер проступка и имущественный статус, но и финансовое положение (платежеспособность). Общие правила назначения административных наказаний устанавливают, что привлечение субъекта к ответственности не освобождает его от обязанности, за невыполнение которой он был привечен к ответственности. Ни к кому нельзя применить санкции дважды за один проступок.

Ответственность за несколько проступков

В КоАП достаточно четко разъясняются условия, при которых допускается назначение административных наказаний, общие правила и сроки применения санкций. Если субъект совершил 2 и больше проступков, к ответственности он привлекается за каждый из них отдельно. Если несколько незаконных действий лица рассматриваются одним органом или служащим, к нему применяется одна санкция. Субъект, которому назначено наказание, будет считаться подвергнутым ему в течение года с даты завершения исполнения соответствующего постановления.

Основные признаки

Выступает в качестве разновидности юридической. Она выражается в применении органами, имеющими соответствующую компетенцию, или служащим санкции к субъекту, который совершил проступок. Административную ответственность характеризуют признаки, свойственные юридической. Вместе с этим существуют и специфические черты. Ключевые признаки ответственности по КоАП сводятся к следующему:

  1. Меры административного наказания предусматриваются как законными, так и подзаконными актами. Из этого следует, что ответственность обладает собственной нормативной основой. Положения, в соответствии с которыми применяются санкции, формируют самостоятельный административный правовой институт.
  2. В качестве основания для применения санкций выступает проступок.
  3. К ответственности привлекаются как граждане (несовершеннолетние, должностные лица и проч.), так и их объединения.
  4. За правонарушения предусматриваются взыскания.
  5. Меры административного наказания могут применяться различными компетентными органами и служащими. Это могут быть исполнительные структуры госвласти, местного самоуправления, суды и, собственно, судьи.
  6. Санкции применяются уполномоченными лицами и органами к субъектам, не находящимся в их подчинении. Этим общие правила назначения административных наказаний отличаются от порядка наложения дисциплинарных санкций.
  7. Привлечение к ответственности по КоАП не влечет увольнения и судимости.

Применение санкций к должностным лицам

Общие правила назначения административных наказаний предусматривают, что служащие привлекаются к ответственности в связи с совершением ими проступка, выражающегося в неисполнении либо ненадлежащем выполнении возложенных на них обязанностей. В качестве должностного лица выступает субъект, временно, постоянно либо в рамках определенных полномочий наделенный функциями представителя власти, осуществляющий организационно-распорядительную или хозяйственно-управленческую деятельность в госорганах, структурах местной власти, муниципальных и госучреждениях, ВС РФ, прочих войсках и формированиях.

Важный момент

Как указывают общие правила назначения административных наказаний, члены совета директоров, правлений и прочих коллегиальных органов, ревизионных, счетных комиссий, а также руководители организаций, которые наделены функциями единоличной исполнительной структуры юрлица, подвергаются санкциям как должностные лица. Данное положение действует в строго определенных случаях. В частности, субъекты привлекаются к ответственности как должностные лица, если ими совершены проступки, предусмотренные в следующих статьях: 15.17-15.22, 13.25, 15.24.1, 15.23.1, 14.24, 15.29-15.31, 19.7.3, а также ч. 9 ст. 19.5.

Общие правила назначения административных наказаний устанавливают также, что граждане, выступающие в качестве членов аукционных, конкурсных, единых или котировочных комиссий, сформированных муниципальными либо государственными заказчиками, бюджетными учреждениями, привлекаются к ответственности как должностные лица. Это положение распространяется на незаконные действия по ст. 7.29-7.32 КоАП. Субъекты ПБОЮЛ, совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности как должностные лица, если в Кодексе не устанавливается иное правило.

Применение санкций к зарубежным компаниям и иностранцам

Субъекты, являющиеся гражданами других государств, предприятия, зарегистрированные за пределами РФ, а также лица, которые не имеют гражданства, привлекаются к ответственности по общим правилам. Некоторые иностранцы могут обладать правовым иммунитетом. В случае совершения ими правонарушений вопрос о применении к ним административного наказания решается в соответствии с действующими международными правовыми нормами.

Применение санкций к организациям

Общие правила и принципы назначения административных наказаний устанавливают, что юрлица привлекаются к ответственности в случаях, определенных нормами раздела II КоАП либо федеральными законами. Если в положениях разд. I, III-V Кодекса не указывается, что санкции применяются только к юрлицам, они распространяются в равной степени и на граждан, и на организации. Исключение составляют случаи, когда наказание по смыслу статей может назначаться физлицам. При слиянии нескольких организаций к ответственности привлекается вновь созданное общество. В случае присоединения наказание применяется к принимающей компании.

При разделении/выделении из состава компании одной или нескольких фирм к ответственности привлекается лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли обязанности и права по имуществу/совершенным сделкам, в связи с которыми был совершен проступок. В случае преобразования административное наказание вменяется вновь созданной организации. Ответственность наступает вне зависимости от того, было ли известно предприятию о факте незаконных действий до окончания реорганизации.

Общие правила назначения наказаний: административные правонарушения

Понятие проступка зафиксировано соответствующей нормой. В положениях Кодекса закрепляются обязательные правила поведения, при нарушении которых виновному назначается наказание. Проступок характеризуется следующими признаками:

  1. Бездействием/действием.
  2. Виновностью.
  3. Наказуемостью.
  4. Противоправностью.

Рассмотрим их подробно.

Действие/бездействие

Выражаются в конкретном поведенческом акте. Наличие действия или бездействия указывает на невозможность привлечения к ответственности за намерения, мысли или цели. Нельзя рассматривать как правонарушение эмоции и чувства лица, не выраженные поступками. Мыслительный процесс не регламентируется нормами.

Противозаконность

В качестве административного нарушения может признаваться только такой поведенческий акт, который прямо запрещен нормами разд. II КоАП либо положениями законодательства. Если эти условия не соблюдаются, то привлечь к ответственности субъекта нельзя. Противоправность выступает в качестве одного из ключевых критериев правонарушения. Вторичным, производным от него признаком считается оценка последствий. Противоправным действием является целеустремленный волевой поступок лица, посягающий на общественные, частные или государственные интересы. Незаконным бездействием признается невыполнение либо ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей, установленных в законодательстве.

Неизбежность последствий

Наказуемость противоправных действий/бездействий неизбежна. Она рассматривается как предусмотренная в КоАП либо законе возможность привлечь к ответственности виновного. Наказание применяется для предотвращения совершения новых неправомерных деяний и самим виновным, и иными лицами. Санкции не могут унижать достоинство и честь человека, причинять физические страдания или наносить ущерб репутации.

Штраф

Административная мера наказания в виде денежного взыскания устанавливается в рублях. В соответствии с КоАП, гражданам может вменяться сумма, не превышающая 5 тыс. руб., должностным лицам - 50 тыс. руб., юрлицам - 1 млн руб. В случаях, установленных в ст. 14.42 и 14.40 КоАП, размер для организаций устанавливается до 5 млн руб. или выражается величиной, кратной:

  1. Стоимости предмета, на которое было посягательство, на момент завершения либо пресечения незаконного деяния.
  2. Сумме невыплаченных и подлежащих отчислению таможенных пошлин/сборов, незаконных операций с валютой, стоимости внешних и внутренних ценных бумаг либо денежных средств, зачисленных/списанных с неисполнением установленных предписаний о резервировании, валютной выручки, не реализованной в установленном порядке, капитала, не зачисленного в определенный срок на счет в уполномоченном банке, и проч.
  3. Максимальной (начальной) цене муниципального либо госконтракта при размещении заказов на производство работ, поставку продукции, оказание услуг, а также договора гражданско-правового характера, заключенного бюджетным предприятием.
  4. Сумме убытков/излишней прибыли, которых субъект избежал при неправомерном использовании инсайдерских данных либо манипулировании рынком.

Величина взыскания в любом случае не может быть менее 100 руб.

Предупреждение

Это мера наказания, которая выражается в официальном порицании организации либо гражданина. Предупреждение выносят в письменной форме. Оно устанавливается за проступки, совершенные впервые, если вследствие деяния не возник вред или его угроза в отношении здоровья/жизни населения, объектов растительного/животного мира, ущерб природе (или его вероятность), а также культурно-историческим памятникам, безопасности и обороноспособности государства, федеральному, муниципальному и частному имуществу.

Лишение специальных юридических возможностей

Данная мера наказания назначается за систематическое либо грубое нарушение правил реализации предоставленных ранее прав в случаях, установленных в Особенной части КоАП. Продолжительность действия санкции - 1-36 мес. Лишение права на управление ТС как мера наказания не может применяться к субъекту, использующему транспорт в связи с инвалидностью. Исключение составляют случаи, установленные в ч. 2 ст. 12.27, ч. 1 и 3 а также при уклонении от прохождения медосвидетельствования, пребывании за рулем в нетрезвом виде, оставлении места аварии, участником которой он является.

Арест

Этот заключается в содержании субъекта, который совершил в изоляции от общества. Арест может применяться только по решению суда, когда других санкций по обстоятельствам дела недостаточно. Данное наказание не может применяться к беременным, женщинам, на иждивении которых находятся дети до 14 лет, инвалидам 1 и 2 гр., несовершеннолетним. Максимальная продолжительность ареста - 15 суток. В этот период включается время задержания. В течение срока ареста работающему субъекту не начисляется зарплата. Однако данная санкция не влечет увольнения или судимости.

Правила назначения административных наказаний регламентируются главой 4 КоАП РФ.

1. Административное наказание может быть назначено только после того, как в действиях лица будет установлен полный состав административного правонарушения.

2. Оно назначается строго в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ иди санкции статьи Закона субъекта РФ.

3. Административное наказание назначается уполномоченным органом или должностным лицом в пределах их компетенции, т. е. при его назначении должна соблюдаться подведомственность дел, предусмотренная главой 23 и ст. 29.5 КоАП РФ.

4. Важным принципом назначения административного наказания является принцип индивидуализации наказания, который означает, что при выборе конкретной меры и размера наказания орган или должностное лицо должны учитывать характер совершенного правонарушения; личность виновного; его имущественное положение (для юридического лица имущественное и финансовое положение); обстоятельства, смягчающие (например, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим админиетративное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка и др.) и отягчающие (продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лип; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения и др.) административную ответственность (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ).

5. Административное наказание должно быть назначено с учетом срока давности привлечения к административной ответственности: постановление по делу об административном правонарушении, по общему правилу, не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. КоАП РФ устанавливает ряд исключений изданного правила (ст. 4.5 КоАП РФ).

6. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой наказание было назначено.

7. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

8. Последствием привлечения к административной ответственности является то, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

С июля 2002 года в нашей стране вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях. Вместе с этим появились понятия проступок, правонарушение, наказание за административное правонарушение и иные понятия.

  1. Понятие и признаки административного правонарушения
  2. Виды наказаний
  3. Уклонение от исполнения наказания

Что такое административное правонарушение?

Согласно Российскому законодательству все лица, совершившие административные правонарушения подлежат наказанию. Наказание за административное правонарушение — это форма ответственности за совершение действий, которые были направлены против здоровья, экологии, порядка, имущества и других материальных и моральных ценностей. Так же к проступкам и правонарушениям относятся бездействия, например, уклонение от уплаты алиментов или исполнения воинских обязанностей. Любое преступление, правонарушение или проступок имеет свои признаки.

Признаки правонарушения и кого будут наказывать?

Признаками административного проступка являются противоправность (когда действие противоречит закону) и виновность (человек совершает действие умышленно или по неосторожности, осознавая возможные последствия).

Наказанию подлежат как физические, так и юридические лица. В этом главное отличие КоАП от Уголовного кодекса. Возраст, с которого человек подлежит наказанию, начинается с 16 лет.

Интересный момент про возраст. Допустим гражданину Иванову 2 июня 2018 года исполняется 16 лет. В свой день рождения он совершает противоправное действие. Будет ли он наказан? Нет. По общему правилу, наступление возраста считается с полуночи следующего дня. Поэтому гражданин Иванов на момент совершения преступления будет считаться не достигшим возраста административной ответственности.

Так же в общем порядки подлежат административному наказанию в общем порядке иностранцы и лица не имеющие гражданства.

Правонарушения могут быть совершены как одним лицом, так и группой лиц. В таком случае наказание каждое лицо несет отдельно.

Виды наказаний

Кодекс об административных правонарушениях, в народе «административный кодекс» предусматривает 10 различных мер воздействия на незаконопослушных граждан. В самом кодексе наказания расположены в порядке «весомости» от самого мягкого к более серьезному.
По общему правилу, судья при вынесении решения не может назначить наказание ниже предусмотренной кодеком границы. Но при особых обстоятельства с недавнего времени судья вправе назначать штрафы в размере 50% от минимального порога. Такие обстоятельства должны быть доказаны в суде и иметь реальное обоснование. Так же при исполнении наказания в виде штрафа предусмотрено смягчение наказания в случае уплаты его в определенный срок. Это значит, что если штраф будет оплачен в срок от 30 дней, то сумма штрафа уменьшается в половину. Такая же «скидка» применяется, если вы оплачиваете штрафы через единый портал государственных услуг.

В видах наказаний следует разбираться детально:

Предупреждение
Суть заключается в том, что оно должно иметь официальный письменный вид. В предупреждение дают негативную оценку поведению и предупреждают о невозможности такого поведения в будущем. Такого рода наказание назначается лицам, которые совершили незначительные проступки впервые и неумышленно. Важно: нельзя путать административное пресечение с административным наказанием. Например, когда сотрудник полиции делает предупреждение в устной форме, без вынесения постановления – это не будет являться административным наказанием. В качестве наказания предупреждение обязательно должно быть письменно зафиксировано.
Штраф Самый «популярный» вид административного наказания. – это денежное взыскание с физического или юридического лица. Мерами определения такого наказания служат минимальный размер оплаты труда, сумма неуплаченных обязательных взносов, например, налогов, стоимость предмета нарушения (имущества).

Минимальный размер такого штрафа – 949 рублей, максимальный целых 60 миллионов. Сумма штрафа зависит от того, кто совершил преступление. Для простых граждан максимальная сумма штрафа ограничена 8000 рублей, для должностных лиц -50000, а для юридических штрафы доходят до десятка миллионов.

Такие предметы изымаются в собственность государства бесплатно. Далее предметы реализуются, с выручки уплачивается ущерб и вычитаются расходы на саму реализацию. Важно понимать, что в случае если изъятый предмет является необходимым для деятельности, которая приносит единственный доход – изъять его не имеют права. Например, у охотника или рыбака не смогут изъять орудия его деятельности, если он докажет, что эти занятия единственный законный источник дохода.
Специальными правами называют не те права, которое дарованы нам конституцией. Эти права получают на законных основаниях. Право на управление транспортным средством, на рыбалку или охоту и другие. Лишить такого права могут лицо, которое превышает полномочия и неправильно использует такие права. Примером служит лишение лицензии на владение оружием. Законом ограничен срок максимального лишения специального права до 3 лет.
Административный арест

Можно констатировать, что в КоАП является одной из самых суровых видов наказания. Максимальный срок ареста составляет 30 суток и применяется к лицам, совершившим правонарушения в сферах организации митингов, нарушении режима чрезвычайных ситуаций и в тех областях, где задействовано законодательство о наркотиках и психотропных препаратах. Нарушения в иных областях наказывается арестом до 15 суток. Так же законом определена исключительность назначения такого наказания, и лица, к которым оно не может быть применено. Нельзя назначить арест беременной женщине, сотрудникам с определенными специальными званиями. Не подлежать такому наказанию женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, а также дети от 16 до 18 лет. Так же такое наказание не назначат военнообязанному мужчине, которого призвали на военные сборы или инвалидам первой и второй группы. С момента задержания лица до момента вынесения решения о наказании проходит время. Этот срок учитывается и включается в арест.
за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства Наказание заключается в том, что указанные лица принудительно и под контролем компетентных органов выдворяются за пределы границы государства. В определенных случаях назначается контролируемый, но самостоятельный выезд такого лица. Наказание не применяется к иностранным лицам, находящимся на военной службе. Гарантией исполнения наказания является содержания нарушителя в специальном учреждении до момента его вывоза за пределы страны. Самостоятельный выезд может быть назначен, когда совершается за счет самого гражданина или организации, которая его пригласила.
Это по сути лишение лица права занимать определенные должности, которые несут под собой функции управления. Например, осуществлять предпринимательскую деятельность, занимать должности в исполнительных органах управления коммерческих организаций, должности государственной гражданской службы.

Этот вид наказания применяется только к лицам, которые на момент совершения преступления уже занимались такого рода деятельностью. Максимальный срок дисквалификации составляет 3 года, а минимальный – 6 месяцев.

Это временный запрет на осуществление той же деятельности, за которую предусмотрена дисквалификация. Назначается она к тем же лицам, совершившим правонарушение в меньшей степени тяжкое. Приостановление деятельности может быть применено в случае если возникает угроза здоровью людей и их жизни, например, эпидемии. Так же применяется в сферах незаконных доходов, финансового террора. Федеральным законом от 5.02.2018 года в статью были внесены изменения. Согласно им, такое наказание может применяться так же в области реализации документов и билетов на матчи чемпионата FIFA Максимально ограничить деятельность можно до 90 суток. При «исправлении» нарушителя и исправлении последствий правонарушения, судья может возобновить деятельность досрочно.
Данный вид наказание предусматривает, что нарушитель должен выполнять бесплатные общественно-полезные деяния. В случае если лицо трудоустроено или находится на обучение такие работы выполняются в его свободное время. Сроки обязательных работ могут быть назначены от 20 до 200 часов. Поскольку такой вид наказания строго ограничен условием, при которым лицо не может отбывать наказание во рабочее или учебное время, то законом оговорен срок выполнения таких работ ежедневно не более 4 часов. При отсутствии у нарушителя работы и учебы или иной занятости суд может увеличить такой срок до 8 часов в день. Никто не застрахован от болезней или иных жизненных обстоятельств, поэтому закон учитывает подобные факторы и при исполнении наказания сроки могут быть перенесены или сдвинуты по времени. Контроль за выполнением таких работ возлагается на судебного пристава и организацию, в которой такое наказание исполняется.
на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения Достаточно новый вид наказания, который появился 2 года назад. Такое наказание может быть применено к лицу, нарушившему правила поведения на спортивных мероприятиях. Срок наказания достаточно суров от полугода до 7 лет. Гражданин, получивший такое наказание вносится в специальный список, который ведется компетентными органами. В связи с проведением в нашей стране крупных массовых спортивных мероприятий, исполнение данного вида наказания достаточно жестко контролируется.

Кто может назначить административное наказание?

Не все наказания назначаются судом. В КоАП предусмотрено назначение административного наказания иными должностными лицами. К примеру штраф может выписать сотрудник правоохранительных органов, а вот арестовать может только суд. Такие виды наказания как выдворение за пределы РФ назначаются в зависимости от места обнаружения правонарушения. Если нарушение зафиксировано при переходе границы России, такое наказании назначают сотрудники таможни, а если нарушение обнаружено позже- судья.

Любое назначенное административное наказание должно быть исполнено. В случае обнаружения факта уклонения от исполнения будет составлен протокол о новом правонарушении. Суд учтет неправомерное поведение повторно и назначит куда более строгое наказание.

И еще немного…

В моментах, касающихся назначения всегда имеет места принцип индивидуализации нарушителя. При выборе наказания должностными лицами или органами оценивается характер совершенного правонарушения. Его тяжесть, обстоятельства совершения. При назначении штрафа обязательно будет учтено имущественное положение лица, уровень его доходов и расходов.

Существуют и смягчающие обстоятельства. Например, деятельное раскаяние (признание вины, выплата ущерба или исправление испорченного). Так же смягчается наказание для несовершеннолетних, беременных или женщин, имеющих малолетних детей. Некоторые категории наказаний к ним вовсе не применяются, например, арест или обязательные работы. Отягчающими вину обстоятельствами могут стать то, что, совершая правонарушение был привлечен несовершеннолетний, проступок совершен повторно.

Максимальный срок, в течении которого может быть назначено наказание, по общему правилу три месяца с момента составления протокола.

И конечно, никто не может быть наказан за одно и то же правонарушение, преступление и проступок дважды.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...